Мы и наши дети

Никитины Б & Л

Мы и наши дети

За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы полупрозрачны - ощущение наблюдаемой породы ценных рыб. Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга. Собственно, это не одна, а несколько книг, и каждая из них имеет самостоятельный взгляд на одни и те же вещи. Собранные вместе и никак не подработанные для своего соседства специально, они оказались просто подробно записанной историей приобретения человеческого опыта - опыта решения проблем, последовательно возникавших в семейной жизни, жизни с детьми. Они были написаны в разное время. Основу первой, "Правы ли мы?", составили непосредственно дневники Б. П. и Л. А., которые велись ими с первых дней жизни каждого из нас. 1962 год, детей всего двое. все еще почти безоблачно. Эта книга и есть лепет "новорожденных" родителей, которым все - открытие, все - радостно, нет никаких задних или далеко идущих - утилитарных - мыслей. О своих открытиях хочется немедленно рассказать и перевернуть таким образом весь мир. Мир не перевернулся, но с профессионально озабоченным окружением (педагогами и медиками) первые жесткие столкновения произошли. Вокруг имени Никитиных возник некоторый ажиотаж, подогреваемый любопытством журналистов и почти детским упорством самих Б. П. и Л. А. Было трудно с самого начала понять, что общественно ценного можно извлечь из этого странного явления, а самим Б. П. и Л. А. разобраться было еще сложней. Я хорошо помню, что, когда была еще воспитуемым - по возрасту - существом, слова "воспитание" в домашнем обиходе не существовало. Оно входило в ряд неких абстрактных понятий, которыми оперировали другие - люди "не мы", объясняя то, что происходило в нашей семье: "педагогика", "эксперимент", "закаливание", "разносторонний", "родители", "многодетность", "умственное развитие" и т. п. Действующая помимо нас совокупность полупонятных терминов была как бы невеселой поверхностью бурно живущего своей суматошной жизнью дома - той его стороною, которой ему пришлось открыться наружу. Другими словами, было нечто, называемое "воспитанием детей в семье Никитиных", и была еще наша собственная жизнь, полная совсем других проблем - не тех, которые с таким пылом решались за нас кем-то. И она, наша жизнь, настолько обросла легендами, что мы и сами подчас не можем разобраться, что было на самом деле, а что нет. Некий миф о семье Никитиных живет отдельно от нас. Книги самих Б. П. и Л. А. - нечто среднее между тем, что есть на самом деле, и тем, что пишут. Других слов для обозначения того, что в нашем доме происходит, и они не смогли найти. Однако они пользуются достоверными сведениями, внимательно слушают мнения "жертв эксперимента", то есть наши, и за точку отсчета всегда принимают главное: насколько их способы решения реально существующих проблем применимы в других условиях, в других семьях. На мой взгляд, многие из этих решений приближаются к оптимуму, то есть универсальны, либо указывают верное направление поиска. Есть и просто бесценные, проверенные практикой сведения (глава "Что мы узнали"), которые в свое время были вытеснены из жизни псевдонаучными утверждениями и рекомендациями. Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь ценной информации. С детства мы помимо воли втягивались в тот круговорот тем, разговоров, отношений с людьми, которые назывались в нашей семье уничижительным термином "никитинство". Нас тошнило от слов "раннее развитие". А поскольку каждый начинал выяснять собственные отношения с миром и обществом уже лет с десяти, не прекращались наши конфликты с Б. П. и Л. А. из-за поразительных несоответствий между "никитинством" и реальной семейной жизнью. Более того, как раз потому, что эти понятия относились к разным логическим и ассоциативным рядам, я в свое время была глубоко убеждена, что воспитывают-то нас как раз неправильно. Мы не скоро поняли, что речь шла об одном и том же. Однако в конце концов все семеро детей выросли и заново начали решать те же вопросы, теперь с точки зрения собственного родительства. Как и следовало ожидать, под этим углом многое стало выглядеть иначе. Оказалось, что абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окружающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности, существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свободный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей - то, в чем мы росли, чем дышали, что считали само собой разумеющимся - относятся к реальностям только нашей семейной жизни. Большинство же родителей и детей о них просто не подозревает, хотя именно эти невероятно важные вещи не особенны, не уникальны, а повторимы. И - нам ничего не оставалось делать, кроме как начать распространение информации по "семейному опыту" уже вполне сознательно - нам особенно доверяют, поскольку мы считаемся вроде как первоисточниками. Единственное, чему мы сопротивляемся, как и в давнюю эпоху нашего общего детства, - это процессу превращения нашего прекрасного единственного дома в полумузей-полуаквариум, потому что общественным достоянием должна стать, уж конечно, не наша семья как таковая. Смею вас уверить, у нас имеется куча неразрешимых семейных проблем, и в качестве образца мы никуда не годимся. Но существует опыт жизни с детьми в семье. Главная его ценность состоит, как мне кажется, в том, что из каждой проблемной ситуации Б. П. и Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне отношений: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК - МИР. При этом они наблюдали, вслушивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание. Естественно, что все их конкретные решения конкретных ситуаций сложились в некоторую систему, суть которой - отказ от ложных или неверно понимаемых принципов и традиций, возвращение к ЕСТЕСТВЕННОСТИ в воспитании человека. И это тоже вполне повторимо. Ю. Никитина *

Часть 1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ

Читатель! В книжке, которую вы держите в руках, нет никаких советов, поучений и призывов делать так, как делаем мы. Это простой рассказ о нас и наших двух сынишках, о трех бабушках и бесконечных спорах между нами. - Позвольте! - скажете вы. - Зачем же мне такая книга? У меня у самого парню три года, и я тоже с тещей не во всем согласен. Нет уж, вы мне дайте лучше что-нибудь вроде "Советов молодым родителям", чтобы там было ясно сказано, что можно, а чего нельзя, как надо и как не надо. И все-таки подождите откладывать эту книжку в сторону: полистайте ее, посмотрите фотографии. Может быть, тогда вам захочется узнать о нас больше, а может быть, прочтя книжку до конца, вы скажете: - А ведь верно - тут есть над чем поразмыслить… Редко кто удерживается от удивленных восклицаний, видя впервые наших малышей: - И вы позволяете такому малышу бегать босиком по полу? Ведь у вас прохладно! Не боитесь, что простудится? - Как? Неужели такой карапуз уже сам ест? И ему не надо помогать? - Он сам носит посуду? А вы не боитесь, что он разобьет стакан? Нет? Удивительно! - Смотрите, смотрите, сам наливает в чайник воду! И как аккуратно! - Что это у вас Алеши давно не видно и не слышно? Неужели так долго он может возиться с кубиками? - Сколько он уже знает букв? Все? А не слишком ли рано? - Возьмите скорее у него пилу, ведь он порежется! Вы уверены, что нет? - У него турник в комнате? И он вниз головой висит? Как легко и ловко это у него выходит! - Какой молодец! Сначала угостил конфеткой папу и маму, а потом только сам откусил! - Сколько же ему лет? Всего три года? Не может быть! Как же вы этого достигли? Как достигли… Хотите узнать как? Послушайте сначала, что говорят о наших способах воспитания.

Н. В., учительница. Ну и молодцы! Будет у меня ребенок - отдам вам его для закалки.

Бабушка Дина. Разве это воспитание? Это дрессировка, так животных дрессируют! Прохожий. Ишь, какие умные: сами в пальто, а ребенок раздетый!

Бабушка Саша. Разве это родители?! Мальчишка орет, а они как каменные!..

Детский врач. Смело, очень смело! Как вы идете на такой риск? Я со своим сыном никак

Мать и отец семерых детей делятся опытом физического и нравственного воспитания, опытом, далеко не традиционным, необычным, но получившим широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. По мнению многих ученых, врачей и педагогов, система воспитания Никитиных с успехом выдержала проверку временем. Настоящая книга дополнена материалами последних лет, когда стали уже очевидными итоги эксперимента, породившего вначале бурю дискуссий.
Рассчитана на массового читателя.

«ПЛОХАЯ» МАМА И «ХОРОШАЯ» БАБУШКА.
Гора посуды на кухонном столе - у мамы. Гора игрушек на маленьком складном столике - у Алеши. Оба заняты делом: мама, напевая, моет посуду, а Алеша погружен в обычный утренний «осмотр своих владений». Каждую игрушку он осматривает, пробует ее «на стук», «на зуб», «на вкус», затем, не глядя уже на нее, бросает на пол, а иногда следит, наклонившись через перильца, как она ударится и стукнет об пол. Этого занятия ему иногда хватает на полчаса. Когда игрушки иссякают на столе, мама на ходу подсовывает Алеше то кружку, то крышку от кастрюли, то большую ложку.

Когда все испробованное и надоевшее валяется вокруг, Алеше становится «скучно». Он тянет ручки к маме и сначала тихонько, а потом все громче начинает похныкивать. А маме некогда.

СОДЕРЖАНИЕ
Мы и наши родители (Ю. Никитина)
1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ («Правы ли мы?». 1963 г.)
От авторов
Под одной крышей
Холод - доктор, холод - друг
А каша тут ни при чем
«Плохая» мама и «хорошая» бабушка
Без ходунков!
«А кирпич вкусный?»
Горячий чайник в роли учителя
Сообразил!
Про штанишки
И поесть спокойно не дадут!
Заботливый наш сынишка
Помощник не в шутку, а всерьез
В бабушкином «раю»
Приходится расхлебывать
Послесловие
2. ТАК МЫ ЖИЛИ («Мы и наши дети». 1979 г.)
Предисловие (Н. А. Амосов)
Наша семья
Главная забота - здоровье
Физкультура с пеленок и даже раньше Малыш и те, кто с ним рядом
Движение, движение, движение
Как рождаются способности?
И трудовые обязанности
И человеческие отношения
Волшебная сила искусства
О наших ошибках (1988 г.)
Коварство комфорта (интервью с профессором И. А. Аршавским)
3. ЧТО МЫ УЗНАЛИ («Ожидая малыша», «Первый день, первый год», 1978-1988 гг.)
Ожидая малыша (что надо знать вступающим в брак)
Первый час и первая неделя жизни (резервы здоровья матери и ребенка, малоизвестные в педиатрии)
Молоко матери
Наш малыш в первый год (конспект для тех, кто любит краткое изложение)
Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
Наши предложения работникам детских садов
4. Б. П. Никитин. РЕБЕНОК СПОСОБНЫЙ НЕ ДАР ПРИРОДЫ («Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». 1969-1985 гг.)
Что думают ученые о способностях
Способности исполнительские и творческие
Новая гипотеза
Гипотеза объясняет факты
Опыт и проверка гипотезы
Школа и способные дети
Другие подтверждения правильности гипотезы Поиски решения проблемы способностей
Заключение
И внуки (наблюдения дедушки и размышления бабушки).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мы, наши дети и внуки, Никитин Б.П., Никитина Л.А., 1989 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Мы, наши дети и внуки. Том 2. Так мы жили Борис Никитин, Лена Никитина

(Пока оценок нет)

Название: Мы, наши дети и внуки. Том 2. Так мы жили

О книге «Мы, наши дети и внуки. Том 2. Так мы жили» Борис Никитин, Лена Никитина

Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, интеллектуального и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, сложившийся в 60‑70‑х гг. XX в., вначале очень многим казался необычным и рискованным, а затем получил широкое признание и у нас в стране, и за рубежом. О том, выдержал ли он проверку временем, – судить читателю.

Книга рассчитана на родителей, как молодых, так и опытных, а также бабушек и дедушек, воспитателей яслей и детских садов и всех, кто интересуется педагогикой.

Во втором томе книги, «Так мы жили», идет рассказ о буднях многодетной семьи на протяжении нескольких десятков лет. Об ошибках и достижениях. И о том, как сейчас живут дети и внуки Никитиных.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Мы, наши дети и внуки. Том 2. Так мы жили» Борис Никитин, Лена Никитина в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Давайте подумаем, что первоначально приходит нам в голову про жизнь с детьми и заботу о них? Лично у меня 3 года назад были такие ассоциации (и не только у меня) - подгузники, коляски, постоянный контроль, тщательный уход, частые болезни, постоянное оберегание, "ушки закрыть", всегда надеты носочки или колготки и ещё много всего подобного. Но так ли это на самом деле?

Почему-то считается: чтобы ребенок рос здоровым, его надо главным образом от всего оберегать – от простуд, от инфекций, от падений и ушибов, от опасностей – прежде всего беречь! Но это значит не готовить его к переменам погоды, к разным колебаниям и перепадам температур, не повышать защитные силы организма (неспецифический иммунитет), не учить падать без последствий и т. д., то есть не готовить к тому, что обязательно встретится в жизни.

А мы с самого начала думали иначе: здоровье надо укреплять – делать организм ребенка физически развитым, выносливым, невосприимчивым к болезням, закаленным во всех отношениях, чтобы малыш не боялся ни жары и ни холода.

С книгой Никитиных я разрушила множество своих стереотипов о выращивание детей, и вот уже полгода практики подтверждают, какую кучу проблем создают себе молодые родители, с одной стороны "перегибая палку", но при этом упуская другую сторону!

Мне очень понравилось вот это:

Они (Никитины, прим. Bellatrissa) попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание.

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Книга разделена на 4 части, которые написаны в разные года. Вообще, в 1963 году была выпущена первая книга Никитиных - "Правы ли мы?". В последствие они написали дополнение к книге, которое кое-где противоречит первой части. В 63-ем у Никитиных было 2 сына и они, естественно, допускали ошибки в воспитании, и в следующих частях, написанных с уже гораздо большим родительским опытом, они эти ошибки разбирают.

В книгу "Мы, наши дети и внуки" вошли все дополнительные части вкупе с первой книгой, а также небольшие приписки от их детей. В общем временной промежуток - 1963 г. - 1997 г.

Больше всего нелепых ошибок делали мы, конечно, в самом начале, когда родился Первый, Удивительный, Неповторимый и Единственный. Хорошо, что он недолго оставался таковым – уже появление второго ребенка многое поставило на свои места, а к тому времени, когда родилась дочка – третий малыш в семье, – мы уже основательно поутратили свою родительскую самонадеянность и начали учиться... у своих детей.

Невозможно выразить степень моего сожаления, что я не прочла эту книгу раньше - 3 года назад, когда была беременна первым ребёнком. Собственно, я читала кое-какую литературу, в основном касающуюся уходу за младенцем, а в остальном додумывала сама. С дочкой мы мыслили больше интуитивно, в редких случаях обращаясь к великому и могучему интернету. Некоторые наши начинания совпадают с никитинскими. Но не хватало эдакой "путеводной звезды". И вот эта книга и могла стать "нитью Ариадны".

Основная проблема была в недостаточной нашей уверенности, что "мы правы, мы делаем хорошо нашему ребёнку в частности и нашей семье в целом" (под "семьей" я сейчас подразумеваю не всю обширную коалицию родственников, а нашу маленькую семью, состоящую на тот момент из 3 человек).

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Вот то, чего собственно добились Никитины своим необычным для большинства, воспитанием детей. В конце отзыва я подытожу - подтвердили ли мы это на практике сами:

абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окружающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности, существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свободный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей

В книге внимание уделено не только моральному воспитанию, что было во всех книгах по воспитанию детей, которые я уже прочла, но есть и огромный пласт информации по ФИЗИЧЕСКОЙ стороне воспитания, о которой я, признаться, не задумывалась ранее. Про закаливание читала что-то типа того, что приводят в пример Никитины - "купать ребёнка в тёплой воде, потом обливать водой на 1 градус холоднее и так целую неделю" и т.д. и т.п. Это мне казалось невероятно муторным. Сами подумайте, сколько надо потратить усилий и времени, чтобы закалить ребёнка таким образом? Да он 100 раз заболеть успеет за это время!

Физическое воспитание по книге Никитиных совсем не запарное дело, совершенно не забирающее время. И поэтому не вызывающее неприязнь ни у детей, ни у взрослых.

Расскажу, как это было у нас...

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ Закаливание இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Сколько помню себя в детстве - всегда бегала босиком. Вероятно, поэтому моя дочь тоже ходит босиком, и раньше, когда я даже не задумывалась о пользе этой процедуры, мне порой просто лень было надевать на дочь носочки, если ножки были холодные. Как я корила себя тогда за эту лень и недостаточную заботу!

Вообще, именно моя лень была зачастую "двигателем" невольных закаливающих процедур, таких как хождение босиком. Приведу ещё пример: раньше мы жили на последнем этаже пятиэтажки и в ванной зимой было очень холодно. Когда мы привозили детей из роддома, то купали их первую неделю в ванночке на тёплой кухне. Но это было и физически тяжело, и просто неудобно. И вот я переводила малышей во "взрослую" ванну с низкой, как мне тогда казалось температурой воздуха (около 22°С).

И ничего страшного не происходило. Я никогда не нагревала комнату и могла вынести ребёнка из ванны в помещение с открытым окном (правда, тут же его закрывала).

