Национально-региональный компонент в доу консультация на тему. Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. проект на тему Региональный компонент предусматривает


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «Алёнушка»

Российская Федерация,456800, Челябинская область, г.В Уфалей, ул. К.Маркса, д. 1; тел.35164)3-46-38 ИНН/КПП 7402004079/740201001

ОПЫТ РАБОТЫ

на тему

«Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»

Подготовил:

старший воспитатель

I квалификационной категории

МБДОУ-Д/С № 23

«Алёнушка»

Коняева А.П.

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

    Актуальность

    Теоретическая часть

    Практическая часть

    Результаты работы

    Литература

Актуальность

Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования» основная роль в обеспечении качества образования отводится государственным образовательным стандартам.

Концептуальной основой государственных образовательных стандартов являются принципы демократизации и регионализации.

Региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона, позволяет обеспечить эффективное управление, планирование, способствует развитию сферы образовательных услуг и обеспечивает многообразие образовательного пространства России. Развитие образования в этом направлении закреплено в национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов. При этом единое образовательное пространство гарантируется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Исследованию общеметодологических и научно-педагогических проблем стандартизации и регионализации системы образования посвящены работы В.П. Беспалько, В.И. Байденко, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Семушиной, И.П. Смирнова, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др.

Однако подобных разработок научных основ стандартизации образования явно недостаточно, также отсутствие утвержденных и научно обоснованных методик оценки соответствия такому стандарту инновационных программ дошкольного образования.

В научном плане наиболее обоснованы подходы к стандартизации содержания высшего образования (А.Н. Лейбович, Б.А. Савельев, H.A. Селезнева, В.М. Соколов, А.И. Субетто и др.)

Действующие "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ", также как и "Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ", носят рекомендательный характер, основаны на принципах администрирования и не решают проблемы регионализации дошкольного образования.

Демократизация образования предоставляет образовательным заведениям самостоятельность и возможность выбора своей стратегии развития, методов работы, отражения запросов детей и родителей, создания различных авторских образовательных программ.

Имея определенную самостоятельность, педагогические коллективы учебных заведений разрабатывают в каждом отдельном случае свое содержание образования. Широкие возможности, предоставляемые образовательным учреждениям принципом демократизации, и определенные ограничения образовательных стандартов привели к возникновению новой образовательной ситуации.

Изучение научных публикаций по проблемам стандартизации образования в регионах, анализ нормативных документов системы отечественного дошкольного образования, а также опыт практической работы дошкольных образовательных учреждений убедили нас в том, что до настоящего времени не конкретизированы научно обоснованные методы разработки регионального компонента образовательного стандарта.

Анализ педагогических исследований показывает недостаточную разработанность сформулированных выше проблемных вопросов, что позволяет констатировать объективно существующее противоречие между потребностями новой образовательной ситуации в регионализации дошкольного образования и возможностями педагогической науки, не располагающей инструментарием удовлетворения этих потребностей. Указанное противоречие порождает проблему исследования и необходимость разработки такой педагогической технологии, которая позволила бы научно обоснованно, качественно и эффективно конструировать образовательный процесс на основе требований государственного стандарта и с учетом особенностей региона и конкретного образовательного учреждения.

Сформулированная проблема актуальна для всех ступеней системы отечественного образования, однако наиболее остро данная проблема стоит перед системой дошкольного образования ввиду отсутствия утверждённой программы и особого статуса системы дошкольного образования как исходной ступени всей образовательной системы.

В рамках данной актуальной проблемы и с учетом отмеченного обстоятельства можно сформулировать

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: создание технологии разработки регионального компонента образовательного стандарта на примере учреждения для детей дошкольного возраста.

Задачи :

    проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике (состояние и перспективы развития дошкольного образования, проблемы его стандартизации и регионализации);

    создать педагогическую технологию разработки регионального компонента образовательного стандарта для ДОУ и выявить педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, способствующие наиболее эффективной реализации данной технологии;

    проверить эффективность созданной технологии разработки регионального компонента образовательного стандарта для ДОУ в опытно-экспериментальной работе с детьми.

Решение поставленных задач осложняется отсутствием утверждённых Министерством образования Российской Федерации программ дошкольного образования, в силу чего возникает дополнительная задача по анализу концептуальных основ стандартизации образования и выявлению системообразующих факторов стандарта дошкольного образования.

