Нод русская матрешка. Нод "русская игрушка- матрешка". Введение в тему

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора на фартуке матрёшки).

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать интерес к труду русских мастеров.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Семеновская матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:

Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея прикладного искусства в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, фильм про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.

Ход НОД:

Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка.
- Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит как он называется? (Ответы детей).

Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка про матрёшку:

В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)

Да, правильно, это Матрёшка! Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину - что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.

(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой).

Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку?

(Ответы детей).

Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Я вам предлагаю посмотреть фильм об изготовлении матрёшки.

(Просмотр фильма, комментарий воспитателя за кадром).

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка.

А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать.

Физминутка «Нарядные Матрёшки»

Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрёшки.
(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).
- Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной).

А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек).

Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки.

После завершения росписи воспитатель проводит итог занятия.

Итог занятия:

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек. А теперь ответьте мне на вопросы.

Как появилась в России матрёшка?
- Из какого материала она изготавливается?
- Что означает русская матрёшка для иностранцев?

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка», на фоне музыки воспитатель подводит итоги занятия.

Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия) ; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки» .

Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки» , иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской) , игрушка- матрешка, аудиозаписи.

Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред-положения детей.)

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки -
И пойдут плясать... {матрешки).

А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Основная часть

Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума - это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники. Показ презентации

Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме - сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

(Динамическая пауза)

Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели.

Как матрешечки устали -
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Только слышат вдруг подружки
Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.

Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь!

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета - фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор - цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Пальчиковая гимнастика.
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать

И матрешек наряжать.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам придем.

Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Кто же такая кукла-матрешка?

А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек) .

«НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка» Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка» Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной...»

НОД «Давайте познакомимся- русская матрёшка»

Тема недели: « Русские народные игрушки- Матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».

Материалы: матрешки, иллюстрации с изображением цветов, дерева – липы.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Расскажу я вам сегодня об игрушках, которые давно известны в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идет речь?

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)

Конечно, это матрешка, самая необычная игрушка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.


) Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. А вы знаете, откуда матрешка к нам в Россию пришла? Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья, поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (Деревянная) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Потрогайте, погладьте матрешку внутри и снаружи. Чем отличается внутренняя поверхность от наружной? (ответы детей) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)

Игра «Скажи, какая?»

Матрешка какая? (Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.)

Лицо у матрешки какое? (Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое,детское, милое, доброе, озорное, лукавое.)

Платок какой? (Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.)Сарафан какой? (Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.)

Фартук (передник) какой? (Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)

Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек? (ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой матрешки на сарафане букет цветов. Вам нравится? Не хотите ли спеть про матрешек?

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Как у нас, как у нас

Красненькие щечки!

Мы – матрешки,

Маленькие крошки!

Побежим, побежим

По крутой дорожке!

Посмотрите на матрешек, они румяные, улыбающиеся. И маленькие, и побольше, и совсем большие… Одна рыжекудрая, вторая – с черной косой, третья – с озорным прищуром, четвертая – с большими, как блюдечки, голубыми глазами! Цветут на матрешкиных одеждах розы, распускаются тюльпаны, сплетаются в гирлянды пышные гвоздики.

Отгадайте, какие цветы нарисованы на сарафанчиках наших матрешек?

Загадывание загадок (Предложить отгадку показать на картинке и на сарафане.)

Прекрасная красавица

Боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (роза)

Все знакомы с нами:

Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми …(гвоздиками)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи его найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василек)

Матрешка с каким цветком на сарафане или платочке вам нравится больше? Почему? (ответы детей)

Игра-конкурс «Матрешки».

Выбрать считалкой трех игроков. По сигналу они наряжаются матрешками. Для них уже приготовлены сарафаны и платки. Выигрывает тот, кто быстрее нарядится. победители пропевают и выполняют движения «Ладушки» - хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку, стучат каблучками, кружатся.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить матрешкам сарафаны, рубашки и платочки. (Проводится рисование на тему «Русская матрешка

В течении недели мы рисовали, лепили, применяли нетрадиционные техники изображения матрёшек (техника торцевания, точечный рисунок, барельефная лепка, дископластика, работа с крупой)

Выставка поделок

Итоговое мероприятие « День рожденье у Матрёшки»

Похожие работы:

«Среднесрочное планирование по английскому языку в 8 классе 2 четверть Учитель: Абдрахманова Бибигуль АйдарбековнаГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района" Основная идея: создать условия для внедрения каждого модуля в серию последовательных уроков. Ц...»

«Логопедического занятия для учащихся 1-х классов.учитель-логопед Бурлуцкая Ю.М. Тема: "Звук З" Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука "З", различать звуки на слух и в произношенииЗадачи: Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З. Закреплять...»