Прочитав книгу Никитиных, я встретила рассуждения про "лень-матушку", то есть благотворную лень, которая уберегает нас от излишних действий и подумала: "А ведь правда, если нужно было сделать что-то действительно важное, я никогда не ленилась, а вот к холодным ножкам ребёнка всегда была равнодушна. Может быть потому, что инстинктивно чувствовала, что малышу от этого не плохо?"

Теперь расскажу о том, что помогло изменить наш образ жизни в немного более лучшую сторону.

температура в комнате – не выше 20°С; кормление и гуляние в комнате ГОЛЕНЬКИМ или в распашонке; подмывание холодной водой (с ладони из-под крана); после купания – обливание прохладной водой (+18–+20°С).
Посиневшие пяточки – признак хорошей адаптивной реакции. Для сна малыша можно завернуть в 1–2

Для начала, я установила в спальне термометр и ахнула - комфортной нам температурой оказались 26°С!

В течение отопительного сезона поддерживать в помещениях, где находятся дети, ЗДОРОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ, то есть 17–18°С. В каждой группе иметь минимум два термометра, установленные на высоте 1 м от пола, и повышение температуры выше +20°С считать ЧП и немедленно принимать меры по ее нормализации.

Сразу ликвидировать ЧП-шную ситуацию оказалось невозможным - когда я впервые снизила температуру до 19°С, то поразилась - как холодно!

Муж застучал зубами и сказал прекратить такие эксперименты. Тогда я стала действовать постепенно и спустя 3 недели добилась того, что комфортной температурой для нас стали 21°С.

И спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять его на закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этом случае полезно держать открытой форточку или же периодически проветривать помещение.

Ночью я неизменно открывала окно на полное проветривание. В холодную погоду температура по ночам в спальне была 15-17°С. И, знаете, спится с такой температурой замечательно!

Таким образом, получается неплохой скачок температуры - от уютного одеяла с его 33°С до выветренной комнаты с 19°С. И этот перепад полезен для организма!

Вообще, в такие прохладные утра замечательно делается зарядка - малыш держится за пальцы как никогда крепко, улыбается и смеётся - холод его не смущает! А старшая дочка необычайно активна - носится, чтобы согреться

Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Это ему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет.

На балконах у нас в холода всегда открыты окна. Когда зимой мы собирались гулять, я одевала на дочку всё, кроме верхней одежды и открывала балкон. Она с удовольствием играла там. Когда бабушка впервые увидела такое, я думала, c ней случится сердечный приступ)) "Без шапки - заработает отит, в колготках по бетонному полу..." и прочее.

И все было бы хорошо, если бы не ужасные пророчества, которые со всех сторон обрушивались на нас: «Воспаление легких обеспечено!», «Хронический бронхит и насморк будут непременно!», «Ревматизма не избежать!», «Уши ребенку простудите – оглохнет!»

Честно скажу, что вводя что-то новое для нас, мы сами ужасно боялись. Да, пусть мы действовали по книгам тех, чьи дети уже выросли и сами обзавелись детьми, но ведь книга не скажет, когда НАШЕМУ СОБСТВЕННОМУ ребёнку холодно.

К каждому чиху малыша напряжённо прислушивались:"А вдруг заболел?". И словно бы слышали упрёки родственников "Довели своим закаливанием!".

Чтобы уберечься от излишней и вредной заботы бабушек, дедушек, а, бывало, и мужа изобрела такой способ: я не говорила просто "я вижу, что моему ребёнку хорошо", а грузила научными обоснованиями, типа

холодных пяточек опасаться не надо. Это просто проявление адаптивных реакций к холоду. При этом снижается разница температур между кожей и воздухом и резко сокращается отдача тепла.

Последняя фраза убеждала гораздо больше, чем первая

Если вдруг ребёнок начал кашлять в присутствии бабушек (не заболел, а поперхнулся слюнкой, например!), то это грозило мировым апокалипсисом. Меня готовы были съесть заживо))

А сколько соплей (реальных простуд!) перенесла моя дочь, из-за того, что я её перекутывала и тем самым ослабляла иммунитет... Почему в этом меня никто не обвинял? Да потому, что тогда мои методы воспитания не отличались от общепринятых и говорилось "Все дети болеют".

Родители в любом случае отвечают за своего ребёнка, его здоровье и поведение. Но когда действуешь отлично от большинства, то эта ответственность возрастает. Ведь уже не получится свалить свои ошибки на врача, бабушку или обстоятельства. Вообще, непросто взять на себя такую ответственность. И я искренне восхищаюсь супругами Никитиными, что они, испытывая каждый день такое давление общества, не сломались и не прогнулись - выстояли и отстояли свою линию!

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ Раннее развитие இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, – сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, – повесили большую карту полушарий на стенку. Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг – от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности.

После прочтения книги Никитиных у нас на книжных полках, помимо детских книг появились книги по искусству, энциклопедии с красивыми картинками и прочие книги для школьного возраста. Но, тем не менее, они заинтересовали дочку и мы вместе с удовольствием смотрим картинки и я перевожу на "детский" язык объяснения к иллюстрациям.

В основу умственного развития наших детей положены все те же наши «три кита»: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняя заинтересованность во всех их делах.

Добавлю, что ещё до того, как я ввела, по рекомендациям Никитиных, в привычный обиход такие "взрослые" книги, я позволяла брать дочке книги для детей, но всё более сложные, чем привычные детские стишки. Например, стихи Блока, Пастернака в детском оформлении, и ещё Айболита (не стихотворного). И дочка с удовольствием слушала это. Таким образом, мы можем похвастаться тем, что дочь к 2,5 годам прослушала от и до всего Айболита, и не просто прослушала, а запомнила! Позже она просила прочитать ей отдельные главы, находя их по картинкам и стала "читать" сама, пересказывая книгу по памяти!

Так мы познакомились и с произведениями Астрид Линдгрен (Мы все из Бюллербю), Успенского (Про мальчика Яшу, Крокодил Гена), Милна (Винни-Пух) и другими, казалось бы, неинтересными 2-х летнему ребёнку, книгами!

