О вреде игрушек из автоматов. Плохие и опасные игрушки, в которые играют наши дети

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.

Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

К большому сожалению, игровые принадлежности не всегда отличаются надёжностью и безопасностью. На прилавках часто в большом изобилии имеются пупсы, погремушки или резиновые зверьки, изготовленные из ядовитых материалов. Чем же опасны вредные игрушки?

Детский психолог

Малыш, который любит жевать погремушки и резиновых утят, может получить дозу токсического вещества: свинцовых, ртутных, фосфорных соединений, формальдегида.

Кроме того, «шерсть» плюшевых медвежат и зайчат работает своеобразным пылесборником, повышая риск аллергических реакций. А детали магнитных конструкторов могут навредить пищеварительному тракту при проглатывании.

Именно поэтому родителям необходимо знать, какие игрушки наиболее опасны для детей разных возрастов и как выбирать безвредные куклы и машинки для своего чада.

Самые вредные игрушки для детей

Казалось бы, какой вред могут нанести ребёнку безобидные пупсы, резиновые зверята или конструкторы? Однако, встречаются игрушки, взаимодействие с которыми может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье. О них мы и поговорим дальше.

Сами по себе игрушки типа «Неокуб» полезны для развития детского мышления. Однако, имеется у них один очень большой минус – ребёнок может проглотить мелкие детали, которые содержат магнит.

И, если при глотании обычного небольшого предмета пищеварительный тракт не страдает (детали конструктора выходят естественным путём), то в случае с магнитными элементами ситуация совершенно другая.

Магниты тут же начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в своеобразные конгломераты внушительных размеров. Самостоятельно они уже не могут выйти из организма, к тому же травмируют стенки кишечника, что очень опасно.

Чтобы избежать негативных последствий, следует придерживаться нескольких правил:

  1. Не покупайте магнитные конструкторы детям, которым ещё не исполнилось 3 лет.
  2. У безопасной игрушки магнитные элементы находятся внутри пластикового кожуха, что исключает вероятность проглатывания ребёнком.
  3. Детали игрушки должны быть крупными. В таком случае ребёнок попросту не сможет проглотить заинтересовавшую его часть конструктора.

Несмотря на полезность таких развлечений, знакомство с магнитными конструкторами лучше отложить до того момента, когда ребёнок подрастёт и перестанет тянуть в рот предметы для исследования.

Вспомните, как часто маленького карапуза родственники и знакомые буквально заваливают плюшевыми зайцами, медведями и слонами. И хорошо, если такие игрушки изготовлены из высококачественных материалов. Однако так бывает не всегда.

Достаточно часто при изготовлении мягких игрушек применяют вещества, которые способны вызвать (или спровоцировать) у ребёнка астматические или аллергические реакции.

Вместо плюша используют синтетические волокна, к тому же окрашенные в токсические краски. А это уже чревато отравлением малыша, которые активно играет с таким вот «ядовитым» мишкой.

Ещё один риск – наличие антипиренов (веществ, защищающих от огня). Такие химические соединения, скопившись в организме, могут привести к проблемам в функционировании нервной и эндокринной систем, иммунитета.

Также не следует забывать, что пушистые приятели накапливают пыль и пылевых клещей, также способных вызвать ухудшение состояния у детей-аллергиков.

Если уж мягкая игрушка очень нравится ребёнку, необходимо за ней ухаживать. Например, хорошенько промывать водой с моющим средством, прополаскивать и высушивать.

Луки, «огнестрельное» оружие, сабли с каждым годом становятся всё более реалистичными.

Некоторые производители настолько усовершенствуют свои игрушки, что обычный детский пистолет превращается чуть ли не в травматику.

Естественно, при неосторожном обращении (а в случае активных мальчишеских игр это практически неизбежно) повышается вероятность травмирования:

  • попадание пулек или стрел в глаза;
  • порезы от сабель и мечей;
  • оглушение от громких звуков.

Родителям необходимо постоянно напоминать детям об осторожности при обращении с моделями оружия. А от пистолетов с пулями лучше вообще воздерживаться во избежание повреждения органов зрения у своего чада или его товарищей.

Несмотря на то что в наборы для химических или физических опытов обычно не включают опасные для жизни реагенты, важно понимать, что для маленьких детей дошкольного возраста подобные эксперименты находятся под строгим запретом.

Да и школьники, обладая живым умом и склонностью к авантюрам вполне способны заменить химические ингредиенты каким-нибудь более «эффективным» веществом или внести коррективы в инструкцию.

Именно поэтому, если покупки не избежать, следует держать мини-лабораторию и самого экспериментатора под строгим контролем.

Все физические и химические опыты должны проходить в присутствии родителей.

Музыкальные инструменты (барабаны, дудки и т.д.) очень полезны для полноценного развития малыша, особенно для совершенствования фонематического слуха.

Однако это правило работает, если такие игрушки изготовлены из качественных материалов и отличаются правильным звучанием.

На рынке же можно встретить инструменты для ребёнка, звуковой порог которых превышает точно выверенный предел в 85 Дб.

Превышение этой нормы может негативно сказаться на развитии слуха, а в особо тяжёлых случаях, если имеется предрасположенность, и вовсе вызывает глухоту.

При выборе дудок, свистелок и прочих музыкальных игрушек необходимо в обязательном порядке обращать внимание на издаваемые звуки. Они должны быть не очень громкими, чистыми, без посторонних шумов и неприятных хрипов.

Во избежание проблем со слухом и утомления нервной системы специалисты не рекомендуют детям играть с музыкальными инструментами больше 60 минут в сутки.

Прогресс не стоит на месте, поэтому на рынке всё чаще и чаще появляются игрушки с пропеллером.

Детям младшего школьного возраста приобретают летающих фей, миньонов. Подростки же без ума от всевозможных квадрокоптеров и прочих летательных аппаратов.

Невзирая на тот факт, что производители заверяют родителей о безопасности подобных устройств, следует понимать, что это техника, которая всегда может дать сбой. Так что не исключены рваные раны, царапины или ушибы.

Лучше всего освоение подобных летающих конструкций оставить до подросткового возраста. Дети помладше могут играть в игрушки с пропеллером только в присутствии взрослых и под их неусыпным контролем. Это важное условие!

Различные уточки из резины – обязательный атрибут для купания маленьких детей. Однако мало кто из родителей задумывается над тем, что подобные изделия могут нести опасность ребёнку.

Во-первых, малыш может попросту откусить кусочек от игрушки и задохнуться, если он попадёт в горло. Во-вторых, такие резиновые персонажи (особенно если они произведены в Китае) могут быть опасны для здоровья.

Некачественная резиновая игрушка отличается:

  • резким химическим «ароматом»;
  • ядовитыми расцветками;
  • нестойким красителем, который остаётся на руках.

В состав низкокачественных резиновых изделий могут входить такие небезопасные для ребёнка вещества, как мышьяковые, свинцовые и ртутные соединения.

Кроме того, в продаже имеются и игрушки из поливинилхлорида (ПВХ), который представляет собой материал, по свойствам напоминающий резину и пластик.

В некоторых европейских странах запрещено использовать ПВХ в производстве детских игрушек. Российские специалисты пока подобные ограничения не вводили, поскольку сам поливинилхлорид не представляет опасности.

Однако при его изготовлении недобросовестные производители могут применять такие токсичные соединения, как фенол, альдегиды или фталаты. Достаточно помыть игрушку из некачественного ПВХ горячей водой, как эти вещества начнут выделяться из изделия.

Помимо этого, маленькие дети, любящие пробовать всё на вкус, вполне способны облизнуть яркую игрушку или отгрызть от неё небольшой кусочек. А это значит, что ядовитые вещества могут проникнуть в организм и привести к отравлению.

Чтобы минимизировать вероятность приобретения некачественной игрушки из резины или ПВХ, обязательно просите у продавцов предъявлять сертификат соответствия на продукцию. Его наличие гарантирует высокое качество используемых при производстве материалов.

В детских спальнях часто можно встретить различные светящиеся фигурки, наклейки на потолок или для шкафов.

В большинстве случаев производители применяют при изготовлении эти игрушек безопасные светоотражающие краски или люминесцентное покрытие.

Настораживают опять же китайские компании, которые заменяют эти вещества на более дешёвые фосфорные соединения. Конечно, игрушки тоже радуют малыша приятным свечением, однако этот химический элемент достаточно опасен для ребёнка.

В зоне риска оказываются сердечно-сосудистая и метаболическая системы, пищеварительный тракт, работа печени. Вот почему необходимо требовать от продавцов сертификаты и покупать такие игрушки исключительно в надёжных и проверенных магазинах.

