Основные способы, как бороться с ленью у подростка. Как побороть лень к учебе

Ленивый ребенок - бедствие для родителей: из него не сделать помощника по дому и не привить интерес к труду, он часто трудно находит общий язык со сверстниками, плохо учится. Что же делать? Прочитайте общие советы, а потом взгляд психолога на эту проблему. Оказывается, проблема детской лени глубже, чем кому-то может показаться на первый взгляд.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С ЛЕНЬЮ:

Не доделывать дела за ребенка ("Ты долго убираешь, дай я сама!");

Не гасить его инициативу ("Ты неправильно сделаешь");

Не прилеплять к нему ярлык лентяя ("Ты такой же лентяй, как и твой папа!");

Включать соревновательные моменты ("Кто быстрее соберет игрушки?");

Выделять специальное время для лени;

Не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор;

Закрепить за ребенком ряд посильных дел;

Не использовать труд в качестве наказания ("За это будешь мыть посуду сегодня!");

Помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

"Леность детей - это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее - и она исчезла". Как вам такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами "лень", "лениться" скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их - тогда и слово "лень" станет мифическим, несуществующим.

Флегматик не виноват

Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: "Я сам", он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность - в чем родители тоже усматривают проявления лени - чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.

У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает... В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них - это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки - смертельная тоска.

На похвалах как на дрожжах

Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, "рубящееся" в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?

Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки... В дет ском возрасте игра - это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?

Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой...

Бабушка не выдерживает:

Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!

И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой...

В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности - так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо - но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место - оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше - больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы "по-честному".

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук - не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, "по умолчанию". И только ли домашних?

Лень гормональная

Наличие-отсутствие "мотива" объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: "Это им надо, а не мне". И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах - бездельник бездельником.

Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык "лентяя" станет для ребенка неожиданно привлекательным - может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность "из-под палки" ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь - он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками - и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.

Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения - кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но "лень вперед него родилась". Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть - так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант - взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.

Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком - валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, "оттянуться". А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен - да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните "прикармливать" его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».

Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5-6 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени
домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка , который бы ежедневно надраивал свою комнату свою личную территорию - увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка ? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина
пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации . Мотивация это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться
учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени ? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
- повышение учебной мотивации ,
- развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
- гармонизация эмоционального состояния подростка .
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому
это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, если он Вам не понятен, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания , получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее направление борьбы с ленью у подростка
развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель « Научиться играть на гитаре ». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. « Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть ». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобытинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Итак, лень
это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.

Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую очную консультацию в приёмной психолога или у Вас на дому или по скайпу. Также Вы можете получить очную , телефонную консультацию или по скайпу лично. Записаться можно Такая работа очень доступна и по цене, и по организации.

Какие корни лени? Как их обнаружить и обезвредить ещё в начальной стадии, пока они не переросли в привычку? Иногда так и хочется наорать, наказать, поставить в угол, и, чего уж греха таить, замахнуться прутиком, а то и испытанным «дедовским» - «папиным» ремнём… Вот только помогают такие способы далеко не всегда и не ко всем чадам. Легко принудить, подчинить маленького человечка выполнить вашу волю, а вот научить, как переломить эту пресловутую лень-матушку, которая раньше нас родилась, не получается. Чаще всего оборачиваются эти методы озлоблённостью и непониманием, а иногда и разъединяют детей и родителей на долгие годы отчуждённости и холодности. Значит, надо находить что-то другое в способах, чтобы интересы и желания обеих сторон совпали: родителям – желаемый результат, ребёнку живое участие и интерес.

Надо ли при этом изобретать велосипед? Может, есть какой-нибудь готовый рецепт борьбы с этой слащавой тягомотиной? Одна моя знакомая, творчески переработав эпизод из «Джентельменов удачи» придумала способ, играя заставить сына мыть тарелки, убирать игрушки, складывать разбросанные вещи. Можно устраивать игру наперегонки с личным участием одного из родителей. В общем, здесь неограниченное количество вариантов. Правда, вам придется время от времени менять репертуар. Но игры помогут бороться с ленью у лентяев лет эдак до 10. А потом лень входит в трудно исправимую привычку, борьба с которой может перерасти в настоящую психологическую войну с «капаньем на мозги» и откровенным саботажем… И всё-таки надо как-то уживаться, быть терпимее и выносливее маленького террориста.

В старшем возрасте очень хорошим способом борьбы с ленью может стать серьёзные задания и серьёзная ответственность за домашние дела. Детские психологи говорят, что помогать взрослым дети могут с самого раннего возраста. Надо только давать им посильные, понятные задания и обязательно контролировать их исполнения до конца.

Хорошую помощь в борьбе дают также занятия спортом. Иногда хорошим стимулом может служить собственный пример или пример из жизни кумиров. Иногда проявлением детской лени может быть просто усталость. Вам кажется, что ребёнок ленится, а ему хочется просто отдохнуть. Будьте терпеливы и внимательны, не раздражайтесь, а просто поговорите со своим ребёнком. В любом случае, помните, что лень – не самая страшная вещь в жизни!

