Образовательный проект работа с родителями. Совместный творческий проект с родителями в детском саду. Средняя группа

Введение

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к происходящим в стране реформаторским изменениям последних лет в экономике и социальной сфере, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, воспитательной дееспособности. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей сегодня, привели к возникновению ранее неизвестных, нетипичных для нашего общества проблем воспитательного характера. Родители теряют свой авторитет и перестают быть образцом для подражания у своих детей, поскольку последние часто считают их неудачниками, не способными преуспевать в новых социально-экономических условиях.

Изменение экономических общественных отношений в стране сопровождается также значительной переоценкой нравственных основ жизни. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентации общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии.

Еще одна воспитательная проблема дня связана с изменением ментальности общества в целом. Наблюдается, качественные изменения нравственных принципов в российском обществе привели к резкому снижению ответственности родителей за воспитание детей.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развитие детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют повысить его эффективность. Создание единого пространства, развитие ребенка не возможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, не зависимо одни от других и обе стороны будут оставаться, в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому у нас возникла необходимость разработки проекта, которая станет ориентиром, как для педагогов, так и для родителей.

Проект строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).

Проект состоит из введе­ния, обоснования ее актуально­сти, основных направлений ра­боты и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в це­лях повышения педагогической культуры родителей, формирова­ния партнерских отношений с семьей, строящихся на принци­пах гуманизма, дифференциро­ванного, адресного и личностно-деятельностного подходов.

1. Обоснование актуальности проекта

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каж­дый из которых по-своему обо­гащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают опти­мальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодей­ствие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процес­са ДОУ, без которой невозмож­но решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями про­екта стали повышение педа­гогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет спо­собствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

2.Нормативно –правовое обеспечение проекта

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

3.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998г. №124 – ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);

4.Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);

5.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

6.Устав МДОУ;

7.Родительский договор;

8. Программа «Семья» отдела образования г.Медногорска

3.Цель и задачи проекта

Цель — вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников

2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей

3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми

4. Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях

4.Новизна и результативность проекта

Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей микрорайона.

5.Основные направления работы

Организационно-посредническое

  • вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;

Информационно-просветительское

  • обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;

Организационно-педагогическое

  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

6.Основные принципы проекта

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

7.Этапы работы по взаимодействию с семьёй.

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель — организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

1. Обеспечить педагогов ДОУ научно-методической информацией о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивидуальной работы семьями воспитанников

3. Способствовать повышению культуры педагогического общения.

1. Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным, психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями,

2. Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьями.

3. Проведение консилиумов по анализу и планированию работы с семьями воспитанников.

4. Самообразование педагогов:

4.1.Изучение литературы по проблемам семейного воспитания.

4.2.Изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства.

4.3.Изучение современных методик,технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.

Формы работы:

1. Лекции, беседы, консультации.

2. Семинары-практикумы, педагогические советы, анкетирование, тестирование.

3. Чтение специальной литературы, повышение квалификации.

2 этап. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель — выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Изучить и оценить реальные потребности семей воспитанников

2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры

3. Выявить мнение родителей о качестве работы ДОУ

1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью

1.1. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в ДОУ и его семье.
1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.
1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников

2.Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников

3.Диагностика психологического климата в ДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса).

4.Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами ДОУ

Формы работы:

1. Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.

2. «Родительская почта»».

3. «Горячий телефон».

4. Тетрадь отзывов и предложений.

3 этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель — повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания.

2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.

1. Наглядное информирование родителей.

2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.

3. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ:работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности;составление плана взаимодействия с семьей на учебный год.

4. Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.

5. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, развлечений, туристических походов.

6. Участие родителей в педагогическом процессе.

7. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

Формы работы

1. Информационные и групповые стенды, родительские групповые газеты, газета для родителей от родителей «Светлячок», родительские собрания.

2. Круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.

3. Планирование, совещания.

4. Родительские клубы, День Здоровья, Неделя экологии, тематические встречи, открытые занятия.

5. Благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории д/с.

4 этап. КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель —анализ результативности взаимодействия ДОУ ребенка с семьей

Задачи:

1. Изучить и оценить работу ДОУ по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

2. Прогнозировать на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников.

1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия и сбор аналитического материала, внесение корректив в планирование работы с родителями, отражение результатов текущей и итоговой работы в основной документации методической службы.

