Муниципальное бюджетное учреждение культуры. Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода

Здесь же - инвентарь: нарты, то есть деревянные сани с характерными косыми перекладинами, и хорей - палка с костяным набалдашникам для погона:


28.

А вот белый олень - такой обычно один на всё стадо и служит живым талисманом:

29.

В первый день праздника оленьи упряжки в основном катали народ, причём не дёшево - 150 рублей за кружок, думаю "за километр" цена сравнима с вертолётом.

30.

А в воскресение олени готовились к гонкам на нартах - кульминации праздника. Обратите внимание, что большинство оленей в это время без рогов, и лишь несколько упряжек пришли во всей красе. Зачем оленю такие рога, которыми разве что в тундре не за что цепляться - честно говоря не понимаю. А огромные выпуклые глаза оленя, слышал, меняют цвет по сезону, подстраиваюсь под зимнее сияние тнудры:

31.

Портрет рогатой авки... В следующей части ещё полюбуемся ими в деле, а сейчас снова вспомним Киргизию, где мне повстречались не менее чудные и в общем похожие на оленей своей неприрученностью животные - хрюкающие косматые яки .

32.

Главный атрибут тундрового мужчины - "пояс оленевода", на котором соседствуют инвентарь и обереги, в том числе обязательно - мдевежий клык:

33.

Или даже несколько клыков. На шее у оленевода - тынзян, то есть аркан для ловли оленя, который носят вот так, в оперативном доступе. А на ногах у них кисЫ - это даже не унты, а нечто покруче, под малицей они выше колена и крепятся под ней к поясу:

34.

Про саму ненецкую зимнюю одежду я уже писал несколько постов назад, ну а тут повторюсь. На мужчинах обычно малица - балахон, надеваемый через голову с закреплёнными на нём варежками и капюшоном, на женщинах соответственно ягушка, в отличие от малицы распашная, потому что мужчине - ловить оленей, а женщине - кормить детей грудью. Малиц и ягушек много на других фото, а здесь, на фотографирующемся у чума туристе - соок, он же совик или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в нём можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она храниться не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть.

35.

Малицы сверху прикрывают цветастым сукном, и в целом на деловитых ненецких мужчинах одинаковая одежда смотрится как униформа. А вот ягушки - другое: женщины ходят в них мягкими и пушистыми, и вдобавок толстая свободно сидящая одежда, перехваченная тугим поясом, создаёт эффект роскошной фигуры. Здесь же обратите внимание на украшения - накладные косы из цветной ткани:

36.

Сумочка... У всех этих вещей есть свои названия, но я в данном случае их подзабыл. На одежду при выборе невесты смотрят намного тщательнее, чем на лицо, и дело в том, что здесь не забыты изначальные причины того, почему женщина должна быть красива - ведь всё это ненцы не покупают, а делают своими руками, и стало быть чем чумработница наряднее - тем искуснее и хозяйственнее.

36а.

А роль пояса оленевода у женщин играют шапки с бахромой металлических украшений и опять же амулетов, порой передающихся веками из поколения в поколение. Висят они как раз на уровне пояса:

37.

38.

Ненцы относятся к "малым народам Севера", но их народ - крупнейший из малых: около 45 тысяч человек, населяющих всю тундру от Кольского полуострова до Таймыра, вдоль Баренцева и Карского морей: по размеру своей земли это один из крупнейших народов мира. Большая часть ненцев (30 тысяч человек) живёт в ЯНАО, 8 тысяч - в Ненецком округе, 3,5 тысячи - в Красноярском крае. Их язык относится к самодийской группе, вместе с финно-угорскими языками входящий в уральско-югорскую семью: проще говоря, ненецкий с финскими соотносится примерно как русский с фарси или хинди. Самодийцы пришли в эти края аж с Саянских гор , важитые оттуда тюрками, а из лесов - уграми. Оленеводство ненцы то ли принесли с собой (на Саянах издавна разводят маралов), то ли переняли у сихиртя - легендарного народа, жившего здесь до них, известного русским как печора и скорее всего родственного нынешним саамам. Название "ненцы" значит просто "люди" (нэнэч) или даже "настоящие люди" (нэнэй нэнэч), русские же до 1930-х годов называли их "самоеды". Говорят, что происхождение этого слова вполне безобидное, всего лишь переиначенное на русский манер название саамов - первого известного Руси тундрового народа, но ритуальное поедание вырванного сердца убитых врагов в глухом Средневековье летописи то ли отмечали, то ли приписывали. Ненцы, как и всякие кочевники, на момент встречи с русскими были народом воинственным и непокорным, не раз бунтовали (крупнейшее восстание Ваули Пиерттомина в 19 веке бушевало лет 20), грабили Пустозерск, и даже при Советах умудрились поднять два крупных восстания, известных ныне как Мандалада (это слово означает "военный совет" или даже "военное положение" в отличие от мирного "майолдава").

