Новорожденный или грудничок много спит: повод для радости или беспокойства? Почему грудничок тужится? Причины плача ребенка при кормлении из бутылочки

Новорождённого ребенка со всех сторон окружает опасность, если не оказывать ему должный уход. Родителей может встревожить любое внезапное недомогание малыша, особенно когда грудничок подавился, необходимо действовать оперативно, но осторожно. От правильности действий зависят здоровье и жизнь малыша.

Малыши в период новорожденности часто давятся собственной слюной, молоком или водичкой. Это происходит из-за несформированности пищеварительного тракта. Кроха самостоятельно еще не способен контролировать все, что поступает к нему в ротик. Если кроха здоров это проходит к 4-5 месяцам.

Причиной также может служить врожденные заболевания нервной системы у ребенка (церебральная ишемия, патология периферической нервной системы, родовые травмы (с нарушением функции головного мозга).

Основные причины

Существует масса причин, вследствие которых кроха может подавиться и у него начнется удушье (асфиксия). Перечисленные факторы несут серьезную опасность для ребенка и трагедию для родителей.

  1. Грудничок часто давится в первые месяцы жизни, так как он не способен одновременно контролировать свое дыхание и кушать, поэтому захлебывается грудным молоком, искусственными смесями, водичкой. Такие способы вскармливания для новорожденного являются новыми, поэтому нужно время, пока он научился их правильно воспринимать, чтобы не поперхнуться.
  2. Подавиться грудничок может в случае проблем с нервной и эндокринной системами. Диффузный зоб вызывает частый кашель, чрезмерную выработку слюны, как следствие малыш давится. Если это происходит регулярно, лучше проконсультироваться у невролога и эндокринолога. Также проблемы с щитовидной железой определить результаты проведенного скрининга новорожденных в родильном доме.
  3. Ребенок может подавиться во время срыгивания после кормления. Поэтому грудничка можно укладывать в кроватку только после того, как он срыгнул.
Обратите внимание! Независимо от того, срыгнул грудничок после кормл ения или нет , укладывать его спать в первые месяцы жизни нужно строго на боку, чередуя их для безопасности. Грудничок если срыгнет остатки пищи, то ими не подавится. После срыгивания риск того, что малыш подавится минимален.
  1. В дыхательные пути малыша попали кусочки пищи или инородное тело. Это происходит, если родители практикуют ранний прикорм (4-5 месяцев), либо не следят за игрушками грудничка. Важно, чтобы в его ручки не попали мелкие предметы от погремушек, крошки хлеба и другая взрослая пища.
  2. Грудничок часто давится, если у него заложен носик. Причиной этого может стать физиологический насморк, так и насморк простудного характера. Если слышите сопение, шмыганье носиком или наличие слизи в нем, необходимо облегчить дыхание при помощи сосудосужающих капелек Нафтизин, Виброцил, а потом продолжить кормление.
Совет! Не трясите ребенка, когда кашляет будто поперхнулся, это может спров оцировать сильный приступ кашля . Кашель говорит о том, что дыхательные пути младенца свободны. Для облегчения можно легонько постучать по спинке.

Когда нужен врач: признаки, что ребенок подавился

Определить, что грудничок чем-то подавился, можно по некоторым симптомам, заметив которые, важно немедленно оказать первую помощь:

  • широко распахнутые глаза свидетельствуют о страхе грудничка;
  • ребенок пытается сделать вдох, но безрезультатно, при этом его лицо приобретает синюшный оттенок; пытается сделать вдох, но безрезультатно, при этом его лицо приобретает синюшный оттенок;
  • малыш усиленно машет ручками и ножками;
  • не слышно кашля, крика, ведь грудничку мешает инородный предмет, перекрывает доступ воздуха в дыхательные пути;
  • слышны свисты и хрипы в горле;
  • В ротовой полости много слюны;
  • потеря сознания от дефицита кислорода.

Эти признаки требуют действовать без промедления, чтобы спасти ребенку жизнь. В этот момент необходим срочный вызов скорой помощи, а пока она доедет, - берите ситуацию под личный контроль.

Говорят дети! Моему братику читали сказку «Колобок». Книжка была с картинками, красочная. В середине этой истории, смотря на эту колобковскую иллюстрацию, он спросил:

А кто эту голову отрезал?

