Можно ли в освещенной квартире держать собаку. Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку

Среди многих истово верующих людей бытует мнение, будто собака — это животное нечистое, богопротивное, и держать его в доме, где есть иконы, или же иные святыни, никак нельзя. Запрещено освящать квартиры и дома, в которых держат собак, а если пес имел неосторожность войти в уже освященное помещение, то его необходимо освятить заново, так как оно осквернено.

Но чем же так провинились собаки, спросите Вы. Образцы верности и преданности, лучшие друзья людей на протяжении веков и тысячелетий, спасатели, ищейки, охотники и защитники, почему именно на них вдруг ополчилась Церковь? Что такого они сделали Богу, раз их сочли недостойными Его?

Почему православным нельзя держать дома собаку?

На самом деле, ответ на эти вопросы элементарен: все слова о «богопротивности» собак — не более чем ложь. И те, кто пытается доказать обратное, просто плохо разбирается в догмах собственной религии. Мнение о недопустимости собак в освященных местах относится к так называемым околоцерковным преданиям, которые на поверку не имеют ничего общего с истинной Православной Церковью, и зачастую только вредят ее прихожанам.

В Священном Писании Ветхого Завета собака действительно названа животным нечистым, но это не повод считать, будто одним своим присутствием несчастное животное способно осквернить любую святыню. На деле же, согласно Писанию, многих животных (не только собак) нечистыми назвал Моисей, спасший евреев от векового египетского рабства, и нашедший Землю Обетованную. Но назвал он их так не потому, что они были скверными, проклятыми, или не угодными Богу, а совершенно по другой причине.

Дело в том, что древнем Египте широко распространен был культ поклонения животным. Египтяне считали священными быков, кошек, крокодилов, соколов, даже жуков-скарабеев! И Моисей, стремясь избавить свой народ от такого нечестивого идолопоклонничества, назвал животных нечистыми. С другой стороны, некоторых, обожествляемых египтянами зверей, к примеру — быков, Моисей напротив, объявил чистыми. Это тоже было сделано не напрасно. Таким образом, «чистых» животных люди могли употреблять в пищу, а «нечистые» были для этого непригодны. Вот почему нельзя держать собаку в квартире . Люди не могли считать Богом тех, кого отправляли на заклание, и точно также не могли считать Богом «нечистых», а потому вопрос обожествления животных был решен.

Поэтому очевидно, что презрительное отношение некоторых православных христиан к собакам не имеет никаких адекватных объяснений и исторических причин.

Почему христианам нельзя держать дома собаку? (ответ церкви)

В канонических правилах Русской Церкви есть только одно правило, касающееся собак. И оно гласит, что их запрещено проводить в храмы. Однако это связано отнюдь не с тем, что животное греховно, а с вполне очевидными, прозаическими причинами, такими как запах и беспокойное поведение, которые может нарушить благоговейную тишину церкви. Этот запрет никак не распространяется на дома и квартиры, и уж конечно собака никак не может повлиять на благодать дома, или священные реликвии.

В какой-либо «нечистоте» и «неправедности» нужно винить в первую очередь себя и свои грехи, а не безответных животных, которые на протяжении всей человеческой истории были рядом с нами и оставались нашими вернейшими друзьями. Собака не сделает Ваш дом скверным, как не сделают его святым иконы и кресты. Все в этой жизни зависит от нас самих.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

Кошечки и собачки, хомячки и мышки, попугайчики и экзоты… Кого только не держат в своих квартирах россияне. Одни покупают домашнюю живность для того, чтобы ее размножать на продажу. Другим песик или кошечка как отдушина нужны, а кролики, птички и грызуны становятся живыми игрушками для детей. Кого-то трели болтливого попугая и лай соседского пса, быть может, и забавляют, но большинство категорически против такого соседства.

В конце 2011 года Президент Дмитрий Медведев подписал закон, который запрещает держать в квартирах собак, певчих птиц и любых других животных, которые нарушают спокойствие.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году плотно занялся вопросом домашней живности.

— У нас в стране многие граждане держат в квартире кошек и собак. И по несколько особей. Ежегодно в департамент жилищно-коммунального хозяйства поступает около 20000 обращений от граждан, которые устали слушать лай собаки или заливистые разговоры соседского попугая, — делится цифрами Ирина Булгакова, директор департамента. — Наши специалисты выезжают, разговаривают с владельцами животных, но не проходит и месяца, как соседи вновь звонят и просят разобраться. Ситуация действительно критическая. И мы не могли не предпринять мер.

С того самого момента в квартирах запрещено содержать:
— собак (исключение составят инвалиды, которым нужна собака-поводырь, и собаки с ростом в холке не более 53 см);
— певчих птиц и попугаев;
— коз, баранов, овец;
— свиней (исключение составят мини-пиги).

Регламентирует закон и количество кошек — их должно быть не больше двух. В течение 3-4 месяцев в квартире также можно держать до 6 котят.

— Ирина Александровна, закон инициирован департаментом жилищно-коммунального хозяйства. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, почему в законе фигурируют козы, бараны и овцы?
— Кому-то этот пункт покажется фантастическим, но действительно некоторые москвичи держат у себя в квартире баранов и коз. Чем они их кормят и как за ними следят, мы не знаем, но жалоб много. С начала 2012 год их уже поступило 12. Некоторые держат на балконах кур, но это законом не запрещено.
— Если с собаками и птицами все понятно, то как быть с кошками? Кому они помешали? Зачем вводить ограничения?
— Запрет нужен для того, чтобы граждане не превращали свои квартиры в питомники для кошек. Эта проблема остро стоит в домах, где живут пожилые люди. Они подбирают бездомных кошек и держат их в квартирах. При этом должный уход за животными не производится: кошки гуляют по подъезду, испражняются, рядом с квартирами сердобольных старушек стоит удушающий запах кошачьей мочи. Весной прибавляется еще одна проблема: некастрированные животные начинают издавать гортанные звуки, тем самым мешая соседям.
— Согласно новому закону получается, что собака больше не друг человека, и ее нельзя держать дома?
— В квартире — нельзя. В частном доме вы можете содержать столько животных, сколько позволит ваш кошелек.
— Куда хозяева должны деть «лишних» животных?
— Усыпить.

Вот так один простой закон может лишить тысячи россиян питомцев.

В детстве многие из нас, замечая на улице милого щенка, красивую домашнюю собаку или даже несчастного бездомного пса, мечтали о том, чтобы родители разрешили завести такое же животное. Но мамы и папы шли на уступки далеко не всем, и в многих детская мечта завести четырехлапого друга плавно переросла в обдуманное желание взрослого человека иметь питомца. Но даже имея возможность завести и покормить собаку, жители городов, ранее не имевшие опыта содержания животных в доме, все равно сомневаются: можно ли держать собаку в квартире? Не будет ли животному плохо в четырех стенах? Смогут ли сами хозяева ужиться с собакой? Не будет ли домашний любимец доставлять слишком много хлопот?

Собака в доме: да или нет?

Ряд людей, далеких от кинологии и никогда не державших в своей квартире собаку, могут навести огромное количество аргументов, почему нельзя держать собаку в доме. И самыми распространенными из доводов против пса в квартире являются:

  1. Собака – животное, что любит свободу и должно много бегать, поэтому в доме ей будет плохо.
  2. Собака непременно будет являться причиной антисанитарии в квартире, а также всегда может принести из улицы инфекцию.
  3. От собаки в доме много вреда и шума, так как она будет постоянно бегать, лаять, грызть мебель и др.
  4. запрещают держать собаку в том же помещении, где живут люди.

Каждый человек, живущий не в загородном доме с просторным двором, а в квартире, и планирующий завести собаку, наверняка хотя бы раз слышал вышеперечисленные аргументы против 4-лапого питомца в доме. Однако ли действительно собаке в доме не место, и людям, не имеющим коттеджа с большим огороженным участком, придется отказаться от своей мечты иметь собаку? Или все же противники содержания собак в квартирах заблуждаются, и человек вполне сможет ужиться с песиком в одном доме?

Выйдя рано утром в парк в спальном квартале любого города, можно увидеть многих людей, выгуливающих своих домашних питомцев, причем на поводке водят как маленьких той-терьеров и пикинессов, так и пушистых самоедских лаек и маламутов и огромных сентбернаров и кане-корсо. Все эти собаки живут в квартирах, и ни сами псы, ни их хозяева не выглядят несчастными и замученными, а значит, собака в доме – это не так уж и страшно.

Простое наблюдение за людьми, уже имеющими собаку в доме, способно поставить под сомнение аргументы противников содержания псов в квартире. А мнение опытных кинологов и заводчиков полностью противоречит доводам против собак, живущих в одном помещении с людьми. Специалисты опровергают вышеприведенные аргументы о том, почему нельзя держать собаку в доме, так:

  1. Никакое животное, в том числе и собака, не бегает 24 часа в сутки. 2-3 часа активных упражнений на улице вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность песика в движении, поэтому при условии собака будет вполне счастливой, живя в доме с любимыми хозяевами.
  2. От собак, хозяева которых осуществляют за ними должный уход (кормят качественными кормами, регулярно купают, вычесывают, моют лапы после прогулки, делают все прививки и др.), грязи и антисанитарии в доме не будет. А что касается принесенной с улицы инфекции – с большей вероятностью опасные болезнетворные бактерии принесет на одежде, обуви или на немытых после поездки в общественном транспорте руках в дом сам хозяин, а не его собака.
  3. Взрослые воспитанные собаки бегают на улице во время выгула, а дома ведут себя очень спокойно и ничего не грызут, а значит, для того, чтобы пес не мешал комфортному проживанию хозяев, его нужно дрессировать и воспитывать. Причем мнение о том, что воспитать можно только маленького щенка, ошибочно – дрессировке поддаются собаки любого возраста.

