От алмаза до бриллианта. Об истории огранки. Какой бывает огранка бриллиантов и как она выполняется

При огранке камней необходимо выполнить следующие операции:

обкалывание (подбивка) камня легкими ударами или опиливание (для менее твердых пород); при этом удаляется излишек (углы, выступы) для придания камню основной, исходной формы в соответствии с выбранным типом огранки.

грубая шлифовка камня на вращающимся круге, покрытом алмазным порошком (для менее твердых пород камня – корундом или другим абразивом). При этой операции камню сообщается определенное число граней, расположенных в соответствии с формой огранки в определенном порядке и последовательности.

полировка (отделка камня) , производимая на кругу, покрытом алмазной пылью, растертой на масле. Для менее твердых пород применяется окись хрома и другие полировочные пасты. Камень при этой операции укрепляется на специальное приспособление, которое позволяет очень точно выдерживать строго определенные углы и производить полировку с определенной нагрузкой.

При огранении можно сначала наклеивать коронку и сначала обрабатывать павильон, или наоборот - наклеивать павильон и сначала обрабатывать коронку. Особой разницы здесь нет.

Прежде чем обрабатывать хороший и ценный материал, нужно научиться пользоваться ограночным станком, а затем начинать обработку материала более простой ступенчатой огранкой. Она требует меньшего количества перестановок ограночной головки и более проста для понимания технологии огранки, чем бриллиантовая огранка.

Выбор камня, оценка заготовки

Перед огранкой камень внимательно осматривают и отмечают тушью участки с трещинами и включениями.

Мелкие дефекты можно замаскировать, если обработать заготовку таким образом, чтобы они располагались вблизи рундиста бриллианта. Но

Камень разрезают по границам между хорошими и плохими частями. Если дефект имеется в центре, необходимо распилить материал пополам и сделать две заготовки. Если, например, трещина частично проходит через кусок материала, нужно распилить другую часть камня по трещине и разломить его.

Тонкие кристаллы турмалина часто надрезают с противоположных сторон и потом ломают.

Грубая шлифовка

После получения нужной формы заготовки, её обрабатывают на хорошо выровненных кругах для грубой шлифовке (обдирки).

Ступенчатая огранка является наиболее простой формой огранки с прямоуольным очертанием и несколькими рядами граней, или ступеней, на коронке и павильоне. Размер заготовки может быть 12 14 мм в длину и чуть меньше в ширину. Это обеспечит достаточное количество материала для павильона, позволяющее огранить все ступени, необходимые для блеска камня.

Для выполнения ступенчатой огранки на дымчатом кварце или горном хрустале надо решить, какая часть заготовки будет площадкой. Эту часть необходимо распилить на подрезной пиле и сделать плоской. Затем на камне обозначают тушью контуры ограненного камня. Чтобы тушь не смывалась, ее покрывают бесцветным лаком.

Затем камень шлифуют по контуру таким образом, чтобы получился параллепипед.

Для того, чтобы получить камень ограненный камень с хорошими пропорциями, нужно чтобы высота заготовки равнялась примерно его ширине, что выполняется при помощи шлифовки. На рабочем месте нужно поставить емкость с водой и взять небольшой кусочек губки для нанесения воды на ограночный круг.

Шлифование и полирование улучшаюся, если в воду добавить несколько капель моющего средства, шампуня или немного стирального порошка.

После обработки вдоль боковых сторон камня проводят линию на расстоянии трети высоты от верхней поверхности заготовки. Здесь будет рундист камня. Затем камень переворачивают нижней стороной вверх и проводят на ней посередине линию, где грани павильона создадут острый гребень. На верхней грани рисуют прямоугольник, чтобы ширина его была примерно равна половине ширины заготовки, – это будет грань площадки. Все линии покрываются бесцветным лаком и шлифуют камень немного не доходя до отмеченных линий, делая поверхности чуть выпуклыми для того, чтобы оставить место для нанесения рядов граней, идущих вокруг камня на верхней и нижней его частях.

