Открытое занятие средняя группа зима. Конспект открытого занятия в средней группе на тему "зима"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рябинка»

на тему: «Зимушка-зима»

Подготовила: воспитатель средней

группы «Рябинка»

МКДОУ №3 «Радуга»

Ковалева Нина Николаевна

2017 уч.год.

ЗАТО п. Солнечный

Интегрированное занятие в средней группе «Рябинка»

Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме;

Закрепить умение соотносить название цифры с ее графическим изображением.

Развивающие:

- Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного через коллективную работу – «снеговик»;

Развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами физкультминутки и дыхательной гимнастики.

Воспитательные:

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художетсвенно-эстетическое развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Оборудование:

Картинки с зимним пейзажем и зимними забавами (на обороте цифры от 1 до 5);

Аудиозапись со звуками вьюги метели;

Снежинки из бумаги для дыхательной гимнастики (по количеству детей);

5 альбомных листов (для работы в группах);

Белый пластилин;

Белые салфетки;

3 ватных диска;

3 картонных круга разного диаметра;

Фломастеры;

3 полоски гофрированного картона для работы в технике «квиллинг»;

Клей;

Кисточки;

Разрезной пазл с изображением снеговика 4 шт.;

Подборка художественной литературы по теме.

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;

Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;

Изготовление «таблеток» в технихе «квиллинг»;

Просмотр мультфильмов: «Из цикла про Лунтика и его друзей», «Зима в Простоквашино».

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на беседу о зиме, ее приметах.

2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.

3. Творческая работа в разных техниках по группам «Снеговик».

Ход совместной деятельности.

Вводный этап:

Звучит музыка (вой вьюги) воспитатель предлагает детям угадать, что это за звуки? Дети дают ответы (ветер, вьюга…)

Ой-ой-ой! Вот это да! Откуда же ветер появился в нашей группе и что он нам принес? На полу я нашла письмо! Это его, наверное, ветром принесло к нам. Ну, надо-же! Ветер-почтальон! А здесь (открывает письмо) ничего особенного… какая-то загадка! Здесь написано, что отгадав загадку, мы узнаем, кто же это сегодня с нами так шутит! То ветер, то письмо… (читает загадку)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы.

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром. (ответы детей)

Основной этап:

Да, верно, Зима! Наверное, в последние дни своего правления, зима хочет нам еще раз напомнить, что она вовсе не злая и холодная, а напротив – веселая и добродушная. А давайте мы с вами тоже отправим «письмо – подарок» для зимушки-зимы с ветром и вьюгой, чтоб зима не скучала в весенний, летний и осенний период, а вновь ждала с нами встречи и знала, что мы все ее очень будем ждать. Ведь зимой нас всегда ждет много интересного! Только что – же мы ей подарим? Для того чтоб это понять, нужно вспомнить, какая она – зима…

Ребята, какая погода бывает зимой? (ответы детей)

Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года? (ответы детей)

Конечно! Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках или на ледянках и плюшках с горки! А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы, любоваться снежинками!

Но мне хочется узнать, действительно ли вы знаете о зиме все!? Я буду читать вам утверждения, но в них есть ошибки, ну, а вы, постарайтесь их найти и исправить!

Упражнение «Назови правильно»

1. Наступила зима. Кругом бело. Листья на деревьях начали желтеть.

2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю.

3. За окном ветер кружит снежинки. В весеннем лесу трещит мороз.

4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как трещат сучки деревьев, которые ломает неуклюжий медведь.

5. Птицам в зимний период холодно и голодно. Дети насыпают им в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

6. Скоро закончится зима и наступит лето.

7. Зимой дети катаются на велосипедах, санках и лыжах.

Вы справились! Вы молодцы, ребята!

Какое все-таки интересное время года – зима! Вот, например, какие малюсенькие снежинки падают с неба, но превращаются они в сугробы! Снежинки маленькие…., а сугробы? (большие ) Снег зимой мягкий, а лед ….? (твердый )

А давайте поиграем с вами в игру. Я называю любой зимний предмет или явление, а вы мне называете, какой он этот предмет?

Игра «Какой?, Какая?»

