Патриотизм - почему так важно прививать чувство патриотизма? Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к россии у дошкольников

Одна из основных проблем современного российского общества - разобщенность. Патриотические чувства россиян в современных условиях могут выступать в качестве сплачающих российское общество. Сущность проявляется в готовности пожертвовать своими интересами ради интересов Родины.

В основном, люди сейчас мотивированы на свои личные цели. Данную позицию, как кажется, можно объяснить отсутствием в стране национальной идеи, общественной цели, стратегического курса. Отсутствие идеи, цементирующей российское общество, ведёт к его социальному, национальному, религиозному расслоению. Преодоление же сложившегося положения на основе воссозданной, антигосударственной никогда не приведёт к возвеличению России.

Идеология, какой бы она не была, не в силах сплотить людей на принадлежности к нации; она объединяет на политической, партийной основе. Идеологизированное чувство патриотизма - это чувство любви к партии, что всячески противоречит не только назначению патриотизма, но и его общепринятому пониманию как любви к Родине. Показателем уровня патриотизма можно считать желание покинуть Россию. Большинство россиян,78%, довольны тем, что родились именно в России, и если бы могли выбирать, то выбрали её же. Но в тоже время переезд на постоянное место жительства в другую страну считают нормальным или допустимым 62% россиян. Это подтверждает пассивную патриотическую позицию: чувство любви к Родине и гордость за принадлежность к своей нации. Потребность же в практическом проявлении этих чувств, согласно статистике, испытывают только от 2-7 % россиян.

Почему это происходит? В большей степени, на наш взгляд, данная ситуация связана с усилением индивидуалистических чувств и снижением коллективизма. А также сегодняшняя бюрократизированная и коррумпированная система власти всё меньше оставляет возможности россиянам повлиять на обстановку в стране, следствием чего и является стремление личного благоустройства, а не общественного совершенствования. Обороноспособность государства является показателем патриотизма как готовности граждан защищать свою Родину. Сегодня только около 40% юношей- старшеклассников готовы вступить в Вооруженные силы, дабы защищать своё Отечество.

Остальные, если не постараются уклониться от службы в армии, то или не определились, или твёрдо решили в армию не идти ни при каких условиях. Существующее положение современной Российской Армии мало изменит, как мы считаем, её переход на контрактную основу.

Профессиональная армия - не есть армия на контрактной основе, поскольку купить патриотические чувства невозможно, а профессионализм в вопросе служения на благо Отечества не может рассматриваться вне патриотизма. Защита же Отечества - долг каждого патриота. Естественно, необходима грамотная реконструкция условий армейской службы.

О ситуации в Армии большинство молодых людей узнаёт из СМИ, что тоже играет свою роль в появлении негативного отношения к службе. Факторы формирования патриотизма Сила патриотизма проявляется в конкретных исторических условиях, а само патриотическое сознание воспитывается веками. Патриотизм предусматривает не только знание истории своей страны, но и гордость за прошлое своей Родины, а что же мы видим сегодня? В современной России в большей степени негативно отзываются об её советском прошлом, подавая огласке только промахи союзного периода, но совершенно не беря в расчет всё культурное наследие, научные достижения прошедшей эпохи.

Данная пропаганда, что, вполне естественно, не даёт возможности становлению патриотического сознания. Так, современные СМИ, как фактор формирования общественного мнения, носят сегодня антипатриотический, если не антироссийский, характер. Внешняя политика государства является значимой для поддержания патриотического настроя граждан.

Россия исторически выступала как военно- несокрушимая страна - освободительница. Современный же авторитет Российской Федерации на мировой арене не позволяет нам поддерживать этот статус. Внутриполитическая обстановка под призмой патриотизма носит противоречивый характер: с одной стороны - патриотический настрой россиян, а с другой - низкий уровень жизни. Ситуация в стране сегодня такова, что ничто не даёт гарантии благополучного будущего, уверенности в завтрашнем дне.