Грудничок поперхнулся молоком

Чтобы малыш не подавился молоком во время кормления, мама должна соблюдать некоторые правила:

  • выбрать правильную позу для ГВ, нельзя чтобы кроха находился в строго горизонтальном положении;
  • предварительно сцедить пришедшее молоко так, чтобы струйки молока самостоятельно не выливались;
  • обязательно исключить наличие в ротике ребенка посторонних предметов (крошек хлеба, остатков фруктов).

Когда малыш все-таки подавился молоком, и вы слышите кашель - беспокоится не о чем. Ребенок в норме, но, если кроха начинается захлебываться, срочно приступайте к восстановлению его дыхания. Инструкцию смотрите ниже.

Ребенок подавился слюной: как с этим бороться?

Причины повышенного слюноотделения у новорожденных и младенцев до года бывают разными: от прорезывания зубов до заболеваний желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.

Когда малыш стал захлебываться необходимо повернуть его к себе спиной, затем надавить рукой на область желудка. Далее наклонить кроху немного вперед и похлопать ладонью между лопатками.

Также освободить дыхательные пути от слюны можно в положении лежа:

  • Положите младенца на спинку, при этом головка должна оказаться ниже туловища (положите под спинку валик или подушку);
  • Двумя пальцами (указательным и средним) нужно сделать 5 нажатий под грудиной ребенка. Следите за тем, чтобы после надавливаний грудь полностью выровнялась.

Первая помощь, если новорожденный поперхнулся

Нужно действовать в строгой последовательности. В первую очередь попытайтесь открыть ротик крохи и заглянуть, где находится инородный предмет или остатки пищи. Если это не удалось сделать, аккуратно переверните малыша вниз головой за ножки и немного похлопайте ладонью между лопаток. Если это не помогло и ситуация выходит из-под контроля, приступаем к экстренным мерам.

Инструкция по спасению подавившегося ребенка

  1. Переворачиваем малыша вниз животиком и кладем на предплечье так, чтобы лицо оказалось на вашей ладони и находилось ниже попы.
  2. Осторожно между лопаток делаем пять толкающих скользящих движений от поясницы к груди, провоцируя сокращение мышц и выход предмета из дыхательных путей.
  3. Когда предыдущие действия не помогли, переворачиваем грудничка вверх животиком и делаем пять надавливаний на грудину.
  4. Наблюдая посинение кожи лица, приступаем к искусственному дыханию рот в нос, при каждом вдохе кладите свою ладонь на грудную клетку ребенка. Это необходимо для того, чтобы почувствовать поступает ли воздух в легкие. При этом грудь малыша должна подниматься.

Обязательно посмотрите фотоинструкцию.

Обратите внимание! Перечисленные действия необходимо выполнять без промедления до прибытия бригады скорой помощи. Важно, чтобы хоть часть воздуха попала в легкие маленького пациента.

Какое поведение родителей недопустимо?

В опасной ситуации, когда грудничок часто давится едой или посторонними предметами, необходимо действовать правильно. Однако не каждая мама соблюдает в точности все мероприятия в панике. Следует запомнить, что нельзя стучать подавившегося новорожденного по спинке, если он находится в вертикальном положении. Эти действия провоцируют продвижения инородного тела еще глубже в дыхательные пути.

Не рекомендуется самостоятельно извлечь предмет из горла малыша разными предметами или руками. Это часто усугубляет ситуацию, приводя к трагическим последствиям. Такие действия допустимы, если инородное тело все еще находится в ротовой полости.

Меры безопасности

С целью предостеречь новорожденного и ребенка до года от попадания пищи в дыхательные пути, следует соблюдать профилактические меры. Для этого обязательно следить за:

  • состоянием здоровья грудничка (ведь причиной удушья могут стать и заложенность носа, отек Квинке
  • обеспечить идеальную чистоту в комнате, где ребенок проводит больше времени, не допускается никаких мелких предметов в зоне досягаемости ребенка;
  • при введении прикорма целесообразно давать малышу измельченные фрукты и овощи или же давать продукты в ниблере(приспособление для безопасного прикорма) ;
  • с младенчества приучайте кроху не брать игрушки, разные предметы в рот, не допускайте, чтобы он баловался во время кормлений;
  • не заставляйте младенца кушать, если он этого не хочет, также важно не предлагать ему печенье, фрукты, бублики во время игры;
  • оттягивайте до последнего введение хлебобулочных изделий в прикорм;
  • не кормите новорожденного в строго горизонтальном положении, головка должна быть чуть-чуть приподнята.