39.

При всём том ненцы - народ деловитый, умеют наживать богатство и устраиваться в жизни, и даже в наше время из крупнейшего в мире поголовья оленей (600 тысяч голов) Ямала больше половины голов - частные. Слышал, что чукчи (пасущие за копейки государственных оленей) ненцам завидуют и считают их ушлыми, и что среди ненцев много богатых людей, сделавших хороший бизнес на тундровом материале. При всём том, они неожиданно хорошо, куда лучше многих более крупных народов, сохранили язык, быт, традиционную культуру и даже фамилии без русского суфикса (кажется, таким в России могут похвастаться разве что тувинцы) - Харючи, Худи, Салиндер, Лапсуй, Вануйто, Валей... фамилий, правда, у них мало, буквально пара десятков, и каждая выросла из какого-то древнего рода, а в целом они все друг другу дальняя родня. Ну а ассмилияции ненцы не поддаются из-за того, что заняты делом, которым не может заниматься ни один больше народ, чумы да малицы сохранили потому, что весь прогресс не смог предложить для их реалий ничего лучше, и потому живут как бы в параллельном мире. Ненцам удалось то, что не удалось практически никому из народов СССР - сохранить свой традиционный образ жизни. Мне кажется, реальной обосолбленности в СССР у оленеводческих совхозов было поболее, чем у Прибалтики с Узбекистаном, а к советской власти тут многие относятся так же враждебно, как те же литовцы или западно-украницы: ненцы - такой же народ "труженников-собственников" со своими традициями самоорганизации без оглядки на государственную власть. В общем, это сильный народ со своим внутренним стержнем.

40.

Один из самых ярких этапов Дня оленевода - это конкурс "Кочевая семья", на который действительно съезжается несколько семей со всего ЯНАО. В актовом зале Детской школы искусств на той же площади в субботу и на ледяном подиуме в воскресение они поялвяются в собственноручно сделанных парадных нарядах, рассказывают о своей жизни в тундре, делают постановки, поют и пляшут, делятся секретами народной медицины, а в целом оставляют очень тёплое и яркое впечатление. Вот например семья Харючи из Ныды - эта фамилия, наряду с Вануйто, относится к двум исходным родам ненцев, и известные в прошлом как "карачеи", харючи были самым знатным из ненецких племён с собственным "замком" на берегу Надыма . Сейчас это просто одна из фамилий, но для образованного ненца она звучит что для русского Гагарин или Трубецкой. Старшие в семье - Родион и Радмила:

41.

Что ни говори, а ненки бывают очень красивы (хотя ненецкие типажи в целом исключительно разнооборазны):

42.

Говорят, кстати, почти все с акцентам, а некоторые свои речи произносили даже и по-ненецки без перевода. По звучанию и топонимике по-моему один из красивейших языков мира (в конце концов и мой никнейм Варандей - ненецкое слово).

43.

Семья Николай и Антонины Анагуричи из Кутопьюгана - как и Ныда, всё это Надымский район, но если та стоит на берегу Обской губы, то Кутоп - в глубине лесотундры:

44.

Семья Салиндер из знакомой нам по лету Антипаюты появилась с мистерией о том, как молодой ещё отец семейства однажды отправился в путь искать свою суженую, спрашивая, где она живёт, у Северного Сияния, Северного ветра и Северного Солнца, и в конце концов её нашёл - как сияние прекрасную, как ветер страстную, как солнце ласковую. Так и живут уже двадцать лет Родион и Вера вместе. Забегая вперёд скажу, что конкурс выиграли именно Салиндеры.

