Пелагея: "Засиделась я в красном кресле". Пелагея о своей взрослой жизни

Фотография: Михаил Королев

С Пелагеей мы познакомились нынешним летом на фестивале в Уфе. Сразу перешли на ты, хотя, как выяснилось позже, улыбчивая и вроде бы открытая Пелагея довольно долго держит дистанцию с новыми людьми. А во время нашей беседы в Москве я узнал немало других неожиданных подробностей о певице, которую на проекте «Голос» полюбила вся страна.

Нет, ни за что! Я неконкурсный человек по натуре. Есть люди, которых нужно подстегивать всё время, которых нужно ставить в неудобные для них ситуации, тогда они начинают показывать свои лучшие стороны. Я же другая. У меня нет духа состязательности. Я ведь достаточно стеснительная.

Это правда?

Да, правда. Хотя как наставник сама я часто говорю: «Ребята, не волнуйтесь, это не соперничество. Мы просто делаем революцию на телевидении и вообще в шоу-бизнесе российском».

Революция в чем заключается?

Революция в том, что это всё живьем, это всё по-честному. Это живые эмоции. В конце концов, такая неформатная музыка, которая зачастую звучит в этом проекте, никогда не звучала на Первом канале, тем более в рейтинговой передаче. Опять же количество людей, которые смотрят эту программу, доказывает, что нашему народу нужен не только Стас Михайлов. Вот не только!

Когда тебя пригласили в этот проект, ты, наверное, сразу согласилась?

Нет, я взяла пару дней - на подумать. Мне нужно было всё взвесить.

А ты такая девушка обстоятельная во всем?

Да, во всем. Мне нужно обязательно спокойно взвесить все плюсы и минусы. Ведь у меня есть основная деятельность, которая таковой и остается, - это мои концерты, моя группа «Пелагея». Но, посмотрев американский Voice, я поняла, что это не очередная «Фабрика звезд» или «Алло, мы ищем таланты». Это проект другой формации и очень искренний.

Из членов жюри с кем ты ближе всего?

Я, на самом деле, очень люблю всех членов жюри. У меня с каждым из них свои отношения, своя история.

Тебя в проекте называют Поля, но ведь ты же Пелагея.

Всё правильно, Поля, не Полина. Меня в честь прабабушки назвали. Баба Поля умерла накануне моего рождения. Мы с ней разминулись немножко в этом мире. Но я считаю её своим ангелом-хранителем.

Давай тогда поговорим о твоем детстве. Ты ведь очень рано начала выступать.

В три года. В следующем году у меня 25-летие творческой деятельности. (Смеется. )

А где же ты выступила в три года?

Это была выставка моей мамы и отчима в Питере. Мы тогда там жили. Мама делала картины из ткани. Сейчас она художественный руководитель нашей группы и музыкальный продюсер. Ну а тогда, помню, я уже вовсю пела дома, не могла молчать. Мама и предложила: «Иди спой, пусть это будет частью выставки». Я вышла, начала петь, мне все захлопали, я дико испугалась, заплакала, застеснялась.

Поразительно, ты так запомнила детали столь раннего дебюта.

Я вообще себя помню прямо с трех лет очень хорошо. Конкретно этот момент у меня в ощущениях остался навсегда. Я начинала несколько раз запевать эту песню несчастную: «Во ку... во кузнице». В результате ничего не получилось. Вышел мой отчим, взял меня на руки и унес со сцены, сказав: «Ну что, довольны? Ребенка пугали!» Я думала, что такого позора никогда больше в жизни не выдержу. Это был провал.

Потом как-то, когда мне было уже лет шесть, маму пригласили на радио, и она меня взяла с собой. Ведущий спросил ее: «Вот вы в прошлом певица, может быть, споете?» И тут я: «А можно я спою?» И спела «Сронила колечко» - замечательный плач сибирский. И видимо, ко мне в тот момент какая-то уверенность пришла. И всё. И дальше уже всё закрутилось.

Ты начала выступать в концертах с девяти лет. А в школе-то успевала учиться?

Конечно. Я хорошо училась. Я была гиперответственным ребенком. Я вообще гиперответственный человек. В первом классе училась в обычной школе, а потом перевелась в спецшколу при Новосибирской консерватории.

Почему в Новосибирске? Ты же говорила, что жила в Питере.

Я родилась в Новосибирске, потом в три года уехала в Питер, потом вернулась в Новосибирск и потом, в одиннадцать лет, переехала в Москву. Вот такая география.

Теперь я понимаю, почему меня тянет к тебе. У меня ведь мама из Новосибирска, и там наша родня. Так что мы с тобой родственные души. В Новосибирске ты рано стала знаменитостью?

В Новосибирске - да. Потом еще случился КВН. Но КВН случился именно потому, что я уже была таким локально популярным ребенком в Новосибирске.

Местным вундеркиндом?

Ну да. Хотя я никогда не обращала на это внимания, потому что я не амбициозный человек. Не нужно, чтобы меня хвалили чужие люди. Уверенность в себе мне могут дать только близкие люди - те, чье мнение для меня авторитетно.

Ты по характеру лидер?

Я не могу назвать себя слабой. Пыталась из себя долгое время такую строить, пока была помоложе. Даже не то чтобы строить, я думала, что я действительно мягкая, пушистая и очень слабая. Но на самом деле наоборот. У меня сейчас такой период - принятие себя и знакомство с собой как со взрослым человеком.

Что ты имеешь в виду?

Я очень долго всё ждала, когда же я вырасту. Я ждала, что что-то щелкнет - и я вдруг изменюсь и превращусь внутренне во взрос­лого, зрелого человека. Я всё ждала, когда же это произойдет, когда же этот рубильничек выключится и я сразу пойму, что жизнь поделилась на до и после: вот это было детство и юность, а вот теперь я взрослая Поля. И вот я поняла, что этого щелчка просто не услышу.

В 27 лет ты наконец с собой познакомилась?

Я давно с собой пытаюсь знакомиться. Просто я еще как-то меняюсь. Мне все говорят, что я за последний год очень изменилась - и внешне и внутренне. Вижу сама, что изменилась, но мне сложно как-то это проанализировать. Я совсем-совсем стала женщиной, наверное.

А что помогло твоему превращению?

Не знаю. Может быть, проект «Голос». Потому что я была всегда скорее ученицей, скорее человеком, который внимает информации, впитывает в себя ее, нежели человеком, который может вкладывать в другого какие-то зерна мысли, творчества. Я всегда была исполнителем. У меня всегда был свой наставник в лице мамы, и я безоговорочно ей доверяла и доверяю до сих пор.

Все у тебя в жизни идет по нарастающей. Это потому, что так обстоятельства складываются, или потому, что ты к этому прикладываешь усилия?

Потому что так складываются обстоятельства. Я очень счастливый человек, потому что я появилась в семье моей мамы, моих родителей, моих бабушки с дедушкой. Собственно, меня как в парнике вырастили, и вот нате, держите. А потом уже надо было прикладывать усилия.

А сейчас нет ощущения, что ты живешь в том же самом парнике? Мама, как я понимаю, тебя безмерно опекает.

Нет, что ты! Я же с восемнадцати лет живу отдельно. Причем это была идея мамы. И сейчас уже, когда я сама взрослая девушка, я смотрю назад и понимаю, что это был очень верный стратегический шаг.

Это скорее по-европейски, а не по-российски - выпустить в восемнадцать лет в самостоятельное плавание.

