Оригами японское искусство складывания бумаги. Материал для оригами. Современность и новые символы

История искусства оригами

Сакура, сумо вкупе с танкой, оригами, кимоно, икебаной и шашками го восхищают и интригуют. Украинцев в том числе.

(Газета «Зеркало недели», Киев, 2003 г.)

Как уже упоминалось, оригами – это искусство складывания из бумаги без ножниц и клея. Ори в переводе с японского – «складывать», ками – «бумага», а также «божество».

Еще в Древнем Китае бумагу использовали по-разному, в том числе и в религиозных обрядах. Так, в глубокой древности во время похорон было принято вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб, чтобы обеспечить достойное пребывание умершего в ином мире. Однако позже из бережливости реальные вещи были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в любом китайском магазинчике). Из бумаги изготавливали и разнообразные полезные вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При этом использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из листов бумаги не получило в Китае такого мощного развития, как в Японии. Именно Страна восходящего солнца стала настоящей родиной этого искусства. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзэн-буддизма.

Буддисты впервые обратили внимание на «незначительные» детали и уничтожили деление мира на «высокое» и «низкое» (в отличие от западного мировоззрения). Они сосредоточились на преходящем с целью уловить в мелочах дыхание вечности, ибо все в мире взаимосвязано. Последователи буддизма искали в простейшем проявление единой и неделимой истины – макото. По их глубокому убеждению, любая малость содержит Истину, и надо только научиться ее обнаружить. В буддийском понимании разные пути к Истине не конкурируют между собой, а, скорее, дополняют друг друга.

Японские буддисты разработали поразительные способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак – красоту. На этом пути они смогли увидеть красоту недолговечности повседневных вещей, особую прелесть налета времени на них. Оригами возникло не в Китае, где также был распространен дзэн-буддизм (кит. чань), потому что китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, то есть представления о красоте как пути к Истине.

Красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX–XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185), и даже обозначили ее особым понятием – моно-но-аваре. Это открытие идет от синто – традиционных японских верований, согласно которым каждая вещь, каждое явление, даже слово, содержат в себе ками, божество. Бумага, сделанная ручным способом, была в то время изысканным и ценным материалом, который использовали в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Считалось, что ками охотно поселяется в чем-то необычном – тем более в закрученной мудреным зигзагом бумажной ленте гохэй, висящей перед входом в синтоистские святилища и указывающей на присутствие там божества. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками . С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор в Японии складывают ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; делают гофу – бумажные амулеты, и нагасибина – символ семейной гармонии: мужчина и женщина в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты пользуются метелкой харам-гуси, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

Так к появлению оригами оказался причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну бумажного листа. В сознании японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Быть может, не последнюю роль в этом сыграло упоминавшееся уже созвучие японских слов «бумага» и «божество» – «ками». Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. В бумажные коробочки-санбо, например, помещали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Подробнее о роли бумаги в церемониале восточной жизни будет сказано ниже.

В эпохи Камакура (сёгунат Минамото, 1192–1333) и Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), когда культ прекрасного приобрел характер почти непререкаемой догмы, оригами выходит за пределы храмов и достигает императорских покоев. Привилегированные классы обязаны были каждый свой шаг и поступок, буквально каждую мелочь совершать, не забывая о гармонии и искусстве. Оригами в этой куртуазной атмосфере было хорошим способом заявить о своей утонченности и благородстве. Придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки в форме журавля, бабочки, цветка или красивой геометрической фигуры служили символами любви или доброго расположения. Иногда с их помощью удавалось выразить больше оттенков смысла, чем словами. Умение складывать стало одним из признаков достойного образования и хороших манер.

Японский церемониал не ограничивался изготовлением изящных карточек для стихов и буддийских сутр. Очень важными были не только оттенки цвета бумаги (как уже говорилось выше), но и хитроумные способы ее складывания. Сам процесс складывания бумаги обозначал общение человека с божествами. Соответственно и каждая форма складки имела свой смысл – выражение почтения, благое пожелание, мольба о долголетии и т. д. Иногда достаточно было на какой-нибудь предмет искусства положить свернутый вдвое лист белой бумаги, чтобы обозначить ритуальный характер подношения. Складывание бумаги было весьма формализованным актом и происходило по нормам собственного этикета. Так, в это время человек должен был зажать губами другой, менее ценный листок чистой бумаги, чтобы своим «вульгарным» дыханием не осквернить божественной бумажной складки.

Существовали десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Например, к свадебным подаркам прикрепляли изображения бабочек, сложенные из белой бумаги. Они символизировали неразрывную связь молодоженов с их богами-покровителями. Подобные бумажные символы доверялось изготавливать лишь известным мастерам. В Средние века этой технологией владели два семейства – Ёсида и Мацуура, тесно связанные с Великим синтоистским святилищем в Исэ. Позже сформировалась школа Огасавара, мастера которой умели складывать бумагу 65 способами, в зависимости от вкладываемого в подарок смысла. Эта школа определяла правила этикета при дворе сёгунов с XIII по XIX век. Существовало несколько учебников ритуального складывания бумаги, составленных по рекомендациям школы Огасавара.