45.

В летней Антипаюте душой посёлка нам запомнился Катцо Салиндер в кепке-аэродроме - он когда-то в армии служил с грузинами и там заработал это прозвище, означающее "приятель". После конкурса мы с Димой и Леной подошли к Салиндерам и спросили, не знают ли они Катцо. Те пожали плечами: "он наверное из поселковых..." - всё же в этих краях люди делятся не по национальности, а по образу жизни.

46.

Семья Ивана и Анастасии Окотэтто из Яр-Сале -этот посёлок за Обской губой служит своего рода "столицей" оленеводческой цивилизации, и в Надыме на Дне оленевода правят был именно яр-салинцы, так как здесь проходит олений путь между их летними и зимними пастбищами.

47

Ну а мне интереснее всего оказалась встреча с семьёй Батмановых - по фамилии с русским суффиксом да по совершенно другой одежде, которую я принял бы скорее за что-то южно-сибирское видно, что они из другого народа. Это селькупы , в прошлом известные под говорящим названием остяко-самоеды (хантоненцы) или, вместе с енисейскими кетами - Пегая Орда. Селькупы, как и ненцы - народ самодийский, стало быть тоже пришли с Саян, но на слух языки их абсолютно разные (ненецкие Салемал, Ярудей, Хэбидя-мя или селькупские Ратта, Толька, Варга-Сылькы). Но главное - если ненцев на Север выжили угры в незапамятные времена, то селькупы где-то до 17 века были вполне себе таёжным народом под влиянием не столько хантов и манси, сколько живших за Енисеем эвенков, и славились как лучшие среди лесных народов гончары, ткачи (используя ткань из крапивы) и кузнецы, делавшие оружие для других народов. С покорением Сибири русскими Пегая Орда раскололась: половина селькупов остались на Средней Оби, в основном на севере нынешней Томской области, а часть ушли на север, к рекам Таз и Турухан, и фактически это два разных народа, несколько веков разделённых землях кетов и хантов. Селькупские ремёсла, кроме изготовления лодок и ткачества, в основном погибли, не выдержав конкуренции с русскими товарами, которые всегда можно было купить за пушнину. Ныне селькупов 4,5 тысячи человек, примерно поровну южных и здешних, но вот на родном языке среди них говорит дай бог четверть, и национальной одежды мы ни на ком, кроме Батмановых, и не видели.

48.

Фёдор Батманов, отец семейства. Одежда таёжная, совершенно непохожая на ненецкие малицы. У селькупов в принципе есть оленеводство, но всё же в первую очередь они промысловики. Подробнее о селькупах - .

49.

На второй этап конкурса приходили ещё Иосиф Подранхасов и Екатерина Кандыгина - настоящие ханты (дело в том, что хантами надымчане называют всех коренных жителей). Но о хантах я подробнее рассказывал в августе, когда пересёк по Оби их земли: музей Торум Маа в Ханты-Мансийске и живое святилище Юхангорт . Салехард, хоть и столица Ямало-Ненецкого региона, а стоит на северном краю хантыйских земель, и имеет "национальное" село-спутник Горнокнязевск . Ханты крыли летние чумы берестой, и если ненецкий чум ставился всегда на открытом месте, то хантыйский - погуще в лесу. В этом и разница: ненцы мне запомнились очень открытым и охотно показывающими себя чужаку, а ханты - народом скрытым, потайным и по-финноугорски чувствующим личное пространство.

50.

А вот ещё вечером пятницы в Доме природы, где было небольшое представление, я встретил людей опять же явно другого народа. Это оказались лесные ненцы со священного озера Нумто у истоков Надыма - их около 2000 человек, в основном они живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и по образу жизни ближе к северным хантам или тем же селькупам (то есть - охота, рыболовство и мелкое подсобное оленеводство), но по языку, вере и народному искусство это всё-таки именно ненцы.

51.

