Организация и методика проведения занятий по лепке. Выбор темы для занятий лепкой с детьми

Программное содержание:
1. Учить детей лепить зайца из пластилина, передавая характерные особенности: туловище овоидной формы, голова – видоизмененный шар, лапки – цилиндрики, хвост – шар, уши – сплющенные цилиндрики. Использовать цвет по желанию.
2. Учить детей комбинированным способом. Использовать следующие технические приемы: раскатывать пластилин круговыми движениями рук до получения шара; раскатывать шар прямыми движениями рук до получения овоида; раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней до получения цилиндриков; пририсовывать глаза стекой; в местах соединения аккуратно заглаживать.
3. Объяснять выполнение своих действий:вперёд-назад, прямыми движениями, воспитывать аккуратность в работе.
4. Воспитывать у детей желание лепить, доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность в работе.

Предшествующая работа : лепка из пластилина цилиндров прямыми движениями рук; шариков круговыми движениями рук;овоидов, раскатывая шарики прямыми движениями рук.

Индивидуальная работа : учит Машу.С.,Ваню.Ф. выполнять работу самостоятельно, без помощи воспитателя.
Материал для воспитателя: зайчик – игрушка, зайци –вариант. Образцы из пластилина разных цветов; пластилин, дощечка; салфетка;стека

Материал для детей: пластилин в наборе, дощечка /индивидуальная/ , салфетки, стеки.

Ход занятия.

Дети сидят за столом.Читаю стихи.
Жил – был зайчик-
Длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И приехал греться
К ребятишкам в гости.
В ношу игрушку- зайчика.
-Ребята, посмотрите, к нам приехал зайчик.
-Какого цвета зайчик?Какие части тела есть у заца?(Туловище, голова, уши хвост,лапки).На что похожа голова? А туловище? А уши и лапки какой формы?Правильно, ребята.А знаете зачем зайка к нам пришел? Ему в лесу стало скучно, он хочет найти себе новых друзей зайчиков. Ну что, ребята, поможем ему? Тогда сегодня мы с вами будем лепить из пластилина зайчиков. Посмотрите,как я это буду делать.
У меня заранее приготовлены шарики разной величины: большой шар для туловища, средний – для головы и маленький – для хвостика. У меня также изготовлены цилиндрики для лап и ушек.
Я беру большой шар и раскатываю его прямыми движениями рук вперёд – назад до получения овоида. Это туловище.Теперь беру средний шар и оттягиваю мордочку. А теперь голову прижимаю к туловищу и заглаживаю в месте соединения.Затем беру два цилиндрика и прижимаю к туловищу – это лапки, тоже заглаживаю. А теперь беру стеку и прорисовываю глаза.Вот у меня получился зайчик.
Ребята, с чего начинаем работу? (Раскатываем шарики) . Покажите как мы раскатываем шар (круговыми движениями ладоней). А цилиндрики? (прямыми движениями рук вперёд-назад).
А теперь, дети, берите пластилин и начинайте работу.
Обращаю внимание детей на вариативные образцы, на то, что они различных цветов. Напоминаю как раскатывать овоид.
Раздаю детям морковки из картона (морковки с именами детей).
-Ребята,несите своих зайчиков к нашему гостю и поставьте их вокруг него. Пусть он посмотрит на ваши работы. Зайка очень рад новым друзьям и благодарит вас. Молодцы, дети, все постарались. А теперь зайка хочет поиграть с вами.

Игра « Зайка серый умывается».

Занятие лепкой изделий из различных материалов, отлично подходит для развития детей. Какую тему можно выбрать для этого занятия, расскажет эта статья.

Говорят, ребенок, это сердце родителей, которое ходит отдельно. И ни для кого не является секретом, что развитию этого сердца мамы и папы стараются уделить, как можно больше времени. Одним из популярных методов является, такой вид творчества, как лепка . К занятиям легко можно приобщать детей начиная с 1-1,5 лет, в зависимости от склонностей и предпочтений ребенка. Лепка положительно воздействует на мелкую моторику крохи. Разминая пальчиками, нюхая или даже пробуя на вкус сырье для лепки ребенок активно задействует правое полушарие мозга. Становится лучше память и координация, самостоятельность, умение планировать и усидчивость. А также фантазия и творческий потенциал. Занимаясь лепкой с ребенком, его приобщают к прекрасному, способствуют эстетическому развитию, и, возможно, открывают нового Микеланджело или Церетели.