Наличие социально - правовой незащищенности, экономической нестабильности также негативно сказываются на уровне патриотических чувств. Особенное влияние на патриотический настрой россиян имеют достижения соотечественников в разного рода спортивных соревнованиях. Так, наблюдая за ходом Туринской олимпиады 2006 года, 80% россиян испытывали положительные эмоции: гордость и патриотизм (47%), интерес (33%). Данная статистика ещё раз доказывает, что мы привыкли видеть Россию - победительницей, только в таком случае можно говорить о высоком патриотизме граждан. Заключение. Патриотами себя считают 83% россиян, 10% не готовы назвать себя патриотами. Быть патриотом для 67% населения России - это означает любить свою Родину, для 32% - работать во благо своей страны, ради её процветания, для 30% - стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону, для 27% - защищать свою страну от любых нападок и обвинений.

Но проявление патриотизма на сегодняшний день рассматривается большинством лишь как чувство любви к Родине, которое в меньшей мере таит в себе деятельностный аспект. Отсутствие желания действовать во благо своей Родины даже при наличии бескрайней к ней любви не есть истинный патриотизм. Патриотизм как проявление любви к Отчизне, сопричастности к её истории, культуре, гордость за прошлое, готовность к служению и самопожертвованию ради её светлого будущего необходимо воспитывать с самого детства.

Особенно важно патриотическое воспитание россиян сегодня в связи со сложившимися историческими условиями: распад СССР повлёк за собой не только открытые территориальные границы, но и информационное изобилие; становление рыночной экономики; историческая многонациональность; распространение массовой культуры. Наиболее верно, на наш взгляд, рассматривать патриотизм как чувство любви к Родине, характеризующееся критическим взглядом на ее реальность и деятельностью во благо своего Отечества.

Литература 1. Пищулин Н.П. Патриотизм - в зеркале социологии / / Правительство - город - люди: информационно - аналитический сборник. - 2003. - №3 (164).

2. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность / / Русское общество. - 2006. - №17.

3. www . wciom . ru (Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Соколова Ольга Игоревна студент Российский Государственный Социальный Университет

Ирина Михалева
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.

Патриотизм – понимается широко : и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :

- формировать интерес к русским традициям и промыслам;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать любовь к родному краю (причастности к дому, семье, детскому саду, городу) ;

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – это самый благоприятный для привития нравственно – патриотических навыков , дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Патриотическое воспитание дошкольного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Известно дошкольное детство важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре.

Для маленького ребенка самым любимым патриотом будет мама , затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности далее детский сад, школа, улица, город, страна, мир, люди, которые его окружают на, которых хочется быть похожими.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание служит средством нравственного и эстетического воспитания.

Положительного результата можно достичь только систематической работой. Наблюдая за детьми, хочется сделать вывод, что детям интересно знать больше о своем городе, о своей семье, об окружающих людях. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересно. В группе такие беседы лучше проводить с небольшими подгруппами это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа . Например, отмечаются профессиональные праздники, осуществляются целевые прогулки, беседы.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Таким образом, формирование патриотических чувств у дошкольников с раннего возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений приобщения к миру родной культуры. Патриотические чувства закладываются , в процессе жизни человека находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

"Казачество - это часть нашей культуры, российской культуры, причём не просто часть культуры, а яркая часть нашей культуры". (Владимир.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: чувство привязанности к местам, где человек.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

Поздравляем с Днем защитника Отечества!


В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
    Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
    Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
    Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
    Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
    Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

  • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
  • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
  • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
Дорогие школьники!
  • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
  • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье

Воспитание чувства патриотизма поставлено сегодня одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса. В национальной доктрине образования государством дан социальный заказ на воспитание чувства патриотизма, на формирование личности с активной жизненной и гражданской позицией.

Фундамент чувства патриотизма закладывается еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем методы воспитания чувства гражданственности и патриотизма усложняются в зависимости от возраста детей и подростков.