Мальчишки (да и некоторые девчонки) обожают гонять. Именно поэтому родители, желая порадовать своё любимое чадо, всё чаще задумываются о приобретении детского мотоцикла.

Однако подобное транспортное средство – достаточно мощная игрушка, с которой справится не каждый ребёнок. Многие дети, невзирая на предупреждения, могут разгонять большую скорость, выезжать на дорогу или кататься на мотоцикле без шлема. А это грозит серьёзными травмами.

Также следует помнить о том, что при выборе транспортного средства нужно учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка. Детские мотоциклы делят на 3 основные категории:

  • каталки . Предназначены для детей от 2 лет, малыш приводит такой мотоцикл в движение, просто отталкиваясь ножками от пола;
  • электрические . Такие модели действуют от аккумуляторов и предназначены для детей от 3 лет и старше;
  • бензиновые . Это подростковые транспортные средства, их приобретают детям старше 12 лет.

Прежде чем усаживать ребёнка на детский мотоцикл, необходимо обязательно повторить все правила безопасности. Ну а лучше всего, если развлечение будет проходить под присмотром взрослого.

Некачественные пиротехнические изделия – прямая угроза для здоровья и даже жизни ребёнка.

Особенно часто про несчастные случаи с пиротехникой говорят в период новогодних праздников, однако это не останавливает некоторых нерадивых родителей от покупки подобных игрушек.

Хотя дети и сами могут купить петарды и хлопушки, несмотря на запреты продавать пиротехнические изделия несовершеннолетним.

Следует понимать, что опасность для ребёнка представляет не только недоброкачественная пиротехника. Неопытный пользователь может случайно испортить фейерверк или петарду, в результате чего «снаряд» способен взорваться прямо в руках, повредив глаза, пальцы или кожу.

Итак, опасные игрушки для детей подстерегают буквально повсюду, поэтому важно знать основные правила выбора игровых принадлежностей, чтобы исключить риск приобретения вредного изделия. Избежать неудачных покупок помогут несколько полезных советов от специалистов.

  1. Изделие и сертификат на него должны обладать пометкой CE. Такая маркировка свидетельствует, что товар полностью соответствует стандартам безопасности Европы.
  2. Лучше купить одну дорогую куклу, чем пять игрушек сомнительного качества. Кроме того, приобретать товары для ребёнка лучше не на рынке, а в специализированных магазинах. Пусть вам в итоге и придётся заплатить больше.
  3. Важно удостовериться в наличии сертификата и прочих сопроводительных документов, которые подтверждают качество товаров.
  4. Обращайте внимание и на соответствие игрушки возрасту ребёнка. Это правило особенно важно, если малышу меньше 3 лет, поскольку наличие мелких деталей очень опасно в раннем возрасте.
  5. Игрушки с резким «ароматом» и ядовитой расцветкой сразу откладывайте в сторону. Это верный признак некачественного изделия, потенциального опасного для ребёнка.
  6. Убедитесь в целостность игрушки, особенно если они с наполнителями. Нужно проверить все пайки, а в случае с плюшевыми игрушками – швы, поскольку ребёнок вполне может разгрызть или разорвать нитки.
  7. Дети младше трёх лет постоянно тянут в рот игрушки, поэтому перед покупкой убедитесь, что сами изделия или их детали больше по размеру детского кулачка.
  8. Не покупайте изделия их хрупкого пластика. От броска об пол такая игрушка треснет, после чего её осколки вполне могут оказаться у ребёнка во рту.
  9. Откажитесь от покупки громких музыкальных инструментов или пищалок, поскольку, как уже было отмечено, подобные изделия способны навредить детскому слуху.

Абсолютно все игрушки, особенно приобретаемые для детей раннего возраста, не должны иметь выпирающие, острые или приклеенные детали. Иначе ребёнок рискует пораниться заусенцами или проглотить отлепившиеся элементы.

Не следует думать, что выполнение вышеописанных рекомендаций – конечный «пункт» при покупке игрушки.

