Открытое занятие по развитию речи "теремок" в средней группе. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе

Цель занятия:

Обогащать словарь детей существительными, глаголами.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.

Учить образовывать новые глагольные формы с помощью приставок рас-; по-: (бежать - разбежаться, играть - поиграть).

Упражнять в согласовании предлогов в, на, с существительными: (игрушки стоят на полке).

Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом но (У меня нет игрушечной куклы, но есть машинка).

Воспитывать у дошкольников умение обмениваться игрушками, договариваться, выслушивать друг друга.

Оборудование: мяч, картинка «Играем вместе», игрушки по количеству детей.

Ход занятия по развитию речи в детском саду

1. Беседа - диалог.

Дети, чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?

Что вам не нравится делать в детском саду?

Во что вы играете с удовольствием?

Какими игрушками можно играть в одиночку? (Вместе).

Я поняла, что вы любите делать больше всего. Вы любите играть, можно еще сказать поиграть. (Повторение слова). (Я люблю играть).

2. Дидактическая игра «Образуй новое слово»

Я предлагаю вам поиграть со словами. Мы должны изменить слово так, чтобы оно начиналось с помощника- приставки по- и со-. Вот послушайте, как я начну, а потом вы будете продолжать: брать; греть; гнуть; рвать и т.п.

А теперь будем менять слово с помощью слова-помощника – раз, рас

Рисовать - разрисовать; смеяться, бить, говорить, мыть, спрашивать, искать, давать, смотреть, грузить.

3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»

С проговариванием детьми текста и имитированием движений.

Солнышко светит,

Дудочка играет,

Рыбка плывет.

Челнок по морю гребет:

Правым веслом загребает,

Левым веслом загребает,

Как птица в небо взлетает.

4. - А теперь выберите себе одну игрушку, объединитесь в пары. (Воспитатель предлагает детям сесть в круг, игрушки положить перед собой).

5. - Сейчас мы будем учиться составлять предложения со словом но. (У меня нет игрушечного мяча, но есть кукла.)

Дети в парах обмениваются игрушкой.

6. Физкультминутка «Превратимся в машины».

У каждой машины

Проверим мы шины. (Приседания)

Мы качаем, мы качаем,

Свои шины надуваем. (Наклоны вперед)

Не бывает аварий у нас,

Потому что есть шины про запас. (Повороты влево-вправо)

Стук - дзинь, стук - дзинь,

Ездим, ездим целый день.

А вот и наши гаражи,

Заезжаем, поспеши. (садятся)

7. Воспитатель. - Пора складывать игрушки. Куда мы положим кубики; посуду; кукол? (Каждый ребенок убирает свою игрушку и говорит: (положу куклу в кровать.)

8. Беседа с детьми по рисунку «Играем вместе».

Что делают дети? Как можно заменить слово «играют»? Что происходит между мальчиками, девочками? Какие слова нужны, чтобы попросить игрушку у другого ребенка? Антон, что надо сказать, когда кто-то хочет поиграть игрушкой, которой играешь ты? Как договориться об обмене игрушкой?

Теперь вы можете сказать: я буду делиться игрушками с друзьями? (Повторение с детьми «Теперь я буду делиться игрушками»)

9. Игра «Мышки»

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой. Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут - вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.

Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не пропуская мышек из круга. Кто остался в кругу, считается пойманным и становится в круг.

10. Рефлексия.

Какие новые слова вы сегодня запомнили? Что удивило вас? Что запомнилось больше всего? Кого сегодня надо похвалить?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 г.Челябинска»

454053, г.Челябинск, ул.Локомотивная 28,тел/факс 268-51-96

Открытое занятие

по развитию речи

в средней группе «Солнышко» на тему:

«Наш быт - мебель»

Выполнила: Панова С.С

Воспитатель средней группы «Солнышко»

Цель: Расширить представления детей о мебели, из какого материала она сделана.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к мебели;

Воспитывать бережное отношение к мебели;

Развивающие:

Развивать связную речь через полные ответы на вопросы;

Развивать внимание, воображение, творческие способности;

Развивать образное мышление и память;

Образовательные:

Расширять знания о мебели;

Продолжать знакомить детей с видами мебели;

Закрепить знания о мебели и их видов;

Материалы и оборудование: игрушечная мебель, предметные картинки с изображением мебели, изображения по теме недели, мешочек, колокольчик.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог сидит с детьми на ковре. Берёт колокольчик, звонит в него и говорит:

Сегодня у нас необычное занятие. Слышите, колокольчик звонит? Он зовёт вас всех для того, чтобы о чём-то рассказать. Хотите послушать? Тогда посмотрите на наши подвесные модули: сначала - на красный, потом - на оранжевый, затем - на синий, и на жёлтый. Скажите, что вы видите на них? (Стол…, стул…, шкаф…, диван)

Мебель – это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.

