Мужской и женский почерк. Есть ли отличия и особенности? Выбираем мужчину по почерку: как избежать ошибок

Графология. Графологическая экспертиза

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. Например,мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блоке» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Основные признаки почерка, анализируемые графологической экспертизой:

Размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
Наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
Направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
Размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
Характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

В США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза является для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров. Можно сказать следующее:

- почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление легкости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

- почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств:
1) разделенность слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединенные;
2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;
3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены;
4) иногда буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя тщательность и аккуратность в выведении отдельных букв;
5) известная «детскость», неправильность, неуверенность почерка;
6) микрография;
7) окаменелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма;
8) необычный наклон букв;

- почерк атлетика , в отличие от почерков астеников и пикников, более вариативен и в значительной степени связан с той ролью, которую атлетоид выбирает для себя в том или ином случае. Перевоплощение атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.

(Примечание: Пикнический тип - тип телосложения, характеризующийся широкой и коренастой фигурой с короткой шеей, склонен к ожирению; астенический тип характеризуется высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой. Атлетический тип отличается развитой хорошо мышечной массой).

Как работает графологический метод. Графология - наука или искусство?

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин - от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., - качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина - тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии - невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал - сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией.

В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

Есть особые приемы, без знания и навыка применения которых использование каких-либо таблиц или схем практически теряет смысл. Сейчас - познакомимся с этими приемами.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы имеют разные задачи.

  • Одни - содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
  • Другие - посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
  • Третьи - позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
  • Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

При работе с графологическими таблицами (примеры которых приведены в конце статьи) учитываются следующие принципы:

Первый принцип : Дуализм графических элементов

Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже противоположную, интерпретацию. Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.

Интерпретация признаков зависит:

а) От их количества

б) От их выраженности

в) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка

Второй принцип : Закон взаимоподтверждения.

Один отдельный признак, как и единственный вид признаков - не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», т.е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, - тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И - наоборот: нет доказательств, «не сходится» - вывод неверный.

Третий принцип : Не все значения таблиц всегда верны

Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения.

Четвертый принцип : Зависимость количества значений от выраженности явления

Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений берется из таблицы.

Пятый принцип : Крайность явления - смотрим с конца таблицы

Если явление не просто присутствует, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено - выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, - этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблиц, туда, где находятся обычно наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях.

Шестой принцип : Умеренность явления = «золотая середина»

В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно - настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» - берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно - из начала таблиц других характеристик данного элемента.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом - субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Чтобы дать представление о том, как работает графология, приведем основные, использующиеся в ней подходы и параметры.

Название

Пояснение

Макроструктура и микроструктура

Взгляд «снаружи» - гештальт-подход, общее внешнее впечатление «издали», и взгляд «изнутри», почерк (личность) - при ближайшем, детальном рассмотрении.

Доминанты в почерке

Доминанты - это преобладающие признаки конкретного почерка, на которые обращается внимание прежде всего. То, что «бросается в глаза», удивляет, чего не хватает или каковы излишества в почерке, что кажется странным. Это может быть форма, расположение, нажим, размер, расстояния и т.д.

Психомоторный подход «напряжение-расслабление» - Contraction (CNT) - Release (RLS)

Два полюса, расположенные на противоположных концах системы координат, дающие индикацию соотношения сил «напряжение - расслабление», баланса внутреннего контроля и свободы, «мотора» и «тормоза» личности, силы импульса и сдерживающего фактора в личности, расстановки сил сознательного и бессознательного.

Скорость почерка

Скорость почерка дает информацию о ядре, психофизической сути личности. В частности, это показатель уровня общей мотивации и вида адаптации личности: что движет человеком по жизни - действия или избегание, активность или пассивность.

Степень постоянства

Показатель, дающий представление о степени и особенностях внутренней адаптации и реакций личности на внешние факторы, о приспособленности к жизни, устойчивости перед внешними «раздражителями» и влиянием жизненных обстоятельств.

3 зоны букв

Три зоны букв по вертикали соответствуют трем различным аспектам личности. С помощью анализа трех зон букв получают информацию «только для внутреннего пользования», не связанную напрямую с социальным аспектом, поведением, общением или отношениями.

