Пальчиковая гимнастика для старшей группы: виды, названия, цели, задачи, правила и техника выполнения упражнений детьми. Первые уроки творчества — пальчиковое рисование

Намеренно испачкаться в краске – это очень весело, неожиданно и интересно для любого ребёнка. А превратить это пачкание в художественное занятие – тем более. Когда ребёнок ещё мал, ему бывает ещё трудно справиться с карандашом или кистью. Рисовать пальчиком для него легче и естественнее. И это не только игра, но и подготовительный этап перехода к традиционному рисованию, на котором малыш учится чувствовать границы листа, смешивать и изучать цвета, тренирует своё образное мышление.

Множество интересных мастер-классов, конспектов занятий и НОД с применением пальчиковой живописи собрано для Вас в этом тематическом разделе.

Пальчиковое рисование – ступенька к настоящей живописи.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 501 .
Все разделы | Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Снежинки-пушинки за окном» (пальчиковая живопись) Программное содержание : Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета пальчиками . Предварительная работа : Наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок, пойманных на варежках, вырезанные из бумаги; чтение стихотворений, игры, составление из бумажных полосок...

Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также дети делает успехи в освоении цветовых гамм. Так, в ясельной группе «Капелька» города Вязьма, воспитанники начинают знакомиться с такой техникой...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Конспект занятия «Зимующие птицы» по пальчиковому рисование во второй младшей группе

Публикация «Конспект занятия «Зимующие птицы» по пальчиковому рисование во второй...» Рябинка для птичек Организационный момент. Дети сидят на стульчиках и рассматривают картину с изображением зимующих птичек на кормушке. Ход ОД - Ребятки, сегодня к нам на кормушку прилетели птички.А какие сейчас мы отгадаем: Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками. Образовательные задачи: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, закреплять знания о цветах, побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя. Развивающие задачи: закреплять навыки...

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать пальчиковым рисованием» Консультация для родителей «Как научить вашего ребенка рисовать или возможности пальчикового рисования» Воспитатель Е. Н. Романова Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав...

Конспект занятия по рисованию в технике печати ладошкой и пальчиками в старшей группе «Осьминожки» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе Тема «Осьминожки» Цель: Формировать умение владеть нетрадиционными техниками рисования. Задачи: Обучающие: 1.Учить комбинированию двух нетрадиционных техник (печать ладошкой и...

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами - Стенгазета по профилактике гриппа в старшей группе в нетрадиционной технике рисования пальцами


«Стенгазета по профилактике гриппа» в старшей группе. Цель: Соблюдение мер профилактики против гриппа. Цель: Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни. Сформировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей жизни; Дать понятие о микробах, о...

Конспект занятия по изодеятельности в технике отпечатка ладошкой и рисования пальчиками «Подводное путешествие» [Конспект организации непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Обсуждение

Из опыта общения с ДЦПшками - колупание в носу с доставанием оттуда содержимого и скатыванием его в шарик - тоже мелкая моторика. Нам логопед говорила, что это процесс нужный.
И грызение семечек - тоже развитие мелкой моторики

Какой полезный пост,почитала с удовольствием,перепишу всё!Вот только неусидчивые мы(((Как заинтересовать ребенка?Если она не хочет,то даже не подойдет,или всё раскидает((((.Успокаиваю себя тем,что еще маленькая.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Пальчиковые игры на немецком языке. Раннее развитие. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Обсуждение

Есть такая игра:
соединяете две руки(лодони и пальцы)
указательные-прижимаете друг к другу "Мама-мама"
средние-"Что-что-что"
безыменные "гости едут"
мизинцы "ну и что?"
потом, средние, как будто целуются "Здрасте, здрасте" и как будто обнимаются(опускаются на тыльную сторону лодоней) и еще раз, можно до бесконечности..
Племяшка научила, все в быстром темпе...прикольно!

А пальчиковый театр не пробовали? Куклы можно сделать в считанные минуты, а потом разыгрывать сказки. А можно и просто фломастером мордочки на пальцах нарисовать. Кто ж от такого откажется? :)))

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши...

Обсуждение

У меня есть.
Мне она нравится, я здесь ее неоднократно рекомендовала. В моем издании ("Гимнастика для пальчиков", Олма-Пресс) на левой стороне слова упражнений, рисунки рук и пальцев, пояснения для взрослых. На правой стороне разворота - большой (А4) рисунок-иллюстрация к упражнению.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Подскажите, кто знает, пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа "сорока-сорока", желательно с описанием движений...