Я как раз в восемнадцать лет заканчивала ГИТИС.

Когда же ты успела туда поступить?

В пятнадцать лет поступила, в девятнадцать окончила. И с тех пор живу одна.

Ты была психологически нацелена на такую самостоятельность?

Естественно, я не умела готовить, потому что готовила всегда для меня мама. Но научилась. Научилась вообще свое хозяйство вести. С тех пор я абсолютно самостоятельный человек. Очень люблю свое одиночество и тщательно его оберегаю. Я постоянно на гастролях. Там вообще не выхожу из номера. Если мы выезжаем в тур по восемнадцати городам, то буквально три-четыре раза я поужинаю вместе с ребятами из группы. Всё остальное время - только одна. Я так концентрирую силы.

И дома ты тоже любишь быть одна?

Люблю, но при этом я еще и в ответе за тех, кого приручила. (Улыбается.) У меня много друзей, мы нуждаемся друг в друге, и друзьям частенько требуется мое участие.

Какого рода участие?

Совет прежде всего. Я себе не могу помочь советом, а всем окружающим я могу по полочкам всё разложить.

То есть ты можешь быть психологом для других?

Скорее психоаналитиком. Я задаю правильные вопросы, вывожу людей на какие-то решения.

В свое время Майя Михайловна Плисецкая, выдающаяся балерина (я делал про нее фильм), сказала мне такую фразу: «Я никогда в жизни никому ничего не советую, потому что за совет могут и проклясть».

Ну я же не даю совета, например, уходить от мужчины или нет. Я так не скажу никогда в жизни. Я лучше спрошу: почему ты так хочешь, а может быть, ты хочешь вот этого на самом деле или вот этого? И человек, пока мне отвечает на вопросы, сам для себя формулирует точку зрения.

Мне ничего не известно про твою личную жизнь, психоаналитик Пелагея .

Я ничего и не скажу тебе.

Ну хорошо, начнем издалека. Насколько ты влюбчивая?

Я не влюбчивая. Я была влюбчивой в детстве, когда была совсем маленькой. Мне нравился то Дмитрий Харатьян, то Сергей Жигунов. А так я не влюбчивая. И конечно, чем ты старше, тем сложнее. Опыт ворует эмоции.

Ты такую хорошую фразу сейчас произнесла: «Опыт ворует эмоции».

Даже не мой опыт, а опыт общения с разными людьми, наблюдение за другими семьями.

А была у тебя такая любовь, чтобы на разрыв аорты?

Была. Конечно, была. И это очень круто, потому что это невероятный опыт, который в том числе сделал из меня того человека, которым я сейчас являюсь.

Когда это случилось?

Давно уже.

Сейчас ты не влюблена и тебе хорошо?

Мне вообще отлично сейчас. Я сейчас разбираюсь сама с собой, это очень интересно.

Ты сильная, красивая, успешная. Это может отпугивать мужчин от тебя, как ты думаешь?

Это надо у мужчин спрашивать, я не знаю.

Ты сама этого не ощущаешь?

Нет, не ощущаю. Я понимаю, что наверняка некоторые люди боятся со мной знакомиться. И правильно делают. Потому что со мной вот так запросто нельзя познакомиться. У меня другое воспитание. Я знакомлюсь только через каких-то общих друзей, это не может быть случайностью.

Может, ты когда-то обжигалась на этой почве, раз такая осторожная в общении?

Нет, не припомню такого.

Когда я говорил, что с Пелагеей буду встречаться, все в один голос восхищались: какая она прекрасная, какая веселая, какая хохотушка. Я вижу, что ты другая. Я с тобой общаюсь сейчас и понимаю, что внутри ты и не хохотушка вовсе. Может быть, и жизнерадостная, но при этом серьезная и содержательная.

Ну ладно, поржать-то я тоже люблю. (Хохочет. ) Я ни на экране, ни на сцене вообще ничего из себя не строю. Наверное, многие так думают, но в моем случае это действительно так, я не умею выдавать себя за другую. Поэтому актриса из меня более чем посредственная, не умею кардинально перевоплощаться. Я рассудительная, но при этом не рассудочная. В том-то и дело, что я живу сердцем.

Я в голове могу всё по полочкам разложить, но поступки совершаю так, как мне подсказывает сердце. В этом смысле я абсолютно девочка такая. Я эмоционально неустойчивая очень.

То есть десять раз в день у тебя может поменяться настроение?

Это жутко, да? (Смеется. ) Дело в том, что я не боюсь выглядеть как-то некрасиво и нелепо. Например, когда я сижу на «Голосе», то не думаю, как повернуться, чтобы было красиво. Просто обычно девушки так не ведут себя. Может быть, это вообще дурной тон для кого-то. Но меня действительно просто кроет от количества эмоций, которые на меня там падают, и я ничего не могу с этим поделать. Я ведь достаточно открытый человек.

С одной стороны, ты говоришь, что осторожная в общении, с другой - что открытый человек. Где логика? Не понимаю.

До меня сложно достучаться. Но если уж это происходит… Я просто не хочу тебе рассказывать про свою личную жизнь, а всё остальное - пожалуйста.

Но почему, Пелагея? Ты же красивая молодая женщина.

Вот ты выключишь диктофон, Вадим, и я тебе расскажу всё что угодно. Я не хочу это рассказывать читателю. У меня нет никаких секретов, потому что ничего особенного не происходило. А рассказывать какие-то подробности - не вижу в этом смысла. Как не вижу смысла сниматься обнаженной в мужских журналах.

Предлагают?

О да! Но я не вижу в этом смысла для себя как для артистки. Возможно, я странненькая, но есть вещи, которые я не делаю. Я не участвую в определенных передачах, ток-шоу. Не даю интервью сомнительным желтым изданиям и так далее. Мне не нужно пиарить себя, раскрывать себя для всех, заинтересовывать собой лично публику.

Для меня важно прежде всего творчество. У нашей группы есть своя миссия. Мы все-таки занимаемся таким сложным жанром - русским этно-роком.

Ты говоришь, что у тебя миссия. Какая?

Миссия сделать так, чтобы та русская песня, которую знаю и которую я искренне люблю, нашла заново своих адептов.

Слишком громкое это слово - «миссия».

Громкое слово. Я его тоже побаиваюсь, но не у меня лично миссия, а у нашей группы. Это важно. И люди на концерты приходят по всей стране и за ее пределами. Огромные залы переполнены.

Жизнь складывается так, как тебе хотелось бы на сегодняшний день?

Безусловно! Я счастливый человек. Конечно, у меня есть какие-то пожелания, хочется еще многое пережить.

Скажи, а что тебя может выбить из колеи?

Несправедливость, ощущение своей беспомощности. Особенно в ситуации, которая никак от меня не зависит.

Бывает такое, что ты удивляешь сама себя?

Бывает. Вот, например, последний раз это было на одном из эфиров «Голоса», когда мне пришлось отразить, скажем так, одну атаку. Не хочу вдаваться в подробности, чтобы не задеть других людей.

Не обсуждаешь истории, которые связаны с другими людьми?

Да, ни с кем не обсуждаю. Даже с друзьями.

Почему? Какой произошел момент, когда ты закрылась внутренне?

Когда стало слишком много интереса к моей жизни. Как от незнакомых людей, так и от знакомых. Я же не проснулась знаменитой в одночасье. У меня не было такого, что вот я никому не нужна, а потом просыпаюсь и все меня знают, и все меня узнают, и я нарасхват.

