Можно ли русской выйти замуж за мусульманина. Замуж за мусульманина, или Всё, что нужно знать до свадьбы

Содержание статьи:

Брак между христианкой и мусульманином - это добровольный союз женщины и мужчины, исповедующих разную веру и принадлежащих к различной культуре, когда горячее чувство заставляет отказаться от традиционных христианских добродетелей и принять мусульманские ценности, а именно полное подчинение своему мужу, ограничение прав и свобод в общественной жизни.

Возможны ли браки между представителями различных конфессий

Регистрировать любовные отношения между представителями различных религиозных конфессий разрешается в любой стране. Ограничения касаются только возраста, с которого можно официально вступать в брак.

Россия - государство многонациональное, в стране проживает более 190 разных народов. В Москве насчитывается свыше 11 млн жителей, и братья-славяне - русские, украинцы и белорусы - тут меньшинство. Их всего 4.620.000. Остальные - представители других национальностей. Допустим, татар в российской столице значительно больше, чем в Казани.

В настоящее время исповедующих ислам в РФ более 20 млн, и это число постоянно растет. За 15 лет количество их в стране увеличилось на 40%. Если и дальше прирост будет такой стремительный, лет через сорок каждый четвертый житель России будет мусульманином.

В семейном кодексе РФ (ст. 156 «Заключение брака на территории Российской Федерации») не говорится о каком-либо ограничении по национальному признаку при вступлении в брачные отношения. Так что брак между мусульманином и христианкой возможен вполне официально. Он не в диковинку и вполне актуален на сегодняшний день.

Многие россиянки выходят замуж за мусульман. Это вопрос личных отношений, государством не регламентируется. А вот христианская догматика накладывает на такие браки определенные ограничения. Еще апостол Павел сказал, чтобы «не преклонялись под чужое ярмо с неверными...» (Второе послание Коринфянам, 6:14).

Но сказано это было давно. Теперь времена совсем иные. Православные и мусульмане бок о бок проживают в одной стране. Работают, учатся и нередко живут в одном общежитии. Тут уж не до догм веры. Да и вопрос-то очень уж интимный, а сердцу ведь не прикажешь...

Все это так. Только девушку, вышедшую замуж за мусульманина, вряд ли можно считать истинной христианкой. Носила крестик и даже по большим праздникам захаживала в церковь? Ну и что? Сейчас это модно и вовсе не значит, что была верующей, хорошо знала догматы христианской морали и разбиралась в отличиях христианства (православия) от ислама.

А они большие, особенно в той части, что касаются поведения женщин в мусульманской общине. В наши дни возможен брак христианки и мусульманина, но часто прозрение приходит «опосля». И тогда уехавшие за своим правоверным в мусульманскую страну рвутся домой к маме и папе, и хорошо, если возвращаются без серьезных последствий для своего здоровья, неизнуренными физически и психически.

И все-таки, невзирая на это, некоторые девицы без оглядки «невестятся» с правоверными, покидают свою страну и уезжают с мужьями в землю обетованную - на их родину.

Важно знать! В исламе женщина находится в приниженном положении по сравнению с мужчиной. В одном из хадисов (пересказе слов Пророка) говорится, что «Женщина создана из ребра и никогда не выпрямится перед вами, и если вы хотите извлечь выгоду из нее, то пусть кривизна остается при ней. И если вы попытаетесь ее выпрямить, то только сломаете ее».

Почему христианки выходят за мусульман


Причин брака с мусульманином много. Главная, которая приводится в оправдание такого поступка, что большое чувство заставляет выходить замуж. А с милым, как известно, и в шалаше рай. Глупому сердечку бесполезно указывать, а вот разумное должно прислушаться к доводам старших или хотя бы поинтересоваться, что ждет женщину другой веры в доме магометанина.

Среди доводов, почему возможен брак между мусульманином и христианкой, следует назвать такие:

  • Любовь . В юности все максималисты. А если вспыхнувшее чувство к красавцу-брюнету со жгучим неотразимым взором, - первая любовь? Она лишает разума. За ним хоть на край света! Девица согласна стать его рабыней и мыть ему ноги, лишь бы только не бросил. Такие простушки по складу характера есть, они легко переходят в другую веру и без лишних эмоций приспосабливаются к мусульманским обычаям, неприемлемым для большинства православных женщин.
  • Непредвиденная беременность . Допустим, они студенты, часто встречаются помимо учебы в компаниях. Веселая студенческая пирушка закончилась случайной связью. Она забеременела и хочет все свои проблемы решить замужеством. А это могут быть нарекания родителей, «кривые» улыбки друзей и знакомых. Он довольно привлекательный, и деньги у него водятся, ведь приехал же учиться в другую страну. Так что выйти за него - это не самый плохой вариант. А что он мусульманин и как сложится жизнь в дальнейшем, девушка особо не задумывается. Такой брак недолговечный, в будущем может доставить ей большие неприятности.
  • Стремление уехать в другую страну . Он из другого мира. А там все сказочно, к тому же богат, не скупится на дорогие подарки. А тут такая проза жизни, родители дают совсем мало денег на учебу. А хочется не только хорошо поесть, но и красиво выглядеть. Нет никакой разницы, что он мусульманин, обычаи у них строгие, но справедливые. И так меня любит. Уеду с ним и буду прекрасно жить!
  • Одиночество . Женщина уже была замужем. Муж, например, очень пил да еще поколачивал. Беспросветное, нудное прозябание. Пришлось развестись. А тут восточный красавец с деньгами. А как ухаживает, дарит такие подарки... Обещает забрать с собой, например, в Турцию. Жизнь-то одна, а красиво пожить так хочется.
  • Бизнес . Он выходец, допустим, из Турции. У него здесь свое прибыльное дело. Она работает в его фирме. Теплые отношения переросли в любовные. Стали жить вместе, со временем женщина приняла мусульманство и уехала в страну мужа.
  • Притягательность ислама . Сейчас много развелось проповедников-исламистов, выйти на них легко в интернете. Они убедительно рассказывают о преимуществах своей религии. Клеймят пороки христианского общества. Допустим, однополые браки, которые в мусульманских странах запрещены под страхом смерти. Многие девушки (парни) поддаются на эту пропаганду и принимают новую веру. К чему это может привести, яркий тому пример - печальная судьба московской студентки Варвары Карауловой. Она выехала в Турцию и пыталась нелегально пересечь турецко-сирийскую границу, чтобы влиться в ряды ИГ, террористической организации «Исламское государство», запрещенной в России.

Важно знать! Всегда будут женщины, стремящиеся выйти замуж за мусульманина. В конце концов, это личный выбор. И не всегда он бывает фатальным. Однако решение должно быть осознанным, чтобы потом не было «мучительно больно» за совершенную ошибку, если все же она случится.

Особенности мусульманского брака


Брак мусульманина и христианки следует рассматривать через призму норм мусульманского права, закрепленного в адате и шариате. Адат - это древние обычаи, которым правоверные обязаны неукоснительно следовать в своей жизни. А шариат - «правильный путь», данный людям пророком Мухаммедом.

Ислам утверждает, что женщина должна быть незаурядной личностью. Например, Хадиджа, первая жена пророка Мухаммеда, занималась торговлей и сама предложила ему жениться на ней. Аиша, вторая его супруга, оставила о Пророке много хасидов - сведений о его личной жизни. Мухаммед уважал своих многочисленных жен, сказав своим последователям, что «У вас есть права над вашими женщинами, и ваши женщины имеют права над вами».

Но Пророку принадлежат и другие слова, что «Большинство тех, кто попадет в огонь ада, будут женщины». Такое противоречивое мнение Мухаммеда о женском поле вылилось на деле в жесткое ограничение прав мусульманок.

Например, в Саудовской Аравии женщинам фактически запрещено ездить в общественном транспорте, все части тела должны быть закрыты. За ослушание могут посадить в тюрьму. А если уж попала за решетку, то никакого досрочного освобождения, в отличие от мужчин.

Потому славянской девушке следует семь раз подумать, прежде чем решиться выйти замуж за мусульманина. Сможет ли она вынести все те ограничения, которые наложит на нее жизнь мусульманки, если придется выехать на родину мужа? Ведь там свою веру придется сменить.