В нашем календаре много знаменательных дат, способствующих воспитанию чувства патриотизма. День Победы – это апофеоз, ежегодная кульминационная точка всей воспитательной работы. В этот день по главным площадям страны идет Бессмертный полк . День Победы – самый яркий праздник, он по праву вызывает особое чувство гордости и прилив чувства патриотизма у всех граждан нашей необъятной Родины.

При работе с такой тонкой субстанцией, как детские чувства, педагогам необходим весь арсенал новейших методик, в том числе психологических. Как проводить мероприятия, направленные на воспитание чувства патриотизма? Как точно выявить баланс между формой и содержанием? Как не превратить праздники в формальность, ведь в воспитании чувства патриотизма любая фальшь недопустима.

Психологический подход при воспитании чувства патриотизма

Самые передовые и точные методы воспитания чувства патриотизма предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Эта прикладная методика приходит на помощь педагогам и воспитателям, давая универсальные знания, применимые к детям любого возраста.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у ребенка – это сложный многоступенчатый педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Педагогами наработано множество методов воспитания чувства патриотизма, в том числе уникальных творческих подходов. Досадно, что эти методы не всегда срабатывают. Иногда сами педагоги чувствуют: «что-то пошло не так», надеялись вызвать одни чувства, а получилось иначе. Почему так происходит? Ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцируя людей по векторам – врожденным психическим свойствам, чувствам и желаниям.

Итак, вектор – это совокупность бессознательных желаний, мыслей и чувств, с помощью которых человек адаптирует воздействие окружающего мира. Свойства вектора в сумме отражают особенности личности. Всего векторов восемь. Каждый вектор задает свои особые желания, мысли и чувства его обладателю. Именно знания бессознательных желаний позволяют педагогам проникать в самую глубь детского сердца и настраивать его чувства и ощущения на особый патриотический лад.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма начинается с колыбели

Главные ростки чувства патриотизма начинаются с первых впечатлений, восхищения тем, что видит перед собой карапуз, чему он радуется, изумляется и что вызывает улыбку и отклик в его душе. Прежде всего это, конечно же, мама и семья. Чувства и ощущения еще не осознаны, но, пропущенные через непосредственное детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, основой формирования будущей личности является именно это чувство защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы.

Именно через маму происходит формирование нравственных основ личности, накопление опыта правильного поведения и гармоничных взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте качество воздействия усложняется, ребенок попадает в детский сад, где проходит первичную социализацию: начинается общение с другими детьми и взрослыми, первые чувства, коллективная подготовка к первым патриотическим праздникам. Воспитатели дошкольных учреждений всегда стараются создать в детском коллективе атмосферу дружбы и взаимопомощи, что всегда способствует развитию нравственно-патриотических чувств.

Уже с раннего возраста видно, что все дети разные: одни шустрые и подвижные, другие медлительные и более обстоятельные, третьи задумчивые, погруженные как бы «в себя», а четвертые – это просто фонтан эмоций, чувств и артистизма. Так проявляются врожденные качества (вектора), каждое свойство стремится вырваться наружу и выразить себя.

Задача родителей и педагогов – помочь детям развить их врожденные таланты и ощутить вкус от реализации своих свойств на благо группы, действуя через принцип удовольствия .

Воспитание патриотизма: отношения, качество, чувства. Младшая школа

В младшей школе диапазон методов воспитания чувства патриотизма расширяется. К средствам патриотического воспитания добавляется множество новых инструментов: это окружающая природа, знание своего края, города, страны. Выстраиваются новые отношения с друзьями, ребенок начинает еще глубже осознавать свое место и роль в коллективе. Качество отношений, чувства и эмоции углубляются.

Следует учитывать, что у нас общинный коллективистский менталитет . Поэтому гордость всегда возникает не только за свои успехи, но и за общие достижения.