Правильно. Поэтому сегодня мы поговорим об этих вещах. Проходите на стульчики. Давайте поиграем в игру, которая называется «Угадайка». Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать и прикреплять картинку на доску.

2. «Угадайка»

1. Не зря в квартире он стоит:

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол )

2. На меня вы посмотрите,

Дверцы можете открыть вы,

А на полочках моих,

Много нужного стоит.

Выше всех я, как жираф

Я – большой красивый… (Шкаф )

3. На нем сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденье,

Он разместит всех гостей.

О чем стихотворенье,

Ответьте вы скорей… (Диван)

4. Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном … (Кресле)

5. Михаил Потапыч спать

Лег в большущую ….. (Кровать)

3. Физкультминутка

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Ребята, а за мебелью нужно ухаживать, а кто знает, как надо это делать?

Протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать.

4. Игра, « Какой бывает мебель»

А теперь ребята скажите мне какой бывает стол?

Круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

Мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

Большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

Твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

Маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

А сейчас ребята нам колокольчик предлагает поиграть в очень интересную, загадочную игру.

5. «Чудесный мешочек»

Положить в мешочек картинки с изображением предметов мебели. Предложить детям поочерёдно доставать их из мешочка и говорить, что это и для чего нужен данный предмет мебели.



Молодцы ребята, вы все справились и правильно все сказали.

Ребята посмотрите у вас на столах лежат предметы мебели, которые вам нужно собрать и сказать, что получилось.

6. Разрезные картинки (из трех частей)

(Д) -у меня получилась кровать

Где мы поставим кровать?

(Д) -в спальне

(Д) -у меня получился стул

Где мы поставим стул?

(Д)- на кухне

(Д) - у меня получился диван

Где будет стоять диван?

(Д) - гостиной (зале)

(Д) – у меня получился стол

Где будет стоять стол?

(Д) - на кухне

Молодцы дети!

Ребята для вас колокольчик подготовил подарочки, сейчас я вам их раздам!

(подарки- колокольчики, на каждого ребенка)

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему "Волшебный нектар".

Людмила Николаевна Миронова, воспитатель ГБ ДОУ ЛНР №34 "Жемчужина"
Образовательная деятельность:
Восприятие художественной литературы,речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательно–исследовательская деятельность, игровая.
Цель:
- Учить слушать текст, пересказывать по опорным схемам, закреплять знания при помощи простейших экспериментов, изобразительной деятельности.
- Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа, развивать навыки диалогической речи, эмоционально воспринимать литературное произведение.
- Активизировать и обогащать словарь, обобщить представления детей о жизни пчел, показать закономерные связи в природе.
- Путем экспериментальной деятельности выяснить, как происходит процесс опыления у растений, закрепить приём точечного рисования пользуясь ушными палочками.
- Создать радостное настроение, удовольствие. Воспитывать интерес, к литературному произведению и исследовательской деятельности.
Материал:
Картинки по тексту, ватные шарики, цветные мелки, макет цветка, экран, ушные палочки, гуашь жёлтого цвета, коробочка – макет для рисования с сотами, пчелка из цветной бумаги, картинки для закрашивания.(Дети заходят в зал, становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся –
И друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем хорошего дня. А теперь, ребята, не зевайте и ответы правильные давайте.
Послушайте внимательно мою загадку:
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).
Беседа по вопросам:
- Что пчёлы делают на цветах? (собирают нектар).
- Чем они собирают нектар? (хоботком).
- Что есть у пчёлки на спинке? (полоски)
- Какого они цвета? (жёлтые, черные).
- Пчела это животное или насекомое? (насекомое).
- Давайте подумаем, какие звуки может издавать пчела? (пчела жужжит).