Е. Комаровский призывает родителей не нервничать в сложившейся ситуации, паническое поведение еще больше пугает грудничка, что вызывает перемещение инородного предмета или питания вглубь дыхательных путей.

Вследствие неправильных действий может развиться бактериальная пневмония после попадания остатков пищи в дыхательную систему. Это происходит из-за того, что в легкие могли попасть кусочки пищи или молочко. Поэтому Е. Комаровский рекомендует не экспериментировать, а оказывать первую помощь по инструкции.

Для более детального ознакомления посмотрите наше видео, в котором Е. Комаровский исчерпывающе раскрывает тему, как помочь малышу, если он подавился водой, молокой или инородным мелким предметом.

Многие родители, особенно мамы, задают вопрос о том, почему новорожденный постоянно плачет. Почти все дети в течение первых трех месяцев жизни много кричат, они могут делать это до четырех-пяти часов в сутки. Постепенно мать научится определять причину такого поведения своего малыша, чтобы незамедлительно успокоить его. Однако необходимо знать, чем может быть вызван плач младенца, чтобы лучше понять ребенка и быстро помочь ему.

Существует несколько причин того, :

1. В после рождения малыша могут беспокоить «воспоминания» своего появления на свет. Процесс родов - огромный стресс и для мамы, и для ребенка, поэтому необходимо некоторое время, чтобы младенец забыл этот момент.

2. Распространенная причина того, почему новорожденный часто плачет - это голод. Современные врачи-педиатры советуют кормить младенца по первому требованию. Заплакал - дайте грудь или бутылочку.

3. Малышу больно. Как известно, детей в течение первых месяцев жизни мучают кишечные колики. Чтобы облегчить страдания ребенка, держите его «столбиком» после каждого кормления, а спать кладите на животик.

4. Ребенку жарко или холодно. Самой лучшей температурой в комнате, где живет грудничок, считается +20-22 градуса. Малыш, который перегрелся, краснеет, у него может появиться потница. В этом случае его лучше всего полностью раздеть и подмыть. Если ребенок замерз, запеленайте его и прижмите к себе - у груди малыш сразу согреется. Если мерзнут только ручки и ножки, помогут распашонки с закрытыми рукавами и носочки.

5. Следующая причина того, почему плачут новорожденные, - это усталость. Несмотря на то что ребенок еще мал, он способен утомиться. Малыш устает от сосания, движения собственных ножек и ручек, массажа, от того, что он видел в течение дня. Переутомившийся ребенок часто сам и «просит», чтобы ему помогли. В этом случае нужно запеленать младенца, покачать его. Приглушенный свет и спокойная мелодичная музыка также способствуют быстрому засыпанию ребенка.

6. Некоторые непосредственно перед тем, как намочить пеленки. В этом случае малыш сначала тихонько хныкает, затем может резко закричать. Когда вы научитесь распознавать такой плач, начинайте высаживать ребенка, тем самым сэкономите на подгузниках и чистых пеленках. Причиной того, почему плачут новорожденные во время мочеиспускания, может быть нехватка жидкости в его организме и, следовательно, высокая концентрация мочи, которая вызывает жжение мочевого канала. Давайте ребенку больше водички в течение дня и, возможно, проблема исчезнет.

7. Малышу неудобно лежать. Ребенок в течение первых дней жизни совсем не умеет менять положение тела, поэтому ему может надоесть находиться, например, на левом боку. Помочь малышу в данной ситуации легко. Нужно переложить его на другой бочок, спинку или животик, и младенец успокоится. Если у ребенка сбилась пеленка, тугая резинка на штанишках, ему трет намокший подгузник, он может беспокоиться и плакать. Достаточно переодеть его, чтобы утешить.

8. Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Спокойный карапуз, который долго спит и не беспокоит родителей, многими мамами и папами воспринимается как подарок судьбы. Однако на самом деле это может быть совершенно не так: если грудничок долго спит, значит, он мало ест, а это ведёт к серьёзным патологиям развития маленького человечка. Итак, почему же малыш может спать долго и не просыпаться, что делать, чтобы исправить ситуацию - в этих вопросах нужно разобраться детально.

