Непослушание родителями часто применяется. Пресловутые возрастные кризисы. Демократия и семья

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит - что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка - не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь - мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек - а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

  • ? - Видимо, кризис трех лет уже начинается.
  • ? - Очевидно, кризис затянулся.

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в и «психует» - как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.


Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

    Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый , важно знать к нему правильный подход.

    Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.

    Действенное наказание при непослушании для такого малыша - это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок . И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».

    Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать - куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант - системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.

    Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится - они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление - послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.

    Но и такой малыш может стать . В его случае - это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым - быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением - .

    Чтобы изменить эту ситуацию - дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти - лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены - стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.


    Малыш - обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам - и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.

    Если такой ребенок не слушается - у него это выражается в и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств - через на сострадание.

    А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим - у него уходят истерики и страхи.

    Малыш - носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» - не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?

    На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот - самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.

    Прежде всего - это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка - тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно - ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.

Я работаю классным руководителем. Недавно ко мне в отчаянии обратилась мама одной ученицы пятого класса. Она жаловалась, что дочь дома не слушает её, грубит, а в школе ведёт себя иначе, как примерная девочка. По её словам, она старается всё дать свои троим ребятишкам, оградить их от бытовых проблем, а в ответ получает лишь пренебрежительное отношение.

Непослушание детей – частая проблема, но как её решить? Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.

1. Недостаток родительского внимания

Обилие новинок техники, появившееся в 21 веке, кажется, должно облегчить труд женщины дома и освободить ей время для занятий с детьми. Однако на практике мы видим обратное – времени больше не стало, мамы всё так же постоянно хлопочут по хозяйству, а усталость лишает их сил для игр с малышами.

Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему?

Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап.

  • В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом.
  • Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку.
  • Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное

Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

2. Ребёнок самоутверждается как личность

У всех детей однажды наступает период, когда они пытаются понять, кто в доме главный. Впервые это случается примерно в возрасте полутора-двух лет. Они добиваются своего, устраивая , топая ногами и крича. Часто под таким напором родители идут им на уступки. Дети быстро осваивают этот урок – при первой же возможности они повторят попытку добиться желаемого криками и топаньем. Подобное поведение наблюдается и у подростков. Криками и грубостью они показывают протест против авторитарного воспитания родителей.

Как поступить, если ребёнок так ведёт себя? Психологи советуют просто игнорировать подобное поведение . Когда ребёнок кричит, ничего не делайте, постарайтесь сдержать свои эмоции, не ругайтесь, не уговаривайте прекратить истерику. Дайте понять малышу, что его действия – крики, плач, топанье ногами, не действуют на вас. Чтобы таких ситуаций возникало меньше, нужно научиться договариваться со своими детьми.

3. Вы не умеете договариваться с детьми

Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.

Что делать? Существуют две психологические техники — «Активное слушание» и «Я – высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.

Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.


Далее приготовьте «я — высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.

Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .

Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».

Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.

Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.

4. Ребёнок мстит вам за старые обиды

Ещё одна из причин, почему дети проявляют непослушание, — это их желание отомстить вам за старые обиды. Они могут испытывать боль из-за расставания родителей, злиться и .

Чтобы исправить ситуацию, рекомендуем снова прибегнуть к ранее описанным техникам «Активное слушание» и «Я – высказывание». Начните разговор сами примерно так: «Ты обижен на меня?» или «Тебе причиняет боль то, что…». Внимательно слушайте ребёнка, не перебивая его и не оправдываясь. Постарайтесь вместе устранить эту глубокую обиду. Если малыш ревнует вас к брату или сестре, нужно найти больше времени для него. Ему необходимо чувствовать вашу любовь.

5. Копирование вашего поведения

Если в отношениях с членами семьи вы позволяете себе переходить на крик, ребёнок непременно станет подражать вам. Дети – наше отражение, они перенимают привычки и манеры родителей.

Что предпринять? Решить эту проблему можно, если постараться контролировать самих себя, сдерживаться в порывах гнева, проявлять мудрость. Это тяжёлая работа над собой, но со временем она даст результат – дети станут вести себя по-другому.