Горка – (длинная, скользкая, ледяная);

Снег – (белый, пушистый, мягкий);

Лед – (холодный, твердый, скользкий);

Ветер – (сильный, холодный);

Мороз – (жгучий, холодный);

Одежда – (теплая).

Конечно ребята! Самое главное зимой, для ребятишек, это быть тепло одетыми! Вставайте-ка из-за своих столов, я проверю, как вы умеете тепло одеваться на улицу!

Физминутка: “ Собираемся на прогулку”

С помощью имитации

надеваем штаны, брюки, носки; Дети делают легкое поглаживание ног,

надеваем кофты; Поглаживание рук, живота,

надеваем валенки; Поглаживание ног от пальцев до колена,

надеваем шапки; Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,

застегиваем пуговицы на пуховиках, Точечные движения от шеи до живота,

завязываем шарфы. Имитация завязывания.

Готовы? (Да!)

Отлично! Ну, раз уж мы с вами тепло оделись, я предлагаю вам веселую детскую забаву! А что мы будем делать вы узнаете, когда соберете пазл! (дети собирают пазл «Снеговик»)

Ну, что, вы узнали, о какой забаве идет речь? Я предлагаю слепить снеговиков. Но эти снеговики будут не из снега, а из бумаги, ватных дисков, салфеток, пластилина и полосок гофрированной бумаги! Пройдите к столам и выберите любую картинку, какая вам понравится! (дети выбирают картинки, на обороте написаны цифры от 1 до 5)

А теперь, те, у кого на обороте написана цифра 1, подойдите к столу под номером 1, у кого 2 – к столу №2 и т д. (дети делятся на группы )

Продуктивная деятельность:

(Работа в группах)

Группа 1 – (лепят снеговика из пластилина );

Группа 2 – (из ватных дисков );

Группа 3 – (из полосок гофрированной бумаги в технике «квиллинг» );

Группа 4 – (из салфеток, в технике «комочек» );

Группа 5 – (из картона ).

Здорово! Какие замечательные снеговики у вас получились.

А из чего лепят снеговиков на улице? (ответы детей)

Каким бывает снег? (ответы детей)

На что похожи снежинки? (ответы детей)

На что похож снег? (ответы детей)

Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму.

Мне сейчас захотелось прочесть отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Ребята, а давайте мы и со снежинками немного поиграем? Мы их будем сдувать со стола, как настоящий ветер (звучит музыка ветра ).

Игра «Сдуй снежинку»

Чтобы нам снежинку сдуть,

Нужно глубоко вдохнуть .

(Дети выполняют упражнения на дыхание)

Какие вы у меня молодцы! Ну, что я предлагаю сложить наших снеговиков в конверт и отправить его с самым сильным ветром Зимушке – зиме! Но это мы сделаем, когда пойдем на прогулку.

Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас найдите на своих столах смайлики, и покажите, какое у вас сейчас настроение, после того, как вы слепили в подарок снеговиков для Зимушки-зимы?

Что сегодня, на нашем занятии вам показалось сложным?

А что помогло подняться вашему настроению?

Спасибо вам большое! Я тоже с удовольствием вспомнила, о том, какое это все-таки замечательное время года – ЗИМА, сколько много есть зимних забав. И мне очень нравятся ваши снеговики!


Группа: средняя Тема: «Зимушка-зима» (27.11.– 03.12.)

Цель: Расширять представления детей о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

Закрепить знания о свойствах снега и льда.

Итоговое мероприятие: Рисование по замыслу. Дата проведения итогового мероприятия: 03.12.

Дата, день недели

Организация развивающей среды

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник 28.11.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Упражнять Остапа и Ульяну в раскатывании пластилина прямыми движениями.

Обучающая ситуация «Собираемся на прогулку» -формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности; активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

Творческая мастерская: лепка на треугольнике белой бумаги " Ёлочка" - закрепить представление о новогоднем празднике; закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями.

1.Мир музыки (по плану муз.рук-ля)

2.Изодеятельность «Зимний пейзаж» КЗ с.118. Ц: систематизировать знания о зиме. Уметь передавать в различных видах детской деятельности.

Прогулка

Наблюдение за метелью – продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе; познакомить с новым понятием « метель». Загадка про метель: лечу, кручу, на весь мир ворчу.

П/игра " Мы топаем ногами".

