Ответственность ребенка за свои поступки. Ходунки детские – как выбрать и какие купить

Детская ответственность и самостоятельность начинается с родительской безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему, мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

Грани воспитания ответственности.


1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.


2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.


3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему).


6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню.


- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером .

Как воспитать самостоятельность

НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ДЕЛО, КОТОРЫМ ЗАНЯТ РЕБЕНОК, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСИТ ПОМОЩИ. СВОИМ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ВЫ БУДЕТЕ СООБЩАТЬ ЕМУ: “С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ! ТЫ, КОНЕЧНО, СПРАВИШЬСЯ!”

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО, И ОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ ВАШУ ПОМОЩЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ЕМУ.

ПОСТЕПЕННО, НЕ НЕУКЛОННО СНИМАЙТЕ С СЕБЯ ЗАБОТУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ВАШЕГО РЕБЕНКА И ПЕРЕДАВАЙТЕ ИХ ЕМУ.

ПОЗВОЛЯЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВСТРЕЧАТЬСЯ С НЕПРИЯНЫМИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ (ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ). ТОЛЬКО ТОГДА ОН БУДЕТ ВЗРОСЛЕТЬ И СТАНОВИТЬСЯ “СОЗНАТЕЛЬНЫМ”

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи?

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")?

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").


Самостоятельно оценивать ситуацию, делать выбор и отвечать за его последствия - все это по силам уже трехлетнему малышу, если, конечно, родители принимают решения вместе с ним, а не за него. А как действуете вы?

  • Кто такой «ответственный ребенок»
  • Зоны детской ответственности
  • Когда передать ребенку ответственность
  • «Каждому овощу - свое время». Передаем бразды правления
    • 2-3 года. Еда и одежда
    • 4-5 лет. Деятельность дома и вне дома
    • 6-7 лет. Покупки
  • Что нужно, а что не нужно регулировать в выборе ребенка

Ответственность за свои поступки - одно из важнейших качеств взрослого человека. По нему нас судят окружающие, оно напрямую влияет на нашу личную жизнь и карьеру. Однако зачастую родители уделяют воспитанию ответственности гораздо меньше сил и времени, чем обучению иностранному языку или игре на музыкальном инструменте. Многим мамам и папам кажется, что это умение придет само собой. Но… не приходит!

Кто такой «ответственный ребенок»

Если спросить родителей трехлетнего малыша о том, как проявляется ответственность (или безответственность) их ребенка, они наверняка начнут рассказывать о совсем ином качестве - о послушании. «Ответственный» ребенок кушает, собирается на прогулку, приступает к игре и прекращает ее, когда скажет мама.

Между тем ответственность - это не послушание, а готовность отвечать за последствия собственного выбора.

Конечно, слушать или не слушать маму - это тоже своего рода выбор, но оказавшись без подсказок мамы или другого авторитетного взрослого, ребенок теряется и не может принять никакого решения и, тем более, отвечать за него. Если единственное решение, к которому вы подталкиваете ребенка - безоговорочно следовать вашим указаниям, то вы воспитаете очень удобного, очень управляемого, но совершенно безответственного человека, увы!

Зоны детской ответственности

Ребенок не может отвечать за свою жизнь целиком и полностью, однако есть зоны персональной ответственности, с которыми должен справляться каждый ребенок к началу школы, то есть к семи годам.

Собственная безопасность

Одни из первых правил, которым родители обучают ребенка, касаются его собственной безопасности: не открывать окно, не трогать электроприборы, не баловаться с острыми предметами.

Благополучие близких

Малыш должен учиться соотносить свои действия с окружающими: выбирать менее шумные игры, если кто-то из домашних устал или болеет, и не беспокоить его без необходимости.

Забота о растениях и домашних питомцах

Регулярный полив растений или кормление животных тоже может стать посильной задачей дошкольника.

Материальная ответственность

Сохранение в целости своих игрушек и одежды; уборка игрушек, распределение одежды на чистую и грязную или требующую починки.

Когда передать ребенку ответственность

Существуют распространенные родительские заблуждения относительно того, когда можно доверить ребенку самому регулировать ту или иную сферу его собственной жизни. Множество мам и пап откладывают этот момент как минимум до школы. Несколько реже самостоятельность ребенка откладывается до подросткового возраста, а после и вовсе до момента наступления финансовой самостоятельности: «вот начнет зарабатывать, тогда пусть и решает, что покупать!»

Для родителей это довольно удобное решение, но чем дальше отодвигается срок «передачи полномочий» тем меньше у ребенка желаний их брать.

Идеальный возраст обозначения собственной зоны ответственности для ребенка - 3-3,5 года.

«Каждому овощу - свое время». Передаем бразды правления

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

Эксперименты с малышами и прикормом показали, что когда перед детьми полутора лет ставили на выбор несколько тарелок с различными блюдами, они порой делали выбор, который казался родителям «неправильным», к примеру, съедали две порции свеклы и игнорировали морковь и так далее. Однако когда исследователи подвели итоги за месяц, выяснилось, что за длительный период времени малыши съедали приблизительно то же количество различной пищи, которое рекомендовано педиатрами.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

Также у малыша появляются первые дружеские связи среди сверстников, и не всегда родители довольны, что в приятелях оказался «хулиган Вася» или «плакса Маша». Но прямое регулирование здесь не работает - это. По сути, психологическое насилие. Лучше подумайте, что привлекает ребенка в его новом друге и почему это происходит.