6. Вы нарушаете свои принципы

Если родители часто меняют свою точку зрения в вопросах воспитания, ребёнок пользуется этим. Например, однажды вы запретили сыну или дочери сделать что-то, а в следующий раз пошли на уступку. Отсутствие чётких границ в поведении вводит детей в заблуждение. Они видят, что вы можете нарушить своё слово или отменить собственный запрет, если надавить на вас. В дальнейшем это приведёт к непослушанию.

Чтобы этого не случилось, всегда идите до конца. Если сказали ребёнку нет, значит, нет . Будьте всегда верны своему слову и принципам.

7. Дети утратили уважение к родителям

Иногда мамы сетуют: «Я совершенно не знаю, как вести себя с ребёнком. Я больше не справляюсь с ним!» Эти слова говорят о полном бессилии родителей, которые утратили свой авторитет в глазах детей, потеряли их уважение. Часто, не зная, что делать, мамы и папы просто опускают руки и перестают контролировать ситуацию.

Что делать? Первое – это разобраться, почему дети потеряли уважение к вам. Установив причину, можно постепенно её устранить. Родители со своей стороны должны делать всё возможное, чтобы стать для своих отпрысков хорошим примером . Детям важно чувствовать, что мама и папа – это люди, которые намного мудрее, умнее и сильнее их самих.

8. Неверно выбран стиль отношений с детьми

Некоторые родители избирают в корне неправильный стиль взаимоотношений со своими отпрысками. Одни выставляют слишком жёсткие требования для них, загоняют их в рамки ограничений и запретов. Такой стиль воспитания, авторитарный, может иметь негативные последствия для детей в будущем. Они либо вырастут слишком неуверенными в себе, либо станут проявлять диктаторские качества, действуя напролом. Нравится ли вам такой исход событий? Другие родители впадают в иную крайность – воспитывают детей в духе попустительства, позволяя им всё. В дальнейшем стоит ожидать, что ребёнок вырастет эгоистом.

Есть ещё один способ взаимоотношений с детьми – демократический. Он подразумевает умение договариваться. Этот стиль отношений не имеет ничего общего с потаканием ребёнку и властвованием над ним.

9. Низкая мотивация родительских требований

Высказывая малышам свои требования, мамы и папы недостаточно мотивируют их. Зачастую детишки не понимают, почему они должны вовремя отправляться в постель, складывать игрушки на место или делать уроки. Если ребёнок не осознаёт, какую пользу ему принесут эти действия, он не захочет их выполнять.

Как быть? Постоянно объясняйте, чем полезны ваши требования . Например, ребёнок вряд ли отреагирует правильно, если сказать ему, что уже поздно и пора ложиться спать. Но в большинстве случаев он пойдёт в постель, если объяснить: «Тебе нужно набраться сил для завтрашних игр, поэтому лучше лечь спать прямо сейчас». Когда вы просите убрать игрушки, мотивируя просьбу тем, что в доме должен быть порядок, это не сработает. Малыш скорее услышит вас, если сказать: «Нужно сложить игрушки, чтобы появилось свободное место для новой игры».

10. Вы неправильно требуете

Если вы даёте сыну или дочери задание, а он не выполняет, возможно, вы неправильно требуете. Иногда родители обращаются к детям в неподходящий момент, так что их просьба просто не достигает цели. Другая причина, почему отпрыски не реагируют на просьбу, — они не всегда понимают, что и как нужно делать.

Чтобы дети смогли выполнить ваше поручение, вам нужно донести свою просьбу до адресата. Не говорите в пустоту, выбирайте время, когда дети слышат вас. Спросите: «Ты точно услышал меня?» Теперь убедитесь, что сын или дочь правильно поняли ваше требование. Попросите: «Повтори, пожалуйста, что именно и как нужно сделать». Если ребёнку всё понятно, уточните: «Когда ты сможешь сделать то, о чём мы договорились?»

Рассмотрев причины непослушания детей, возможно, вы увидели собственные ошибки. Теперь вы в силах их исправить, чтобы достичь гармонии и мира в семье.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

9 месяцев ожидания, долгожданная встреча с маленьким комочком счастья, первый День рождения… Такие моменты умиляют каждого родителя! Но вот кроха немного подрос и Вы с ужасом замечаете, что он не отличается послушанием. Как правило, в такой ситуации у многих взрослых опускаются руки, тогда как нужно пересмотреть некоторые воспитательные позиции и понять, в чем скрыта причина столь дерзкого поведения малыша.

