Навыки в 11 месяцев у ребенка. Успехи в развитии. Что нового в психическом развитии

В радостных хлопотах и заботах практически подошел к концу первый год материнства. Из неуверенной в себе и слегка испуганной мамы, каждая женщина превращается в опытную всезнайку, способную дать совет каждому, и не только в вопросе воспитания детей. Конечно, ведь за плечами остались бессонные ночи, колики, перебои с грудным молоком, первый неудачный прикорм и многие другие увлекательные хлопоты.

Еще совсем немного и вашему малышу исполнится год. Но пока вы наслаждаетесь и наблюдаете за развитием ребенка в 11 месяцев. Без сомнения, он стал выше, сильнее, активнее. Он резвый и подвижный, веселый и жизнерадостный. Он с каждым днем впитывает в себя новые навыки и умения и становится все более самостоятельным.

Показатели нормы физического развития ребенка в 11 месяцев

Рост и вес

Наблюдая за своей крохой, вы с удивлением отмечаете, как быстро ваш малыш растет и набирает вес. За текущий месяц кроха набрал в среднем 400–600 грамм, и стал выше на 1,5–2 см. Такая статистика общепринята, но весьма условна. Все дети разные и показатели массы тела и роста ребенка зависят исключительно от его питания, образа жизни и генетики. Не стоит расстраиваться, если ваша кроха не дотягивает до среднестатистических показателей. Как утверждают педиатры, подвижные дети более худотелые, а спокойные малыши всегда упитанные. Так что просто наблюдайте за своим чадом и делайте соответствующие выводы.

«Очень нелегки, первые шаги…»

Благодаря своему физическому развитию 11-месячный ребенок делает первые шаги в этом возрасте самостоятельно. Вы неоднократно наблюдали, как он ловко передвигается по своей кроватке, держась за перекладину, но совершить тоже действие на полу, малыш почему-то не решается. Но теперь он достаточно окреп, более уверен в своих силах, смело передвигается, держась за вашу руку, и все чаще отпускает ее отправляется в самостоятельное путешествие.

Вы с удовольствием наблюдаете как из неповоротливого мишки, ваша кроха превращается в непоседу. Он уверенно встает и садится, быстро ползает, способен преодолевать препятствия, самостоятельно спускается на пол с кровати. А самое главное, каждое его действие сопровождается массой позитивных эмоций .

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка

Малыш развивается и растет. Эмоциональная окраска всех его ощущений становится более яркой. Неприятные ситуации всегда сопровождаются детским криком, недовольством, обидой, иногда даже слезами. Не менее бурные эмоции сопутствуют положительным событиям - малыш смеется, восклицает, издает восторженные крики.

Несмотря на определенную самостоятельность – стремление ходить, поглощать пищу, исследовать территорию дома, малыш очень привязан к маме. Ей и шагу нельзя ступить без своего непоседы. Такую чрезмерную привязанность психологи объясняют, подсознательным нежеланием ребенка становится самостоятельным. Хотя каждый малыш индивидуален: один способен устроить истерику при виде мамы, закрывающей за собой дверь в ванную комнату, другие - запросто теряют объект своего обожания из виду и исследуют новые территории.

Психологической особенностью развития 11-месячного ребенка, становится совершенствование тактильных ощущений. В этом возрасте на милом личике часто проявляется выражение брезгливости, связанное с разлитым кефиром, водой, рассыпанным сахаром. А уговорить малыша пробежаться босыми ножками по песочку вообще редко удается с первой попытки. Не стоит переживать по этому поводу, такая реакция вполне обоснованна, именно в этом возрасте наблюдается повышенная осязательная чувствительность у детей. В игровой форме кроху необходимо познакомить с новыми ощущениями, и они со временем обязательно заинтересуют и понравятся ему.


Интеллектуальное развитие и бытовые навыки

Каждый месяц развития ребенка интересен и богат событиями. Но возможно, что именно на двенадцатом месяце ваш малыш осознанно произнесет первое слово . Конечно, ребенок и так лопочет без остановки, но это только фрагменты и слоги. Он скажет свое первое «мама», «папа», «дядя», «дай», и к году его словарный запас вырастет до 10 слов.