Узоры неуловимо другие, не размашисто-тундровые, а вычурно-лесные. Женщина сказала, что шила это всё со старинных образцов - своим делом она считает сохранение традиционной вышивки, пока её не вытеснила полностью современная этномода.

52.

В следующей части, последней в надымском цикле - о том, чем все эти народы тут занимались.

День оленевода, наверно, самый большой праздник для жителей севера. Гуляния проходят по традиционному сценарию: приветственные слова администрации, выступления творческих коллективов, после чего наступает главная часть - состязания в оленеводческом мастерстве. Параллельно проходят выставки-продажи, знакомства и общение людей, которые месяцами кочуют по ямальской тундре, перегоняя оленей...

Праздник начался утром. Погода была великолепной - ветра не было и светило солнце. Температура была около -20 градусов:

Пока гонки не начались, оленеводы просто катали всех желающих:

04.

На одном оленеводе я заметил горнолыжную маску - похоже, некоторые из них предпочитают современные технологии для борьбы с непогодой:

05.

Для журналистов был приготовлен специальный пресс-чум с закусками и горячим чаем, где можно было отогреваться время от времени:

06.

Нас угощали колбасой из оленины, муксуном (рыба такая), конфетами и чаем:

07.

Чумы были построены в ряд и были зарезервированы для разных групп людей:

08.

Например, этот чум построили для жителей города, куда они могли зайти и погреться:

09.

Были также "чумы на спецобслуживании" для делегатов съезда:

В зрительском секторе построили горку, на которой катались сноубордисты. По моим наблюдениям, им ни разу не удалось проехать нормально и не упасть:

11.

За происходящим следила санитарная авиация Ямала. Если кто-то терпит бедствие далеко от города, эти люди высылают за ним вертолет. Часто оленеводы этим пользуются как удобной и бесплатной доставкой в Салехард. Берут кусок протухшего сала на леске, заглатывают на 20 минут и вытаскивают. После этого поднимается температура под сорок, человек зеленеет и длится это часа два. Главное - подгадать симптомы к прилету спасателей:

12.

На импровизированных лотках продавали рыбу и всякую всячину:

Кроме состязаний для оленеводов, были разные развлечения для жителей. На фоне города постоянно поднимался параплан, вертолет и небольшой самолетик. Обратите внимание на колеса УАЗика - на таких ездят по снежной целине:

14.

15.

А это - Ямал Ири, местный Дед Мороз. Последние несколько лет жители севера активно его пиарят. Ямал Ири отвечает прогрессивному духу времени: Википедия утверждает , что передвигается дед на оленьей упряжке, но, в случае чего, способен пересесть и на снегоход:

16.

Официальная часть ознаменовалась танцем ряженых музыкантов с барабанами:

17.

Оленеводы смотрели на это с явным скепсисом:

18.

Обратите внимание на вмерзшие в снег корабли на заднем плане. Довольно сюрреалистично:

19.

На бегу олени смешно вытаскивали языки:

20.

Перед соревнованиями каждому оленеводу присвоили номер и выдали по специальной майке:

21.

Кроме "натуральных" оленеводов, которые ведут кочевой образ жизни, были оленеводы из совхозов:

22.

Наш Гаврила был готов, весел и свеж как огурчик. Он, кстати, в итоге занял третье место:

23.

Были и такие участники гонки:

24.

Непонятно, как без зубов можно жевать оленину:

25.

Упряжки оленей перед стартом:

26.

Рядом оленеводы. Все ждут начало гонок:

27.

Начались заезды. Происходило все следующим образом: соревновались две упряжки на дистанции около 200 метров. Преодолев расстояние, участники разворачивались и гнали обратно:

28.

Стартовали упряжки очень забавно: после отмашки оленеводы начинали гикать и махать руками, чтобы олени тронулись. В упряжку уже запрыгивали на ходу:

30.

Почему-то где-то первые пятнадцать заездов, олени, которые стояли ближе к берегу убегали в сторону на горку:

32.

К сожалению, стартовать заново было нельзя:

33.

Соревнования, как такового не было - судья просто засчитывал время, и в конце выбирал лучшие показатели:

Сначала были мужские заезды, потом женские. На женские мы не остались потому что надо было торопиться на самолет:

35.