«Важность и необходимость создания условий для комфортного перехода школьника из младшего звена в среднее.Если не знать конкретного лексического значения этого термина, хочется думать, что оно рождено переводом украинского слова "приемный". Во всяком случае, в самом процессе, с таким громким названием, должна преобладать приятность и естественн...»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильинка. Принято педагогическим Утверждаю Советом школы директор МКОУ СОШ с.ИльинкаПротокол №1 от 29.08.2014 Н.А.Белозор Приказ № от _ Рабочая программа По (внеурочной деятел...»

«Сценарий детского утренника в ДОУ "Дождинкины осенины" Вед: Добрый день! Какой сегодня чудесный день. Все вокруг стало золотым и ярким. Как вы думаете откуда появилась такая красота? (Пришла осенняя пора) Вед: (тихим голосом) Ребята, давайте заглянем в необыкновенно красивое, сказочное царство Осени....»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка» .

Программное содержание:

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку.

Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка, физическая культура.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание узоров на одежде, разучивание частушек о матрешках.

Материалы, инструменты, оборудование: шаблоны матрешек, сделанные белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, костюмы матрешек для девочек, сундук, деревянные матрёшки.

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель : ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

Основная часть

Воспитатель : Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!

Воспитатель : ребята, как вы думаете - что в нём?

Дети : …

Воспитатель : хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Дети : русская матрешка !

Воспитатель: Конечно, матрешка! А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте.

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида матрёшек , слушайте и смотрите:

    Семёновская матрёшка .

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.

Воспитатель : в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети : Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети : на узелок.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети : жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши ).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед ) топают матрешки (топают ногами ).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо ),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо ).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево ).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши ).

    Сергиев – Посадская матрешка.

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель : Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети : желтый, красный, синий.

    Полхов - Майданская матрёшка.

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель : у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.

Воспитатель :

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель : Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!

Да и сами матрешки - мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети : (девочки поют частушки под русскую народную мелодию)

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки,

Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.

Людмила Полюхова
Конспект НОД «Русская матрешка»

Русская матрёшка

Цель занятия :

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой .

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки , как символ русского народного искусства ;

Задачи :

Познакомить детей с историей матрёшки .

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку .

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция : «Художественное творчество» , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» .

Социализация : приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом русского народного искусства ; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество : развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы : круг, овал; закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.

Познание : продолжить знакомить детей с матрёшкой ; закрепить представление о цветовой гамме.

Коммуникация : расширять словарный запас.

Физическая культура : дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа : Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки , чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование : мультимедиа для показа презентации «Русская матрёшка » , деревянная игрушка матрешка (4-5 шт., силуэт матрешки , гуашь, цветная бумага, клей, кисти.

Ход занятия:

Сказочница : Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Сказочница : Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка :

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … . Матрёшка . (1 слайд)

Сказочница : Ребята, а кто знает стихи про матрёшку ?

1 ребёнок

Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном.

2 ребёнок :

Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки : Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.

3 ребёнок :

Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрёшки всюду славятся Они нам очень нравятся.

Сказочница : Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. (2 слайд) Появилась матрешка в 19 веке . Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам . Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. (3 слайд) . Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Фигурки матрёшек вытачивают мужчины . Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. (4 слайд) А расписывают фигурки женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Губки бантиком, румянец на щечках, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. (5 слайд) И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать . Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша ! И стали новые игрушки матрёшками . Сказочница : (6 слайд) Я из тихого зеленого городка Семенова.

В гости к вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бордовых в подарок принесла. В городе Семенов есть центр по росписи матрешек . Отсюда и название – Семеновская матрешка . Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки ? (Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья) . Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках . Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление : желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Сказочница : (7 слайд) Я матрешка из Майдана .

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными. Это соседка Семеновской матрешки . У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки , а из-под платка обязательно видны кудри. Сказочница : (8 слайд) Я из Сергиева Посада встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан .

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Сказочница : Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

(9-14 слайд) . Матрёшкой называют игрушку , изображающую девочку в сарафане и

платочке. Эта игрушка особенная (15 слайд) . Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе ).

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена , два - Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Сказочница : Ребята, сколько у нас матрешек на столе ? (Пять матрешек ) .

Сказочница : Молодцы. А какие матрешки ? (Красивые, разные по росту, большие и маленькие) .

Сказочница : Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы) . Сказочница : Правильно. Ребята, наши матрешки , веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Ах, матрёшечка – матрёшка . Хороша не рассказать! Очень любят с тобой детки В детском садике играть! Давайте мы с вами поиграем с ними. (Игра с матрёшками )

Сказочница : Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (16 слайд)

Как вы думаете, почему она грустная? (она одна) .

Сказочница : У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки . Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку . Кто – то будет расписывать фигурки матрешек , а кто – то изготавливать аппликацию. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек ). Ну, что ж, друзья, за работу.

(Дети садятся за столы)

Сказочница : Но прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”

На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят : стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и

(Дети работают в группах)

Сказочница : Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились . А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (я думал, какие искусные мастера были в давние времена; эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину).

Сказочница : (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Сказочница : Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!