Учимся играя

Специалисты рекомендуют львиную долю времени бодрствования малыша, посвящать игре. В этом возрасте детям становится интересна любая деятельность. Особенно увлеченно малыши играют в сортеры, нравится пирамиды и крупная мозаика. Но все же самыми интересными становятся бытовые предметы. Это и не удивительно ведь это – «игрушки» взрослых. Приобщайте малыша к своим занятиям, если готовите обед, разрешите ему класть овощи в кастрюльку, когда наводите порядок в квартире дайте ему орудовать пылесосом, главное, соблюдайте правила безопасности и не оставляйте малыша одного надолго.


В этом возрасте, мелкая моторика становится более совершенной, теперь ребенок без труда самостоятельно берет ложку и пытается поглощать пищу. Конечно, не все получается идеально, большая часть пюре, супа или кефира, пролита, и, тем не менее, это стремление нужно всячески поощрять.

Любое самостоятельное действие ребенка должно сопровождаться позитивными эмоциями с вашей стороны. Хвалите малыша, когда он пытается сам расстегнуть ботинки или пуговицы, расчесать волосы, умыть лицо и даже почистить зубки. Конечно, ему не все удается, но все интересно. Похвальное слово и ваша улыбка станут серьезным стимулом на пути познания нового мира.

Путь к горшку

Краеугольным камнем остается вопрос с приучением малыша к горшку. Не стоит спешить, понаблюдайте за своим ребенком. Если перерывы между мочеиспусканием достигают двух и более часов, то пробуйте, но только играя. Многие дети с удовольствием осваивают новый предмет. Если же ваше чадо капризничает, боится горшка, не упорствуйте, всему свое время.

Чтение

Многие специалисты утверждают, что 11 месяцев – это идеальный возраст для осознанного знакомства малыша с книгой . Конечно, вы и раньше читали ему стихи и сказки, но воспринимать и понимать книгу, малыш научился только сейчас. Если вы приверженец раннего развития ребенка, то это идеальная пора для занятий чтением, например, по методике Домана.

Социальные навыки

Малыш уже отождествляет себя как личность, именно поэтому ему очень интересны игры в коллективе с другими детьми. Обязательно посещайте детские площадки и парки, учите кроху взаимодействовать с другими субъектами общества. Ходите в гости к своим сверстникам, развивайте навыки общения малыша.

Новый день для ребенка это интереснейшее путешествие в страну новых эмоций и неизвестных открытий. Уделяйте малышу каждую свободную минуту, играйте с ним, учите его, балуйте и воспитывайте, ведь младенчество - это самый счастливый и беззаботный период жизни, который пролетит совсем незаметно.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

11-й месяц жизни ребенка - это новая ступень в физическом и эмоциональном развитии. Для кого-то это время первых уверенных шагов, другие уже топают вовсю. Кто-то начинает радовать родителей первыми словами, другой научился складывать пирамидку из колечек, у кого-то прорезывается очередной зуб.

Чтобы оценить физическое развитие малыша в 11 месяцев, необходимо сравнить его рост, вес и некоторые другие показатели с нормативными.

В течении одиннадцатого месяца жизни вес ребенка может увеличиться на 300-400 граммов, рост - на один-полтора сантиметра. Окружность головы и грудной клетки становится больше на полсантиметра.

Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, мальчик в 11 месяцев может весить от 8,4 кг до 10,5 кг. А нормальный вес девочек этого возраста должен составлять от 7,9 до 10,1 килограмма.

Нормы роста для этого периода:

  • мальчики - от 72,2 см до 76,9 см;
  • девочки - от 70,3 до 75,3 см.

Не нужно забывать, что все дети разные и, соответственно, каждый малыш развивается по-своему. Кто-то набирает вес и растет, как указывается в нормативных таблицах, иные - сильно опережают нормы, или наоборот, немного отстают от них. Важно, чтобы общее самочувствие, поведение и настроение малыша оставалось хорошим и радовало родителей.

Как известно, девочки и мальчики различаются не только физиологически. Дети разного пола развиваются по-разному. Поэтому у них отличаются интересы и стремления, они тяготеют к разным играм. Различия можно отметить уже с самого раннего возраста.

Доказано, что в первый год жизни мальчики развиваются чуть медленнее девочек. Последние раньше начинают вставать на ножки, быстрее осваивают горшок, навыки самостоятельного питания и речь. Однако мальчики, хоть и делают первые шаги позже девочек, но быстрее учатся ходить. Им необходимо попробовать, познать и понять все то, что находится в поле их видимости. Девочки же чаще сосредотачиваются на более спокойных занятиях и тщательном изучении предметов, находящихся в непосредственной близости.