У меня было постепенное построение карьеры, какая-то история творческой жизни, и вдруг спустя некоторое время я поняла, что ситуация вокруг изменилась качественно. Не знаю, в лучшую или худшую сторону, но поэтому я и закрылась.

Конечно. Я чувствую, что моя нервная система уже работает в резервном режиме. Поэтому всё время очень близко слезы. Очень ужасно и очень сложно выгонять людей с проекта. Но это правила игры, и для меня это преодоления себя. Я сама с собой борюсь.

Наверное, тебе тяжело восстанавливать душевные силы?

Это точно. Я давно уже хочу поехать на випассану куда-нибудь.

Куда-куда?

Випассана - это обет молчания на десять дней. Практически без еды и по восемнадцать-девятнадцать часов медитации в день. Никаких книжек. Я хочу такой эскейп.

Где это происходит?

Вообще это происходит по всему миру и совершенно бесплатно.

Это такой момент затворничества, причем глобального, да?

Конечно. При этом ты живешь в комнате с другим человеком незнакомым, медитируешь с другими тридцатью людьми и так далее. Но глобально ты абсолютно сам с собой. Я вообще очень люблю отдыхать одна. Несколько раз путешествовала по Израилю в абсолютном одиночестве. Насыщалась энергетикой, духом новым и возвращалась полная сил, чтобы опять отдавать, отдавать.

Ясно: ты и природа, ты и Вселенная. Без посредников.

Конечно. В Израиле еще очень классно, потому что никто к тебе не пристает.

А где пристают?

В Москве ужасные хамы. На дороге жмут. Видят, что блондинка за рулем, и всё.

А почему, кстати, тебе захотелось стать блондинкой? Или это твой натуральный цвет?

Я от природы русенькая. Покрасилась в знак протеста. Мне все говорили, что мне очень не пойдет блонд. Я тогда была жгучая брюнетка, прямо черного цвета. А потом поняла, что я и есть блондинка, это моя масть. Я как-то понежнее, поспокойнее, поженственнее стала.

Мы с тобой встречаемся в такое предновогоднее время. Не могу не спросить, как ты Новый год любишь встречать?

Вообще для меня Новый год - это семейный праздник. Мама, бабушка и дедушка. Бой курантов я должна провести с ними, а потом могу усвистать куда угодно. Но мы всей семьей должны спеть гимн, обязательно спеть стоя, причем мы поем старый вариант, советский. Потом я должна всем раздать бумажки и ручки, мы должны написать желание, поджечь его бенгальским огнем, опустить в шампанское и выпить. В общем, после этого мы все свободны. Но вот этот момент единения семейного… Для меня действительно эти три человека - мама, бабушка и дедушка - самые ближайшие люди, и это люди, которые любят меня всю мою жизнь.

У тебя сейчас слезы в глазах. Почему? Родные живы и здоровы, слава богу, всё хорошо.

Они живы, здоровы. Но когда я говорю, что это мои самые близкие люди, что они меня любят и так больше никто меня не любит, то мне сразу как-то… (Вытирает слезы.)

Ты всё время рассказываешь про маму, а отец?

Отец не фигурирует. Нет такой фигуры.

Ты в детстве чувствовала недостаток мужского внимания?

Никогда. Мне хватало мамы, и потом у нас всегда были какие-то интересные тусовки дома, приходили музыканты, художники. Я с детства общалась с огромным количеством взрослых, очень необычных, интересных людей, причем со мной всегда разговаривали на равных, никто не сюсюкал никогда. Мне подсовывали огромное количество правильной музыки. Вообще эта жажда к саморазвитию и самопознанию, конечно, из детства. У нас всегда было много книг интересных.

А я читаю с трех лет. Первая моя книжка - «Гаргантюа и Пантагрюэль». В девять лет мама мне выдала самиздатовское издание «Мастера и Маргариты». Я почти сутки читала эту книжку. Мне даже в школу разрешили не идти, чтобы я ее дочитала.

Что-нибудь поняла в девятилетнем возрасте, читая Булгакова?

Поняла. И с тех пор перечитывала «Мастера» раз пять. У меня есть много таких книг, к которым я возвращаюсь. Вот сейчас держу под рукой книгу Экхарта Толле «Сила момента сейчас». Она о саморазвитии, об осознанности момента, чтобы не жить прошлым и не фантазировать о будущем, а понимать, что счастье здесь и сейчас. С собой таскаю огромную «Анну Каренину», она такая, зараза, тяжелая, но ничего не поделаешь. Еще я читаю «Бесов» Достоевского и «Женщин» Буковски.

То есть несколько книг ты читаешь параллельно?

Да, потому что нужны паузы, чтобы подумать…

…чтобы всё было гармонично?

Чтобы я была гармонична, чтобы я была спокойна. Я очень слежу за тем, что транслирую в мир, потому что это огромная часть моей профессии. Люди приходят на концерт и получают от меня энергию. Но эта энергия должна быть чистая и глобально спокойная. Для этого я должна быть спокойна внутри, а не рефлексировать.

Знаешь, когда я познакомилась с Бобби Макферрином, который поет Don’t Worry, Be Happy, я была совершенно поражена, насколько он мирный. Это один из самых известных музыкантов на нашей планете. У него масса премий «Грэмми», проданных пластинок, денег, в конце концов. А ты на него смотришь и понимаешь, что там внутри такая глубина и это абсолютно тихий и спокойный океан.

Океан в реальности тихий-тихий, а потом как накроет тебя тяжелой волной с головой!

Да, но глобально там нет волн. Понимаешь? Хочется такое же спокойствие внутри обрести. Очень.

Нет предела совершенству. Но ты на пути, и это самое главное.

Главное - не останавливаться.

Легендарный режиссер Эмир Кустурица сказал ей при личном знакомстве: "Я слышал в мире всё. Но такого нет нигде. Ты - самое невероятное, что есть сейчас в музыке"... Маргарет Тейчер называла ее русской Эдит Пиаф, а Борис Ельцин - символом возрождающейся России. Узнаваемая во всем мире русская певица с уникальным голосом впервые дает интервью, в котором рассказывает о своей духовной жизни и о своем пути к Богу... Яркая на сцене, такая искренняя и скромная в личном общении, несравненная Пелагея - гость «Православного Симбирска».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Пелагея Сергеевна Ханова - российская фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Исполняет русские народные песни, романсы и авторские сочинения. Пелагея родилась 14 июля 1986 года в Новосибирске в творческой семье. Мать Светлана Ханова (педагог по режиссуре и актерскому мастерству, в прошлом джазовая певица) является продюсером и режиссёром группы «Пелагея».

С ранних лет Пелагея проявила себя как незаурядная вокалистка - превосходный слух, чистые интонации, индивидуальный тембр, способность легко воспроизводить различные вокальные манеры, широкий диапазон и тончайшее проникновение в музыкальный материал - данные, полученные ею от Бога, всегда приводили в восторг не только неискушенную публику, но и всех специалистов. Очень быстро СМИ разнесли по стране известие, что в Сибири живет девочка, обладающая редким даром "вокального вундеркинда", тогда они и окрестили ее "Национальным достоянием России".

В 2009 году участвовала в телешоу «Две звезды», а в 2012 и 2013 гг. участвует в качестве тренера-наставника в вокальном телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале». С отличием закончила эстрадный факультет института РАТИ (ГИТиС). Проживает в Москве.

Награды и звания:
1994 год — Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.
1996 год — Победитель конкурса «Утренняя звезда», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».
2007 год — Премия «Лучший рок-альбом года» за пластинку «Девушкины Песни».
2007 год — Номинация «Открытие года» на МузТВ (при отсутствии эфиров - у группы до сих пор нет ни одного клипа).
2008 год — Премия «Триумф» за вклад в Российскую культуру.
2009 год — Премия в области рок-н-ролла «Солистка года» («Наше радио»).

Официальный сайт группы "ПЕЛАГЕЯ" http://www.pelagea.ru

— Пелагея, правда ли, что Ваше творчество благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Где состоялась Ваша встреча?
— Это было в 1995 году, тогда меня девятилетнюю девочку позвали в Москву. По приглашению от Московской Патриархии я в качестве ведущей и певицы выступала в Кремле. Там и состоялась моя, наверное, судьбоносная встреча с Патриархом. Могу сказать, что он удивительный человек! Я благодарна Богу, что Святейший дал благословение на мой творческий путь и мне удалось несколько раз в жизни пообщаться с ним лично. В тот день он сказал мне очень важные слова и благословил меня.

— Благословение Патриарха - это большая честь, но в тоже время и огромная ответственность... Как это событие повлияло на Ваше творчество?
— Дело в том, что я всегда очень серьезно отношусь к тому, что делаю на сцене, что говорю и как себя веду. Люди публичные в этом смысле должны быть особо ответственными! Я вижу большую проблему в том, когда люди не отвечают за свои поступки и многими вещами занимаются спустя рукава. И тут не имеет значения, что именно ты делаешь. Если ты строишь дом - ты должен строить его хорошо. Ну а если ты занимаешься каким-то творчеством, тебе не должно быть стыдно, и даже более того - ты должен нести добро, помогать людям. Что касается моего творчества, то мне совершенно не стыдно за то, чем я занимаюсь. Мы действительно это делаем от чистого сердца. Все по-настоящему! Я сердечно рада, если людям нужно наше творчество и оно приносит радость и пользу какую-то - в этом я, как певица вижу свою миссию.

— Без сомнений Вы - артистка уникальная, у Вас необыкновенно красивый голос... Но как не загордиться, зная, что обладаешь особыми талантами и дарованиями?
— У меня наоборот есть проблема в том, что мне часто приходится убеждать себя, что у меня все хорошо, что я сильный талантливый человек и т.д. Всегда предельно серьезно и адекватно отношусь к себе. И прекрасно знаю, что могу, что у меня получается, и в тоже время понимаю все свои недостатки, свои недочеты. Моей главной проблемой является лень. Много времени могла бы потратить с большей пользой и добиться чего-то большего. Ведь необходимо развивать качества и способности в большей степени, чем они развиты сейчас. Вообще у меня никогда не было проблем ни со звездной болезнью, ни с зазнайством. Более того, меня всегда окружали правильные люди, которые не давали мне зазнаться. И потом у меня всегда со мной рядом мама, с которой так прямо скажем, не забалуешь!

— Думаю, и Вы в свою, очередь, тоже воспитаете хороших детей!
— Очень на это надеюсь! Понимаете, у моей мамы была изначально правильная позиция - ограждать меня от зла, развивать благородные качества. Очень важно научить ребенка различать добро и зло, плохое и прекрасное. И я так же буду воспитывать своих детей. Сейчас у меня два крестника и я стараюсь как можно больше времени проводить с ними, быть примером для них, воспитывать их в вере. Важно не загрязнять душу чем попало, не быть всеядным. Считаю, что это во многом разрушает наш внутренний мир. Надо свою душу всегда заставлять трудиться. Вот есть такая фраза, что опыт ворует эмоции. И нам нужно сделать так, чтобы наши эмоции, наши сердечные чувства не были сворованы. Чтобы мы реагировали даже на какие-то мелочи и радости, так же искренне как в детстве, чтобы мы не черствели, не грубели. Это особенно важно в условиях современности. А вообще у каждого человека должен быть духовный компас внутри, помогающий ориентироваться в жизни, не сбиться с пути. Правильный ориентир нам всегда укажут Заповеди Божии.

— Люди, которые пришли к вере часто рассказывают о событиях, которые перевернули их сознание, устремления и вообще смысл жизни... Случались ли такие события в Вашей жизни?
— Да, конечно. Всегда чувствую, что Господь со мной рядом. Каждый день благодарю Бога за мою счастливейшую жизнь! Я очень удачливый человек - и это именно рука Божия. Понимаю, что мало этого заслужила... Просто с раннего детства была словно со счастливой звездой. Со мной Ангел Хранитель, помощь которого чувствую. Совершенно не понимаю людей, которые считают себя фаталистами. Я ежедневно убеждаюсь, что чудеса есть. И в моей жизни их было много. Чудеса каждый день случаются! Поэтому сложно назвать что-то конкретное…

— Вы бывали на Святой Земле. Это были гастроли или паломничество?
— Потребность души скорее. Знаете, я очень люблю Иерусалим... Дважды была там и оба раза одна. Я поклонилась великим святыням христианства. Посетила Храм Гроба Господня. В последней поездке вообще все 10 дней провела в абсолютном одиночестве. Много думала, переживала. Молилась. Так получалось, что оба раза уезжала в Иерусалим в достаточно тяжелые периоды своей жизни. Мне было нужно многое пересмотреть. И лучшего места, чем Святая Земля, я не могла найти! Посещение этого мета - особое событие в моей жизни, что-то перевернулось внутри, многое осознала. Я честно говорю - ничего подобного я в жизни не испытывала…

— Пелагея, а когда Вы покрестились?
— Меня крестили в детстве в Новосибирске, мне было всего 3 годика. Преподобная Пелагея - моя небеная покровительница. А назвали меня в честь моей прабабушки Пелагеи Кирилловны. Я с детства знала, что Бог есть и что Он всегда рядом со мной. Мама воспитывала меня в вере, водила в храм. И уже с возрастом я начала изучать теологию, читать духовную литературу, историю религий. Сравнивала другие религии, пытаясь вникнуть и понять для себя: «Почему я православная?» И постепенно пришла к твердому осознанию того, что мне близка и понятна именно эта конкретная религия. Всей душой, умом и сердцем понимаю, что Православие - это моя вера! И я дорожу этой святыней! Конечно, не могу сказать, что я воцерковленный человек. У меня, кстати, церковь рядом с домом. Стараюсь исповедоваться, причащаться, но к сожалению, пока не нашла себе духовника. Я много читаю. Люблю книги отца Александра Меня. Там нахожу ответы на вопросы, которые меня особенно волнуют. Когда мне становится трудно, тяжело на душе, я иду в церковь, и мне становится гораздо легче.

— А в череде гастрольных будней случались какие-то удивительные события?
— Да, конечно! Однажды мы были с концертом в Уссурийске. И там как раз был пояс Пресвятой Богородицы. Зная, какие огромные очереди по всей стране были и, особенно в Москве, нам просто чудом удалось приложиться к этой великой святыне. И когда на следующий день утром, когда мы вылетали в Москву, я сидела в бизнес зале, ожидая самолет, батюшки вновь внесли этот пояс. Это милость Божия, несомненно…

— Пелагея, а вера накладывает какой-то отпечаток на творческую деятельность?
— Безусловно. Мы, например, не даем концерты в страстную седмицу, всегда тщательно продумываем содержание своих сольников. К православным праздникам готовим специальные выступления, на Рождество, например. Я всегда молюсь перед концертом. Многое изменилось в моей душе с тех пор, как я начала поститься, последние 4 года. Святая Пасха стала для меня самым радостным и самым любимым праздником! Пост дает столько сил и энергии, это благодатно влияет и на мою творческую жизнь. В нашем репертуаре особое место занимают песни духовной тематики - это «Жертва вечерняя», «Отжил я свой век», «Рождественская», «Христос Воскрес» и другие. Бог дал мне талант, и я должна преумножать Его дары.