Как бороться с детской ленью?

Ох уж эта лень! Сколько родительских нервов истрачено в бесплодных попытках побороть лень своего чада! Почему же ленятся наши детушки и как с детской ленью бороться? Оказывается, не всякая лень вредна. Наверняка, Вам приходилось не раз услышать выражение: «Лень – двигатель прогресса». Человеку «лень» самому ходить и он научился использовать для своего передвижения лошадей, а позже – автомобили. Домохозяйкам стало намного легче, когда на помощь им пришли пылесосы, стиральные и посудомоечные машины. А разве можно сказать, что авторы этих замечательных изобретений были ленивы? Порой всю жизнь изобретатель работал, не покладая рук, чтобы добиться нужного результата.

Первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» - это давать ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы. Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой и его организм настоятельно требует передышки. При этом сам ребенок не имеет права снизить эту нагрузку. Тогда организм поступает хитрее – он заболевает. Все, теперь можно законно не ходить в школу!

Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ: «Потому что так хотят родители», - ему ничего не объясняет.

Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!» - и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!».

Выяснив, какова причина лени именно Вашего ребенка, Вы сможете помочь ему справиться с ленью. Если ребенок перегружен, помогите ему снять нагрузку, пересмотрите Ваши требования к нему. Не перегибаете ли Вы палку? От ребенка нельзя требовать чего-то не по возрасту, но это не значит, что его полностью нужно обслуживать. Ребенок 7-10 лет вполне может убрать на своем столе, помыть за собой тарелку, заправить свою постель, выносить мусор.

Мотивировать ребенка что-либо делать довольно сложно. Здесь уже важно Вам, как родителю, не полениться и придумать мотивацию. Например, малышу можно говорить: «Сложишь игрушки – быстрее пойдем на прогулку». Дети любят соревновательный момент, поэтому можно устраивать уборку «на перегонки», победителю – приз. Мотивацией для ребенка может стать даже простая похвала, особенно, при всех членах семьи. Гордость за проделанную работу – отличный стимул.

Конечно, «пилить» ребенка за лень, жаловаться знакомым: «Мой ребенок так ленив!», на самом деле, намного легче для родителей, чем проявить изобретательность и фантазию в борьбе с этой ленью. Не только строгость, но и ласка помогают родителям в нелегком труде воспитания. Огромного запаса родительского терпения желаем всем-всем мамочкам и папулям!

Откуда берется детская лень?

«Ребенок ничего не хочет делать; его не заставить выполнять элементарную работу по дому; уроки делает только из-под палки; просить о помощи – бесполезно!» – сколько раз мы слышали подобные жалобы и сами сетовали на нерадивость и леность своих детей? Педагоги и воспитатели тоже не остаются в стороне. По мнению многих, дети совсем не хотят учиться, интересуются только компьютерными играми и зарубежными мультфильмами. Не лучше обстоит дело и с общественной внеклассной работой.

Но давайте разберемся, в чем же причина такого массового заражения ленью, особенно в детской среде, и в лени ли вообще здесь дело. Вы наблюдали за детьми на детской площадке? Там каждый, в зависимости от своего темперамента и особенностей характера, занят делом. Кто-то целеустремленно нагружает песком самосвал, кто-то с упоением делает куличики, кто-то собирает листья и палочки.

В детском возрасте игра – это самый настоящий труд, и если не рассматривать случаи крайней патологии, то изначально все дети деятельны и любознательны. Меня все время поражает упорство, с каким дети стремятся сделать задуманное, достичь желаемого, например, научиться ходить. Ребенок падает снова и снова и тем не менее опять поднимается, чтобы сделать свой первый неуверенный шаг. Разве можно заподозрить лень у ребенка, который в десятый раз пытается донести на совочке песок и высыпать его в ведерко? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике? Откуда появляется лень, а точнее кто ее нашим детям прививает?

Как не грустно это осознавать, но виноваты мы с вами.

  • Мы – родители , которые не смогли или не захотели потратить время и силы, чтобы любовь ребенка к игре переросла в любовь к труду, к которому в свою очередь можно относиться как к игре.
  • Мы – педагоги и воспитатели, которые не нашли возможности сделать скучное обучение интересным, не нашли слов, чтобы замотивировать учеников на получение новых знаний и умений.
  • Мы – взрослые , которые своим примером не раз демонстрировали нелюбовь к работе или домашним обязанностям.

За одним словом «лень» скрываются два достаточно разных понятия. Есть лень как нежелание трудиться, работать, выполнять какие-либо задания. И есть лень как отсутствие желания делать вообще что-либо.

В первом случае причина лени кроется в отсутствии мотивации. Любые производимые действия должны удовлетворять какие-либо потребности. Ребенок будет с удовольствием учиться или выполнять, к примеру, работу по дому, если ему это интересно, если в результате он ощущает свою значимость и «правильность», если он получает бонусы в виде похвалы со стороны взрослых.