Методологической основой исследования являются положения общей и частно-научной методологии, идеи демократизации и гуманизации образования, принципы системного подхода, концептуальные основы стандартизации образования, концепция квалиметрического подхода, принципы и методология научного педагогического исследования. Теоретическую основу исследования составили основополагающие труды отечественных ученых в области стандартизации и регионализации образования (В.И. Байденко, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Б.У. Родионов, Б.А. Савельев, H.A. Селезнева, Л.Г. Семушина, И.П. Смирнов, В.М. Соколов, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др., дидактики (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин и др.), принципов и условий развития творческого потенциала человека (Л.К. Веретенникова), развития личностной культуры дошкольника, личностно-ориентированного воспитания (В.В. Давыдов, Л.М. Кларина, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина и др.), в области среды развития детей (Л.С. Выготский, В.А. Петровский и др.) и амплификации детского развития (A.B. Запорожец и др.), педагогической диагностики (B.C. Аванесов, М.Л. Левицкий, Н.М. Розенберг, А.И. Субетто, B.C. Черепанов и др.)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ (образовательных стандартов, временных требований и нормативных актов по введению государственных образовательных стандартов); эмпирические методы - анкетирование, диагностика уровня развития детей, наблюдение за ходом воспитательно-образовательного процесса

Своеобразие и индивидуальное лицо региональной культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры. /Д.С.Лихачев/

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары уничтожали многие произведения национальной культуры, поэтому особенно важно хранить то, что досталось нам в наследство. Памятники национальной культуры являются достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Возрождая традиционную народную культуру нельзя не учитывать региональный аспект той или иной местности, ее историко-культурную специфику. У каждого человека есть место, где он родился и живет, он с гордостью может назвать его своей Родиной. У каждого края - своя история, свои традиции. Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности - нет личности, без личности – нет народа. Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиций характерны: бережное отношение к сложившемуся раннее укладу жизни как к культурному наследству прошлого. Традиции бывают: национальные, культурные, бытовые. Известно, что традиция включает в себя не только передачу в течение длительного времени в определенных социальных группах от поколения к поколению отобранных духовных ценностей: идей, обычаев, норм поведения, обрядов, но и приспособление их к новым условиям жизни, их видоизменение и трансформацию. Благодаря традициям всякая система жизнедеятельна. Ценность традиции – умение новых поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах. В русской истории традиции прерывались нередко искусственно, но при этом создавались и новые. Ценностный отбор, сохранение и развитие тех или иных традиций зависит с одной стороны от содержательной наполненности традиции вечными, сущностными проблемами, с другой стороны – умение новых поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах, и только потом их преобразовывать, чтобы традиция жила дольше. Поэтому традиционализм в сравнении с консерватизмом отличается большой компромиссностью и лояльностью; если консерватизм – это замкнутая, закрытая система, то традиционализм – это открытая, динамичная, живая система, готовая к новациям, но только к тем, которые помогают человеку найти свое место, осознать себя личностью. Рассказывая детям о взаимосвязи живых организмов в природе, способствую формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. В традиции от отношения к родной земле зависит внутренняя сила человека, его собственная защита и охрана – не только человек охраняет землю, но и земля охраняет человека. Для определения традиционной народной культуры, обычаев, обрядов необходимо исходить из понимания традиционной картины мира, знания традиционного менталитета. Как говорили в старину: «Жить надо древним умом». Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оно есть постыдное малодушие». Народ жив пока существует его культура и традиции. Как дерево не может существовать без своих корней, которые его питают, так и человек без своей истории. Народная культура – это область знаний, охватывающая жизнь людей целиком: от рождения до смерти. Своеобразная, веками сложившаяся мечта любого народа о должном совершенстве человека, могущего построить «совершенный мир» без зла и насилия, мир, в котором царствует любовь, добро и благородство. Именно народный идеал определяет направленность народной педагогики как педагогики всеобщей любви, уважения к людям, благоговейного отношения к природе, своему дому, Родине, всего того, без чего нет человека. Воспитание у детей этих качеств не может быть обозначено словом «рано». Ведь только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты, может сделать правильный моральный выбор. Считаем, что прививать любовь к Родине, знакомить с ее историей и традициями надо с младшего дошкольного возраста /3-4 года/, т.к. в этом возрасте идет чувственное познание мира. Практический опыт показал, что для этого возраста доступными являются «малые формы фольклора» - потешки, загадки, колыбельные. Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания наших корней – любви и привязанности к маме, к родному дому, родному краю. В любом, даже в самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или народная игра – видна эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, входя в жизнь детей, несут в себе эстетические знания, культурные традиции Урала – все это, несомненно, воспитывает вкус. В детстве органы чувств ребенка требуют контрастных изображений и звучаний. Фольклор дает возможность увлечь детей игрой, которая является ведущей деятельностью этого возраста по Л.С.Выготскому. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на его языке. В фольклоре можно найти все для всестороннего развития ребенка. Воспитанники начинают понимать, что хорошо, что плохо, чего бояться, чему радоваться, т.к. на все эти вопросы дает ответ народная мудрость. Свою работу важно строить по принципу от малого к большому, от близкого к далекому. В распределении материала для детей 4-5 лет учитывается принцип – природосообразности и хронологии событий. В этом возрасте у детей практическое познание мира, идет установление причинно-следственных связей. В старшем дошкольном возрасте память носит в основном произвольный характер, ребенок лучше запоминает то, что находится вокруг него, что он видел, чем играл, нежели то, о чем ему рассказывали. «Память ребенка – это его интерес», - говорят психологи. Именно в этом возрасте идет умопостижение истины. В своей деятельности опираемся на методики и программы следующих авторов: ,в которой региональный компонент представлен первоначальными знаниями об особенностях географического положения, его растительного и животного мира, природных богатств, истории и культуры; Л.В.Коломийченко «Человек в культуре» - эта программа раскрывает содержание, логику и объем работы с детьми дошкольного возраста и предполагает становление эмоционально-ценностного отношения к себе как представителю своей культуры, проявление толерантности к людям другой национальности, овладение этикой межэтнического общения; Н.Н.Ахметовой «Люби и знай свой край» - эта программа помогает научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее, сформировать определенные отношения к людям, населяющим город, край, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей страны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Воспитательно-образовательный процесс нашего ДОО строится на методологических основах комплексной программы «Детство».