Перед тем, как отдать куклу или медвежонка малышу, необходимо выполнить несколько важных действий:

  • обязательно осмотрите игрушку, снимите этикетки и прочие приклеенные ярлыки. Такие бумажки очень нравятся маленьким детям, поэтому кроха ненароком может их сгрызть и проглотить;
  • изделие из пластика, резины или дерева необходимо обязательно промыть в горячей воде с мылом. Исключение – игрушки из ПВХ, которые не терпят высокотемпературных воздействий;
  • также можно очистить поверхность игрушки от возможных бактерий и прочих вредных микроорганизмов с помощью спирта или безопасного дезинфицирующего средства;
  • игрушки из текстиля, меха или плюша нужно постирать. Сделать это можно вручную либо в машине на деликатном режиме. Затем чистое изделие следует высушить на открытом воздухе.

После водных процедур купленный товар стал выглядеть непрезентабельно? Вероятнее всего, материал, из которого выполнена игрушка, низкокачественный. Поэтому жалеть о порче не стоит, лучше всего выбросить изделие.

Перед тем, как дать игрушку в руки ребёнку, необходимо тщательно изучить инструкцию, особенно раздел с предупреждениями. Там имеется вся информация по эксплуатации и уходу за купленным изделием. Возможно, куклу нельзя купать, а конструктор – хранить рядом с батареей.

Как избавиться от опасных игрушек?

Вредные некачественные игрушки проникают в дом разными путями. Даже если мама не приобретёт некачественную куклу или плюшевого зайку, их всегда может подарить бабушка или знакомые семьи. Естественно, не со зла, а по не знанию.

Обижать дарителя, конечно, не стоит. Также не рекомендуется акцентировать детское внимание на нежелательном изделии (ведь оно может оказаться вполне симпатичным на вид).

Действия родителей должны быть спокойными и деликатными. Близким родственникам нужно рассказать о правилах выбора безопасных игрушек и товаров для детей. Если даритель – человек малознакомый, его можно просто поблагодарить и больше не возвращаться к этому вопросу.

Что делать с игрушкой? Всё зависит от реакции ребёнка:

  • если подарок не вызвал особого интереса, его можно вначале убрать подальше, а затем и вовсе выбросить;
  • если ребёнок заинтересовался блестящим и шумящим игровым предметом, то необходимо подождать, пока малыш переключит внимание на что-то другое. Конечно, предварительно нужно убедиться, что игрушка не имеет отваливающихся элементов.

После снижения интереса нежеланную игрушку можно «случайно» потерять. Вероятно, малыш будет горевать об утрате, поэтому необходимо взамен приобрести что-то действительно полезное и ценное для маленького пользователя.

Таким образом, сегодня выбор игрушек для детей любого возраста просто поражает. Неудивительно, что не все мамы и папы ориентируются в функционале и особенностях игровых аксессуаров. Тем более не разбираются в качестве игрушек малыши.

Каковы самые опасные игрушки? К этой категории относятся изделия, которые изготовлены из некачественных материалов, не соответствуют возрасту ребёнка и его психологическим особенностям.

(Пока оценок нет)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

У игрушек важная функция - с их помощью ребенок познает мир. Но не каждая игрушка полезна. Почему?

Стоит нам приняться за уборку в детской – и посреди комнаты с угрожающей скоростью начинает расти гора игрушечного хлама: недолюбленные плюшевые звери пугающих расцветок, полуголые Барби со смущающими наш родительский взгляд пышными формами, полуразвалившиеся трансформеры… Счастливой обладательницей жутковатой куклы ваша трехлетняя дочурка стала в результате визита бездетной родственницы. Дорогущий интерактивный пришелец был подарен на день рождения бабушкой и дедушкой. А вот этого монстра купили вы сами, не в силах выдержать очередной скандал в супермаркете…

Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?

Тест на вредность

Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.
Внешний вид : мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу.

Соразмерность : игрушка должна быть такого размера, чтобы малыш легко мог управиться с ней без помощи взрослого. Самые крупные должны составлять не больше трети роста самого малыша.

Простота в использовании : игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна.

Возможность активного творчества : так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества.

Соответствие возрасту : даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям малыша. Выбирая игрушку, всегда смотрите, для детей какого возраста она предназначена.

Качество : вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается не только в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов. Помимо этого, они воспитывают у ребенка в корне неправильное отношение к вещам, которые не нужно ни беречь, ни ценить, которые не хранят в себе воспоминаний и не становятся объектом любви и привязанности. Можно просто равнодушно выбросить сломанную машинку или лопнувшего по всем швам мишку и потребовать новую игрушку. Поэтому стоит с самых первых лет жизни приучать малыша к качественным игрушкам добросовестных производителей.