Воспитатель: посмотрите, ребята, у меня есть эта чудесная палочка. Сейчас я попробую превратить вас в пчёлок: «Раз, два – вот и фея я». Превращаю вас в пчёлок. (Под музыку дети кружатся, подражают жужжанию пчелы, машут руками).
Мы отдохнули на полянке в лесу. Но прежде чем вас расколдовать фея хочет узнать, хорошо быть насекомыми? (Ответы детей.)-Что произойдёт с лугом если насекомые исчезнут? (исчезнут растения, погибнут животные и птицы).
Насекомые это часть природы, а природу надо беречь и охранять.
Внимание: «Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».
А теперь давайте послушаем, как пчелы жужжат.
(По записи дети слушают жужжание пчёл)
(Объяснить, от чего происходит звук)

Психогимнастика .
Воспитатель: Про пчелу, про это удивительное насекомое написано много песен и стихов, и мы споём сейчас песенку, но будем не только петь, но и хорошо проговаривать и выполнять движения:
(Поют песню и показывают движения).
Звучит песенка “Пчелки” слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
(В соответствии со словами, дети выполняют движения)
С утра проснуться пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей,
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,
Тому приносят мед.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всем вы справились, а теперь присаживайтесь на стулья.
Мальчики не забудьте пропустить девочек. Садитесь удобно, выровняйте спину, ноги красиво поставьте. Всем удобно?
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, которая называется:
«Волшебный нектар». Это удивительная сказка. Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки, слушайте внимательно и запоминайте.
Готовы слушать?

сказка Волшебный нектар.

В красивом сказочном лесу жила маленькая пчёлка по имени Жужжа. Каждый солнечный летний день Жужжа рано просыпалась и летела на свою любимую цветочную полянку, на которой она собирала нектар и бережно ухаживала за каждым цветочком. Она была очень трудолюбивой пчелкой.
В один солнечный день пчелка Жужжа вылетела на свою полянку и увидела ужасную картину. Зайчик, топтал её цветочки, срывал их и бросал!
- Что ты делаешь? Ты портишь мою полянку!- сказала Жужа.- А я собираю здесь волшебный нектар!
- Подумаешь, нектар. Так ещё и выдумала, что волшебный!- ответил зайка.
- Иди играй в другое место! сказала Жужа.
Зайчик не понимал, что может быть ценного на этой полянке. Ему пришлось найти себе новое занятие.
Наступила осень!
Неугомонный зайчик простудился.
Узнала об этом пчёлка, наложила она целебного мёда в бочонок. Прилетела к домику зайчика и отдала ему свой мед. «Выздоравливай. Мёд тебе обязательно поможет! Сказала пчёлка. - Спасибо большое! – поблагодарил зайчик. – Мёд мне сейчас, очень нужен.
Маленький зайчик выздоровел.
– Как быстро перестало болеть моё горлышко, подумал зайчик.
Он посмотрел, на бочонок из под меда, который стоял на столе, а на нём было написано большими буквами «ВОЛШЕБНЫЙ НЕКТАР».
Зайчик вспомнил историю на полянке, и ему стало очень стыдно за то, что он срывал и топтал цветочки, Он принял решение, что играть нужно так, чтобы не причинять вред лесным обитателям.
На следующее утро зайчик встал рано, оделся потеплее и побежал к домику, где жила пчелка Жужжа..
– Твой нектар и мёд, который из него получается, оказался и вправду волшебным. Прости меня, что я тебе не поверил. Я чуть не испортил твою полянку.
– Мы теперь станем с тобой друзьями?- спросил зайчик.
– Конечно!- ответила Жужжа.

Воспитатель:
- Вам понравилась сказка?

Беседа по вопросам текста.

Воспитатель : А теперь мы с вами попробуем вспомнить, как начинался наша сказка, что было дальше, и чем она закончилась. А помогут нам в этом наша волшебная доска.
(выставляю доску).
Воспитатель: Я приготовила вам карточки (картинки по тексту), карточки мы будем выкладывать по порядку, от начала сказки.
(составление сказки детьми по картинкам у доски).
Воспитатель : вы такие у меня молодцы, вспомнили сказку от начала и до конца.
-А теперь давайте отдохнём, станем в круг.
(дети образуют круг на ковре).

Речевая игра.

(Выставляю большой объёмный цветок).
Воспитатель: Ребята, моя волшебная палочка, дарит вам этот чудесный цветок.
Он не простой, на его лепестках для вас приготовлены интересные задания. Давайте с ним поиграем. Сейчас вы будите по очереди выбирать лепесток, я зачитаю чистоговорку, которая на нём написана, а вы попробуете её быстро повторить. Всем понятно задание?
Воспитатель :
Мы будем выговаривать,
И будем проговаривать.
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
- Договорились?
(если плохо – поправляю, повторяют ещё раз, можно все хором).

1. Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.

2. У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю, почему:
«Чёлка пчёлке ни к чему».

3. Оса боса и без пояса.

4. Остренькие рожки
У осы немножко.

5. Пчелка, пчелка
Жу – жу - жу
За тобой давно слежу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы старались и справились с заданием.
Послушайте поговорку . «Одна пчела много меду не наносит».
- Что нужно для того чтобы было много мёда?
Ответ детей: чтобы получилось много меда, необходимо много пчел.
Воспитатель: очень большая и дружная семья пчёл живёт в своих домиках, которые называются улья. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
Воспитатель : как называется пчелиный дом?
Ответ детей: улей.
Воспитатель: кто строит улики для пчёл?
Ответ детей: улики строят люди.
- Запомните это слово. (Повторяю - Улей).
Воспитатель: (Читаю стихотворение)
Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед -
В сотах не кончается!
А пчелиный народ -
На цветках качается.

Воспитатель: - в одном улье живет большая, дружная, трудолюбивая пчелиная семья. Есть в пчелиной семье и ленивые пчелки, они делать ничего не умеют, только летают, играют и едят готовый мёд. Но больше всего в пчелиной семье пчел - тружеников. Они строят себе домики - соты, летают к цветам, с которых собирают нектар. Нектар – это такая сладкая водичка и делают из неё мёд.
Воспитатель: мы с вами сейчас попробуем заполнить соты мёдом, как это делают пчелки.
(Работа за столами).
Воспитатель: у каждого из вас, на столе стоит коробочка. (Шестиугольная коробочка с прорисованными внутри сотами.)
- Внутри нарисованы соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них «принести мед» – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.

Рисование на тему: «Наполни соты медом»
Дыхательное упражнение: «Отправь пчёлку в полёт»

Воспитатель: на лепестках цветов, которые стоят на ваших столах, сидят маленькие пчёлки, пора им полетать, поиграть. Посадите пчёлку на ладошку, сделайте глубокий вдох носом и подуйте на неё, дуйте так, чтобы щеки не раздувались.
(Упражнение выполняется по 2-3 раза.)
Воспитатель: помогите нашей пчёлке сесть на лепесток, пусть она отдыхает.


(Выставка детских работ на стенд в виде улика).
Воспитатель: вы справились с заданием, а теперь давайте поиграем.

Экспериментальная игра «Пчёлы собирают нектар»

Воспитатель: как хорошо на лугу. Посмотрите, как много душистых цветов. Внутри каждого цветка запасы сладкого нектара. У пчел на ножках целый набор инструментов: кисточки, которыми пчела собирает цветочный нектар и корзиночки, в которых она нектар переносит.
Пчелка по цветам летает,
Сок цветочный собирает,
В улей свой его несёт,
Из него готовит мёд.

Когда пчелки пробираются в середину цветка за нектаром, на их брюшко и ножки цепляется пыльца. Пыльца тоже находится в середине цветочка. С одного цветочка на другой перелетает пчёлка и переносит за собой пыльцу. Вот так в благодарность за нектар, пчелка помогает растениям.
(раздаю ватные шарики на ниточке).

Воспитатель: давайте представим, что ватные шарики – это насекомые. Задание: нужно прикоснуться шариком к цветку – на них останется «пыльца».


(На полу стоят объёмные цветы, в середине насыпан цветной мел, под музыку дети касаются ватными шариками к пыльце).

Воспитатель: смотрите, сколько пыльцы собралось на шарик. Примерно так трудятся пчёлки.
(предлагаю детям сесть на места).

Игра: «Я начну, а ты продолжи).

(Начинаю говорить предложение, а дети по очереди продолжают.)
Воспитатель:
- В красивом, сказочном лесу жила (маленькая пчёлка Жужа).
- Жужа рано просыпалась и летала (на цветочную поляну).
- На которой собирала (нектар).
- Один раз Жужа увидела (как зайчик топтал её цветы, срывал, бросал).
«Ты портишь мою поляну» - сказала Жужа. -«Я собираю здесь («Волшебный нектар. Иди играй на другое место»).
- Наступила (осень).
- И зайчик (простудился).
- Узнала пчёлка и принесла ему (бочонок с мёдом).
- Маленький зайчик быстро выздоровил.
- Он посмотрел на бочонок, а на нём было написано: («ВОЛШЕБНЫЙ НЕКТАР»).
- На следующее утро зайчик встал, оделся и (побежал к Жуже)
- Как повёл себя зайчик? Что он говорил?