Как определить норму сна?

Количество часов сна для новорожденного в среднем составляет 18–20 часов. При этом малыш должен кушать каждые час-полтора, так как за одно кормление он съедает совсем немного, к тому же грудное молоко очень быстро и хорошо переваривается. Так что сон без пробуждения в течение 4, 5, 6 и более часов должен насторожить родителей.

В каждом возрасте нормы сна у детей различны

Это интересно. Объём желудка новорожденного около 7 мл.

Если ребёнок пропускает приём пищи (причём неважно: это грудное молоко или смесь при искусственном вскармливании), то он недополучает необходимые для развития элементы, а значит, слабеет и спит ещё больше. Получается замкнутый круг. С 1–1,5 месяцев карапузы начинают спать чуть меньше днём, перерывы между кормлениями ночью увеличиваются до 5–6 часов. Постепенно ночной сон становится более «цельным», то есть ребёнок дольше спит без перерыва. Так что отклонение от нормы проще пронаблюдать по продолжительности дневного сна.

Таблица норм сна у детей до года

Количество дневного сна по нормам Норма дневного сна у ребёнка в часах Нормы бодрствования у ребёнка в часах Норма ночного сна у ребёнка в часах Суточная норма сна у ребёнка в часах
Возраст 1–3 недели
Малыш не спит по строгому распорядку и может проснуться раньше или позже положенного времени. 8–9 часов Около 4 часов 10–12 часов, просыпается 3–4 раза, чтобы покушать 18–20 часов
Возраст 1–2 месяца
4 дневных сна и 1 ночной Около 8 часов (2 раза по 2–3 часа и 2 раза по 30–45 минут) 4 часа 10 часов с 2 перерывами 18 часов
Возраст 3–4 месяца
4 дневных сна и 1 ночной 6–7 часов (2 раза по 2–3 часа и 2 поверхностных сна по 30–45 минут) 7 часов 10 часов 17–18 часов
Возраст 5–6 месяцев
3–4 дневных сна В 5 месяцев - 6 часов (2 раза по 2 часа и 1 раз 1–1,5 часа), в 6 месяцев - 5 часов (2 раза по 2,5 часа) 8–9 часов 10 часов 15–16 часов
Возраст 7–9 месяцев
2 дневных сна 2 раза по 2,5 часа 9–10 часов 10–11 часов 15 часов
Возраст 10–12 месяцев
2 дневных сна 2 раза по 2 часа 10 часов 10 часов

Правда, нормы сна для новорожденных и грудничков являются приблизительными. Остановимся на факторах, которые могут повлиять на длительность сна.

Когда не стоит беспокоиться?

Можно не переживать по поводу небольших отклонений в режиме сна малыша, если ребёнок спит дольше положенной нормы на 1–1,5 часа, но при этом он

  • хорошо набирает вес;
  • растёт и развивается в соответствии с нормами своего возраста;
  • в перерывах между сном весел, бодр, активно двигается и требует внимания к себе;
  • флегматик по типу темперамента (определить это можно ещё и по тому, что карапуз засыпает на маминых руках сам, без укачиваний и колыбельных).

Причины, по которым ребёнок много спит

Если ваш малыш не попадает под описанные выше характеристики, то есть плохо набирает вес, вялый и т.д., то это повод обратиться к доктору. Дело в том, что такая спячка может быть причиной серьёзных проблем со здоровьем.

Недоедание

Это самая распространённая причина долгого сна младенца. Известный педиатр Евгений Комаровский считает, что без «режима еды» нет смысла говорить о «режиме сна».

