Операции при огранке камней

В древности ювелиры не умели делать огранку, они только шлифовали кристаллы. Постепенно умельцы пришли к тому, что шлифовкой можно камню округлую форму. По сути, это и было началом становления искусства огранки. Когда целому камню или его верхней части придают округлую форму, получается кабошон. В настоящее время этот способ огранки применяется для обработки непрозрачных, полупрозрачных и звездчатых камней. Звездчатыми называются камни, которые при огранке кабошоном проявляют оптический в виде звезды света, с различным количеством лучей. В основном, это рубины и сапфиры, но эффект может проявляться и в кварце, лунном камне, цитрине и некоторых других минералах.

В настоящее время для обработки большинства камней используют специальные пилы с покрытием из алмазной крошки. Благодаря своей твердости, алмазная пыль легко обрабатывает любой материал. Существует специальное оборудование с возможностью программирования, но работа на нем требует знаний и опыта, так как огранщик сам должен определить способ огранки, количество и расположение граней, наиболее для каждого конкретного камня.

После окончания огранки камень может потерять до половины своего изначального веса, но стоимость его при этом вырастает в несколько раз.

Алмазы часто обладают внутренними дефектами, поэтому их внимательно осматривают перед началом обработки и затем разделяют на части так, чтобы максимальное количество качественных осколков. Для разделения используется алмазная пила или лазерный луч.

Следующий этап обработки алмазов - трение. Камень «обтирается» алмазным наждаком и ему придается предварительная форма. Затем огранщик выбирает подходящую форму огранки. Для получения бриллиантов обычно используется одноименная - бриллиантовая - огранка. При ней верхняя площадка в виде правильного многоугольника окружена гранями, расположенными на разных уровнях. Также применяются ступенчатая огранка (грани разных ярусов располагаются друг под другом) и огранка розой (на плоском основании располагаются треугольные грани, сходящиеся на вершине, применяется для мелких кристаллов).

Уже в двадцатом веке был разработан способ огранки «Принцесса», позволяющий достичь полного внутреннего отражения лучей света и заставляющий феерично играть даже небольшие алмазы.

Сама огранка производится путем шлифовки с изменением угла наклона для получения желаемых граней.
Наиболее распространенные способы огранки представлены на следующем рисунке.

Для получения более насыщенного цвета в самоцветах применяют температурную обработку или радиационное облучение. Последний метод используется только в профессиональных лабораториях, так как требует очень точных расчетов для того, чтобы радиация не задержалась в камне.

При наличии незначительных дефектов на поверхности ограненного камня их маскируют специальными составами на основе воска и , трещинки иногда заполняют свинцовым стеклом.

После всех этих трудоемких операций появляется на свет настоящий драгоценный камень - совместное произведение искусства природы и человека.

Древние индусы верили, что алмаз образован из 5 элементов - ветра, воды, огня, земли и энергии. В чем-то они были правы: на глубине 200 км под землей, под воздействием высокой температуры и давления в расплавленной горной породе рождаются самые прочные и загадочные кристаллы на Земле. Но сразу после добычи эти кристаллы не представляют интереса - нужен ни один день кропотливой работы специалистов, чтобы бесформенный и шероховатый камень засиял в лучах солнца и получил гордое название бриллианта. ограненный , и от того, сколько граней у бриллианта, его веса, цвета и прозрачности зависит его конечная стоимость. Даже сотая доля карата может добавить треть стоимости бриллианта, а дефекты, наоборот, - снизить, поэтому чаще всего сырьевые алмазы режут на части, а затем при помощи специального сканера и трехмерного моделирования просчитывают оптимальный способ огранки.

Огранка бриллиантов: экскурс в историю

Изначально огранка алмазов была довольно бесхитростной и включала в себя только два этапа: шлифовку и полировку. Переломом в ювелирном деле стал 1465 год, когда придворным ювелиром герцога бургундского была предложена форма огранки - роза.

Такая бриллиантовая огранка считалась эталонной вплоть до 1919 года, когда русский математик Марсель Толковский с помощью точных расчетов получил идеальные пропорции граней бриллианта. При ней свет попадает через верхнюю плоскую часть бриллианта, называемую «короной», и преломляется в нижних гранях, создавая радугу. Его способ огранки алмаза называется «русская огранка» (Russian cut), на выходе получается бриллиант на 57 граней. Сейчас она считается классической.