- Воспитатель: Мне так интересно было играть с вами. Раз вы дали такие правильные ответы, значит, вы сами можете рассказать сказку от начала и до конца, но только по очереди.

(дети сидя на местах рассказывают сказку).

Воспитатель: вы у меня такие молодцы, хорошо рассказывали и я хочу вас порадовать. Я приготовила для вас маленький сюрприз. Сейчас мы посмотрим маленькую историю про пчёлку, которая трудится целый день собирая пыльцу с цветов, может веселиться и красиво петь.
(песенка про пчёлку Жужжу).
(Дети смотрят и слушают песню на экране).
Воспитатель: вот какой оказалась пчёлка.
- Вам понравилось?
Итог: мне очень понравилось, как вы играли, как отгадывали загадку, повторяли внятно чистоговорки, во время игры превращались в пчёлок и собирали нектар, как составляли рассказ и подсказывали мне слова.
Воспитатель :а вам что понравилось?
- Чем понравилось заниматься?
- Во что понравилось играть?
- На вопросы понравилось отвечать?
-А кто хочет подружиться с Жужей?
(Ответы детей).
Воспитатель: я приготовила картинки, где нарисована наша пчёлка, вы разукрасите её и будете вспоминать наше занятие.
(Раздаю детям картинки.)
Воспитатель: мне было с вами очень интересно сегодня. Попрощаемся с нашими гостями, пожелаем им хорошего дня.

Видео данного аттестационного занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Волшебный нектар", Вы можете посмотреть на youtube канале.

Соколова Елена Николаевна

Воспитатель, МБДОУ Дс № 22, Волгоградская обл. г.Камышин

Соколова Е.Н. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Обогащать словарный запас детей. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Ход занятия:

Здравствуйте!

Ребята, сядьте поудобнее расправьте плечики и послушайте меня внимательно. Отгадайте, о чем моя загадка?

Если б не было его?

Не сказали б ничего (язык)

О чем идет речь в загадке? (о языке)

Для чего нужен язык человеку? (чтобы говорить)

Где всегда находится? (во рту)

Покажите свои язычки. Как они работают? (двигаются) Что делает, когда мы молчим? (спит)

Послушайте сказку о веселом язычке. «Жил на свете язычок-вот какой» (дети показывают). Жил он в домике, который называется рот. В домике были двери — это губы. Покажите, где эти двери (дети размыкают губы). Язычок любил сидеть на окошке и поглядывать по сторонам вправо, влево, вверх, вниз (дети двигают свои язычки). А больше всего наш язычок любил сидеть на подоконнике и рассказывать веселые стихотворения. Вот одно из них послушайте:

Жил был Шум.

Ел Шум: хрум, хрум.

Спал так: храп, храп.

Ел суп: хлюп, хлюп.

Шел Шум: бум, бум.

Как ел Шум? Как ел?

Как спал Шум? Как шел Шум?

А теперь вместе с нашим язычком расскажем это стихотворение, меняя тембр голоса.

Поиграли с язычком. А теперь встанем и вытянем руки. Посмотрите, руки у нас какие? (умелые, сильные, ловкие...)

Что умеют наши руки? (рисовать, лепить, копать...)

В этом помогают нам наши пальчики.

Сколько пальцев на правой руке? (5)

Сколько на левой? (5)

Сколько всего пальцев на обеих руках (10).

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

Поднимаем кисти обеих рук вверх, широко раздвинув пальцы.

Поочередно сгибаем их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите

Наши пальцы не будите

Птички станут щебетать

Будут пальчики вставать.

Ребята, садитесь на стульчики и посчитаем пальчики по-другому:

Один палец

Два пальца и т.д.

Сколько пальцев? (десять)

Пальцы спрятались, и не стало чего? (пальцев)

Ну вот, наши пальчики поиграли. А теперь поиграем мы с вами. Мои пальчики нашли для вас очень интересные картинки животных (на столе разложены картинки с изображением диких и домашних животных.