К одиннадцати месяцам и мальчики, и девочки, как правило, уже умеют самостоятельно сидеть, вставать на ножки, держась за опору, делают первые самостоятельные шаги, боле-менее уверенно ходят, держась за руки взрослых.

В этом возрасте дети уже понимают большинство фраз, обращенных к ним, многие повторяют несложные слова: «мама», «баба», «дай», «на». Могут копировать звуки, издаваемые кошкой или собакой, живущими в доме. Если малыш не разговаривает к 11 месяцам, то это еще не повод для беспокойства. Если он лепечет простые слоги, пытается имитировать звуки, то он обязательно заговорит позже. Родители такого ребенка должны больше внимания уделить занятиям с ним для развития речи.

К этому возрасту дети уже осознают и запоминают значение предметов. Например, для чего нужна зубная щетка или полотенце. Многие дети в этом возрасте пытаются самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки. Родителям нужно поддерживать такое стремление карапузов к самостоятельности.

В 11 месяцев и мальчики, и девочки уже умеют брать двумя пальчиками мелкие предметы, могут взять и дать родителю игрушку, которую тот попросит. В этом возрасте уже можно четче увидеть различия в игровых интересах между мальчиками и девочками. Мальчики любят более энергичные, подвижные игры, им сложно долго заниматься чем-то одним. Из игрушек они предпочитают машинки, каталки, мячи, музыкальные игрушки. Девочки же могут подолгу сидеть на одном месте и играть с куклой или мягкой игрушкой: кормить ее из ложечки, укладывать спать. Дети любят разглядывать картинки в книжках, пробуют складывать пирамидку из колечек, пытаются построить из кубиков башенку или домик.

Что должно насторожить

Конечно же, каждый ребенок уникален и развивается по своей, особенной, программе. Однако существуют некоторые особенности в развитии и поведении, характерные для многих деток первого года жизни, которые вызывают беспокойство у родителей малышей.

Плохо спит ночью

Нередко мамы 11-месячного малыша жалуются на нарушения ночного сна. В этом возрасте для полноценного отдыха ребенку нужно примерно 13-14 часов сна в сутки. Приблизительно два часа занимает дневной сон. В этот период многие дети уже переходят на разовый дневной сон. Раньше в дневное время малыш спал как минимум дважды. Такое изменение режима может повлиять не спокойное засыпание вечером. Кроме того, в этот период малыш активно растет и развивается не только физически, но и ментально. Он осваивает новые навыки , познает окружающий мир, осваивает новые игры, поэтому иногда может быть немного перевозбужденным. Кроме того, на качество ночного сна может влиять ухудшение самочувствия по причине прорезывания зубов.

Чтобы устранить проблемы со сном, стоит немного скорректировать режим дня малыша. Перенесите активные и подвижные игры на первую половину дня. Обязательно гуляйте вечером, проветривайте детскую перед сном. Следите, чтобы ребенок не «пересыпал» днем. Перед сном искупайте малыша в ванне с хвойным экстрактом, чтобы помочь ему расслабиться.

Не стоит у опоры

К 11 месяцам дети, как правило, уже умеют самостоятельно сесть и встать из положения сидя. При этом опираются на что-то: спинку кроватки, диван, стул. Они активно перемещаются в пространстве, ползают, пытаются ходить.

Однако случаются обратные ситуации, когда ребенок не пытается даже встать на ноги. Иногда так бывает у недоношенных деток . В любом случае необходима консультация невролога. Возможно, речь идет об индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка, а не о каком-либо нарушении. Вывод сможет сделать только опытный специалист, он же назначит необходимую терапию.

Не ходит самостоятельно

Часто родители переживают, если к 11 месяцам малыш не хочет ходить самостоятельно. Однако в такой ситуации стоит беспокоиться, если ребенок вообще не проявляет интереса к передвижению. Если же он активно ползает, пытается встать на ноги, но не топает, то переживать не стоит. Возможно, еще не время для самостоятельной ходьбы.

Как правило, большинство малышей осваивает этот навык после года. Чтобы окончательно развеять свои страхи, родителям стоит проконсультироваться по этому поводу у педиатра и невролога.

