Накопительный принцип финансирования трудовых пенсий. Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в россии Формы пенсионного страхования

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

Базовый объем расходов на выплату государственных пенсий в бюджете Пенсионного фонда определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ", по нормам пенсионного законодательства, без учета расходов на выплату пенсий, исходя из применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также без учета дополнительных расходов на реализацию Федерального закона от 28.03.98 №43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", некоторых других законодательных актов и указов Президента РФ.

Так, согласно этих правил, была составлена расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год /3/. В Таблице 1 представлены расходы на выплату пенсий в 1999, они составили 173,6 млрд. руб., из которых доля пенсионных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. руб., а за счет страховых взносов - 159,0 млрд. руб. Следует заметить, что указанные объемы средств не включают расходы на выплату пенсий в части, определяемой включением в стаж так называемых "нестраховых" периодов, то есть периодов, за которые по действующему законодательству не уплачивались страховые взносы.

Таблица 1 - Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 1999 году /51/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 208717,3
  • 3166,8
  • 1742,4
  • 191499,0
  • 2854,9
  • 1620,4
  • 12615,1
  • 186,6
  • 17218,3
  • 311,9
  • 122,0

На пенсионное обеспечение

В том числе: Расходы на выплату пенсий по нормам Закона РФ от 20.11.90 №340-1, действовавшим до 01.02.98

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 213626,5
  • 173596,4
  • 2639,0
  • 1742,4
  • 195974,3
  • 159036,6
  • 2377,0
  • 1620,4
  • 12801,7
  • 7240,0
  • 107,1
  • 17652,2
  • 14559,8
  • 262,0
  • 122,0

Дополнительные расходы на выплату пенсий в соответствии с ФЗ от 21.07.97 №113-ФЗ

Доставка и пересылка пенсий

  • 14866,6
  • 223,5
  • 13707,9
  • 202,6
  • 3904,1
  • 1162,7

На индексацию всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 20254,3
  • 8859,0
  • 11384,2
  • 304,3
  • 18758,5
  • 8062,8
  • 10685,9
  • 275,3
  • 1471,0
  • 955,7
  • 515,3
  • 1495,8
  • 796,2
  • 698,3

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ дополнительные расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, составили 14,87 млрд. руб. Из них финансирование за счет страховых взносов произведено в объеме 13,7 млрд. руб., а остальная сумма пришлась на федеральный бюджет. Дополнительные затраты на индексацию пенсий осуществлены в размере 20,2 млрд. руб. При этом источниками финансирования указанных расходов являются страховые взносы в объеме 18,7 млрд. руб., и средства федерального бюджета - в сумме 1,5 млрд. руб. /45/

Кроме того, в 1999 году были сохранены условия назначения компенсационной выплаты для категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах предусмотренных Указом Президента РФ от 15.04.96 №550.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.97 №573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Для реализации данного положения в пенсионном бюджете были выделены дополнительные расходы на финансовое обеспечение компенсационных выплат пенсионерам с минимальным размерам пенсии в 1999 году в размере 2,2 млрд. руб. /44/.

В бюджете Пенсионного фонда предусмотрено также решение другой острой проблемы - определены объемы финансирования доставки и пересылки пенсий. В 1999 году почтовые расходы были профинансированы в объеме около 3,2 млрд. руб., в том числе финансируемые за счет страховых взносов - 2,85 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 0,3 млрд. руб. Таким образом было не реализовано прямое указание Федерального закона от 28.10.98 №163-ФЗ об отнесении почтовых расходов на федеральный бюджет по всем категориям пенсий /51/.

Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению были профинансированы в сумме 1742,4 млн. руб./46/. В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, профинансированы в сумме 92,0 млн. руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 80,9 млн. руб. Кроме того в расходной части бюджета ПФ РФ предусмотрены 20,9 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в области пенсионного обеспечения.

Также, за счет средств бюджета Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.

В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 №163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета" предусмотрены расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке всех видов пенсий и пособий в сумме 17,65 млрд. руб.

В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.

Расходы на выплату государственных пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что составляет более 143% к предыдущему году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по "нестраховым" периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.