Инд. работа с Вероникой и Артемом закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Д/ игра « Кто (что) летает?»

П/игра « Зайка серый» - продолжать учить детей выполнять игровые действия в соответствии с текстом игры, организовывать игру при помощи воспитателя.

Самостоятельная двигательная деятельность - помочь детям вспомнить, в какие игры они играли в последнее время, побуждать детей поиграть в знакомые "зимние" игры:; развивать координацию движений, ловкость, учить соблюдать правила безопасности.

Загадывание загадок о зиме- продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, отмечать признаки зимы.

Учить Владу и Вову складывать салфетки.

Упражнение Аккуратная причёска» - продолжать формировать у детей к.г.н, навыки самообслуживания, учить пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

С/р игра " Детский сад" - предложить детям обыграть различные ситуации, участниками которых являются дети, воспитатели, родители.

Прогулка

Наблюдение за снегопадом. П/Игра «Самолеты» Д/Игра «Веселый язычок» с детьми Вовой С. И Остапом.

Метание снежков в вертикальную цель поочередно правой и левой рукой.

Опыт «Первые заморозки» Ц: показать зависимость воды от температуры воздуха.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.

Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 29.11.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Беседа об опрятности - формировать к.г.н., обсудить с детьми почему необходимо содержать свою одежду и обувь в чистоте; формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, воспитывать стремление быть опрятными.

Д/игра « Какого цвета?» - закрепить основные цвета с Вероникой и Миланой.

Д/игра " Было, будет" - обсудить с детьми значение слов " сегодня", " вчера", " завтра", учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя; формировать грамматический строй речи.

Труд: уход за комнатными растениями - учить детей определять потребность почвы во влаге на ощупь, удалять отмершие части растений; учить осуществлять наблюдение в процессе работы, развивать познавательный интерес.

Выпуск папки-раскладушки для родителей на тему: «Зимние травмы».

1.Математика «Льдинка. Снежинка. Сосулька» стр.118. К.З. Ц: упражнять в определении формы предметов, в сравнении предметов по количеству и размеру.

2.Физическое развитие (по плану муз.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за снегирями - продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску. разный цвет оперения на различных участках тела; вспомнить названия птиц, прилетающих на участок. П/игра " Совушка"

Закреплять с Вовой и Камилем представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.

Д/игры " Третий лишний" (птицы), " Кто (что) летает?"

Ситуативный разговор " Почему нельзя на улице кричать"

Труд: подкормка птиц.

Самостоятельная творческая деятельность - учить детей самостоятельно выполнять постройки из снега, реализовывать свой замысел, объединяться в творческие группы.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение рассказа Г. Скребицкого " Кто как зимует?" - расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа; поддерживать интерес к чтению.

Д/игра " Расскажи, кто какой" - обогащать речь детей прилагательными - определениями, развивать связную речь (Полина и Артем)

П/игра " Затейники" - учить детей придумывать разнообразные движения, чётко выполнять установку на то, что нельзя повторять показанные другими движения, точно повторять движения водящего, обогащать двигательный опыт.

Трудовые поручения: протираем стулья - учить выполнять его последовательно, аккуратно; воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Прогулка

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа. Игра «Придумай сам» с Вероникой и Кирой.

Упражнение «Лепим снежки» Ц: учить скатывать комочки из ваты.

П/игра «Ловишки» Ц: развивать ловкость.

Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда 30.11

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей. Познакомить детей с первым зимним месяцем «декабрь».

Беседа о снеге «Какой снег?» (белый, пушистый, прозрачный, рассыпчатый, липкий).

Вспомнить с Вовой и Полиной стихотворение И. Сурикова " Зима" - развивать память, интонационную выразительность речи.

Практическое упражнение " Учимся пользоваться носовым платком" - обсудить с детьми, как нужно действовать при кашле и чихании (прикрывать рот платком, отворачиваться в сторону от находящихся рядом людей), как правильно пользоваться носовым платком.

Настольно-печатная игра " Лото" по теме " Зима" - учить детей подбирать картинки в соответствии с заданной логикой, соотносить изображения на карточках с картинками; развивать логическое мышление, зрительное восприятие; формировать умение сравнивать.

