Основная идея системы марии монтессори. Монтессори в мире. Метод Монтессори в домашних условиях

В материале изложены основные идеи педагогической системы Монтессори, педагогические принципы, цели и задачи воспитания детей по этой системе, а также методы, с помощью которых удаётся добиться положительных результатов. Но, в каждой системе, даже самой хорошей есть свои недостатки. В материале также изложены недостатки педагогической системы М. Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори - это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение мировой гармонии, построение универсального общества.

Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии :

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи : 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.

Педагогические принципы М Монтессори:

1)Содействие естественному развитию (природосообразность);

2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;

3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;

4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.

Главный метод Монтессори - это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Методы воспитания в различные периоды развития:

От 0 до 6 лет используют методы воспитания : наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет используют методы воспитания : наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».

В группе есть определенные правила , со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори - материалами - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей - это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Основатель

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

Суть метода

Мария Монтессори создала свою систему, как альтернативу традиционной педагогике. Метод предназначался для детей от 3 лет. Однако, сейчас в каждом районе Москвы есть студии, предлагающие занятия по методу Монтессори детям от 8 месяцев вместе с мамой. На сегодняшний день далеко не все, что вы увидите в Монтессори-студиях действительно присутствовало в системе в оригинале. Многие педагоги добавляют разные элементы «от себя», именуя метод системой Монтессори.

Автор разработала огромное количество специальных материалов для своих студий. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».

Монтессори-материалы

Что представляют собой студии Монтессори 0-3 года? Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Вы приводите ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделённых на 6 зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь).

Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия – дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.

При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг – делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.


Монтессори-студия для детей 0-3 года

В студиях Монтессори для детей от 3 до 6 лет комнаты также поделены на зоны для разных занятий. Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.


Монтессори-среда для детей 3-6 лет.

Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» . Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Основные пункты системы М. Монтессори

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

  • Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
  • В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
  • Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
  • После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Некоторые специалисты в области Монтессори-педагогики критикуют создание столь распространившихся сейчас групп «Монтессори с рождения», ведь оно противоречит одному из базовых постулатов Марии Монтессори, а именно — развитию самостоятельности. Так или иначе, присутствие в таких группах мам не имеет отношение к самостоятельности.

Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.

Суть и принципы методики М.Монтессори

Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.

Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:

  • Индивидуальная программа обучения;
  • Максимальная свобода ребенка;
  • Минимальное вмешательство в деятельность ребенка

Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.

Монтессори-материалы:

Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:

  • Учится ставить цели и достигать их;
  • Приобретает практические навыки решения различных задач;
  • Действует путем проб и ошибок, что развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.

Монтессори-воспитатель

«Помоги мне сделать это самому»

По убеждению М.Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.

Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.

Монтессори-класс

Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.

Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.

Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:

  • Зона реальной (практической) жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона языковая
  • Зона космическая

Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:

1. Зона реальной (практической) жизни.

В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.

2. Зона сенсорного развития.

В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.

3. Зона математики.

В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

4. Зона языковая.

Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.

5. Зона космическая.

Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.

Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.

Творите с Вашими детьми и для детей!

Оптимальный возраст для обучения по методике М.Монтессори

Занятия по методике М.Монтессори никогда не рано начинать. Ребенку с 1 года уже будет интересно находиться в Монтессори-классе и знакомиться с Монтессори-материалами.

В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
  • Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и школы, которые работают по этой системе, можно встретить по всему миру. Воспитанники заведений удивляют своими интеллектуальными и творческими способностями, а также хорошими манерами.

Педагогика Монтессори - метод воспитания детей, основанный на доверии, свободе и возможности проявить себя. Ключевой посыл педагогической системы: «Помоги мне сделать это самому».

Первая всегда и во всем

31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле. В семье она была единственным и горячо любимым ребенком. Отец Марии, Алессандро Монтессори, походил из семьи итальянской знати. Мать звали Ренильдой. В девичестве она носила фамилию Стоппани - древнейшего рода, представители которого были очень образованными людьми. Брат матери, Антонио Стопани, за большой вклад в науку был удостоен памятника в Милане. На то время Ренильда была достаточно образованной леди, но, к сожалению, ей была уготована участь хранительницы домашнего очага и не более. Всю свою жизнь она помогала дочке, как могла, старалась вложить в нее любовь к знаниям и независимость.

Когда Марии исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Рим, чтобы у девочки появилась возможность получить лучшее образование. Особо хорошо ей давались естественные науки и математика. Несмотря на все преграды, целеустремленная девочка поступила в техническую школу для юношей, а позже - на медицинский факультет Римского университета. После окончания она становится первой женщиной-терапевтом и хирургом в Италии.

Умница, активистка и просто красавица

В студенческие годы Мария активно боролась за права женщин. Ее выбрали делегатом Международного конгресса женщин, который проходил в Берлине. Девушка умела заставить слушать и слышать, отлично владела ораторским мастерством. При всем этом она всегда прекрасно выглядела, и у нее не было отбоя от поклонников.