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей - ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Что нужно, а что не нужно регулировать в выборе ребенка

    Нужно относиться к выбору ребенка уважительно , даже если он кажется вам неуместным.

    Обязательно предложите ребенку аргументировать свое решение - доводы важны, даже если кажутся вам ошибочными. Высказывайте свою точку зрения, объясняя связь выбора и его последствий: «если наденешь тонкую курточку, то на улице быстро замерзнешь и мы не сможем долго кататься с горки».

    Предлагайте альтернативу , если ребенок приводит доводы в пользу своего решения (например, если тонкая куртка кажется ему красивее, предложите дополнить ее толстым свитером).

    Имитируйте ситуацию выбора , если полагаете, что малыш не готов принимать решение самостоятельно. Пусть для начала выбирает между голубыми и зелеными носочками, большой ложкой и ложкой поменьше, чашками с разными рисунками.

    Не принуждайте ребенка делать выбор , если он растерян или напуган. Предложите ему готовое решение, аргументируйте его, например: «надень синие носочки, они подходят к голубой рубашке!». Попробуйте позволить малышу сделать выбор в следующий раз.

    Ребенок должен ощутить последствия собственного выбора . Если ситуация не угрожает напрямую жизни и здоровью ребенка, позвольте ей развиваться естественным образом! Не убрался в комнате - не смог пригласить в гости друзей, отправилась в садик в праздничном платье - не прогулке нельзя кататься с горки, купили большой пакет конфет - не осталось денег на мороженое… Только так можно научить ребенка предвосхищать последствия своих решений и брать за них ответственность.

    Иногда нужно лишать ребенка выбора . Большинство детей консервативно и всегда будет выбирать любимую еду, реже - привычную одежду и место для прогулок, наконец, есть малыши, которые игнорируют все новые знакомства. Задача родителей - периодически вынуждать ребенка пробовать что-то новое (блюдо, место, развлечение).

Научить ребенка ответственности трудно, в конкретной ситуации вам может показаться, что гораздо проще руководить его действиями: встань, сядь, возьми, надень это, нет это, это сними… Но в долгосрочной перспективе родители, прислушивающиеся к желаниям детей и позволяющие малышам испытать последствия своих действий, оказываются в выигрыше. Ведь из этих малышей вырастают ответственные взрослые!

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность - означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.

Какие методы применять?


Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, - и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.


Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо. Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.


Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать
  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Возраст ответственности

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребенок - это просто маленький взрослый, который "все понимает", но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

До 2 лет - возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает "вдруг". Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно "заучивает" то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать. Пока малышу нужен взрослый, "проводник", который поможет разобраться в этом непростом мире.

От 2 до 3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый "кризис трех лет". Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, "проверяет", действительно ли нельзя то, что "нельзя". В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка "опор", чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое - нет.

Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Раньше ему нравилось быть в чистой одежде, а теперь он обмазался вареньем и смотрит, как вы отреагируете. Или он охотно помогал убирать игрушки, а теперь вы слышите его решительное "нет!". Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно "испортился" и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным. А пока старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребенка (например, если кошку нельзя тискать, то уж нельзя никогда, ни тогда, когда вы разговариваете по телефону, ни тогда, когда он демонстрирует свое недовольство криком).

3,5-5 лет . Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще "слишком маленьким" и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя "система", которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.

Возраст 5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные "зоны ответственности", связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны.

Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно "помогать" маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда "зернышки" каждой из них должны быть "посажены".

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь . Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота - под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: "Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?". Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.
  • Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей . Помните: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... "? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и "серьезным" первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.
  • Ответственность за домашних любимцев . Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.
  • Ответственность за собственные вещи . Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою от-ветственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого на-поминания "не бей, а то сломается" достаточно быстро успокаивается. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего "хозяйства" в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.
  • Ответственность за данное слово и принятое решение . В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок "держал слово". "Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!" -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.
  • Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи . Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка - значит блокировать его собственную ответственность за процесс.
  • Экологическая ответственность . К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Друзья ответственности

5-летний Витя - застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена "зачинщиков". А вот Кирилл - частый организатор разного рода озорства - никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя - нет.

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер - это не что-то "заданное" изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены при-родой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

  • Инициативность . Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как "безобразие" или проказы (например, когда ребенок стирает свою маечку, высыпав в таз всю пачку порошка), но они необходимы, для детского развития. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов, будь то строительство крепости из диванных подушек или оклеивание наклейками своего шкафа.
  • Стремление к самостоятельному принятию решений . Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других (например, когда вы ему сообщаете, что на улице жарко). Пусть он сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других . Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат. Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности . Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
  • Хороший самоконтроль . Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
  • Осмотрительность . Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Стратегия воспитания

Карина, Лида и Маша - мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений - это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав?