Индивидуальная беседа с родителями вновь прибывших детей о адаптации ребёнка в детском саду.

1.Развитие речи «Зимние зарисовки» стр.117. К.З. Ц: учить описывать зиму, составлять рассказ по картине, анализировать действия героев литературного произведения.

Прогулка

Наблюдение за земляным покровом - развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений. Поговорка: снег земле - кормилице - тёплый кожух; мать кормит детей, как земля людей. П/игра " Самолёты"

Упражнение " прыжки через ров" - упражнять Остапа и Милану в выполнении прыжков на двух ногах через линию

П/игра " Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" - учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать воображение, учить придумывать загадки-пантомимы. Зимняя забава " Берегись, заморожу"

Труд на участке: помощь дворнику в уборке снега.

Самостоятельная игровая деятельность - продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, выбирать игры, договариваться о взаимодействии.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение стихотворения Л. Завальнюка "Времена года" - учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя о приметах зимы.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Упражнять Ульяну и Беляла в умении выстригать предметы по контуру; учить правильно пользоваться ножницами.

Д/игра " Кто я?" - учить детей составлять загадки-описания. в которых загаданный объект нужно узнать по внешнему виду, одежде; активизировать в речи детей понятия, связанные с названием, деталями и свойствами предметов одежды.

Трудовые поручения: реставрация книг - предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, что произошло с этими книгами; повторить правила обращения с книгой4 организовать работу по ремонту книг.

Прогулка

Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом.. Беседа о зиме с Владой и Антоном.

Д/Игра «Где, что можно делать?»

П/Игра «Ловишки» Ц: развивать ловкость.


Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг 1.12.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей. Рассматривание картин о зиме - учить детей внимательно рассматривать, рассказывать о том, что изображено на картине, учить узнавать и называть зимние явления.

Учить Владика и Азизу строить башню, выкладывать детали конструктора вертикально.

Дежурство на занятии: подготовка рабочего места - учить детей готовить рабочее место в соответствии с содержанием занятия.

Настольно-печатная игра " Собери картинку" - учить детей собирать картинку по образцу; развивать зрительное восприятие, воображение.

1.Социальный мир «Белый снег пушистый в воздухе кружится» стр.116. К.З. Ц:учить называть признаки зимы, описывать зиму, сравнивать ее с осенью.

2.Мир музыки (по плану муз.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за снегом - уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. Примета6 дым от трубы идёт вверх - к морозу. Загадка про снег: идёт, а ног нет; лежит, а постели нет; лёгкий, а крыши ломит. П/игра " Зайка" - развитие ловкости, быстроты.

Разучить с Полиной и Камиля загадку о зиме - развивать у детей память.

Д/игра " Зима или осень?"

Напомнить детям о том, что нельзя кушать снег - формировать желание беречь своё здоровье.

Труд: сгребание снега в кучки.

Самостоятельная деятельность детей:

Игры со снегом

Игры по интересам

Катание на санках, буранах

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение и инсценировка р.н.с " Два Мороза" - продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать своё отношение к услышанному. Конструирование из бумаги. Тема: «Будка для собаки». Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.

Учить Артема К. после сна самостоятельно одевать колготки.

Д/игра " Что сначала, а что потом?" - актуализировать представления детей о порядке следования различных явлений, времён года. событий в жизни человека, учить формулировать ответы на вопросы развёрнуто, отвечать полными предложениями, развивать логическое мышление, фантазию.

Работа в уголке сенсорного развития: рисование на манке " Волшебные узоры" - познакомить детей с техникой рисования на манке; развивать мелкую моторику рук, способствовать реализации творческих проявлений, формировать интерес к изобразительному творчеству.

Прогулка

Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Игра « Что это за птица?»

Д/Игра «Какое время года?»

П/Игра «Птички и кошка»


Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница 2.12.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Беседа «Крепкие зубы»- рассказать детям о правилах ухода за зубами: пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером, после каждого приема пищи- обязательно полоскать рот водой.

Учить Мехди Сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

Наблюдение за работой дежурных " Полив комнатных растений" - способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с мозаикой " Зимние узоры" - учить детей выкладывать изображения зимних узоров по образцу; развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Выпуск памятки для родителей на тему: «Профилактика гриппа и ОРВИ»

1.Природный мир «Как живут растения зимой?» Ц:знакомить детей с жизнью растений зимой.