Для журналистов было выделено специальное место, откуда лучше всего наблюдать за гонкой - прессы было много:

36.

Неподалеку дети катались с горки, видимо, эта забава казалось им увлекательней:

37.

Еще несколько снимков с заездов:

39.

41.

42.

Я прогулялся до места, где был разворот гонки:

Множество собак гонялись с лаем за оленями, как у нас за машинами:

Одна из девушек на празднике была на шпильках и постоянно ходила, придерживаясь за своего кавалера. На что только девушки не идут ради красоты и привлекательности:

45.

Зато старшее поколение было более приспособлено к условиям: теплая одежда и термос с чаем:

47.

48.

На этом все о Салехарде. Stay Tuned!

На празднике можно было просто ходить и наблюдать за людьми. Они другие, не такие, как мы. Смотришь на них и понимаешь, что соприкасаешься с параллельной вселенной, что здесь и сейчас произошло пересечение двух миров. Делюсь с вами самыми колоритными персонажами, попавшими в объектив.


Семья оленеводов со своим стадом. Во время поездки в Салехард мой лексикон пополнился новым словом - каслание . "Каслать" означает "кочевать". Иногда пишут "кослать", не знаю, как правильно. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками. День оленевода проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Молодые ненки в ягушках

Мужчины носят высокие меховые сапоги - кисы. В некоторых источниках они называются "пимы".

Здесь можно рассмотреть орнамент и отделку ягушки

Женщины в национальной одежде смотрят концерт. Обратите внимание, в санках спит ребенок.

Мех оленя очень теплый. Шерсть имеет трубчатое строение и содержит внутри воздух. За счет этого достигается отличная теплоизоляция. Одежда длинная, полностью закрывает ноги, которые обуты в меховые сапоги.

Представляю, как их всех замучали. Кругом одни фотографы.

В нартах на парковке был обнаружен ненецкий ребенок, который тут же застеснялся от повышенного внимания

Метание тынзяна на хорей. Состязанию .

Аркан представляет из себя сплетенный из кожи оленя ремень. Его длина около 30 м.

Кроме традиционных состязаний проводятся конкурсы женской и детской одежды, мужских поясов, а также конкурс на лучшую оленью упряжку

Девушки в праздничных платьях. Интересно, куда они потом скачивают фотографии? Или может сразу публикуют в Instagram?))

Очень красивый костюм, не могла не сфотографировать, столько деталей!

В прошлом посте обещала вам двух подружек, вот они:)

Оленевод тоже отдыхает. Пару слов о мужской зимней одежде. Она состоит из малицы, совика, чижей, меховых сапог и меховых штанов. Малица надевается поверх совика и подвязывается поясом. Чижи - это что-то вроде гольф или даже чулок. В отличие от женщин, мужчины не носят головной убор, только капюшон. Но в настоящее время делают, как удобно, может быть и шапка.

Сделала несколько кадров, как подошел парень, сказал, что это его олени, и он хочет сфотографироваться с ними. Может быть именно он выиграл главный приз?

Ребенок наблюдает за гонками, наверное болеет за кого-то

Жест как бы намекает, что пост близится к концу:)

Кроме ненцев, в Ямало-Ненецком округе проживают ханты и селькупы. Последние - самая малочисленная народность севера. Ненецкие фамилии звучат достаточно необычно, например, Езэнги, Ябтунэ, Лапцуй, Яр, Айваседа, Худи, Хороли, Тохоли, Тэседа, Яунгад. Имена могут быть русскими, а могут и нет. Мужские: Вавля, Ваде, Ервко, Енко, Йико, Илко, Мюсена, Мяци, Нойко, Някоця, Натена, Панико, Папако, Сатако, Сэвтя, Сэрако, Хадко, Хасавато, Ябко. Женские: Ватане, Еване, Едэйне, Еля, Маяне, Недко, Неко, Папаконе, Пуйне, Саване, Сатане, Сывне, Сэраконе, Хадне, Ябтане, Яляне.

Я хотела и мечтала побывать на дне оленевода. Ожидания оправдались, было очень круто. Рекомендую и советую. Узнавайте заранее, когда будет проводиться праздник в Салехарде и следите за акциями авиакомпании S7.