4 основных элемента формы в почерке

Выгнутая, вогнутая, угловатая, нитеобразная формы, их психофизические механизмы и обусловленность четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга

3 пласта в почерке: движение, организация и форма

3 отдельных картины в почерке, несущих информацию о трех разных аспектах функционирования личности, их видах и значениях, и потому анализирующихся по отдельности

Упрощение-усложнение формы

Степени и виды упрощения и усложнения, их подоплека и значения

Формула определения уровня личности

Шкала развития - уровень и гармоничность личности.
Данный фактор очень важен. Формула определения уровея личности состоит из сочетания 4 параметров: скорость-читаемость-самобытность-организация

По Фрейду и Юнгу: три измерения в почерке, их основные графические элементы и признаки

Горизонталь, Вертикаль, Глубина.
Индивидуальный, социо-коммуникативный и психофизиологический аспекты.

Психомоторный подход по Пофалю

5 степеней контроля - напряжения

Психотипы личности в почерке

типология К.Юнга, типология Ла-Сиенна, типология Одема и другие

Графический тест Вартегга

и др. проективные графические тесты

Примеры графологических таблиц

Определение скорости почерка - основные 10 признаков

Быстрый почерк

Медленный почерк

1. Слитный почерк. Увеличение интервалов между буквами и уменьшение между словами
2. Нитеобразные связки, гирлянды, волнообразность строки
3. Широкий почерк (вкл. первич. и вторич. ширину)
4. Легкий нажим при тонкой линии, средняя линия, толстая линия или вязкая линия без настоящего нажима
5. Почерк простой или небрежный
6. Беспорядочность графических проявлений
7. Правонаклонность почерка
8. Прогрессирующие (направленные вперед) линии, центрифугальные движения, неточно расположенная или пропущенная пунктуация, (в англ. отсутствие “t”- перекладины)
9. Поднимающиеся вверх строки
10. Расширяющиеся начальные поля

1. Раздельный почерк. Увеличение интервалов между словами и уменьшение между буквами
2. Угловатые, либо аркадовидные связки + стандартный почерк
3. Почерк узкий и «задавленный», «зажатый»
4. Тяжелый нажим
5. Почерк богатый, подробный, украшенный, либо запутанный, сложный
6. Упорядоченность графических признаков
7. Левонаклонность, прямонаклонность почерка
8. Регрессирующие (направленные назад) линии, линии короткие или отсутствующие вовсе, точно расположенная пунктуация
9. Спускающиеся вниз строки
10. Сужающиеся начальные поля

Психологические интерпретации скорости почерка

Быстрый почерк

Медленный почерк

В быстром почерке проявляется:
- Человек спонтанный, естесственный, живой и открытый, искренний
- Верен себе и своим чувствам
- Импульс действовать и достигать целей
- Динамичность, сила воли
- Активный и оптимистический склад
- Способность импровизировать, сообразительность и способность к быстрым комбинациям
- Амбициозный и энергичный человек, требующий немедленных, видимых результатов
- Не чувствует потребности в самоконтроле (или самокритике)
- Не сомневающийся или терзающийся опасениями и раздумьями
- Предрасположенность к экстраверсии
- Выражается и общается с налетом пафоса, драматичности, либо восторженности
- Хорошие вербальные способности
- Способности к языкам
- Быстрое восприятие
- Некоторая поверхностность (недостаточно углубляется)
- Живость, открытость новым впечатлениям, потребность в разнообразии
- Беспокойный, поспешный, легкомысленный
- Вульгарный
- Жизнелюб, требующий свободы
- Баловень, испытывающий потребность в человеческом обществе
- Легко соблазняющийся
- Грубоватый простолюдин
- Любящий спорить и «воевать»
- Нетерпеливый и «плоский» (поверхностный)
- Импульсивный и агрессивный
- Властный человек, затрудняющийся воспринимать какие-либо указания и авторитеты
- Транжира и скандалист
Отдельно - быстрота засчет импульсивности и излишней поспешности:
- Слабая самодисциплина и самоконтроль
- Импульсивность, мешающая продуктивности
- Недостаток взвешенности
- Слепые порывы
- Нервозность
- Безответственность
- Не думает заранее
Отдельно - почерк, разгоняющийся постепенно:
- Обладает ловкой адаптацией к окружающим условиям
- Способность ускорить темп своей работы
- Стойкость в условиях возникающего напряжения
- Напряженный и нервный человек, теряющий самоконтроль + нетерпеливый