Анкетирование педагогов вызвало явный интерес и поддержку в углубленном изучении данного направления. В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремимся к тому, чтобы наши воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.

Руководствуясь вышеизложенными документами, составлена система работы, включающая перспективные планы на каждую возрастную группу, серию конспектов-занятий, диагностические задания, папки с консультациями для педагогов и родителей. Одним из важных условий реализации системы моей работы в ДОУ является организация развивающей предметной среды.

Для работы по данной теме скомплектована научно-краеведческая библиотека, подобран наглядно-демонстрационный материал, подборка презентаций по региональному компоненту, в группах организованы мини-центры по краеведению, оборудование в которых соответствует возрастному цензу воспитанников. По серии конспектов были проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.

Для оценки полученного результата используем диагностику А.М.Федотовой, которая выделяет следующие критерии:

Оценка знаний об окружающем мире:

Полнота знаний – соотношение объема знаний ребенка и объема, предлагаемого программой, определяется по итогу всех заданий, выявляющих знания. Осознанность – степень осмысленности знаний и их применение в ситуации общения ребенка с окружающим миром. Доказательность – умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт. Глубина – умение устанавливать связи и зависимости между современными аналогами.

Оценка отношения к окружающему миру:

Осознанность – оценка объяснений чужих и своих поступков. Действенность – умение видеть состояния окружающих людей. Направленность – познавательный интерес к получению информации.

Воспитательно-образовательный процесс ведется по трем направлениям:

гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, с Библией, как с книгой /православные традиции/, знакомство с историей родной земли /история Урала и России/, знакомство с искусством /древнерусская живопись – икона/, с культурой, знакомство с этнографией /строение избы, украшение жилища, одежда/;

народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство /Ремесла. Рукоделие. Игрушка. Роспись. Работа с глиной. Знакомство с камнем./

формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека:

Народная медицина и кухня /огородные и лекарственные растения, традиции закаливания, русская баня, трапеза, русские напитки/.- народные игры и танцы.

Каждое направление включает в себя все аспекты воспитательно-образовательного процесса: физическое, эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие. Система работы в гуманитарном направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям особые ощущения и эмоциональные переживания.