В 1961 году Арпад Неджи превзошел результат Толковского, увеличив количество граней до 65. Квадратная форма бриллианта с таким количеством граней называется «принцесса», или «идеальная огранка» из-за ее четкой симметрии.

Как алмаз становится бриллиантом

Если вы думаете, что реально огранить алмаз в домашних условиях, поспешим вас разочаровать. В наши дни до огранки минерал проходит несколько этапов подготовки. Сначала камень оценивают эксперты, которые определяют степень его ювелирности: цвет, чистоту, количество дефектов. Из одного может получиться несколько бриллиантов, если огранщики решат, что более мелкие камни окажутся дороже самого крупного.

Чтобы найти крупные камни, руду в спецмашинах просвечивают рентгеном - алмазы имеют свойство светиться еще некоторое время после облучения. После этого на неограненный алмаз наносится разметка так, чтобы отсечь как можно меньше, и бриллиант получился как можно больше. Но, прежде чем попасть в руки огранщику, алмазы проходят еще один уровень обработки - обдирку.

Как гранят алмазы:

  1. Сначала специалист визуально оценивает сырьевой алмаз, подыскивая оптимальный способ обработки и разделения его на части. Затем наносит разогретый клей на держатель над резцом пилы, покрытым алмазной крошкой и специальным маслом. На то, чтобы распилить один средний сырьевой алмаз, в среднем, ушло бы до 4 часов времени.
  2. Второй этап процесса – шлифовка, или придание сырьевому алмазу формы. Исходная форма задается компьютером при помощи 3D-моделирования, после чего огранщик устанавливает алмаз на ограночном киче (несущем рычаге) и надежно закрепляет его. Затем он прижимает к камню чугунный диск, который, вращаясь, стачивает все шероховатости, оставленные алмазным резцом. Они едва соприкасаются, но при этом все пороки превращаются в пыль. Процесс стачивания занимает еще 3-4 часа.
  3. Непосредственно гранение начинается с площадки – верхней плоской грани камня. Вслед за площадкой ограняются венчики, под таким углом, чтобы они оптимально сошлись в нижней части изделия. Специалист внимательно следит за тем, чтобы грани находились зеркально по отношению друг к другу, максимально отражая и рассеивая свет, попадающий в камень. Ведь именно так определяется качество огранки бриллианта. В этом ему помогает прибор, который замеряет углы граней у алмаза и придает им наклон в 42°.
  4. Затем специалист наносит грани, которые находятся сразу под плоской площадкой , так называемую корону. А потом высекает пояс — кольцо из граней, которое отделяет корону от венчиков.
  5. Завершающий штрих на превращении алмазов в бриллианты добавляет кислота – она удаляет с ограненных камней остаточную пыль.

Виды огранки алмазов

Вес драгоценных камней измеряется в единицах, называемых каратами. Один карат равен 0,2 грамма. После всех подготовительных работ на непосредственно огранку уходит 3-4 часа.

Финальный тип огранки бриллианта зависит от его веса:

  • 17 граней получают бриллианты весом до 0,03 карата;
  • 33 грани – от 0,03 до 0,05 карат;
  • классическую алмазную огранку Толковского на 57 граней – бриллиант, имеющий вес от 1 карата и выше.

Сколько граней алмаза можно получить из самых крупных экземпляров? 102. Такая огранка получила название «величественной».

Рассмотрим самые популярные виды огранки бриллиантов.

Круглая

Круглая огранка на 17 и 57 граней - наиболее часто встречающийся вид, применяющийся для самых крупных алмазов. Ювелирные мастера всего мира считают, что именно при такой огранке луч света, попадающий в камень через верхнюю площадку, максимально преломляется, отражается от нижних граней и распадается на весь спектр калейдоскопом цветов. Он также позволяет добиться наибольшей стоимости изделия.

В зависимости от размера и веса, камни с круглой огранкой бывают также на 33, 73, 86 (королевская огранка), а самые большие - на 102 (величественное сияние) грани.

Овальная

Такая форма камня придает своей обладательнице изящества и подчеркивает стройность ее пальцев, запястий или шеи.

Квадратная или прямоугольная огранка бриллианта «принцесса» на самом деле является пирамидальной. Уходящий вглубь изделия шип позволяет не только надежно закрепить камень в оправе, но и сохранить его кристаллическую решетку, увеличив итоговую массу и, соответственно, его стоимость.