2.Физическое развитие (по плану физ.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за погодой - упражнять в определении состояния погоды; воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к растительному и животному миру; уточнить и конкретизировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Поговорка: береги нос в большой мороз. П/игра " Ловишки" - развивать ловкость, быстроту.

Упражнять Камиля в умении подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению: зима какая? - белоснежная, холодная, снежная и т. д.

Зимняя забава " Найди снеговика". Д/игра " Бывает - не бывает - развивать память, мышление, быстроту реакции.

Самостоятельная игровая деятельность - учить детей организовывать совместные игры, формировать дружеские взаимоотношения.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Рассматривание альбома «Одежда»- активизировать в речи детей и уточнить обобщающее слова по теме «одежда», названия предметов одежды, ее деталей.

Знакомство с поговорками и пословицами, загадывание загадок о зиме.

Ц: пополнение словарного запаса.

Упражнение " Здесь горошек, там фасоль" - учить Милану и Остапа выбирать и рассортировывать в разные баночки фасоль и горох; развивать мелкую моторику.

Трудовые действия - продолжать учить детей убирать игрушки на своё место, воспитывать бережливость, поощрять инициативу, взаимопомощь.

Творческая мастерская: рисование на свободную тему - стимулировать у детей желание отображать знакомые образы при помощи бумаги, красок, карандашей, восковых мелков, применять освоенные техники.

Прогулка

Наблюдение за снежинками.

Упражнять на в прыжках на двух ногах Камиля, Милану. Ходьба обычным шагом и скользящим в чередовании.

П/Игра «Дети и волк» Ц: развивать ловкость.


Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Зима»

Интеграция образовательных областей :

  • познание,
  • коммуникация,
  • художественное творчество,
  • чтение художественной литературы,
  • здоровье,
  • музыка.

Программные задачи :

  • Уточнить и расширить знания детей о зимних природных явлениях, о взаимосвязи их с жизнью человека.
  • Учить отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Закреплять правильное произношение звуков в словах и фразовой речи.
  • Продолжать учить детей делать простейшие умозаключения.
  • Закреплять умение составлять аппликационное изображение снеговика из готовых форм. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, желание завершать начатое до конца.
  • Воспитывать умение радоваться результатам своей работы и работ товарищей.
  • Развивать творческое воображение, чувство эмпатии.

Предварительная работа : беседы о зиме, работа с мнемотаблицами, чтение стихов, рассказов о зиме, дидактические игры: «Времена года», «Ассоциации», «Вопросы и ответы», «Добавь словечко», рисование, лепка, аппликация на зимнюю тематику, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика.

Материал и оборудование : игрушка Снеговик, картинки с изображением зимующих птиц, северного оленя, медведя, играющих детей, оборудование для аппликации, аудиозапись Вивальди «Зима».

Ход занятия

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила». (Зима.)

‒ Почему так думаете? (ответы детей).

‒ А сейчас какое время года? Какой месяц? Какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная и т.п.).

‒ Послушайте стихотворение «Зимняя песенка» Р.А.Кудашевой.

Воспитатель : Да, зима бывает разной. А теперь посмотрите на картинки и скажите, кто из животных смог так сказать о зиме. Спросили у животного: «А какая бывает зима?» А он удивился: «А что это такое - зима?»

‒ Правильно, это слон. А почему он так ответил? (В Африке, где он живет, никогда не бывает зимы).

‒ Еще у одного животного спросили. А он ответил: «Зима бывает очень долгой». Кто так сказал? (северный олень). У него на родине она длится почти целый год.

Воспитатель : У третьего животного спросили: «А какая бывает зима?» А он пробурчал: «Да, что про нее говорить-то, ведь она совсем короткая: всего одна ночь». Кто так сказал? (медведь).

‒ Почему так думаете? (Он осенью впадает в спячку и спит всю зиму до весны.)

Воспитатель : А кто ответил так: «Зима трудная, холодная, хорошо, если люди не забудут нас покормить: насыпать зернышек или хлебных крошек». (Это зимующие птицы.)