Обсуждение

Раз, два, три, четыре, пять(раскрываем пальчики)
Будем в пальчики играть (пошевелить поднятыми пальцами)
Закрываем и молчок (сжать пальцы)
Получился кулачок
Открываем понемножку (медленно разжимаем)
Получается ладошка.
Черепашка, черепаха
Хвостик спрятала от страха (погладить больш.палец и спрятать в кулачок)
Тук тук как дела?(стучать по кулачку, похлопывать)
Мама сына обняла (обнять ребенка, удерживая за кисть руки)

Мы из теста из муки(помочь ребенку сделать движение какбудто он чтото разминает)
Накатаем колобки(вращательные движения ладошками)
Маме Тане, папе Эде, Бабе Нате)) (и т.д. перечисляем близких людей, загибаем пальчики)
А Маркушенька-дружок получает пирожок (сложить ладошки, чтобы прикасались кончики пальцев и основания ладошек)

Тритатушки тритата(хлопаем в ладошки)
Убежали 3 кота (зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий (поднимаем пальчики по очереди вверх)
Все сидят на крыше (сложить крышу из пальчиков 2-х рук)

Едет едет паровоз
Много кртится колес
Раз колесо (соединить в круг большой у указат.пальцы)
Два колесо (тоже больш.+средний)
Три колесо (больш.+безым)
Четыре колесо (больш.+мизинец)

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись (выполнить эти движения)
По ладошке побежали, побежали, побежали (по ладошке левой руки бегают 2 пальца правой и наоборот)
Поскакали, поскакали (изобразить пальцами по ладошке)
И устали сели отдыхать(потрясти кистями и положить их на стол или на колени)

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";
  • развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
  • обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.

Покажите смайлики. С каким настроением вы пришли на урок?

Итак, сегодня мы отправляемся в страну, где живут необычные жители. Вы узнаете, как они называются и их отличительные признаки. В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!

2. Устный счёт.

У. Давайте узнаем название страны. Для этого вы должны найти значение выражения и под ним записать букву, которая появляется на экране.

Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 /появляется буква е /

К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3 /м /

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см /г /

Уменьшаемое 34. вычитаемое - 12. Найдите разность /е /

Какое число больше 17 на 6? /о /

Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я /

На сколько число 43 больше 20? /т /

Найдите периметр квадрата со стороной 4 см /р /

Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и /

На экране появились буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и.

Ребята, на экране появились буквы. Попробуйте составить слово. Что получилось? /Геометрия/

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

3. Работа по теме урока.

1) Постановка учебной задачи.

У. Итак, страна, в которой живут необычные жители, называется геометрия. А как будут называться геометрические фигуры, которые живут в стране геометрия?

Д. Они будут называться геометрическими.

Слайд 4

У. Посмотрите на экран, как называется эта фигура? (Треугольник) Назовите следующую фигуру (четырехугольник или прямоугольник). А как называется третья фигура? (Четырехугольник)

Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (Треугольник). Почему? Что общего у оставшихся фигур?

Д. 4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники.

Исчезает зелёная фигура.

У. Почему исчезла зелёная фигура?

Д. У нее не все прямые углы.

У. Что можно сказать про синюю фигуру?

Д. Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые.

Слайд 5 /Фигуры на экране из учебника №1 стр.50/

У. Посмотрите на экран. Сколько прямых углов у 4-х угольников?

Д. Четыре.

У. Предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание (у каждого ребёнка карточка с фигурами, аналогичными на экране). /Рисунок 1 /

Слайд 6 /Из учебника №2 с.50 /

У. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты. (Проверка работы на экране). Что интересного вы заметили?

Д. Квадрат является прямоугольником.

2) Открытие детьми нового знания.

А сейчас подумайте, что лишнее?

Слайды 7-8. /Лишние фигуры исчезают/

Д. а) Здесь лишнее слово "длина", т.к. это величина, а остальные - геометрические фигуры.

У. Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово - с одним "н".

б)

Д. Лишний треугольник, т.к. нет прямых углов.

У. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. /Варианты детей/

Слайд 9. Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".

У. Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат? /Ответы детей./ П роверим по учебнику правильность нашего вывода на стр. 50.

Слайды 10-12. Упражнение для глаз.

3) Задание на внимание.

У. Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике № 3.

Слайды 13-14. Прочитайте, что нужно сделать. Подумайте. Сколько прямоугольников нашли? Квадратов?