Игрушки вредные… и полезные

К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша.

Наш совет : с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.

Итак, попробуем разобраться, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.

Гигантские плюшевые игр ушки

Чем вредны : монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и понастоящему испугаться «домашнего любимца».

Обратите внимание : плюшевые звери агрессивных «кислотных» оттенков искажают цветовосприятие крохи, не позволяют правильно формировать вкус ребенка.

Чем заменить : мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.

Интерактивные куклы и мягкие игрушки

Чем вредны : говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюда
теля. Зачем чтото создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?

Чем заменить : куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности
крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.

Игрушечные музыкальные инструменты

Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.

Чем заменить : детские шумовые музыкальные инструменты – бубны, треугольники, маракасы, ксилофоны – великолепно развивают чувство ритма, приучают малыша к чистым и ясным звукам. Отличный вариант – детский музыкальный столик хорошей фирмы. По сути дела, такой столик является настоящей ударной установкой, которая поможет крохе освоить азы исполнительских навыков и подготовит его к серьезным занятиям музыкой, когда он станет постарше.

Современное электрифицированное оружие и военные игрушки

Чем вредны : футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.

Чем заменить : желание стрелять и рубиться на мечах заложена у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета – будет «стрелять» из палки. Отберете палку – станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.

Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Неужели взять да и выбросить с такой любовью подаренную бабушкой Барби только потому, что она не соответствует каким-то там педагогическим рекомендациям? Запретить ли крохе играть в ванне совершенно бесполезной, но такой забавной машинкой для выпускания мыльных пузырей, которая отлично отвлекает его, пока вы моете ему голову?

Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят!

И время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и его близких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.

Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами

Чем вредны : удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку - послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.

Чем заменить : практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д.

Отличный вариант - игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.

Куклы типа Барби и Братц

Чем вредны : куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двухтрех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Чем заменить : качественная кукла-малыш с приданым, кукладевочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте.

НАШ СОВЕТ В вашей семье есть колекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.

Роботы-трансформеры

Чем вредны : нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.

Чем заменить : если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.

"Нынче в школе первый класс вроде института!"... И дело здесь не только в нагрузке, которую испытывают первоклассники. Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек. Распознавать полезные и вредные для развития ребенка куклы и машинки училась корреспондент "КоммерсантЪ - Деньги" Наталия Тютюненко вместе с психологом Верой Абраменковой.

Белая, пушистая, ужасная.

Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма - беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.

Другая знакомая, как раз детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок наглотается ворса,- так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом.

Школа начинающего маньяка.

На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.».

Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за тавтологию, внутреннее наполнение не может не вызвать пристального интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило.

Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в школе, под руководством учителя и только в определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой информации.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат - невроз. И у ребенка, и у родителей.

Что же сегодня продают в магазинах игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент «Денег» и Вера Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины, «борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь, не дай бог, ночью приснятся.

Неестественный отбор.

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.- это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.

Что американцу хорошо - то русскому смерть?

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля (вплоть до Санкт-Петербургского завода прецизионного станкостроения) . Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.

Вера Абраменкова: Кто-то подсчитал, что телепузики давали $2 млрд прибыли в год от продажи продукции с их изображениями (игрушки, журналы, сладости и пр.). В России объем таких продаж - около $100 млн в год. Все знают, что сначала был показан телесериал. Посмотрев сериал, ребенок просит (или требует) купить ему игрушечного героя, полотенце, мороженое с его изображениями... На эти деньги снимается следующий детский сериал. Вот только у нас никто не хочет задуматься, почему те же покемоны запрещены в ряде европейских стран?

Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени - пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 - 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Наталия Тимошина, администратор одного из магазинов торговой сети «Маленький гений»: Среди зарубежных разработок встречаются безумно интересные, но, как правило, их рекламы по ТВ нет. Следовательно, их нет на прилавках обычных игрушечных магазинов. А если и есть, то лежат они в самом дальнем углу, так как их не спрашивают. Раз их не спрашивают, их не поставляют. Круг замкнулся. Кроме того, если родитель решит купить российскую мозаику или пирамидку, ему придется ее поискать. При этом отечественные игрушки, не уступая в качестве, дают возможность сэкономить. Например, зарубежная мозаика стоит 300-1000 руб., а российская - 150-400 руб. При этом наша дает новые возможности для творчества - другие цвета и игровое поле.