Во втором случае, когда речь идет о лени как о нежелании вообще что-либо делать, нужно быть очень аккуратным и внимательным по отношению к ребенку. За такой ленью может скрываться общая истощенность организма, как на физическом, так и на психическом уровне. Лень-апатия зачастую бывает следствием серьезных внутриличностных конфликтов. Ребенок не может решить очень важную для него проблему, и вследствие замыкается в своем внутреннем мире, впадает в анабиоз, тем самым замораживая чрезмерные внутренние переживания. Любая активность, выводящая его из состояния внутреннего сна, тщательно пресекается, и ни о каком стремлении к полезным делам не может быть и речи. В этом случае ребенку потребуется чрезвычайная чуткость и психологическая грамотность со стороны родителей, в некоторых случаях не обойтись и без квалифицированной помощи специалистов.

Лень далеко не всегда является двигателем прогресса. Часто она представляет серьезную проблему, которая мешает жить как взрослым, так и детям. Поскольку это качество может негативно повлиять на развитие ребенка, родителям нужно постараться понять причины лени и помочь малышу с ней справиться.

Причины того, что ребенок ленится

Считается, что лень – это защитная реакция организма на какое-то действие или событие. В большинстве случаев, она вызывается необдуманным поведением родителей.

Вот несколько основных причин, которые вызывают развитие лени:

  • Страх перед наказанием. Нередко ребенка, который хочет что-то сделать, просто лишают инициативы. В ответ на его уговоры малышу дают понять, что по причине нежного возраста он не справится с делом и может быть наказан. Если родители думают, что ребенок неумеха, потом заставить его что-то делать будет крайне сложно.
  • Скука. Иногда ребенок не имеет возможности выплеснуть энергию, например, в подвижных играх, которые запрещают родители. Со временем возникает чувство апатии, развивается , так как ребенку просто надоедает спорить со старшими.
  • Отсутствие примера. Если родители хотят, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, они должны показать собственный пример. Так, дети не любят убирать за собой одежду и игрушки, можно предложить прибраться вместе и показать, как приятно жить в чистой комнате.
  • Астенический синдром. Это состояние организма, которое может возникнуть после простуды или другой болезни. Так что причиной капризов и лени может стать обычная нехватка витаминов.

Оторвать ребенка от игры и добиться, чтобы он что-то сделать, не так просто. Придется хорошенько подумать, чем можно его мотивировать. Метод кнута и пряника признан абсолютно бесперспективным. От идеи с наказаниями лучше отказаться сразу: многие психологи считают, что они позволяют вырастить самых выдающихся лентяев.

Что делать, если ребенок ленится

Когда причины лени установлены, можно попробовать найти компромисс с ребенком. Например, на выбор предлагается одно из двух занятий: пропылесосить полы или вымыть посуду. Нередко этот метод помогает.

Вот еще несколько способов, которые помогают воспитать в детях трудолюбие:

  • Не заставляйте ребенка выполнять ваше задание немедленно. Если он играет в своей комнате, совершенно необязательно делать там уборку каждые десять минут. Если малыш наведет порядок перед сном, этого будет вполне достаточно.
  • Будет лучше, если ребенок сам сможет увидеть негативные последствия своей лени. Нет необходимости каждый раз покупать новые игрушки или фломастеры, дети должны учиться следить за состоянием своих вещей.

  • Давайте сыну или дочке простые поручения. Делать это нужно не в приказной форме, а спокойно и с улыбкой.
  • Заведите домашнее животное. Во многих случаях забота о хомячках и попугайчиках развивает в детях чувство ответственности.
  • Старайтесь формулировать свою просьбу максимально конкретно. Не обобщайте, утверждая, что ребенок никогда не убирает за собой.
  • Не стоит слишком нагружать ребенка домашними делами. Чем карапуз младше, тем больше времени у него должно оставаться для игр и развлечений. Кроме того, необходимы регулярные прогулки на свежем воздухе, да и о физических упражнениях не надо забывать. Хорошей идеей может стать утренняя зарядка всей семьей.

  • Объясните малышу, сколько интересных дел он сможет сделать, избавившись от лени.
  • В процессе воспитания ребенка неплохо научиться справляться с ленью и самим. У малыша перед глазами должен быть живой пример, поэтому надо стараться относиться к своим обязанностям со всей ответственностью.

Еще одно важное правило – почаще хвалите детей даже за самые незначительные успехи. Доброе слово окрыляет не только взрослых, но и малышей. Старайтесь повышать самооценку сына или дочки, не ругайте за ошибки. Если ребенок будет знать, что в него верят, он начнет помогать вам гораздо охотнее.

Так что все в наших руках. Люди не рождаются ленивыми, очень многое зависит от воспитания. Стоит приложить немного терпения, и лень вашего ребенка можно будет побороть.