Непослушный ребенок — наказание для родителей.

Отовсюду на их головы сыплются упреки, советы и нравоучения. И правда, где воспитание? Почему родители не уделяют этому процессу должного внимания? Как смогли допустить то, что у них растет непослушный ребенок?
На самом деле, ребенок является всего лишь отражением своих родителей, их поведения. Проще говоря, чтобы понять причину непослушания, стоит обратить внимание на собственные чувства, испытываемые при конфликте с малышом.

Итак, часто ли Вам доводится ощущать раздражение в то время, как малыш тянет Вас за руку? А ведь именно таким образом он борется за родительское внимание. Или другой случай: часто непослушный маленький ребенок начинает отстаивать собственное мнение, отказываясь выполнять просьбы родителей. В этот момент последние, скорее всего, охвачены гневом. Вот так связаны чувства родителей и детей, и если уж заниматься воспитанием малыша, то и о собственном поведении забывать не стоит!

Причины ненадлежащего поведения детей.

Итак, первая причина — борьба за родительское внимание .
Известно, что малыши весьма любознательны, а еще желают как можно чаще находиться рядом с родными людьми. Однако часто родители не в состоянии уделить малышу столько внимания, сколько он требует. Как результат — непослушный обиженный ребенок, стремящийся получить внимание хотя бы таким способом.

Вторая причина — самоутверждение .
Что ощущает взрослый человек, которому постоянно указывают на промахи и стараются отчитать? Начинает упрямиться! То же самое делают и дети, стремясь показать собственную личность.

Третьей причиной является желание отомстить .
Такая ситуация часто встречается в семье, где подрастает старший ребенок, и совсем недавно родился младший. Наблюдая, как всю свою нежность мама отдает крохе, старший начинает мстить. Единственное, чего хочет малыш в такие минуты — чтобы взрослые ощущали то же, что и он.

И наконец, последняя причина — отсутствие веры в самого себя .
Нужно заметить, что к этой причине малышей очень часто подталкивают сами родители. Вам кажется, что непослушный ребенок не нуждается в похвале и поощрении? Это не так! Если родители не будут хвалить своего кроху, он попросту разувериться в собственных силах и откажется вести себя подобающим образом.

Воспитание должно начинаться с раннего детства. Нет это вовсе не значит, что непослушный маленький ребенок должен с частой периодичностью отбывать наказание в углу или получать по попе. Главный метод воспитания — любовь. Запреты и всевозможные правила способны породить только упрямство, которое и становится толчком к непослушанию. Но не стоит забывать, что очень часто непослушание является криком самого ребенка о том, что ему крайне необходимы границы!

Способы управления ребенком

А теперь стоит уделить внимание способам, посредством которых даже от самого непослушного ребенка можно добиться послушания:

1. Устанавливаем правила поведения
Часто родители ставят перед ребенком запреты, совершенно не объясняя их. Со временем малыш попросту теряется в «нельзя». Чтобы забыть о такой теме, как непослушный маленький ребенок, необходимо установить несколько четких правил и обосновать их!

2. Проявляем твердость
Если малыш не слушается, он получает выговор. Со временем маме становится жаль своего кроху, и она отступает от своего мнения. Это не правильно. Дети прекрасно чувствуют родительские сомнения, поэтому если уж сказано «нет», значит не стоит улыбаться и снисходительно смотреть на провинившегося карапуза.

3. Предоставляем ребенку право выбора
Как только родители начинают требовать от ребенка абсолютного послушания, ему становится обидно. Кому понравиться чувствовать себя куклой? Куда полезнее предлагать малышу несколько вариантов его поведения, какой бы сложной не казалась ситуация.

4. Хвалим малыша
Непослушный капризный ребенок — это ребенок, которому просто не хватает родительской похвалы. Не забывайте хвалить малыша за самую мелочь, и ему захочется стать еще лучше!

5. Составляем режим дня
Режим необходим детям любого возраста. Именно благодаря грамотно составленному графику ребенок научиться вовремя выполнять то, чего от него требуют.