Отказ от кормления может быть следствием насморка у малыша, а сон - реакцией на недоедание

Отказ от еды может быть вызван целым рядом факторов:

  • ребёнок не получил молозиво в первые часы жизни (благодаря слабительному эффекту молозива из организма новорожденного выводится меконий, что препятствует всасыванию билирубина и защищает от развития желтушки);
  • неправильное строение сосков - слишком плоские или слишком вытянутые (специалисты по грудному вскармливанию рекомендуют, во-первых, сцеживать первую порцию молока перед кормлением, а во-вторых, правильно прикладывать малыша к груди);
  • вкус молока (если молодая мама не придерживается диеты или принимает какие-то лекарства, молочко приобретает неприятный вкус, что может отталкивать малыша от груди, а при приёме антибиотиков во рту крохи может начаться кандидоз, что провоцирует болевые ощущения при сосании);
  • переизбыток или недостаток молока (в первом случае ребёнок захлёбывается, а во втором прикладывает слишком много сил и быстро устаёт);
  • патология нёба у младенца (как правило, нарушения обнаруживаются в роддоме, но, например, расщепление нёба в глубине рта в столь раннем возрасте определить сложно);
  • насморк и отит также осложняют процесс сосания.

Для решения этих проблем нужно проконсультироваться с педиатром и, возможно, перейти на смешенное питание. Если же карапуз - искусственник, то есть смысл перейти на другие смеси, но только после того, как это будет оговорено с доктором.

Сложные роды

Первые дни после родов, вследствие пережитого стресса при появлении на свет, малыш много спит, прерываясь на кормление. Нарушения такого режима могут стать последствиями приёма лекарственных препаратов при родах (в том числе и обезболивающих), а также стимуляторах. Некоторые из этих фармакологических веществ могут стать причиной того, что у малыша нарушается сосательный рефлекс или рефлекторное глотание и дыхание во время кормления. Вывод: если у вас были сложные роды, ваш ребёнок много спит и мало ест, нужно проконсультироваться со специалистом (педиатром). Он внимательно изучит анамнез и составит план дальнейших действий. Такова же и последовательность действий, если ребёнок родился недоношенным.

Прорезывание зубов

Нарушение сна обычно происходит во время прорезывания зубов (5–6 месяцев). Обычно особенно сильно малыши чувствуют боль ночью, от этого плачут. И нет ничего удивительного, что днём спят дольше положенного - так организм реагирует на усталость. Это период нужно пережить, а поможет сделать это материнская грудь. Ведь молочко мамы отлично восстанавливает силы и укрепляет ослабленный болью иммунитет.

Прививки

В первый год жизни дети переживают несколько очень серьёзных вакцинаций, реакцией на которые может быть повышение температуры. Обычно доктора советуют в качестве профилактики давать жаропонижающие средства, которые обладают усыпляющим действием. В этом случае долгий сон является нормой.

Заболевания

Если ваш ребёнок перенёс какое-то заболевание (ОРВИ, грипп или ротавирус), то естественно, что организму крохи необходимы силы на восстановление, поэтому он спит долго и крепко. И если такой сон не сопровождается нарушением ритма дыхания (ребёнок не хрипит), повышением температуры (выше 37 градусов), изменениями цвета лица (отсутствует покраснение), то причин для паники нет. Но даже при таком полезном сне прикладывать малыша к груди просто необходимо - процесс выздоровления пойдёт быстрее. Особенно важно делать это в случае, если у карапуза диагностирована желтушка новорожденного. Дело в том, что вывести избыток билирубина из крови помогает жидкость, а при её отсутствии концентрация этого вещества не уменьшается, а значит, выздоровление не происходит.

Это интересно. Если ребёнок много спит, при этом у него диарея, рвота, то это может быть проявлением отравления. При этих симптомах следует незамедлительно вызывать скорую помощь. Помните, что лучше побеспокоить врача напрасно, чем рисковать здоровьем малыша.

Внешние факторы

К таким можно отнести

  • ссоры в семье;
  • работающий телевизор;
  • слишком яркое освещение.

Эти факторы обуславливают долгий сон как включение защиты организма от нервных перегрузок.

Сон может быть реакцией на внешние шумы

Это интересно. Учёными выявлена интересная закономерность: если в доме шумно, дети спят крепче. Однако такой сон не является полноценным и полезным для их развития.

Когда долгий сон - повод вызывать скорую помощь?

Ребёнку требуется срочная медицинская помощь, если

  • он спит более 3 часов в одной позе;
  • тихо плачет;
  • запал родничок;
  • повышается температура;
  • слизистые синеватые и сухие;
  • за сутки расходуется меньше 5 подгузников, то есть наблюдается редкое мочеиспускание;
  • повышается потливость.

Нужно ли будить, как это сделать правильно?

