Обряды на ярилин день. День ярилы-солнца

23 апреля считался Днём Ярилы («Ярило Вешний»). В этот день проводится важный обряд – «Отмыкание Земли», или по-другому – ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

К моменту празднования Ярилы Вешнего Природа завершает свои основные весенние циклы пробуждения от зимнего сна, и посему этот день отмечается в народе, как день, когда бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает леса – дабы раздать свои наставления волкам. Весьма распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего – является кормление волков, то есть содействие экосистеме, давая тем самым возможность молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

Основным мотивом празднования Ярилы Вешнего, победившего ещё в первые дни Весны – Скверну, является обрядовость, приуроченная защите от «потомства скверны» (болезней и прочих невзгод), которым в это Сакральное Время можно нанести сокрушительный удар. Таким образом, в отличие от Лельника, обрядовость которого направлена на обретение, обрядовость Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего, будь-то хозяйственные, социальные либо же личные неурядицы. Лучшим помощником в этом деле является сам Ярило, то есть – Свет от этого Бога, который в этот день символизирует собой и оружие победы над скверной (Луч – традиционный образ Копья Ярилы) и дар, который Победитель приносит Земле.

Единственным условием удачного проведения обряда является абсолютная искренность и чистота просьбы, ведь Победитель Скверны не потерпит её проявления и в человеке. Лучшим вариантом обращения к Солнцу – является проводимая в уединённом месте Встреча утренней Зари. Во все времена такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а зачастую и единственным, средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых).

Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или, буквально, купание в Утренней Росе – так как целебные свойства Солнечного Света передаются больше всего именно этой Росе. В день Ярилы Вешнего русской народной традицией уделяется Росе и Свету особое значение, на что указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после – продолжать игры на том же поле, уже непосредственно до заката. Поэтому это один из немногих Праздников, в которые нужно обязательно работать, а не только отдыхать.

Говоря о сакральной части Празднования Ярилы Вешнего, надлежит отметить постоянство в борьбе со скверной и её плодами. В этом противостоянии существует и строгое правило – беспощадной борьбы (в сакральной войне). Поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы), ибо Женщинам (богини Лели) свойственно миролюбие (которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной). Воинственность, унаследованная мужским полом от бога Ярилы – это характерная черта Русского Народа, в каждую из своих исторических эпох противостоявшего оккупантам, которые во все времена виделись именно в качестве Змея (Змия, Змея-Горыныча и т.д.). Поэтому бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством.

Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея копьём, указывает на то, что каждому мужчине, будь то даже труженик (а не только воин), свойственно в одно мгновение преисполниться Сакральной Яростью в Борьбе со Скверной. Посему, лучшим и единственным подарком к этому Празднику может являться только Оружие, которое вопреки суеверию, вовсе не нужно «оплачивать» при дарении, так как дарится оно не для забавы, а во имя Защиты – особенно того, кто и подарил это Оружие. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего – становится оберегом для самого дарителя.

Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником - 23 цветеня (или апреля).

В эти дни Природа завершила свои основные весенние циклы, проснулась от зимнего сна. В народе считалось, что в этот день славянский бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Таким образом наши древние мудрые предки оказывали помощь экосистеме своей земли, помогая молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также называется Юрьевым днем - днем«волчьего пастыря».

Празднование Ярилы Вешнего основано на обрядовой истории о том, как Ярило в первые дни Весны победил Скверну. Поэтому в этот день Ярилы Вешнего самыми важными становились обряды и ритуалы по защите от «потомства скверны» (болезней и прочих невзгод). В это Сакральное Время всем болезням, несчастьям и всего, от чего ждут избавления, можно нанести сокрушительный удар. Таким образом, в отличие от Лельника, обрядовость которого направлена на обретение, прибавление, преумноение, обрядовость Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего - также от хозяйственных, социальных либо же личных неурядиц.

Лучшим помощником в этом избавлении от всего ненужного и вредоносного является сам Ярило, то есть - Свет, который в этот день выступает как символ и оружие победы над скверной. Луч является традиционным образом оружия - Копья Ярилы. Это дар, который Победитель приносит Земле. Единственным условием удачного проведения обряда очищения является абсолютная искренность и чистота просьбы, ведь Победитель Скверны не потерпит её проявления и в человеке.

Для проведения такого обряда очищения на Ярилу Вешнего нужно совершить искреннее обращение к Солнцу - лучше всего во время утренней Зари. Такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а часто и единственным средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых).

Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или, буквально, купание в утренней росе - так как целебные свойства Солнечного Света передаются больше всего именно росе.

В день Ярилы Вешнего русской народной традицией уделяется Росе и Свету особое значение, на что указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после - продолжать обрядовые игры на том же поле, до самого заката. В этот праздник нужно обязательно работать, а не только отдыхать.

Борьба со скверной ведется постоянно, поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы). Потому что борьбу и войну ведут только мужчины, Женщинам свойственно миролюбие, которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной. Воинственность, унаследованная мужским полом от бога Ярилы - это характерная черта Русского Народа, в каждую из своих исторических эпох противостоявшего оккупантам, которые во все времена связывались с символом Змея (Змия, Змея-Горыныча и т.д.). Поэтому бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством и самосознанием.

Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея копьём, указывает на то, что каждый мужчина, даже труженик, а не только воин, при необходимости должен вступать в борьбу со Скверной. Поэтому лучшим и единственным подарком мужчине к этому Мужскому Празднику являлось только Оружие, которое дарится не для забавы, а во имя Защиты - особенно того, кто дарит это Оружие. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего становится оберегом для самого дарителя.

) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

В пору двоеверия на Руси 23 цветеня/апреля отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая) с травой », «», «Ярило (Егорий) Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу.

"> ">

По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «» А тако же: «Не я бью - верба бьёт », «Будь высокий, как верба ; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля », «Вербохлёст - бей до слёз! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! » Говорили: «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых », «», «На Юрия мороз - гречихи воз », «».

">

">

Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод » Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся.

">

Ярилины дни

">">

Оных во Кологоде два основных: Ярила Вешний - 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца. ">

">

На Ярилу Вешнего - 23 цветеня/апреля-месяца - Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая-месяца) с травой », «Егорий с теплом, а Никола с кормом », «Егорий Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - «на Ярилину (Егорьеву) росу». По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! », «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых ». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз - будет просо и овёс », «На Егория мороз - под кустом овёс », «На Юрия мороз - гречихи воз », «На Егория роса - будут добрые проса ». ">

Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца - праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идёт », «Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке ». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной... ">

Тако же Ярилу чествуют на Сороки - 9 березозола/марта-месяца , когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» - вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) - 25 березозола/марта-месяца , когда встречают Весну-Деву; а тако же - во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета - Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет праздник Макушки Лета - Честна Купала - 24 кресеня/июня-месяца - Ярилу «провожают» во Ино : шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино Воскрешение и богатый Урожай! Гой, Яре-Яр!


Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся...

">

Родноверы прославляют в этот день Сварожий Триглав: Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави.

">

Ярила Вешний (Первые Ярилки)

">

">">

Встреча Ярилы Весеня - праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что оплодотворяет - «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:

ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ

ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ

ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ

РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ

ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН

БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ!

СЛАВА! ГОЙ!

">">">">">">">">">

Волхвы приносят требу Ярому Богу - яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:

">">">

ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ

ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ

ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ

РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ!

">">">">">">

Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:

">

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО

ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО!

">">">">">">">">">

После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу - простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «Я Р» («Я РЕ »). Через какое-то время на «Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила - принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице (правой руке) его символ Жизни - сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак Смерти - череп. Тако же с собой он привозит Яруна - деревянный расписной гой либо куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно «хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с почестями встречает Ярилу - чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом пенным да славословием вдохновенным:

ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА

ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ

ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА

РОСИСТЫЙ КАК РОСА

ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС

ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Ярила принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:

">

ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА

ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ

ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ

ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ

КУДА ЯРИЛА НОГОЮ

ТАМ ЖИТО КОПНОЮ

КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ

ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">">

Затем Ярила ведёт народ в поле - туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:

">

ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ

ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ

В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ

НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ

В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ

ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">

Когда приходят на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:

">

ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА

С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ КЛЮЧИ

ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ

ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ ВЕСНУ

НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО ЖИТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">"> ">

ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО

ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ

НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО

НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">

Опалённым деревянным гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки брызгами, тому - благо! При сём рекут:

">">

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ

СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ

СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ

КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Когда обряд завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле и Яриле, после чего обычно устраивается братчина - хмельная и всякими яствами обильная...

Далее следуют игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие - кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье - меренье силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям - во славу Ярого Бога! На Огнь рекут слова вещие:

">">

ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ ЗЛАТОЙ

ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ

РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ ДОРОГУ

ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА

НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ

А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ!