Таблица 2. Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 2000 году. /53/ В миллионах рублей

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка пенсий всего

Соц. пособие на погребение

  • 290924,5
  • 4347,9
  • 1534,1
  • 261561,5
  • 3851,8
  • 1411,6
  • 8931,9
  • 131,0
  • 29363,0
  • 496,1
  • 122,5

На пенсионное обеспечение

В том числе:

Базовые расходы на выплату пенсий, из них:

без применения ИКП

с применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

  • 296806,5
  • 248828,2
  • 97682,4
  • 150745,3
  • 3723,3
  • 1534,1
  • 266824,9
  • 222814,5
  • 77300,8
  • 145385,4
  • 3283,6
  • 1411,6
  • 9062,9
  • 7714,6
  • 5101,7
  • 2612,9
  • 113,1
  • 29981,6
  • 26013,7
  • 20381,6
  • 5359,9
  • 439,8
  • 122,5

Дополнительные расходы на индексацию пенсий всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

  • 35591,2
  • 11378,0
  • 24199,8
  • 529,1
  • 32241,9
  • 9286,1
  • 22942,9
  • 472,8
  • 1217,3
  • 805,0
  • 412,3
  • 3349,3
  • 2091,9
  • 1256,9

Дополнительные затраты на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов - 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. "Об отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера".

Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.

Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.

Запланированные объемы расходов с учетом базового уровня предшествующего периода (1999 г.) позволяет значительно повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и сократить разрыв между размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера с 35-37 % в 1998-1999 гг. до 25-27 % /53/.

Учитывая, что в 1999 году повышения пенсий осуществлялись преимущественно в интересах получателей минимальных пенсий, на плановый период 2000 года предусмотрены "линейные" индексации, поскольку они позволяют восстановить соотношение минимальных и максимальных пенсий и обеспечить адекватность размера пенсий трудовому вкладу пенсионера. В 1999 году, согласно бюджетным проектировкам минимальные размеры пенсий с компенсациями возросли на 136 % против 127 % для получателей средних пенсий по старости. В 2000 году предполагается обратная тенденция: 110 % - для минимальных пенсий, 129 % - для средних. Так, по мнению Пенсионного фонда, можно постепенно восстановить связь размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина /24/.

Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. - 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.

В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. - в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)- в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.

Кроем этого, в расходной части бюджета Пенсионного фонда предусмотрены 1.41 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в области пенсионного обеспечения.

Также Постановлением Правительства РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.

В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены расходы на единовременную денежную выплату пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним категориям получателей пенсий в сумме 666,9 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета будет проходить финансирование государственных пенсий в общей сумме около 29,4 млрд. руб., что только на 140% больше того же показателя 1999 года. Это говорит о снижении размеров сумм финансируемых из государственного бюджета, и переложении этих расходов на "плечи" бюджета Пенсионного фонда Эти расходы определены на основе показателей, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда на 1999 год, и исходя из динамики численности получателей пенсий с учетом её прироста и индексации пенсий в 2000 году.

За счет средств федерального бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы на единовременную выплату пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны в рамках осуществления мероприятий по подготовке к празднованию 55-летия Победы в общей сумме 668,0 млн. руб. Общие расходы на увеличение пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд. руб. Вполне возможно, при стабилизации экономической ситуации в стране, что этих расходов вполне хватить для достаточного финансирования пенсионеров, и не придется дополнительно каждый квартал или полугодие проводить компенсирование социальных выплат.

Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Закона N 173-ФЗ отсылает нас к Закону N 167-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 Закона N 167-ФЗ средства бюджета ПФР имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета этого фонда является выплата трудовой пенсии. Бюджет ПФР, в свою очередь, формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 167-ФЗ из:
1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть - в бюджет ПФР;
2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет ПФР;
3) сумм пеней и иных финансовых санкций;
4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Структура трудовых пенсий, установленная Законом N 173-ФЗ, предполагает три составные
части трудовых пенсий:
1) страховую;
2) базовую;
3) накопительную.
Части трудовых пенсий в соответствии с Законом N 167-ФЗ формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога. А финансирование страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Их уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных вознаграждений, положенных работникам за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в ПФР, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14%.
Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:
а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ,
референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;
14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пункт 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основная функция накопительной части трудовых пенсий - защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. Для этого устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий. А именно отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в ПФР и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в ПФР и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров.
После поступления страховых взносов из ПФР на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета ПФР имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета этого фонда является выплата трудовой пенсии. Бюджет ПФР, в свою очередь, формируется из:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть - в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет ПФР;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, предполагает три составные части трудовых пенсий:

1) страховую;

2) базовую;

3) накопительную.

Части трудовых пенсий формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога. А финансирование страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Их уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных вознаграждений, положенных работникам за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в ПФР, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14%.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий - защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. Для этого устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий. А именно отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в ПФР и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в ПФР и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров.