Ох уж, эти странные аварцы…. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Хочу рассказать свою историю. Познакомилась с парнем, он лезгин. Нам обоим по 25 лет. Меня изначально к нему тянуло с неведомой силой, хотя никогда не думала что свяжусь с кавказцем. Всё было так идеально первые месяцы, я влюбилась в него, а он в меня. Он говорил о свадьбе, о детях, что хочет всё это со мной, что сам решит с кем будет, но не знал как преподнести все это родителям. Решил зайти издалека и поговорил с родным дядей отца, который в своё время женился на русской, потому как та забеременела, но все равно, родственники не были в восторге. Дядя одобрил его выбор, сказал чтобы тот привёз меня познакомиться после нового года. Но кто такой Дядя, он ничего не решает. В общем, в один прекрасный день, когда большая часть родственников собрались дома на празднике, мой любимый решил поговорить с родителями и рассказать обо мне. Подробностей я не знаю, но как я поняла, они прополоскали ему мозги и он стал потихоньку от меня отдаляться. Он сказал что его заставляют жениться на своей в самое ближайшее время. И что он поедет скоро знакомиться, но обещал все это вырулить. Я была в шоке, по сути он просто бросил меня, но продолжал писать. Я прорыдала несколько дней, после чего он приехал и спросил, готова ли я уехать далеко, я ответила что всё что угодно, лишь бы быть с ним. Вроде бы наши отношения стали налаживаться. Я уже спокойно воспринимала ту мысль, что он поедет к «невесте» знакомиться, потому что у него был план, как он говорил, а я ему полностью верила. И тут в один день я узнаю что беременна! У меня шок! Написала ему что нужно встретиться и поговорить. В итоге, мы встретились, я села к нему в машину, меня трясло... я знала что он не будет в восторге от такой новости именно в этот период времени. Когда я ему сказала, он изменился в лице и начал кричать. Это было примерно так: «ЧТОО?!! Ты серьезно? Мне пи*да! Я же уеду скоро и женюсь, а ты что будешь матерью одиночкой?». Сказать что я была в шоке, это ничего не сказать. Он стал заводить машину и сказал что мы поедем сейчас к его родителям, я сказала нет, выпусти меня из машины, мне надо ехать. Он ответил, ты теперь никуда больше не поедешь. Дальше я смутно помню, он так кричал. В итоге я все таки убежала. Я была на грани нервного срыва и точно не была готова ехать к его родителям. Возвращаясь домой, мне стало плохо и я вызвала скорую. Меня увезли в больницу и поставили срок 3 недели. Я не знала что делать дальше. У меня не было работы и никакой помощи, был ступор. Это был самый ужасный период в моей жизни. Мне хотелось только одного-умереть. Мой любимый писал мне всякие гадости, от этого было ещё больней. Он настаивал на аборте, сказал что жить со мной он не будет, хотя буквально за месяц до этого, он стал перевозить свои вещи ко мне, чтобы жить вместе. Было очень больно. И я решилась на мед. аборт. Он дал мне денег и я сказала ему чтобы он навсегда забыл о моем существовании. Но он периодически объявлялся. Писал что-то вроде: «любимая, скажи что все это просто страшный сон, что это не правда. Почему мы не можем быть вместе, я не могу без тебя». Но я игнорировала каждое его слово. У меня была настолько сильная ненависть к этому человеку, к этому предателю, что мне не хотелось и слышать о нем. Спустя какое то время, он стал писать о своём самоубийстве. Но так как чувства к этому человеку у меня не остыли, я решила с ним встретится, посмотреть ему в глаза. Ничего нового я не услышала. Спустя время снова встреча и опять то же самое. Я решила периосилить себя и поставить жирный крест на нашем общении. Я видела и знала что он мониторит все мои соц сети, пишет тексты о несчастной любви и прочее. Когда он снова объявлялся, я просила исчезнуть его из своей жизни. Мы долго не виделись. И вот на днях он снова объявился, приехал ко мне. Мы провели несколько часов вместе и у меня снова все вспыхнуло. Он сказал что не сможет долго жить с женой и притворяться. Что он что нибудь придумает и мы будем вместе. С одной стороны я его понимаю, он не может пойти против семьи, он так воспитан, но с другой... видимо не так сильно он меня любит, раз не готов пойти на все, ради того, чтобы быть вместе. Сейчас я думаю, что пора заканчивать эту историю, не будет там ничего хорошего. Найти русского парня и выйти за него замуж, угомониться и жить спокойно.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Аварцы. «Свадебный характер»


Общие сведения

АВАРЦЫ - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по переписи 2009г., проживают 912 тыс. 90 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана.