— А возникало когда-нибудь желание петь в церковном хоре?
— Не поверите, но когда была маленькой, моим самым любимым увлечением была игра в церковный хор! Храмовые службы с их красивыми молитвами производили на меня такое большое впечатление, что я даже дома напевала песнопения! Конечно, тогда не знала слов служб, но изображала голосом батюшку и церковный хор - в точности как пели в церкви. Помню, что закрывалась в комнате и могла часами петь, петь, петь! Тогда я еще не выступала на сцене, мы жили в Санкт-Петербурге. И однажды у нас в гостях был один профессор из Питерской консерватории. И представляете, он довольно долго наблюдал за мной в замочную скважину, потом подошел к маме и сказал, что мне нужно обязательно заниматься музыкой. У нее есть серьезные к этому способности. Это символично, но именно тогда мы решили всерьез заняться вокалом.

— Вы православный человек, но в интервью крайне редко говорите на эту тему. Это с чем-то связано?
— Знаете, для меня вообще вопросы религии очень личные. И я действительно практически никогда говорю на эту тему с журналистами, т.к. для меня это более интимные вещи, чем даже личная жизнь. Но Ваше издание стало исключением. Я нередко пою народные песни, а там очень много обращений к Богу... У нас великая уникальная русская культура, богатые традиции. Все это нужно беречь и ценить. Мы должны знать свои корни, свою историю. Я убеждена - нам надо искать опору именно в Православной вере, это очень важно. Я сама не представляю своей жизни без Бога… Имеет ли она тогда вообще смысл?

— Ваши пожелания читателям!
— Желаю вам любить жизнь, ценить каждый ее миг. Ведь самое главное в жизни - это Любовь. Любовь в самом высоком смысле - к жизн, к ближним, к Богу...

Надежда ЗЕМСКОВА.
(Газета "Православный Симбирск" № 14 (334), 25.07.12)

Новости митрополии

18.02.2019

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе

По-женски щедра на эмоции. Ее гипнотическое обаяние безотказно действует на мужчин и детей. Но тому, кто рассчитывает на ее профессиональный совет, не стоит давить на жалость.

– Пелагея, в чем, по-вашему, причина феноменального успеха шоу «Голос»?

– Если честно, к такому резонансу я была не готова. Но каждый из нас работал даже не на пределе своих возможностей, а зачастую превышая их… А главное – на площадке нас захлестывали искренние, неподдельные эмоции, справиться с которыми мы подчас были не в состоянии. Когда вкладываешь в свою работу душу – неважно, строишь ты баню или участвуешь в шоу, – и то, и другое получится на уровне. Так что секрет именно в этом.

– А в чем смысл этого шоу? Ведь особых перспектив, как я понимаю, у победителей нет.

– Не согласна! Ребята ездят по стране, некоторые собирают приличные залы. В концерте, посвященном Дню Победы, из десяти участников четверо были из «Голоса». В конце концов, приложи энное количество труда и вкуса – и пожалуйста, площадок для самоутверждения предостаточно. Иное дело, что обвинять кого-то в своих неудачах привычнее. Однажды Михаил Боярский о детском «Голосе » сказал: «Я этого не понимаю. Детей обижать нельзя. Но чего не сделаешь ради рейтинга».

А дети, кстати, в большинстве своем не обижались. Для них это просто некая игра. В свое время для меня самой пение было, скорее, удовольствием. Признаюсь, от участия в детском проекте я упорно отказывалась. Но когда Юрий Аксюта в качестве аргумента привел ситуацию с детским публичным творчеством, в котором у нас полнейшая дыра, я согласилась. Действительно, ведь после «Утренней звезды » детям некуда было податься. И многих наш конкурс подтолкнул если не к занятию музыкой, то к выбору «правильной» музыки…

– А своего ребенка вы отправили бы на такой конкурс?

– Для начала его надо родить, а потом посмотреть, к чему у него лежит душа. Может, он захочет участвовать в математических олимпиадах.

– Принимали ли вы на шоу решения, о которых в дальнейшем жалели?

– Совсем уж непростительных ошибок не было, хотя на первых порах, возможно, я и проявляла недальновидность. Но не имеет смысла оглядываться назад, мне важен настоящий момент.

– Правила этого шоу были жесткими, особенно для нашей страны, где любят посочувствовать. Кстати, даже куратор из Голландии признал, что у нас получился драматичный «Голос». Я не придерживалась никакой стратегии и была собой. Для меня вообще подобные расчеты сродни опасениям, как бы не наморщить лоб, а то вдруг морщины появятся. Живу на полную катушку.

– Тем не менее вас обвиняли в искусственности, работе на публику…

– Я не настолько хорошая актриса! Помню, когда посмотрела первые исходники, расстроилась: «Господи, ну вот тут можно было спокойнее реагировать и там». Но фишка в том, что часто я вовсе забывала о съемке. Например, «слепые» прослушивания шли в течение трех дней с утра до вечера, мы отсмотрели 150 человек. О чем угодно забудешь!

– Если бы вы вдруг решили поучаствовать в подобном шоу, что выбрали бы?

– Народную песню.

– А если бы вас не взяли, как это случилось с Глебом Матвейчуком ?

– Я изначально туда не пошла бы! Сама ситуация, при которой я должна что-то кому-то доказывать, для меня губительна. Меня надо хвалить, любить и говорить приятные вещи – тогда я расцветаю. А эти спортивные гонки выбивают из колеи, мне сразу хочется отойти в сторону.

– Из-за отсутствия соревновательного духа вы никогда не хотели участвовать в конкурсе «Евровидение»?

– Когда я хотела – а это было еще до выступления Русланы с ее этнической музыкой, – меня никто не брал. А когда люди наконец поняли, что в этом есть фишка, мне уже стало неинтересно. В этом году я переживала за мою близкую подругу Полю Гагарину . Она, в отличие от меня, действительно хочет завоевать мир.

– Вы не амбициозный человек?

– Мне хватает эмоций в России. Для меня гораздо важнее ездить по своей стране, доказывая, что нашей культурой стоит гордиться. Так что поговорка «Где родился, там и сгодился» обо мне.

Берегу репутацию

– В Сети нет ни одной фотографии, раскрывающей тайны вашей личной жизни. Как вам удается избежать пристального внимания папарацци?

– Наверное, я выбрала правильный жанр, который привлекает людей, интересующихся не формой, а содержанием. Кроме того, я скучный персонаж: никогда не раздуваю информационный пожар, не участвую в политических баталиях. Меня нет в социальных сетях, за исключением Instagram, но и там только мои близкие друзья. Для меня это способ быть в курсе их жизни. Использовать этот ресурс как платформу для получения денег за рекламу я не буду.

– Предложения поступают регулярно, но я их отклоняю. И не потому что считаю рек­ламу унизительным способом заработка – просто мне нужна уверенность в эффективности рекламируемого продукта. Имя – это то, что я зарабатывала долгие годы.