2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям, выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, выработка стратегии совместной работы всех служб ДОУ по вопросам сотрудничества с семьей.

Формы работы

1. Тесты, опросы, анкетирование.

2. Заседания круглого стола.

3. Дискуссии.

4. Перспективное и календарное планирование.

5. Аналитические справки.

8. Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

I этап. Поиск контактов, пер­вые встречи двух сторон, выра­ботка желания общаться. На этом этапе воспитателю особен­но необходимо проявить педаго­гический такт, искреннее уваже­ние к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолк­нуть их некорректными вопро­сами.

II этап. Совместное размыш­ление о том, что необходимо раз­вивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

III этап. Установление общих требований к воспитанию ре­бенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на вос­питание и назвать используемые методы в общении со своим сы­ном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо вы­слушать и не опровергать. По­степенно нужно предложить свои способы воздействия, при­звав к объединению усилий для выработки единых требований

IV этап. Согласованное со­трудничество в достижении об­щей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные воз­можности друг друга, определя­ют цели и задачи, находя спосо­бы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали даль­нейшему сотрудничеству,

V этап. Реализация достигну­тых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно со­общает о своих сомнениях, за­труднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатывают­ся согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, кор­рекцию его поведения.

VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать гото­вые решения. Надо тщательно про­анализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых пе­дагогических воздействий.

9. Механизм оценки результатов

Методика изучения уровня актив­ности, психолого-педагогичес­кой культуры родителей.

Метод отслеживания

Учёт участия родителей в различных мероприятиях

— наблюдения

— беседы

Методика изучения удов­летворенности родителей работой образовательного учреждения.

Метод отслеживания

— анкетирование

— индивидуальные беседы

Тестирование

Методика определения уров­ня деятельности педагога с ро­дителями.

Метод отслеживания

Ис­пользование листов самооценки (Л.М. Денякина).

— тестирование

— моделирование игровых и проблемных ситуаций

Мониторинг взаимодействия в системе «ДОУ –семья»

10. Ожидаемые результаты

  • установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
  • оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
  • родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
  • устранить формализм при организации работы с семьей;
  • установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
  • сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
  • распространить опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.

Задачи и их реализация в семье и в детском саду

Список использованных источников

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Архангельский В.Н., Кучмаева О.В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С.64-84.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 2000.- 192с.

5. Бикбулатов Р.Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.

6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л.Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с.9-16.

7. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

11. Зимина А.И. Работа с родителями / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.

12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

13. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

14. Рындак В.Г. Мы родом из детства//Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В.Г.Рындак-М.;Оренбург: Пед.вест.ОГИМ, 2006.-203с.

15. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

16. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности/В.Я.Татаренко.-М.:Мысль,2003.-352с.

17. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т.А. Фалькович Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.


Участники проекта: воспитатели, дети, родители, младший воспитатель. Вид проекта:социальный Продолжительность: долгосрочный


Актуальность проекта: Проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья . В Законе РФ « Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь.



Задачи: - закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи). - воспитывать желание заботиться о близких. - закреплять знание пословиц о семье. 1. Организационный момент. (в кругу). Собрались все дети в круг. Я- твой друг, и ты- мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель. –Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я- Вера Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дашенька, Мишенька,…)2. Беседа о семье. Воспитатель.- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья .Как хорошо, что у вас есть семья ! Вы- самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семья ребенок лежит, а мама дает ему лекарства и т. д.)- Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, кто изображен, во что одет, что делает? - А как вы думаете, что они могут говорить друг другу? Оживите картинку.- Итак, что же такое семья ? (ответы детей)Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.4. Валеологическая пауза « Большая семья ». (в кругу)В доме жила большая семья , всех назову вам, детишки, я:Мама -красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи- настоящий отец!Бабушка с ними – старушка- жила, целыми днями вязать могла!Дедушка старенький в доме том жил, лето м на даче рыбку ловил.Н у а еще был в семействе сынишка- бойкий и шустрый такой шалунишка.Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.В семье той большой не умели скучать- вечером пили с вареньем чай.Вкусный чаек, объеденье- варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я- Дружная очень это семья !


