НОД "Зимушка зима". Занятие в старшей группе. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Занятие в старшей группе

Тема: « Зимушка, зима»

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

    Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.

    Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

    Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.

    Художественно-эстетическое развитие : развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

    Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Организационный момент: включение в игровую ситуацию, опыт со снегом, игра «Подбери нужное слово» (словарная работа), беседа: «Животные, птицы и деревья зимой», игра «Зимние забавы», творческая работа детей с раздаточным материалом, оценка деятельности детей в течении НОД.

Действия педагога: сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского, предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом, предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы, задаёт вопросы по теме, включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений), просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор, комментирует оценку деятельности воспитанников.

Действия воспитанников: слушание детьми мелодии и стихотворения, рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом, отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом, слушают педагога, отвечают на вопросы, выполнение задуманных движений под весёлую музыку, выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию, делятся впечатлениями

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль - по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило - это как вы понимаете? - Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

Какой самый веселый праздник зимой? - Новый год. Праздник елки.

Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2-3 рассказа с дополнениями.

Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься - имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму? - Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

А приметы?

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку - стужа во двор.

Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка-Зима»

Цель: формирование познавательного интересадетей о зимних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

    Уточнять и систематизировать представления детей о зимних изменениях в природе.

    Упражнять в подборе родственных слов к слову «снег».

    Знать названия и последовательность зимних месяцев.

Развивающие:

    Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, связной речи.

    Совершенствовать синтаксическую сторону речи (умение образно составлять рассказы по мнемотаблицам передавая настроение рассказа).

    Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества.

Воспитательные

    Способствовать формированию любви и интереса детей к природе.

Материал: картинки по теме, мультимедиа, видеоролики: «Зима», «Разминка снеговиков»; большая снежинка, мнемотаблицы, картинка «Зима», мелкие снежинки, пиктограммы, смайлики, ватман с трафаретом снеговика.

Предварительная работа: беседа с детьми о времени года Зима, разучивание пословиц и поговорок, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: «белокожа», «светлолица»

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, тему нашего занятия сегодня скажите мне вы, после того, как посмотрите фильм. Приятного просмотра.

Просмотр видеоролика «Зима»

Воспитатель: Догадались, о чём пойдёт разговор. Скажите, а вам нравиться зима? Чем она вам нравиться?

Давайте встанем в круг и вспомним «зимние слова» которые вы знаете.

(Дети встают в круг, передавая снежинку, друг другу по очереди называют слова, которые подходят к времени года Зима).

Воспитатель: Вы хотели бы, чтоб зима пришла к вам в гости? Как это сделать? Попробуйте. (Дети пробуют пригласить самостоятельно)

Сначала позовём её тихо: «Зимушка-Зима, приходи! С морозами трескучими, снегами сыпучими!»

Сейчас нужно сказать звонко, выразив восторг. Дети говорят.

Звенит колокольчик, появляется Зима (картинка).

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, почему зиму называют царицей?

Как ещё писатели и поэты называют зиму в своих произведениях?

Подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

Правильно, зима не балует нас своими красками, всё у неё белое и дома, и деревья, и дорожки.

На какой тройке прилетела зима?

Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы.

Какой первый месяц зимы? Какую поговорку знаете про декабрь?

«Декабрь год кончает, а зиму начинает»

Какой второй месяц?

Январь году начало, зиме… середина

Назовите последний месяц зимы?

Воспитатель: Зимушка-Зима прилетела к вам не с пустыми руками, приготовила для вас разные задания, а за правильно выполненное задание будет выдавать вам снежинки, в конце узнаем, кто из вас знаток зимнего времени года.

Воспитатель: Вспомните, что в фильме за окном кружилось, летело и падало?

Дети: снег.

Воспитатель: Задание первое, вам нужно подобрать родственные слова слову «снег»

Дети: снежинка, снежок, снежный, снегурочка…

Воспитатель: Молодцы! Каким бывает снег? Игра «Сравни на что похоже».

Дети: Белый как сахар, холодный как лёд, пушистый как пух, вата, мягкий как перина, хрустящий как корочка, липкий как клей и т. д.

Воспитатель: Что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она в Пермском крае?

Дети: мягкая, тёплая, холодная, вьюжная…

Воспитатель: Что ещё можно сказать о зиме? Посмотрите на картинки и составьте предложения, которые должны отражать приметы зимы и начинаться со слова «зимой».

А как вы думаете, зима это хорошо или плохо?

Игра «хорошо – плохо»

Зима, это хорошо? Почему? Докажите.

Выберите картинку и составьте по ней предложение, которое должно начинаться со слов: «Зима – это хорошо, потому что….»