– А деньги имеют для вас значение?

– Без денег, конечно, не обойтись, но я не настолько зависима от того уровня жизни, которого достигла за последние несколько лет. Финансами занимается мама, сама я плохо умею считать, а уж тем более копить деньги. Поскольку своей семьи у меня пока нет, я с удовольствием трачу деньги на путешествия, здоровье и своих друзей.

– У вас есть свой ритуал перед выходом на сцену?

– Я всегда молюсь. Мы с ребятами встаем в кружок, что-то мычим, и за это время я успеваю прочитать молитву. Кроме того, в день концерта стараюсь свести к минимуму любое общение, чтобы не растрачивать энергию.

– Вы знаете, что такое провал?

– Однажды прямо во время исполнения песни у меня пропал голос. Мне показалось, мир рухнул! Я извинилась и ушла со сцены. С моей точки зрения, это был провал, я до сих пор помню этот момент.

– Как вас приняла Москва?

– С распростертыми объятиями! Мама стала тем бампером, о который разбивались все козни недоброжелателей и неприятности. Она – мой защитник, благодаря ей я выросла в тепличных условиях. Я имею в виду не финансовую составляющую, а любовь.

– Но с завистью наверняка сталкиваться приходилось?

– Ну, от предательства никуда не деться и по сей день. Предают даже близкие. Как говорится, в семье не без урода. Но у меня есть любимая до неба и обратно бабушка, дедушка, мамочка, и я до сих пор нахожу себе друзей. Настоящих.

– Вы умеете прощать?

– Не прощаю ложь. Может, оттого, что сама очень сильно «палюсь», когда пытаюсь обмануть. Так что врать не умею и другим не позволяю. Недавно прочитала: «Предательство сродни состоянию, когда тебе отрубили руки: простить можешь, но обнять – никогда». Я умею простить и проститься навсегда.

– А постоять за себя?

– За последние несколько лет научилась отстаивать свое мнение. Раньше, сталкиваясь с пренебрежением: мол, кто ты такая? – сразу смирялась и уходила.

– Вы производите впечатление явного экстраверта. Состояние депрессии вам знакомо?

– А как же! Правда, стараюсь не позволять депрессии завладеть мною целиком, но иногда накрывает. Тогда можно и поплакать, но лучше просто выспаться.

«Раньше, сталкиваясь с пренебрежением (мол, кто ты такая), сразу смирялась и уходила».

Модно быть собой

– Как вы относитесь к повальному увлечению пластической хирургией?

– Недавно встретилась с девочкой, которая исправила себе форму ушей. Всю жизнь она мучилась из-за лопоухости: «Я до этого и не жила, а теперь такая счастливая! Могу сделать высокий хвост или гладкую прическу…» Что в этом плохого? Но когда все становятся похожими на биороботов с огромными губами и одинаковым выражением лица, словно кто-то сзади ударил арматурой, это странно. В какой-то момент я даже поблагодарила судьбу за то, что и губы у меня потоньше, и нос покороче, и грудь поменьше. Зато я выделяюсь! А вообще я ценю женскую красоту. Но не стандартную, словно скроенную по единому лекалу. Индивидуальность – вот что самое ценное в человеке.

А сами себя ее лишили!

– Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы. Я сделала это исключительно для себя, а вовсе не из-за существующей моды на худышек.

«Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы».

– Мода имеет для вас значение?

– В наше время модно все: хиппи-шик, классика, шестидесятые – пожалуйста! Главное, правильно компоновать вещи. Так что для меня стиль важнее, чем мода. Я, например, люблю и платья, и брючки. И слава Богу, к 30 годам уже понимаю, что мне идет, а что только подчеркнет недостатки.

– У вас на шоу были классные украшения для волос!

– Мама сделала их своими руками. Она ведь все костюмы для группы шьет сама. Кстати, я их и в повседневной жизни ношу, но на сцене они выглядят уместнее.

– Я знаю, что вы большая поклонница сумок и обуви. Много накопилось?

– Много, и каждая по-своему дорога. Но я к вещам не привязываюсь, расстаюсь легко. Понравившуюся кому-то вещь отдам без сожаления.

– Однажды вы сказали, что вряд ли будете петь час­тушки, поскольку они содержат матерные слова. В жизни вы тоже избегаете табуированной лексики или можете припечатать?

– Могу, и ругаю себя за это, причем теми же словами. Но стараюсь сдерживаться.

– Вы занимаетесь спортом?

– Раньше мне очень помогала йога. Но теперь я хочу попробовать пилатес. Эта гимнастика больше подходит для моей спины. Пришло время заняться корректирующими упражнениями.

– При вашей занятости телефон – вещь необходимая. Но хоть на ночь вы его выключаете?

– Уже несколько лет мой телефон работает в режиме «без звука». Но иногда кажется, что меня могут достать где угодно. Компьютер тоже не мое, максимум кино посмотреть.

– Вы сказали, что не жалеете денег на путешествия. А в какой стране вам было наиболее комфорт­но?

– Огромное впечатление произвел на меня Израиль и стал моей любовью навсегда. Очень хотелось бы посмотреть Японию – страну с сильными традициями. С моей точки зрения, клевый город Лондон… Но, как бы пафосно ни звучало, лучше всего мне на родной земле.

Беседовала Анна Абакумова

Пелагея (Пелагея Сергеевна Ханова). Родилась 14 июля 1986 г. в Новосибирске. В восемь лет поступила без экзаменов в Новосибирскую специальную музыкальную школу при Консерватории и стала первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю школы. В 2005 г. окончила РАТИ с красным дипломом. В этом же году основала группу «Пелагея». Была замужем за режиссером Comedy Woman Дмитрием Ефимовичем.

За последний год Пелагея Ханова превратилась из традиционного украшения правительственных концертов и торжественных церемоний в одну из самых востребованных певиц страны. Голосистая девушка-вундеркинд, впервые вышедшая на сцену в четырехлетнем возрасте, теперь поет народные песни под рок-аранжировки для сверстников, которые обеспечивают ей первые места в хит-параде «Нашего радио» и аншлаги на московских концертах. Три года назад Пелагея выпустила дебют, а в феврале у нее выходит вторая пластинка «Девушкины песни».

Пять лет назад на церемониях вручения наград вы появлялись одна и вас представляли как певицу Пелагею. Сейчас на вашем сайте написано «Сайт группы «Пелагея»». Так что такое «Пелагея» — певица или группа?

Группа. Как раз эти пять, вернее, шесть лет были потрачены на создание группы, которая — я не люблю громкие слова, но никак иначе сформулировать не могу — возрождает русскую культуру. Я не миссионер, просто есть желание и силы исполнять народную музыку так, как она звучала бы, появившись сегодня. Мне гораздо интереснее работать с песнями, написанными задолго до моего рождения. Каждая из них уже со своей огромной историей, и я воспринимаю их как свои, а не как написанные кем-то.

Где вы находите песни? Ездите в этнографические экспедиции?

К сожалению, я лично никогда не ездила. В наш век высоких технологий можно пользоваться услугами фондов, сотрудники которых ездят в эти экспедиции. Мы слушаем архивы и выбираем то, что нам надо.

Почему вы поете в том числе и заезженные фолк-стандарты вроде «Валенок», а не выбираете только что-нибудь действительно редкое?