Классическая алмазная огранка для мужчин, которые готовятся сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной. Формы огранки бриллиантов «сердце» традиционно имеют 57 или 58 граней, а соотношение длины и ширины должно быть один к одному – высокое качество огранки бриллиантов минимизирует риск повреждения драгоценного камня при случайном падении украшения.

Последний писк ювелирной моды – огранка бриллиантов в виде цветов. Огранка «роза», или «розетта» чаще всего применяется для небольших камней весом в 1-2 карата, а самыми ярыми ее поклонницами являются юные леди. Особенностью формы является то, что у этих камней нет шипа – низ плоский. А верх имеет 24 грани, что делает их похожими на еще не раскрывшиеся бутоны цветка.

Капля

Эта группа огранки также имеет название «груша» и не выходит из ювелирной моды уже более ста лет. Каплевидные камни чаще всего вставляют в серьги или кольца. Красота их сверкания наиболее раскрывается при мягком свете свечей. Применяется этот вид для крупных и средних алмазов высокой чистоты.

Теперь мы знаем, как делают огранку и какие есть виды огранки бриллиантов, а также по каким критериям оценивается граненый алмаз в ювелирном искусстве.


Содержание:

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.



Выбор способа

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

При огранке камней необходимо выполнить следующие операции:

обкалывание (подбивка) камня легкими ударами или опиливание (для менее твердых пород); при этом удаляется излишек (углы, выступы) для придания камню основной, исходной формы в соответствии с выбранным типом огранки.

грубая шлифовка камня на вращающимся круге, покрытом алмазным порошком (для менее твердых пород камня – корундом или другим абразивом). При этой операции камню сообщается определенное число граней, расположенных в соответствии с формой огранки в определенном порядке и последовательности.

полировка (отделка камня) , производимая на кругу, покрытом алмазной пылью, растертой на масле. Для менее твердых пород применяется окись хрома и другие полировочные пасты. Камень при этой операции укрепляется на специальное приспособление, которое позволяет очень точно выдерживать строго определенные углы и производить полировку с определенной нагрузкой.

При огранении можно сначала наклеивать коронку и сначала обрабатывать павильон, или наоборот - наклеивать павильон и сначала обрабатывать коронку. Особой разницы здесь нет.

Прежде чем обрабатывать хороший и ценный материал, нужно научиться пользоваться ограночным станком, а затем начинать обработку материала более простой ступенчатой огранкой. Она требует меньшего количества перестановок ограночной головки и более проста для понимания технологии огранки, чем бриллиантовая огранка.

Выбор камня, оценка заготовки

Перед огранкой камень внимательно осматривают и отмечают тушью участки с трещинами и включениями.

Мелкие дефекты можно замаскировать, если обработать заготовку таким образом, чтобы они располагались вблизи рундиста бриллианта. Но

Камень разрезают по границам между хорошими и плохими частями. Если дефект имеется в центре, необходимо распилить материал пополам и сделать две заготовки. Если, например, трещина частично проходит через кусок материала, нужно распилить другую часть камня по трещине и разломить его.

Тонкие кристаллы турмалина часто надрезают с противоположных сторон и потом ломают.

Грубая шлифовка

После получения нужной формы заготовки, её обрабатывают на хорошо выровненных кругах для грубой шлифовке (обдирки).

Ступенчатая огранка является наиболее простой формой огранки с прямоуольным очертанием и несколькими рядами граней, или ступеней, на коронке и павильоне. Размер заготовки может быть 12 14 мм в длину и чуть меньше в ширину. Это обеспечит достаточное количество материала для павильона, позволяющее огранить все ступени, необходимые для блеска камня.

Для выполнения ступенчатой огранки на дымчатом кварце или горном хрустале надо решить, какая часть заготовки будет площадкой. Эту часть необходимо распилить на подрезной пиле и сделать плоской. Затем на камне обозначают тушью контуры ограненного камня. Чтобы тушь не смывалась, ее покрывают бесцветным лаком.

Затем камень шлифуют по контуру таким образом, чтобы получился параллепипед.

Для того, чтобы получить камень ограненный камень с хорошими пропорциями, нужно чтобы высота заготовки равнялась примерно его ширине, что выполняется при помощи шлифовки. На рабочем месте нужно поставить емкость с водой и взять небольшой кусочек губки для нанесения воды на ограночный круг.