Другая знаменитая школа этикета, уходящая корнями в эпоху Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), обладала умением складывать бумагу, художественно заворачивая ею подарки, 17 различными способами. Мастера этой школы особенно ценились, когда нужно было красиво и со значением упаковать подарок к свадьбе или празднику совершеннолетия. При этом очень важно было не только правильно сложить бумагу, но и закрепить ее специальной бумажной тесемкой, завязанной церемониальным узлом – мизухики.

Надо отметить, что первоначальный этикет обращения с бумагой, почерпнутый из китайских церемоний, со временем претерпел радикальные изменения, утратив континентальные корни и приобретя сугубо национальный характер. Письменные указания подчиненным или приказы военачальникам стали заворачивать в бумагу так, что по отдельным характерным чертам можно было определить ранг как автора письма, так и адресата. Со временем особую манеру складывания конвертов переняли женщины, отправлявшие любовные послания, конечно же стихотворные, своим избранникам. Это искусство получило название ори-ками (сложенная бумага). Затем по мере усложнения методики складывания это название было вытеснено другими – ори-ката (способ складывания) или ори-гата (сложенная форма). Аристократия, придворные, монахи эпохи Хэйан были просто обязаны уметь складывать изящные фигурки из тонкой рисовой бумаги. Хорошим тоном стало придавать изысканную форму не только тексту письма, но и бумаге, на которой оно написано. Владение оригами стало одним из признаков образованности и изысканных манер. Для многих аристократических династий Японии фигурки оригами стали гербом или печатью.

Иногда бумагу не только складывали, но и надрезали особым способом, превращая ее в подобие декоративного кружева. Искусство складывания было известно под названиями кири-ками (вырезанная бумага), ками-оримоно, орисуэ, оригата, татамигами.

В эпоху Адзути – Момояма (1573–1603) и Эдо (сёгунат Токугава, 1603–1867) складывание бумажных фигур из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. В то время бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, 300–400 лет назад, появился ряд новых фигурок, которые позже стали считаться классическими. Среди них и журавлик – цуру, традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым пособием по оригами была книга «Хидэн сэмбадзуру ориката» («Тайна сворачивания тысячи журавлей»), изданная в 1797 году, то есть в эпоху Эдо. В ней были собраны диаграммы и иллюстрации классических образцов журавликов, выполненных в технике оригами. В то время искусством оригами в основном пользовались для обучения детей, поэтому классические фигурки оригами были относительно просты. Обычно это были якко (слуга), кои (карп), кабуто (шлем самурая) и цуру (журавлик).

Для изготовления фигурок обычно использовали бумагу ханси, белого цвета и прямоугольной формы. Так, многие классические формы складывания носи в основе имеют прямоугольный лист бумаги. Лишь после 1880 года в обиход вошло слово «оригами», хорошо известное сейчас не только в Японии, но и за ее пределами. Известный японский исследователь истории оригами и талантливый оригамист Кунихико Касахара пишет в своей книге «Origami omnibus», что некий продавец бумаги из токийского района Юсима, ввезший в конце XIX века цветную бумагу из Европы, разрезал ее на небольшие квадраты и продал в наборах под названием «Оригами», положив тем самым начало популярной сегодня во всем мире разновидности искусства складывания. Полагают, что он разрезал материал именно на квадраты потому, что многие классические фигурки, сложенные из бумаги (цуру – журавлик, якко, ритуальные коробочки-санбо, ирис, карп, шары-кусудамы и др.), изготавливались из квадратных листов бумаги. Каковы бы ни были мотивы этого предприимчивого торговца, его идея была плодотворной и получила впоследствии широкое признание.

В наши дни мастерство упаковки подарка по всем правилам этикета в бумагу и употребление различных церемониальных бумажных эстетических объектов типа носи именуется цуцуми (заворачивание), или ори-гата. Это искусство (а это действительно искусство!) является неотъемлемой частью современной жизни японцев.

Во второй половине XIX века, после революции Мэйдзи, Япония широко распахнула двери внешнему миру и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками в технике оригами. Однако к этому времени в Европе уже существовали собственные традиции в этом виде искусства. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например птицы – пахариты. Известный оригамист Винсенте Паласиос полагает, что эта модель впервые появилась в Толедо в XII веке. Если это действительно так, то пахарита, без сомнения, является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (а возможно, и одной из первых в мире!). И все же, поскольку бумага была материалом редким и дорогим, в Европе чаще складывали накрахмаленную предварительно ткань – воротники, манжеты (в костюмах XVI–XVII веков), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

К началу XX века оригами постепенно распространяется по всему миру. Однако искусство складывания бумаги в разных странах развивалось своими оригинальными путями. Так называемая «испанская школа» распространилась и в страны Южной Америки. Сегодня она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа Мигеля де Унамуно (1864–1936). Он написал пародийно-серьезный трактат по оригами и придумал особый способ складывания бумаги, позволивший создать много новых забавных фигурок. Описание фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в его «Очерках и монологах». Известный философ Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге рассказал, как однажды Мигель сложил из бумаги несколько фигурок для мальчика, спросившего его, разговаривают ли птички между собой.