Если карапуз пропускает одно кормление - это не страшно. Но вот к следующему лучше его разбудить.

Это интересно. Задача мамы - методом проб и ошибок выяснить самые подходящие для её малыша варианты пробуждения.

Мама сама должна подобрать подходящий способ разбудить своего соню

Прежде всего, необходимо уяснить, что будит ребёнка можно только в фазе быстрого сна. Определить её нетрудно: у него начинают подёргиваться веки, под ними двигаются зрачки, конечности шевелятся, а на лице появляются гримаски. Следующие действия могут быть такими:

  • прикладываем крошку к груди (запах молока разбудит его), если реакции нет, то капаем на губы молочком;
  • поднимаем одеяло, аккуратно раздеваем малыша (только если в комнате тепло!);
  • меняем подгузник (если есть необходимость);
  • нежно массируем спинку, ножки;
  • протираем мягкой тёплой влажной тряпочкой лицо;
  • поднимаем малыша в вертикальное положение;
  • если ребёночку больше 6 месяцев, можно его посадить;
  • начинаем тихонько разговаривать с соней, напеваем ему песенки.

Обратите внимание, что свет в помещении в момент пробуждения должен быть приглушённый, чтобы открыв глазки, карапуз не сомкнул их инстинктивно от резкого раздражения.

Мнение доктора Комаровского: будить или не будить?

Доктор Комаровский утверждает, что при нормальном развитии малыш сам в состоянии определить, сколько ему спать. И насильственное прерывание сна, только потому, что родители убеждены, что карапузу пришло время есть или заниматься другими делами, не что иное, как действия против природы. При этом доктор акцентирует внимание на том, что малыш долго спит, но при этом у него нет проблем со здоровьем. В противном случае маме нужно не придумывать способ кроху разбудить, а обратиться к врачу за консультацией.

Видео. Доктор Комаровский: когда нужно будить малыша

Из опыта родителей

Некоторые родители на собственном опыте убедились, что сонливость не повод для паники.

Долгий сон - это повод для родителей ещё внимательнее наблюдать за состоянием здоровья своего малыша

Мой удивительный «сплюн» был Тоже поначалу советовали будить на кормление, но этот вариант не прошёл. Лет до 2-х спал 2 раза в день, причём часа по полтора-два.

Строю планы

У меня дочка родилась в 35 недель, вес 2980 и рост 49см. В роддоме спала постоянно,в больнице врачи тоже удивлялись тому, что реб. постоянно спит и не просыпается на еду. С кормлением проблема была, просто жуть. Из-за этого даже не хотели выписывать. А на самом деле просто особенность такая. Зато сейчас, как шило в одном месте.

Есть и вполне однозначные мнения относительно того, стоит ли будить малыша для кормления.

Хороший неонатолог и ВМА мне говорила, что бывает детки много спят от слабости.Нужно обязательно тормошить и кормить!

http://2009–2012.littleone.ru/archive/index.php/t-2292977.html

Да, и кормить лучше каждые 2 часа. Моя 2700 родилась, из рд 2400 выписались. Через 2 нед. загремели в больницу, где выяснилось, что прибавка только 200 гр. Врач сказал будить-кормить. Даже ночью каждые 2 часа будильник заводила. Итог: + 800 гр за 10 дней.

Ки Но

http://2009–2012.littleone.ru/archive/index.php/t-2292977.html

Я за эти слова не отвечаю, цитирую детского доктора, если что. Так вот, слышала от неё, что как раз наоборот младенец может спать голодным и даже очень голодным. Когда вместо трёх часов прошло пять или больше, то есть одно из кормлений он пропустил совсем, то чего-то там про мозг и питание его - мозга - объясняла. А простыми словами - у ребёнка просто уже нет сил проснуться, он спит как бы голодным сном. Относится только к новорожденным первых 2-х месяцев жизни.

Стрекоза

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/novorozhdennyj_podolgu_spit_normalno_li_jeto_stoit_li_budit/

Подводя итог, нужно сказать, что все дети индивидуальны, подходы к ним также отличаются. Но даже при сходстве ситуаций со сном первое, что нужно сделать родителям - обратиться к педиатру. Только врач, знающий всё о здоровье вашего малыша, даст правильные рекомендации.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.