Большая любовь - не оправдание опрометчивого решения. Свои чувства следует поверять разумом. Страсть может уйти, а вот сломанную судьбу переписать заново крайне тяжело.

Жизнь в мусульманской семье имеет свои нюансы, которые просто необходимо знать девушке, желающей соединить свою судьбу с мусульманином. Она должна понимать, что традиции ислама, касающиеся семейных отношений, святы и незыблемы. Например, без разрешения мужа она не должна тратить деньги, не может уезжать из дому без мужского сопровождения на срок более 3 дней. Иначе будет считаться неверной. За это уже следует наказание.

Основные особенности мусульманского брака:

  1. Муж - главный в семье . Ослушаться нельзя, слово его неукоснительно к выполнению. Он может прислушаться к мнению жены, но решение за ним. Своего мужчину следует ублажать во всем и всегда, даже в сексе. Отказ от него без серьезной причины (это может быть, допустим, период менструации) считается серьезной виной.
  2. Домашнее хозяйство . Жена обязана вести все хозяйственные дела по дому под присмотром свекрови. И неукоснительно выполнять все ее поручения. Она старшая среди женщин семьи. Разговаривать с ней по собственному желанию не имеет права, только тогда, когда та сама с ней заговорит.
  3. Разрешение на работу . Его нужно просить у мужа, он может дать, но это не освобождает от домашнего хозяйства. Работать мусульманки могут только врачами, медсестрами, учителями, другие профессии им запрещены.
  4. Женщина не имеет права разговаривать с посторонними мужчинами . За ослушание - строгое наказание, могут обвинить в проституции.
  5. Ношение хиджаба . Это темная одежда, которая скрывает от посторонних глаз тело. Какие уж тут разноцветные платья, так любимые молодежью. Даже украшения не могут видеть посторонние. Все только для мужа.
  6. Нельзя оставлять дом . Только с согласия своего благоверного, без его сопровождения или родственника нельзя посещать, допустим, знакомых.
  7. Может быть не одной женой . Приехала к нему на родину, а у него дома, оказывается, еще три жены. Мусульманский закон разрешает многоженство. Деваться некуда, придется с этим мириться.
  8. Наказание . Муж может наказать, если жена упорно не хочет ему подчиняться. Но бить не разрешается. Если она сумеет доказать случаи физического насилия над ней, может добиться развода. Однако в таком случае весьма низкая вероятность, что жена-христианка заберет детей с собой. Закон тут на стороне отца.
  9. Ограничение на посещение спортивных мероприятий . Связано с тем, что будет невольное общение с посторонними мужчинами, а это категорически не допускается.
  10. Нельзя водить машину . Соответственно, запрет на получение водительских прав. В Саудовской Аравии женщина-автомобилист - это большой грех.
  11. Ограничение интернета . Стремящаяся замуж за мусульманина должна знать, что в мусульманских странах он под строгим контролем. Допустим, существует запрет на социальные сети, сайты знакомств, другие. Наибольшие ограничения существуют в Саудовской Аравии, Афганистане, Иордании, Иране. Кто в интернете попирает исламские ценности, может угодить в тюрьму.

Важно знать! Исламскому богослову аль Газали принадлежит изречение: «Из 1000 добродетелей только одна относится к женщинам, остальные 999 - к мужчинам». Прежде чем христианке вступить в брак с мусульманином, следует хорошо взвесить все плюсы и минусы такого союза. Чтобы потом горько не раскаиваться и не кусать локти.

Последствия брака христианки и мусульманина


Собственно, все особенности брака православной и мусульманина могут стать последствиями. Счастливыми или печальными, если решение о браке было принято скороспешно.

Большая вероятность, что он будет благополучным, когда муж остался на родине жены и даже перешел в ее веру. А если они оба неверующие, возможно, что станут просто счастливо жить, не обременяя себя религиозными догматами христианства (православия или католицизма) и магометанства.

На родине мужа, если она решилась уехать с ним, семья тоже может быть счастливой. И тут многое зависит от страны, куда уехала, и личности благоверного. Сможет ли он предоставить своей жене привычные условия проживания в совсем незнакомом для нее государстве. Немаловажная роль, как примет чужестранку ее новая семья.