Если вы еще не знаете, то самые «правильные» долгожители живут вовсе не на Кавказе. Не там, где почти всегда лето, горный воздух, шашлык и домашнее вино – хоть залейся!.. А как раз наоборот – на самом севере, за Полярным кругом, где по полгода ночь, мороз и метель. А все потому, что в отличие от общепринятого летоисчисления у ненцев, коренного народа Ямальского полуострова, в двенадцати месяцах традиционно укладывается два года – летний и зимний. И если по паспорту оленеводу шестьдесят лет, то по ненецким понятиям – все сто двадцать!..

Вот как раз на таких «долгожителей» я вдоволь насмотрелся в минувшие выходные в Салехарде. Там отмечали традиционный День оленевода. Сразу скажу вам: ну не зря, очень даже не зря в СССР придумали профессиональные праздники! Есть в них и смысл, и интерес. А в таких экзотических – тем более!
Но это – к слову. Вернемся к людям, которые в этот день оставили свои стойбища, собрали, кто что смог на продажу, приоделись понарядней и прибыли в столицу Ямала - Салехард. Мужички все, как на подбор, крепкие, коренастые, женщины – круглолицы и миловидны, дети… О, великий Ктулху! Нигде вы больше не встретите таких забавно-милых детишек, кроме как на Севере. Морозный румянец во все щеки, расшитые орнаментами оленьи кухлянки – так и притягивают к себе взгляды всех, кто приехал сюда с Большой земли.

А праздник тем временем все ускоряет свой бег. Причем, в буквальном смысле: начались гонки на оленьих упряжках. Азартное, я вам скажу, зрелище. В упряжках четверки-пятерки обычных, не «тюнингованных» под соревнования оленей, а наездники – те самые оленеводы, которые с утра до вечера и мотаются с кочующими стадами по тундре. Но вы бы видели, как преображаются и люди, и животные, как только дается старт. Неторопливые обычно, с грузом и пассажирами, упряжки буквально рвут с места, несутся, вывалив языки, по большому кругу, что только снежная пыль стоит за ними во след!..

На других же площадках – тоже все идет своим чередом. Встречаются самые сильные люди Ямала – тянут друг у друга из рук короткие палки, самые ловкие и выносливые – прыгают через нарты, на «кто больше». И, наконец, народная борьба - как же без нее! Интересно при этом, что борьба идет с хватом за пояса, а пояса всегда соперники друг на дружке повязывают сами, чтобы наверняка было крепко и не сорвало бросок.

Здесь же игры для детей, концертная площадка с не убиваемой советско-российской попсой, шашлык-машлык, пивко и кое-что покрепче – в общем весело и непринужденно. День оленевода здесь вполне себе домашний праздник. И как всякий праздник имеет свое начало, но и свой конец. К вечеру стихают азартные возгласы, заканчиваются призы и поздравления, начинает смеркаться, а оленеводы потихоньку пакуют на нартах свою поклажку и готовятся выступить в ночь туда, где их ждет кров и горячий очаг. Уже скоро наступит их новый «летний» год, когда начнется таяние и, главное, - массовый отёл оленей. А это значит - пахота с утра до вечера, когда времени и сил остается лишь на поесть и поспать. Но все же перед сном к ним, я уверен, будут приходить воспоминания о прошедшем веселье и грезиться новый праздник, с его новыми встречами и знакомства, которых так не хватает в обычной жизни на просторах полярной тундры.

День оленевода

Исторически так сложилось, что самый главный праздник северян – День оленевода. В этом году он отмечался с 14 по 16 апреля. Это красочный, эмоциональный, с множеством национальных спортивных и культурных мероприятий, праздник, Он незабываем! У того, кому посчастливилось увидеть его хотя бы раз, сохранится впечатление на всю жизнь.

В последние годы так сложилось, что День оленевода в сельском поселении Хатанга традиционно отмечается в трех населенных пунктах. Это оленеводческие поселки так называемого «северного куста»: Новорыбная, Сындасско и Попигай. Ежегодно в администрации поселения создается рабочая группа по подготовке к празднику, выделяются средства на его проведение.