Начал кусаться - что делать?

Нередко на мамских форумах можно прочесть жалобы на то, что малыш в 10-11 месяцев начал кусаться. Дети таким образом часто пытаются привлечь внимание взрослого. Иногда такое поведение объясняют переизбытком эмоций. Конечно же, попытки «повоспитывать» маленького забияку в этом возрасте могут не дать желаемого результата. Хотя ребенку нужно объяснить, что кусать других детей или маму во время игры - плохо.

Бывает, что кусание - это способ познания, то есть малыш пытается узнать реакцию взрослого на подобное поведение. Часто в таких случаях советуют не реагировать, тогда ребенок не будет снова это делать.

Иногда дети кусаются во время прорезывания зубов . В таком случае нужно максимально облегчить этот период для крохи, использовать средства для снятия болевых ощущений (гели для десен и т.п.).

Чем можно заняться с ребенком в 11 месяцев - игры и занятия

В 11 месяцев очень важно стимулировать интерес ребенка к самостоятельному движению. Если он уже топает, то чаще водите его, ходите по лестницам и неровным поверхностям - это поможет улучшить координацию движений, укрепить позвоночник. Для улучшения навыков ходьбы в этом возрасте детям предлагают ходить за коляской, за игрушкой-каталкой. Если малыш еще не ходит сам, а только ползает, хвалите его за это, стимулируйте его самостоятельные передвижения.

Как и в предыдущие месяцы, очень важны занятия для мелкой моторики , которые полезны для дальнейшего ментального и речевого развития. Предложите ребенку поиграть с кинетическим песком, порисовать пальчиковыми красками, слепите вместе что-нибудь из мягкого теста для лепки.

Много общайтесь с малышом: рассказывайте ему обо всем, что делаете, о предметах, которые его окружают дома и на улице, показывайте ему что-то новое. Читайте ребенку сказки и детские стихи. Побольше гуляйте с ним на улице, водите его в парк и на детскую площадку. Так он не только будет расширять свое познание мира, но и будет привыкать проводить время с другими детками.

Режим питания детей в 11 месяцев

К 11 месяцам в рационе крохи львиную долю уже занимают «взрослые» продукты и блюда. Хотя грудное вскармливание или молочная смесь также остаются в меню. Детское питание по ВОЗ должно состоять из 3-4 приемов пищи: завтрак, полдник, обед, ужин, плюс один-два перекуса.

Интервал между приемами пищи не должен превышать 4,5 часа. Лучше стараться кормить ребенка в одно и то же время. Обычно в первое и последнее кормление 11-месячному малышу дают грудное молоко или смесь. В этом возрасте в ночное время «искусственники» уже не просыпаются для кормлений, а малыши на грудном вскармливании, как правило, кушают лишь один раз в течение ночи.

Суточный объем пищи, необходимой малышу в 11 месяцев, приблизительно составляет 1-1,2 л без учета жидкости. То есть порция на одно кормление должна составлять 200-240 мл. Многие мамы в этом возрасте переводят ребенка на общий стол. То есть больше не готовят отдельно для ребенка, ведь к этому времени уже большинство «взрослых» продуктов введено в его рацион. Главное не использовать слишком много приправ и соли при готовке. Блюда для малыша можно измельчать. Осторожно следует вводить в рацион продукты, способные вызвать аллергию: помидоры, клубнику, апельсины.

Специально для - Ксения Бойко

Крохе исполнилось 11 месяцев, повод для радости. Ведь он уже совсем взрослый и учится самостоятельности. Не следует его торопить и вываливать кучу новой информации, наслаждайтесь первыми смешными попытками социальной жизни своего ребенка. Зачастую мамы сравнивают свое чадо с другими детками, а ведь каждый ребенок индивидуален, а правильно ли развивается малыш и все ли умеет можно узнать из этой статьи.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

Поскольку приняты Минздравом помесячные усредненные нормы развития, то и равняться будем на них.