">">">">">">">">

Как правило, о сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия - Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой Запис - буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части - олицетворяют три мира: Правь Небесную - мир Богов, Явь Земную - мир Людей, и Навь Подземья - мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём записываются - вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся - всё по Искону Русскому. Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему сей Святодень посвящён, а тако же - по положению сего Божества во Тремирьи...

К установке Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь - творят коби, восхищаясь душами до Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего Рода. Наутро - выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень - Твердь Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно, льют пиво - просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки - поддержки для зачинаемого дела. После чего - собирают народ, рекут о том, что поведали им Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...

">">
">">">">

Почитание мужского гоя (фаллоса) и женского лона было известно на Руси издревле и повсеместно. Наши Предки-родноверы славили Творческую Силу Всеотца Рода и Плодородие Матери Природы, почитая Их земные воплощения - детородные члены, не усматривая в сём, в отличие от христиан, ничего дурного и постыдного. Так, например, автор одного церковного (христианского) поучения пишет, что на Руси «чтут срамные уды... сотворённые в образ, кланяются им, и требы им кладут. Словене же на свадьбах вкладываюче срамоту... в вёдра...». Полный набор свадебных принадлежностей - ведро и вырезанная из дерева «срамота» (гой) - найден, например, в Ленчице в слоях XII – XIII вв.

"> ">">">

День Ярилы Вешнего - Ярилина Среча - отмечается 23 дня месяца цветеня/апреля. Обрядиво, ко Святодню сему приуроченное, чинится по следующему Уряду: ">

">"> ">">">">

1. Освящение места

">

Жрец с внешней стороны обходит посолонь Капище с топором (топоромах - оберег места) и мешочком зерна в руках. За ним следует потворник с горящим факелом. Огонь символизирует собой весеннюю Ярую силу, кою Ярило приносит с собою в Явь, а зерно - плодородие Матери Сырой Земли, принимающей в Своё лоно Семя Богово. Обход творится троекратно, во время оного жрец речёт слова призывания Силы Ярилиной:

Яро буди, вще-то живо,

Вще-то живо, яро буди,

Возроди, возъяри жито,

Яро жито, яро буди,

Вще-то живо, яро буди,

Яро буди, вще-то живо! Гой!

Часть зерна затем разбрасывают по полю, а оставшейся частью благословляют собравшихся.

">

">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">

2. Возжигание Огня ">

">">

Возжигание священного Огня на Капище творится по общему Уряду. (Подробнее о сём - см. в нашем «Уряднике Малом » , в разделе «Уряд Обрядный».) ">

">

3. Зачин, слава, треба

">">"> ">">"> ">

Обращением ко Всебожью Ро дову волхв восстанавливает Столп Силы от Земи до Неба, прославляет Всебожье Ро дово, Сварожий Триглав и особливо - Ярилу Весеня. Затем приносится общая треба (с воскладанием рук и мысленными благопожеланиями), рекутся частные славления и приносятся малые требы (если в таковых есть нужда). После того, как общая треба взойдёт, по кругу пускается братина с хмельным мёдом. (Подробнее о сём - см. тако же в «Уряднике Малом » .) ">

"> ">">">

4. Заклички Ярилы ">

"> ">">">

Перед началом сего действа часть жрецов, предварительно выбрав из всего народа того, кто будет изображать Ярилу, уходит вместе с оным в лес (либо: за холм, за реку). Оставшийся же на Капище народ что есть мочи в позвонцы да колокольцы звонит, в бубны ударяет, трещотками трещит, в роги гудит, песни весенние воспевает, тако Землю ото сна зимнего пробуждая. Не худо к сему действу тако же и хоровод посолонь завести.

Заклички Ярилы хорошо творить с вершины красного холма либо с высокого обрыва. Волхв либо жрец речёт подобающие словеса, а народ вторит ему. Например:

">

">">

Ярило Сильный,

Ходи до ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Славный,

Стани средь ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Жгучий,

Всполыми ны,

Пребуди во яри! Гой!

">

">">">">">">">">">">

5. Встреча Ярилы

">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">"> ">">

В ответ на заклички появляются уходившие пред тем в лес жрецы, ведущие коня, на коем восседает Ярило, держащий в руках мёртвый костяк (человечий либо скотий череп) и сноп колосьев. Вслед за Ярилой несут большой деревянный гой - зримый образ Ярой силы. Жрецы обращаются к народу: ">

">

Приехал к нам Зелен Ярило -

Ярый Бог на зелёном коне,

Зелёный, как травушка,

Росистый, как роса.