Ну а если по отношению ко всем прочим человеческим способностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создать благоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребенок.

А вот эта цитата попала в самую точку!

Азбука и счет, опущенные с высот «возрастной недоступности» и вошедшие в ребячью жизнь наравне с игрушками и инструментами, оказалось, усваиваются столь же легко и просто, без всяких уроков, как слова «ложка», «хлеб», «дай» и «молоко». В самом деле, что такое три десятка букв и цифры среди многих сотен слов, которые малыши узнают в первые два года жизни?!

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Со вторым ребёнком я более чуткая и слышащая мать. Прочитав книгу Никитиных, я встретила такое мнение (пишу не дословно, поэтому не в цитате): "Почему же ребёнок так возмущается против всех этих чепчиков, распашонок и вообще одежды? Может быть потому, что ему это НЕ НУЖНО". Прочитала и задумалась - "А ведь правда, не нравится малышу одеваться! И стала я внимательнее относиться к поведению моего тогда 4-месячного сына и вот что заметила - парнишке нравится быть без одежды! Честно, не помню, как относилась к одеванию дочка, а вот с сыном у меня гораздо большее взаимопонимание и я стараюсь удовлетворять его желания.

Меня поразило, как много мы "разжёвываем" ребёнку, не даём ему самому подумать! Зачастую он даже не просит нашей помощи, а мы всё равно наставляем и поучаем, говорим КАК сделать проще и быстрее, тогда как для ребёнка зачастую важен не результат, а ПРОЦЕСС.

Как часто, к сожалению, приходится встречаться с этой странной логикой взрослых! Не дают, например, малышу ни подумать, ни сделать по-своему – все решают и делают за него, а потом его же и ругают: мол, бестолковый, ленивый, равнодушный.

В книге есть очень занятная глава, которая заставила меня усмехнуться - ведь то, что рекомендовано было Никитиными десятки лет назад повсеместно внедрено в современные роддома!
Приведу несколько примеров - это диагностика по шкале Апгар, прикладывание к груди сразу после рождения (даже кесарённым!), палаты совместного пребывания "Мать и дитя", даже присутствие мужа на родах и другое. То, что естественно сейчас (обоих детей я родила в условиях, приближённых к рекомендациям Никитиных), тогда было просто сумасшествием - НЕ-НОР-МАЛЬ-НЫМ!

Очень понравился и пригодился мне вот этот совет:

Не сразу мы поняли, что надо говорить не так: «Оля, бери полотенце и помоги мне» или: «Алеша, наколи для меня лучинок на растопку», а так: «Ребята, давайте-ка маме по можем посуду вымыть!» (говорит папа) или: «Алеша, а что, если на растопку щепочек папе заготовить – вот он обрадуется!» (говорит мама). Тогда получается забота не о себе, а о другом!

Мы ошибались, когда просто поручали дело, давали какое-то задание, заставляли выполнять до конца, но не всегда обращали внимание ребят на то, что работу надо сделать еще и потому, что кому-то нужна помощь, внимание, забота. Работа в таком случае выполнялась не как взятая на себя часть общего дела, а как навязанная извне скучная повинность, от которой хочется увильнуть.

То что понравилось, что-то нашло подтверждения у меня по мере пробования, до чего-то дошла своим умом с самого начала родительства:

чтобы дети росли внимательными и заботливыми, необходимы, по крайней мере, три условия: во-первых, самим взрослым всегда друг о друге заботиться, только не напоказ, а всерьез, чтобы это было в семье просто нормой отношений, как бы нравственной средой обитания ребенка; во-вторых, с самого начала не отвергать желания ребенка помочь, принимать его работу, пусть даже неумелую, всегда с благодарностью («Спасибо тебе, доченька. Ну что бы я без тебя делала... Выручил ты меня, помощник ты мой золотой...»), а в-третьих, вместе с малышом заботиться о ком-то, делать что-то для другого: папе, например, организовать с детьми уборку дома в мамино отсутствие, а маме побеспокоиться о том, чтобы к приходу папы с работы малыши вместе с нею приготовили для всех ужин и накрыли на стол.

То, к чему я пришла сама, до прочтения книг и получения какого-либо личного опыта - просто по наитию общалась с дочкой именно так - с самого начала.

Мы старались не просто приказывать или отдавать распоряжения, требуя немедленного выполнения, а объяснять, почему нужно что-то выполнить

Мне казалось (и сейчас я тоже так думаю), что хорошее взаимопонимания и... как бы это сказать... ЛЁГКОСТЬ жизни с ребёнком зиждется именно на УВАЖЕНИИ. И именно ВЗРОСЛОГО к ребёнку. А у кого же он иначе научиться уважению, как ни у двух самых близких людей - мамы и папы?

И если в нежном возрасте ещё можно рассчитывать на слепое подчинение (для ребёнка родители - БОГИ), то позже, возможно даже в подростковом возрасте, уже почти состоявшаяся личность бунтует против беспрекословного послушания и начинается так называемый "трудный возраст". Мне именно так кажется. Но не буду углубляться в тему переходного возраста, моим детям до этого далеко.

И то, про что не следует забывать в теме про взаимоуважение:

при всем взаимоуважении и взаимовлиянии в семье ребенок остается ведомым, а родитель – ведущим, а не наоборот.

То, что затронуло:

Что касается «каменной» матери, то только я знаю, каково мне было, пока сидела рядом с плачущим малышом, а с трех сторон мне давали советы.

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ Развитие творческих способностей இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало.