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

  • Ребенок в 11 месяцев должен весить 9-11,5 кг, за прошедший месяц прибавка веса должна соответствовать показателю + 400 г.
  • Рост для девочек составляет 70-75 см, а для мальчиков на 1 см больше 71-76 см.
  • Согласно норме зубов во рту 8, 4 верхних и 4 нижних, но этот показатель может быть другим непосредственно для вашего карапуза.
  • Спит малыш по 10-12 часов в сутки.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 11 месяцев

  • Различает знакомых ему детей, с интересом рассматривает незнакомых.
  • Радуется приходу сверстников.
  • Показывает привет и машет рукой прощаясь.
  • Появляются первые социальные отношения, завязывает дружбу с детьми.

Речь ребенка в 11 месяцев

  • Речь становится более сложной, он начинает лепетать по своему.
  • Пытается повторить услышанные слова.
  • Употребляются упрощенные слов «ляля», «кися», «цяця».
  • Большая часть общения происходит при помощи жестов.

Развитие моторики и статики ребенка в 11 месяцев

  • Совершенствуется «пинцетный» захват, теперь любая крошечка может быть поднята с пола.
  • Малыш активно ползает.
  • Может стоять самостоятельно без опоры.
  • Делает первые шаги при поддержке, некоторые дети это делают сами без посторонней помощи.

Сенсорные реакции малыша в 11 месяцев

  • Старается понять и выполнять простые просьбы.
  • Понимает что «можно» и что «нельзя».

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев


Этот месяц посвящается совершенствованию уже добытых навыков. Формируется характер и поведенческие нормы малыша.

  • Маленький манипулятор . В этом возрасте малыш учится понимать и делать выводы, так видя, что на его плач, мама несется «сломя голову», он начинает использовать его для привлечения внимания.
  • Просится на горшок. Если мама приложила максимум усилий раньше, то ребенок подает характерные звуки или показывает что ему надо на горшок.
  • Собирает игрушки. Если до 11 месяцев он опустошал все баночки и коробочки, то сейчас ему интересно забрасывать игрушки обратно и получать за это похвалу.
  • Подражает взрослым. Ребенок прилагает максимум усилий для воспроизведения звуков и слов, которых еще нет в его репертуаре. Свой скудный словарный запас он с удовольствием демонстрирует взрослым.
  • Пьет из кружки. В этом возрасте он должен уметь пить из кружки, правда, большая часть ее содержимого оказывается на одежде и полу.
  • Проявляет интерес к самостоятельному питанию. Малыш готов садиться кушать вместе со старшими членами семьи, он демонстративно берет ложку и лезет ею не только в свою тарелку, но и в посуду мамы и папы. Макая туда ложку, он пытается попасть ею в свой ротик.
  • Имеет представление о правильности предметов. Кроха понимает, кубики следует ставить друг на друга, а дав ему чашку вверх дном, вы заметите как он непременно привернет ее прежде, чем поставит на стол.

Занимайте досуг ребенка интересными развивающими играми, показывайте детские книги, читайте ему, ведь именно сейчас формируется пассивный словарный запас.

Режим дня ребенка в 11 месяцев


В 11 месяцев кроха хорошо знает свой режим, если мама его начала приучать раньше. Он чувствует время для еды и сна и уже сам показывает взрослым, что пора выполнять те или иные действия характерные для определенного времени.

  • Сон. Ночью малыш спит по 10-12 часов, если мама еще кормит грудью, то сон прерывается в ранние утренние часы для перекуса. Дневной сон происходит дважды до обеда 1-2 часа и во второй половине дня 40 мин или 1 час. К концу месяца может проявиться нежелание так долго спать днем, значит, ночью он хорошо высыпается, и укладывать его спать нужно только в обед один раз.
  • Питание. Сохраняется пяти разовое питание. От смеси и груди отказываться еще не стоит. Кормите малыша только свежеприготовленными блюдами, это и полезно и предотвратит всевозможные проблемы с животиком.
  • Прогулки . Поскольку именно сейчас ребенок начинает осознавать и понимать окружающий мир, то гулять с ним на улице следует почаще. Проводите больше времени на улице, минимальное количество часов прогулки необходимых ребенку – 2 часа, но больше только лучше.
  • Бодрствование. Время когда ребенок не спит, теперь проходит намного интересней, он активно ползает, пытается забраться на возвышенности. Требует внимания, хочет чтобы взрослые поиграли с ним. Уже имеет любимую игрушку.

Гуляя с ребенком на улице показывайте ему предметы и называйте их. Так же воспроизводите звуки, которые эти предметы издают. К примеру: машинка – брум-брум. Это даст ребенку большее понятие окружающего его мира и сделает восприятие более доступным.