Для этого в ДОО существует передвижные выставки мини музеев, где разместились предметы старины: коромысло, горшки, лапти. Эти предметы часто встречаются в русских народных сказках. Первые знакомства с предметами старины детьми младшего дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способам действий с ними. В старшем дошкольном возрасте еще подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами /например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа/. Кроме того, указывается зависимость пользования определенными предметами от социального уровня /крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами/. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия /горшок, крынка, кувшин/.На занятиях используюся игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок. Детям младшего дошкольного возраста сказка рассказывается от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа, а дети постарше – сами участвуют в пересказе. В мини- музееях устанавливается люлька с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки. Начиная с младшей группы, на занятиях появляется персонаж из мультфильма – домовенок Кузя. Это представитель русской народной сказки, носитель народной мудрости, который плохо ориентируется в современной жизни и просит детей рассказать ему, что те знают о ней. Он затевает с детьми разные игры и забавы. В эти занятия включены разные виды деятельности. Кузя знает великое множество сказок. Он их рассказывает детям по-особенному: с шутками, прибаутками. Домовенок хранит свои сказки, потешки, и загадки в особом сундуке. Есть там и докучные сказки / «Про белого бычка»/ и забавные / «Жил-был царь Ватута, вот и вся сказка тута»/. Иногда появляются из сундучка странные и интересные вещи /скалка, волчий хвост/. Кузя просит ребят догадаться, из каких они сказок. Он может рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то забывая или пропуская. Из сундучка Кузи неизвестно почему могут пропасть загадки или, наоборот, отгадки. И в этом случае дети приходят ему на помощь, отгадывая загадки или рисуя их ответ, а Кузя потом прячет рисунки в свой сундучок. У Кузи, как и у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен, и всегда ребята приходят на помощь. При работе фольклорного материала учитываю возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением, все большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме сложного фольклорного материала, используются беседы. Для решения поставленной цели в младшей группе выделются следующие задачи:
1) сформировать представления о себе, как о члене общества; 2) углубить представления детей о составе своей семьи; 3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных; 4) знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы /потешки, пестушки, сказки, колыбельные/.В младшем возрасте использую следующие приемы: - пальчиковые игры- пальчиковый театр- рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные» - диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др. - хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок». В среднем возрасте решаются задачи: 1) конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы; 2) углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге; 3) уточнить и расширить представление детей о родном городе; 4) формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище; 5) познакомить с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. 6) познакомить с микроокружением и макропространством, с восприятием себя сейчас и своего будущего. Наиболее значимыми в этом возрасте считаю следующие методы работы: - чтение народных сказок; - заучивание пословиц, закличек, дразнилок; - рассматривание иллюстраций, наглядных пособий; - экскурсии в лес, парк; - знакомство с ближайшим окружением /школа, красивые здания микрорайона, улицы/;- использование макетов «избы»; - демонстрация диафильмов, слайдов; - диагностические игры «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Выбери картинку», «Чего не хватает» и др.; - народные игры «Клубок», «Баба Яга», «Домовой», «Кузовок» и др. Наиболее продуктивным в этом возрасте является обучающее занятие, такое как «Гуси-лебеди», цель которого – расширение знаний об окружающем мире через русскую народную сказку, обогащение словарного запаса детей. Детям интересны викторины в игровой форме, цель которых – закрепить знания о разных видах устного народного творчества /пословицы, загадки, сказки, потешки, заклички и т.д./, воспитывать интерес к народному фольклору.

Задачи старшего возраста:

продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;

расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого ближайшего окружения. Система традиционной картины мира держится на народном праздничном календаре. Обряды и праздники были основными точками, связующими звеньями, на которых основывались представления о пространстве и времени. У каждого народа есть свои особенности в календаре, любимые и особо почитаемые праздники. Календарь лежал в основе жизни как крестьян, торговцев, так и горожан. Через календарь знакомим детей, как с дореволюционным временем, так и с советской культурой. Знания о народных праздниках, играх, оберегах, навыки «ремесла», стремление воплотить через семью духовно-нравственные каноны Святой Руси – являются багажом в работе с детьми. Дети узнают о воспитании детей в старину, о взаимосвязи поколений, о генеалогическом древе и семейных гербах. Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы: - путешествие на «Машине времени»;\- «загадочные письма»; - задания от деда Чудоведа; - кроссворды, ребусы; - создание альбомов, схем; - создание макетов; - ручной труд «Плетение поясов», «Изготовление жаворонков» и т.д.; - творческие задания – создай герб семьи, родословное древо; - сочинение рассказов, сказок, загадок; - беседа; - дидактические игры «Лента времени», «Кто кому приходится», «Составь портрет мамы»; - народные игры, хороводные игры. Наряду с беседой – эффективный прием ситуация общения, где в творческий мыслительный процесс вовлекается большинство ребят. Коллективная работа получается при составлении единого текста, предложения к которому придумывает каждый ребенок, передавая от себя соседу последние строчки. В старшем возрасте особое внимание уделяется воспитанию моральных качеств. Здесь используем следующие приемы: нарисуй пословицу, расшифруй пословицу, поговорку. Народные пословицы – это свод народной мудрости, цвет народного ума. Пословица есть обобщение проверяемого веками культурного опыта поколений, выверенного жизненным опытом: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Какова пряха, такова и рубаха». Большинство предлагаемых заданий выявляют уровень усвоения знаний детьми. Знания не самоцель: они важны не сами по себе, а как основа для воспитания отношения к человеку и окружающему миру. Знания ребенка легко выявить, но известно, что ребенок и взрослый человек могут обладать знаниями, а вести себя иначе. Задания для диагностики объединены в группы. Результат выполнения задания ребенком оценивается по трехбалльной системе. Это помогает выявить уровень развития детей группы в начале учебного года и учитывать его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный подход к детям низкого и высокого уровня развития. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который дает четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на нравственно-патриотическое воспитание детей. На основе результатов диагностики планируется коррекционная работа своей деятельности и работа с детьми и родителями. Руководствуясь ФГОС, научными авторскими методиками составлена диагностика в виде тестовых заданий, позволяющих определить уровень проделанной работы, уровень развития ребенка- дошкольника и его отношение к окружающему миру.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (П мл.группа – 3-4 года) по истокам традиционной народной культуре