Шлифование и полирование улучшаюся, если в воду добавить несколько капель моющего средства, шампуня или немного стирального порошка.

После обработки вдоль боковых сторон камня проводят линию на расстоянии трети высоты от верхней поверхности заготовки. Здесь будет рундист камня. Затем камень переворачивают нижней стороной вверх и проводят на ней посередине линию, где грани павильона создадут острый гребень. На верхней грани рисуют прямоугольник, чтобы ширина его была примерно равна половине ширины заготовки, – это будет грань площадки. Все линии покрываются бесцветным лаком и шлифуют камень немного не доходя до отмеченных линий, делая поверхности чуть выпуклыми для того, чтобы оставить место для нанесения рядов граней, идущих вокруг камня на верхней и нижней его частях.

Заготовка для бриллиантовой огранки

Для получения круглой заготовки нужно выполнить следующие операции:

  • осмотреть материал для нахождения плоского участка для верха камня
  • сошлифовать его на шлифовальном круге для кабошов, держа камень в руке, пока участок не станет почти плоским
  • сошлифовать с боков, придавая заготовке цилиндрическую форму
  • обработанную цилиндрическую заготовку наклеить на специальное приспособление – оправку и обработать на гранильном станке для получения совершенного круглого в сечении камня, что обеспечит нанесение граней
  • далее огранивается площадка и две противоположные основные грани
  • потом идет огранка двух пар противоположных граней, в результате чего грань площадки принимает форму квадрата
  • затем огранивают восемь основных граней и одну грань верхних клиньев
  • далее выполняется огранка всех граней верхних клиньев
  • делается огранка одной грани нижних клиньев
  • производится огранка двух граней нижних клиньев

Многие мастера всегда применяют специальное приспособление для обработки заготовки, даже для камней ступенчатой огранки, другие делают заготовки вручную, шлифуя на кругах из карбида кремния или применяя специальный круг только для обработки заготовок.

Полирование камня

При полировании слишком большое количество порошка не ускоряет полирование, а вызывает появление волнистости на поверхности граней . При высыхании полирующего порошка необходимо добавить небольшую порцию полирующего состава.

На сухом круге работать нельзя , так как выделяется тепло, которое может привести к растрескиванию камня.

Неправильно расположенную грань при полировании можно узнать по скрипящему звуку, который возникает вместо тихого звука, характерного для процесса полирования плоско расположенных граней.

Если полирование произведено правильно, то даже при десятикратном увеличении на камне невозможно увидеть ни царапин, ни выкрашивания. Плохая полировка может быть результатом слабого давления, которое было приложено к камню для удаления всех царапин и ямок, оставшихся после шлифования.

Для того, чтобы грани полировались и полировка была хорошей, нужно подобрать подходящий полировальный круг, соответствующий порошок, установить плоскость грани параллельно поверхности круга и приложить к камню такое усилие, которое позволило бы как можно быстрее закончить процесс полирования .

Если при полировании грань камня слегка наклонена к поверхности круга, то будет полироваться только один ее край. Полирование только с одной стороны приводит к удалению большого количества материала, в результате чего может потребоваться даже перешлифовка грани.

Лучше правильно устанавливать грань с самого начала, а затем все время передвигать камень поперек круга взад-вперед, чтобы не допустить появление на нем полировочных царапин и обеспечить более равномерный износ круга.

При полировании нельзя держать камень долго на одном месте: тогда, что снижает блеск камня.

При огранке коронки, сначала на ней делают два ряда ступеней для приобретения некоторого опыта, затем после полной огранки камня на медном круге с грубым алмазным абразивом процесс повторяют на обратной стороне круга, шаржированного тонким абразивом. На этом этапе есть возможность исправить допущенные ранее ошибки.

Полирование граней коронки начинают от верхних граней, которые соприкасаются с гранью площадки и заканчиваются на рундисте, т. е. в обратном порядке по сравнению со шлифованием. Нужно полировать все грани в каждом горизонтальном ряду.

При огранке павильона нужно помнить, что задние грани должны быть расположены в строгом соответствии с расположением граней коронки. При огранке остальных рядов каждая грань требует поворота камня.

Каждую грань шлифуют до тех пор, пока грань, принадлежащая рундисту, не станет по ширине равной примерно трети расстояния от рундиста до вершины павильона.