Сами сельчане готовятся к торжеству долго и тщательно. Праздник является некой вехой в жизни оленеводов, и его не случайно отмечают именно в апреле. После длительной подготовки к летовке (летнее кочевье), оленеводы уходят в тундру на многие месяцы, следуя за стадами своих питомцев. День оленевода является стартом, по сути, проводами в тундру.

В этом году самый отдаленный от административного центра поселок Попигай стал центральной площадкой, основным национальным этническим подворьем Дня оленевода. Как правило, именно на центральное подворье приезжает основная масса гостей, поэтому жители Попигая готовились к празднику особенно тщательно. Тем более, что высокие почетные гости действительно прибыли.

Что называется, «понаехало гостей из окрестных волостей»: представители местной и краевой власти, земляки из Новорыбной и Сындасско, из соседней Якутии. Не обошлось и без иностранных гостей, так, например мне, удалось пообщаться с немцами. Их восторгу и впечатлениям не было предела.

Некоторые из прибывших оказались впервые не только на этом национальном празднике, но и на Таймыре. Но все без исключения выразили свой восторг от организации и проведения праздника.

Радушные попигайцы принимали всех с традиционным хлебосольством и искренностью. В празднично убранных балках и чумах угощали горячим чаем и лучшими образцами уникальной долганской кухни. Тут же прошли конкурсы: на лучшее блюдо долганской кухни, конкурс национальной одежды. Впрочем, изумительные образцы долганской одежды можно было увидеть непосредственно на участниках торжества – в национальные костюмы было одето практически все население Попигая, включая детей.


На выставке-продаже изделий декоративно-прикладного искусства можно было приобрести на память приглянувшийся сувенир.

Гости, в свою очередь, приехали не с пустыми руками: ежегодно награждаются лучшие оленеводы. В этот раз поздравить виновников торжества и пожелать удачной летовки оленеводам прибыли представители краевого руководства, депутаты Законодательного Собрания, в том числе – избранные жителями Таймыра. Дудинская группа почетных гостей была представлена руководителями района и их заместителями.


Оленеводов поздравили также руководители Хатангского сельского поселения. Лучшие оленеводы были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Праздник проводится на крепком льду реки Попигай. Крутой берег с расположенным наверху поселком спускается к реке амфитеатром. Поэтому все без проблем могли наблюдать происходящее вокруг. Хозяевами была организована и прошла большая зрелищная программа, которая порадовала как участников, так и зрителей. Открылось торжество традиционным танцем «Хейро», который задорно исполнили девушки в красочных национальных нарядах. Далее вниманию гостей были предложены спортивные соревнования по национальным видам спорта, в том числе, по метанию маута на хорей, гонкам на собачьих упряжках, прыжкам через нарты, беге на 100 метров. Отдельные соревнования для детей. Все это великолепие не ускользнуло от внимания гостей.

В состязаниях так или иначе приняли участие все сельчане: одни в качестве непосредственных участников, другие как активные неравнодушные болельщики. Гвоздем программы всегда остается захватывающее, зрелищное мероприятие – гонки на оленьих упряжках. При этом, на нарты с запряженными оленями с хореем в руках садятся как мужчины, так и женщины: соревнования проходят отдельно по разным трассам и являются поводом для максимального проявления зрительских эмоций. Нужно обладать истинным искусством общения с оленями, чтобы при помощи хорея направлять упряжки по указанному маршруту, да еще и добиться от них максимальной скорости движения. На финише - овации, поздравления, награждение победителей соревнований, концертная программа. Так что гонки прошли динамично и эмоционально.

Большой концерт местной самодеятельности завершил многогранную программу торжества. Подобным образом с теми или иными нюансами состоялся праздник и в двух других поселках – Новорыбной и Сындасско. Празднование прошло на высокой позитивной эмоциональной ноте. Все участники остались довольны. Для гостей, прибывших сюда впервые, открылись новые грани традиционной культуры сельчан, проживающих в поселках северо-восточной части сельского поселения. Ведь в каждом поселке есть своя неповторимая изюминка.

Апрель-2017