Среди западных любителей складывания фигурок из бумаги можно отметить автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами (см. раздел «Любопытные факты об оригами»). Упомянутый ранее Фридрих Фребель, создатель первых детских садов, впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический прием для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Очевидно, именно с его легкой руки школьники разных стран мира знакомы сегодня с небольшим набором «фольклорных» бумажных фигурок. О распространении оригами в России мы уже говорили выше.

Однако по-настоящему революционное развитие искусства оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Ёсидзавы (1911–2005). Он сыграл в истории оригами уникальную роль, поскольку изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им схематичных условных знаков процесс складывания любого изделия стало возможным представить в виде серии рисунков – чертежей. Алгоритм складывания модели удавалось фиксировать и распространять в письменном виде.

В течение нескольких лет Министерство иностранных дел Японии посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, ведь развитое и поддержанное им традиционное искусство стало простым и ясным, не требующим лишних слов призывом к миру и дружбе народов. В 1978 году господин Ёсидзава впервые побывал в СССР. Он посетил Москву, Ленинград и Находку, знакомя жителей с искусством складывания.

К тому времени европейцы и американцы уже были знакомы с оригами. В 1937 году в Лондоне увидела свет книга Маргарет Кэмпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются традиционные для Востока базовые формы: «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». Фокусник Роберт Харбин (1909–1978), всерьез увлекавшийся оригами, собирал любую информацию на эту тему. Изучив классические модели и авторские работы Акиры Ёсидзавы, в 1945 году на телевизионном канале «Jigsaw» он сделал регулярную программу по оригами «Мистер Левая и Правая Рука», а в 1956 году издал книгу, посвященную искусству складывания. Она имела успех, позже появились и другие издания на ту же тему.

Постепенно складывается круг людей, увлеченных оригами. С июня 1965 года в Англии выходит «Листок оригами», а 22 апреля 1967 года создается общественная организация – Английское общество оригами (British Origami Society – BOS). В него вступают не только англичане, но и иностранцы. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу человек.

Параллельно оригами развивается в США, где вдохновителями широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер (1898–1992) и Элис Грей (1914–1994). В 1960– 1970-е годы по понедельникам в нью-йоркской квартире Лилиан собирался кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах – в Англии, Италии, Франции, Нидерландах и Бельгии, Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Сейчас центры оригами существуют в Австралии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Венесуэле, Германии, Гонконге, Дании, Израиле, Индии, Испании, Италии, Канаде, Корее, Молдове, Нидерландах, Новой Зеландии, Перу, Польше, России, США, Украине, Франции, Швеции, Японии – всего 44 центра в 28 странах.

Из книги Печи и камины своими руками автора Звонарев Николай Михайлович

ИСТОРИЯ ПЕЧИ НА РУСИ Прообраз современной печи, по археологическим данным, появился около четырех тысяч лет назад. И уже в VI веке н. э. славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Курной очаг и стал прообразом русской печи. В XV–XVI вв. курные печи стали

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

История вышивания Вышивка - завораживающее, удивляющее своей неповторимостью и глубиной творчество талантливых людей, которые подняли ее до настоящего искусства.Сейчас мы уже никогда не узнаем, кто и когда впервые сумел перенести на ткань затейливые узоры,

Из книги Оригами и кусудамы автора Владимирова Светлана Евгеньевна

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются очень редко. Так же как история вышивки, история пялец тоже

Из книги Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти автора Преображенская Вера Николаевна

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУЛЬТУРЕ

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

История оригами и кусудам Согласно древним китайским летописям бумага была изобретена в 105 г. н. э. в Китае мастером Цай Лунем, а в Японию проникла в VII в., в эпоху Хэйан. Там зародилось и стало широко практиковаться искусство оригами и кусудам.Сперва производство бумаги

Из книги Декупаж. Лучшая книга о декорировании автора Ращупкина Светлана

История валяния шерсти История валяния шерсти уходит своими корнями в глубокую древность. Валяние шерсти – это самая древняя технология создания текстиля. Ее можно связать с кочевниками, которые первыми одомашнили овец. Надо отметить, что шерсть дикой овцы практически

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

«Королева» бань: роскошь или история? Первоначально и русские бани, и сауны топились «по-черному». В центре помещения располагался очаг под кучей камней. Дым, циркулируя по помещению, обогревает потолок, стены, скамьи и затем выходит через щели стен и крыши. Во время

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги Строительство бани и сауны автора Шухман Юрий Ильич

