Особым детям особенно нужна семья. Курсовая работа: Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка Доминирующий канал формирования привязанности у приемной матери

Приняв решение взять в семью приемного ребенка приемного ребенка , будущие родители сталкиваются с большим количеством страхов и опасений страхов и опасений . Мы боимся, что приемные дети могут вырасти жестокими и бесчувственными, будут врать, воровать , сбегать из дома, употреблять алкоголь и наркотики. Общественное мнение склонно приписывать эти трудности приемным детям в связи с «плохой наследственностью». В действительности же большая часть особенностей в их поведении объясняется тем, что их в той или иной степени затронула травма привязанности .

Не имея рядом или потеряв в какой-то момент близкого взрослого, который бы отвечал за них, заботился и любил, эти дети оказываются лишены возможности сформировать доверие к миру, к людям, научиться любить других людей и самих себя.

В России чаще всего берут в семью совсем маленьких детей в возрасте от рождения до трех лет – в этом возрасте по поведению ребенка довольно сложно оценить его психологическое состояние. В этой статье Я – Родитель расскажет, как понять, есть ли у вашего приемного малыша травма привязанности, и что можно сделать, чтобы ее залечить.

Что такое травма привязанности и почему она возникает?

Под привязанностью психологи понимают особые отношения близости, эмоциональной связи, которые складываются между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Это не обязательно должна быть родная мама – таким взрослым может быть кто-то еще из родственников, приемный родитель или даже няня. Главное то, что с первых дней жизни к ребенку прикреплен «его собственный» взрослый. Кто-то, кто отвечает за его безопасность и развитие, на кого он может положиться. Если у ребенка не было возможности в раннем детстве сформировать такие отношения, то психологи говорят о травме привязанности.

В учреждениях, берущих на себя заботу о детях, часто работают действительно любящие своих подопечных воспитатели. Но воспитательница одна на тридцать малышей. И не сможет ни для одного из них стать его «собственным» взрослым. Поэтому развитие травмы привязанности у воспитанников Домов малютки в той или иной степени неминуемо.

Чем опасна травма привязанности?

1. Теряется способность сближаться с людьми

Отношения привязанности с ухаживающим взрослым формируют у ребенка способность в будущем сближаться с людьми и испытывать к ним теплые чувства. Дети же с травмой привязанности не умеют любить и открываться. О таких детях говорят, что они в буквальном смысле вырастают равнодушными ко всему миру.

2. Отсутствует сочувствие к людям

Одно из последствий неумения любить – это отсутствие сочувствия к другим. Дети с травмой привязанности не развивают эмпатии, они не понимают, что их поступки или слова могут ранить других. Отсюда их повышенная жестокость, несформированность чувства вины. Их поведение может оставлять ощущение, что у ребенка «нет совести».

3. Отсутствуют причинно-следственная связь и понимание границ

На первом году жизни благодаря отношениям привязанности у ребенка формируется способность устанавливать причинно-следственные связи. Он понимает, что если заплачет, то к нему придут на помощь. У детей с травмой привязанности формирование причинно-следственных связей нарушено, так как не было рядом взрослого, который реагировал бы на их плач, а на втором году жизни, когда дети начинают осваивать мир – устанавливал бы границы . Поэтому они могут попадать в опасные для жизни ситуации.

4. Отсутствует доверие к людям

У ребенка с травмой привязанности нет доверия – ни к другим людям, ни к миру в целом. Он ощущает себя лично ответственным за свою безопасность, и не позволяет никому себя контролировать. Отсюда возникающие проблемы с соблюдением правил поведения.

7 правил формирования привязанности у приемного ребенка

По наблюдениям психологов, формирование привязанности к приемным родителям занимает в зависимости от тяжести случая от шести месяцев до двух лет.

К тому же, этапы развития привязанности таковы, что вплоть до достижения ребенком возраста трех лет трех лет разлука со «своим взрослым» чревата для него психологической травмой. Поэтому на период сроком от шести месяцев (пока малышу не исполнится три года) ребенку понадобится ваше безраздельное внимание.

1. Не расставайтесь с ребенком дольше, чем на 4 часа

В этот период мама не должна расставаться с ребенком дольше, чем на четыре часа. Если вы отлучаетесь на более продолжительное время – наймите ребенку постоянную няню или выберите кого-то из родных, кто будет постоянно вас подменять, чтобы ребенок смог сформировать привязанность и с ним тоже.

2. Восстанавливайте у ребенка телесный контакт со взрослым

Отношения привязанности в большой степени формируются через телесный контакт «кожа к коже» и контакт зрительный. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил у вас на руках.

3. Не давайте другим взрослым долго держать малыша на руках

Долго держать на руках малыша могут только его мама и папа. Это необходимо для того, чтобы ребенок «выделил» родительские фигуры из всех взрослых, с которыми он контактирует, и научился разделять «своих» и «чужих».

4. Делайте ребенку массаж

Каждый день делайте малышу массаж. Во время массажа комментируйте свои действия, улыбайтесь и взаимодействуйте с ним.

5. Берите малыша спать с собой или рядом с вами

Ночью ребенок должен спать с вами в одной кровати или совсем рядом. Организуйте ему место для сна так, чтобы ребенок не мог упасть на пол. Перед сном укачивайте, убаюкивайте малыша. Вы можете придумать какой-то свой особенный ритуал отхода ко сну ритуал отхода ко сну , и повторять его каждый вечер.

6. Помогайте ребенку в процессе кормления

Детям, которые уже вышли из грудного возраста, на первых порах помогайте в процессе кормления, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

7. Не оставляйте плачущего ребенка одного

Реагируйте на любой призыв малыша, особенно на плач. Травма привязанности сформировалась у ребенка как раз вследствие того, что его плач, его потребности, страх, его желание быть любимым игнорировались. Лучшее, что можно сделать – это отвечать на его потребность в защите и близости так часто и так долго, как потребуется, чтобы наверстать упущенное.

Готовы ли вы стать приемными родителями?

Анна Кольчугина

Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка Панюшева Татьяна

Как формируется привязанность

Как формируется привязанность

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание (приводится по книге Vera Fahlberg «А Child’s Journey through Placement», 1990).

удовлетворение потребностей

Цикл «возбуждение – успокоение»:

Регулярная и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения – торможения. Если ребенку приходилось слишком долго ждать, чтобы на него обратили внимание, или переживать устойчивое игнорирование, если он испытывал дефицит тепла в младенчестве и привык добиваться своего долгим упорным криком – во всех этих случаях детям свойственна, во-первых, высокая тревожность в отношениях со взрослыми. Во-вторых, они ожидают и невольно воспроизводят привычный для них способ взаимодействия. И то, и другое может восприниматься взрослыми как негативные поведенческие проявления или даже как нарушения в развитии. Но на самом деле это является следствием депривации, и от взрослых потребуется значительные время и терпение, чтобы изменить столь ранние и бессознательные поведенческие модели ребенка. Еще один важный момент – при правильном уходе по реакциям взрослых дети учатся сначала распознавать свои потребности, а затем запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить, – так постепенно формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. И то, что зачастую воспринимается как «некультурность», на самом деле результат взаимодействия со взрослыми.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

«круг позитивного взаимодействия»

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, то есть тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Качество заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему влияет на базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам (Эриксон Э., 1993). В результате плохого обращения у детей может нарушиться восприятие самих себя. Один восьмилетний мальчик, переживший систематическое пренебрежение и жестокое обращение в кровной семье, после того, как попал в полюбившую его приемную семью, говорил приемной маме: «Иногда мне кажется, что я не существую». Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений. Об этом важно помнить и специалистам, и приемным родителям, сталкивающимся с трудностями при формировании привязанности у некоторых детей в приемных семьях.

Признание

Признание – это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного – все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения. Один мальчик говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав». Это очень точно отражает суть переживания детей, которые считают, что если их родители позволили их забрать, значит, они (дети) не представляли особой ценности. То есть для ребенка дело не в том, что с родителями было что-то не так, а в том, что они, дети, «виноваты сами».

Характеристики привязанности (по Д. Боулби)

Конкретность – привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку.

Эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль.

Напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»).

Продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.

– Привязанность – врожденное качество .

– Способность устанавливать и поддерживать отношения привязанности с людьми ограничена : если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз, то способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться. Также в некоторых случаях способность устанавливать отношения привязанности может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Имеется в виду, что потребность в привязанности как таковая сохраняется, но утрачивается возможность ее реализовать.

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

10. Привязанность Мини и другие неврологи обнаружили интригующее доказательство того, что нечто вроде ВУ-эффекта имеет место и у людей.Работая в сотрудничестве с генетиками в течение последнего десятилетия, Мини и его исследователи смогли продемонстрировать, что

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

11. Привязанность и дальнейшая жизнь Но убежденность Эйнсворт в том, что ранняя привязанность имеет долгосрочные последствия, в тот момент была только теорией. Никто пока не нашел способа достоверно проверить ее. А потом, в 1972 году, один из ассистентов Эйнсворт, Эверетт

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малышом взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Интеллектуальное развитие и привязанность Бытующий социальный стереотип о том, что все дети из неблагополучных семей страдают интеллектуальными нарушениями, безусловно, несправедлив. Однако с формальной точки зрения для него есть все основания. Обследование

Из книги автора

Вызывающее привязанность поведение Совместное пребывание в палате родильного дома (руминг-ин) особенно полезно мамам, испытывающим сложность с переходом прямо к материнским обязанностям. Однажды, делая обход, я зашел к Джен, которая недавно родила, и застал ее в печали.

Из книги автора

Привязанность как основа ночного ухода Подход, который мы нашли методом проб и ошибок и который обычно подходит большинству семей, – это привязанность. Именно этот подход мы используем в своей семье, именно ему учим в своей практике, и именно этот подход подсказывают

Из книги автора

Детская привязанность – это чувство близости малыша к родителям. Она формируется в первые месяцы жизни крохи. Дети, которые попадают в новую семью по каким-либо причинам, очень сложно переживают процесс формирования привязанности к . Эмоциональная близость между малышом и его родными родителями основывается и на биологической связи. Такой связи не может быть с приемными родителями. Но это не значит, что эмоциональная привязанность не установится. Нужно приложить максимум усилий и запастись терпением, чтобы малыш чувствовал вашу любовь.

Потребность в привязанности – врожденная. Ребенку нужно чувствовать, что его оберегают и любят, что он вызывает положительные эмоции. Только тогда малыш растет уверенным в себе. Он любит себя и весь мир вокруг. Он возвращает полученную от родителей любовь окружающим его людям. Но даже в благополучных семьях маленький член семьи часто становится объектом раздражения. А в семьях, где родители ведут нездоровый образ жизни, нуждаются в деньгах, ситуация гораздо хуже. Ребенок изначально воспринимается как проблема. В таких условиях привязанность просто не может сформироваться. И получается, что малыш вырастает замкнутым, неуверенным в себе. Или, напротив, гиперактивным, «трудным», как часто говорят педагоги и воспитатели.

Надо понимать, что нарушения в формировании привязанности могут возникнуть не только в раннем детстве. Вполне возможно, что родители грудного ребенка удовлетворяли его потребности в ласке, общении и внимании, а потом произошло некое событие, вследствие которого ребенок лишился мамы и папы. Сильный стресс от потери близкого человека также может вызвать нарушения в эмоциональном развитии ребенка.

С ребенком обязательно нужно разговаривать, не скрывать от него правды, т. к. одна ложь влечет за собой следующую. Если лгать ребенку, можно навсегда потерять его доверие.

Нарушения привязанности

У приемных родителей появляется сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить способность привязываться и к другим близким людям.

Детские психологи выявляют несколько типов нарушенной привязанности:

  • Невротический тип нарушения проявляется в тех случаях, когда ребенок совершает плохие поступки, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Амбивалентный тип нарушения характеризуется непостоянством. Ребенок то кидается на шею, то грубит и убегает.
  • Избегающий тип нарушения – когда ребенок считает всех взрослых плохими.
  • Размытый тип нарушения привязанности присутствует у ласковых, эмоциональных детей. Они готовы обнимать и целовать каждого взрослого – лишь бы им досталось немного внимания.

Это далеко не все типы нарушений. В любом случае, ответственным приемным родителям лучше всего обратиться к специалистам. Ведь действуя только полагаясь на свою интуицию, можно еще больше навредить ребенку.

Адаптация приемного ребенка в семье

Детям часто повторяют: «Это твоя семья, ты должен ее любить», «Ты не должен расстраивать маму и папу, вы же семья». Значение семьи не преуменьшить. Но как доказать ребенку, что вы сможете быть настоящей счастливой семьей, если у него в прошлом уже есть негативный опыт?

Привязанность к новым родителем не формируется за один день. В целом, психологи замечают, что неровности сглаживаются спустя пару лет после принятия ребенка в семью. До этого момента предстоит пройти :

1 этап: Знакомство

На первом этапе родители могут заметить регресс в поведение ребенка – поступки, не соответствующие возрасту, ухудшение речи, агрессивное поведение. Ничего ненормального в этом поведении нет. Ребенок в растерянности. Он не знает, чего ждать от новых родителей. А вдруг его снова бросят? Тогда лучше не привыкать, чтобы потом не было больно. Фактически, ребенок бессознательно показывает свои худшие стороны, чтобы оценить реакцию взрослых на своё поведение. Спустя некоторое время эти проявления сглаживаются. Ребенок привыкает к новому месту, у него появляются свои вещи, игрушки, он знает, чем можно порадовать родителей, а чем, наоборот, расстроить.

2 этап: Возврат в прошлое

Но после первых, «медовых», месяцев рецидив может повториться. Ребенка начинают одолевать воспоминания о прошлой, не всегда благополучной жизни. В такие моменты родителям требуется проявить терпение и не опускать руки. Это получается далеко не у всех. Многие решают отказаться от ребенка, оставив на его душе еще один незаживающий шрам.

3 и последующие этапы: Медленное привыкание

Последующие этапы привыкания еще больше сближают ребенка с его новой семьей – многие уже не вспоминают своих биологических родителей или приют, иногда даже отказываются от встречи с кровными родственниками. Ребенок уверен в своей семье. Нет необходимости привлекать к себе внимание через вызывающие поступки или слезы. Эмоциональное состояние уравновешивается. Ребенок на бессознательном уровне ощущает свою принадлежность к семье. Этот завершающий период адаптации не говорит о том, что проблем больше никогда не возникнет. Взрослые тоже меняются, меняются обстоятельства и требования к ребенку. Но, в целом, у приемных родителей пропадает некая настороженность. Они больше не оценивают усыновленного ребенка, как чужого. Появляется та самая привязанность к семье, которая должна остаться у ребенка на всю жизнь.

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

More Help .jpg» width=»570″ height=»345″ srcset=»https://www..jpg 570w, https://www.-140×85.jpg 140w» sizes=»(max-width: 570px) 100vw, 570px» />

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность , то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность . Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность . Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.
  • VII Межрегиональная Конференция "Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество"

    • Все новости

Привязанность и семья в жизни ребенка

«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

  • Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание. (Приводится по В.Фалберг «А Child’s Journey through Placement», 1990)

1. Цикл "возбуждение-успокоение":

Возникновение потребности --------> Напряжение, недовольство

доверие

безопасность

привязанность

Состояние покоя <--------- Удовлетворение потребности

Систематическая и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения-торможения. Кроме того, благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

2. "Круг позитивного взаимодействия":

Родитель инициирует положительное взаимодействие с ребенком ->

< - Ребенок реагирует положительно < -

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т.е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.

3. Признание - это принятие ребенка как "своего", как "одного из нас", "похожего на нас". Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного - все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

Основные характеристики привязанности (по Д.Боулби):

- конкретность - привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;

Эмоциональная насыщенность - значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;

Напряжение - появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка ("цепляние");

Продолжительность - чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;

Врожденный характер потребности в отношениях привязанности;

Ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям - если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Типы нарушенной привязанности:

1) Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

2) Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая ито, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

3) Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.

4) «Размытая» - так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

5) Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.