Зима, это плохо? Почему? То же докажите: «Зима – это плохо, потому что…»

Воспитатель: Влияет ли погода на ваше настроение? Когда идёт снег и на улице не очень холодно, безветренно, какое у вас настроение?

Дети: Весёлое, радостное, довольное, счастливое, чудесное, прекрасное. Покажите нужнуюпиктограмму.

Воспитатель: А если на улице сильный, колючий ветер или вместо пушистого снега пошёл дождь, каким становиться ваше настроение?

Дети: Грустным, печальным, недовольным, безрадостным. Покажите нужнуюпиктограмму.

Воспитатель: Чтоб поднять ваше настроение Зима пригласила к вам в гости друзей, кого, узнаете, разгадав ребус. (Разгадывание слова по ребусу) Снеговики

Снеговики заблудились в лабиринте, поможете им выбраться? Зима хитрая, она хочет посмотреть какие вы дружные. Работать будете в паре. Определите, кто из вас возьмёт карандаш, а кто будет подсказывать направление: на лево, прямо, на право.

Ну что с заданием справились, вот и снеговики! Встанем с ними потанцуем!

Физкультминутка видеоролик «Разминка снеговиков»

Воспитатель: Следующее задание, вам нужно составить рассказ по таблицам.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Воспитатель: Чей рассказ для вас был более интересным? Почему?

Следующее задание. Зима приготовила для вас трудное задание, она зашифровала слова, и ваша задача их распутать. Работать нужно в команде.

Воспитатель: С заданиями справились, Зиме интересно, какое задание для вас было самым лёгким? Почему?

Какое задание было самым сложным? Что помогло вам его выполнить?

Воспитатель: А теперь подведём итог, кто же оказался самый умный, посчитаем снежинки. Похлопаем победителям. Победителя награждаёт медалью.

Воспитатель: Вспомните, кого мальчик в фильме лепил из снега? А из ваших снежинок можно слепить снеговика? Хотите попробовать?

Тогда наносите на снежинки клей, подходите, приклеивайте свои снежинки на ватман.

Коллективная работа аппликация снеговика.

Какой у нас получился снеговик? (Весёлый, радостный, довольный)

Воспитатель: Мне было приятно сегодня с вами работать, вы молодцы! Придумали красивые предложения, составили интересные предложения, правильно подбирали родственные слова, помогали друг другу. Спасибо!

Дети если вам сегодня занятие понравилось, возьмите весёлый смайлик и подарите Зиме, а если кто-то испытывал затруднения на занятии, то возьмите грустный смайлик, принесите его мне и расскажите, в чём вы испытывали трудности.

Авторы: Котельникова Татьяна Васильевна, Шепелева Елена Николаевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Стрелецкое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в средней группе "Зимушка-зима"
Дата публикации: 09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по речевому развитию

в средней группе.

ОО «Речевое развитие»

Тема: «Зимушка-зима»

Интеграция:

«Познавательное

развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки

зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее

усвоенных

Закрепить

образовывать

обозначающие

названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в

слов-признаков,

родственных

Составлять

предложение,

распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным

предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая

«Доскажи

словечко»).

Упражнять

произнесении

звука с и

начинающихся

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Оборудование: волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы,

картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках;

серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было

очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте

красавицу,

волшебницу,

королеву,

длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все

вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья,

кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя

высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта

красавица, волшебница и королева? (Зима).

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды,

покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребята, зима она какая? – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из

снеговиков,

постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно? (холодно). Что происходит с человеком,

если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы

носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети

имитируют

одевание)

надеваем

джинсы), потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем

сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите,

пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно

ловят снежинки, потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон зайчишка в поле скачет,

Словно мягкий белый мячик.

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте

посмотрим на экран.

А вот и первая ее подружка – сосулька.

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная

палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной

палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка,

тот и отвечает) .

Сосулька

короткая,

холодная,

прозрачная,

круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?

(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая

игра

«Что

бывает

круглым» (дети

называют

предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем.

Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок –тихо падает… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно

ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет

друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить?

Расскажем о ней.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все

равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (упражнение на дыхание – развитие длительного,

плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку,

щеки не раздувать).

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами (корзинка со

снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок,

сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ).

Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А

(снегирь,

снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель: ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все

напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем.

Игра «Бывает – не бывает»

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко

светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на

лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть

себе корм. Люди ходят без шапок и варежек. Чтобы не простудиться,

нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!

(Дети исправляют неточности в тексте).

