На что похожа буква й рисунки. На что похожа буква. Вывод: Какую работу выполняет буква Й


8. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Ж.doc
9. /Азбука - Стихи/На что похожа буква З.doc
10. /Азбука - Стихи/На что похожа буква И.doc
11. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Й.doc Ее поди-ка. Вся в колючках, будто еж, Потому и ежевика. Ежевика, е
А столба наискосок, А
Буква б проснется рано. Буква б - б
Вно букву в алена Держит Трубку телефона. В
Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ног
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква И?
На что похожа буква
скачать doc

Й

- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!

На что похожа буква

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
(Е. Тарлапан)

Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом!
(В. Лунин)

Я надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари -
Станет краткой
Буква И.
(А. Шибаев)

Тополь над горой стоит.
Птичка к тополю летит.
(Г. Виеру)

Фонетическая зарядка.

Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

Кто внимательный?

Запомните слова с и, которые встретятся вам в сказке. Что вы знаете о й-о г а х?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел амороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не
пить.
- Надо попробовать!-решил Мыша.-Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:
- Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает:
«Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».
(Г. Юдин)

Узнайте звук.

Хлопните один раз в ладоши , если услышите [и] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Кто больше? Придумайте слова со звуком [и] в начале (йод), в середине (майка), в конце (май).

Сказка про Й

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные глас-
ные тоже получили по звуку.
Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,- размышляло оно, слушая, как гласные совещаются.- Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
- Знаешь что? - говорят ему.- Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
- А мне,- говорит,- эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
- Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.
- А что, разве нельзя?
- Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
- Я согласный!
- Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.
Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало:
- Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.
Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь.
- До свидания,- говорят,- ищи себе работу по нраву. Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному Л в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.

Два хвоста
Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким-маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.
Вот тут-то и начались чудеса...
Зверек вдруг заговорил!
- Бе-бе-безобразие! - сказал он.
- Почему безобразие?
- Ко-ок-конечно! - рассердился зверек.
Мальчик удивился:
- В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь...
- Му-му-мучитель ты, вот кто! - замычал зверек.- Что ты со мной сделал?..
- Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
- Нет, узнать можно.
- Так в чем же дело?
- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
- Спасибо,- сказал он.- Теперь каждый скажет, что я - зайка!
(А. Шибаев)

Не гласная, не согласная
Заскучали буквы в алфавите.
- Споем? - сказала одна своей соседке.
- Я не умею,- грустно сказала та.
- А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
- Й...Й...Й...
- И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
- Я не гласная.
- Согласная, что ли?
- И не согласная.
- Кто же ты?
- Я...я - полугласная.
А такие разве бывают?
Одна я такая...
Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
Стой - жалко, что ли.
Не «стой», а «стой». Вот я и пригодилась!
Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
Сама догадайся...
(А. Шибаев)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Веселые стихотворения

Йод хороший,
Йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -
Чуть завидев с йодом склянку
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Загадки

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
(ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Пословицы

Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.

Новых друзей наживай,
А старых не теряй!

Всяк свою работу делай,
На другого не кивай.

Фольклор, потешки
Щ е н о к
Мы играли в «каравай»,
Кого любишь, выбирай.
Каравай был невысок,
Третий шел ему годок.
Он играть не умел,
На пол сел и заревел.

Считалки

Крутим прыгалки быстрее -
Выбегаем веселее.
Ты прыжки свои считай,
Зацепился - вылетай.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей - говори поскорей,
Не за-ду-мы-вай-ся!

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
  • Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
  • Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Тема: «Звук /Й/. Буква Й. /1 класс /

Цели и задачи урока:

1.Продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи.

2.Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.

3.Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обогащать словарный запас.

Оборудование: пособие «Город букв», набор элементов для составления буквы Й, «Занимательное Азбуковедение», набор карточек для работы в парах.

Ход урока:

Организационный момент

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станет вчетверо умней. (Книга)

-Почему так говорят: «Испокон веков книга растит человека».

-С древних времен книга помогает людям стать умными, знающими, грамотными. Книга растит наш ум, увеличивает объем наших знаний.

- А как же мы должны беседовать с книгой ? (читать)

Сообщение целей и задач урока

Итак, мы продолжаем путешествие по городу букв. И сегодня мы познакомимся с новой буквой. С какой?.. Вы узнаете, если выполните первое задание.

Мы будем играть со словами. А вы определите какой одинаковый звук в этих слова?

- Чем похожи буквы И и Й? (написанием)

- А одинаковую ли работу выполняют эти буквы?

- Какая работа у И? А у Й?

Краткое и – эта буква с секретом,

Хоть и похожа на и, но при этом

И-и-и можно долго тянуть, даже петь,

Й тебе спеть ни за что не суметь.

Вывод: Какую работу выполняет буква Й?

Игра « Кто внимательный»

- Хлопните в ладоши, если услышите звук /й/ в словах:

лиса, чайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, чай, имя Дмитрий.

- Итак, какую работу выполняет буква Й?

Физминутка

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

- Может ли буква Й образовывать слог? Почему? А буква И?