5. Игра на развитие творческого воображения.Воспитатель. – Вечером вся семья собирается дома- а это значит, что можно поиграть в веселую игру.Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?6. Беседа по пословицам.- Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.« При солнышке тепло, при матери- добро» (дети договаривают пословицы)« Нет милее дружка, чем родная матушка».- А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы знаете пословицы о семье?7. Игра « Что бы вы пожелали своей семье?» (пожелания детей)8. Пальчиковая гимнастика.(стоя)Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный, средний и большой. Знаю я, что у меня дома дружная семья : Это- мама , это- я, это- бабушка моя. Это- папа, это- дед, и у нас разлада нет! 9. Изготовление цветка для семьи.- А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (из гофрированной бумаги и проволоки)- Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.Спасибо вам за помощь!


Приложение к проекту

Заключительная часть. На основе анализа эффективности новых форм работы с родителями сделаны следующие выводы: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, 68% участвуют в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родитель ские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностики в группе нет родителей- наблюдателей, на 30% увеличилось число родителей –лидеров, до 67% выросло количество родителей- исполнителей. Организация взаимодействия с семьей- работа трудная., не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого- педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей в группе.

ПРОЕКТ

«Творческое взаимодействие с родителями в ДОУ»

ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3-4 стр.

1.Цель и задачи проекта.

5 стр.

II. Предполагаемый результат.

6 стр.

III. Ресурсы.

6 стр.

IV . Описание проекта. План реализации.

7- 12 стр.

V. Литература.

13 стр.

VI. Приложение.

14-16 стр.

Введение

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места.

Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Изучив современнее подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, учитывая ограниченный объем ресурсов, особенности социума ограниченные возможности использования внешних ресурсов: объектов культуры, Интернет-ресурсов, уровень образования родителей мы пришли к выводу: оптимальным средством по вовлечению семьи в единый образовательный процесс является метод проектов.

ЦЕЛЬ: Разработать систему деятельности по внедрению метода проектов в

практику взаимодействия семьи и ДОУ.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей посредством проектной деятельности.

2. Разработать модель организационно-педагогических условий по использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.

3. Обеспечить функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ на основе проектной деятельности.

4.Изучить уровень эффективности созданных условий, обеспечивающих вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ и познакомить с ним коллег.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

Функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ.

Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий в условиях малого города или сельской местности.

РЕСУРСЫ:

Кадровый потенциал

Программно-методическое обеспечение

Родительское сообщество

Социальные связи

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к пасхальной неделе, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.

Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей на основе проекта -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

План реализации проекта

«Метод проектов как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях города» на 2010-2013 год

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

I . Организационно-диагностический.

Цель: сбор информации и создание системы мониторинга оценки качества взаимодействия (анкетирования, тестирования, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей).

1.1.

Обновление нормативно-правовой базы функционирования МДОУ разработка положения о творческой группе детского сада.

2010г.

Заведующая МДОУ

1.2.

Разработка анкет для родителей и педагогов по вопросам организации взаимодействия.

2010 г.

Педагог -психолог, социальный педагог.

1.3.

Анализ и самоанализ содержания деятельности педагогов в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в д/с» (под ред. Комаровой, Гербовой, Васильевой) по организации взаимодействия с родителями

2010 г.

Зам. заведующей по УВР. Воспитатели всех возрастных групп.

П. Методическое обеспечение.

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по взаимодействию с родителями посредством метода проектов.

Ознакомление педагогов с особенностями и возможностями использования метода проектов

2010г.

Зам. заведующей по УВР.

Оформление информационного стенда «Метод проектов - инструкция по применению».

2010г.

Творческая группа

Консультация «Основные показатели развития уровня взаимодействия семьи и ДОУ».

2010г.

Педагог - психолог

Тренинг «Проектный метод -результативная технология развития коммуникативных навыков всех участников педпроцесса»

2010-2011г.г.

Творческая группа Воспитатели сред., ст. и подг. возрастных групп

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в разновозрастной группе».

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели

Проведение консультаций по запросам воспитателей.

2010-2013

Творческая группа

Разработка групповых проектов

2011г.

Презентация групповых проектов

2011г.

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка - конкурс материалов семейных проектов (планы, схемы, результаты взаимодействия).

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп

2.10

Семинар «Метод проектов как фактор сохранения традиций» (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т.

2012г.

Творческая группа. Родители.

2.11

Общесадовый проект «Наш любимый детский сад».

2012г.

Все педагоги. Родители

2.12

Оформление материалов по организации проектной деятельности (проекты, конспекты занятий, фотографии, рисунки, высказывания родителей, детей и

др)

2012-2013г.

Зам. заведующей поУВР

Воспитатели всех возрастных групп

2.13

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

2.14

2013

Все педагоги и родители

III . Взаимодействие с семьей.