История бумаги Возникновение оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связано с появлением бумаги.Считается, что технология изготовления бумаги была известна китайцам еще до нашей эры. В древности жители Поднебесной использовали для письма

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Кремлевская диета для мужчин автора Луковкина Аурика

Из книги Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые автора Демус Валерий Анатольевич

Пропали деньги – непридуманная поучительная история Все это так, но бывает, что и этих мер предосторожности мало. В 2009 году из Вологодской области я выехал на отдых в Анапу, где провел 21 день в санатории. По возвращении в Верховажье (Вологодской области), я засунул карту в

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Глава 2. История появления кремлевской диеты Наверное, это одна из тех диет, вокруг которой ходит самое большое количество слухов и сплетен. Изначальное ее название: «Условия эффективности питания, применяемые при разработке рациона военных и астронавтов США». Ну, а если

Из книги автора

Краткая история узлов Сложно установить точное время возникновения первых плетеных изделий. К сожалению, из-за недолговечности материалов узлы, используемые на ранней стадии развития человечества, почти не сохранились. Но, по мнению антропологов и археологов, навыки

Оригами — одно из самых удивительных хобби, позволяющих погрузиться в удивительный мир фигур, сделанных из обычного листа бумаги. Обязательно попробуйте себя в этом занятии!

Японская культура привлекает своим символизмом и изяществом. Гейши, театр кабуки, икебана. С трудом удается понять, каким трудом создается вся эта культура! Познакомьтесь и вы с частичкой тонкого японского мира, ведь освоить различные виды оригами из бумаги может каждый. Это увлекательное хобби можно смело внести в , оно развивает ум и аккуратность, успокаивает мысли и дарит мир вашей душе.

Оригами: история возникновения

Искусство создания фигурок из бумаги зародилось в Японии много веков назад. История возникновения оригами тесно сплетена с историей бумаги и уходит корнями в древность. Тогда сложенные модели могли себе позволить исключительно богатые, знатные люди. Бумага стоила дорого, и все, что из нее было сделано, имело церемониальный характер. Каждая фигурка оригами была наделена особым значением.

Вскоре, когда бумага стала относительно дешевой, оригами применяли как отличительные знаки социальных классов. Различных фигурок становилось все больше, схемы их создания передавались из поколения в поколение. И сейчас любой желающий может насладиться всеми прелестями погружения в это занимательное хобби.

Сегодня оригами - это тысячи различных моделей разного уровня. В интернете есть множество схем оригами для новичков и экспертов. Этот древний вид творчества развивает усидчивость, аккуратность, точность, внимательность. Оно подойдет спокойным, уравновешенным людям, которые в работе забывают о времени.

В складывании бумаги они найдут себе покой и отдых. Удивительно, как через определенную последовательность действий из обыкновенного листа бумаги получается птица, кролик, змея, цветок. Радость создания, превращение простого в сложное, вот что вас ждет в этом старинном японском искусстве.

Что нужно для занятий оригами

Складывание оригами не требует каких-либо специальных материалов и приспособлений, как, например, или . Вам достаточно одного чистого листа и немного терпения. Если вы новичок, у вас может появиться вопрос - какая бумага лучше? Тут никаких секретов нет, для большинства простых и средней сложности моделей подойдет обычная офисная и писчая бумага.

Вы можете использовать листы газет, журналов, кальку, оберточную бумагу, крафт, салфетки, фольгу. Здесь ваша фантазия ничем не ограничена. Но все же обратите внимание, что материал должен хорошо складываться, держать форму и не скользить, иначе вам будет трудно работать. Также заметьте, что специальная бумага для оригами (как, впрочем, и обычная детская цветная) имеет две стороны - лицевую и внутреннюю, так проще выполнять сложные модели.

Техника и виды оригами

Перед тем как начать работу, вам нужно обязательно ознакомиться с системой условных обозначений. Она универсальна и все схемы описания моделей создаются с ее помощью. Она состоит из различных стрелок, линий, точек и символов.

Кроме условных знаков, существует несколько постоянно используемых базовых моделей, таких как книжка, треугольник, двойной квадрат, воздушный змей, катамаран, рыба и некоторые другие. Многие даже простые фигуры основаны на этих базовых формах. Выучив их, вы существенно ускорите свою работу.

Технология оригами основана на системе складок, сгибов, перегибов и поворотов. Кроме простого складывания существует мокрое оригами и складывание техникой «бутерброд». У каждого вида оригами есть свои особенности.

При сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста).

Техника «бутерброд» подразумевает использование бумаги, склеенной с фольгой. Такой способ позволяет складывать сложные модели, где требуется большое число сгибов. Фигурка, сложенная с помощью «бутерброда», более долговечна и лучше держит форму.