Личная трагедия

В 1896 году она начала работать ассистентом в университетской клинике Рима под эгидой Санти де Сантеса. Там встретила своего возлюбленного Джузеппе Монтесано. Личная жизнь итальянки не сложилась. Ей пришлось сделать непростой выбор между чувствами и наукой. Она выбрала второе. Когда поняла, что беременна, то, испугавшись осуждения католической среды, решила сразу после родов отправить ребенка с няней в деревню недалеко от Рима. Есть миф о том, что Мария бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, но на самом деле это не так.

Большинство детей в то время воспитывались гувернерами, и итальянка не сделала ничего идущего вразрез с традициями. Разница была лишь в том, что жил малыш у принимающей семьи. Мария проводила с сыном времени на выходных больше, чем среднестатистическая мать того времени. Монтессори представила сына обществу, только когда ему исполнилось 15 лет. Марио всю жизнь помогал и поддерживал мать, стал ее преемником и после ее смерти сделал огромный вклад в педагогический метод М. Монтессори.

Работа с детьми

В клинике происходит ее первая встреча с малышами, которые имели ограниченные возможности. На то время таких детей не лечили и ничему не обучали, их просто считали идиотами и старались оградить от них социум. После принятия пищи ребятня ползала по голому полу и собирала крошки от хлеба, а потом плевалась шариками из него. Обстановка, в которой находились круглосуточно больные дети, не способствовала развитию и не побуждала к полезной деятельности. Мария долго наблюдала за ними и делала выводы, которые и стали точкой отсчета появления педагогической системы, созданной Монтессори.

Суть метода заключалась в том, чтобы предоставить детям, как больным, так и здоровым, развивающую среду. Крохам нужно дать пространство, в котором сконцентрированы все мировые знания. Для наглядности они представлены через эталоны главных достижений человечества. Каждый малыш должен пройти путь в цивилизованный мир еще в дошкольном возрасте. Педагогическая система Монтессори строится в зависимости от потребностей (сенситивных периодов) в развитии ребенка.

Сенситивные периоды

Развитие ребенка по методу Монтессори происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определенные навыки и знания. В этом есть суть Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребенок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до шести лет происходит сенсорное развитие и формирование речи. Социальные навыки возникают и закрепляются в период от 2 до 6 лет. Приучать малыша к чистоте и порядку нужно до 3 лет.

С другими сенситивными периодами можно ознакомиться в трудах итальянского педагога-новатора. Родители и учителя не могут повлиять на возникновение и длительность таких периодов. Однако они должны создать для ребенка среду из дидактических материалов или так называемую зону ближайшего развития.

Мир взрослых - страна великанов для детей

Педагог Монтессори впервые представила теорию о том, что детям неудобно жить в мире взрослых. Каждый малыш чувствует себя там, как лилипут в стране Гулливера. Наш мир представляет для ребенка полный хаос, где у маленького человека нет прав и личного удобного пространства. Великаны-взрослые часто бывают жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми. Наказание может последовать за простую оплошность, например разбитую вазу, а ведь малыш просто изучает окружающий мир и имеет право на ошибки.

Педагог хотела донести до родителей и учителей, что дети - это не игрушки в их руках. Нужно учитывать их интересы и потребности. Чтоб воспитать кроху, необходимо его знать, а чтобы понять малыша, за ним следует наблюдать. А это возможно только с тем ребенком, которому предоставили свободу. Усадив дитя за парту, ничего, кроме быстрой потери интереса, вы не увидите. Наблюдать, как проявляется личность, можно только тогда, когда малыш чем-то по-настоящему увлечен.

Дисциплина и свобода одновременно

Под понятием свободы в трудах итальянского педагога следует понимать не вседозволенность, а независимость ребенка от воли взрослого. А этого можно добиться, научив малышей самостоятельно себя обслуживать и учиться новому без помощи старших.

Метод Марии Монтессори кратко:

  • Каждый малыш самостоятельно выбирает себе вид деятельности. Ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему «Я», понимать, что ему интересно именно в этот момент.
  • Сведение к минимуму помощи взрослого. Она должна присутствовать только в случаях, если малыш сам просит об этом. Самостоятельность делает ребенка увереннее в своих силах, учит адекватно оценивать личные достижения.
  • Дети растут и обучаются в специально организованной среде. Дидактический материал должен быть в свободном доступе для каждого ребенка. Есть правила, которые должны соблюдать все.
  • Обучение детей разных возрастов в одной группе. Это хорошо как для старших ребят, так и для младших. Маленькие воспитанники тянутся за старшими, а большие ребята помогают крохам.
  • Обучающий материал сконструирован так, что ребенок самостоятельно может найти и исправить свои ошибки.
  • Нет лучших и худших учеников. Достижения ребенка можно сравнивать только с предыдущими результатами.