Даже в небольшом поселке есть чем гордиться, есть свои замечательные личности, герои труда, да и просто добрые, мудрые люди. Здесь же учителя начинают активно использовать весь широкий арсенал литературы, искусства, фольклора и вводят обязательную практическую деятельность.

На простых примерах педагоги показывают ребятам, что в сложных испытаниях, которых наша Родина прошла немало, людям всегда помогала взаимовыручка, чувство общности, сплоченности и небывалого патриотизма.

Когда мы действуем согласно нашему менталитету – коллективистскому, общинному, – формирование личности идет очень гармонично. Когда же мы пытаемся подстроиться под особенности чуждого нам менталитета, возникает огромное внутреннее бессознательное противоречие. И вместо формирования чувства патриотизма и гордости за свою Родину возникает критиканство и обесценивание заслуг своего народа.

Разобравшись в хитросплетении таких разных желаний и чувств, педагоги и воспитатели получают своего рода секретный ключ к шкатулке бессознательных желаний ребенка. И в сложных ситуациях помогают ему выправиться в лучшую сторону его природных задатков.

Педагогам необходимо самим хорошо ориентироваться в этой теме, тогда будет легко находить аргументы и обращаться именно к тем чувствам, которые пробуждают сердце конкретного ребенка.

Знания системно-векторной психологии позволяют очень точно и практически безошибочно использовать все ранее наработанные методы воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения.

Воспитание чувства патриотизма. Маленькими шагами к большому чувству

Педагоги мастерски показывают зависимость между деятельностью одного человека и коллектива. Демонстрация того, как через ежедневные усилия, маленькими шагами общество приходит к глобальным достижениям. Это и прорывы в космос, и великая победа над фашизмом, и трудовые подвиги нашего народа. Показывать большое через малое – это один из ключевых моментов воспитания патриотических чувств у наших детей.

На каждом этапе педагоги и воспитатели делают акцент на том, что в любой деятельности человек не одинок. Патриотизм многолик: он проявляется и в результатах труда человека, которые необходимы стране и обществу, и в его отношении к природе, родному краю, людям. На противоположностях очень четко видно, что если действия человека способствуют прогрессу и развитию общества, они и являются проявлением патриотизма, и человек при этом испытывает законное чувство патриотизма, гордости и радости за себя и свой вклад в общее дело. Если же по каким-то причинам человек действует наоборот, то он тормозит всеобщее развитие и, следовательно, его поступки далеки от патриотизма.

Примерами пронизана вся наша жизнь, и каждый ребенок при должной подсказке взрослых способен взвесить свои поступки на воображаемых весах «что такое хорошо и что такое плохо».

Чувство патриотизма — основа для формирования личности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что чувство патриотизма, гордости и радости за свою страну – это всегда нечто большее, чем сам человек.

Когда у человека есть такое ощущение, он всегда более устойчив в жизни, ему есть на что опереться даже в самые сложные времена. Чувство патриотизма дает человеку особую силу духа, способствует формированию здоровой психики. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма – приоритетная задача во все времена.

Особое внимание педагогам и воспитателям следует уделить детям из неполных семей. Ведь основа их чувства защищенности и безопасности несколько подорвана, его можно усилить и дать ребенку опору и мощный фундамент для развития личности через воспитание чувства патриотизма, осознание своей уникальности, нужности обществу и государству. Таких ребят необходимо обязательно привлекать к участию в патриотических мероприятиях, учитывая их таланты и способности, обусловленные их векторами.

Методы воспитания чувства патриотизма. Таланты каждого для общего дела

И здесь как раз и проявляется разнообразие методов воспитания чувства патриотизма. Когда ребенок действует согласно своей природе, он испытывает наслаждение, его чувства положительны. Создание творческой, воодушевляющей, увлекательной атмосферы при проведение различных мероприятий патриотической направленности и есть главная задача педагогов и воспитателей.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также