Так получилось, что мы, в некоторой степени, музыкальная семья - я 3 года проучилась в музыкальной школе игре на фортепиано (слуха и голоса нет, но зато знаю ноты и люблю брякать по клавишам), а муж, хоть и не имеет знания нотной грамоты, зато умеет слышать музыку и хорошо в ней разбирается (сам музыкант). И у нас много музыкальных инструментов, к которым имеют свободный доступ дети - синтезатор, барабанная установка, бонги (ручные барабаны), губная гармошка, варган, гитары. Есть и детские (но с настоящим звучанием!) инструменты - деревянная флейта и металлофон на 8 звуков. В мыслях ещё приобрести ксилофон звуков на 15, не меньше.
Дома каждый день играет музыка. Очень ценю своего мужа за это - он по-настоящему УВЛЕЧЁН музыкой и дети с рождения обитают в творческой среде. Казалось бы, что там понимает 5-месячный мальчонка - а с каким вниманием он смотрит, как я играю на пианино! Я могу долго сидеть, держа его на коленях и наигрывая выдуманные мелодии - он СЛУШАЕТ! И с гораздо большим интересом, чем монотонное бренчание погремушки.

В 8 месяцев малыш уже САМ обожает бренчать по клавишам и возмущается, если прерываешь музыкальное "занятие".

Дочка САМА почти каждый день успевает поиграть на нескольких инструментах. А иногда, когда я играю сама, даже не подходит - занята чем-то другим.


Как привить ребёнку любовь к музыке? Может быть именно так, позволяя слушать и играть её тогда, когда захочется.

сделать максимальный упор на его самостоятельные действия. Например, недостаточно, если ребенок только слышит музыку. Гораздо больше пользы, если он сам попробует извлекать звуки.

Посмотрим через несколько лет...

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ Физическое развитие இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Ещё во время прочтения книги Никитиных я загорелась идеей купить спортснаряды. Поделилась этой мыслью с мужем, он поддержал. И вот, через пару месяцев у нас шведская стенка, турник, кольца, трапеция, канат и сетка для лазания. В планах ещё - деревянная горка.

Вообще, я нередко встречала такое высказывание от разных людей:"Вот купили ему (ребёнку) спортивный комплекс, а он и внимания не обращает". По этому поводу Никитины очень хорошо сказали:

Что же выходит: заставлять – плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно, чтоб получалось? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-то удается, – это, по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается.
Ну а если упал? А если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим («Не горюй, еще получится!»), но чуть позже того, как ему пришлось самому потрудиться, покряхтеть, даже поплакать от очередной неудачи. Я только всегда стараюсь избегать утешений такого рода: «Ах, какие нехорошие кольца, не слушаются Ванюшу». Я скорее скажу так: «Жаль, колечки хотели тебя покатать, а ты не сумел... Ну ничего, давай еще разок попробуем...»

Спортивный комплекс у нас 4 месяца. За это время надоесть не успел - занимаемся каждый день. Да-да, мы все, включая 9-месячного сынишку, который с 7 месяцев встаёт, опираясь на ступеньки и переступает ножками.

Травм ещё не было (ттт), а дочка наиловчайше забирается на лесенку под самый потолок, вертится на кольцах и делает попытки (пока неудачные) забраться на канат (ей скоро 3 года).

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Абсолютного здоровья, как нам очень хотелось, мы не получили - за полгода с начала нового образа жизни дети болели 2 раза. Это была простуда - насморк, который у детей на детских площадках я наблюдаю постоянно.

Я не знаю, как часто болею ваши дети, уважаемый читатель, но у моей дочки был период, когда она "сопливила" каждую неделю. Так что 2 простуды за 6 месяцев - неплохой результат

И ещё один большущий плюс от прочтения книги - я перестала париться насчёт мелочей (типа, носочки надеть, ушки закрыть, шейку закутать) и хуже совершенно НЕ стало! Зато нервы целее и у меня, и у детей (малыши совершенно не желают кутаться) )

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

В заключении я хочу осветить тему "фанатизма" Никитиных. Меня очень обидело мнение моих родителей, которые изначально привыкли (и не желали менять эту привычку) относится к ребёнку, как к чрезвычайно хрупкому созданию. Они решили, что мы "ударились в какие-то крайности", и, если вначале выражали точку зрения мягко, то в конце концов это дошло до того, что мне высказали про методику Никитиных, которыми "вначале восхищались, а потом дети начали умирать, и итоге их вообще ЗАПРЕТИЛИ". Для всех тех, кто считает также:

Не стоит в принципе возводить ЛЮБУЮ методику в идеалогию. Какой бы хорошей она не была, всё равно самое важное - избирательное применение. Главное - быть ЧУТКИМИ родителями, прислушиваться к самим себе и к своим детям. НЕ МОЖЕТ какая-то методика ОТ и ДО подходить конкретно ВАШЕЙ семье. Очень важно это понимать - выращивание (это слово здесь больше подходит, нежели "воспитание") - это интуитивное дело, в котором МОЖНО принимать опыт прошлых поколений, но НЕЛЬЗЯ забывать слушать СЕБЯ. И если вы довели ребёнка до воспаления лёгких фанатичным закаливанием ("из-под палки" обливали ребёнка холодной водой, например), то не стоит винить в этом кого-то, кроме себя. Фанатизм - вообще бред. ИМХО.

Ну а самым явным свидетельством безвредности методики Никитиных служит ВРЕМЯ. С момента написания книги дети Никитиных выросли и завели собственные семьи. И, во-первых, они все дожили до средних лет (никто не умер, как меня пугали)), во-вторых, в их семьях появились свои дети (минимум - двое), что говорит о том, что многодетность и нестандартное воспитание не принесли им отвращение к родительству. Ну, и конечно, о том, что девочки не остались бесплодными от хождения босиком (как стращала меня мама).

இஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇஇ

Также мне понравилось:

Именно семья ориентирует ребенка в жизни с самого начала. Не словами, разумеется, а общим настроем, семейным укладом, отношением к людям и их делам, собственным участием в жизни окружающих.

каждый, даже самый крошечный, человек нуждается в таком времени, когда он полностью предоставлен сам себе, его не дергают, к нему ни с чем не лезут, то есть ему не грозит вторжение извне.

малыш, оказывается, мог гораздо больше, чем об этом было написано в популярной литературе.

Постепенно мы учились главному – подходить к ребенку без предвзятых мерок и представлений, с желанием разобраться в возможностях, потребностях, особенностях самого малыша.

мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить.

Отцам чаще всего труднее избежать излишнего форсирования, понукания, подстегивания. А ведь давление на ребенка возбуждает у него либо страх, либо строптивость и, уж во всяком случае, сковывает, как бы парализует желание и волю самого ребенка. Вряд ли это приохотит малыша к занятиям. А вот матерям надо бы воздержаться от моментальной, часто преждевременной помощи при первой же трудности малыша. Знаю по себе, как это трудно, но нужно! Излишняя опека, «дрожание» над малышом, предотвращение малейших ушибов и любых падений порождают в нем нерешительность, несамостоятельность и неосторожность: ведь за него об опасностях думает мама!

Постепенно мы все больше убеждались, что лучше сделать «предохранительную прививку», лучше доставить маленькую неприятность малышу, но научить его быть осторожным, чем держать его в неведении об опасностях, которые могут свалиться на него совсем неожиданно.

Окончательно закончить отзыв хочу цитатой, которая от и до могла быть сказана мной:

А ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, как мы теперь понимаем, был вот в чем: живя с такими малышами, мы – при всех наших хлопотах и заботах – не уставали! Напротив, мы словно заряжались от них бодростью и радостью жизни, которая буквально била ключом в нашем доме. И как странно было слышать от других: «Ах, как трудно с детьми! Совсем замучились...»

Никитины Б & Л

Мы и наши дети

Б.и Л.Никитины

Мы и наши дети

Часть 1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ ("Правы ли мы?", 1963 г.)

Под одной крышей

Холод - доктор, холод - друг

А КАША ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ

"Плохая" мама и "хорошая" бабушка

Без ходунков

"А КИРПИЧ ВКУСНЫЙ?"

Горячий чайник в роли учителя

СООБРАЗИЛ!

ПРО ШТАНИШКИ

И поесть спокойно не дадут!

ЗАБОТЛИВЫЙ НАШ СЫНИШКА

ПОМОЩНИК НЕ В ШУТКУ, А ВСЕРЬЕЗ

В БАБУШКИНОМ "РАЮ"

ПРИХОДИТСЯ РАСХЛЕБЫВАТЬ

Послесловие

Часть 2. ТАК МЫ ЖИЛИ ("Мы и наши дети", 1979 г.)

НАША СЕМЬЯ

ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕ СБЫВАЮТСЯ

КАК МЫ НАЧИНАЛИ

Споры, ссоры

ТРУДНОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ

Главная забота - здоровье

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

ПРОБЛЕМА ПЕЛЕНОК

ОН ГОЛОДНЫЙ!

Кормить ли ночью?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА

ХОЛОД - ДОКТОР

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

ХОЛОД - ДРУГ

Кормление плюс...

Воздушные ванны

И НА СОЛНЫШКО

Не заболей

Физкультура с пел?нок и... даже раньше

Гимнастика до рождения

Без специальных занятий

Ну-ка прыг из кроватки!

ЗАЧЕМ ПОЛЗАТЬ?

УЧИМСЯ ХОДИТЬ И ПАДАТЬ

"Всадники" и "кони"

ДВИЖЕНИЕ - ВСЕМУ НАЧАЛО

Малыш и те, кто с ним рядом

НА РУКАХ ИЛИ В КРОВАТКЕ?

ВНИМАНИЕ: ОПАСНОСТЬ!

МИР ПОЗНАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ИГРЫ И ИГРУШКИ

ЗАЧЕМ ТАК РАНО?

БЕЗ МАМЫ ПЛОХО

Требуются бабушки и дедушки

Яблоко раздора

ОПРОКИНУТАЯ ЧАШКА

ЭТО Нельзя, А ЭТО Можно

И МАМУ НАДО ПОЖАЛЕТЬ

ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ

Если хочешь быть здоров

Без лекарств

НАС СПРАШИВАЮТ: А ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСТУЖАЕТСЯ?

"ПРОБЛЕМА" ПИТАНИЯ

НАША СПОРТИВНАЯ КОМНАТА

СИЛА, ЛОВКОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТЫ РАДУЮТ

ДЕТИ ПОШЛИ В ШКОЛУ И...

ЧТО МЫ СЧИТАЕМ ВАЖНЫМ

Как рождаются способности?

ГЛАВНОЕ - СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО

И ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЮБИМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Что же такое развивающие игры?

ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

ГАРАНТИЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК

ГЛАВНЫЙ ИТОГ - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

А ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА?

И ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

"ХОЧЕТСЯ" И "НАДО"

ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДРУГИХ?

Микроскопические дозы?

"НИТОЧКА-НИКИТОЧКА"

На свои трудовые

И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ

И ДЕТИ НАС УЧАТ

КТО КОГО НАКАЗАЛ?

СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА НАУКУ!

СПОРЫ НЕ ССОРЫ

ЗАБОТА О ДРУГИХ

МИКРОБ ТЩЕСЛАВИЯ

Честь смолоду

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

О НАШИХ ОШИБКАХ (1988 г.)

КОВАРСТВО КОМФОРТА (Интервью с профессором И. А. Аршавским)

Часть 3. ЧТО МЫ УЗНАЛИ ("Ожидая малыша", "Первый день, первый год",

1978-1988 гг.)

Ожидая малыша

ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

МОЛОКО МАТЕРИ

ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди

ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ - МОЛОЗИВО

ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО?