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

  • Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
  • Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
  • Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, "порядок есть порядок". Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И. в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

Кирпичики ответственности

Поручение посильных дел . Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности. Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы - как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело - по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша.

Напоминание и контроль . Малыши - очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Чтобы напомнить им не обязательно словами, т.к. постоянные напоминания изматывают и родителей, и детей, вы сделали карточки. Прикрепите их на магнитную доску или холодильник в том количестве, каком они должны быть исполнены сегодня. Пусть "крупных" дел наберется не больше 1-2 в день для трехлетнего малыша и не более 4~5 Для шестилетнего. На следующий день какое-то из заданий (главное, чтобы не все сразу) может быть заменено на другое, поэтому и карточек нужно больше, чем рекомендованное количество заданий в день. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал?

Поощрение и санкции . Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл. Договоритесь с малышом, что каждое выполненное дело будет отмечаться на карточке появлением магнитика, например, в форме забавной зверушки или буквы. Тогда ему будет легко отследить, какие дела сделаны, а какие еще нет. Если к концу дня не все дела оказались выполненными, то наступают санкции. Мягкий вариант - малыш просто не получает ожидаемого числа магнитиков. Более строгий вариант - он получает магнитов меньше на столько, сколько дел он не выполнил. По истечении недели он может обменять магниты на какую-то привилегию, о чем также должно быть заранее известно ребенку. Чем понятнее для малыша условия, тем легче будет ему и вам.

Важно! В этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть первые результаты, нужно будет как минимум 7-10 дней. Стойкие же результаты достигаются при продолжительном использовании.

Тактика воспитания ответственности

Есть также понятие так называемых "естественных санкций". Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для малыша наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам "зоны ответственности" ребенка. Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на малыша, то это не "естественные санкции", а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности, Ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

  • Буду как мама! Основа детской ответственности - это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий, Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.
  • Поощрения и санкции . Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, -избегается. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови - наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет петь "В траве сидел кузнечик", Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения "Кузнечика". В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.
  • Как в сказке . Еще один метод, близкий детскому восприятию, - это чтение и обсуждение литературных произведений. Замечательные произведения на эту тему, например, "Незнайка" Н. Носова и стихотворный цикл "Младший брат" А. Барто. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком. Может быть вы вместе придумаете свою сказку о том, как Зайчишка учился быть более самостоятельным и ответственным?
  • Учимся, играя! Игра для дошкольников - это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову - это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться с малышом, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!

Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

Как воспитать ответственность? Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? Как воспитать в ребенке ответственность?

Когда ваше маленькое чудо идет в школу, это слово — ответственность — вы будете слышать чуть ли не на каждом родительском собрании и непременно проникнетесь всей важностью его хотя бы потому, что быстренько поймете: иметь в семье безответственного ученика — сплошной «караул!».

Когда он ещё дошколёнок и когда у него появилось два полезных «само» — самонаблюдение и самоконтроль, — самое время приступить к формированию у него чувства ответственности. Вы скажете, что уже приступили. Малыш сам убирает игрушки на место, не лазит по грязным лужам, а когда собирается спать, кладёт одежду на стульчик. Прекрасно. Но это не ответственность, это — аккуратность.

Вы скажете, что он не вопит в общественном транспорте, слушается, когда ему говоришь «нельзя», умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает истерик у прилавка с игрушками. Но это ещё не ответственность, это — послушание.

Вы скажете, что малыш старательно и трудолюбиво рисует и лепит, и его натюрморт на выставке занял первое место. Малышка же не менее старательно делает «па» и волнуется перед концертом. Но и это ещё не ответственность. Это — свобода творчества.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое.

Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Да, всё начинается с мелочей. И не общипывать букет из маминой вазы, и тихие игры, когда дедушка прилёг отдохнуть, и игрушки, убранные в ящик, конечно, всё это важно. Но… но главное — те побуждения, которые заставляют ребёнка так поступать. Представьте: ваш ребёнок, удобно расположившись на сиденье автобуса, размахивает ногами. «Не болтай ногами, это некрасиво» или «Не болтай ногами, ты можешь испачкать пассажиров», — как скажете вы? Можно сказать ребёнку: «Не ломай ветку, поцарапаешься», а можно сказать: «Не ломай ветку, она живая». Чувствуете разницу? По этой короткой реплике видны приоритеты родителя: обеспечить сиюминутное удобство, правильность, безопасность или дать малышу целостное представление о живой природе.

Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? Как воспитать в ребенке ответственность?

Как воспитать ответственность:

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…» Посильное дело для малыша всегда найдется.
  2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба — пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки — они остались мокрые и мы не пойдём гулять.
  4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
  5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-«напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на бОльшее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.
  7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

  • Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок.
  • Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
  • Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что «он такое насоветует!».

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

Это интересно!

Просмотрено

Дети ежегодно съедают сахара столько же, сколько весят

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Трогательная притча об отце и сыне

От трех до семи, Советы родителям

Просмотрено

Говорите эти фразы чаще — они помогут наладить общение с ребенком

Это интересно!

Просмотрено

Как предотвратить истерики у ребенка и оградить себя от непрошеных советов