Докажем:

Скажи. Кто дала так боится,

Как палки – пес,

Как камня – птица. (Лентяй)

- Звуко – буквенный разбор слов лентяй – лентяи

- Посмотрите на схемы внимательно. Почему в слове лентяй два слога, а в слове лентяи – три?

- Итак, может ли буква Й образовать слог? Почему? А буква И?

Самостоятельная работа (в парах)

Раздели слова на слоги

Попугай – попугаи

герой – герои

урожай – урожаи

сарай – сараи

каравай – караваи

трамвай - трамваи

Вывод: Почему буква Й не образует слог?

- Чем отличаются буквы И и Й?

- Куда мы поселим Й в город букв?

- Буква Й – буква с секретом, потому что Й в начале слова встречается редко:

ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ

- Идеал ее внимания – середина и конец слова.

(Обращаю внимание: буква Й, а не звук /Й/)

Тренировка в чтении слогов и слов с буквой Й

АЙ ОЙ ЕЙ АЙ

МАЙ МОЙ ЛЕЙ ЛАЙ

В каком из этих слов скрыто два слова?

Мой руки. Мой карандаш . (картинки)

- Вот какие тайны скрыты в нашем языке. Слова могут писаться одинаково, а значения у них разные.

- Чтение слов с буквой Й в середине слова:

майка - Чем похожи эти слова ?

гайка - Какое слово лишнее? Почему ? (линейка – три слога)

лайка - Назови пары слов, в которых произношение отличается

лейка одним звуком .(мойка-майка, лайка-зайка)

рейка - В каком слове звук /й/ можно заменить на /и/, чтобы получилось

змейка новое слово ? (зайка – заика)

- А теперь послушайте сказку «Два хвоста»

«Занимательное Азбуковедение» с.141

Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и мА-а-аленьким -маленьким хвостиком.

И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.

Вот тут-то и начались чудеса…

Зверь вдруг заговорил!

Бе – бе – безобразие! – сказал он.

Почему безобразие?

Ко – ко - конечно! – рассердился зверек.

Мальчик удивился:

В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…

Му – му – мучитель ты, вот кто! – замычал зверек. – Что ты со мной сделал!

Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?

Нет, узнать можно.

Так в чем же дело?

Зачем меня за-за –заикой сделал? Я не заика, я – зайка!

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И.

И зверек перестал заикаться.

Спасибо, - сказал он. – Теперь каждый скажет, что я – зайка!

- Так что же может произойти, если у буквы Й забыть приписать хвостик?

(Другое слово или ошибка)

- Сделайте так, чтобы в первом слове было два слога, а во втором – три.

/Зайка – Заика/

- Какого зверька нарисовал мальчик ? (зайку)

Работа по развитию речи

Зайка - ….Какой он ? (косой, длинноухий, маленький, серый, трусливый, пугливый, боязливый)

- Как зайку можно назвать по другому ? (зайчишка, зайчонок, заинька, зайчик)

- А может ли зайчик прыгать по стене?

По квартире зайчик

Прыгает как мячик:

По кровати,

По стене…

И по шкафу,

И по мне…

Ух, какой прыгучий

Этот солнца лучик!

- Так что же означает слово зайчик?

Зайчик - лесной зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами.

Зайчик – лучик солнца (света)

- Так вот, два слова пишутся одинаково, а значение у них разные.

- Солнечный зайчик любит играть. Давайте и мы поиграем.

Физкультминутка

- Игра «Угадай кто это?»

1. Серый, злой, голодный.

2. Бурый, косолапый, неуклюжий.

3. Усатый, полосатый, хвостатый.

Составить пары слов (работа в группах)

чай холодный

край родной

клей обойный

змей воздушный

ручей узкий

иней серебристый

попугай красивый

улей большой

урожай богатый

рой пчелиный

чайник электрический

сарай старый

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?(какой)

- Эти слова делают нашу речь красивее, ярче, богаче.

Подведение итогов урока

- С какой буквой познакомились?

- Какую роль выполняет буква Й?

- Сколько звуков / й / в слове: стройка, строитель, крайний.

- Найдите ее среди других букв и обведите:

А, е, у, и, н, т, ы, ц, п,л, ш, м, й, ч.

- Исправь ошибки:

Краи

Сараи

Клеи

Соловеи

Муравеи

Обои

Василии

Учишколы:

Г. Санкт – Петербурга

Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Попугай Йогурт Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? - МАЙКА? - ДАЙ? - АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка - за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] - гласный, а [Й] - согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове?
А какой в этом слове второй слог?

Аналогично - со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова:
мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай?
Кара… (вай).
Что нам пели, угадай? Баю… (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц… (май).
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! - решил Мыша.
- Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица?
(Лентяй)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
- Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной!
Ой-ой-ой, бедный!
(Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.
- Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал АЙ-АЙ.
(Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!
(В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей:
Вот горностай, вот - воробей.
(Е. Григорьева)

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
…Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
(С. Маршак)

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей.
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.