Склад ее характера тоже обусловливает дальнейшую судьбу. Как она отнесется к новой необычной для себя жизни, смирится ли с ней или будет противиться жесткой жизненной ситуации.

Истинная христианка вряд ли решится выйти замуж за мусульманина, даже большая любовь - это не повод отказываться от веры своих предков. А если это все же произошло, такая вероотступница отходит от христианской морали, теряет себя в Боге. Он отворачивается от нее, осознание этого будет терзать ее душу всю дальнейшую жизнь.

Нелегко переломить себя человеку, привыкшему жить свободно, без диких в 21 веке табу. А таких в исламе много для мужчин, а еще больше для женщин. Например, исламский проповедник Абу Иса ат-Тирмизи, живший в 9 веке, говорил: «Если женщина непослушна или нескромна, муж имеет право бить ее, но не ломать кости». Он считал, что если муж желает близости с женой, она должна беспрекословно подчиниться, «даже если печет хлеб у печи», так как она «не властна над своим телом, даже ее молоко принадлежит мужу».

О неравенстве женщин говорит шариат. Например, в суде свидетельство двух женщин равно показаниям одного мужчины. Мусульманин может изменять жене, и что интересно, может заключать краткосрочные браки от одного часа до года. Фактически это разрешение проституции.

И не дай бог жене посмотреть на чужого мужчину или ее уличат в прелюбодеянии. Это может закончиться весьма печально, например, могут забить камнями. Такое наказание практикуется не во всех мусульманских странах, но вот в Сомали в 2008 году был случай, когда забили девочку-подростка только на том основании, что ее якобы изнасиловали трое мужчин. Исламистские власти расценили это так, что она спровоцировала их на насилие.

О таких и многих других последствиях брака с мусульманином православная должна непременно знать, прежде чем принимать решение о замужестве с магометанином. Чтобы потом все жесткие ограничения прав и свобод женщины, царящие в мусульманском обществе, не были для нее тяжелой обязанностью. Если же это не останавливает - любовь превыше всего, тогда на счастье.

Но чаще всего женщины имеют весьма смутное представление о последствиях брака с мусульманином. В Советском Союзе нередки были случаи, когда девушка выходила замуж за парня из Средней Азии. Допустим, он служил, где она проживала. Солдат казался милым и надежным человеком, а по приезду с молодой женой к себе домой вдруг оказывался деспотом. Родственники его тоже не хотели ее признавать. И это для женщины становилось большой трагедией.

Сегодня мусульманин нередко увозит подругу в свою страну. Все корни с родными обрываются. А что может случиться с ней на чужбине, если жизнь не сложилась, говорить тяжело. Много мытарств приходится на долю несчастной, и хорошо, если удастся вернуться на родину. А кто-то смиряется со своей долей. Но вряд ли такую судьбу можно назвать счастливой.

В наше неспокойное время особенно опасно, что среди молодых мусульман появились проповедники, которые расписывают славянкам прелести ислама и даже женятся на них. А на самом деле вербуют женщин в ряды различных террористических групп, запрещенных на территории России. И это самая ужасная сторона брачных союзов с мусульманами. Бывает, что такие женщины становятся террористками-смертницами.


Смотрите видео о браке христианки и мусульманина:


Брак между христианкой и мусульманином - это очень серьезный шаг. Существует много невидимых для неопытного глаза «омутов», в которых можно завертеться-запутаться. В первую очередь это касается женщин, решивших связать свою судьбу с выходцем из мусульманской страны. Чувства - это хорошо. А вот разумно принятое решение - лучше! Если девушка не ценит свою личную свободу и готова на самопожертвование во имя любви, тогда ей и флаг в руки! Но к сожалению, в жизни часто случаются печальные истории, когда необдуманный поступок может изрядно попортить жизнь. И не только испортить, иногда ее можно и потерять.

Я уже около года общаюсь с мусульманином, сама не принадлежу ни к одной религии, хотя и не отрицаю существование Бога. Он через несколько месяцев станет пограничником и будет жить на заставе. Родители позволят ему жениться только через несколько лет, а его родственники постоянно предлагают своих мусульманских невест.