Теперь, когда вы знаете все о бумаге, технике, стрелках и базовых формах, самое время выбрать модель. Начать следует с того, что существуют различные виды оригами из бумаги. Это:

  • классическое оригами - модель складывается из квадратного бумажного листа без использования клея и ножниц;
  • киригами - модель складывается из листа любой конфигурации с использованием ножниц и трафаретов (например, всем известные снежинки из бумаги);
  • модульное оригами - модель, созданная из нескольких предварительно сложенных модулей;
  • простое оригами - облегченные модели, созданные для новичков.

Вам выбирать, что больше по душе - классика форм или поп-арт киригами.

Как правило, на сайтах схемы разделены по группам - простые, средние, сложные и «для экспертов». Начните с простых моделей. Если они не вызовут у вас затруднений, переходите к более сложным. Совершенствуйтесь в своем хобби. Со временем у вас получится даже гигантский дракон из схемы в сотню шагов. Вы можете создавать собственные схемы и публиковать их на различных источниках, делиться с коллегами-оригамистами.

Польза для души и подходящий подарок

Занятия оригами вырабатывают усидчивость и успокаивают, словно . Складывать фигурки можно всей семьей, дружно проводя вечера в гостиной. За складыванием фигуры несложно забыть о проблемах, скоротать время в дороге или в очереди к врачу. С этим хобби несложно найти новых друзей не только в своем городе, но и в других странах. Есть интернет-клубы, объединяющие любителей восточного творчества.

Это прекрасные игрушки для малышей, бумага экологически безопасна, а многообразие моделей поражает. Главное, что в такой подарок вы вкладываете свое время и положительные эмоции. Этого ни за что не купить. Все, созданное вами с добрыми мыслями, принесет только счастье и радость.

Мастер-классы по оригами

Чтобы вы смогли не только ознакомиться теорией, но и закрепить полученные знания на практике, мы подготовили для вас , выполненных в различных техниках. Переходите к понравившимся работам и четко следуйте инструкциям авторов.

О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство.

Где и когда зародилось искусство оригами

Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.

Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.

Самые древние поделки оригами

Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик - именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба - цуру ориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан.

Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы.

Развитие искусства оригами в мире

Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Йошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие.

Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички - «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке.

В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.

Развитие искусства оригами в России

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного.

Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Разновидности оригами

Поделки оригами могут быть представлены в виде как плоских, так и объемных фигурок. Под плоскими изделиями имеются в виду различные животные и предметы, которые имеют только одну лицевую сторону и не способны удерживать вертикальное положение на поверхности. В такой технике складывают и кошек, и мишек, и снеговиков и многие другие фигуры.

Что касается объемного оригами, сразу же стоит отметить, что эту технику многие путают с модульной, однако это две разные вещи, и это важно знать. Говоря об объемном оригами, имеется в виду, что из одного листа бумаги путем всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение без посторонней поддержки. Вспомните хотя бы кораблики, которые могут не только стоять на столе, но и успешно плыть по ручью. Аналогичным образом можно изготавливать множество фигурок.

Самые простые поделки оригами

Инструкция оригами «домик» является одной из наиболее простых. Для этого понадобится сначала сложить пополам квадратный лист бумаги, а затем еще раз пополам, но уже по вертикали. Последнее действие производится для обозначения центра, к которому на следующем этапе необходимо согнуть края прямоугольника и снова получить квадрат. После это последние изгибы разворачиваются, а верхняя часть прямоугольника загибается к первой намеченной линии под углом 45 градусов. После этого следует развернуть угол и, отогнув к середине верхний слой прямоугольника, сформировать «крышу». Аналогичные действия нужно проделать и с противоположной стороной. Вот домик и готов! Для придания ему большей реалистичности можно воспользоваться карандашами, фломастерами или же цветной бумагой, клеем и ножницами.

Еще одно распространенное и простое оригами из бумаги - кораблик. Для его изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги, который следует сложить вдвое поперек, а затем еще раз вдвое, но уже вдоль. Последний изгиб разровнять и к нему согнуть верхние углы листа. После этого один слой нижней части, которая осталась после складывания углов необходимо загнуть наверх c одной стороны, а второй слой - наверх c другой стороны. Полученные по бокам уголки аккуратно загнуть на противоположные стороны, чтобы не выступали. Далее свести углы полученного треугольника таким образом, чтобы получился квадрат. Далее нижние углы необходимо подогнуть вверх на разные стороны, а затем снова свести углы полученного треугольника. На последнем этапе верхние уголки необходимо развести в стороны и можно отправляться с корабликом к ручью.

Возникновение модульного оригами

Модульное оригами, как и обычное - плоское или объемное, возникло в Японии. Первое упоминание об этом виде искусства приходится на 1734 год. Именно тогда японским автором Хаято Охоко была выпущена книга, в которой имелась инструкция по складыванию модульного куба.

Модульное оригами от обычного отличается тем, что в первом случае для складывания одной фигуры требуется множество маленьких треугольников, предварительно сложенных особенным образом в так называемые модули, в то время как для традиционного оригами требуется всего лишь один лист бумаги.