4) Знакомство с правилом. /Cтр.51/

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете. /Квадрат, луч, прямая, отрезок, треугольник, круг, овал и др./

Слайд 15. Посмотрите на экран.

Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.

5) Нахождение периметра прямоугольника. Слайд 16.

Выполнение № 4 стр.51.

У. Измерим стороны прямоугольника. Что замечаете?

Д. Противоположные стороны равны.

У. Обратимся к правилу на с.51 в учебнике. Назовите в нашем прямоугольнике длину, ширину.

Вспомним, что такое периметр? Запишем стороны прямоугольника и вычислим его периметр. /Проверка выполнения задания/

6) Физминутка.

4. Закрепление материала.

1) Слайды 17-18. При решении следующего задания нам пригодятся знания, полученные на предыдущих уроках. № 5а)

У. Что обозначает число 6? Что сказано про длину? Какой вопрос задачи? Запишем кратко задачу:

Ш. - ? на 2 см меньше.

1) 6-2=4 (см) - ширина.

2) 6+6+4+4=20 (см) -периметр.

Ответ: 20 см.

2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. /Слайд 19 / Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тот тихо встанет возле своей парты. /Рисунок 2 /

Молодцы! /Проверка работы на экране/

5. Домашнее задание.

У. Обратимся к № 9. Прочитаем по схемам выражения /2 ученика/.

Это и будет задание на дом. /Слайд 20 /. И № 5 б) - задача на нахождение периметра прямоугольника.

6. Итог /промежуточный/ урока.

У. В какой же стране мы сегодня побывали? Понравилось вам наше путешествие? Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. А для этого выполним тест. Слайды 21-22.

У. Кто доволен своей работой? Покажите "своё настроение" (дети показывают смайлики).

Подготовка к ИЗО (под музыку дети готовятся к рисованию).

У. 1. Оргмомент.

Давайте сначала вспомним, что одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования. Карандашом можно выполнять тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно. В масленой живописи и акварели используются различные мазки. Вся перечисленная выше техника рисования традиционна. Но есть и нетрадиционные материалы и инструменты рисования: это мыльные пузыри, соль, манка, нитки, руки, пальцы и даже наждачная бумага. Сегодня мы поработаем с нетрадиционной техникой, которая называется пальчиковая живопись.

2. Работа по теме урока.

Ребята, а в какой стране мы сегодня побывали на уроке математики?

/Звучит музыка, у детей закрыты глазки /

Представьте себе, что вы подошли к воротам страны "Геометрия". Как вы думаете, а как выглядит эта страна, и кто живёт в ней, как выглядят жители и чем они занимаются? /Рассказы детей /. Ребята, а кто нас встретит у ворот? кто звонко песенку поёт? /Петушок/

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через мост за реку.
Прокричи:
Ку-ка-ре-ку!

Сейчас мы попробуем нарисовать этого петушка. Но не обычным способом, а приемом, который называется “печать от руки”. Обмакните всю ладонь или ее часть в краску, а можно покрасить ладонь краской и не одной, а несколькими цветами, а теперь оставим на бумаге отпечаток, к отпечатку ладони добавим отпечатки пальцев в разных комбинациях. Можно подрисовать детали кистью, вот наш петушок ожил и громко закукарекал.

/Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии/

3. Самостоятельная работа детей.

4. Индивидуальная помощь учителя.

5. Подведение итогов урока.

Чему научились на этом уроке?

Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы?

Что понравилось?

С каким настроением вы уходите с урока?

6. Выставка лучших рисунков.

О том, как важно развивать моторику мышц рук малыша, известно многим родителям. Наука подчёркивает связь развития речи ребёнка и того, как развиты пальцы его рук. Именно поэтому в Японии малышей часто отдают учиться играть на скрипке с самых ранних лет. Мы же предлагаем мамам и их ребятишкам вместе заниматься пальчиковой гимнастикой - одним из самых интересных способов совместных занятий с детьми, имеющим игровую форму.

Цель пальчиковой гимнастики

«Полезно знать. Комплекс упражнений для развития рук и пальцев называется пальчиковой гимнастикой. Такая гимнастика имеет благотворное влияние на организм малыша, активизируя развитие его умственных способностей».

К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие. Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика . Игры и , входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.

Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.

Пальчиковая гимнастика - отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.

Итак, пальчиковая гимнастика:

  • развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
  • способствует развитию мозга и речи ребёнка
  • развивает творческое начало
  • улучшает память
  • готовит руку к письму
  • поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
  • обеспечивает хороший досуг
  • закрепляет позитивный настрой на занятия.