Я согласна поехать с ним и жить на заставе, даже больше, я этого очень хочу, но мои опасения заключаются вот в чём. Хочу узнать решение его родителей по поводу нашего союза до того, как мы поедем жить на заставу, ведь, прожив с любимым несколько лет в непривычных и тяжёлых условиях, тяжело будет признавать то, что тебе нельзя с ним быть. Что мне делать? Как поступить?

Ответы:

С точки зрения религии:

Прежде всего хочу поведать Вам, что согласно канонам Ислама мусульманину запрещено (даже если провести обряд бракосочетания, он всё равно будет недействительным) жениться на неверующей. Тогда как согласно некоторым правовым школам мусульманин может взять в жёны христианку или иудейку, но никак не ту женщину, которая не придерживается ни Ислама, ни Христианства, ни Иудаизма! Поэтому, скорее всего, пока Вы не измените свои религиозные взгляды, родня Вашего парня не согласится на подобный союз. Если Вы на самом деле любите этого молодого человека и Ваше желание быть с ним (причём как на этом свете, так и в Том, вечном мире) выше того, чтобы быть сожительницей, примите Ислам и выходите за него замуж! А чтобы Ваша вера была искренней, бескорыстной, изучите Ислам, почитайте несколько книг, например: «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада» , «Основы исламского вероучения» ,«История пророков. Том 1» и «История пророков. Том 2» . Ознакомьтесь с научно-документальными фильмами об Исламе, их довольно легко найти в свободном доступе в Интернете.

Если Вы станете мусульманкой, особенно соблюдающей все нормы Ислама, думаю, родители этого парня примут Вас в свою семью. Кроме того, с Вашим обращением в Ислам уйдёт единственный существенный барьер, по причине которого Ваш парень не может быть с Вами и из-за которого ему было бы практически невозможно уговорить родителей согласиться на Ваш союз!

С точки зрения психологии:

Вопрос о замужестве для любой девушки является крайне важным, поскольку от него зависит её дальнейшая жизнь. Меняется привычный уклад жизни. То, что Вы так осторожно относитесь к этому шагу, раскрывает не только Вашу предусмотрительность, но и ответственный подход к делу. Сейчас главное - не поступить опрометчиво, не пойти на поводу собственных чувств, нужно всё взвесить тщательнейшим образом. Первое, на что стоит обратить внимание, это религиозная сторона Вашей проблемы. Необходимо решить: если Вы с ним поедете, то в качестве кого? Будете ли Вы его законной женой или девушкой, скрашивающей одиночество пограничника? Если он на самом деле религиозный человек, то второй вариант отметается автоматически, и это будет залогом его серьёзного отношения к Вам. Он, как мусульманин, не может себе позволить запретного сожительства и будет стремиться к тому, чтобы заключить с Вами брак. Что же касается решения его родителей, то для них на первом месте, скорее всего, будут Ваши морально-нравственные качества, духовные ценности, которых Вы придерживаетесь, и то, насколько Вы сможете составить семейное счастье их сына. Естественно, вопрос о Ваших религиозных убеждениях будет далеко не на последнем месте, это вопрос обязательно встанет, и от него будет зависеть многое. Самому парню будет довольно сложно сообщить родителям о том, что он женится на девушке с индифферентными религиозными убеждениями, тем более на фоне того, что ему предлагали в жёны девушек-мусульманок, от которых он, судя по всему, отказался. В связи с этим стоит всерьёз задуматься о том, что именно Вы предпримете в отношении собственных религиозных убеждений. Если Вы решите принять Ислам, то необходимо приложить максимум ответственности к этому шагу. Нередко девушки, желающие выйти замуж за парня-мусульманина, формально принимают Ислам, но внутренне остаются при своих прежних убеждениях и продолжают свой прежний образ жизни. Естественно, такой подход к делу не приносит пользы никому и рано или поздно встаёт поперёк общего дела. Начните изучать основы Ислама, историю возникновения религии, те ценности и нормы, которые она пропагандирует. Конечно, Вы можете наткнуться на информацию, распространяемую теми людьми, которые настроены против Ислама и всячески пытаются опорочить Ислам. Лучше всего будет, если Вы начнёте изучать Ислам по материалам данного сайта. Вы можете всегда задать вопрос богослову и получить исчерпывающий ответ.