Техника складывания модулей и их соединения

Для изготовления модулей понадобятся стандартные листы бумаги в количестве, которое в 4 раза меньше количества требуемых модулей для изготовления будущей объемной фигуры. Сначала лист бумаги необходимо сложить вчетверо и при помощи ножниц или линейки разделить на 4 части по образовавшимся изгибам.

Далее каждый из четырех прямоугольников нужно согнуть вдоль, а затем поперек. Последний изгиб нужен только для получения центральной линии, которая необходима для удобства дальнейшей работы. После того как он сделан, необходимо разогнуть изделие и согнуть к центральной линии боковые части прямоугольника. Затем следует перевернуть модуль и загнуть выступы, которые остались, наверх, а уголки - на противоположную сторону. Далее необходимо вернуться на один шаг и загнуть выступы внутрь изделия. Для получения готового модуля необходимо сложить полученный треугольник пополам таким образом, чтобы на одной его стороне образовалось два кармашка, в которые и будут в дальнейшем вкладываться острые концы второго модуля для получения определенной фигуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оригами – искусство складывания бумаги. Распространение оригами по миру. Типы и формы оригами. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике "Оригами". Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2008

    Бумагокручение: материалы, инструменты и технология. Бумагопластика: понятие, краткая история развития, техника. Оригами как популярный способ времяпрепровождения в периоды Адзути-Момояма и Эдо. Методика мокрого складывания. Математика в оригами.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Оригами как международное искусство. Анализ идей проекта оригами и выбор оптимального варианта их решения. Разработка идей создания моделей "Кролика", "Совы", "Лебедя" и "Пингвина". Основные правила выполнения работ с использованием модульной системы.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Основные направления в развитии современного декоративно-прикладного творчества и композиции в декоративном искусстве. "Художественный образ" в произведениях декоративно-прикладного искусства. Основные направления искусства оригами в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2011

    История возникновения оригами. Черно-белая пейзажная живопись. Роспись стен как вид изобразительного искусства. Керамика эпохи неолита. Виды чайной церемонии. Современная японская архитектура. Особенности синтоистских храмов. Техника цветной ксилографии.

    презентация , добавлен 26.08.2015

    Особенности и декоративные свойства бумаги как материала творчества. Пространственные структуры и объемное моделирование. Современные формы оригами. Аппликация из бумаги. Возможности бумагопластики в различных областях художественной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2016

    Истоки японской культуры. Сакура как символ красоты и обновления. История строительства буддийских храмов. Япония – родина оригами и нэцкэ. Содержание и формы японской живописи. Каллиграфия и иероглифы как самый распространенный вид искусства на Востоке.

    История оригами насчитывает многие века. Сегодня это даже стало символом особой философии, а также пожелания мира и веры в чудо. Но откуда и когда к нам пришло искусство складывания бумаги? Что сами японцы - люди, развившие оригами в искусство - вкладывают в него?

    Удивительная вещь — умение складывать бумагу в узнаваемые фигурки без помощи вспомогательных средств (клей, ножницы). Киригами (поделки из бумаги с использованием ножниц) - конечно, тоже искусство, с этим никто не спорит. Но согласитесь, разрезая лист, мы в некотором роде упрощаем «путь» создания поделки. В классическом оригами это недопустимо.

    Ты не должен искать простого пути, ты должен искать решение, гармонию, красоту, смысл. Одновременно с этим ты решаешь геометрическую и математическую задачу, даже если не обучен этим наукам. Во время сложения ты - медитирующий философ, терпеливый искатель, целостная личность, способная создавать и подарить творению часть своей души. Ты вплотную приближаешься к пониманию хрупкости всего сущего, а через это постигаешь вечность, суть жизни.

    Вот сколько всего видят за оригами японцы. Однако далекие от этих исканий европейцы и арабы тоже с удовольствием восприняли оригами еще в VIII веке. Просто потому, что это красиво, интересно и на то время – .

    История оригами

    Совершенно естественно, что возникло оригами в Китае, в древности, когда изобрели бумагу. Но развитие этого искусства произошло в Японии. Поначалу бумажные фигурки делали исключительно для религиозных обрядов. Постепенно эта традиция перешла и в светскую культуру, хотя могли позволить себе это занятие только очень состоятельные люди.

    По некоторым данным, первыми фигурками оригами были бабочки. Их делали на свадьбу молодоженам, они символизировали любовь и покровительство духов.

    Тем не менее, в Европу оригами пришло не с Востока (Японии или Китая). Его в XI веке привезли в Испанию богатые мавры, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Стало традицией делать из свидетельства о крещении особую оригами-фигурку на счастье ребенка, а в Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция делать простейшие формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы.

    С той поры стали появляться оригами-мастера и в западной части света. Одним из ключевых моментов в развитии оригами стало предложение Фридриха Фребеля ввести это искусство как курс для развития в детских садах в начале XIX века.

    В 1960-х мастер Ёсидзава-Рандлетта разработал единую систему условных обозначений, которые сейчас помогают всем желающим заниматься оригами.