Задание 1.

Дидактическая игра «Из какой сказки персонаж?».

ЦЕЛЬ: Выявить объем знаний русских народных сказок.

Задание 2.

Дидактическая игра: «Кому, что подарить?»

ЦЕЛЬ: Выявить умение, определять к какому полу, и по каким признакам относится человек: физическим, поведенческим, деятельностным.

Задание 3.

Словесный тест: «Расскажи потешку».

ЦЕЛЬ: выявить багаж знаний потешного материала, понимание устной народной речи. Тестирование проводилось во П младшей группе N 4. Количество детей в группе 15 человек. Для проверки знаний детей брала по 3 человека. Если ребенок выполнил все задания правильно, он получал – 3 балла; если с небольшим количеством ошибок, пытался дать объяснение – 2 балла; если ошибался, не давая объяснений, – 0 баллов. Детям предлагались 3 тестовых задания. По результатам диагностики можно сделать вывод: Полученные результаты дают основание считать, что дети становятся доброжелательными в отношении к близким людям, эмоционально – отзывчивыми на состояние близких людей, а также дети овладевают речевыми способами общения, развивается активный словарь. Дети в этом возрасте получают первоначальные знания о традиционной народной культуре, которые применяют в свободной деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх, художественной деятельности, в строительной деятельности.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (средняя группа – 4-5 лет) по истокам традиционной народной культуры

Задание 1.

Дидактическая игра «Что лишнее?».

ЦЕЛЬ: выявить, способен ли ребенок из группы разных предметов находить лишний. Задание 2. Дидактическая игра «Предметы народного быта». ЦЕЛЬ:выяснить знания детей предметов народного быта.\\Задание 3. Словесное задание «Устное народное творчество». ЦЕЛЬ: выявить багаж знаний устаревшего народного творчества. (см. приложение). По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что дети проявляют интерес к истории своего города, к культуре своего народа. В этом возрасте у детей формируются начальные представления о традициях народа, закладывается чувство гордости за свою страну.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (старшая группа – 5-6 лет) по истокам традиционной народной культуры

Задание 1. Дидактическая игра «Лента времени».

ЦЕЛЬ: выявить представления об общем ходе возрастного развития человека, умение различать проявление возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, прическа, обувь).

Задание 2. Лото «Быт русских людей».

ЦЕЛЬ: выяснить у детей о представлении быта русских людей.

Задание 3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

ЦЕЛЬ: выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем.

Задание 4. Устное народное творчество

ЦЕЛЬ: выявить у детей багаж знаний пословиц, поговорок, загадок, русских народных сказок, чистоговорок, считалок, потешек, сговорок, закличек, дразнилок. (см. приложение). Анализ проводимой работы показал, что дети владеют первоначальными представлениями об истории возникновения Руси, о народах, населяющих ее в прошлом их традициями. Дети способны практически применять информацию исторических событий в разных видах деятельности: художественной, познавательной, игровой, продуктивной, музыкальной. Диагностическое задание, выявляющее знания детей дошкольного возраста (подготовительная группа – 6-7 лет) по истокам традиционной народной культуры
Задание 1. Опросник.

Тестирование проходило в индивидуальной форме, каждому ребенку были предложены вопросы, определяющие знания детей в области народной традиционной культуры города, страны, в котором мы живем /см. приложение /.Анализ проводимой работы показал, что дети знают историю, традиции своего края, бережно относятся к природе родного края; с уважение относятся к пожилым людям и с любовью, и заботой к своим родителям.