Не стоит забывать и о том, что семейное счастье - это не само по себе разумеющееся образование. Его нужно строить совместно, где-то чем-то жертвовать, уступать в чём-то. Наличие между вами чувств ещё не является гарантией счастья. Вы и Ваш будущий муж должны быть психологически готовыми к тем трудностям, с которыми можете столкнуться. В этом вам тоже может помочь совместное изучение Ислама, поскольку это религия охватывает все стороны жизни человека, даёт универсальную инструкцию, как правильно жить, чтобы чувствовать себя внутренне свободно и счастливо.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

История Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова (см. «АиФ» № 38, 39) вдруг обнажила тему, о которой в многонациональной и многоконфессиональной стране говорить не принято. Оказалось, что у чеченцев и ингушей при разводе детей оставляют у отца, таджики спокойно могут заводить несколько жён, а многие народы Дагестана не допускают браков не только с людьми другой национальности, но и с жителями соседних аулов. Что нужно знать о традициях и культуре других народов, прежде чем броситься в омут любви, почему русские невесты выбирают нерусских женихов - об этом в материалах экспертов и корреспондентов «АиФ».

Вера Л. нет-нет да и вспомнит свою замужнюю жизнь в Дагестане.

Вспоминает часто. Со слезами. И, как советуют психологи (хотя вряд ли Вера видела в своей жизни хоть одного из них), она вновь и вновь проговаривает ситуацию, рассказывает всем подряд о своей тяжёлой жизни на чужбине. Хотя с тех пор, как она сбежала от мужа к маме, которая жила в глухом селе в Архангельской области, прошло уже семь лет.

Верунька была в семье единственным ребёнком. Росла хозяйственной, послушной. Когда собралась уехать в Саратов учиться в техникуме, родители легко отпустили её: девочка с детства была самостоятельной и ответственной.

Когда учиться оставалось несколько месяцев, Вера познакомилась с Омаром, красавцем-дагестанцем. Он был старше её на два года, работал на местном рынке.

«Он был такой красивый, внимательный, спокойный, - вспоминает Вера. - Мы стали встречаться. Какие же он слова говорил, подарки дарил! А что я видела-то в жизни? Сама из глухой деревни, отец был неласковый, не бил, конечно, но всю жизнь пил сильно».

Омар дождался, когда Вера окончит техникум, и увёз её на свою родину, в горный аул. Там сыграли свадьбу. Больше ласковых слов она не слышала. Одни запреты и условия: на улицу без платка не выходи, на свёкра не смей даже глаза поднимать, свекрови не перечь, с другими мужчинами не разговаривай, брюки не носи… Каждый день Вера вставала в 5 утра, чтобы накормить всю семью завтраком, причём делала сразу по нескольку блюд, на все вкусы. Вела хозяйство с утра до ночи. Раз в месяц они с мужем спускались с гор в лавку за продуктами. Причём деньги ни разу ей в руки не давали - всё решает мужчина!

Там, в ауле, Вера родила детей-погодков. Первой на свет появилась дочка. «Я так радовалась: теперь буду не одна. Муж был рад, я видела это. Дочке он подарил плюшевого голубого зайца. Это был едва ли не единственный подарок мне и моим детям за все восемь лет, что я жила в дагестанской семье».

Шесть лет назад Вера не выдержала - сбежала к родителям. Готовилась к побегу тщательно. Мама прислала ей деньги на билеты. Каким-то чудом перевод не попал в руки новым родственникам Веры...

За все эти годы Омар ни разу не попытался разыскать своих детей, хотя адрес знает. «Я слышала, что снова женился - на соседке, по указу матери…»

Наталья Попова, «АиФ в Архангельске»

Главное, конечно, любовь. И ради неё можно идти на уступки. Однако существует тысяча «но», о которые может разбиться семейная лодка в межнациональном браке.

«Многие таджикские рабочие имеют две семьи - на родине и в России, - говорит Каромат Шарипов, председатель общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты». - И многие российские женщины на это соглашаются, даже ездят на родину мужа в гости к другой семье. Им сразу объясняют, что там нужно носить юбки ниже колена, более закрытую одежду». Ну и, конечно, не курить, не сквернословить, не повышать голос на старших.