«Валенки» — отличная песня. Ее знают и те, кто жил еще в СССР, и те, кто этой страны не застал… Нам она очень нравится. На концертах мы ее играем в панк-рок-версии — получается очень позитивный и безбашенный финал.

Люди обычно боятся пускать в семью товарно-денежные отношения, а у вас продюсер — мама. Не возникает в связи с этим проблем?

Наоборот, это очень удобно. Дело в том, что я совершенно не умею считать. Я не знаю, сколько денег лежит у меня в кошельке. Я и таблицы умножения не знаю! Меня очень легко обмануть. Я не знаю гонорара группы «Пелагея». Честно! Мне это неинтересно. Таким образом, я могу спокойно заниматься своим делом. Вместе с мамой — она же у нас еще и музыкальный продюсер. Ну и вообще, все в семью (смеется).

А вы вообще воспринимаете музыку как работу?

Мне не с чем сравнивать. Я никогда не вставала рано утром, чтобы идти на работу. Все, что я делаю, — это единственное, что я люблю. Пока у меня нет детей, музыка для меня будет на первом месте. Я воспринимаю это как профессию с детства. Привыкла, что я должна развиваться, работать над собой. В частности, сейчас параллельно пишу диссертацию по психологии. Пока мозги воспринимают информацию, надо их использовать.

На сцене вы совершенно не походите на человека, который «работает», — эдакий комок счастья. Профессия вам не доставляет неудобств?

А это и есть счастье — такая работа. Единственный минус в моей профессии — перелеты и переезды, которые сказываются на голосе. Ну и общение с большим количеством людей — на это уходит много энергии. Но эти минусы с лихвой компенсируются, когда выходишь на сцену.

Да! Самые страшные моменты в моей жизни связаны с ситуациями, когда у меня были проблемы с голосом, а нужно было петь. Мне проще по карнизу прогуляться: если я свалюсь, то умру, и все. А вот если я потеряю голос, не знаю, что буду делать. Придется, наверное, прогуляться по карнизу (смеется). Я свой голос не заработала, я палец о палец не ударила, чтобы он у меня был. Пению не училась. Техники, которые в этих случаях якобы помогают, для меня темный лес.

Вы хотите сказать, что просто в детстве взяли и запели?

Да, мне повезло. Понимаете, можно петь как Жанна Фриске — да простят меня ее поклонники, а можно — как Скин (экс-солистка группы Skunk Anansie. — Прим. Time Out). И Жанна никогда не будет петь как Скин, сколько бы уроков у нее ни взяла. Хотя бы потому, что Скин — черной расы, а Жанна — белой. Очень многого можно добиться школой и техникой, но у людей, которые сами себя развивали, всегда есть потолок. А у певиц от природы вроде Эллы Фицджералд нет потолка.

Потому что пора. Во всем мире это давно произошло, до нас просто медленно доходит. Еще через пару лет интерес будет сильнее, это точно. На Украине практически у любой группы в песнях заметны фольклорные нотки — просто они гордятся своей страной! При этом, конечно, народную музыку нужно адаптировать. Это мне интересно слушать, как поет какая-нибудь бабушка, но я к этому пришла, прослушав огромное количество материала, — и то не каждая бабушка мне понравится! А молодому человеку, который сейчас сидит на иностранной музыке, бабушкины песни покажутся странными. Ему сначала нужно освободить организм от шлаков.

Легендарный режиссер Эмир Кустурица сказал ей при личном знакомстве: "Я слышал в мире всё. Но такого нет нигде. Ты - самое невероятное, что есть сейчас в музыке"... Маргарет Тейчер называла ее русской Эдит Пиаф, а Борис Ельцин - символом возрождающейся России. Узнаваемая во всем мире русская певица с уникальным голосом впервые дает интервью, в котором рассказывает о своей духовной жизни и о своем пути к Богу... Яркая на сцене, такая искренняя и скромная в личном общении, несравненная Пелагея - гость «Православного Симбирска».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Пелагея Сергеевна Ханова - российская фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Исполняет русские народные песни, романсы и авторские сочинения. Пелагея родилась 14 июля 1986 года в Новосибирске в творческой семье. Мать Светлана Ханова (педагог по режиссуре и актерскому мастерству, в прошлом джазовая певица) является продюсером и режиссёром группы «Пелагея».

С ранних лет Пелагея проявила себя как незаурядная вокалистка - превосходный слух, чистые интонации, индивидуальный тембр, способность легко воспроизводить различные вокальные манеры, широкий диапазон и тончайшее проникновение в музыкальный материал - данные, полученные ею от Бога, всегда приводили в восторг не только неискушенную публику, но и всех специалистов. Очень быстро СМИ разнесли по стране известие, что в Сибири живет девочка, обладающая редким даром "вокального вундеркинда", тогда они и окрестили ее "Национальным достоянием России".

В 2009 году участвовала в телешоу «Две звезды», а в 2012 и 2013 гг. участвует в качестве тренера-наставника в вокальном телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале». С отличием закончила эстрадный факультет института РАТИ (ГИТиС). Проживает в Москве.

Награды и звания:
1994 год — Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.
1996 год — Победитель конкурса «Утренняя звезда», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».
2007 год — Премия «Лучший рок-альбом года» за пластинку «Девушкины Песни».
2007 год — Номинация «Открытие года» на МузТВ (при отсутствии эфиров - у группы до сих пор нет ни одного клипа).
2008 год — Премия «Триумф» за вклад в Российскую культуру.
2009 год — Премия в области рок-н-ролла «Солистка года» («Наше радио»).

Официальный сайт группы "ПЕЛАГЕЯ" http://www.pelagea.ru

— Пелагея, правда ли, что Ваше творчество благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Где состоялась Ваша встреча?
— Это было в 1995 году, тогда меня девятилетнюю девочку позвали в Москву. По приглашению от Московской Патриархии я в качестве ведущей и певицы выступала в Кремле. Там и состоялась моя, наверное, судьбоносная встреча с Патриархом. Могу сказать, что он удивительный человек! Я благодарна Богу, что Святейший дал благословение на мой творческий путь и мне удалось несколько раз в жизни пообщаться с ним лично. В тот день он сказал мне очень важные слова и благословил меня.

— Благословение Патриарха - это большая честь, но в тоже время и огромная ответственность... Как это событие повлияло на Ваше творчество?
— Дело в том, что я всегда очень серьезно отношусь к тому, что делаю на сцене, что говорю и как себя веду. Люди публичные в этом смысле должны быть особо ответственными! Я вижу большую проблему в том, когда люди не отвечают за свои поступки и многими вещами занимаются спустя рукава. И тут не имеет значения, что именно ты делаешь. Если ты строишь дом - ты должен строить его хорошо. Ну а если ты занимаешься каким-то творчеством, тебе не должно быть стыдно, и даже более того - ты должен нести добро, помогать людям. Что касается моего творчества, то мне совершенно не стыдно за то, чем я занимаюсь. Мы действительно это делаем от чистого сердца. Все по-настоящему! Я сердечно рада, если людям нужно наше творчество и оно приносит радость и пользу какую-то - в этом я, как певица вижу свою миссию.