Ошибки родителей

Главная ошибка родителей в воспитании ребенка — частое использование подкупа. Конечно, намного проще уговорить малыша отправиться в сад, пообещав вечером купить ему новую игрушку, нежели договориться, не используя при этом подкуп. На самом деле, чтобы разглядеть в Вас авторитет, малыш должен понять, что родительское слово очень много значит.

Не стоит также при первом удобном случае применять физическое наказание или запугивать ребенка «дядей», который выйдет из-за угла и заберет маленького вредину. Ребенок должен знать, что Ваши слова и общения не пусты. Кроме того, он не должен делать что-либо от страха!
И наконец, никогда не демонстрируйте ребенку собственное бессилие, в момент наказания пользуйтесь правилом «здесь и сейчас» и думайте прежде, чем делать!

И последнее, о чем стоит помнить родителям, — случаи, в которых нельзя наказывать ребенка, как бы плохо он себя ни вел:

во время приема пищи ;

при посторонних ;

после сна ;

во время игры ;

в момент его желания помочь .

Помните, непослушный капризный ребенок не должен становится для родителей менее любимым!

Практически каждый родитель может пожаловаться на своего ребенка, что тот не является послушным. Первые попытки пойти наперекор родителям осуществляются уже в раннем детстве – в 2, 3, 4, 6 лет. Не будем однозначно говорить, что непослушный ребенок чем-то плох, однако и не будет занимать родительской стороны..

Кто такой непослушный ребенок?

Нужно сначала разобраться в понятиях: кто такой непослушный ребенок? В родительском понимании данного слова, непослушным называется ребенок, который не слушает, не слышит и не ведет себя так, как того хотят родители. С психологической точки зрения, непослушным ребенком является тот, кто просто некоторые решения и действия принимает не по указаниям родителей.

Непослушный ребенок – распространенная проблема многих родителей. Создается ощущение, будто ребенок специально все делает наоборот, наперекор родительскому слову. А если он что-то и делает, то выполняет это из-под палки, частично и некачественно.

Непослушный ребенок – это поведение малыша, когда он уже не слушается приказов и просьб родителей, начинает предпринимать первые шаги к самостоятельному решению, что ему делать.

Психологи не относятся однозначно отрицательно к непослушанию детей. Следует понимать, что непослушание – первая попытка быть самостоятельным человеком, которым ребенок вскоре станет. Непослушание – это элементарное нежелание ребенка полностью подчиняться указаниям родителей. А родители жалуются не на непослушание своих детей, а на то, что малыши создают им проблемы, отнимают их время, требуют дополнительных ресурсов, которые можно было бы и не тратить, если бы дети все делали так, как говорят их родители.

Другими словами, непослушание ребенка – это жизнь вопреки воле родителей, которые просто желают сэкономить свое время, силы и нервы, указывая и заставляя ребенка поступать определенным образом. Непослушание – это первые попытки проявить свою самостоятельность, почувствовать себя отдельной личностью, которая сама вправе решать, что ей делать в каждой конкретной ситуации.

Здесь психологи рекомендуют не сильно строго относиться к непослушанию детей. Конечно, контролировать поведение ребенка, обучать его манерам и правилам поведения в обществе следует. Однако не нужно быть строгими. Во-первых, дети имеют право что-то решить самим, совершить ошибку и почувствовать на себе весь негатив от принятого решения. Во-вторых, родители и сами не всегда ведут себя правильно в обществе. Другими словами, родителей тоже можно назвать непослушными по отношению ко всему обществу. Так, почему родителям можно, а детям нельзя?

Следует понять простой механизм развития непослушания детей. Частой жалобой родителей является непослушание их детей. Многие из них задаются вопросом, что им нужно предпринять, чтобы дети слушались и не совершали неприемлемых поступков (ведь непослушание проявляется именно в том, что совершаются какие-то действия, не одобряемые родителями). Взрослые ищут ответ на свой вопрос в сфере недостатков и особенностей детей, не понимая того, что все ответы кроются в психологии и поведении их самих.