Заготовка для бриллиантовой огранки

Для получения круглой заготовки нужно выполнить следующие операции:

  • осмотреть материал для нахождения плоского участка для верха камня
  • сошлифовать его на шлифовальном круге для кабошов, держа камень в руке, пока участок не станет почти плоским
  • сошлифовать с боков, придавая заготовке цилиндрическую форму
  • обработанную цилиндрическую заготовку наклеить на специальное приспособление – оправку и обработать на гранильном станке для получения совершенного круглого в сечении камня, что обеспечит нанесение граней
  • далее огранивается площадка и две противоположные основные грани
  • потом идет огранка двух пар противоположных граней, в результате чего грань площадки принимает форму квадрата
  • затем огранивают восемь основных граней и одну грань верхних клиньев
  • далее выполняется огранка всех граней верхних клиньев
  • делается огранка одной грани нижних клиньев
  • производится огранка двух граней нижних клиньев

Многие мастера всегда применяют специальное приспособление для обработки заготовки, даже для камней ступенчатой огранки, другие делают заготовки вручную, шлифуя на кругах из карбида кремния или применяя специальный круг только для обработки заготовок.

Полирование камня

При полировании слишком большое количество порошка не ускоряет полирование, а вызывает появление волнистости на поверхности граней . При высыхании полирующего порошка необходимо добавить небольшую порцию полирующего состава.

На сухом круге работать нельзя , так как выделяется тепло, которое может привести к растрескиванию камня.

Неправильно расположенную грань при полировании можно узнать по скрипящему звуку, который возникает вместо тихого звука, характерного для процесса полирования плоско расположенных граней.

Если полирование произведено правильно, то даже при десятикратном увеличении на камне невозможно увидеть ни царапин, ни выкрашивания. Плохая полировка может быть результатом слабого давления, которое было приложено к камню для удаления всех царапин и ямок, оставшихся после шлифования.

Для того, чтобы грани полировались и полировка была хорошей, нужно подобрать подходящий полировальный круг, соответствующий порошок, установить плоскость грани параллельно поверхности круга и приложить к камню такое усилие, которое позволило бы как можно быстрее закончить процесс полирования .

Если при полировании грань камня слегка наклонена к поверхности круга, то будет полироваться только один ее край. Полирование только с одной стороны приводит к удалению большого количества материала, в результате чего может потребоваться даже перешлифовка грани.

Лучше правильно устанавливать грань с самого начала, а затем все время передвигать камень поперек круга взад-вперед, чтобы не допустить появление на нем полировочных царапин и обеспечить более равномерный износ круга.

При полировании нельзя держать камень долго на одном месте: тогда, что снижает блеск камня.

При огранке коронки, сначала на ней делают два ряда ступеней для приобретения некоторого опыта, затем после полной огранки камня на медном круге с грубым алмазным абразивом процесс повторяют на обратной стороне круга, шаржированного тонким абразивом. На этом этапе есть возможность исправить допущенные ранее ошибки.

Полирование граней коронки начинают от верхних граней, которые соприкасаются с гранью площадки и заканчиваются на рундисте, т. е. в обратном порядке по сравнению со шлифованием. Нужно полировать все грани в каждом горизонтальном ряду.

При огранке павильона нужно помнить, что задние грани должны быть расположены в строгом соответствии с расположением граней коронки. При огранке остальных рядов каждая грань требует поворота камня.

Каждую грань шлифуют до тех пор, пока грань, принадлежащая рундисту, не станет по ширине равной примерно трети расстояния от рундиста до вершины павильона.

При правильно рассчитанном расстоянии камень будет иметь выпуклый павильон с тремя рядами граней, каждая из которых имеет одну и ту же ширину.

Вначале полируют грани, принадлежащие к вершине павильона, затем грани среднего ряда и после этого грани, принадлежащие рундисту.

При огранке крупных камней нужно гранить много больших граней и в этом случае обычные шлифовальные круги оказываются малопригодными.

Для камней более 500 карат применяют медный шлифовальный круг, с зерном 100 мкм.

Самые крупные камни хорошо обрабатывать алмазным кругом с зерном 180 мкм: он быстро сошлифовывает материал.

  • При ступенчатой огранке необходимо сделать ступени более многочисленными и более узкими.
  • В камнях бриллиантовой огранки число граней удваивают или увеличивают число рядов.

Для изготовления крупных заготовок лучше всего подходят пилы с отрезными кругами диаметром 250–300 мм. Подходят и круги большего диаметра, но их более толстый диск вызывает лишний расход материала. Материал размечают тушью и покрывают лаком, чтобы разметка не смылась. Камень зажимают в станке, тщательно регулируют его положение, чтобы сделать распил точно. Правильное использование пилы поможет удалить почти весь лишний материал и сэкономить время. Спилив все лишнее, камень нужно вновь разметить и начинать грубую шлифовку. Лучше всего пользоваться кругом диаметром 250–300 мм, хорошенько смачивая его водой, чтобы не перегрелся камень.