Привёз жита колос

И от Солнца добрую весть! Гой!

">

">">">">">">

Встречают Ярилу с почестями и весельем. Рекут слова: ">

">

Ярило! Вставай рано,

Отмыкай землю,

Выпускай росу -

На тёплое лето,

На буйное жито,

На колосистое,

На ядренистое! Гой!

">

">">">">">">"> ">

Ярило вступает внутрь Капищного круга, трижды обходит посолонь обрядовый Огонь и благословляет собравшихся.

6. Зарод Земле

">"> ">">

Ярило, опалив главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле - творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают вокруг зерно. Жрецы рекут:

Ходил Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям чады плодил. Куда Он ногою - Там жито копою, Куда Он взглянет - Там колос взыграет! Гой!

Троекратно обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца, оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).

7. Братчина

">"> ">">

Как правило, братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой, всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.

8. Игрища

">"> ">">

Завершается празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким весельем - Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!

Слава Роду!

">"> ">">

">

">">">">">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">

Скоро наступит 20 марта - день Весеннего равноденствия, который всегда чтили и любили наши предки. Кажется, сама природа вместе с нами радуется Весне и приходу на Землю прекрасных Богов - Ярило и Лёли, вечно молодых, прекрасных, как ясный день. Ярило Солнце приводит, а Лёля - теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю и начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью. Все любят этот праздник, и сейчас, когда он скоро наступит, давайте вспомним, что нам рассказывает о прекрасном юном Яриле и красавице Лёле. «Северная сказка» тоже радуется этому празднику, и дарит подарки всем, кто сделает заказ 17- 20 марта.

Кто же они - Лёля и Ярило?

Все мы знаем, что календарная весна никогда не совпадает с настоящей, астрономической - и наступает поворот на лето именно 20 и 21 марта, в славный день Весеннего равноденствия. Именно тогда отмечали наши предки особый праздник Солнца, прекрасный и светлый. И сама природа, кажется, готовится к этому дню - злоба уходящей зимы улеглась, днем пригревает совсем по-летнему, с крыш течет звонкая капель, а в снегу все больше прогалинок появляется.. Слышны первые птичьи трели... Не зря верили издавна славяне, что в эти дни приходят на землю два Бога - Ярило и Лёля, вечно молодые, прекрасные, как ясный мартовский денек. Ярило Солнце приводит, а Лёля - теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю и начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью. Все любят этот праздник Солнца, и сейчас, когда он приближается с каждым днем, хорошо бы вспомнить легенды и сказки о прекрасном юном Яриле и красавице Лёли. Много их в наших книгах издательства «Северной сказки», здесь же хочу отметить их особую роль в весеннем празднике Солнца.

После поминок Мары – Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны.
В честь Весны-Лёли украшается деревце лентами, и кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Там где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Несет Лёля вести добрые, да весну ярую.
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки.
Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранка, пряники-жаворонки и печенье со свастической - солнечной символикой, жгут костры.
Вот так, собственно, славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из под снега показываться весенние подснежники.

В честь кого же славяне отмечали праздник Солнца?

А что же рассказывают нам мифы и легенды о тех Богах, в честь которых мы и отмечаем в день Весеннего Равноденствия светлый праздник Солнца? Когда-то, давным-давно, Боги соседствовали с людьми, постоянно общались с ними. Дети брали с них пример, взрослые обращались к ним в минуту опасности, затруднений, слушали их мудрые советы. И Ярило был одним из самых дружественных к людям Богов, поэтому его любили. Боги не рождаются всемогущими - и Ярило, как и человеческий юноша, прошел все периоды посвящения, пока не стал Богом-Воином, сокрушившим силы тьмы. К тому же, Ярило помог и мирянам - научил их сеять и выращивать хлебные злаки. После того, как обрел он волшебные воинские таланты, стали его звать Яровитом и посвятили ему особый праздник Солнца.

Ну а Лёля, вечно молодая Богиня, приходила вслед за Ярило и несла с собой Весну и Любовь. Она самая шаловливая из Богинь, наиболее близка людям и представляется златоволосой красавицей. Праздник Солнца она собой украшает, заботится о первых весенних всходах. В праздник Солнца ее звали в гости, подарки ей готовили и угощения, и Лёля не медлила, откликалась на призыв людей. Могла она пожертвовать и собой ради людей... Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник Солнца в честь них с полным размахом - украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, славным праздником Солнца в день 20 марта отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.