Уход и питание ребенка в 11 месяцев


Мама заботится о малыше, хотя он уже достаточно подрос. Главные правила ухода остаются неизменны.

  1. В комнате, где находится малыш, следует делать ежедневную влажную уборку и проветривание.
  2. Оптимальная температура в помещении +19-20°С.
  3. Купать ребенка необходимо через день по 10 мин, он уже подрос, поэтому травы для купания можно применять только 1 раз в неделю.
  4. Вода при купании должна быть + 33-34°С, а воздух + 21-24°С.
  5. Следует приобрести первую ортопедическую обувь.

Кроха начинает ходить и для правильного формирования стопы, разрешайте ему ходить босиком, если это лето то на улице по мелким камушкам и траве, в холодную пору по дому. Приобретите специальный коврик для стимуляции кровообращения в стопах.

Меню малыша в 11 месяцев составляется с учетом 1-2 кормлений грудью или смесью. Лучше всего если эти кормления припадают на раннее утро 5-6 часов и поздний вечер, кормление перед сном.

Если грудь предлагается два раза, то кормлений будет 6, если только один – тогда 5. Ниже приведен распорядок питания при 5 разовом употреблении пищи, без учета кормления в 5-6 часов утра.

  • Завтрак – первое или второе кормление. В основном это каша с маслом или желтком.
  • Обед – прием пищи после сна и первой прогулки. Можно дать ребенку овощной суп с мясом и кусочек хлеба.
  • Полдник – небольшой перекус после пробуждения, здесь уместны кисломолочные продукты и фрукты.
  • Ужин – перед вечерними гигиеническими процедурами можно покормить кроху кашей или овощным рагу.
  • Перед сном – грудь или смесь, последнее кормление.

Не делайте еду для ребенка 11 месяцев совсем кремообразной консистенции, в ней должны быть небольшие кусочки, чтобы малыш учился жевать.

Что можно есть ребенку в таком возрасте смотрим в статье

В меню ребенка не должны присутствовать продукты, считающиеся агрессивными аллергенами: цитрусовые, орехи, неразбавленное цельное молоко, экзотические фрукты и другие.


Молодым мама полезная информация на заметку.

  1. Возраст первых шишек. Задача мамы 11 месячного малыша обеспечить ему безопасность, поскольку ему неведом страх, и он везде пытается залезть. Сделайте все для того, что бы кроха, не смог взобраться на возвышенность, с которой может ненароком упасть.
  2. Спрячьте мелкие предметы. Маленький «проныра» дотягивается до ранее спасительных возвышенных поверхностей. Уберите с тех мест, куда может дотянуться ребенок, все мелкие вещи (пуговицы, копейки), что бы малыш ни смог их засунуть в рот и случайно подавиться.
  3. Играйте вместе. Показывайте малышу, как складывать кубики, пирамидку. Развивайте в нем положительные качества. Объясните малышу, что игрушками следует делиться.
  4. Не потакайте ребенку. Если будете удовлетворять все желания своего ребенка, вы рискуете развить в нем эгоистические качества. Относитесь к крохе с любовью, дружелюбно, ласково, чтобы он чувствовал вашу доброту и заботу.
  5. Поддерживайте интерес к игрушкам. Когда ребенок занят игрушками, у мамы появляется пара минут передохнуть, чтобы малышу всегда было интересно играть, следует воспользоваться такой хитростью: разделите игрушки пополам и одну часть спрячьте, второй пусть ребенок играется. Через время, когда ему поднадоедят игрушки, с которыми он играет, замените их спрятанными.
  6. Время без мамы. Хотя ребенок все еще привязан к маме и прячется за нее при виде незнакомых людей, нужно на некоторое время оставлять кроху с другими членами семьи, это в будущем поможет повзрослевшему младенцу. Да и мама сможет с полчаса отдохнуть.

Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.

Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев

В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.

Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.

Каждый ребенок индивидуален!

Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.

Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.

  • Речь

Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.

В этом возрасте нужно разговаривать с ребенком как можно больше. При этом не нужно сюсюкаться с ним, подражая его речи.

Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.

Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.

  • Коммуникабельность

Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?

За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними . В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.

К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.

В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.

Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.

  • Физическое развитие

Если ваш ребенок развивается нормально, то к году и 11-ти месяцам он уже многие вещи делает.

  • Ходит и бегает без посторонней помощи.
  • Поднимается и спускается по лестнице, при подъеме опираясь на каждую ступеньку только одной ножкой.
  • Повторяет танцевальные движения, приседает и раскачивается под музыку, марширует.
  • Подпрыгивает на двух или на одной ножке, не падая и не наклоняясь набок.
  • Ловит мяч, бьет по нему в указанном направлении.
  • Умеет пятиться назад.

К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения.

Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое.

Для чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?

Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка.

Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов.

Примерный распорядок малыша, который сидит дома с мамой или бабушкой выглядит приблизительно так:

  • 09-00 — 9-30 Подъем, водные процедуры и зарядка
  • 09-30 — 10-00 Завтрак
  • 10-00 — 10-30 Развивающие занятия с взрослыми (лепка, рисование)
  • 10-30 — 12-30 Прогулка и активные игры
  • 12-30 — 13-00 Свободное время (игры с любимыми игрушками)
  • 13-00 — 14-00 Обед
  • 14-00 — 16-00 Дневной сон
  • 16-00 — 16-30 Полдник
  • 16-30 — 18-00 Прогулка
  • 18-00 — 18-30 Развивающие игры с взрослыми (лепка, рисование)
  • 18-30 — 19-00 Свободное время
  • 19-00 — 19-30 Ужин
  • 19-30 — 20-30 Чтение книжек, успокаивающие игры
  • 20-30 — 21-00 Водные процедуры перед сном
  • 21-00 — 9-00 Сон

Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша .

Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев

Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу.

В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты.

  • Курица, говядина или телятина, нежирная свинина . Суточная норма этих продуктов составляет не менее 90 грамм. Обычно мясо подают в виде паровых котлет или мелких и хорошо потушенных кусочков. Можно давать ребенку сосиски или сардельки, но только отличного качества.
  • Рыба . Так как малыш не сможет самостоятельно выбрать косточки, готовить рыбные блюда нужно из филе. Рыбу можно отваривать или тушить с овощами, готовить малышу из нее суп.
  • Печень . Этот продукт очень полезен маленькому организму, так как содержит легко усвояемые высококачественные белки, минеральные соли, гликоген (природный крахмал) и витамины. Печень способствует нормальному пищеварению, благотворно влияя на кровь.
  • Молоко и молочные продукты . В сутки малыш должен потреблять до 200 мл кефира и 600 мл молока (не только в чистом виде, но и с молочными кашами). Кроме того, крохе жизненно необходим творог. Если он не любит кушать его в чистом виде, испеките ему вкусные сырники или сделайте творожную запеканку, а если отказывается от молока, сварите какао. Давайте малышу сливочное масло до 15-20 грамм в сутки.
  • Овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и минералов, способствуют нормальному пищеварению. Оптимальным вариантом является использование продуктов, собранных со своего дачного участка. Но если у вас нет такового, старайтесь покупать овощи и фрукты на рынке у мелких российских продавцов, которые продают продукцию со своих приусадебных участков. Там, по крайней мере, не будет нитратов. В сутки малышу достаточно 250 граммов овощей и фруктов плюс 200 граммов картофеля. Не забывайте добавлять в овощные блюда зелень — лук, укроп или петрушку.
  • Крупа . Каши из различных крупяных изделий составляют большую часть рациона ребенка в год и 11 месяцев. Не обязательно варить кашу на молоке. Из круп можно приготовить гарнир, запеканку, биточки или оладьи.
  • Яйца . Продукт содержит такие полезные вещества — лецитин, цистеин и метионин. Вкусный воздушный омлет станет прекрасным завтраком для малыша.
  • Напитки . В магазине имеется огромное количество соков для детей младшего возраста. К ним добавляется обычный (но не крепкий) черный или зеленый чай, компоты из сухофруктов или свежих ягод и кисели.

Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты.

Не давайте малышу блюда с острыми приправами. Кроме того, пища ребенка должна быть немного не досолена.

Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры

Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей.

В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики . Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи.

Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.).

Учите ребенка понятиям большой и маленький . Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые.

Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому . К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме.

Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени . На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах.

Не забывайте уделять достаточно времени активным играм на свежем воздухе.

Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек.

Общайтесь со своим любимым человечком каждую свободную минуту!