Формирование знаний о традиционной народной культуре – не самоцель, а основа для воспитания осознанно – бережного отношения к человеку, природе, к миру, созданному трудом человека, проявляющегося в конкретных поступках детей. Поэтому необходима диагностика, выявляющая и отношение ребенка к окружающему миру (см. приложение).

Анализ результатов по диагностике, выявляющей отношение детей к окружающему миру убеждает, что потенциал ребенка в области интеллектуального и морального развития значительно выше, что это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Мои выпускники уносят из детского сада во взрослую жизнь, не крупицы знаний, которые им помогут проявлять себя настоящими гражданами и патриотами нашей Родины. Будущая Россия – это Россия, которая будет принадлежать нашим детям.

Большую помощь в работе оказывают родители, они выполняют роль не пассивных наблюдателей за жизнью детей в детском саду, а являются непосредственными активными участниками педагогического процесса. Родители принимают участие в создании русских народных костюмов своим детям к народным праздникам, вместе с нами ходят в походы, ездят на экскурсии в городской краеведческий музей, помогают изготавливать дидактические игры, пополняют мини-музей в группах, участвуют в городских фестивалях и конкурсах, в группах существуют информационные стенды.

Моя тема не оставила равнодушным ни одного педагога ДОО. Недостаток знаний о культуре и истории своей малой родины вызывает у них интерес. На педагогических советах обогащаю знания и расширяю кругозор по направлению « Национально- региональный компонент в работе педагога, использую консультации в работе с педагогами и родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав результаты диагностик знаний и отношений детей к истокам традиционной народной и региональной культуры со второй младшей по подготовительную группу, можно сделать следующие выводы:

Сформированы основы о традиционных культурах разных народов,

Систематизированы знания детей об окружающем мире посредством устного народного творчества.

Развиты: чувство уважения, любви и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста.

Ребенок дошкольного возраста по-своему воспринимает окружающий мир; его чувства отличаются от чувств взрослого, и все же искренний интерес вызывает надежду, что зарождающееся чувство любви не исчезнет, а будет развиваться и проявляться в общении с людьми и природой, в конкретных делах и поступках, в труде и играх.

Детский сад – второй дом ребенка и детям должно быть комфортно в этом доме. Ребенок не робот, он нуждается в ласке, требует к себе внимания. И если мы, взрослые, согреем его теплом своего сердца, лаской и заботой, он отдаст взамен тоже «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость.

В дальнейшем планируем в своей деятельности такие формы работы, (кроме обязательных занятий, экскурсий, целевых прогулок), как клуб или познавательные вечера, т.к. объем информации для детей седьмого года жизни значительно увеличивается.

Клуб в детском саду – это объединение детей и их родителей, педагогов на основе интереса к знаниям традиционной народной культуре. Клуб следует рассматривать как составную часть педагогического процесса нравственно-патриотического воспитания детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Разработан региональный компонент образовательной программы МБДОУ-Д/С № 23 «Алёнушка»

Проведён семинар для педагогов на тему: «Организация работы ДОУ по национально - региональному компоненту»

Проведён педсовет «Формирование у дошкольников представлений о родном городе в ходе реализации проекта «Мой любимый город», итоговый педсовет на тему «Ярмарка проектов»

Разработано перспективное планирование татарских и башкирских игр Южного Урала

Проведён праздник ко Дню народного единства

Составлена Азбука Уфалейских писателей и поэтов

Оформлена подборка народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Проведено анкетирование педагогов и родителей по национально- региональному компоненту

Разработаны занятия на тему: «Мой родной край - Южный Урал», «Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале», Нод по знакомству с творчеством Бажова

Составлен сборник материалов Городского методического объединения педагогов, работающих по программе «Детство» на тему «Создание условий для реализации национально - регионального компонента в условиях введения ФГОС»

Подготовлен фильм о родном городе

Разработаны проекты в дошкольном образовательном учреждении: «Мой любимый питомец», «Дикие животные Урала», «Народные праздники», «Мой город». «Мы живём на Урале», «народный фольклор» и т.д.

Подготовлены презентации по промыслам Урала, по знакомству с городом верхний Уфалей, по сказам Бажова

Были организованы встречи с известными людьми города: Уфалейскими художниками Кисловой Ольгой, Набатниковым Валерием,. Черепановым Николаем они познакомили детей со своими работами

Проведены занятия Городского Краеведческого музея в разновозрастной, старшей и логопедической группах

Педагоги и их воспитанники участвовали в городских конкурсах и выставках

Посещение городского театра, городской пожарной части, экускурсия к заводу Уралэлемент

Издание газеты детского сада ко Дню Победы

Акция «Чистый город», «Водитель будь бдителен»

Оформление Экологической тропы на территории МБДОУ-Д/С № 23 «Алёнушка»

ЛИТЕРАТУРА

    Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.

    Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

    Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

    Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998

    Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.

    Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.

    Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА-ОПРОСНИК
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

    Знаете ли Вы народный /христианский, мусульманский/ календарь?

    Какие праздники предпочитаете отмечать?

    Какие национальные блюда Вы готовите в семье?

    Знаете ли Вы обряды?

    Знаете ли Вы свою родословную?

    Рассказываете ли о ней своим детям?

    Какие традиции соблюдаются в Вашей семье?

    Отмечаете ли Вы день Ангела?

    Поздравляете ли Вы в день Ангела близких Вам людей?

    Делаете ли Вы подарки в праздники?

    Любите ли Вы петь народные песни в праздники?

    Значение традиций в Вашей жизни?

    Следует ли обращаться к прошлому?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Региональный компонент Образовательной программы МБДОУ-Д/С № 23 «Алёнушка»

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Развитие личности ребенка всегда происходит в социокультурном пространстве того или иного региона, обладающего своей историей, культурой, менталитетом, куда ребенок включается самим фактом своего рождения. Однако, при отборе содержания регионального компонента дошкольного образования невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений даже заинтересованного взрослого. Мы учитываем возможности ребенка дошкольного возраста, его интересы, предпочтения. Социокультурные особенности Челябинской области и Верхнего Уфалея определяют содержание психолого-педагогической работы в ДОУ.

Задачи образовательной деятельности с детьми:

    Формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии Южного Урала.

    Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы Южного Урала.

    Знакомить детей с историческим прошлым края, родного города.

    Продолжать развивать у дошкольников интерес к городу, его достопримечательностям. Дать представления о названии города, улиц, которые рассказывают об историческом прошлом Уфалея. В городе есть памятники и архитектурные сооружения, отражающие историю напоминающие о событиях, людях и их вкладе в развитие города. На Урале развиваются свои народные промыслы (каслинское литье, златоустовская гравюра, камнерезное искусство, уральская роспись и др.), отмечаются национальные праздники (Сабантуй, медовый, яблочный, ореховый и хлебный Спас, Джиен, Нардуган и др.). Люди создают и поддерживают уральские традиции, передают из поколения к поколению сказы, легенды, игры, танцы). Ведущие отрасли экономики (металлургия, машиностроение, энергетика, сельское хозяйство) обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.

    Продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Урале: машиностроители, металлурги, животноводы.

Задачи образовательной работы с детьми 2-3 лет

1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2. Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням, потешкам, пестушкам.

3. Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек.

4. Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.

5. Учить отражать наблюдаемые явления природы в продуктивной деятельности.

Задачи образовательной работы с детьми 3-4 лет

1. Приобщать детей к устному народному творчеству.

2.Дать детям представления о происхождении и назначении колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек.

3.Познакомить с некоторыми фольклорными образами уральских произведений.

4. Способствовать исполнению колыбельных песен, пестушек, потешек в самостоятельной игровой деятельности.

5. Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления от окружающей действительности в изобразительной деятельности (рисование, лепка).

Задачи образовательной работы с детьми 4-5 лет

1.Дать представления об уральской природе в разное время года. Познакомить с наиболее распространенными на Урале птицами, животными, насекомыми, растениями.

2. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями уральских колыбельных песен, уточнять представления о пестушках, потешках, прибаутках, небылицах, поговорках, пословицах; развивать исполнительские умения, желание использовать их в игровой деятельности; развивать творческие способности детей, придумывать небылицы, заклички, колыбельные песни по аналогии с готовыми текстами.

3. Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в продуктивной деятельности, подводить к созданию выразительного образа.

Задачи образовательной работы с детьми 5-7 лет

1.Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала: природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

3.Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).

Совершенствовать исполнительские умения,

Развивать творческие способности, чувство юмора,

Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.

4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры:

Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала;

С произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др.

Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

5.Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др.).

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента может осуществляться как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию различных образовательных областей.

Комплексные целевые ориентиры как возрастные достижения детей при реализации всех образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории Южного Урала, о появлении первой металлургии, о проживании разных народов на Южном Урале; о разных видах труда народов, о мастеровых и рабочих железо- и медеплавильных заводов и шахт Южного Урала.

Ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса; жизненном укладе - «ладе» народов, их традициях, обычаях.

Ребенок знаком с природно- географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная; с названиями некоторых природных объектов (озер, гор, рек и др.)отражающих историю родного края; растениями, животными, птицами, обитающими в регионе. Понимает необходимость посильного участия в труде в детском саду и дома.

Ребенок знаком с особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье, традициями народов Южного Урала; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении; с некоторыми действиями домоводства и ремесел народов Южного Урала; с народными домашними способами лечения больных в семье. Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. Понимает значение нравственных основ семьи, социальных традиций (отношения к людям, попавшим в беду, к больным, сиротам, к малым детям, стрикам…). Осознает важность принятого обществом решения. Понимает возможность оздоровления человека народными способами лечения, закаливания.

«Речевое развитие»

Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов Южного Урала;

Ребенок знаком с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;

Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений;

Ребенок может использовать содержание фольклорных произведений в творческой деятельности;

Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально-образной, объяснительно- выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, истории, природы родного края; связно и образно рассказывает об увиденном, выражать свое отношение к нему.

«Социально-коммуникативное развитие»

Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использовать народные игры, народные игрушки в самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры, участников по совместной игре;

Ребенок проявляет эмоционально- активное отношение к играм, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх, готов выступить в роли ведущего в играх;

У ребенка развит крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать вои движения и управлять ими в народных подвижных играх;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным норм поведения и правилам в разных видах народных игр, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

«Художественно- эстетическое развитие»

Ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского декоративно- прикладного искусства, понимать содержание произведений, связывать выбор средств выразительности замыслом художника;

В самостоятельной творческой деятельности стремится к созданию работ по мотивам уральского декоративно- прикладного искусства, к самовыражению в изобразительном творчестве.

«Физическое развитие»

Подвижные игры народов Уральского региона, спортивная жизнь Урала;

Для отражения специфики географических, экологических, климатических, национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, мы используем программу:

Наш дом - Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / сост. Е. С. Бабунова, В. И. Турченко, Е. Г. Лопатина, Л. В. Градусова. - Челябинск: Взгляд, 2007.

Программа раскрывает логично выстроенное содержание работы с детьми дошкольного возраста, направленное на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Заслугой творческого коллектива составителей программы является то, что в программе отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, об особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Ценным является то, что программа имеет методические указания, раскрывающие использование средств, методов, приемов в реализации идей народной педагогики. Содержит богатейшее приложение, имеющее практическую направленность.

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

Наблюдение

Виртуальные

Самостоятельная

Консультации.

за объектами и

явлениями окружающей жизни

путешествия.

Продуктивная

деятельность.

С.-р. игры

Мастер-класс.

Рассматривание

произведений

Экскурсии.

Решение проблемных ситуаций

Конкурсы.

Искусства, фото

Мини-музеи.

Рассматривание предметов искусства

Беседы.

иллюстраций

Рассказы педагога.

Самост. худ. деятельность

Рассматривание.

Беседы

Дид. Игры.

Дидактические игры.

Участие

В коллективной работе

Ситуативные разговоры

Занимательные показы

Наблюдения.

Наблюдение.

Труд.

Наблюдения..

Рассматривание.

Рассказы.

Обсуждение

Рассматривание.

Сбор материала для детского дизайна

Выставки детских

работ

Чтение

Экспериментирование с материалами

Экскурсии.

Решение проблемных ситуаций

Ситуативное обучение

Беседы.

Чтение

Продуктивная деятельность

Творческие проекты

Итоги освоения содержания программы:

Достижения ребёнка (что радует)

1.Ребёнок проявляет интерес к Малой Родине,к родному городу

2.Хорошо ориентируется в родном городе,узнаёт центральные улицы

3.Проявляет любознательность по отношению к родному городу и Уральскому региону

4.С удовольствием включается в проектную деятельность, коллекционирует, участвует в создании мини-музеев, связанных с познанием Малой Родины

5.Отражает впечатления о Малой Родине в играх и в художественно - творческой деятельности

Вызывает озабоченность и требует дополнительных усилий педагогов

1.Для ребёнка характерно незначительное проявление интереса к Малой Родине

2.Ребёнок без удовольствия отражает впечатления о городе и деятельности людей

3.Представления о Малой Родине поверхностны, часто искажены

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка»

Выступление на семинаре

«Национально-региональный компонент в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель Метуданова А.О.

Набережные Челны, 2013

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:

1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.

2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.

Т. национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

Обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

Способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

Позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

Создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

Способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

Формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:

  • интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
  • кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)

Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

  • интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
  • интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • интерес и уважение к культуре и традициям татарского народа;
  • интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
  • восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.



Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.


Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.






Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.


Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.








Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.




Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;

Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;

Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Специально организованные занятия

Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.

Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.

А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).

Взаимодействие с родителями .

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».