Цель: Развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанников. Включение семьи в образовательное пространство ДОУ.

Анкетирование родителей (уровень удовлетворенности взаимодействием с ДОУ)

2010г.

Воспитатели всех возрастных групп

Консультация «Совершенствование взаимодействия педагога и родителей, как фактор психологического комфорта ребенка в семье и д/с».

2010 г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия взрослого и ребёнка в совместной деятельности»

2010

Педагог-психолог

Участие родителей различных профессий в игровых проектах в детском саду.

2010-2012 г.

Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Презентация семейных проектов

2011

Воспитатели всех возрастных групп Родители

Конкурс «Семья года» по активному участию семьи жизни д/с

2012 г.

Зав. ДОУ Родители

Участие в общесадовом проекте «Наш любимый д/с»

2012г.

Все педагоги. Родители

Круглый стол «Метод проектов, как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города »

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

3.10.

Совет педагогов и родителей «Взаимодействие с родителями. Итоги и перспективы»

2013

Все педагоги и родители

IV . Взаимодействие с общественными организациями.

Школа, библиотека: Организация и проведение совместных проектов

2011-2013

Институт повышения квалификации работников образования:

проведение семинарских занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ;

организация работы творческой группы по проблемам взаимодействия с семьей

2012-2013г.

Городской (районный) методический кабинет:

ГМО воспитателей МДОУ

Суть инициативы

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Обоснование значимости

Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.

Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

Ожидаемый результат

1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Пути реализации

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

Состав участников

Дети, родители, воспитатели

Срок реализации проекта

Вид проекта

Ролево-игровой

Исходные теоретические положения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

Распределение деятельности

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы Задачи Сроки Ответственные
1 Выставка “Умелые руки” Пополнить развивающую среду в группе Январь Родители

Воспитатели

2 Семейный досуг “Какой хороший папа” Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. Февраль Воспитатели
3 Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты Привлекать родителей к совместной деятельности в семье Февраль Родители
4 Праздник “Мамин день” Воспитывать любовь и доброе отношение к маме Март Воспитатели

Родители

5 Встреча со специалистами “Теплый дом” Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей Апрель Воспитатели

Муз.рук-ль

Инструктор ИЗО

6 Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” Воспитывать патриотизм и толерантность Апрель Воспитатели
7 Выставка “У мамы руки золотые” Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе Май Мамы

Воспитатели

8 Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя Май Родительский комитет

Воспитатели

9 Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка Май - июнь Воспитатели

Родители

10 День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение Июнь Родительский комитет
11 Выставка комнатных растений “Цветоград” Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства Июль Родители
12 Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов Август Старший

воспитатель

Психолог

13 Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ Сентябрь Родители
14 Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе Сентябрь Воспитатели

Родительский

15 Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” Повысить педагогические знания родителей Сентябрь Родители

Воспитатели

16 Консультация “Чем и как занять ребенка дома” Заинтересовать родителей данной проблемой Октябрь Воспитатели
17 Беседа “Если хочешь быть здоров” Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников Октябрь Врач

Ст. медсестра

18 День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” Помочь родителям в воспитании детей Ноябрь Воспитатели

Психолог

19 Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам Ноябрь Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

20 Конкурс “Семья года” Выявить победителя конкурса “Семья года” Декабрь Воспитатели

Работники библиотеки

21 Новогодний праздник Доставить детям радость и удовольствие Декабрь Воспитатели

Родители

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

Мониторинг;

Мероприятия (групповые и общесадовские);

Анализ родительских анкет;

Праздники и развлечения;

Протокола родительских собраний и консультаций.

Методические разработки

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

Методы и технологии

Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

Детско-родительские гостиные;

Методы ТРИЗ;

Методы психофизического сопряжения;

Интеграция;

Театрализованная деятельность;

Метод КТД.

Необходимые условия реализации проекта

1.Интерес детей и родителей.

2.Наличие необходимой литературы.

3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !

Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада :

Воспитание уважения к детству и родительству ;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :

Совместной деятельности педагога и ребенка;

Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

В самостоятельной детской деятельности;

В условиях проведения активной методической работы .

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :

Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные :

работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .

Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .

Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные :

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные :

Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .

Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :

1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,

«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями :

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;

Буклет «Безопасный Новый год» ,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.

3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность :

1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .

2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы :

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

4. Игры с напольными пособиями :

Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .

Материал в уголок родителей «Моя семья» .

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

Выводы по проделанной работе :

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.