понравились

Коррекционно – образовательные цели:
— закрепление представлений о зиме;
— уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
— совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование притяжательных прилагательных, образование причастий настоящего времени).
Коррекционно – развивающие цели:
развитие общей и тонком моторики; развитие общих речевых навыков; зрительного внимания; зрительного и слухового восприятия; развитие логического мышления; зрительного и слухового внимания.
Коррекционно – воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; самостоятельности, инициативности, любви к природе.
Оборудование: большой клубок; картинки зверей – белка, лось, лиса, заяц, кабан, волк; олень; снеговик; игра «Составь снеговика»; картинки для игры «Чья? Чей?»; простые карандаши; карточки для игры «Найди пару», «Назови лишнее»; мяч.

Ход НОД:

1. Оргмомент (психолог)
Дети входят в группу, встают полукругом.
— Ребята, давайте с вами поздороваемся. А как еще можно поздороваться?
— Какое у вас сегодня настроение?
— А у меня хорошее. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его и вложим в него наше хорошее настроение. И будите говорить так, например: «У меня хорошее настроение».
Дети передают клубочек.
— А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком. Мы передали ему свое настроение и он стал большим.

2. Знакомство с темой НОД (логопед)
— Какое сейчас время года? (зима)
— Как вы догадались?
— Какой день зимой?
— Какая ночь?
— Что можно сказать о снеге?
— Какой бывает лед?
— Перечислите зимние месяцы.

3. Игра «Назови лишнее» (психолог)
Назвать лишний признак, лишнее слово.
— улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, выпал снежок;
— падают снежинки, бегут ручейки, воет метель, большие сугробы;
— вьюга, листопад, снег, метель.

4. Игра «Узнай по частям» (логопед)
Логопед показывает детям карточку с изображением частей снеговика.
— Как вы думаете, что получится, если собрать правильно все эти части? (снеговик) Как вы догадались, что снеговик.
— А сейчас каждый из вас соберет своего снеговика. Я вам раздам конвертики с частями, а вы садитесь на коврик и соберите снеговика.
Дети собирают снеговиков.

5. Игра с мячом «Образуй признак» (логопед)
— Давайте с вами поиграем в снежок. Я буду вам бросать снежок и называть, что делает снег. А вы, возвращая мне этот снежок, назовете, какой будет снег. Например, снег падает – значит, он падающий.
снег блестит на солнце – блестящий снег,
снег сверкает на солнце – сверкающий снег,
снег искрится под лучами солнца – искрящийся,
снег серебрится на солнце – серебрящийся,
снег хрустит под ногами – хрустящий,
снег скрипит под ногами – скрипящий,
снег кружится в воздухе – кружащийся.

6. Игра «Времена года» (психолог)
Психолог раздает детям простые карандаши и карточки с изображением предметов, обозначающих различные времена года. Дети должны найти лишнюю картинку и зачеркнуть ее.

7. Пальчиковая гимнастика.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,
(«Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

8. Игра Найди пару» (психолог)
Психолог раздает детям простые карандаши и карточки с изображением различных рукавичек.
— вы должны найти одинаковые рукавички и соединить их, сделать пару.

9. Игра «Чей? Чья?» (психолог, логопед)
— Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу (зверей). А каких, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Что за чудище такое
В чаще леса завелось.
Словно вешалка рогами
Ну, конечно, это … (лось)

Все время по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это …(волк)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справится с волками. (олень)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Дикий зверь тропой бежит,
То хрюкнет, то завизжит.
С ним детишек караван,
Это зверь, лесной — … (кабан)

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает,
А как ее зовут, кто знает? (лиса)

Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать. (белка)

Затем логопед раздает детям картинки с изображением голов и хвостов животных, дети составляют предложения.
— Это беличий хвост.
— Это заячья голова ….

10. Психогимнастика (психолог).
Психолог. Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замерзли.
(дети напрягают мышцы всего тела)
Психолог. Приятно вам чувствовать холод?
Дети. Нет.
Психолог. Что нужно делать, чтобы согреться?
Дети. Нужно двигаться.
Психолог. Покажите правую руку. Теперь левую (дети показывают то правую, то левую руки). Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (дети трут ладони). Разогретыми руками быстро потрите щеки. Сожмите правую руку и быстро и энергично погладьте ею внешнюю и внутреннюю стороны левого предплечья. Наоборот (дети выполняют задание). Еще нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся. Ведь улыбка согревает как солнышко. Скажем друг другу добрые слова (дети по очереди говорят добрые слова). Чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно?

11. Итог НОД (логопед)
— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о зиме). Сейчас каждый из вас назовет признак зимы, передавая друг другу клубочек.
Дети передают друг другу клубочек, рассказывают зимние признаки.

Конспект совместной организованной деятельности «Зимушка-зима»

Цель : Обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи: Образовательные:
- активизация и расширение словаря;
- подбор и использование в речи родственных слов;
- формирование осознанного отношения к здоровью.
Развивающие:
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, координации, выносливости;
- развитие речи, мышлении.
Воспитательные:
- воспитание у детей уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитание самоконтроля за речью, умение выслушивать друг друга;
- воспитание активной жизненной позиции, стремление к здоровому образу жизни;
Методы и приёмы : словесный, чтение стихотворения, наглядный, игровой
Оборудование: картинки о зиме и зимних забавах, музыка для релаксации, снежки. Одежда: шапка, шарф, валенки.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
1. Организационный момент.
Логопед. Сейчас я вам прочитаю загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить. Послушайте внимательно.
Принесла забавы, снег,
Звонкий и задорный смех.
Все деревья усыпила,
Детям радость подарила.
И про взрослых не забыла,

Угадайте, кто она?
- О каком времени года эта загадка?
Дети: Это Зимушка – зима.

    Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

    Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

    Зимой метель… (метёт ).

    Ночью ветер в трубах… (воет, завывает ).

    Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся ).

    В лесу зимой голодный волк… (воет ).

    На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

    Мороз щёки и нос… (щиплет ).

    Зимой вода в реке.… (замерзает ).

    Иней на ветках деревьев… (блестит ).

    Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

    Деревья зимой… (спят ).

    Под снегом травка зимой… (греется ).

    Зимой насекомые… (прячутся ).

Логопед: А вы любите зиму? А за что? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

    Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

    Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

    Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

    Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

    Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

    Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

загадки :

3. Логопед: Зима морозная пора, но, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А еще, зима, время веселых детских игр и забав.

Какие зимние игры вы знаете?

Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Посмотрите на карточки и выберете то, что нам необходимо для прогулки.

Шапка, шуба, валенки, сандалии, коньки, лопата, санки….

Составим предложение с каждым из этих слов.

Почему никто не взял сандалии, скакалку?

Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

    Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
    - Мои новые дружки и блестящи, и легки,
    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    - Две новые кленовые подошвы двухметровые:
    На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

    - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
    За верёвочку - узду через двор коня веду,
    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    - Круглый маленький комочек я из снега соберу,
    Брошу в друга, брошу в брата,
    Мы играем, все в снегу. (Снежки)

    - Меня не растили – из снега слепили.
    Вместо носа ловко вставили морковку.
    Глазки – угольки, ручки – сучки.
    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)


Логопед: А сейчас мы предлагаем вам поиграть в увлекательные игры. Хотите?
Дети : да!
4. Физ. инструктор:
- Хороша красой своею, наша зимушка – зима!
Поиграть сегодня с нею, собралась здесь детвора!
- Кто пришел сюда играть?
И конечно побеждать?
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто спортсменом хочет стать?
А разминку выполнять?
(взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении “Я”)
5.Физминутка

Я вижу, вы все готовы играть, а чтобы ловкими стать прошу за мною повторять!

    «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

    Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метет, (имитируют)

    Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

    Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

    Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

    И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

6. : Отлично размялись, ребята! А сейчас я приглашаю вас на зимнюю прогулку. Но сначала сделаем массаж “Неболейка” для профилактики простудных заболеваний.
Массаж биологически активных зон “Неболейка”
- Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
(дети поглаживают ладонями шею сверху-вниз)
- Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(указательным пальцем растирают крылья носа)
- Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони “козырьком” и растирают его движениями “в стороны – вместе”)
- “Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки, шею смело.
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!
(потирают обе ладони)
Логопед: Молодцы, хорошо массаж сделали. Теперь точно не заболеете!
7. Физ. инструктор:
Чтоб кататься день-деньской
Нам на горке снеговой,
Чтобы не пришлось нам греться,
Надо потеплей одеться.

Проводится эстафета “Собираемся на прогулку”
(по команде первый ребёнок надевает на себя шапку, шарф, варежки и бежит до ориентира, возвращается назад и передаёт эстафету следующему игроку.)
(проводит инструктор по физической культуре)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательными и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили .
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались ,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли .
(отряхивают ладошки).
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щёку).

10.Воспитатель: Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом и мне тоже хочется поиграть с вами со словом «снег».
(Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

13 Итог: Логопед. Вот и закончилась наша увлекательная прогулка, и я предлагаю всем сесть на ковёр вспомнить, о чём мы сегодня говорили? В какие игры играли, что понравилось? Что, у каждого из вас получилось лучше всего? (дети передают снежок и отвечают).
Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю вам закрыть глазки, расслабиться и послушать музыку.
(Во время музыки, логопед читает стих).
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза,
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы,
В заячьи шубейки.