Непослушание детей – родительская ошибка. Дело в том, что малыши копируют родительское поведение, которое они наблюдают в повседневной жизни. Поэтому если дети проявляют какие-то негодные поступки, взрослым следует задуматься, а не поступают ли они точно так же!

Зачастую непослушание детей связано с тем, что родители используют неправильный подход в своих требованиях. Взрослые часто прибегают к приказному тону, ограничивая детей в движениях, не стараясь решить два вопроса:

  1. Что интересного дети находят в своем занятии?
  2. Чем их заинтересовать, чтобы переключить на более приемлемые действия?

Родители приказывают детям что-то не делать, забывая, что взамен нужно дать нечто другое – интересное и захватывающее. Но когда взрослые приказывают, заставляя детей «застывать» и сидеть без движения, лишь бы не мешали, то со временем малыши уже не слушаются родителей, поскольку знают, что ничего интересного им взамен не будет предложено. Подумайте, как бы вы чувствовали себя в тех ситуациях, когда вам бы приказывали не совершать то, что вам интересно, и не предлагали другого увлекательного дела?

Непослушание детей – родительская ошибка, заключающаяся в незамечании за собой подобного поведения, которое демонстрируют малыши, и требовании прекратить заниматься теми делами, которые их увлекают. Решение подобной проблемы очевидно: измените собственное поведение и манеру общения с детьми, заинтересовывая их теми играми, делами и процессами, которые вы одобряете.

Непослушными дети вырастают в авторитарных семьях, где родители не утруждают себя объяснениями, зачем малышам нужно делать те или иные действия. Взрослые просто приказывают, дают указания, порой не слыша просьб, мольб и желаний своих детишек. Ребенок может говорить, что ему плохо, больно или неприятно, а родитель даже не обратит на это внимания, чтобы хотя бы объяснить, зачем малышу терпеть то, что заставляет его сделать взрослый.

Таким образом, непослушание является следствием невнимательности родителей к пожеланиям и просьбам самих детей, которые хоть и малы, но уже могут немного разбираться в своих потребностях и желаниях.

Непослушание – это:

  1. Копирование взрослого поведения, когда ребенок просто делает то же, что и родители, которые не замечают за собой плохих поступков и не контролируют их.
  2. Первые попытки самостоятельной жизни, когда малыш желает поступить так, как считает нужным.
  3. Отсутствие внимательности родителей к просьбам и пожеланиям детей, которые тоже начинают становиться невнимательными к указаниям взрослых.
  4. Желание ребенка исполнить свое намерение, а не родительское, когда еще взрослые не объясняют, почему он должен поступить так, как говорят они, а не так, как хочется ему.

Непослушный ребенок в 2 года

В 2-летнем возрасте малыш начинает осознавать себя отдельного от родителей. Если до этого времени он чувствовал себя частью мамы и папы, то теперь он начинает понимать свою обособленность. Он начинает совершать первые попытки отстоять свое «Я», когда его голос тоже будет иметь значение.

Здесь родителям рекомендуется нормально отнестись к непослушанию ребенка, который просто желает иметь свои права. Им не нужно управлять и наказывать. С ним нужно сотрудничать. Родители должны завоевать авторитет в его глазах, чтобы он с удовольствием прислушивался к их мнению. Нужно это делать не через запугивание, а через построение доверительных и партнерских отношений.

В 2 годика отвлечь малыша от его капризов и истерик можно другим интересным делом. Если вам не удалось договориться о чем-то, из-за чего он кричит и плачет, тогда отвлеките его чем-нибудь интересным.

Не следует давать слабину родителям и идти на сплошные уступки малышу. Он пока только прощупывает границы дозволенного и недозволенного. Если малышу все позволить, тогда он сядет на шею. Поэтому родители не должны полностью отказываться от поучений и запретов, которых должен придерживаться малыш, даже если ему не нравится. В такой ситуации просто равнодушно и спокойно отнеситесь к его истерике: поплачет и перестанет!

Непослушный ребенок в 3 год

Трехлетний возраст является продолжением предыдущего года и становлением характера. Малыш уже не просто прощупывает границы и пытается отстоять свою самостоятельность от родителей, но и борется за власть, показывает свой характер, требует внимания, которого недостает. Все чаще в его речи можно услышать слово «нет» на любую просьбу или приказ родителя.