Аварцы - древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци. Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличался от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака «I».

Знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах». («Не стой, не жди, прохожий, у дверей. Ты заходи иль прочь ступай скорей»).

Верующие аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а какие-то сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе. Например, будуалы - духи, покровительствующие охоте. На охоте человека, который совершил какой-нибудь греховный поступок, духи забрасывают камнями. Нормального охотника, то есть праведного, они, наоборот, приветствуют и угощают.


Очерки

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли

Аварцы - народ Дагестана, населяющий горную часть этой республики. По переписи 2002 года здесь проживают 758 438 человек. Всего же в России, по той же переписи, проживает 814 473 аварца. Кроме того, около пятидесяти тысяч аварцев живут в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана. Аварцы — древний народ, уже в VII веке он упоминается в «Армянской географии» Анания Ширакаци.

Аварцы исповедуют ислам. Долгое время он должен был конкурировать с местными языческими верованиями. Постепенно некоторые из них приобрели новую исламскую окраску, а другие сохранились лишь в виде преданий и суеверий. Но они тоже очень интересны и многое могут рассказать об аварском народе.


Привели жениха к родне невесты

Об аварской мудрости ходят легенды. И вообще аварцы умеют найти выход из очень трудных ситуаций. Послушаем одну аварскую притчу.

Привели жениха к родне невесты. Принес он в подарок барана и сладости. Спрашивают братья невесты жениха:

Почему ты выбрал в невесты нашу сестру?

И ответил им жених сказкой-притчей.

Давным-давно огромный и страшный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды.

Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста.

Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника дракон, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем.

Дракон-аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! — гордо ответил юноша.


Дракон загоготал:

Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста!

А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

Хорошо, я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

Дракон громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

Которая из них краше? - спросил дракон.

Юноша посмотрел на женщин и ответил:

Краше та, которая тебе больше нравится!

Ты прав! - прохрипел дракон и испустил дух.

Так Авария была избавлена от чудовища.

Закончил жених сказку-притчу и сказал: «Мне ваша сестра нравится!»

Ты прав! - воскликнули братья невесты.

И произнесли они слова молитвы за молодожена:

Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения, и да соединит Он вас во благе!


Свадьба, обогащенная новыми обычаями

Раз зашел в этой аварской притче разговор о молодоженах, то самое время рассказать об аварской свадьбе. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. У аварцев есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и молодых людей.

Но неизменным остается главное: свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века аварцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX веке аварцы, как и многие другие дагестанские народы, придерживались эндогамии, то есть старались заключать браки в пределах своего аула. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами.

Самым крепким считался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки аварцев были немногочисленными.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ века были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. И дочерей это касалось в первую очередь. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, например, в городах гораздо больше вольностей и нововведений. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, а также и для некоторых других дагестанских народов не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности, этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

В настоящее время у аварцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным. Он и практикуется лишь с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.


А мужчины поют героические песни

Ну а там, где свадьба, там и музыка, там и пение. Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров - 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль - зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Несколько слов об аварском языке. Он относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Свою письменность аварцы получили лишь после установления советской власти. До 1928 года аварцы пользовались арабским алфавитом, употребляя некоторые дополнительные знаки для специфических аварских согласных. В 1938 году был принят ныне существующий алфавит на основе русской графики, который выгодно отличается от предшествующих тем, что использует буквы русской азбуки с добавлением одного только знака I.