— Без сомнений Вы - артистка уникальная, у Вас необыкновенно красивый голос... Но как не загордиться, зная, что обладаешь особыми талантами и дарованиями?
— У меня наоборот есть проблема в том, что мне часто приходится убеждать себя, что у меня все хорошо, что я сильный талантливый человек и т.д. Всегда предельно серьезно и адекватно отношусь к себе. И прекрасно знаю, что могу, что у меня получается, и в тоже время понимаю все свои недостатки, свои недочеты. Моей главной проблемой является лень. Много времени могла бы потратить с большей пользой и добиться чего-то большего. Ведь необходимо развивать качества и способности в большей степени, чем они развиты сейчас. Вообще у меня никогда не было проблем ни со звездной болезнью, ни с зазнайством. Более того, меня всегда окружали правильные люди, которые не давали мне зазнаться. И потом у меня всегда со мной рядом мама, с которой так прямо скажем, не забалуешь!

— Думаю, и Вы в свою, очередь, тоже воспитаете хороших детей!
— Очень на это надеюсь! Понимаете, у моей мамы была изначально правильная позиция - ограждать меня от зла, развивать благородные качества. Очень важно научить ребенка различать добро и зло, плохое и прекрасное. И я так же буду воспитывать своих детей. Сейчас у меня два крестника и я стараюсь как можно больше времени проводить с ними, быть примером для них, воспитывать их в вере. Важно не загрязнять душу чем попало, не быть всеядным. Считаю, что это во многом разрушает наш внутренний мир. Надо свою душу всегда заставлять трудиться. Вот есть такая фраза, что опыт ворует эмоции. И нам нужно сделать так, чтобы наши эмоции, наши сердечные чувства не были сворованы. Чтобы мы реагировали даже на какие-то мелочи и радости, так же искренне как в детстве, чтобы мы не черствели, не грубели. Это особенно важно в условиях современности. А вообще у каждого человека должен быть духовный компас внутри, помогающий ориентироваться в жизни, не сбиться с пути. Правильный ориентир нам всегда укажут Заповеди Божии.

— Люди, которые пришли к вере часто рассказывают о событиях, которые перевернули их сознание, устремления и вообще смысл жизни... Случались ли такие события в Вашей жизни?
— Да, конечно. Всегда чувствую, что Господь со мной рядом. Каждый день благодарю Бога за мою счастливейшую жизнь! Я очень удачливый человек - и это именно рука Божия. Понимаю, что мало этого заслужила... Просто с раннего детства была словно со счастливой звездой. Со мной Ангел Хранитель, помощь которого чувствую. Совершенно не понимаю людей, которые считают себя фаталистами. Я ежедневно убеждаюсь, что чудеса есть. И в моей жизни их было много. Чудеса каждый день случаются! Поэтому сложно назвать что-то конкретное…

— Вы бывали на Святой Земле. Это были гастроли или паломничество?
— Потребность души скорее. Знаете, я очень люблю Иерусалим... Дважды была там и оба раза одна. Я поклонилась великим святыням христианства. Посетила Храм Гроба Господня. В последней поездке вообще все 10 дней провела в абсолютном одиночестве. Много думала, переживала. Молилась. Так получалось, что оба раза уезжала в Иерусалим в достаточно тяжелые периоды своей жизни. Мне было нужно многое пересмотреть. И лучшего места, чем Святая Земля, я не могла найти! Посещение этого мета - особое событие в моей жизни, что-то перевернулось внутри, многое осознала. Я честно говорю - ничего подобного я в жизни не испытывала…

— Пелагея, а когда Вы покрестились?
— Меня крестили в детстве в Новосибирске, мне было всего 3 годика. Преподобная Пелагея - моя небеная покровительница. А назвали меня в честь моей прабабушки Пелагеи Кирилловны. Я с детства знала, что Бог есть и что Он всегда рядом со мной. Мама воспитывала меня в вере, водила в храм. И уже с возрастом я начала изучать теологию, читать духовную литературу, историю религий. Сравнивала другие религии, пытаясь вникнуть и понять для себя: «Почему я православная?» И постепенно пришла к твердому осознанию того, что мне близка и понятна именно эта конкретная религия. Всей душой, умом и сердцем понимаю, что Православие - это моя вера! И я дорожу этой святыней! Конечно, не могу сказать, что я воцерковленный человек. У меня, кстати, церковь рядом с домом. Стараюсь исповедоваться, причащаться, но к сожалению, пока не нашла себе духовника. Я много читаю. Люблю книги отца Александра Меня. Там нахожу ответы на вопросы, которые меня особенно волнуют. Когда мне становится трудно, тяжело на душе, я иду в церковь, и мне становится гораздо легче.

— А в череде гастрольных будней случались какие-то удивительные события?
— Да, конечно! Однажды мы были с концертом в Уссурийске. И там как раз был пояс Пресвятой Богородицы. Зная, какие огромные очереди по всей стране были и, особенно в Москве, нам просто чудом удалось приложиться к этой великой святыне. И когда на следующий день утром, когда мы вылетали в Москву, я сидела в бизнес зале, ожидая самолет, батюшки вновь внесли этот пояс. Это милость Божия, несомненно…

— Пелагея, а вера накладывает какой-то отпечаток на творческую деятельность?
— Безусловно. Мы, например, не даем концерты в страстную седмицу, всегда тщательно продумываем содержание своих сольников. К православным праздникам готовим специальные выступления, на Рождество, например. Я всегда молюсь перед концертом. Многое изменилось в моей душе с тех пор, как я начала поститься, последние 4 года. Святая Пасха стала для меня самым радостным и самым любимым праздником! Пост дает столько сил и энергии, это благодатно влияет и на мою творческую жизнь. В нашем репертуаре особое место занимают песни духовной тематики - это «Жертва вечерняя», «Отжил я свой век», «Рождественская», «Христос Воскрес» и другие. Бог дал мне талант, и я должна преумножать Его дары.

— А возникало когда-нибудь желание петь в церковном хоре?
— Не поверите, но когда была маленькой, моим самым любимым увлечением была игра в церковный хор! Храмовые службы с их красивыми молитвами производили на меня такое большое впечатление, что я даже дома напевала песнопения! Конечно, тогда не знала слов служб, но изображала голосом батюшку и церковный хор - в точности как пели в церкви. Помню, что закрывалась в комнате и могла часами петь, петь, петь! Тогда я еще не выступала на сцене, мы жили в Санкт-Петербурге. И однажды у нас в гостях был один профессор из Питерской консерватории. И представляете, он довольно долго наблюдал за мной в замочную скважину, потом подошел к маме и сказал, что мне нужно обязательно заниматься музыкой. У нее есть серьезные к этому способности. Это символично, но именно тогда мы решили всерьез заняться вокалом.

— Вы православный человек, но в интервью крайне редко говорите на эту тему. Это с чем-то связано?
— Знаете, для меня вообще вопросы религии очень личные. И я действительно практически никогда говорю на эту тему с журналистами, т.к. для меня это более интимные вещи, чем даже личная жизнь. Но Ваше издание стало исключением. Я нередко пою народные песни, а там очень много обращений к Богу... У нас великая уникальная русская культура, богатые традиции. Все это нужно беречь и ценить. Мы должны знать свои корни, свою историю. Я убеждена - нам надо искать опору именно в Православной вере, это очень важно. Я сама не представляю своей жизни без Бога… Имеет ли она тогда вообще смысл?

— Ваши пожелания читателям!
— Желаю вам любить жизнь, ценить каждый ее миг. Ведь самое главное в жизни - это Любовь. Любовь в самом высоком смысле - к жизн, к ближним, к Богу...

Надежда ЗЕМСКОВА.
(Газета "Православный Симбирск" № 14 (334), 25.07.12)

Новости митрополии

18.02.2019

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе