Отсутствие сна новорождённого после кормления. Почему кричит новорожденный ребенок? Какие могут быть причины

Плачь новорожденного, не на шутку тревожит новоиспеченных родителей. Причинами плача могут служить различные факторы. Давайте в них разберемся.

Первое время непросто понять, почему же крошка плачет, но проводя все больше времени с малышом, мамы начинают распознавать виды плача своего чада по интонации. Основанием для плача здорового ребенка служат его первоочередные потребности, дискомфорт и страх.

1. Малыш проголодался. Это самая частая причина, особенно когда прошло несколько часов после предыдущего кормления. Как только вы возьмете малыша, он станет искать грудь. Не тяните и накормите ребенка.

2. Переполненный памперс. Когда испражнений в памперсе становится много, необходимо сразу его заменить. Тянуть с заменой не стоит и когда ребенок покакал.

3. Желание пообщаться. Уже в младенчестве кроха понимает, как манипулировать мамой. Услышав плачь, мы первым дело бежим к малышу и берем его на руки. Если после этого, малыш стихает, это означает, что он просто соскучился. Уделите крошке время, пообщайтесь.

4. Боль . В тех случаях, когда у ребенка что-то болит, он не утихнет на руках, а будет продолжать жалобно плакать. В такой ситуации необходимо найти причину. Ежели это колики — дайте малышу назначенные педиатром препараты. Ежели это опрелости — смените подгузник, смажьте место раздражения детским кремом, оставьте малыша без памперса. Ежели это зубная боль — смажьте десна специальным гелем для облегчения прорезания зубов или дайте соответствующую возрасту дозу жаропонижающего, например «Нурофен». Современные жаропонижающие не только сбивают температуру, но и выступают в роли обезболивающего.

5. Холод. Когда кроха замерзает, его плач переходит в икоту, кожные покровы становятся бледными и холодными. Оденьте ребеночка теплее или укройте.

6. Ребенку жарко. В такой ситуации малыш становится красным, машет ножками и ручками. Незамедлительно переоденьте кроху.

7. Устал . При переутомлении капризы возрастают при любой попытке развлечь кроху, а исчезают, при покачивании. Успокойте малыша и уложите спать.

8. Заболел. Как только вы увидели характерные признаки заболевания такие как: насморк, температура, кашель, незамедлительно вызывайте педиатра. Если у ребенка высокая температура обязательно дайте жаропонижающее, которое соответствует его возрасту, например «Нурофен» или детский «Панадол».

Почему ребенок плачет во время кормления грудным молоком?

В первые деньки после выписки, малыш и мама только привыкают друг к другу, потому и во время кормлений можно услышать детский плачь.

Причина №1 . Недостаток молока. Самая первая причина, которую отмечают мамы в первые дни кормления грудью. Все дело в том, что после родов у женщины на протяжении 3-7 дней вырабатывается не молоко, а молозиво. Поэтому многим мамам может показаться, что ребенок голоден. Не нужно сразу тянуться к бутылочке и давать ему смесь. Наблюдайте за малышом, пейте больше жидкости и чаще прикладывайте его к груди, и в скором времени вы наладите лактацию.

Причина №2 . Форма сосков. У некоторых представительниц прекрасного пола соски имеют особую форму. Если вы обладательница вдавленных или плоских сосков, крохе будет неудобно брать грудь. В таких ситуациях помогут специальные накладки для груди, которые продаются в аптеках. Такие накладки одевают между кормлениями, чтобы вытянуть сосок. Так же перед тем, как дать малышу грудь можно попытаться вытянуть сосок молокоотсосом. Если и это не помогает, тогда используют уже накладки для кормления грудью, каковые вы так же сможете купить в аптеке.

Причина №3 . Налитая грудь. На протяжении всего времени кормления грудью, мама будет сталкиваться с набуханием груди, особенно когда после предыдущего кормления прошло много времени. Налитую грудь малышу неудобно брать, поэтому необходимо немного ее расцедить молокоотсосом или руками, чтобы и вы получили облегчение и ребенок им не подавился.

Причина №4 . Лактазная недостаточность. В первые дни кормления малыш сосет грудь не так интенсивно и в большей мере получает переднее молочко, которое обогащено лактозой. Заднее же, более жирное молоко, поступает только через 15 минут интенсивного сосания. Жирное молочко нейтрализует лактозу. Ежели кроха недополучает заднее молочко, в его организме может возникнуть переизбыток лактозы, а так же недостаток лактазы, что в свою очередь приведет к нежелательному газообразованию. Чем старше становится малыш, тем интенсивнее он сосет грудь, и промежуток попадания жирного молочка в его организм сокращается. Кроме того, заднее молоко имеет успокоительные свойства и помогает ребеночку успокоиться.

Следите за тем, чтобы кроха сосал грудь не менее 15 минут, дабы получить не только переднее, но и заднее молочко.

Как понять, что ребенку хватает грудного молока?

Чтобы у вас не возникало сомнений, что ребенку хватает грудного молока, важно за ним наблюдать и оценивать общее его состояние. Признаками того что у вас хватает молочка служат:

  1. Частые кормления. В первые месяцы жизни ребенок прикладывается к груди в среднем от 8 до 12 раз в сутки.
  2. Во время приема пищи вы четко слышите, что ребенок глотает. В первые минуты частое глотание сменяются более редкими в последующие минуты сосания.
  3. Длительность кормления. Ребенок должен находиться возле груди столько, сколько ему потребуется. В таком случае основания считать, что грудничок голодает, отпадает само по себе. Не стоит отнимать у малыша грудь, пока он сам ее не отпустит.
  4. Внешний вид. Ребенок должен быть бодрым, громко требовать грудь или общения с мамой, а его кожа должна быть упругой и розового цвета.
  5. Набор веса. В течение первых месяцев жизни, груднички в среднем набирают по 130-220 граммов в день. Если ваш ребенок вписывается в эти нормы, то будьте уверены в том, что он не голодает.

Как понять, что грудной ребенок переел?

Новорожденный, увы, не может поведать нам о своих потребностях и желаниях, потому как только мы слышим плачь, стараемся сразу же дать ему грудь. Хотя частые прикладывания и считаются нормой, важно понимать, что ваше чадо не переедает. О переедании говорят следующие признаки:

  • ребенок набирает в весе больше, чем это соответствует его возрастной категории. Суточная доза еды для грудничка составляет приблизительно 1/6 его веса. Потому зная вес ребенка, вы можете вычислить, сколько ему необходимо получать еды в день;
  • частые и обильные срыгивания после кормления, после которых ребенок снова требует грудь, и процесс повторяется.

Как понять что ребенку не хватает грудного молока?

Если ваш ребенок вялый, плохо набирает вес, часто отказывается от груди, становится апатичным, редко испражняется, это основание считать, что ему не хватает грудного молока. Ежемесячные походы на прием к педиатру помогут отслеживать динамику набора веса грудничка. Так же можно обзавестись специальными весами и взвешивать ребенка каждую неделю самостоятельно.

Как понять, сколько ребенок высосал грудного молока?

При грудном вскармливании маме невозможно понять, сколько всего кроха высосал молочка. Если вы хотите знать, сколько съедает ваше чадо, обзаведитесь весами. Взвесьте ребенка до приема пищи и после. Разница в весе покажет вам, сколько съел ребенок за один прием пищи.

Как понять, что ребенку не подходит грудное молоко?

Часто новоиспеченные мамочки мучаются вопросом: «А подходит ли мое молочко ребенку?» и, не разобравшись с ситуацией, просто прекращают кормить грудью. Сразу хочется отметить, что организм каждой мамы вырабатывает то молочко, которое подходит конкретно ее ребенку, кроме того оно не аллергенное. Однако если вашего кроху беспокоят частые кожные высыпания, дисбактериоз, он отказывается от груди, стоит посетить педиатра и сдать все необходимые анализы. Только когда будет понятна причина, педиатр установит, стоит продолжать кормить грудью или нужно подобрать соответствующую смесь.

Почему грудной ребенок плачет после кормления?

Плачь грудничка, после кормления сигнализирует, что родителям важно как можно скорее установить причину, коей могут служить:

  • кишечные колики;
  • испуг;
  • недоедание;
  • переедание;
  • болезнь ротовой полости, например стоматит;
  • отит;
  • скопление в желудке воздуха.

Почему грудной ребенок выгибается и плачет?

Причин, почему кроха выгибается и плачет, существует не так и много. Остановимся на каждой из них.

Повышенное внутричерепное давление . Это самая серьезная и опасная причина выгибания спинки и плача новорожденного. Первопричиной тому могут быть различные заболевания и нарушения обмена веществ. Ежели у вашего малыша такие приступы частое явление, незамедлительно обратитесь к детскому неврологу. Он проведет обследование и, если потребуется, назначит лечение.

Гипертонус мышц. Выявить гипертонус мышц можно, когда новорожденному исполнится 3 месяца самостоятельно. Положите кроху на живот и наблюдайте, как он приподнимает головку. Ежели голова запрокидывается сильно назад, а плечи при этом поднимаются вверх — у крохи гипертонус. В таких случаях нужен так же осмотр невролога, который выявив гипертонус, назначит курс массажа.

Боль. Часто малыши выгибаются от сильных кишечных коликов. Поэтому важно снять причину боли. В этом помогут специальные аптечные препараты для младенцев, а так же «Укропная водичка», которую готовят самостоятельно все государственные аптеки.

Капризы . Выгибаться и плакать ребенок может просто капризничая. В таких ситуациях, после того, как его возьмут на ручки, он затихает.

Почему грудной ребенок плачет, когда какает?

Самой частой причиной плача грудничка во время испражнений является запор. Это распространенная проблема, с которой сталкиваются все мамы новорожденных детей. Определить страдает ли ваш ребенок запорами или нет, можно по консистенции и частоте стула. У совсем крох, опустошение кишечника происходит практически после каждого кормления, а кал должен быть мягким. Но, если кал твердый, а частота испражнения кишечника составляет больше 3-х дней, тогда можно смело говорить, что у малыша запор.

Еще одной частой причиной являются колики. Скопление газиков в кишечники заставляют малыша сильно тужиться, дабы выпустить газики и покакать. Нежными и плавными движениями погладьте животик крохи по часовой стрелке, затем переходите к легеньким надавливаниям. В скором времени газики выйдут, а кроха покакает.

Как понять, что у грудного ребенка колики в животе?

У новорожденных организм еще не сформирован, а необходимые ферменты, такие важные для переваривания пищи, еще не вырабатываются. Так же во время кормления грудью кроха может вместе с маминым молочком заглатывать и воздух, что в свою очередь способствует образованию в кишечнике газиков, которые доставляют столько неудобств и боль маленькому человеку. Существуют определенные симптомы, которые сигнализируют о том, что у крохи колики, а именно:

  • непривычное беспокойство малыша, апогеем какового становится громкий и непрерывный плачь;
  • в период беспокойства грудничок поджимает ножки к животу, а его личико становится красным;
  • повышенное газообразование;
  • признаки усиливаются ближе к вечеру, а иногда и среди ночи.

Ежели вы заметили, что у ребенка колики, обратитесь к своему педиатру, только он сможет назначить препараты, которые облегчат страдания вашего ребеночка!

Почему грудной ребенок плачет во сне?

Многие мамы на собственном опыте прочувствовали всю прелесть бессонных ночей и непрерывного плача новорожденного. Причинами могут быть:

  • колики;
  • перевозбуждение в вечернее время;
  • дискомфорт, например мокрый памперс, пеленка или неудобная для сна поза;
  • голод;
  • страх.

Особое внимание стоит уделить перевозбуждению, именно эта причина самая распространенная, а ребенок плачет особенно громко и долго. Вечером старайтесь не перевозбуждать кроху активными играми, старайтесь воссоздать спокойную обстановку в своем доме. Отходя ко сну в тихой обстановке, грудничок будет спать спокойно всю ночь.

Как понять, что у ребенка аллергия?

С каждым годом, детей страдающих аллергией становится все больше. Потому важно как можно скорее определить причину ее возникновения, и тем самым уменьшить риск осложнений. Какой бы не была аллергия, а точнее ее вид, у детей появляются схожие симптомы:

  • высыпания на коже;
  • длительный насморк;
  • конъюнктивит;
  • крапивница (высыпания схожи на укусы насекомых);
  • затрудненное дыхание;
  • приступы удушья.

Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, немедленно обратитесь к доктору!

Как понять, что грудной ребенок замерз?

Понять, что ребенок замерз достаточно просто. Аккуратно потрогайте переносицу крохи, затылок, а так же руки выше кисти. Если они холодные, то ребенок замерз. Трогать кончик носика малыша, для определения замерз он или нет, ничего более чем просто миф.

Как понять, что грудной ребенок перегрелся?

Медики утверждают, что перегрев ребенка покуда опаснее, чем легкое замерзание. Посему важно научиться подбирать одежду по сезону и погоде. Определить перегрев так же просто: малыш становится вялым, кожа краснеет и становится горячей, температура тела повышается, отсутствует мочеиспускание, начинается рвота, так же возможна потеря сознания.

Если вы определили, что кроха перегрелся, срочно вызывайте бригаду медиков, а малыша отнесите в прохладное место, уложите на спинку, снимите лишнюю одежду и приложите к вискам, лбу и шее водные компрессы.

Как понять, что ребенок грудной заболел?

Увы, но груднички не расскажут вам о своих проблемах и не покажут, где и что у них болит. Он может только плачем зазывать маму, которая обязана в короткие сроки установить причину плача и предпринять все необходимые меры. Ваш грудничок заболел, если:

  • температура тела поднялась выше отметки 37,5 °C (температура до этой отметки считается у новорожденных нормой);
  • ребенок стал кашлять;
  • потекли сопли;
  • кроха стал вялым;
  • пропал аппетит;
  • повысилось употребление жидкости;
  • надмерная потливость.

Ежели вы заметили тревожные признаки, вызывайте доктора на дом, а если потребуется, тот назначит поход к более узкому специалисту.

Помните, только тесный контакт и постоянная бдительность мамы способны увидеть изменения в поведении малыша и вовремя принять все необходимые меры!

Каждой мамочке знакомы переживания по поводу стула ребенка, ведь с первых дней жизни малыш не только кушает с аппетитом, он еще часто какает. Или не какает? Что же делать юной матери, если грудной ребенок не какает?

Как надо

После своего появления на свет маленький человечек должен «ходить в туалет» после каждого приема маминого молочка. Нормой считается желтоватый кашицеобразный кал со слабым кисломолочным запахом. Если же малыш питается смесями, кал более плотный, цвет зеленоватый, а запах резкий.

Грудной ребенок не какает

Не покакал малыш день, а мамочка уже сама бегает «зеленая» от переживаний и сомнений. Ставить клизму или подождать? Самое главное — успокоиться. Если кроха чувствует себя хорошо после суточного воздержания, ничего страшного не произошло. Запором у грудничков считается, если малыш не какал двое суток. А может, малыш просто не доедает?

Причины

Одной из причин, почем грудной ребенок не какает,могут стать спазмы прямой кишки или кишечника. Первой помощью в таком случае считаются следующие незамысловатые действия. Теплой рукой нужно погладить животик крохи по часовой стрелке, прижать коленки к животику. Периодически повторяйте процедуру. Если ничего не изменится, можно помочь малышу покакать.

Как помочь

С первых дней жизни запоры устраняются посредством газоотводных трубок. Они действуют очень мягко, если сравнивать с клизмой, помогают избавиться от запора и газообразований. Трубка соприкасается со стенками прямой кишки, тем самым раздражая их. В результате стенки начинают рефлекторно сокращаться, газы и кал выходят наружу. Перед использованием конец трубочки смазывают маслом или детским кремом. Вводится трубочка в задний проход при согнутых к животу ножках малыша. Глубина введения должна составлять от 5 до 8 см. Через 20 минут максимум ребенок покакает.

Клизма

Это незамысловатое приспособление имеется в любом доме, однако использовать клизму рекомендуется только в крайнем случае. А случай этот представляет собой постоянно плачущего малыша, который постоянно тужится и кряхтит, а его животик - вздутый и твердый на ощупь. Для новорожденного будет достаточно 30 мл воды, трехмесячному вводится от 50 до 80, в полгода — до 100 мл, в годовалом возрасте норма составляет до 200 мл. Но правильнее применять клизму после консультации педиатра.

Градусник

Если грудной ребенок не какает, некоторые умницы-мамочки используют градусник для измерения температуры. Вот уж, воистину, изворотливый русский ум. Согласитесь, ни одна американская мама не станет пихать в попку своему малышу ртутный градусник.

Мыло

Это еще один способ облегчить кишечник ребенка, так называемый народный. Искренне советуем испытать его для начала на себе. Неизгладимые впечатления заставят задуматься, стоит ли применять мыло для крохи. Если малыш не какает, это может говорить о многих заболеваниях. В частности, ребенок может страдать от непроходимости кишечника.

Частые запоры

Новорожденный не какает, и случается это довольно часто? Следует пройти обследование. Ведь частые запоры могут говорить о понижении тонуса кишечника. А это сопровождает такие заболевания, как рахит, гипотрофия и другие. Плохое состояние малыша, постоянный плач, рвота и высокая температура могут показывать на острую хирургическую патологию — непроходимость кишечника. Это повод для вызова скорой помощи. Берегите своих детей!

Если вашему маленькому крохе меньше года или даже полутора лет, то вы, наверное, уже почувствовали, что означает выражение «висит на маме круглые сутки». Подавляющее большинство мам сталкиваются с тем, что маленький человечек не хочет ни в какую отпускать маму одну. Пока он бодрствует, он весел только с мамой, увидев, что она отходит на некоторое расстояние, тут же начинает жалобно хныкать. Спит только с грудью во рту, медленно посасывая молочко, и если вы попытаетесь отойти – тут же просыпается. Проблема ли это и что делать в таком случае?

Чтобы понять, почему малыши ведут себя так, давайте вспомним и порассуждаем о том, как природой задумана жизнь маленького малыша. Маленький ребенок еще не созрел, еще не имеет полнофункционирующего разума, поэтому не способен понять доводы нас, взрослых, о том, что нам надо что-то сделать по дому или поработать, или полежать в ванне. Малыш руководствуется пока только своими инстинктами и рефлексами. И среди них главный – это быть на руках. Возможно, вы видели фильмы или познавательные программы о современных племенах людей, живущих вне цивилизации по вековым и тысячелетним традициям.

Они везде носят своих младенцев с собой. Всюду, где бы они ни были, малыши с ними: на купании, в лесу, при приготовлении пищи, при разжигании костра, при совместных посиделках и таинственных обрядах. Иногда матери отдают своих младенцев другим членам племени, старшим детям, своим братьям и сестрам, бабушкам. Но главное, что остается – это то, что ребенок все время на руках. Он всегда вместе со взрослым: либо на его руках, либо на коленях, либо лежит на животе. И, что не менее важно, всегда спокойный .

Маленький человечек инстинктивно чувствует, что если он останется один – он может погибнуть. Одиночество для ребенка первого года жизни в природных условиях чаще всего означает смерть. Он не может сам о себе позаботиться. Поэтому инстинкт заставляет его быть рядом со взрослым – это залог выживания для ребенка в естественной природной среде. Мы забыли этот факт, что быть на руках – естественная потребность маленького человечка, так же как еда, сон.

Что же в этом случае делать, спросите вы? Неужели теперь не есть, не пить, не прибираться и вообще ничего не делать? Ни в коем случае. Ребенок – это не отдельное от жизни существо, он часть нашей жизни, он должен присутствовать в ней полноправно. Мы в цивилизованном мире слишком искаженно выросли сами. Мы практически не видим примера, как молодые мамы живут обычной жизнью с детками. В лучшем случае с малышами гуляют на детской площадке. Но не ходят по магазинам, на почту, не сидят в кафе, не ходят на работу, не встречаются с друзьями. Чаще всего молодая мама вымучивается первые годы жизни ребенка, а потом, сдав его в садик, начинает «снова жить».

Мы сами не видели примера и поэтому не можем жить вместе с ребенком полноценной жизнью. С появлением малыша многое меняется, многое уходит, но это не повод отказываться от всего. Это лишь некоторая перестройка с целью понять, как я могу заниматься своими делами вместе с ребенком ? Для многих это кажется абсурдным ходить в кафе с друзьями, по делам и магазинам с ребенком. Мы настолько отошли от этого понимания, что оно нам кажется невыполнимым. Наш мир настолько ушел от своего естественного поведения, что мы даже не представляем себе, что это возможно. И страдаем либо от того, что жизнь с малышом трудная и скучная, либо бросаем ребенка в кроватке, оставляем на нянек, сдаем в ясли, чем заставляем страдать малыша. Ведь главное, что ему нужно – тепло мамы или другого близкого человека.

Многие спросят, неужели так с ним и мучиться и носить на руках все 18 лет? Конечно же нет. Во-первых, если вы носите на руках не потому, что так надо, а искренне понимаете, что это необходимо для счастья вашего крохи, вы не воспринимаете это как трудность. Многие мамы даже говорят, что как только стали больше носить на руках, совсем пропало желание отпускать кроху. Больше носишь – больше хочется носить. Это естественная реакция, так задумано природой.

А ребенок, напитавшись сполна временем абсолютной защищенности, позже сам начинает отползать, уходить от мамы, чтобы изучать мир: сначала предметы вблизи мамы, потом всю комнату, потом всю квартиру вместе с кухней и туалетом. Происходит это от 6 месяцев до полутора лет, когда дети учатся ползать и ходить. Они понемногу начинают покидать маму, возвращаясь на ручки после полученных впечатлений: сначала на полметра, потом на метр, потом всю комнату исследуют, потом все дальше отползают и дольше не возвращаются. Потом однажды вы заметите, как хочется обнять кроху, а он от вас убегает, потому что у него вагон от поезда отцепился. Тогда вы вспомните, как было прекрасно время, когда этот малыш сидел на ваших руках и прижимался к вам своими пухлыми щечками.

Цените каждое время, оно прекрасно!

Последнее обновление статьи: 25.04.2018 г.

Педиатры всего мира считают грудное молоко оптимальным для вскармливания крох с рождения до года. И это правда. В нём есть все необходимые вещества, идеально подходящие именно вашему ребёнку. Состав молока уникален, он меняется постоянно и зависит от потребностей крохи. Например, когда жарко, грудное молоко содержит больше воды, что позволяет утолить жажду. Нужно расти? Молока становится больше и возрастает его жирность. Ваш малыш заболел? Количество иммунных веществ в молоке повышается.

Врач-педиатр участковый

Научно доказано, что длительное кормление грудью — залог здоровья человека на всю оставшуюся жизнь.

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается грудным молоком?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать?

Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные накладки на грудь. Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.