Российские конструкторы - отдельная тема. По словам Натальи Тимошиной, сегодня их достаточно много, разработки порой эстетичнее и полезнее, чем у зарубежных аналогов, но о них почти не знают. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась зарубежному производителю и была им выкуплена. (Причем на упаковке проставлены соответствующие реквизиты этого зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Вот такой казус.)

Отношение к развивающей игрушке в нашей стране неоднозначно. Часть психологов-«западников» считают, что в принципе ребенку нужно разрешать все. Если игрушка действительно «не та», то он отвергнет ее интуитивно. По этой логике большинство мам, контролирующих выбор ребенка, смело записываем в неврастенички. Другой подход более консервативен. Утверждается, что от отрицательного воздействия некоторых изделий ребенка нужно ограждать. Иначе можно развить совсем не то, что хотелось бы.

А приверженцы модной сегодня в России вальдорфской педагогики (ратующей за максимальное сопутствование природе ребенка) говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д.

Они дают наибольший простор фантазии, не вредны для здоровья и приближают к природе. Но совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.

Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

Думайте сами, решайте сами.

Главное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление - замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии - в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование - соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе - все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).

Светлана Немцова, школьный психолог: часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться - он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Кстати, в том магазине, который мы инспектировали, нашлось всего несколько стоящих игрушек. Барабан, наборы для вышивания, пара настольных игр, несколько мягких игрушек и одна кукла.

Развивающие игры.

(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1. Кубики Никитина - «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные

геометрические фигуры (191-206 руб.).

2. Кубики Зайцева - пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка (45-130 руб.).

4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) - планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать (85-207 руб.).

5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия), 1600-5000 руб. в зависимости от количества элементов.

6. Конструктор «Такеши» - мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления (315 руб.).

7. Мозаика (Россия), 85-320 руб.

8. Мозаика Кверчетти (Италия), 195-820 руб.

9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) - объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений (333 руб).

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия), 2040 руб.

Пункты 5-10 - игрушки для развития мелкой моторики, воображения, усидчивости, пространственного мышления.

В последнее время в магазинах появилось огромное количество игрушек, но какие игрушки вредны для ребенка, а какие будут способствовать его развитию?

Порой бывает сложно решить, что же купить ребенку, ведь важно, чтобы игрушка не только развивала, будила воображение, но и была безопасной. Давайте вместе разберемся, чего же не стоит дарить ребятне?

С рождения до одного года

В этом возрасте малышу необходимы погремушки и игрушки из различных материалов: пластмассы, резины, дерева и других. Приобретая их, обратите внимание, имеется ли на игрушке возрастная маркировка. Производители обязательно должны указывать, для детей какого возраста игрушка предназначена: 0+, 3+, 7+ и т.д.

Деткам, в возрасте до одного года, противопоказаны яркие и шумные игрушки. Заваливая подобными, мы можем вызвать у ребенка ощущение зрительного хаоса, раздражительность и даже депрессию. Дело в том, что новорожденный может различать только черно-белые предметы.

Человек устроен так, что интерес к цвету возникает у нас не сразу после рождения. Это развивается постепенно, к 9-11 месяцам. Кроме того, игрушки должны соответствовать возрасту. Не нужно дарить грудничку большую лохматую собаку или говорящую куклу. Он может испугаться. Ведь для него игрушка – не только развлечение, но и предмет воспитания, обучения и психологического развития.

Как понять, что игрушка малышу не подходит? Если ребенок, увидев игрушку, испугался или, поиграв с ней, перевозбудился, долго не мог заснуть и беспокойно спал, то такую игрушку лучше убрать до поры до времени.

При выборе игрушки обращайте также внимание на запах. Если погремушка или резиновая зверюшка сильно пахнет резиной, пластмассой или вообще какой-то химией – ни в коем случае не покупайте ее. Это признак токсичности.

Выбирая игрушку, проведите по ней ногтем. Если краска стирается или сворачивается в стружку, если на ощупь игрушка шероховатая, на ней имеются пластмассовые «заусеницы», торчат нитки или набивной материал – все это говорит о том, что материал, из которого изготовлена игрушка, некачественный, а при ее производстве была нарушена технология производства.

При выборе погремушки проверьте, насколько крепко соединены между собой ее детали. Не дай бог, погремушка расколется и высыплется наполнитель. Мелкие детали могут попасть малышу в дыхательные пути.