Надписи на дверях и воротах

Как известно, знаменитый на всю Россию поэт Расул Гамзатов писал свои произведения на аварском языке. Многие его стихи имеют фольклорные корни. Например, те, что вошли в популярный цикл «Надписи на дверях и воротах».

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.
Ты заходи иль прочь ступай скорей.

Прохожий, не стучи, хозяев не буди,
Со злом пришел - уйди,
с добром пришел - входи.

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья:
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Я - джигит, и есть одна лишь
Просьба у меня:
Не входи, коль не похвалишь
Моего коня .


Но не только коня хочется нам похвалить. Хочется похвалить и того анонимного автора, который сочинил поучительную аварскую сказку «Лиса и змея».

Как-то подружились лиса и змея и решили побродить по свету. Долго шли они по лесам, полям, горам и ущельям, пока не вышли к широкой реке, где не было брода.

Давай переплывем реку, - предложила лиса.

Но я совсем не умею плавать, - соврала змея.

Ничего, я тебе помогу, обвейся вокруг меня.

Змея обвилась вокруг лисы, и они поплыли.

Тяжело было лисе, но она не подавала виду и плыла, выбиваясь из сил.

Уже у самого берега змея начала крепко сжимать лису своими кольцами.

Что ты делаешь? Ведь так и задушить можно! - закричала лиса.

Так тебе и надо, - ответила змея.

Ну что ж, видно, смерти не миновать, - простонала лиса. - Об одном только сожалею. Сколько лет мы дружим, а я ни разу не видела вблизи твое лицо. Сделай последнее одолжение - дай как следует посмотреть на тебя перед смертью.

Хорошо. Да и я тоже хочу взглянуть на тебя напоследок, - сказала змея и приблизила голову к лисе.

Лиса тотчас отгрызла змеиную голову и вышла на берег.

Здесь она освободилась от мертвой змеи и воскликнула:

Не доверяй друзьям, которые извиваются!

Легко догадаться, что эта мысль очень скоро стала аварской пословицей. Вот еще несколько интересных пословиц аварского народа, которые стоит намотать на ус:

Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню - один удар плетью.

Пчела и муха вместе не работают.

Пока дичь еще в горах, не ставь котел на огонь.

Из одного человека войска не будет, из одного камня башни не будет.

А вот очень интересная пословица, подчеркивающая высокую роль образования, а также искусства в аварском обществе:

Мягкость карандаша побеждает твердость сабли.

От себя добавим, но только если этот карандаш попадет в талантливые руки.


Хозяйство и быт

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель.

Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. XIX в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино.

С кон. XIX в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с XVI в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда.

Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах).

Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. XX в. Имеются археол. находки VIII—X вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.


Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта.

Изделия XIX в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 году был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. XIX — нач. XX вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика.

Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.).

Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее.

Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Начинаю сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Такое имя им дали русские, сами они называют себя «маарулал» — горцы. Их в Дагестане больше всех, 650 тысяч человек. Один из самых гостеприимных народов мира. При встрече улюбаются, крепко жмут руку. Непростительно аварцу подавать вялую руку, чуть ли не края пальцев. Это они примут за оскорбление. Уважение к старшим возведено в ранг закона. Даже глубокий старик, уже чуть съехавший с рельсов, все равно будет иметь почет у молодежи. Отсутствие уважения к старшим роняет авторитет младшего. Поцелуи при встрече не приветствуются. Такого среди мужчин у них нет. Не любят отчества, обращаются по имени. Храбрые воины. Без их участия не проходила ни одна война в Дагестане. Они приняли на себя тяжесть сопротивления царским войскам. Этим они кичатся при случае. Даргинцы их поймали на этой волне и поднимают тост «за великий дагестанский народ и ее вооруженные силы — аварцев». Очень талантливы, имеют много танцоров, поэтов и певцов. Любят петь патриотические песни и гимны. Любят шутить над даргинцами, соревнуются с ними во всем, остальные нации для них не ровня. Разделяют нации на хороших и плохих. От других они стерпят то, что никогда даргинцам не простят. У них главный принцип: во власти какой угодно, но пусть свой.
Очень любят должности, а в должностях внешние арибуты: кабинет, машину, вторую жену, посаженную приору, яркий прикид и публичные понты. Будет ходить голодным, но красивый автомобиль купит. Ради этого может пойти на сомнительную сделку или нечестный сговор.
Сильные лидерские качества. Готовы брать инициативу на себя. Никого впереди себя не хотят пропускать. При всей сплоченности в быту, на выборах разделяются на группировки. Поэтому их легко обойти. Фанатики мяса и хинкала, объяснения, что хинкал вреден из-за плохого сочетания углеводов и белков, отвергают железным аргументом — наши предки его ели и были здоровее всех нас. Едят мясо и мясом закусывают. Пока аварец не поесть мяса, он будет голодным.
Аварцев легко вывести из равновесия. Есть разные способы, но главный это задеть патриотизм, сказать что физически слабый. Уважают физическую силу и поголовно занимаются в спортивных секциях. Даже старики могут показать мышцы и хвалиться силой. Нация открытая, скрытных мало, душа нараспашку. Ирония для них недоступна. Абстрактных шуток не любят. Все сказаное они принимают за чистую монету. В очередях любят толкаться. Если в очереди всего три человека, все равно будут лезть вперед. Залезая в автобус или поезд, аварец обязательно растолкает окружающих локтями и протиснется вперед.
Если аварцу предложить поесть, он даже будучи очень голодным, откажется и скажет что сыт. Надо предложить три раза, потом только согласится поесть.
Словесная эквилибристика им не присуща, они от души посмеются упавшему со стула и поскользнувшемуся на льду. Дешевый фарс, жесткий и грубый — вот что им по вкусу.
Жести аварца это жесть, он любит размахивать руками, громко кричать и эмоционально выражаться. У аварцев, особенно хунзахцев, самые страшные проклятия, иногда даже трехэтажная брань. Даже после серьезной драки и ссоры, аварцев легко мирить. Они быстро забывают обиды. Это очень хорошее качество.
Очень увлекаются лошадьми и собаками. На скачках почти все призовые места занимают лошади аварцев. Очень любят, боготворят певцов. Даку Асадулаев, Синдиков и Гаджилав у них в ранге национального героя. Любая певица обязательно включит в репертуар народные песни. Не перепетые, а самой найденные и свои собственные.
На свадьбу аварцы еще могут не пойти, но на соболезнование пойдут обязательно. Знают свой род, тухум чуть ли не до седьмого колена. Любой старик уверен, что сыновья, дочери его не оставят на старости лет одного. Уход и внимание старому аварцу обеспечены. Он железно знает, что и после смерти он будет с достоинством похоронен и положенный ритуал будет исполнен.
Если не пригласить на свадьбу близкого родственника, тот может серьезно обидеться. Не пойти на похороны такой же грех, как не пригласить на свадьбу сына. Свадьба дочери не значительное событие в жизни аварца. Отец с сыновьями даже может не придти на свадьбу дочери.
Отличаются пренебрежением к закону. Они считают себя свободными людьми. Если рядом проходит газовая труба, аварец не видит никакого нарушения врезаться в него и потреблять газ. О законе они вспоминают только тогда, когда он нужен им. При любом нарушении, аварец начнет договариваться, искать знакомых знакомого, но решит проблему, не доводя до суда. Хотя это ему будет стоит намного дороже.
Насчет денег, аварец щедр, может отдать последнее соседу, поэтому в бизнесе им трудно высоко подняться. Заветная мечта аварца — разбогатеть как можно скорее и желательно это сделать не пошевелив пальцем. Аварец хорош как друг. За друга он готов пожертвовать многим.
Аварец очень ценит свой язык, гордится им и никак не хочет учить английский. Он будет безумно рад, если увидит, что англичанин учит аварский язык.
Вот таковы они, эти странные аварцы.

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне. Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого. При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет. Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует. Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности. Это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена - это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, прибывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно плевали ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс-сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли, «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д. При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем. Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры. Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка». Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия…

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем которых я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты - это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень - крайне ленивы, работать - это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство - такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане - одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Есть, конечно, среди дагестанцев порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.