А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Наш малыш в первый год

Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год

НАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМА

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКАМ ДЕТСКИХ САДОВ

Часть 4. Б. П. Никитин. Ребенок способный не дар природы ("Гипотеза

возникновения и развития творческих способностей", 1969 - 1985 гг.)

Что думают ученые о способностях

СПОСОБНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ

Новая гипотеза

ГИПОТЕЗА ОБЪЯСНЯЕТ ФАКТЫ

ОПЫТ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

ШКОЛА И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ

ДРУГИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ Гипотезы

ПОИСКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

И ВНУКИ (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)

Мы и наши родители

За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы полупрозрачны - ощущение наблюдаемой породы ценных рыб. Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга. Собственно, это не одна, а несколько книг, и каждая из них имеет самостоятельный взгляд на одни и те же вещи. Собранные вместе и никак не подработанные для своего соседства специально, они оказались просто подробно записанной историей приобретения человеческого опыта - опыта решения проблем, последовательно возникавших в семейной жизни, жизни с детьми. Они были написаны в разное время. Основу первой, "Правы ли мы?", составили непосредственно дневники Б. П. и Л. А., которые велись ими с первых дней жизни каждого из нас. 1962 год, детей всего двое. все еще почти безоблачно. Эта книга и есть лепет "новорожденных" родителей, которым все - открытие, все - радостно, нет никаких задних или далеко идущих - утилитарных - мыслей. О своих открытиях хочется немедленно рассказать и перевернуть таким образом весь мир. Мир не перевернулся, но с профессионально озабоченным окружением (педагогами и медиками) первые жесткие столкновения произошли. Вокруг имени Никитиных возник некоторый ажиотаж, подогреваемый любопытством журналистов и почти детским упорством самих Б. П. и Л. А. Было трудно с самого начала понять, что общественно ценного можно извлечь из этого странного явления, а самим Б. П. и Л. А. разобраться было еще сложней. Я хорошо помню, что, когда была еще воспитуемым - по возрасту - существом, слова "воспитание" в домашнем обиходе не существовало. Оно входило в ряд неких абстрактных понятий, которыми оперировали другие - люди "не мы", объясняя то, что происходило в нашей семье: "педагогика", "эксперимент", "закаливание", "разносторонний", "родители", "многодетность", "умственное развитие" и т. п. Действующая помимо нас совокупность полупонятных терминов была как бы невеселой поверхностью бурно живущего своей суматошной жизнью дома - той его стороною, которой ему пришлось открыться наружу. Другими словами, было нечто, называемое "воспитанием детей в семье Никитиных", и была еще наша собственная жизнь, полная совсем других проблем - не тех, которые с таким пылом решались за нас кем-то. И она, наша жизнь, настолько обросла легендами, что мы и сами подчас не можем разобраться, что было на самом деле, а что нет. Некий миф о семье Никитиных живет отдельно от нас. Книги самих Б. П. и Л. А. - нечто среднее между тем, что есть на самом деле, и тем, что пишут. Других слов для обозначения того, что в нашем доме происходит, и они не смогли найти. Однако они пользуются достоверными сведениями, внимательно слушают мнения "жертв эксперимента", то есть наши, и за точку отсчета всегда принимают главное: насколько их способы решения реально существующих проблем применимы в других условиях, в других семьях. На мой взгляд, многие из этих решений приближаются к оптимуму, то есть универсальны, либо указывают верное направление поиска. Есть и просто бесценные, проверенные практикой сведения (глава "Что мы узнали"), которые в свое время были вытеснены из жизни псевдонаучными утверждениями и рекомендациями. Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь ценной информации. С детства мы помимо воли втягивались в тот круговорот тем, разговоров, отношений с людьми, которые назывались в нашей семье уничижительным термином "никитинство". Нас тошнило от слов "раннее развитие". А поскольку каждый начинал выяснять собственные отношения с миром и обществом уже лет с десяти, не прекращались наши конфликты с Б. П. и Л. А. из-за поразительных несоответствий между "никитинством" и реальной семейной жизнью. Более того, как раз потому, что эти понятия относились к разным логическим и ассоциативным рядам, я в свое время была глубоко убеждена, что воспитывают-то нас как раз неправильно. Мы не скоро поняли, что речь шла об одном и том же. Однако в конце концов все семеро детей выросли и заново начали решать те же вопросы, теперь с точки зрения собственного родительства. Как и следовало ожидать, под этим углом многое стало выглядеть иначе. Оказалось, что абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окружающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности, существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свободный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей - то, в чем мы росли, чем дышали, что считали само собой разумеющимся - относятся к реальностям только нашей семейной жизни. Большинство же родителей и детей о них просто не подозревает, хотя именно эти невероятно важные вещи не особенны, не уникальны, а повторимы. И - нам ничего не оставалось делать, кроме как начать распространение информации по "семейному опыту" уже вполне сознательно - нам особенно доверяют, поскольку мы считаемся вроде как первоисточниками. Единственное, чему мы сопротивляемся, как и в давнюю эпоху нашего общего детства, - это процессу превращения нашего прекрасного единственного дома в полумузей-полуаквариум, потому что общественным достоянием должна стать, уж конечно, не наша семья как таковая. Смею вас уверить, у нас имеется куча неразрешимых семейных проблем, и в качестве образца мы никуда не годимся. Но существует опыт жизни с детьми в семье. Главная его ценность состоит, как мне кажется, в том, что из каждой проблемной ситуации Б. П. и Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне отношений: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК - МИР. При этом они наблюдали, вслушивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание. Естественно, что все их конкретные решения конкретных ситуаций сложились в некоторую систему, суть которой - отказ от ложных или неверно понимаемых принципов и традиций, возвращение к ЕСТЕСТВЕННОСТИ в воспитании человека. И это тоже вполне повторимо. Ю. Никитина * Часть 1 *