    Кстати, если вам интересно, как работают настоящие профессионалы, то, конечно, лучше ехать в Японию. Но для постижения всех нюансов и хитростей этого искусства нужно знать язык. Если вы его еще не освоили, у вас есть отличная возможность прямо сейчас!

    Виды и «дети» оригами

    Современным достижением считается модульное оригами. В нем тоже не используют ножниц и клея, но из нескольких целостных фигурок (модулей) собирают большую композицию или «скульптуру».

    Виды оригами:

    • Классическое оригами.
    • Простое оригами — изобретено британским мастером Джоном Смитом.
    • Паттерн-оригами – с него начинают новички, поскольку на листе бумаги уже нанесен чертеж всех складок. Человеку остается только, следуя разметке, все сложить.
    • Мокрое складывание – разработка Акиры Ёсидзавы, который смачивал бумагу, чтобы придать формам плавность. Это особенно помогает, если вы хотите делать цветы или животных.

    Бумага для оригами

    Для оригами годится практически любая бумага, но многие мастера и начинающие работают со специальной бумагой «ками» в форме квадрата от 2,5 до 25 см и больше. Она бывает как абсолютно белая, так и односторонне цветная.

    Для более графичных фигурок, например, журавлика, подходит обычная писчая бумага. А вот более тяжелые виды бумаги годятся для мокрого оригами, и они считаются более долговечными. Фольгированная бумага (сэндвич) отлично поддерживает форму фигурки и смотрится нарядно.

    В самой Японии оригами делают из жесткой бумаги «васи». Ее изготавливают из Edgeworthia papyrifera («бумажное дерево», используется кора), волокна которой придают древесной массе особую устойчивость и жесткость. Фигурки из нее выглядят, как игрушки.

    Оригами и наука

    Трудно не заметить в оригами строгость геометрической формы, но профессионалы и исследователи видят в этом искусстве не только взаимодействие автор-зритель, но и синтез науки и творчества. Во-первых, оригами – это разминка для ума. Во-вторых, люди, умеющие хоть немножко делать оригами, способны к нетривиальным решениям, у них развивается способность нестандартного взгляда на проблему.

    Это то, что касается позитивного воздействия на человека, а что же с более точными науками? Предметом очень серьезных исследований математиков была дилемма «плоского изгиба». Вопрос состоял вот в чем: можно ли образец складки сложить в модель в двухмерном измерении? Барри Хайес и Маршалл Берном доказали, что «составление плоской модели является NP-полным». Это доказывалось не простым сложением бумаги, а математическими формулами и расчетами.

    Основы оригами. Правила и обозначения

    Как мы уже упоминали, существует общепринятая схема знаков сгибания (складывания), но как ни странно, не все сходу могут ею овладеть. Очень часто начинающего оригамиста правила путают. Есть, конечно, умельцы, которые умудряются складывать и без схем, но уверяем вас, это не перерастает в искусство, а остается на начальном уровне.

    Азы и правила – это основа основ, без них мастер безграмотен. Приоритетными являются сгиб «долина» — уголок направлен на себя, и, в зависимости от «движения» сгиба, «гора» — угол идет от себя. «Долина» обозначается штриховкой, а «гора» пунктиром.

    Кончик стрелки указывает направление сгиба. Иногда разметка разноцветная, в таком случае, еще необходимо знать последовательность цветов (сгибов). На схемах часто обозначаются и невидимые стороны (пунктирами).

    В исходном положении на листе появляется очень много складок. Эти складки тоже имеют обозначение, как и сгибы. Отличие в том, что стрелки для их обозначения двунаправленные, и они обозначаются только один раз.

    Замкнутые стрелки предлагают повернуть лист в плоскость рабочей стороны, или попросту говоря, перевернуть.

    Спиральная стрелка значит, что нужно повернуть лист по вертикальной оси другой стороной.

    Прямая стрелка со штрихами обозначает повторение действия по количеству штрихов на стрелке. И производить эти сгибы нужно с симметричными друг другу элементами.

    Набор форм

    Конечно же, существует набор-база форм, из которых состоят многие фигуры. В целом, можно выделить 15 форм и поделить на: простые, средние, сложные, блинчатые.

    • в виде книги;
    • в виде треугольника;
    • в виде воздушного змея;
    • в виде двери.
    • в виде двойного треугольника;
    • в виде двойного квадрата;
    • в виде рыбы;
    • в виде блина.
    • в виде катамарана;
    • в виде лягушки;
    • в виде дома;
    • в виде птицы.

    Блинчатые:

    • в виде блинчатой лягушки;
    • в виде блинчатого двойного квадрата;
    • в виде водяной блинчатой бомбочки.

    Схема «Журавлик»

    Для примера рассмотрим форму классической птицы, потому что она является основой для многих красивых фигур.