Развитие мелкой моторики

Далеко не все родители осознают, как важно работать над мелкой моторикой рук ребёнка, и уж тем более не все знают, с помощью каких способов это можно делать. Давайте подробно взглянем на этот вопрос.

Мелкая моторика - это умение делать мелкие и чёткие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных - от простых (что-то хватать, удерживать) до сложных (техника письма, рисование).

Развивать мелкую моторику у малышей крайне важно, ведь это способствует полноценному развитию ребёнка. Начинать это делать нужно как можно раньше. Сначала маленький ребёнок видит свои руки, рассматривает их, совершает движения, пробует управлять ими. Позже малыш пробует самостоятельно брать предметы, удерживать их - сначала ладошкой, а потом двумя пальцами. По мере развития ребёнка, ему показывают, как нужно верно держать ложку или карандаш.

«Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов малыша (памяти, ощущения, восприятия, внимания, воображения, мышления), а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом - вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействует активизации речевого развития».

Благодаря развитию мелкой моторики, у ребёнка появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. По тому, как развита мелкая моторика, определяют готовность дошкольника к школе. Если мелкая моторика хорошо развита - значит, у ребёнка и всё в порядке с памятью, мышлением, логикой.

Мелкую моторику развивают поэтапно. Для этого малышу необходимо подбирать соответствующие его возрасту и умениям способы и средства развития:

  1. С 6 месяцев. Тренировкой детских пальчиков можно начать заниматься с момента, когда малыш достигнет шестимесячного возраста - в виде массажа и пассивных движений.
  2. С 9 месяцев. Обеспечьте малыша всевозможными кубиками, пирамидками и колечками, для того, чтобы он мог их перебирать.
  3. Дошкольный возраст. Предложите разные виды деятельности для рук: работа с конструкторами и мозаиками, рисование, лепка, рукоделие (вышивание, макраме).

Способы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковый массаж. Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких.
  2. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев.
  3. Может иметь форму настольного и верхового.
  4. Игры с предметами мелкого размера. Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей.
  5. Ручные тренажёры. Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные можно изготовить и самим.
  6. Занятия изобразительным искусством. Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором - традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка.
  7. Использование простого карандаша. Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.

Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.

Пальчиковый массаж

Заниматься развитием ручек младенца можно начинать с рождения. Малыш сам начнёт показывать свою готовность заниматься, сжимая ваш палец или пытаясь взять погремушку. А видели, как детки хватают себя за ножки и притягивают их к себе? Именно в этот момент можно начинать малышу развивать ручки. Поможет в этом специальный массаж - пальчиковый.

С чего начать? Ласково загибайте пальчики крохе, сопровождая движения потешками или забавными стишками. Чтобы массаж был эффективнее, не просто загибайте пальчики, а легонько их массировать - с мизинчика до большого пальца. Рассказывая про то, как «сорока кашу варила», «варите» на детской ладошке, делая круговые движения, со средней интенсивностью. Рифмовки при этом повторяйте ритмично, эмоционально, выразительно, чётко проговаривая: малыш должен понимать, о чём речь. Следите за своим тембром и интонациями. Уделяйте внимание обеим ладошкам. Для звукового сопровождения такого массажа отлично подходят народные игры, в которые играют целые поколения мам с детками: «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока» прочие. В принципе, любое стихотворение, или песенка могут стать основой для пальчикового массажа. Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.

Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.

Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.

Перечислим самые эффективные пальчиковые игры , которые весьма просто проводить:

  1. «Ладушки». Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши.
  2. «Рвём бумагу». Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков . Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
  3. «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала - не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
  4. «Изучаем бусы». Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
  5. «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
  6. «Узоры на песке». Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого - рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
  7. «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
  8. «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.

Советы родителям.

  • Игры должны быть безопасны. Они должны проходить под наблюдением родителей.
  • Играть нужно регулярно. Лучше это делать ежедневно.
  • Не утомляйте ребёнка. Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.

Влияние на развитие речи

«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё . Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики.

Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.

В чём же состоит влияние развития рук на речь?

Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие. Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь - в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития. Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук. Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах - всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.

«Совет. Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка. Для младенцев подойдёт массаж. Младшим дошкольникам – катание шариков разного диаметра. Детям постарше – конструирование, логические игры с применением счётных палочек, создание поделок».