Ручная полировка и шлифовка камней

После обработки заготовки площадки крупных камней и грани площадки шлифуют и полируют вручную, так как станки не выдерживают нагрузок, которые возникают при шлифовании и полировании больших поверхностей. Для шлифования используют специальные алмазные порошки и плоские пластины из стали или стекла. Отшлифованная поверхность имеет равномерный матовый вид. Если в начале полирования обнаруживаются риски, их сошлифовывают специальным порошком, но не с помощью полирования, на которое уйдет очень много усилий и времени.

Полирование камня выполняют, пока его поверхность не станет блестящей.

Для полирования граней крупных камнейпрофессионалы рекомендуют пользоваться хорошо насеченным оловянным кругом. Насечка должна быть не менее 1,5 мм, и идти по радиусу от центра до края круга, сочетаясь с насечками более короткими.

Огранка мягких и хрупких камней

В некоторых случаях, из-за красоты или иных особенностей, производят огранку мягких и хрупких камней. Заготовки из материалов такого типа обычно нарезают на пилах, следя за тем, чтобы не было перекоса и перегрева камня. Иногда резание приводит к трещинам или к растрескиванию камня по плоскостям спайки.

В этом случае безопаснее сделать вокруг камня на пиле надрез и затем его разломить. Вручную также можно обработать заготовку и подогнать ее как можно ближе к нужной форме. Можно наклеить материал на оправку и обработать его на шлифовальном круге.

Некоторые очень мягкие камни можно разрезать специальным лобзиком, каким пользуются ювелиры, смазывая его при работе маслом.

Наклеивание камня

Многие камни можно наклеивать, пользуясь мастикой для граверных работ или специальными смолами или использовать материалы, которые затвердевают без нагревания. Для того, чтобы цемент с эпоксидной смолой образовал прочное соединение оправки с камнем, необходимо их поверхности предварительно очистить ацетоном. Эпоксидные смолы наносят на поверхность в виде отдельных пятен, сохраняя между ними промежутки, по которым в дальшейшем будет проникать растворитель.

Шлифование мелких камней

Для шлифования мелких камней из-за слишком быстрого сошлифовывания выбирают простые виды огранки с небольшим числом относительно больших по площади граней.

Обрабатывая камни, обладающие спайностью, первую грань сошлифовывают как можно мягче, прислушиваясь к звуку. Если слышно тихое шипение, значит шлифование происходит быстро и эффективно. Скрипящий звук говорит о том, что шлифование идет поперек плоскостей спайности и камень может растрескаться по плоскостям спайности или расколоться.

Полировать мягкие камни можно на твердых кругах из металла, пластмассы, дерева. Хороший круг с мягким действием можно сделать из березы и применять в сочетании с алмазной пастой или любым обычным полирующим порошком.

Более мягким для полирования является восковой круг. Если порой образуются мелкие риски, можно не обращая на них внимания, отполировать все грани, а затем отполировать камень на мягком круге для их удаления.

    Сверкание огранённого камня зависит прежде всего от углов наклона граней павильона (нижней части камня) Эти углы находятся в определённом "коридоре". Существует таблица предельных (верхних и нижних) углов наклона граней павильона для определённых минералов. Выход из этого "коридора" при установке углов огранки минерала существенно снижает сверкание готового камня. В частности, диапазон наклона граней павильона минералов кварцевой группы составляет всего 6 с небольшим градусов. Получается, что при ступенчатой огранке кварца при количестве ступеней павильона равной 3-м разница в углах наклона граней составляет всего 2 градуса. Удержать такую небольшую разницу довольно сложно, но иначе за огранку и браться не стоит - переводить минерал в брак можно и молотком.
    Вообще огранка камней кварцевой группы всегда вызывает определённые трудности, связанные в основном с качественной, без видимых царапин, полировкой граней. Кварц слишком "мягок" по сравнению например с бериллом, и при огранке, из-за несовершенства технологического процесса полировки, на гранях часто появляются царапины, что резко снижает блеск камня и является браком.
    Как ни странно, но общая тенденция (за редким исключением) при огранке минералов звучит так: " Чем драгоценней минерал - тем легче с ним работать". Поэтому начинающим господам - огранщикам совет: начинайте учиться гранить с минералов твёрдых, например - корундовой группы (рубин, сапфир), конечно синтетических. Поверьте, затраченные усилия и усердие в этом занятии с лихвой окупятся созерцанием плодов Вашего труда.

    Если вы первые шаги в деле огранки камня уже сделали и Вам удалось получить образец почти товарного качества, можно приступить к совершенствованию процесса огранки. Ведь желание "сделать очень хорошо" у Вас наверняка есть. Что бы сделать "хорошо," хочу обратить Ваше внимание на некоторые аспекты огранки, которые позволят Вам избежать длительного пути улучшения качества гранёного камня. Прежде всего "плоскостность" граней. Если Вы для полировки граней используете деревянный либо кожаный полировник- высокого качества огранки можете не ждать: под давлением камня материал полировника вминается, теряя плоскую поверхность, соответственно и грань получает заваленную форму. Такая грань, даже при отсутствии царапин, выглядит неряшливо и плохо сверкает. По этой причине совет: грани необходимо полировать на твёрдых материалах, например таких как плексиглас (оргстекло) или олово. Чем меньше проминается поверхность полировальной планшайбы, тем выше качество граней. Скругление граней на дереве может быть незначительным, но глаз его хорошо замечает. И то что годилось на этапе обучения - не годится на этапе повышения мастерства. Полировку на дереве можно сохранить разве что для площадки большого камня - в связи с трудностями её полировки другими способами, и для предварительной полировки рундиста. У площадки края граней тоже будут завалены (скруглены), но так как при огранке верхних граней часть площадки буден удалена, эта оставшаяся часть будет плоской. Рундист стоит полировать на дереве по одной причине: повысить стойкость камня к скалыванию при закрепке в оправу. Дело в том, что при полировке на дереве рёбра рундиста слегка скругляются, но в этом случае это явление не вредное, а наоборот: скругление рёбер многократно снижает вероятность скалывания камня. Закрепщики камней (нервная профессия) будут Вам благодарны. Ещё одним немаловажным аспектом огранки является достаточная величина рундиста. Не скупитесь, намечая размер рундиста. В тонком рундисте, считайте, одни недостатки: опасность скалывания при закрепке, минимальный вес драгоценного камня - а это во вред прежде всего Вам, как потенциальному продавцу. Если материал природный да ещё высокого качества - Ваши потери из - за минимального веса могут оказаться существенными. Объём камня быстрее всего растёт в цилиндрической части камня - в рундисте за счёт толщины. А если уж Вы где-то ошиблись при нанесении граней и требуется частичная или полная их перешлифовка - рундист станет Вашей гаванью спасения. Его повышенная толщина позволит это сделать без уменьшения диаметра камня при минимальной потере веса и сохранении геометрии заказанного камня и Вашего лица как огранщика. В деле огранки прозрачных минералов много нюансов и тонкостей. Соблюдение Вами хотя - бы этих двух аспектов, на которых я кратко остановился, позволит Вам заметно повысить Вашу квалификацию и завоевать авторитет опытного огранщика.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.
Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением.

Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. Подвергаясь механическому воздействию шлифовального диска, углерод меняет структуру. На кристалле образуется тончайшая графитовая пленка, которая истирается, доводя алмаз до нужной формы.

Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

В этой литейной печи все и происходит.

Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.

То, что если потереть один необработанный алмаз о другой, их грани шлифуются и блеск обоих возрастает, заметили еще в древней Индии. В Европе гранить алмазы начали значительно позже, в XIV—XV вв. . В середине XV века ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые огранил алмаз, который впоследствии получил название «Санси».

В XVII веке алмазы научились распиливать. Первые пилы представляли собой железную проволоку, поверхность которой была шаржирована (насыщена) алмазным порошком. Распиливание крупных алмазов длилось подолгу: например, алмаз «Регент», весивший 410 карат, пилили около двух лет, расходуя огромное количество алмазного порошка.

Нынче алмазы режут на специальных станках с помощью быстро вращающихся бронзовых дисков толщиной 0,05−0,07 мм. На диски подают суспензию алмазного порошка. Современные установки предусматривают применение для интенсификации резки алмазов ультразвуковой, электроэрозионной, лазерной и других видов обработки.

Самым сложным и ответственным процессом при изготовлении из алмазов бриллиантов является огранка. Ее производят с помощью быстро вращающегося диска из медного сплава, в который впрессованы мелкие алмазы, или чугунного диска, в поверхность которого втирают алмазный порошок, разведенный в репейном или оливковом масле.

При этом форму камня и расположение граней в нем делают с таким расчетом, чтобы падающий свет не проходил сквозь камень, а, претерпев полное отражение от внутренних поверхностей граней, возвращался бы обратно, обеспечивая «игру» света.

Огранка бриллиантов — необычайно сложный и трудоемкий процесс. Крупные камни гранят месяцами, а уникальные — по нескольку лет. Масса алмаза от этой операции сокращается вдвое или втрое, пропорционально растет и его стоимость.

Поэтому перед тем, как приступить к огранке крупных алмазов, тщательно обсчитывают форму будущего бриллианта, которая обеспечит наилучшую «игру» и позволит максимально сохранить массу исходного камня. Сейчас для этой цели используют компьютеры, которые максимально облегчают задачу.

Казалось бы, алмаз — безупречный камень. Но и у него есть недостатки.

  • Он химически активен по отношению к железу и никелю. При повышенной температуре он образует с ними растворы внедрения и разрушается. То есть резать алмазом сталь на высокой скорости невозможно.
  • Алмаз бессилен даже против мягкого железа. Нагреваясь в процессе резания, железо начинает в больших количествах растворять в себе углерод. Тем самым оно «съедает» самый твердый в мире материал.

Впрочем, любой недостаток можно превратить в достоинство. Эту простую химическую реакцию можно использовать для обработки алмазов. Такое свойство неприступного алмаза позволяет легко разрезать его раскаленной стальной проволокой.

Если к алмазу приложить железный резец, нагретый до 1000 °C, он начнет растворять в себе углерод, погружаясь вглубь алмаза со скоростью до 0,3 мм в час. Меняя форму головки резца, из алмазов можно изготавливать сложнейшие детали — например, втулки, шестеренки и прочие сложной формы изделия, которые невозможно изготовить по-другому.

В принципе, на алмазе можно было бы написать и эту статью, был бы алмаз подходящих размеров и раскаленный гвоздик! Для тех, кто сомневается, предлагаем посмотреть коллекцию крупнейших алмазов, выставленную в израильской

С начала 2000-х годов на судостроительном предприятии «ЦС „Звёздочка“» запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. О том, какой путь алмазу при этом предстоит пройти, наш сегодняшний фоторепортаж.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат, сдать ручную кладь, зашить карманы и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

(Всего 44 фото)

1. Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

2. Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.

4. Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

5. Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

6. А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

7. Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

8. С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением. Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

9. Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

10. Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

11. После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

13. Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. С точки зрения науки, в этом процессе больше химии, чем физики. Поверхность алмаза окисляется до графита и после этого образовавшаяся окисленная пленка истирается.

14. Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

15. При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

17. Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

18. Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

20. При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

21. С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

22. Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

23. Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

25. Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

27. Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

28. В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

29. Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

30. На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

31. В этой литейной печи все и происходит.

32. Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

33. Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.37.

40. Экспертиза выполняется здесь же при помощи хитрого прибора «X-MET 7500». Для специалистов — это рентгенофлуоресцентный портативный энергодисперсионный спектрометр. Принцип его действия мы выяснять не рискнули, но любопытный читатель легко нагуглит нужную информацию. В обывательской интерпретации — это анализатор химического состава металла.

41. Прибор определяет чистоту золота, состав примесей в металле. В этом случае в перелитых спилах содержится золото и лигатура – медь, никель, серебро, цинк и олово.

Прибор, несмотря на свою компактность, весьма дорогостоящий. Стоит даже дороже упомянутого выше бриллианта. У коренной части золотой «елочки», ее называют «пятак» или «пятка», судьба иная. В этой нижней части отливки собирается масса примесей и грязи. Очисткой этого золота займутся уже на аффинажном заводе.

42. С участка сборки ювелирные изделия попадают к полировщику.

44. Как и алмазы с бриллиантами каждое золотое украшение «путешествует» по технологической цепочке в отдельной упаковке, снабженное ярлыком со штрих-кодом, позволяющим проследить всю историю конкретного кольца, зажима для галстука или еще какой дорогой безделушки.

На этом мы завершаем повествование. Надеемся, вам было интересно. Благодарим заместителей начальника цеха Ольгу Боровкову и Алексея Кожина за радушие с которым нас принимали и увлекательный рассказ.


Содержание:

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.



Выбор способа

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.