Разумеется, первые занятия по лепке нужно проводить под строгим контролем взрослых. Совсем маленькие детки часто пробуют затащить в рот все незнакомое и неизведанное. Обычно сырьем для лепки служит пластилин, тесто или глина. Созданные специально для детей, они красочные, с приятным ароматом, безопасны и экологичны. Гораздо реже используют гипс, ведь он представляет опасность для глаз ребенка. И все же, будет лучше внимательно проследить за тем, чтобы юный скульптор использовал материал только для создания поделок.

Занимаясь лепкой, малыши могут проявить всю свою фантазию. Изобразить из теста или пластилина то, что вызывает у них сильные эмоции. При этом, у маленьких деток, в силу их возраста, кругозор ограничен, иногда кроха не в состоянии придумать целый, конкретный и логичный образ для лепки. И на первых этапах занятий этим видом творчества с ребенком воспитатель, педагог или родители может помочь малышам предложив тему для рукоделия.

Как выбрать тему для лепки.

Если у кого-то возникает ступор при просьбе выбрать тему для поделок, можно просто взглянуть вокруг. Взгляд уперся в календарь на стене? Отлично! В любом месяце года найдется праздник, к которому малыши могут приурочить свои поделки. Например, 8 марта. Детки смогут слепить подарок для своей мамы или бабушки. Красивую раскрашенную вазочку из глины, в которую можно поставить цветы. А совсем маленькие - просто цветочек из разноцветного пластилина. А может быть крошка-скульптор преподнесет букет тюльпанов из теста, сделанный своими руками в честь 8 марта, даме его сердца. Весна вообще прекрасная тема для творчества. Тает снег, его можно слепить из белой глины, пробивается первая травка - достаточно размазать зеленый пластилин на картоне и сделать насечку специальным ножом. Распускаются, сделанные из разноцветного теста первые подснежники. В это время года очень много ярких, положительных зрительных образов, которые, без сомнения, помогут малышам в творчестве.

Отдельного внимания заслуживает Зима и дата 31 декабря. Зеленая елка, украшенная блестящими игрушками и разноцветной мишурой. Ее можно отлично рассмотреть, а потом изобразить, украсить шариками разных цветов, из пластилина, теста или даже кулинарной мастики. А последнюю потом даже съесть.

Осень пора насыщенных красок. Оранжевый, желтый, красный и зеленый. Листья всех расцветок можно собрать и разложить перед малышом, как образец. Осенью собирают урожай. Пусть детки слепят красивое красное яблоко, оранжевую тыкву или любой другой овощ или фрукт, который они любят. За окном птицы улетают на юг. Кроха может сделать целую гусиную стаю или одну птичку.

Все любят лето. Яркое солнышко, тепло. Можно долго гулять на улице. И там, наверняка, найдется идея для лепки. Вот сидит красивая божья коровка на цветке. Или перед носиком малыша пролетела яркая стрекоза.

А может быть кроха любит смотреть на звезды. Взрослые могут показать ему изображения планет, как идею для лепки. Или рассказать фантастическую историю про неизведанные миры и вместе слепить космический корабль для полетов к ним.

Очень часто дома у малышей живет питомец. Это может быть хомячок, кошка или рыбки. Они прекрасные модели для лепки. А можно отвести ребенка в зоопарк. Жираф, бегемот, обезьянка или страус. Помогая лепить, взрослые сопровождают процесс рассказом о жизни этих животных. Информационный и словарный запас малышей обогащается.

Верный песик - отличный вариант для занятий лепкой.

Какая бы тема ни была бы выбрана для лепки важно помнить, что на первых порах нужно немного помогать ребенку. Лепить вместе с ним. Ведь если малыш видит, что его мама или папа с искренним удовольствием делают поделки, то и интерес ребенка к этому виду творчества не исчезнет.

Программное содержание:
  • Закрепить явления зимнего периода, свойства снега.
  • Развивать у детей сюжетно - игровой замысел. Вызвать интерес к продолжению «сюжета».
  • Учить лепить из солёного теста фигурку снеговика: соединять части фигуры, дополнять характерные признаки персонажа разными деталями.

Материал: Слепленная заранее из снега фигурка снеговика. Солёное тесто, палочки - сучки, клеёночки, салфетки, полосочки ткани для шарфиков, пластмассовые пробки (вместо ведра) и другие детали.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом: он холодный, из него можно лепить, он тает. Игры на участке, лепка снежков. Рассматривание картинок, иллюстраций. Чтение стихов и рассказов про снеговика.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей в кружок на ковре: «Дети, посмотрите все на гостей, поприветствуйте их, помашите им ручкой. А теперь возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом. Здороваться - это значит желать доброго здоровья друг другу. Давайте сядем на ковёр и послушаем загадку»
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: Как вы догадались, что зима?
Дети: Зимой бывает снег, мороз, лёд.
Воспитатель: А Даша знает стихотворение про снег, давайте послушаем:
Снег идёт, снег идёт
Прямо на дорожку,
А по снегу идёт
Чёрненькая кошка.
Кошка, кошка, уходи,
Свои лапки не студи.
Брысь!
Воспитатель: Что можно делать зимой?
Дети: Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика.
Воспитатель: А вы хотите слепить снеговика? Хорошо, если он сам придёт к нам в детский сад (незаметно стучит пальцем).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучит. Наверное, это снеговик. А вот и он (заносит снеговика, который сидит на санках).

