Пальчиковые игры от 3 лет. Мелкая моторика. Пальчиковые игры для самых маленьких

Согласно многочисленным исследованиям именно пальчиковые игры, то есть развитие мелкой моторки, способствуют тому, насколько быстро ребенок . Когда начинать в них играть и как подстраивать игру под взрослеющего малыша, рассказывает Я – Родитель.

Почему пальчиковые игры так важны?

Дело в том, что на ладони, особенно на пальцах, расположено множество нервных центров, которые связаны с речевым и . Поэтому разработка руки, начиная с простого поглаживания, загибания пальчиков и заканчивая собственно играми – выполнением слаженных действий пальчиками под рифмованный стишок, – так важны для своевременного овладения необходимыми навыками.

Кроме того, как вы скоро убедитесь, это простой способ весело и интересно провести время со своим ребенком в любой момент: в промежутке между домашними делами, по дороге в общественном транспорте, укладывая дитя спать. С другой стороны, пальчиковая игра – хороший способ отвлечь ребенка от капризов, быстро переключить его внимание.

Что представляют собой пальчиковые игры?

Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.

Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:

У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке),
У утки – утенок,
У коровки – теленок,
У собачки – щенок,
А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)

Примеры пальчиковых игр для разного возраста

Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев

Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.

Уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.

Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:

Мальчик-пальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел,
Песни пел да плясал,
Родных братьев потешал.

Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев

Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.

В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:

Туки-туки-туки-туки,
Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу),
Застучали молотки,
Заиграли локотки (показывает локотки):
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).

В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.

Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.

Пальчиковые игры для детей от 1 года

Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:

Тоню тяну (ребенок тянет),
Рыбу ловлю.
В кошель кладу (показывает, как кладет),
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички (загибаем пальчики).
Один ершок –
Да и тот в горшок (загибаем большой палец).
Щей наварю (показать, как варит),
Николая накормлю (подставляем имя ребенка).

Использование дополнительных материалов

Пальчиковые игры представляют собой только часть занятий по развитию мелкой моторики. Поэтому в более широком смысле специалисты считают пальчиковыми играми не только игры с участием движений рук, но и игры, где есть дополнительные материалы, развивающие точечный захват.

В полгода можно предлагать малышу собирать хлебные крошки, играть на ударных музыкальных инструментах (например, на ксилофоне), складывать кубики и шарики в пустую емкость. Примеры подобных игр мы приводим в нашей рубрике « » для малышей разного возраста.

В ходе пальчиковой игры ребенок одновременно запоминает стихотворение, привыкает к ритму и совершает действия руками. Если вы будете уделять этому занятию достаточно времени, то через некоторый период кроха сможет вместе с вами произносить отдельные слова и фразы из стихотворения.

Наталья Нарышкина

Сегодняшнюю статью я пишу в продолжение цикла статей о пальчиковых играх. Широко известен факт, что пальчиковые игры способствуют малыша, поэтому они занимают значимое место среди прочих развивающих игр. Пальчиковые игры благотворно сказываются и на других сферах развития ребенка, подробнее об их пользе вы можете прочитать в (кстати, все игры в этой статье актуальны и для годовалого малыша).

В любых развивающих занятиях очень важно поддерживать интерес малыша. Для этого необходимо, во-первых, постоянно добавлять что-то новое в ваши занятия, во-вторых, постепенно увеличивать трудность добавляемого материала. Поэтому всю свою я разбила на несколько этапов в порядке возрастающей сложности. Разбиение по возрастам (от 6 месяцев, от 1 года, от 1 года 3 месяцев и т.д.), конечно, несколько условно, но все равно помогает маме ориентироваться в огромном количестве стишков.

В этой статье вы найдете наиболее простые варианты пальчиковых игр. Они лучше всего подходят для малышей, которым только исполнился 1 год, либо для тех, кто только начинает знакомство с пальчиковыми играми. Для следующего этапа занятий хорошо подойдут « ».

Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)

Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.
Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики

В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим , то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала,
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала,
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.

Помимо стишков-игр будет интересно разучить вместе с малышом несколько простых жестов :

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате).

Попробуйте также поиграть в пальчиковые игры под музыку. Вот здесь вы можете СКАЧАТЬ несколько самых простых игр-песенок.

«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?

Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Родители первоклассников, прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.

Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…

А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

Мелкая моторика рук

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, извечно каждому современному родителю.

Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.

Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.

А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» инее успевают учиться вместе со своим хозяином.

Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики , а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.

Среди них - , игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. С чего же начать это непростое восхождение? Давайте попробуем позаниматься пальчиковой гимнастикой.

Во-первых, это идеально подходит для сверхзанятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

И, в-третьих, малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

Пальчиковая гимнастика

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда вы кормите малыша грудью, поглаживайте его ладошку, перебирайте пальчики. Конечно, это скорее массаж , а не гимнастика в прямом смысле слова. Тем не менее, начало будет положено.

Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Да-да. Вот отличное пальчиковое упражнение под известную говорилку.

  • Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут уже хорошо «рассказывать» ручками следующее стихотворение: Мы капусту рубим – рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола), Мы капусту солим – солим («солим» небольшими щепотками левой и правой руки), Мы капусту трем – трем (потираем ладошки), Мы капусту жмем – жмем (сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки).
  • Вовсе не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться рифмами. Детям постарше можно, например, рассказать сказку о маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки). А навстречу ему два ежика (руки шлепают по столу ладошками вниз). Шлеп – шлеп. Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки). Потом колючки расправил, перестал бояться (пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз). Другой ежик испугался, сжался в комочек (другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке – правая растопыривает пальцы, и наоборот). Этот ежик боится, а тот – колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится.

Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может убежать быстро из лесу (указательный и средний палец изображают бегущие ножки), а может приползти змея (плавные движения ладони и кисти руки).

  • Упражнения для более «взрослых» пальчиков могут быть такими: Раз, два, три, четыре, пять (в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке). Будем пальчики считать (теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке). Всех собрали (сжимаем ладошку в кулак). Посчитали (разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными). Оказалось ровно пять (указательным пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев правой). После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала, но уже левой рукой.

Если вы думаете, что это нетрудно, попробуйте-ка потренироваться сами в довольно быстром темпе. Поверьте, пересчитать в определенном ритме пальцы на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача не из легких даже для взрослых. А 3-4- летний малыш с первого раза с ней точно справится.

Но уже через несколько дней эта зарядка у него будет получаться все лучше и лучше. Вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах непослушные прежде пальчики приобретают завидную ловкость.

Хотите усложнить пальчиковую гимнастику либо добавить новые упражнения? Просто попробуйте «рассказать" пальцами новую историю или стишок. Покажите, как капает дождик за окном (с помощью пальцев обеих рук), как он постепенно превращается в ливень (удары все чаще), а в углу тихонечко скребется мышка (кончиками пальцев поскребите по поверхности стола). Словом, фантазируйте от души!


23.07.2019 15:25:00
Избыточный вес: причины, последствия, способы избавления
Избыточный вес может быть источником различных заболеваний и является следствием неправильного питания и отсутствия физической нагрузки. Однако это не приговор и не повод опускать руки – избавиться от лишних килограммов реально!

22.07.2019 18:22:00
Как увеличить мышцы и похудеть одновременно?
Вы хотите похудеть и нарастить мышечную массу с помощью упражнений и коррекции питания? Но возможно ли это одновременно? К сожалению, нет, но если действовать по порядку, то все получится!

18.07.2019 16:27:00
10 способов похудеть в боках
Последовательное уменьшение жира на боках не удается в основном из-за боязни голода, диет и жестких тренировок. Однако если регулярно применять на практике 10 следующих способов, похудеть в боках получится без большого труда, но не за один день.

18.07.2019 16:05:00
Почему нужно есть сырой миндаль каждый день?
Аромат жареного миндаля нравится каждому человеку. К сожалению, миндаль в сахарной пудре – это вредный продукт, в 100 граммах содержится от 500 до 600 калорий. Но если есть миндаль в необжаренном, неочищенном и несоленом виде, то можно принести здоровью пользу. Вот почему вы должны есть хотя бы 10 граммов миндаля каждый день.

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.


23.07.2019 15:25:00
Избыточный вес: причины, последствия, способы избавления
Избыточный вес может быть источником различных заболеваний и является следствием неправильного питания и отсутствия физической нагрузки. Однако это не приговор и не повод опускать руки – избавиться от лишних килограммов реально!

22.07.2019 18:22:00
Как увеличить мышцы и похудеть одновременно?
Вы хотите похудеть и нарастить мышечную массу с помощью упражнений и коррекции питания? Но возможно ли это одновременно? К сожалению, нет, но если действовать по порядку, то все получится!


18.07.2019 16:27:00
10 способов похудеть в боках
Последовательное уменьшение жира на боках не удается в основном из-за боязни голода, диет и жестких тренировок. Однако если регулярно применять на практике 10 следующих способов, похудеть в боках получится без большого труда, но не за один день.

18.07.2019 16:05:00
Почему нужно есть сырой миндаль каждый день?
Аромат жареного миндаля нравится каждому человеку. К сожалению, миндаль в сахарной пудре – это вредный продукт, в 100 граммах содержится от 500 до 600 калорий. Но если есть миндаль в необжаренном, неочищенном и несоленом виде, то можно принести здоровью пользу. Вот почему вы должны есть хотя бы 10 граммов миндаля каждый день.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте их для успокоения ребёнка в истерике - тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

1. ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

2. МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

Упражнение может выполняться на любой стороне ладони - внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого - к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

🌀 ПЕРВИЧНЫЕ ИГРЫ 🌀

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

4. ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

5. БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)

(поглаживаем руку, расправляя кулачок)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

6. ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

7. ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

8. ИГРУШКИ

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

9. ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

10. ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

11. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

12. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите - посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,

Здравствуй, козлёнок,

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?

вот-лисичка, вот, вот

Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это - роза, это - мак, это гвоздика….. и т.д.

Ещё вариант: Вот коза - с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

13. ПО ГРИБЫ

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

15. КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

17. ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Усложнённые игры:

18. ДОЖДИК КАПАЕТ.

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

19. ЁЛОЧКА.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка - бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

🌀 ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ 🌀

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом. Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

20. У ЖИРАФОВ

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.

Щипаем, как бы собирая складки.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!", рука шлёпает легонько по макушке.

Мышь скатилась кувырком.

Руки "скатываются" на по телу вниз..

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

22. ПОЖАРНИКИ

(игра-пробуждение, активизация)

Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)

и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

Стенка, стенка (потрогать щечки),

Потолок (потрогать лобик),

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),

Дзинь - звонок! (нажать на носик)

25. ПАУЧОК

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

Важно в этой игре - чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.