Как назвать всех, кто здесь представлен, одним словом? (животные)

Какие животные? (дикие и домашние)

Ребята, а вот фигурки этих животных, давайте их разместим по среде их обитания (на столе домик и лес, дети называют и раскладывают животных к домику и лесу) звучит спокойная музыка.

А сейчас я загадаю вам загадку об одном животном:

Рыжая, пушистая, хитрая. Следы на снегу заметает? (лиса)

А теперь вы выберите о ком вы хотите загадать загадку и расскажите, (дети составляют описательные рассказы)

Молодцы, ребята, а теперь изобразите мимикой и движениями любимых животных.

Театрализованная игра «Узнай, кто я?»

Молодцы, очень хорошо у вас получилось. А сейчас возьмитесь за руки, встаньте в круг. Давайте вспомним с вами ласковые слова и назовем друг друга ласково (Сашенька, Димочка). На этом наше занятие заканчивается. Чем мы с вами сегодня занимались?

Представленный конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада поможет педагогу провести занятие по теме «Осень».

Задачи

Данное занятие по развитию речи в средней группе включает несколько задач:

  • Закрепить знание признаков осени
  • Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями
  • Формировать у учащихся средней группы умение описывать предмет с помощью символьной схемы
  • Тренировать
  • Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки

Этот конспект можно использовать для открытого занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

Материалы и оборудование

  1. фланелеграф с набором «признаки осени»;
  2. схема с символами для описания предмета;
  3. диск с музыкальной темой «осень»;
  4. небольшие квадраты из желтой бумаги;
  5. игрушечный заяц.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель включает музыку, все слушают ее, затем педагог говорит:

– Ребята, как вы думаете, какое время года могло сочинить такую мелодию? (Осень) Давайте вспомним, что мы видим на улице осенью.

Дети отвечают, а педагог выкладывает на фланелеграф соответствующие изображения: дождь, тучи и другие.

– Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на этих картинках.

Воспитанники перечисляют:

  • идет дождь;
  • опадают листья;
  • прячется солнце;
  • улетают птицы.

Если данный конспект используется для открытого занятия, то важно подобрать картинки крупные. Они должны быть хорошо видны всем гостям.

Составление рассказа

Воспитанники выходят и называют основные признаки осени (фланелеграф с картинками служит опорой).

Заяц благодарит всех. Он повторяет рассказ, используя прозвучавшие высказывания, дополняя его новыми.

Примеры подобных рассказов-описаний можно найти в конспектах НОД по развитию речи у детей средней группы (4 лет).

Физминутка

Дети следят за движениями педагога, повторяя их:

Ветер дует и поет, (надуваем щеки, раскачиваем руками);
Все листочки он сорвет. (ладошками изображаем полет листочков);
Полетят они как птицы. (машем руками как крыльями);
Вот как осень веселится! (подпрыгиваем на месте).

Динамическая пауза в занятии обязательно присутствует во всех конспектах по ФГОС, это обязательное условие.

Описание по символьной схеме

Педагог говорит, что зайчик не видит, что у нее в руках (листок клена). Детям предлагается помочь зверюшке угадать, что это. Называть предмет нельзя, нужно рассказать о нем.

Каждый, с опорой на рисунки-символы свойств, описывает листок:

  1. Какого наш предмет цвета? (Желтого, лимонного)
  2. Какой он формы, на что похож? (На ладошку, на звездочку)
  3. Какого он размера? (Большой, широкий)

Заяц угадывает, правильно называет загаданный предмет (лист), благодарит за помощь.

Примеры символьных схем можно посмотреть в конспектах комплексных занятий по развитию речи для средней группы у Зотулиной, а также других авторов.

Игра « У меня в руках…»

Педагог держит желтый листок. Детям предлагается передавать его друг другу, называя свойства. Воспитатель обращает внимание на схему с символами, которая лежит в середине круга. Дети передают лист друг другу, называя его цвет, размер, другие свойства (желтый, большой, яркий) Педагог хвалит всех, дополняет ответы.

«Устроим листопад!»

Воспитатель раздает квадраты бумаги, предлагая сложить из них треугольники. Все складывают «листья», затем начинают сдувать их с ладони. Игра заканчивается, педагог произносит: «Листья кружатся, летят, значит это – …… !» (листопад).

Заключение

Зайчик прощается с всеми, просит подарить ему листочки. Если вы проводите открытое занятие, то стоит также обязательно попрощаться с гостями.