«По традициям ингушей и чеченцев ребёнок в первую очередь принадлежит семье отца, а уж потом - матери. После 12 лет он вправе воспитываться только отцом, он ответственен за все поступки ребёнка, - рассказывает Абуезид Апаев, руководитель московского общества чечено-ингушской культуры «Даймоxк» («Отчизна»). - Сейчас для мужчины считается почётным, когда жена принимает веру мужа. Безусловно, чувства имеют значение, но девушка должна понимать, что брак - это труд и обязанности. Если она готова идти замуж как на фронт - из неё получится хорошая жена и мать. Женщина у нас получает общественное признание и почёт, когда её дети достигнут совершеннолетия, но ожидание этого момента может быть непростым».

«Многие ли из русских близко общаются с троюродными и четвероюродными братьями-сёстрами? - спрашивает армянский бизнесмен Армен Петросян. - Для нас 30-40 близких родственников - норма. Они в трудную минуту помогут, но и ваша семья должна поддерживать родных морально и материально. Иногда это вызывает протест со стороны русских жён».

Готовы ли вы к тому, что ваши дети будут мусульманами, как и их отец? Самой жене веру менять необязательно, но жизнь может поставить вас в такие рамки, что придётся об этом задуматься. У дагестанцев, например, мать часто не может после развода воспитывать детей старше 8 лет, если не является мусульманкой.

Родные азербайджанцев, грузин, ингушей часто не одобряют выбор сыновей, которые решают жениться на русских девушках. Старшее поколение понимает, что невесты могут просто не знать традиций семьи, а это добавит проблем. «Своим» не приходится объяснять, что в гостях нужно помогать хозяйке, а не усаживаться за стол, что не стоит вызывающе одеваться, что главное для мужа - это та семья, где он вырос, а не та, которую недавно создал. «Глава семьи - всегда муж, и девушка, выходя замуж, должна знать, что нужно будет понять его культуру и уважительно относиться к национальным традициям», - говорит Тофик Меликов, руководитель общества азербайджанской культуры «Очаг».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Игорь ФЕДОТОВ, юрист Московской Хельсинкской группы:

- Перед российским законом теоретически все равны. Однако не всегда закон может помочь при разводе представителей разных национальностей. Если дело рассматривается по месту жительства мужа в кавказских республиках, то (по моему субъективному мнению) суды там могут быть ангажированы. То есть решения будут выноситься в пользу мужчины, который по местным обычаям изначально занимает главенствующее положение по отношению к женщине. Что касается браков с гражданами СНГ, то здесь всё зависит от того, в каком государстве рассматривается дело о разводе и проживании детей. Если иск уже рассмотрен в одном суде, то можно попытаться рассмотреть спор в другом, например, по месту жительства женщины.

«Наша семья - исключение»

«Ира, тебе нужно принести таз с водой и помыть мне ноги». У меня был шок: «Я тебе должна мыть ноги? Я что, служанка?» С этого разговора началась совместная жизнь в русско-чеченской семье Ирины и Аднана.

С тех пор прошло более тридцати лет. У Ирины и Аднана Эльдархановых трое сыновей, они по-прежнему вместе. При этом Ирина не забитая домохозяйка, а глава крупной столичной компании по производству шоколада.

…Ирина и Аднан встретились в Москве в 1975 году. Молодой человек спросил у девушки: «Вы не знаете, как пройти в ближайший кинотеатр?» Обоим оставалось пробыть в столице несколько часов. Ирина должна была ехать в Ленинград продолжать учёбу в институте. Аднан после преддипломной практики возвращался в Грозный. Потом полтора года Ирина дважды в день бегала к институтскому почтовому ящику. Их родителей любовь детей не приводила в восторг. Но Аднан твёрдо решил делать предложение. «Мы сыграли две свадьбы - сначала у меня на родине, в Хабаровске, потом - в Грозном, - рассказывает Ирина. - Первые 15 лет наша семья прожила в столице Чеченской Республики, здесь родились трое наших сыновей.

Мне пришлось носить косынку, длинную юбку, о брюках я вообще забыла. В чеченском доме, когда приходят гости, женщины сидят отдельно от мужчин. А так хотелось быть рядом с любимым. Или взять мужа под руку на улице, но там и это не принято. Я пошла на ряд ограничений, но взамен получила заботу. В республике мне часто помогали незнакомые люди, говоря: «Ты не просто сноха этой семьи, ты сноха всего чеченского народа».