Независимо от того, используется метод Монтессори в домашних условиях или в обучающих учреждениях, везде существуют одинаковые правила:

  • Поработал - прибери за собой.
  • Работа с материалом происходит на индивидуальном коврике.
  • В классе нельзя шуметь, передвигаемся тихо. Детишек сразу учат бесшумно переносить стульчики.
  • Правило уважительного сосуществования: твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.

Минусы системы

Последователи педагогической системы отметили огромную пользу, которую приносит метод Монтессори. Отзывы же о подводных камнях можно встретить намного реже.

Детство без сказки. Доктор Монтессори считала, что сказки искажают представление о реальности. Ведь Колобок не может убегать, а животные не могут разговаривать человеческим языком. Система же делает акцент на логике и рациональности, развивает левое полушарие, чтобы ребенок мог сам делать выводы, принимать решения и нести ответственность за поступки. Читать книги методика не запрещает, но советует отдавать предпочтение рассказам с реальными сюжетами.

Нет запретам. Воспитание по методу Монтессори не предусматривает запретов и наказаний. В садике или школе ребенок может не слушать воспитателя, кушать из чужих тарелок, ходить по кабинету во время занятий, бегать по коридору. Педагог не имеет права делать ему замечаний, ведь ребенок должен сам понять, что бардак - это плохо, что нельзя обижать других детей. Учитель может только наблюдать за происходящим. Отечественные психологи не рекомендуют использовать перед школой метод Монтессори. в нашей стране должно включать понятие о послушании. Детей после окончания сада по новаторской программе неохотно берут в школу с классической системой образования. Будущих школьников советуют «перевоспитывать» в обычном садике, ведь ученик может просто не высидеть на уроке. Он и не подозревает, что нужно слушать учителя.

Зонирование пространства

Большой вклад внесла в воспитание детей доктор Монтессори. Метод, который она разработала, предусматривает деление пространства, где занимаются дети, на зоны. Их всего пять. Малыш самостоятельно выбирает зону для занятия и проводит в ней столько времени, сколько ему угодно.

  • Зона практической деятельности. Здесь находятся бытовые предметы, с которыми взрослые имеют дело каждый день. Малыш под присмотром педагога может поливать цветы, стирать, гладить настоящим утюгом, шить. Воспитание по методу Монтессори предусматривает самообслуживание. Подопечные по очереди накрывают на стол, прибирают после обеда, моют и вытирают посуду.
  • Сенсорная зона. Здесь находится материал, который обучает определять характеристики предметов: цвет, форму, размер, вес.
  • Языковая зона. Здесь находится дидактический материал для обучения письму и чтению.
  • Зона математики. Тут малыш изучает цифры, количество предметов, счет, математические примеры. Проводится работа с «золотым материалом».
  • Космическая зона. Здесь расположены карты, глобусы, материал для изучения погодных явлений и все, что знакомит детей с окружающим миром.

Занятия для дошкольников с использованием метода Монтессори заключаются в работе с определенными материалами. Давайте их рассмотрим.

Развитие сенсорики:

  • Рамка с застежками. На ней находятся крючки, пуговицы, молнии, шнурки. С помощью такого тренажера ребенок учится самостоятельно одеваться.
  • Коричневая лестница. Помогает детям определиться с понятиями большой-маленький, толстый-тонкий.
  • Розовая башня. Напоминает Учит сравнивать предметы между собой по размеру.
  • Красные штанги. Ребенок знакомится с понятиями "длиннее", "короче".

Развиваем речь:

  • Буквы из бумаги с эффектом бархата или декоративного песка.
  • Металлические вкладки в форме разнообразных геометрических фигур используются для

Математические способности:

  • Красно-синие штанги. В комплекте 10 штанг. Манипулируя ними, ребенок учится элементарному счету и математическим операциям.
  • Коробка с веретенами.
  • Геометрические тела.

Воспитание дома

  • Создайте для сына или дочери удобную среду обитания. Ребенок должен иметь возможность залезть или слезть самостоятельно с кровати, умыться без посторонней помощи, развешать свои вещи в шкафу или на крючках, подходящих ему по росту.
  • Предоставьте ребенку возможность помогать взрослым по хозяйству. Научите мыть чашки, купите маленький совок и веник, разрешите поливать цветы. Малыш должен знать, что у него есть домашние обязанности. Это четко прописала в своей программе доктор Монтессори.
  • Метод основан на свободе действий. Не мешайте ребенку.
  • Поделите детскую комнату на зоны соответственно методике. Предоставьте ребенку дидактические материалы для занятий. Они достаточно дорогие, поэтому родителям стоит задуматься над тем, что они могут сделать своими руками. На сегодняшний день можно найти массу идей и мастер-классов по изготовлению обучающих материалов.

Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Вывод

Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека. Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Главное в методике Монтессори

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

О направлениях развития малыша

Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Как выглядит сад Монтессори

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его