Что касается распространенного в народе мнения о том, что религии (в частности – православное христианство) запрещают держать собаку в доме, оно полностью ошибочно и является псевдо-религиозным предрассудком. В Новом завете Библии, прямо указано, что ни одно животное не является «нечистым» с точки зрения Бога, а значит, сам по себе факт содержания в доме собаки (как и любого другого животного), никак не влияет на отношение высших сил к человеку. Священники и высшее духовенство православной церкви также опровергают мнение, что собаку нельзя держать в доме. Самостоятельно убедиться в этом может каждый пользователь интернета, просто зайдя на авторитетные православные сайты, на которых священники неоднократно положительно отвечали на вопросы верующих о допустимости содержания собаки в доме.

И конечно, рассматривая аргументы за и против содержания песика в доме, нельзя не упомянуть и об физиологических особенностях разных пород собак. В природе все собаки изначально жили в подходящих им условиях: пушистые лайки, хаски и маламуты – на холодном севере; короткошерстые мастифы и терьеры, канне-корсо, таксы, короткошерстые чихуа-хуа – в теплых климатических поясах; не мыслящие своей жизни без воды ньюфаундленды – на побережье моря и др. Сейчас же люди заводят собак, ориентируясь на свои личные предпочтения и редко обращая внимание на то, подойдет ли питомцу климат их города. Поэтому в ряде случаев собаку держать в доме не только можно, но и нужно – к примеру, самоедской лайке будет очень некомфортно на улице в 40-градусную жару, а короткошерстый чихуа-хуа просто замерзнет, если ему придется длительное время находиться вне дома в морозную погоду.

Правила и нюансы содержания собаки в доме

Несмотря на то, что собаку вполне можно держать в доме, нельзя не признать того, что лучшие условия для содержания пса – это просторный двор, по которому животное может бегать, когда захочет, и в котором установлена просторная утепленная будка или вольер. Однако за неимением возможности предоставить песику в распоряжение приусадебный участок, хозяева собак, живущих в квартире, должны обеспечить своему питомцу максимально комфортные условия проживания. Эти условия следующие:


Собака – лучший друг человека, и песик, живущий в доме, может не только охранять жилье, но и подарить своим хозяевам много положительных эмоций. Однако для того, чтобы жизнь в одном помещении с собакой была комфортной, следует с особой тщательностью заботиться о воспитании, физическом здоровье и эмоциональном состоянии питомца. Поэтому прежде чем заводить собаку в доме, человеку следует основательно подумать, готов ли он впустить в свою жизнь и быт живое существо, о котором нужно заботиться почти так же, как о маленьком ребенке.

Обдумывая ответ на Ваш вопрос, вспомнил строки из псалма, который читается каждую субботу вечером на воскресном богослужении:

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? Ненамного умалил Ты его перед ангелами, славою и честию венчал его. И поставил его над делами рук Твоих. Все положил Ты под ноги его малых и больших скотов и с ними диких зверей, птиц в небесах, и рыб в морях, и все, что движется в безднах морей (Пс. 8:5-9).

Эти строки псалма заимствованы из книги Бытия, где на первых страницах мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26 и 28).

Итак, человек «увенчан честью», т.е. ему дана власть над всеми животными, которым он дал имена (Быт. 2:19). Адам до грехопадения имел полную власть над животными. Но и после греха (хотя Адам и всецело согрешил) человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения Бог отнял у человека не всю власть и не совсем лишил владычества. Он оставил нам в услужение животных, полезных в жизни: овца дает шерсть, корова — молоко, голубь может переносить почту, собака сторожит дом и находит преступников и т.д.

В определённом смысле можно сказать, что животные действительно нужны для украшения жизни человека. Точнее, для служения ему и для употребления в пищу. Бог благословил вкушение мяса после потопа (Быт. 9:3).

По христианской традиции собак на самом деле не принято держать в доме. Но в то же время очевидно, что собака всегда жила рядом с человеком. Только жила не в жилище человека, а в своей конуре на участке. Некоторые нечистые животные порой появляются в наших домах вопреки нашим желаниям, например, мыши и крысы. Вот для их ловли кошек и пускают в дом.

Иногда уход человека за животными превращается в болезненную страсть, вплоть до того, что животных любят больше чем людей и оплакивают по смерти горькими слезами. Однажды ко мне при посещении одного учреждения подошла незнакомая женщина, просила моего совета и утешения, как у священника. Оказалось, у нее неделю назад умерла кошка, и она не может успокоиться, плачет и пьет успокоительные лекарства. Пришлось тактично объяснить ей, что животные после смерти перестают существовать. Только человеку дана вечная жизнь и надежда наследовать Небесное Царствие. Такая привязанность к земному (в том числе к тварям земным) греховна и свидетельствует о том, что человек напрасно и совсем не в том направлении тратит свои душевные силы. Сила любви нам дана для служения Богу и ближним. Это не исключает заботы о животных, но они нам даны в услужение, а не мы им. Как жалко в этой связи смотреть на бесплодные семьи, которые заводят себе собак и кошек вместо того, чтобы взять на воспитание сироту.