Знакомство детей со Снеговиком

Снеговик: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что пришёл к вам в детский сад, посмотрите мой наряд:
На голове ведро вместо шляпы,
Шарфик, как у папы,
Руки - палочки-сучки,
Глаза - камешки,
Нос - морковка,
Рот нарисован.
Воспитатель: Скажите, дети, а из чего состоит туловище снеговика?
Дети: Из снежных шариков.
Воспитатель: А шарики одинаковые?
Дети: Нет, разные - один большой и два маленьких.
Воспитатель: Нравится вам снеговик? Может быть, оставим его поиграть с нами в группе? С ним ничего не произойдёт?
Дети: Он может растаять, превратиться в воду.
Воспитатель: Тогда давайте его проводим гулять на улицу, а себе для игры в группе вылепим других снеговиков.
(Дети прощаются со снеговиком)
Воспитатель: Вставайте на ножки. Сейчас мы с вами поиграем (физкультминутка).
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Тихонько пройдите и сядьте за столы
(Дети садятся)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Будем лепить снеговика из солёного теста. Чтобы вылепить снеговика, нужно комочек теста разделить на три части. Одна часть большая, другая поменьше и третья самая маленькая. Теперь раскатаем шарики круговыми движениями. Покажите, как мы будем делать? Помните, мы также лепили с вами колобка? Затем все шарики нужно соединить: на большой поставить поменьше, а сверху самый маленький. Берите комочки теста и начинайте лепить. (Во время работы детей звучит песенка «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И.Шаферана. После того как шарики будут готовы, воспитатель помогает детям соединить их зубочистками или спичками).

Дети лепят шарики из солёного теста для снеговиков

Воспитатель: Вот Наташа катит ком,
Будет ком снеговиком.
И Сережа катит ком,
Будет ком снеговиком.
Три комка соединили
И морковку прилепили,
Уголёчки вставили
И метлу приставили,
Баба снежная стоит
И на деточек глядит,
Бабу снежную лепили,
Шаль надеть ей позабыли.
И волос у бабы нет,
И не баба - вышел дед.
(Вылепленных снеговиков ставим на поднос, застеленный белой бумагой (снежная полянка), на полянке бумажная ёлочка, вокруг которой снеговики водят хоровод).
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо потрудились! Скажите, что мы делали на занятии? Из чего мы лепили снеговиков? Вам понравилось лепить из солёного теста? (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо! Все молодцы! Занятие окончено. Снеговики, не скучайте, мы идём мыть руки и обязательно продолжим игру с вами.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом . На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия - процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы . Воспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица. Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Олимпион». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности . Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме.



Об­следование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику : об­следующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком . Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию . Затем следует детальное обследование , дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию . Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили . Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медве­жонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ . Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных уме­ний , поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение спо­собов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

Только на этой базе возможна творческая деятельность детей , поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него кор­зинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - брев­нышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Занятия лепкой для самых младших дошкольников 2-го года жизни являются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный- это революционный скачок в разви­тии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышле­ние, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей воз­можности лепить, взрослые задерживают их развитие. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю группы «Малыши» решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково.

Тематика лепки детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье. Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом).

Дети с 2 до 3 лет должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить стол­бик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчи­ка, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нуж­на для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай нали­вают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.

Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 года жизни впервые начинают за­ниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, спо­собы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог про­водит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начи­нает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.

Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять её, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.

На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением - что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сей­час согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педа­гог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - раска­тывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показы­вает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подхо­дит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как долж­ны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребен­ка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действо­вать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он ка­тится по дорожке, поет песенку вместе с детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности , так как именно они влияют на качество изображе­ния младшего дошкольника.

В первой младшей группе ведущими методами являются ин­формационно-рецептивный , а затем репродуктивный , требующий от детей самостоятельности . На каждом занятии педагог рассмат­ривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает способ действия . Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает , что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему.

К 4 годам ребёнок овладевает важнейший операций - сравнением «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышле­ния», - считал К.Д.Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюда­тельными, у них развивается память и способность к воспроизведе­нию. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.

В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, опре­деляя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые усло­вия.