Кроме того, не рекомендуется малышам до года покупать мягкие игрушки, особенно с длинным ворсом. Ворсинки также могут попасть в дыхательные пути. Чтобы избежать всех этих проблем, покупайте игрушки в специализированных отделах или в аптечной сети.

От 1 года до 3 лет

Детки в этом возрасте очень любят звучащие игрушки. Однако громкий и резкий звук может отрицательно сказаться не только на слухе ребенка, но и здорово расшатать его нервную систему.

В соответствии со стандартом безопасности, уровень звучания игрушек в закрытом помещении не должен превышать 65 децибел. Это равносильно громкому разговору на расстоянии 1 м.

Деткам этого возраста уже можно приобретать различные конструкторы и развивающие игры (пирамидки, кубики, вкладыши и др.). Важно только, чтобы их детали были не меньше 5 см в диаметре. Это относится и к игрушкам с дырочками, куда любопытный малыш непременно захочет засунуть пальчик.

А вот популярные нынче конструкторы с магнитными шариками деткам этого возраста покупать ни в коем случае нельзя! И, опять же, обратите внимание на цвет запах игрушки и устойчивость окраски.

От 3 до 6 лет

Для дошколят игрушка – это уже не просто предмет для рассматривания, ощупывания, проверки на зубок и язычок, но и предмет, стимулирующий мышление, развивающий логику и память.

Большинство современных мальчишек, да и девчонок тоже, предпочитают играть всевозможными роботами-трансформерами, человеками-пауками, черепашками-ниндзя и другими чудовищами.

Психологи считают, что сами по себе такие монстры не опасны. Важно, какой характер они приобретают, попадая в руки малыша. Если чадо склонно к агрессии, то лучше не покупать ему подобного рода игрушек.

Любит ребятня в этом возрасте собирать пазлы. Но не спешите трехлетнему крохе покупать гигантский пазл в расчете, что его будет собирать вся семья. Начинать нужно с самых простых. Первые пазлы для малыша должны содержать не более 6 элементов, причем крупных, чтобы чадо не смогло их проглотить, ну и собирать такие легче. Изображения на детских пазлах должны быть яркими и иметь четкие контуры.

Обратите внимание на материал, из которого сделаны пазлы. Они должны быть выполнены из прочного картона, из дерева или поролона. Если вы решили купить деревянные пазлы, то обратите внимание на боковые срезы деталей. На них не должно быть зазубрин.

Не стоит покупать детям этого возраста различные коллекционные модели. Редко какой ребенок сможет оценить всю прелесть коллекционной игрушки. Он просто-напросто будет разочарован, может заплакать или даже разозлиться, сломать, а мелкие детали, которые, как правило, бывают в коллекционных моделях, проглотить или засунуть в нос. Так что не стоит испытывать силу воли малыша на прочность.

От 7 до 10 лет

В магазинах игрушек появилось множество наборов юных ученых: «Юный химик», «Юный биолог», «Юный физик», «Научная лаборатория» и т. д. В этих играх ребенок может самостоятельно ставить и проводить различные опыты и эксперименты.

Не спорю, очень познавательная и увлекательная игра, но также и очень травмоопасная. Велика вероятность получения ожогов, в том числе и химических, ушибов, ран, а также испуга. В общем, опасностей здесь предостаточно! Поэтому игры такого рода должны проводиться только вместе со взрослыми и после тщательного изучения правил техники безопасности.

В жизнь современной детворы прочно вошли компьютерные игры. И они могут быть полезны для развития ребенка. Главное – контролировать, чтобы чадо не засиделось за компьютером дольше разрешенного времени – не более 45 минут в день. Но вот агрессивные компьютерные игры вредны для неокрепшей нервной системы ребенка. Правда, специалисты уверяют, что зависимости, как таковой, они не вызывают. Скорее, это показатель того, что у вашего отпрыска нет увлечений и интересов. Если у вашего чада интересная и насыщенная жизнь, то он вряд ли станет часами сидеть за компьютером.

Игрушечное оружие - дартс, различные пистолеты, ружья, пушки и космические бластеры находятся на первом месте по травмоопасности. Поэтому выбирайте модели, внешне копирующие настоящее оружие, но не стреляющие пульками, шариками и прочими «патронами», дабы избежать нежелательных последствий.