При правильно рассчитанном расстоянии камень будет иметь выпуклый павильон с тремя рядами граней, каждая из которых имеет одну и ту же ширину.

Вначале полируют грани, принадлежащие к вершине павильона, затем грани среднего ряда и после этого грани, принадлежащие рундисту.

При огранке крупных камней нужно гранить много больших граней и в этом случае обычные шлифовальные круги оказываются малопригодными.

Для камней более 500 карат применяют медный шлифовальный круг, с зерном 100 мкм.

Самые крупные камни хорошо обрабатывать алмазным кругом с зерном 180 мкм: он быстро сошлифовывает материал.

  • При ступенчатой огранке необходимо сделать ступени более многочисленными и более узкими.
  • В камнях бриллиантовой огранки число граней удваивают или увеличивают число рядов.

Для изготовления крупных заготовок лучше всего подходят пилы с отрезными кругами диаметром 250–300 мм. Подходят и круги большего диаметра, но их более толстый диск вызывает лишний расход материала. Материал размечают тушью и покрывают лаком, чтобы разметка не смылась. Камень зажимают в станке, тщательно регулируют его положение, чтобы сделать распил точно. Правильное использование пилы поможет удалить почти весь лишний материал и сэкономить время. Спилив все лишнее, камень нужно вновь разметить и начинать грубую шлифовку. Лучше всего пользоваться кругом диаметром 250–300 мм, хорошенько смачивая его водой, чтобы не перегрелся камень.

Ручная полировка и шлифовка камней

После обработки заготовки площадки крупных камней и грани площадки шлифуют и полируют вручную, так как станки не выдерживают нагрузок, которые возникают при шлифовании и полировании больших поверхностей. Для шлифования используют специальные алмазные порошки и плоские пластины из стали или стекла. Отшлифованная поверхность имеет равномерный матовый вид. Если в начале полирования обнаруживаются риски, их сошлифовывают специальным порошком, но не с помощью полирования, на которое уйдет очень много усилий и времени.

Полирование камня выполняют, пока его поверхность не станет блестящей.

Для полирования граней крупных камнейпрофессионалы рекомендуют пользоваться хорошо насеченным оловянным кругом. Насечка должна быть не менее 1,5 мм, и идти по радиусу от центра до края круга, сочетаясь с насечками более короткими.

Огранка мягких и хрупких камней

В некоторых случаях, из-за красоты или иных особенностей, производят огранку мягких и хрупких камней. Заготовки из материалов такого типа обычно нарезают на пилах, следя за тем, чтобы не было перекоса и перегрева камня. Иногда резание приводит к трещинам или к растрескиванию камня по плоскостям спайки.

В этом случае безопаснее сделать вокруг камня на пиле надрез и затем его разломить. Вручную также можно обработать заготовку и подогнать ее как можно ближе к нужной форме. Можно наклеить материал на оправку и обработать его на шлифовальном круге.

Некоторые очень мягкие камни можно разрезать специальным лобзиком, каким пользуются ювелиры, смазывая его при работе маслом.

Наклеивание камня

Многие камни можно наклеивать, пользуясь мастикой для граверных работ или специальными смолами или использовать материалы, которые затвердевают без нагревания. Для того, чтобы цемент с эпоксидной смолой образовал прочное соединение оправки с камнем, необходимо их поверхности предварительно очистить ацетоном. Эпоксидные смолы наносят на поверхность в виде отдельных пятен, сохраняя между ними промежутки, по которым в дальшейшем будет проникать растворитель.

Шлифование мелких камней

Для шлифования мелких камней из-за слишком быстрого сошлифовывания выбирают простые виды огранки с небольшим числом относительно больших по площади граней.

Обрабатывая камни, обладающие спайностью, первую грань сошлифовывают как можно мягче, прислушиваясь к звуку. Если слышно тихое шипение, значит шлифование происходит быстро и эффективно. Скрипящий звук говорит о том, что шлифование идет поперек плоскостей спайности и камень может растрескаться по плоскостям спайности или расколоться.

Полировать мягкие камни можно на твердых кругах из металла, пластмассы, дерева. Хороший круг с мягким действием можно сделать из березы и применять в сочетании с алмазной пастой или любым обычным полирующим порошком.

Более мягким для полирования является восковой круг. Если порой образуются мелкие риски, можно не обращая на них внимания, отполировать все грани, а затем отполировать камень на мягком круге для их удаления.