В средней группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать . Активно включаются в работу пальцы; такие дета­ли как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображе­нием мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участ­вует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, за­глаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, ка­мешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание выле­пить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гра­нулами полиэтилена или мелкими камушками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пла­стилина буквы.

На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого воз­раста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоционально целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончаете обследование повторным целостным восприятием. Для после­дующего изображения предмета в лепке важно не только зритель­ное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуа­цию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать фран­цузскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, чтобы не пропало желание лепить.

Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения . Это хороший обучающий метод при усвоении ново­го, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрос­лый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструмен­тами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях мож­но использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ. дети становятся инертными. Им иногда достаточно только на­помнить знакомый способ действия.

Изобразительные возможности 4-летних детей зависят от разви­тия мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игро­вые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем паль­чиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь по­кажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться уме­ют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет зна­ние детей о различных геометрических формах и полезна для раз­вития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие оре­хи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спра­шивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.

Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они смогут применить в самостоя­тельном творчестве . Например, можно показать детям, как лепить елку . Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден ствол. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - ствол. Далее он привлекает детей к со­творчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Ствол готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пласти­лина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на дру­га, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Не­сколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изо­бражения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет поня­тен принцип строения елки, детально нужно будет показать толь­ко прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы сте­кой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше , удобнее, прочнее, красивее.

В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сна­чала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нуж­но лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под уг­лом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылеп­ливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.

Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера . Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда уси­лена образная основа изобразительной деятельности . Необходи­мо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности.

Самая доступная и полезная для ребенка информация - зри­тельная . Чтение книг с целенаправленным рассматриванием ил­люстраций дает детям очень много информации по изобразитель­ной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает вместе с взрослым в книжке, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точно­стью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно об­ращать их внимание на важные детали, на способы изображения . Эти знания пригодятся детям в изобразительной деятельности.

С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знако­мить со скульптурными изображениями животных . Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выра­зительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изо­бражением. Не подходят для показа детям штампованные фигур­ки зверей, т.к. они часто утри­рованы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут. Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта , предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?». «Какой у нее клюв?», «Какой фор­мы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?». «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работы с теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.

Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка . Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различ­ные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнуты ми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху, опущен вниз. Для того чтобы дети представили веселого, играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает представить движения играющего котенка и изобразить их. С такой же целью используется песенка «Рыбка» М.Красева Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С.Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоцио­нальный отклик, они дают представления о движениях персона­жей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на заня­тиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмо­сфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.

Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками .

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Но при этом педагог дол­жен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно пока­зывать иллюстрацию , где этот образ зримо запечатлен.

Для обо­гащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки . Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насе­комыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно краси­вые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать , следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борют­ся два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапка­ми, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями. Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный ма­териал для изобразительной деятельности. Дети получают ин­формацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их по­знание и влияют на выразительность и творчество детей .

На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, лов­ким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замеча­ют мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д. Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам по­являются элементарные понятия. Естественно, что все это проис­ходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных усло­виях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто пони­мают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру­ются познавательные интересы, в отношении с взрослыми появ­ляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки.

В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль . Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого складаума , развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников - раз­витие личности через изобразительная деятельность . Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду , в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее , где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру . Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова .

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной . Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям.

Воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным спосо­бом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углуб­ления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стека­ми, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей: это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Освоив простые формообразующие движения и способы изображения в «Почемучках», «Фантазёры» самостоятельно и свободно оперируют ими – это основа для создания выразительного изображения.

Детей знакомят со скульптурным способом изображения - лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей, движение пере­дается более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуру малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.

При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает образец , который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет , а затем образец убирают . После этого необходимо показать новый способ лепки . Педагог демонстрирует приемы , постоянно обращаясь к опыту детей : «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только коррек­тирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития не­обходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движе­ния пальцами , чтобы их увидели все дети.

Частичный показ. На следующем занятии предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек - ствол, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным паль­цами , когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она стала более тонкой. Так вытягивают и округляют все ветки, работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому по окружности шара, имитируя иголки, дети уже умеют, теперь они делают это на каждой ве­точке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается сим­патичная елочка, как настоящая.

Если не обращаться к прежнему опыту детей, педагог сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимуще­ства перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном пла­тье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонст­рировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить де­тей, которые правильно это сделали . Показывая детям прием за­глаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, т.к. тренировать лучше указательный палец.

В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе . Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной . Из тонкой пластины вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная одни дети лепят корзиночку, другие - малину.

Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке , одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Люби­телям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые. Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того, любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод) .

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой!

Еще публикации