Вот как об этом пишется, например, в книге « »:
Сейчас уже можно точно сказать, что начались эти приключения Ярого Бога, которого все тогда называли Ярило, с одного праздничного дня в Яви. Отмечали праздник Солнца.
Ждали Лёлю, Богиня нежной девичьей любви и красоты, дочери Лады и Сварога. Ярило в ту пору был совсем молод и жил то у отца, Бога Магии и Мудрости Велеса, то у матери, Богини Грозы Дивы-Додолы. Молодой Ярило обязанность имел - на этот праздник приводить в Явь красавицу Лёлю. Вот взял он девицу-красу под ручку и помог спуститься на Красную Горку, где празднично разодетые девахи и парни уже начинали собираться и вспоминать весенние песенки.
- Что ж ты не весел сегодня, Ярилушка? - улыбаясь, спросила Лёля, мимоходом разглядывая своё личико в серебряном зеркальце.
- Да вчера опять с отцом ссора да розня случилась. Уму разуму стал меня учить, а я не оценил!
Лёля обняла Ярилу и сказала:
- Да не тужи, Ярило. Смотри, вон ещё накануне выбрали в деревне красавицу-девушку, которая будет величаться Лёлей - Весной. Правда, я красивее? Давай плясать пойдём!
- И то верно, Лёлюшка. Кручина крючит,радость выпрямляет!
Тем временем с песнями собралась на поляне вся молодёжь, нарядили Лёлю во всё белое, украсили венком из только что сорванных цветов, посадили её на трон из нескольких слоёв дёрна с пушистой травкой, а вокруг стали хороводы водить да песни-веснянки
распевать:
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам травки
да повыше.
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам милого, да покраше!

А со всей деревни угощения несут, Лёле требу - пироги, печенья-варенья да крашеные яйца. Это всё на общий стол к вечеру пойдёт. А ещё венки зелёные, накануне связанные, складывают горкой. Их потом Лёля раздаст всем, как оберег, будут хранить их до следующего праздника. Попели, хороводы поводили, а как Лёлю в свой круг взяли, так танцам время пришло. Кто в хороводе пляшет, а кто и на круг выскакивает, да такие коленца выкидывает, что диву даёшься.
С притопом, с прихлопом, да частушку надо прокричать, народ посмешить:
-Пойду плясать,
Свою выходку казать.
Вот и я, вот и я,
Вот и выходка моя!
И пошло веселье!

Светлые Боги любили праздники посещать, в людской личине и поют, и пляшут.
Никто и не догадывается, что настоящая Лёля, Богиня, тут же хоровод водит, а Ярило
с девушками в горелки играет.

Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник в честь них с полным размахом - украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, в день 20 марта отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.

Все о славянской мифологии есть у нас в «Северной сказке»!

Многим из нас наверняка бы хотелось последовать заветам предков и тоже позвать себе в гости Весну-красну, наполнить душу надеждой и радостью! Хотите узнать в подробностях, как же справляли славяне праздник Солнца в честь Ярило и Лёли? Желаете прочесть про приключения славного Ярого Бога и красавицы Богини Весны? Специально для вас мы подготовили и издали немало книг, в которых красочно и ярко описана вся

В народе Ярилин день называют также "Макушкой лета", так как он приходится на самую жаркую пору сезона.

Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви, который отличается ярким темпераментом. Его считали богом плодородия - в старину поговаривали, что на Ярилу все живое "приходит в яр", то есть начинает плодоносить.

По легендам, от союза Ярилы с Матерью-Землей, которая до той поры была безжизненной, и произошло все живое на планете, в том числе и человек.

Ярилу считали самым младшим среди солнечных богов, однако уважительное отношение древних славян к его культу от этого было не меньше. Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно побеждал в схватках.

В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение — на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.

Когда возник праздник

Точная дата возникновения праздника неизвестна - его корни восходят к тем далеким временам, когда на Руси еще не было христианства. Ярилин день — долгожданный праздник бога солнца по древней славянской традиции встречали в первый день июля.

В этот день древние славяне просили помощи у небесных светил, природы и животных. День Ярилы-Солнца считали праздником окончания весны и начала лета.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Солнечного бога чествовали и в другие дни — праздники в честь Ярилы обычно отмечались с 21 марта (день весеннего равноденствия, Масленица) и следующие за ним дни, вплоть до середины лета.