Следует нормально относиться к самостоятельности ребенка, однако со всеми остальными факторами следует умело справляться:

  1. При отсутствии должного внимания чуть больше его уделять малышу.
  2. При попытках прощупать границы и заполучить власть нужно показать малышу, что главными являются родители. Непослушание здесь нужно придушить на корню, чтобы малыш даже и не смел посягать на вашу власть.
  3. При попытках проявить свой характер, следует показывать последствия его проявлений, наказывать, корректировать поведение, показывая выгоду от следования новым моделям.

Непослушный ребенок в 4 года

Обычно к 4-летнему возрасту непослушание проходит, если родители в предыдущие пару лет сделали все правильно. Однако некоторые могут столкнуться с тем, что малыш продолжает оставаться непослушным. В чем причина?

Малыш может нуждаться в родительском внимании, что следует компенсировать. Порой малыш может копировать поведение взрослых, мультяшных героев или реальных людей. Здесь следует скорректировать поведение ребенка авторитарным или партнерским отношением. Порой дети продолжают проявлять негативные стороны своего характера. Если родителям не удается самим устранить негативные качества, тогда следует обратиться к детскому психологу.

К ребенку в 4-летнем возрасте необходимо применять такие меры воспитания:

  1. Не кричать на него.
  2. Не потакать всем его капризам.
  3. Хвалить его, если есть за что. Только не нужно перехваливать, чтобы не было завышенной самооценки.
  4. Объяснять ребенку причины, почему он должен вести себя иным образом.
  5. Не обсуждать и не ругать малыша в присутствии других людей.

Непослушный ребенок в 6 лет

В 6-летнем возрасте непослушание может стать побочным эффектом некоторых факторов, которые происходят в жизни ребенка:

  • Он учится соответствовать общественным правилам, при этом удовлетворять свои физические и психологические потребности.
  • Он нуждается в уважении, из-за чего остро реагирует на иные проявления.
  • Он пока еще только учится правильно выражать свои эмоции.
  • Он пока не может соответствовать родительским ожиданиям, поскольку его потенциал немного ниже требуемого.
  • Он требует к себе внимательности и принятия его самостоятельности.

Не забываем о том, что кроха готовится стать школьником, что также накладывает на него определенные обязательства, к которым он должен привыкнуть.

Что делать и как воспитывать непослушного ребенка в итоге?

Родителям следует спокойно относиться к непослушанию, которое является естественным процессом развития личности. Непослушный ребенок – это малыш, который просто не желает жить по вашим правилам и приказам, поскольку он имеет свое мнение или желает удовлетворить свои потребности. Что делать родителям? В первую очередь, чтобы правильно его воспитать, нужно устранить причины, вызвавшие непослушание.

Следует понимать, что с 2-3 лет ребенок постепенно начинает отделяться от родителей, понимая собственную самостоятельность. Здесь он будет неумело совершать действия, которые ярко будут указывать на то, что он хочет делать «все сам». Лучше малыша в этом поощрять и вести с ним партнерские отношения, договариваться и сотрудничать.

Когда малыш пойдет в школу, его непослушание может быть следствием переутомления, ослабленности или неспособности быстро привыкнуть к новому распорядку дня и школьным правилам.

  • Побольше уделять внимание своим детям, слушать и слышать их, удовлетворять некоторые желания, которые имеют важное значение для ребенка.
  • Помогать малышу в трудных ситуациях.
  • Не давить и не контролировать, а позволять малышам порой быть самостоятельными.
  • Оградить их от чрезмерных запретов. Когда ребенку всего нельзя, он становится непослушным.

Если ребенок желает что-то сделать сам, пусть сделает. Всегда соотносите свои требования с возрастом малыша. Не требуйте того, чего он сделать не может или пока еще не готов. Позволяйте малышам проявлять свои эмоции, чтобы они учились их понимать и контролировать. Постоянно быть тихими и неприметными – тоже плохо.

Родителям следует помнить о том, что они воспитывают полноценных членов общества. Они должны сделать из своих детей самостоятельных, здоровых, счастливых и гармоничных личностей, а не послушных марионеток, которые всего боятся и ничего не желают делать.