Готовим руку к письму

И мам и пап, и учителей тревожит вопрос о том, как хорошо подготовить ребёнка к школе. Педагоги заметили, что первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. - достаточно сложный навык для ребёнка, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятия и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма.

Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, неправильно ею орудуют. Причина этого - в недостаточном развитии рук. В этом случае необходимо снова обратиться к пальчиковой гимнастике: простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребёнка к письму.

  1. Массируем пальцы. Это ребёнок может делать сам или с помощью взрослого. Необходимо тщательно массировать пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делать это нужно поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Длительность такого массажа - не более 2-х минут. Массаж пальцев рекомендуется выполнять при письменной деятельности: перед началом, в середине, в конце.
  2. «Приветствие». Ребёнок дотрагивается большим пальцем до всех остальных, как бы здоровается: «Здравствуйте!».
  3. «Лебедь». Ребёнок делает движения кистями рук, имитируя полёт лебедя.
  4. «Крестик-нолик». Ребёнок скрещивает поочерёдно указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец.
  5. «Колокольчик». Ребёнок трусит кистями рук в течение 30-40 секунд.
  6. «Змея». Ребёнок тянется каждым пальцем к основанию того же пальца. .
  7. «Пианино». Ребёнок изображает игру на пианино.
  8. «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  9. «Рисуем круги». Ребёнок рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.
  10. В конце занятия повторяем упражнения №3 и №5. Заканчиваем массажем (самомассажем).

Выводы

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Введение.

Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения с воспитателем, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.

Исследования психолога Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

«Рука – вышедший наружу мозг» , - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Не маловажно, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Верно, поступают те взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Воображение является центральным психологическим новообразо-ванием дошкольного периода, оно возникает не спонтанно, а требует создания особых условий, которые непосредственно связаны с его компонентами и закономерностями развития.

Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить, то есть создавать воображаемую ситуацию.

Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей» . А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления. Например, ребенок, печатая ладошкой в одном случае «видит» ветку рябины, а в другом - крыло птицы, или жар-птицу.

В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает.

Создание условий для развития воображения стала для меня основной задачей. Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования нетрадиционным методом - рисование пальцем. Ковалев А.Г. отмечал

«В руке живописца синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений» .

Дети дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой) , правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку.

Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

Научная новизна работы заключается в том, что нетрадиционные способы рисования изучали многие педагоги и психологи (Выгодский Л.С., Субботина Л.Ю., Тихомирова Л.Ф., Кравцова Е.Е., Левин В.А. и многие другие) , но сам нетрадиционный способ рисования – пальчиковая палитра- недостаточно рассмотрен, так как именно в этой технике рисования задействованы тактильные ощущения - подушечки пальцев, ладошка, что имеет тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями.

Целью нашей работы является развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования - пальчиковая палитра.

Задачи:

  • обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем
  • обучение мастерству композиции
  • развитие тактильных ощущений через специальные упражнения
  • развивать цветовосприятие, творческое воображение

Воспитание эстетического вкуса.

В ходе деятельности по данной теме была проведена следующая работа:

  1. Изучен теоретический материал по данной проблеме.
  2. Выявлены особенности нетрадиционного способа рисования - пальчиковая палитра.
  3. Проведен анализ пальчиковых игр.
  4. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке индивидуальных и групповых занятий воспитателям и родителям при проведении занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – пальчиковая палитра.

Глава I. Нетрадиционная техника рисования в ДОУ.

1. 1. Нетрадиционная техника рисования - пальчиковая палитра

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

В течение трех лет я посвятила изучению нетрадиционной технике рисования - пальчиковая палитра. Почему я выбрала эту тему? Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Женя прятал руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Я старалась уговорить, выяснить причину отказа. Оказалось, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования – пальчиковая палитра. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в своей группе. И что вы думаете? Наши «трусишки» , которых пугал вид карандаша и кисточки, придя на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой занятия был «Разноцветный дождь» . И единственный страх - испачкать руки, исчез после первого же занятия рисования пальчиками. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей получились красочные и веселые рисунки. Они начали с удовольствием работать и карандашами и кисточкой.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?»

На первом занятии по рисованию рассказала детям сказку про «Пальчики» . «Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:

Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.

Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.

- «Отдыхайте... Впереди новый день» .

1. 2. Задачи и организация работы с применением нетрадиционных техник изображения

Педагогическая работа, направленная на развитие навыков рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи.

  1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
  2. Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования.
  3. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Большое значение для организации работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.