Несмотря на то, что православная церковь против подобных праздников и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обряды

Ярилин праздник называли особенным - в старину говорили, что его "целый год ждут" и он "всем дням день".

В этот день традиционно все отдыхали от полевых работ, устраивали праздничные ярмарки, веселые народные гуляния с играми и состязаниями, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Люди верили, что чем веселее пройдет праздник, тем удачнее будет год.

Устраивали пиры и в полях с обязательными блюдами — яичницей, пирогами и сладостями. По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились.

Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Девушки, как правило, украшали себя лентами и цветами.

Мужчины, ради забавы, рядились в пестрые платья, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями — встреча с ними сулила удачу, богатый урожай и счастье в личной жизни.

Ярилу часто изображали в виде красивого юноши на белом коне, голову которого украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Поэтому в некоторых местностях в Ярилин день выбирали красивого парня или девушку, сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, а в руки давали колосья.

Коня с "Ярилой" водили по полям, приговаривая: "Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!" Назывался этот обряд "Отмыкание Земли".

Поскольку Ярило — бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev

Браки, заключенные на Ярилу, признавались законными, а дети, рожденные после праздника, считались рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно. Поэтому, знающие люди старались не упустить Ярилин день.

В этот день женщины оправлялись в лес за ветками для венков. В старину считали, что женщины склонны к спорам, сплетням, зависти, и чтобы всех примирить и обеспечить хорошие отношения в течение всего года, придумали обряд - нужно было поглядеть друг другу в глаза сквозь венок.

Незамужние девушки в этот день шли гадать на берег речки. Они бросали венки в воду и смотрели, куда поплывет и с какой стороны ждать женихов. Главное, чтобы венок не утонул, а то свадьбы ближайший год не видать.

В старину в этот день, перед восходом солнца, колдуны и знахаря ходили в отдаленные места "слушать клады". И если клад пожелает явить себя, можно было легко и быстро разбогатеть.

Люди считали, что в этот праздник Земля-матушка менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать.

Народные поверья гласят, что в этот день нечистая сила пряталась особенно тщательно. Нечисть боится солнца и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений — солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые "дыры", сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир.

Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу, с которой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь нее. По преданию, таким образом можно было увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, от которых давно нет известий.

На Ярилин день оставляли угощение домовому, и, если к вечеру угощения исчезали, люди считали, что домовой остался доволен подношением и рад жить вместе с хозяевами, соответственно в доме будет царит счастье и благополучие.

Угощения оставляли и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.

Люди верили, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод — надо только искренне попросить его об этом на утренней заре в уединенном месте.

Приметы

В этот день собирали лекарственные травы и другие растения, наделенные магическими свойствами. Люди считали, что горячий напиток из целебных трав, собранных в Ярилин день, избавляет от многих недугов. Целебными травами кормили скот, украшали дом для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей.

Утренняя роса на Ярилин праздник считалась целебной, дарующей молодость, красоту и здоровье. Поэтому, в старину люди умывались ею, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них.

Скот, в день бога солнца выгоняли на пастбище, чтобы и он походил в Ярилиной росе. Кстати, в этот день скотину кормили досыта, так как считали, что чем больше животные съедят, тем плодородней будет год.

В огороде устраивали смотрины урожая, искали первые плоды — один огурец закапывали, чтобы урожай был хороший, остальные подавали к трапезе.

В этот день люди косили и сушили траву, а затем набивали ею матрасы - считалось, что на такой перине можно не только хорошо выспаться, но и поправить свое здоровье.

Детей и домашних животных в этот день было принято легонько стегать вербовыми прутиками, при этом желать им здоровья и хорошего роста.

Много примет в этот день было связано и с погодой. Если 1 июля выпадал солнечный день, то следующие за праздником семь дней будут жаркими.

Утренний туман, ветер винтом, а также вечерняя заря золотисто-желтая с розовыми отблесками сулили хорошую погоду. А месяц на небе такой, что на нижний рожок можно "повесить" ведро предсказывал засушливые дни.

Много росы - уродится просо, а мошка над озимью — к улову перепелов.

По хвостам животных также предсказывали погоду на оставшееся лето. Если хвосты опущены — к дождям, если хвосты приподняты — к жаркой погоде.

Родившихся в этот день считали хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет.

Материал подготовлен на основе открытых источников