В медленном почерке проявляется:
- Человек, имеющий свое сформированное мнение
- Способность к концентрации
- Глубокое и исследующее мышление
- Умеренность во всем и ответственность
- Осторожный и традиционалист
- Сдержанное поведение
- Деловитый и логический подход
- Эмоциональная устойчивость и внутренняя дисциплина
- Способность планировать и рассчитать
- Самоконтроль
- Самоуважение
- Чувство меры, довольствуется малым
- Педант и аккуратист, точный и подробный
- Способность к упрощению или абстрактному восприятию
- Затруднения в принятии решений
- Нудный
- Стиль общения и в общении - искусственный, неспонтанный, продуманный и не открытый или искренний
- Отстраненность
- Образ жизни - «отшельник» или «монах»
- Затруднения в восприятии
- «Узость горизонта» и мелочность
- В действиях тяжеловат и неуклюж
- Ленность и халатность
- Эгоцентричный, закрытый (уходит в себя)
Отдельно - почерк, постепенно замедляющийся:
- Стремящийся к совершенству, ясности и точности
- Имеющий серьезный, системный и критический, продуманный подход
- Осторожный и совестливый че5ловек
- Нерешительный из-за очень жесткой самокритики
- Чрезмерно чувствительный
- Нечестный человек, скрывающий свои настоящие наклонности или намерения
- Влияние сильных лекарств или наркотиков
При почерке, медленном от природы, когда человек просто «не напрягается», - речь не идет о комплексах, самокритике или произведении впечатления.
Здесь - особенно в сочетании с падающими строками, слабым нажимом и колебанием размера букв (т.к. нет волевого контроля!), - речь может идти о:
- Слабом человеке
- Равнодушном
- «Размазне»
- Апатии
- Измождении (крайней усталости)
- Пессимизме
- Тяжелом душевном состоянии (напр. депрессии)

Почерк личности
(Психологические особенности распознавания почерка)

Автор методики разработал концепцию интерпретации почерка и подписи. В доступной для всех форме излагается авторская интерпретация и описание особенностей некоторых черт характера, поведения, наклонностей, предъявляемого любого русского почерка и подписи.
Автор в течение многих лет использовал методику и многократно убедился в достоверности результатов. Методикой может овладеть любой взрослый человек, который сначала потренируется на почерке, хорошо знакомых людей, а затем перейдет к описанию незнакомого почерка (подписи).

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают. Однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма (если, конечно, вы не стараетесь специально изменить свой почерк) вы не задумываетесь о том, КАК вы пишете. Ваши мысли направлены на то, ЧТО вы пишете. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим (физическим) состоянием человека существует определенная зависимость. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Естественно, многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, наконец, от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк. Современная клиническая медицина накопила богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний.
Широкое применение по распознаванию почерка происходит в космической медицине. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.
В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности (почерк каждого человека индивидуален, как индивидуально его бессознательное), но и для оценки состояния пишущего, как-то: нервное напряжение, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение.
Вопрос о формах, методах и самой технологии работы для практического психолога всегда был актуальным. В ряду методов современной психодиагностики недостаточно полно раскрыты возможности графических методов, причем особый интерес в плане применения указанных методов в диагностике представляет психологический анализ письма как специфической формы графической деятельности. К настоящему времени установлено, что при общих характеристиках письменности в конкретном рукописном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, специфичностью техники письма, то есть почерком, который открывает для исследователя характерные особенности исполнителя рукописи. Впрочем, общепризнанный факт существования индивидуального стиля исполнения рукописи не позволяет однозначно утверждать, что особенности почерка связаны с конкретными психологическими особенностями пишущего, с определенными уровнями психики.
Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности. Еще Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего. В эпоху Возрождения, когда письменность стала достоянием достаточно широких слоев общества, графология явилась предметом серьезного обсуждения, свидетельством чему служит, к примеру, трактат итальянца Бальдо о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего.
К теме определения характера по почерку обращались Лейбниц, Гете, Лафатер. Исследования аббата Мишона, начатые в середине XIX века, дали толчок появлению нескольких направлений в графологии.
И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения, как не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и с якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии и т.д.
Однако даже поверхностный анализ данных, накопленных исследователями почерка, позволяет сделать вывод о чрезвычайно широких перспективах работы психологов в данной области, что в немалой степени диктуется необходимостью разработки и усовершенствования тех методов диагностики психологических особенностей человека, которые не требуют значительных затрат и сложного инструментария.
Следует отметить, что показатели большинства признаков почерка значительно варьируют по величине в общем объеме рукописного текста, поэтому при рассмотрении признаков оценивались их преобладающие, а не абсолютные значения. Кроме того, обнаруженные на промежуточных этапах исследования корреляционные связи между отдельными признаками письма свидетельствуют о существовании согласованной и стройной системы таких признаков, отличающейся относительной устойчивостью для каждого пишущего. Целесообразно ли продолжение исследовательской работы в данном направлении? В этой связи существует мнение о том, что индивидуальные черты личности человека не могут не отпечататься в его почерке, но записаны эти черты такими кодами, каких современная наука пока еще не в состоянии расшифровать и прочитать. Возможно, что одним из потенциальных путей решения проблемы психологической диагностики по результатам анализа почерка может стать использование методологии системного подхода в совокупности с набором прошедших всестороннюю проверку психодиагностических методик.
Наиболее авторитетная из энциклопедий - Британская (1978 года) - так характеризует графологию: «Графология изучает отражение личности в почерке. Опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».
Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ - это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека.
В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. В частности, это позволило Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работу
Таким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета древности, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей пишущего. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать.
Данную методику можно отнести к проективным методам психологического изучения личности.
Методика

ИНСТРУКЦИЯ
1. Возьмите стандартный лист белой нелинованной бумаги и шариковую ручку.
2. Спишите нижеприведенный текст как можно быстрее, специально не стараясь, и даже несколько небрежно.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби. (И. С. Тургенев «Записки охотника».)

3. Поставьте под переписанным текстом свою обычную подпись и обозначьте ее цифрой 1.
4. Распишитесь еще шесть раз, каждый раз стараясь расписываться по-разному, как получится.
ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ
I. ПОДПИСЬ
I. ФОРМА РОСЧЕРКА

Описание подписи
I.5. Росчерк прямой, падающий на 90 градусов.

Как известно, почерк содержит в себе информацию о личности человека. В процессе письма отражаются анатомо-физиологические, психологические и другие особенности пишущего. Расшифровка этой информации, получение данных о личности по почерку является одной из задач почерковедения.

В 1967 г. советскими криминалистами в содружестве с математиками впервые была разрешена и реализована на практике проблема дифференциации почерков на мужские и женские. Установлено наличие корреляции (взаимозависимости) между отдельными свойствами личности и почерком.

Ученые нашли количественный критерий для разграничения статистических совокупностей признаков почерка, которые имеют разную частоту проявления в рукописях, выполненных мужчиной или женщиной.

Установлено, что в почерках лиц различного пола не содержится отдельных признаков, которые бы встречались только в рукописях, выполненных женщинами, или в рукописях, выполненных мужчинами. Все дело заключается лишь в количественном различии встречающихся вариантов признаков почерка в рукописях женщин и мужчин, т. е. в различной частоте их встречаемости.

В процессе большой экспериментальной работы были выделены наиболее информативные признаки и найдены критерии надежности (коэффициенты статистических вероятностей) вывода о групповой принадлежности исполнителя рукописи. Коэффициент есть частное от деления вероятности принадлежности встретившейся комбинации к мужским почеркам на вероятность принадлежности встретившейся комбинации к женским почеркам. Каждая из этих вероятностей равна произведению проявлений отдельных признаков.

В качестве таких признаков и их коэффициентов определены:

1 Отсутствие красной строки

2 Неодинаковый размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д»

3 Малый размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д»

4 Средний размер подстрочных элементов

5 Неустойчивое расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д»

6 Расположение точки начала движения при выполнении букв «а», «д» слева

7Неодинаковый размер надстрочного элемента в букве «й»

8 Различная конфигурация надстрочного элемента в букве «и»

Левоокружное направление движения при выполнении надстрочного элемента в букве «и» Петлевая конфигурация подстрочных элементов в буквах «д.», «у» Различная конфигурация подстрочных элементов в буквах «д», «у»

Отсутствие надстрочной части первого элемента в букве «р» Наличие надстрочной части первого элемента в букве «р» (независимо от размера и конфигурации)

Неодинаковый размер надстрочной части первого элемента в букве «р»

Правоокружное направление движения при выполнении буквы «р»

Дугообразные начальные штрихи в буквах «п», «т»

Для правильного определения каждого информативного признака эксперт может пользоваться следующими указаниями.

Отсутствие красной строки отмечается экспертом только в том случае, когда в рукописи этот признак имеется.

Размер надстрочных элементов в буквах «б», «в», «д» определяется относительно размера (высоты) строчных элементов, а именно: малый- надстрочные элементы не превышают высоты строчных элементов; средний-равны или несколько больше (но не более чем 1,5) высоты строчных элементов; большой-равны 1,5 и более высоты строчных элементов. Признак «малый размер надстрочных элементов» отмечается экспертом в том случае, если в рукописи размеры надстрочных элементов находятся в пределах малого размера. Признак «неодинаковый размер надстрочных элементов букв» фиксируется экспертом тогда, когда размер их не соответствует размеру какой-то определенной группы, т. е. в рукописи встречаются и малые, и средние, и большие размеры.

Средний размер подстрочных элементов букв устанавливается аналогично: малый-не более 1,5 размера высоты строчных элементов; средний-от 1,5 до 2 этих размеров; большой-2 и более. Таким образом, признак «средний размер подстрочных элементов» эксперт фиксирует лишь в том случае, если в рукописи размер подстрочных элементов равен 1,5 размера средней высоты строчного элемента или не превышает ее двойного размера.

Расположение точки начала движения при выполнении букв «а» и

«л» (вариант с подстрочным элементом) отмечается: как «неустойчивое» в том случае, если в рукописи точка начала движения находится как с левой, так и с правой стороны; как «расположение слева» фиксируется только тогда, если на протяжении всего текста эта точка размещается слева.

Размер надстрочного элемента буквы «и» определяется, по отношению к высоте или ширине строчной буквы (в зависимости от размещения надстрочного элемента): малый-меньше 2/3 высоты (ширины); средний- от 2/3, до целой; большой-более высоты (ширины) строчной буквы. Признак «средний размер надстрочного элемента буквы «и» эксперт фиксирует лишь в случае, если размер его соответствует среднему. Признак «неодинаковый размер надстрочного элемента буквы «и» эксперт отмечает, если в тексте размер этого элемента в буквах «и» встречается и малый, и средний, и большой.

Конфигурация надстрочного элемента буквы «и» учитывается экспертом как «различная!» только тогда, когда надстрочный элемент в рукописи имеет различную конфигурацию (прямолинейная, угловатая, выпуклая и т. д.). Признак «выпуклая конфигурация с левоокружным направлением движения... » отмечается, если надстрочный элемент в букве «и» выполнен обязательно левоокружным движением независимо от его конфигурации.

Конфигурация подстрочных элементов букв «д», «у». Признак «петлевая конфигурация» эксперт фиксирует, даже если в рукописи встречаются и незначительные отклонения от этой формы. Признак «различная конфигурация» отмечается, если в рукописях элементы этих букв различной формы только в букве «д», или только в букве «у», или в той и другой.

Относительный размер первого элемента в букве «р» рассматривается с точки зрения наличия или отсутствия начальной части первого элемента буквы «р» и ее размещения относительно линии вершин. Признак «наличие надстрочной части первого элемента» эксперт фиксирует в том случае, если в рукописи начальная часть первого элемента была расположена выше линии строки (независимо от размера и формы). «Отсутствие надстрочной части первого элемента» отмечается в тех случаях, когда начальная часть первого элемента расположена ниже линии вершин. «Неодинаковый размер надстрочной части первого элемента» экспертом отмечается тогда, когда начальная часть первого элемента в букве «р» размещается {как над линией вершин, так и ниже этой линии.

Правоокружное направление движения при выполнении буквы «р». Этот признак экспертом должен отмечаться, в том случае, когда в рукописи имеются лишь такие варианты буквы «р», в которых подстрочные петли или строчные элементы выполняются правоокружным движением.

Начальные штрихи в буквах «п», «т», «и», «ш», «у», «ц», «щ» фиксируются экспертом как «дугообразные» в том случае, если в исследуемой рукописи указанные буквы (все или некоторые из них) имеют начальные дугообразные штрихи. Так называемые «рефлекторные» штрихи не принимаются во внимание. Признак «отсутствие начальных штрихов в буквах «к», «н», «и», «ш», «у», «ц», «щ» фиксируется экспертом в случае их отсутствия.

Наличие буквы «д» с надстрочным элементом. Этот признак фиксируется! экспертом независимо от наличия данных букв в рукописи.

Разработанная методика дифференциации почерков на мужские и женские применима только для выработанных и неизмененных почерков. Текст рукописи должен быть достаточным по объему (не менее 1 страницы стандартного листа). Описанная методика предполагает только вероятный вывод.

Определение параметров надстрочных и подстрочных элементов, независимо от размера почерка, эксперт может производить с помощью специальной измерительной линейки

Элементы букв измеряются путем наложения, линейки на исследуемый текст. При этом в первую очередь определяется размер строчного элемента буквы путем вписывания его в так называемый клин (на линейке он обозначен двумя жирными линиями).

Верхние тонкие линии определяют границы размеров надстрочных элементов букв («в», «б», «д»), а нижние-подстрочных элементов букв («д»,«з»,«р»,«у»).

Решая вопрос: мужчиной или женщиной выполнена рукопись, эксперт должен придерживаться определенной последовательности при работе над документами, а именно:

1. Изучить рукопись с целью выявления информативных признаков.

2. Зафиксировать на листе бумаги найденные признаки и проставить коэффициенты статистических вероятностей. Размеры элементов букв указаны на правой стороне линейки в мм.

3. Перемножить коэффициенты выявленных признаков и получить их произведение.

4. Объяснить полученное произведение коэффициентов статистических вероятностей, т. е. если произведение больше единицы, то рукопись, вероятнее всего, выполнена мужчиной, если меньше единицы - женщиной.

5. Написать заключение по обычной форме для почерковедческих экспертиз.

Фрагмент исследовательской части заключения эксперта

«...Поступившее на исследование письмо, начинающееся словами: «Вчера убили Женю...», выполнено фиолетовым красителем на листе белой нелинованной бумаги размером 10Х14 см.

Степень выработанности почерка, которым выполнен текст письма,- выше средней; темп письма-быстрый; сложность почерка - простая с элементами упрощений; форма и направление движений - смешанные; размер, разгон-в пределах среднего; наклон-правый, связность большая.

При анализе почерка, которым выполнен текст письма, обнаружены следующие признаки, по которым дифференцируются рукописи на мужские и женские:

Неустойчивая конфигурация линии строки;

Неравномерный размер подстрочных элементов букв (подстрочные элементы букв «д», «з», «р», «у»-малые, средние и большие);

Неодинаковый размер надстрочного элемента буквы «и»;

Различная конфигурация подстрочных элементов букв «д», «у»;

Отсутствие надстрочной части первого элемента в букве «р»;

Неустойчивое расположение точки начала движений при выполнении букв «а», «д»;

Отсутствие начальных штрихов в буквах «к», «н». Согласно методике дифференциации рукописей на мужские и женские коэффициент статистических вероятностей равен 2,36. При разработке методики было установлено: если произведение статистических вероятностей больше единицы, то рукопись выполнена мужчиной, если меньше единицы, то женщиной.

Степень вероятности была получена высокая (свыше 90). Следовательно, исследуемый текст письма, вероятнее всего, выполнен мужчиной.

Текст письма, начинающийся словами: «Вчера убили Женю... » и оканчивающийся словами: «...обязательно приезжай», вероятнее всего, выполнен мужчиной.

А вы знали, что по почерку можно прочитать человека как открытую книгу? Ваш характер, темперамент, состояние в момент написания и много другое можно узнать, лишь взглянув на ваши рукописи. Впечатляет, не правда ли? Эти знания открыты для каждого, и изучает их графология.

Что такое графология?

Графология - область знания, которая изучает почерк и его устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь, если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте, что он прав.

Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:

  • Рекрутинг. Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
  • Профориентация. По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
  • Переговоры. С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
  • Генеалогия. С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
  • Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
  • Безопасность. По почерку можно понять, насколько человек честен.
  • Совместимость. Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.

Значение почерка в психологии

В который раз человечество убеждается, что психология - великая сила. Наверное, только благодаря психологам этот мир еще не сошел с ума и держится на плаву. На секундочку представьте, что бы было, если бы каждый человек остался наедине со своими проблемами?

Результаты некоторых исследований показывают, что почерк напрямую зависит от психических способностей человека. По мнению большинства психологов, именно в почерке человека его психическая сущность проявляется больше, чем в какой-либо другой его активности. Именно поэтому графология является незаменимой частью психологии.

Графология, значение которой достаточно велико в психологии, может даже помочь человеку измениться. И этот процесс изменения называется графотерапией.

Графотерапия

Графотерапия основывается на вычислении всех недостатков, вредных привычек и некоторых черт характера, от которых человек хочет избавиться. Предупрежден - значит вооружен, не так ли? Гораздо легче избавиться от недостатков, когда знаешь, от чего именно нужно избавляться. Графологи следят за изменениями человека до последнего, ведь часто бывает так, что после избавления от одной черты характера проявляется другая, еще худшая, чем предыдущая.

Каждое изменение нашего характера тут же отражается на нашем почерке, поэтому не удивляйтесь тому, что за всю жизнь он поменяется не один раз, и даже не два.

Графологическая экспертиза

Итак, что такое графология и графотерапия, мы уже узнали, давайте теперь рассмотрим главное оружие этого учения - графологическую экспертизу.

Графологическая экспертиза - процедура, во время которой графологи разбирают ваш почерк по определенным признакам. Перечислим их ниже.

Основные признаки нашего почерка

Каждый почерк уникален, но графологам все же удалось увидеть в множестве рукописей некоторые общие признаки, по которым они и определяют характер человека.

Начнем с того, что графология почерк мужской и почерк женский рассматривает отдельно, и у каждого есть своя характеристика:

  • Женский почерк. Женщина обладает чистым, единообразным почерком, чаще всего тщательным, точным, с близко стоящими буквами. В женском почерке преобладают маленькие линии со слабым нажимом. Почти всегда это округленный почерк с наклоном назад.
  • Мужской почерк. Мужчины отличаются беззаботным, неробким и неравномерным почерком, с широкими буквами и широкими линиями, твердым и сильным нажимом. Чаще встречается наклон вперед.

Однако это не главные критерии, по которым определяют и его характер. Вот основные признаки почерка, которые рассматривает графологическая экспертиза:


Женщины, даже при наличии горького опыта в личных отношениях и реалистичного взгляда на жизнь часто бывают очень доверчивы.

Особенно, когда дело касается романтических порывов и желания создать семью. И как часто мы ошибаемся в избраннике!

Закрываем глаза на «тревожные звоночки», пропускаем мимо ушей мнение окружающих и надеемся: вот будем вместе, и ОН станет лучше.

Но люди меняются редко или вообще не меняются . И как мы жалеем потом, что заранее мы ничего не знали о характере вроде бы близкого человека.

Хотя о достоинствах и недостатках можно было выяснить, просмотрев строчки, набросанные рукой любимого.

Мужчина с четким разборчивым почерком

Можно быть уверенным в это избраннике и вашей будущей , если почерк с сильным нажимом, буквы имеют округлую форму, между ними есть расстояние и он пишет с наклоном вправо.

Если есть хотя бы два из трех этих признаков, это очень хорошо.

Все это говорит о его дружелюбии, общительности, целеустремленности и щедрости. Он прочно стоит на ногах, доволен окружающим его миром и собой.

Он открыт чувствам и не скрывает своих мыслей. Внимателен к другим и может сочувствовать чужим бедам. С таким мужчиной, как правило, завязываются прочные отношения.

О готовности идти на компромиссы в домашней жизни говорит маленькое расстояние, оставленное между словами.

Следует насторожиться, если:

Почерк мужчины имеет наклон влево

Пишущий таким образом остается в подростковом «переходном» возрасте. Однако, может так и не превратиться во взрослого человека, умеющего отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность.

Поступки его противоречивы и мало соответствуют принятым нормам поведения. Он бросает вызов общественному мнению или абсолютно равнодушен к окружающим.

Такой мужчина является эмоционально незрелым и может остаться таковым до конца дней своих;

Острые углы в почерке мужчины

Обладатель такой манеры письма имеет в анамнезе агрессию, гнев или злобу. Возможна обида на жизнь и окружающих.

Его характер жесткий, упрямый, этот мужчина не желает считаться с мнением и желаниями других.

Если штрихи в почерке остры, он с легкостью идет на конфликт. Жить с подобным индивидуумом весьма нелегко;

Мужчины с большим расстоянием между словами в почерке

Неготовность идти на компромиссы, нежелание менять существующий порядок вещей.

Человек боится завязывать тесные отношения, неуверен в себе, отсутствует самодостаточность.

Нуждается во внимании и поддержке окружающих, но при этом не станет изменять своим привычкам ради блага других;

Завитушки в почерке мужчины

Красивый почерк – явное достоинство, но… если витиеватый почерк усугублен слабым нажимом, то женщине, находящейся рядом следует готовиться к роли вечно восхищенной поклонницы.

Обладатель подобного почерка думает лишь о себе, живет собственными эмоциями и чувствами.

Женщина или рядом с ним интересует его лишь с точки зрения благодарного слушателя и создателя психологического комфорта.

Он не способен отдавать, но при этом требует постоянных восторгов в свой адрес.

Стоит ли делать решающий выбор по почерку мужчины?

Разумеется, это еще не все, что можно сказать о характере мужчины по его почерку. Да и все вышеприведенное не является аксиомой.

Ведь если рядом с человеком комфортно, то так ли важно, как он пишет?

Тем не менее, сомневаясь в собственном выборе и принимая важное решение, присмотритесь: как пишет ваш избранник?

Возможно, если вы прочли тему выбираем мужчину по почерку, некоторых жизненных ошибок все же получится избежать.

Внимание! В курсе «Графология для HR» используются результаты собственных исследований и собственная терминология, которая может отличаться от других графологических школ.

Для примеров используются образцы из моей личной коллекции или образцы, предоставленные студентами курса «Графология для HR».

…………………………………………….

Знаете ли Вы, что с определением пола в почерке современного человека все не так просто?

Гендерный вопрос в графологии тревожит умы еще с позапрошлого века. В конце 19 века французский психолог А. Бине провел эксперимент с участием известного французского графолога Ж. Крепье-Жамена, который считается одним из «праотцов» современной графологии, и Ж. Элуа, который ныне забыт, но в то время пользовался авторитетом и высокой популярностью. Бине приготовил 180 конвертов, которые были подписаны рукой людей обоего пола. Графологам предстояло определить половую принадлежность. Как и следовало ожидать, результаты оказались совсем не однозначными. Крепье-Жамен правильно идентифицировал пол 141 образца (78% всех образцов), один образец из 180 он идентифицировать не смог совсем, прокомментировав, что его, наверное «подписывал сам дьявол». При этом только в 129 случаях он называл пол с уверенностью (в 72% процентах случаев), в остальных — колебался, то есть эти образцы не соотносились с его представлениями о гендерных признаках почерка.

Нужно сказать, что с тех пор эксперименты с определением пола в почерке проводились не раз, и каждый раз экспериментаторы не могли получить результат, близкий к стопроцентому.

Как же интерпретировать результаты эксперимента? Почерк человека не позволяет наверняка определить гендерную принадлежность, хотя позволяет это сделать в большинстве случаев — более чем в 70%.

В графологии есть понятие «почерк по мужскому типу» и «почерк по женскому типу», как видите, речь не о физиологической принадлежности к полу, а, скорее, о складе личности: демонстрируем ли мы «женские» черты в социальной коммуникации или, наоборот, «мужские».

Есть мужчины с мягким характером — эмпатийные, терпимые, мягкие, сопереживающие, эмоциональные. Это традиционно считается «женскими» чертами. А женщины, напротив, есть пробивные, целеустремленные, упорные, жесткие, рациональные — это традиционно «мужское» поведение.

Признаки мужского и женского в почерке:

*В первом (женском) случае почерк будет мягким, слитным, правонаклонным, приближенным к классической прописи (образец 1).

*Во втором (мужском) случае будет присутствовать лаконичность, выраженная через углы или прямые линии, раздельность, упрощенность, свойственная современной графологической культуре (образец 2).

Проблемы современности:

К слову сказать, сейчас все больше мужских и женских признаков перемешиваются. Это вполне объяснимо, ведь женщины все чаще выполняют мужские роли (недаром ходит шутка про то, что работающей женщине самой нужна жена), а современная среда позволяет мужчинам не использовать свои «бойцовские» качества. Наоборот, в современном обществе все больше играют роль такие качества как умение найти компромисс, все больше говорят о развитии и важности эмоционального интеллекта, что тоже является архитипическим «женским» качеством. Такова современная реальность и почерк в своей массе отражает изменения, которые происходят с современными мужчинами и женщинами (в статье я основываюсь на своих наблюдениях от собственной HR-практики и мастер-классов. Широкие исследования на эту тему не проводились).

Гендерное смешение в почерке ни в коем случае не говорит ни о какой нетрадиционной ориентации, но говорит, скорее, о складе характера и доминирующих чертах личности, а так же о том, какую роль на себя берет современный мужчина или современная женщина.

За примером ходить далеко не нужно: как-то раз меня пригласили дать интервью и рассказать о графологии. По опыту, все подобные ситуации имеют одинаковый план развития событий: я рассказываю о методике, а потом меня просят показать, как это работает, и журналисты дают образцы своих почерков, потому что всем интересно послушать о себе любимом. Конечно, мы соблюдаем чистоту эксперимента, и я не знаю, кому именно принадлежат образцы. В тот раз я не попросила указать пол на образце и, будучи убежденной в том, что это мужские образцы, делала описание мужского портрета. Но, друзья, образцы были женские, что привело меня в немалое замешательство. Но, как говорится, сама виновата. Кстати говоря, журналистика действительно «воспитывает» мужскую модель поведения и «мужские» черты характера: мобильность, целеустремленность, настойчивость, инициативность и так далее.

В чем практическая ценность?

Когда мы составляем образ «идеального» кандидата для вакансии, то он может вписываться в классическую модель гендерного поведения. Например, нам нужна женщина, но с «мужским» умом и складом характера. Или наоборот, нужен мужчина, но мягкий, уступчивый и компромиссный. В этом случае мы можем не копаться долго, а посмотреть, какой гендер выражен в почерке. Такой способ диагностики может служить экспресс — методом оценки кандидата или дополнительным фильтром при участии в конкурсе.

Нажмите на образец, чтобы увеличить.

Образец 1 (мужской по жен.типу) Образец 2 (женский по муж.типу).