    Вначале сложите двойной квадрат и на каждом из углов сделайте складки, они необходимы, чтобы уголки оказались внутри. Получится фигура, отдаленно напоминающая птицу, она служит толчком для фантазии и предлагает некий ребус, в котором предстоит решить, что делать дальше.

    Выделите шею, сделав ее тоненькой, затем приступите к хвосту. Голова выделяется загибанием шеи, крыльев и хвоста. Можно браться за места, помеченные точками, слегка растянуть - и журавлик взмахнет крыльями.


    Слова «бог» и «бумага» на японском созвучны

    Кто не знает миф о 1000 журавликов: если вы с любовью в сердце и со всей ответственностью свернете тысячу журавликов из бумаги, а потом подарите их окружающим вас людям и получите от них в ответ тысячу улыбок – исполнятся все ваши желания.

    С некоторых пор бумажный журавлик стал символом избавления от ядерной войны и борьбы с лучевой болезнью. Но в самом начале, до всех форм, когда их только предстояло открыть, изобрести, познать, оригами в его простейшей форме служило для того, чтобы отпугивать злых духов.

    Амулеты гофу служили для привлечения удачи. Богам приносили подношения в бумажных коробочках ноши, и чем замысловатее коробочка, тем боги и духи будут благосклоннее.

    И в одной, самой главной легенде о Богине Солнца – Аматэрасу, от которой происходят все императоры, сказано так:

    Аматэрасу чем-то огорчилась и скрылась в пещере, тем самым скрыв свет солнца от всего живого. Чтобы выманить богиню, другие боги развесили на дереве амулеты гохэй и положили там же будущие регалии императоров. Также там были такие подношения: ожерелье из яшмы Ясакани-но-магатама, зеркало Ята-но-кагами, петухи и многое другое. А для большей убедительности богиня Амэ-но-удзумэ принялась танцевать под общий хохот других богов танец кагура. Аматэрасу заинтересовалась и выглянула из пещеры. Ее схватили за руку и вытащили, быстро закрыв вход в пещеру.

    Вот эти амулеты гохэй – это и были первые фигурки из бумаги – оригами.


    Когда оригами перешло в светские круги, оно стало частью образования, и каждый уважаемый аристократ обязан был знать хотя бы азы.

    Очень часто влюбленные посылали любимым любовные записки в виде цветка оригами или журавлика. А бабочки оригами символизировали преображение, трансформации, поэтому их и дарили на свадьбы. Свадебные бабочки символизировали жениха и невесту, которым суждено стать мужем и женой.

    Но классическое оригами приобрело свои основы только после того, как бумага стала более или менее дешевой. Именно простые люди установили традиции и возвели складывание бумаги в ранг искусства. Мастерство передавалось по женской линии и приобрело свои отличительные моменты. По, казалось бы, одинаковым фигуркам можно было понять, из какой они провинции.

    Мастерство

    Гибкость ума, которая есть в раннем детстве, теряется по мере взросления. Для того чтобы она не терялась, существует множество практик. Но оригами - одна из древнейших и одна из самых доступнейших. Здесь нужен внутренний «измеритель», помогающий за раз согнуть именно такой кусочек бумаги, который нужен.

    Каждый из нас хоть раз в жизни складывал самолетик и знает, что одного глазомера мало. Необходимо внутреннее чувство, схожее с тактильным виденьем, мудростью.

    Задумайтесь только, сложно делать то, что уже известно, а какими же были те, ? Открытия в оригами появлялись вместе с познанием нового. Например, жирафа из бумаги не сделаешь, ни разу не увидев животное. Модульную копию молекулы не сотворишь, не зная о том, что она такое.

    Современность и новые символы

    Новая символика – это просто современная трактовка забытого старого. Не всем понятна японская философия, мифология, но всем понятно оригами, которое всякий раз трансформируется под свое время, однако остается неизменным в основе.

    Это одно из самых честных искусств, в котором нет места для притворства. Если ты где-то подмазал клеем или воспользовался ножницами – это не оригами, и ты это знаешь. Это может быть скрыто от других, но ты не мастер, если лжешь самому себе.

    А главное в оригами — ничто не окончательно. Один и тот же лист бумаги может быть и лягушкой, и , и собачкой, и портретом, и деревом… Форма только тогда окончательна, когда фигурка становится подарком.

    После Хиросимы и Нагасаки знаменитый журавлик приобрел новое значение. Лучевая болезнь сравняла человека по хрупкости с фигуркой оригами, которая не может спастись от огня. И даже тысячи тысяч журавликов никого не спасли, но они укрепили веру в человечность. А она может очень многое. Поэтому занимайтесь оригами, развивайтесь, верьте в лучшее!

    А какую роль в вашей жизни играет оригами? Много ли среди наших читателей мастеров или новичков? Как вы относитесь к этому искусству, и что оно значит для вас? Будет интересно почитать ваши комментарии.

    Оригами — одно из известных культурных явлений Японии, однако для знакомства с остальными аспектами, а также с японским языком, рекомендуем вам пройти наш .