    Сверкание огранённого камня зависит прежде всего от углов наклона граней павильона (нижней части камня) Эти углы находятся в определённом "коридоре". Существует таблица предельных (верхних и нижних) углов наклона граней павильона для определённых минералов. Выход из этого "коридора" при установке углов огранки минерала существенно снижает сверкание готового камня. В частности, диапазон наклона граней павильона минералов кварцевой группы составляет всего 6 с небольшим градусов. Получается, что при ступенчатой огранке кварца при количестве ступеней павильона равной 3-м разница в углах наклона граней составляет всего 2 градуса. Удержать такую небольшую разницу довольно сложно, но иначе за огранку и браться не стоит - переводить минерал в брак можно и молотком.
    Вообще огранка камней кварцевой группы всегда вызывает определённые трудности, связанные в основном с качественной, без видимых царапин, полировкой граней. Кварц слишком "мягок" по сравнению например с бериллом, и при огранке, из-за несовершенства технологического процесса полировки, на гранях часто появляются царапины, что резко снижает блеск камня и является браком.
    Как ни странно, но общая тенденция (за редким исключением) при огранке минералов звучит так: " Чем драгоценней минерал - тем легче с ним работать". Поэтому начинающим господам - огранщикам совет: начинайте учиться гранить с минералов твёрдых, например - корундовой группы (рубин, сапфир), конечно синтетических. Поверьте, затраченные усилия и усердие в этом занятии с лихвой окупятся созерцанием плодов Вашего труда.

    Если вы первые шаги в деле огранки камня уже сделали и Вам удалось получить образец почти товарного качества, можно приступить к совершенствованию процесса огранки. Ведь желание "сделать очень хорошо" у Вас наверняка есть. Что бы сделать "хорошо," хочу обратить Ваше внимание на некоторые аспекты огранки, которые позволят Вам избежать длительного пути улучшения качества гранёного камня. Прежде всего "плоскостность" граней. Если Вы для полировки граней используете деревянный либо кожаный полировник- высокого качества огранки можете не ждать: под давлением камня материал полировника вминается, теряя плоскую поверхность, соответственно и грань получает заваленную форму. Такая грань, даже при отсутствии царапин, выглядит неряшливо и плохо сверкает. По этой причине совет: грани необходимо полировать на твёрдых материалах, например таких как плексиглас (оргстекло) или олово. Чем меньше проминается поверхность полировальной планшайбы, тем выше качество граней. Скругление граней на дереве может быть незначительным, но глаз его хорошо замечает. И то что годилось на этапе обучения - не годится на этапе повышения мастерства. Полировку на дереве можно сохранить разве что для площадки большого камня - в связи с трудностями её полировки другими способами, и для предварительной полировки рундиста. У площадки края граней тоже будут завалены (скруглены), но так как при огранке верхних граней часть площадки буден удалена, эта оставшаяся часть будет плоской. Рундист стоит полировать на дереве по одной причине: повысить стойкость камня к скалыванию при закрепке в оправу. Дело в том, что при полировке на дереве рёбра рундиста слегка скругляются, но в этом случае это явление не вредное, а наоборот: скругление рёбер многократно снижает вероятность скалывания камня. Закрепщики камней (нервная профессия) будут Вам благодарны. Ещё одним немаловажным аспектом огранки является достаточная величина рундиста. Не скупитесь, намечая размер рундиста. В тонком рундисте, считайте, одни недостатки: опасность скалывания при закрепке, минимальный вес драгоценного камня - а это во вред прежде всего Вам, как потенциальному продавцу. Если материал природный да ещё высокого качества - Ваши потери из - за минимального веса могут оказаться существенными. Объём камня быстрее всего растёт в цилиндрической части камня - в рундисте за счёт толщины. А если уж Вы где-то ошиблись при нанесении граней и требуется частичная или полная их перешлифовка - рундист станет Вашей гаванью спасения. Его повышенная толщина позволит это сделать без уменьшения диаметра камня при минимальной потере веса и сохранении геометрии заказанного камня и Вашего лица как огранщика. В деле огранки прозрачных минералов много нюансов и тонкостей. Соблюдение Вами хотя - бы этих двух аспектов, на которых я кратко остановился, позволит Вам заметно повысить Вашу квалификацию и завоевать авторитет опытного огранщика.