Воспитатель : А кто про зиму сказал так: «Зима веселая, все играют в снежки, катаются на санках…»

‒ Правильно, это сказали дети. А чем вам нравится зима? (Ответы детей.)

Воспитатель : Давайте и мы с вами поиграем в снежки.

Проводится игра с движением «Снеговик»

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались,

Наши ручки и размялись.

А теперь пора творить,

Нам снеговика лепить.

Лепим мы снеговика:

Шляпу, нос, глаза, бока.

Вышел славный снеговик:

Он не мал и не велик.

Снеговик, не зевай,

А ребят, догоняй!

Появляется Снеговик (игрушка) и поет песню: «Я - веселый Снеговик, к снегу, холоду привык…»

Воспитатель : Дети, а Снеговик хочет с вами поиграть.

Проводится игра «Зимние слова»

Воспитатель : Снеговичок, а наши дети знают и чистоговорки о зиме. Хочешь послушать?

Дети проговаривают чистоговорки:

– ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Воспитатель : Дети, что-то наш друг Снеговичок загрустил, наверное, стал таять. Давайте сделаем ему друзей – снеговичков, чтобы ему было не так одиноко. Вспомним, из чего состоит Снеговик? Ответы детей.

(из кружков белого цвета разного размера, руки – из овалов, на голове – ведро – трапеция).

Воспитатель : Не только художники с помощью красок могут рисовать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Вивальди «Зима». Но сначала давайте разогреем свои пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика

По снегу пальчики гуляли.

А вторые – догоняли.

Третьи пальчики – бегом,

А четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал,

Поскользнулся и упал.

Дети выполняют аппликацию «Снеговик». Снеговик (игрушка) радуется, что у него теперь так много друзей.

Воспитатель, дети и Снеговик рассматривают детские работы. Затем Снеговик прощается и обещает прийти еще раз в гости к детям и друзьям – снеговикам.


МКОУ Бондаревская сош

Структурное подразделение детский сад

Конспект НОД в средней группе

на тему

«Зима-зимушка»

Выполнила: Богатырёва Т.Ю.,

воспитатель структурного

подразделения - детский сад

МКОУ Бондаревской СОШ

Конспект занятия «Зимушка зима»

Интегрированная образовательная область:
1. Познание:
закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
2. Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Возрастная группа : средняя (4-5 лет).

Словарная работа: лёгкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя.

Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца, дидактическая игра «животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой), снежки.

Технические средства: ноутбук, музыкальные композиции.

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель входит в группу (установление эмоционального контакта).
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой) (1.
картинка - зима)
- Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.

2. Игра « Серебристые снежинки »

- Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся, как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые.
(звучит аудиозапись»Серебристые снежинки»)
- Ребятки, а вы слышали какая красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас, а как ещё можно о ней сказать? Какая она? (ответы детей)
Воспитатель дополняет: лёгкая, зимняя, радостная, пушистая, снежная.
- Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что вы любите делать зимой?
(ответы детей) ( снежинки собираются)
- А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко . Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой, звучит музыка) (2. картинка зимней поляны в лесу)
- Вот мы с вами и на лесной полянке.

3. БЕСЕДА «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

- Садитесь на свои места. Ребятки, скажите мне, что происходит зимой в природе? Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут.
(На экране появляются опорные картинки)
- Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке? Что происходит в природе? (3.
идёт снег )
- Реки покрыты льдом. Что на этой картинке произошло с речкой? (4.
лед на речке )
- Солнце светит, но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит, но снег не тает, почему?
(5.зимнее солнце)
- Деревья без листьев. Птиц стало меньше.
(6.картинка птиц зимой)
(За правильные ответы воспитатель даёт снежинки)
- Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз, два, три - посмотрите, наши снежинки превратились в снежки. (Воспитатель незаметно меняет коробки)

4.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИГРА «СНЕЖКИ»

- Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч, вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю, какие вы ловкие да меткие, только ребятки не надо толкаться, будем внимательными, чтобы не попасть снежком друг в друга. (Под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается, снежки собираются в коробку)

5.СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МОДЕЛИ «ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЗАЙЦА»
- Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку, кто это спрятался под деревом?
-Летом шубу серую, а зимою белую. Носит попрыгайчик, боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку - зайца.)
- А теперь давайте с вами расскажем про зайку, а картинки нам помогут. (№1
КАРТИНКА ЗАЙЦА)
- Где живёт зайка? (№2
картинка ) - Как выглядит зайка? (№3 картинка)
- Чем питается? (№3
картинка) - Как приспосабливается к зиме? (№4)

6.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРИ »

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете? (ответы детей)
- Возьмите в руки только животных леса. (Необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания, нахождение лишнего животного, который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Нам пора возвращаться, вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
- Сегодня, мы побывали в зимнем лесу, вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям. - Мне Зимушке - зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы
.

Наталья Шикина
Конспект занятия в средней группе «Зимушка-зима»

Цель : Формировать умение детей называть признаки зимы.

Задачи :

1. Расширять и конкретизировать представление детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) .

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии .

Предварительная работа : рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. чтение Артюховой Н. "Белый лед", Е. Чарушин "Кто чем занят зимой ?", А. Фет "Чудная картина", А. Пушкин "Зимний вечер".

Развивающая среда : Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход образовательной деятельности :

Ребята когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро?

А какой воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.

Посмотрите, какой волшебный сундучок! Хотите узнать что там? (да)

Посмотрите что это? (снежинки)

А снежинки непростые, на них загадки :

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает?

Когда это бывает? (Зимой)

Что за звездочка такая,

На пальто и на платке-

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Кто-то к дому подходил

И нигде не наследил

Но забавные картины

Появились на окне :

Пьют медведи чай с малиной;

Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком, Кто же он, что ночь не спал

И на окнах рисовал? (Мороз)

Шляпа старая на нем,

Нос приделали и вмиг.

Получился? (Снеговик)

Все загадки отгадали

Как Вы думаете, какое сейчас время года? (зима)

Как вы догадались?)снег идет, деревья голые, солнышко не греет.)

Что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, воздушный.)

Какой бывает лед? (скользкий, холодный, твердый.)

Какой день зимой? (короткий)

Какая ночь? (длинная)

Зима - владычица трех месяцев. Как вы думаете каких? (декабрь, январь, февраль) .

Вспомните пожалуйста какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

"Декабрь год кончает, а зиму начинает "

"Январь - крыша зимы"

"В феврале два друга : мороз да вьюга"

"В феврале, в феврале много снега на дворе"

Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красиво написал в своем стихотворении о зиме С. Есенин "Белая береза. "

Подвижная игра "Мы с тобой. "

Поиграем со снежками? -только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий

Раз - подбросим,

Два - поймали,

Три - уроним,

Ой - сломали.

Как весело мы поиграли в снежки.

А какие птицы остались зимовать? И что надо делать, что бы птицы не погибли?

Чтобы подкармливать птиц, необходимо соблюдать некоторые правила :

Во время подкормки не сорить,

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте,

Кормить птиц нужно регулярно.

"Покормите птиц зимой"

Пусть со всех концов

К нам слетятся как домой

Стайки на крыльцо. "

И может быть мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям - они будут поедать вредных насекомых и продолжать охранять сады, парки, скверы и радовать нас своим пением.

Посмотрите на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам, вы решили, что здесь изображены зимние явления природы? (иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

Что Вы можете рассказать о зиме? Какая она? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду)

Чем заняты люди в зимнее время ? (чистят снег, подкармливают птиц.)

Какие зимние виды спорта Вы знаете? (хоккей, фигурное катание.)

Ребята кто любит зиму ?

За что Вы любите зиму ? Свои высказывания начнем со слов :

Я люблю зиму , потому что.

Какая у нас получилась зима? Просто чудесное время года!

Пальчиковая игра "Мы во двор пошли гулять":

Раз, два, три, четыре, пять

(все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять.

(«идем» указательным и средним пальчиками )

Бабу снежную лепили,

(лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили,

(показываем всеми пальчиками, как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались,

(указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли.

(изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

Словесная игра с мячом :

Назови ласково :

Снег -снежок,

Мороз -морозец,

Ветер -ветерок,

Санки -саночки,

Лед -ледок,

Зима -зимушка

Гора -горка,

Холод -холодок.

Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Задачи: закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Развивать.

Конспект НОД