В 22 года я стала главным инженером республиканского объединения. Муж, чтобы поддержать меня, пошёл ко мне в подчинённые. В 28 лет я уже была директором оптового предприятия «Росторгодежда». Чувствовала огромное уважение и поддержку. И со своей стороны была очень аккуратна в отношениях с мужем. Понимала: если вдруг развод - дети по чеченской традиции останутся с отцом. Я со своим русским менталитетом не смогла бы это пережить. При этом мне часто приходилось видеть, как чеченские жёны, уходя от мужей, оставляли детей. Борются за детей единицы. Родственники мужа говорят: «Ты уйдёшь с тем, с чем пришла в эту семью».

Приняла ли я ислам? Нет. Более того, я крестилась, прожив в браке больше 20 лет, мне было 44 года. Свекровь переживала по этому поводу: мол, нас с мужем не смогут похоронить на одном кладбище и детям это будет неудобно. Но во мне глубоко сидят свои традиции, через которые я не могу переступить.

А мои сыновья - мусульмане. Они пока холостяки, но уже попросили нас с отцом подыскивать им в жёны чеченских девушек. Наверное, потому, что у большинства женщин-мусульманок на первом месте семья, а не карьера». - «Но ведь вы сделали карьеру». - «Я по натуре трудоголик. Старалась и работать, и семьёй заниматься. Правда, дети сейчас считают, что я должна уделять им больше времени». - «Что же всё-таки самое главное в межнациональном браке?» - «Нужно реально смотреть на вещи и понимать, сколько сложностей впереди. Когда Аднан после свадьбы сказал про таз с водой, я была готова развернуться и уйти. Тогда он мягко объяснил: «Ну ты принеси таз, и я опущу ноги. Обычай надо соблюсти. Для того чтобы наша жизнь сложилась». Я принесла этот таз, он опустил ноги. Если бы мы всё это оговорили заранее, я была бы к этому готова морально. Сегодня я готова мыть ему ноги и пить эту воду».

Женщина по расчёту

Полезны ли межнациональные браки для общества с точки зрения науки? Об этом «АиФ» спросил Ольгу Курбатову, ведущего научного сотрудника Института общей генетики РАН им. Н. И. Вавилова.

- Обычаями многих народов предписаны внутриэтнические браки. Но их мужчины всё равно женятся на русских. Не потому ли, что чувствуют: народность может выродиться, если браки будут заключаться только внутри неё?

- Генетически опасны близкородственные связи, а не внутриэтнические. Скажем, в изолированных дагестанских аулах, находящихся высоко в горах, браки со временем действительно становятся межродственными.

- Потому приток чужой крови во благо?

- Для генетики - да. Но здесь проблема скорее демографическая. Cоотношение мужчин и женщин трудоспособного возраста у нас явно не в пользу сильного пола. Да и из тех мужчин, что есть, почти половина на роль мужа не годятся - алкоголики, наркоманы и заключённые. Так что перед девушкой встаёт закономерный вопрос: за кого выходить, от кого рожать? Если мало своих, приходится задействовать чужих. Да, у мужчин может быть расчёт - закрепиться в Москве, а у женщины свой расчёт - родить ребёнка от непьющего и работящего.

- Где в России больше межнациональных браков?

- Чем больше город, тем больше браков. Это в первую очередь мегаполисы. Последние данные по Москве - 22%. Причём 2/3 из них - это тот случай, когда русская женщина выходит замуж за представителя другой национальности.

СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ...

Иван Ургант и Наталья Кикнадзе.

Шоумен всегда был неравнодушен к кавказским женщинам. 5 лет он прожил с телеведущей Татьяной Геворкян. Но хранил память о своей школьной любви - Наталье Кикнадзе. Она после окончания школы вышла замуж за грузина. Но любовь оказалась выше национальных пристрастий.

Алсу Сафина и Ян Абрамов.

Бизнесмена, выходца из семьи бакинских евреев, с татаркой Алсу познакомила певица Ариана. До брака Абрамова часто видели на вечеринках в компании женщин, которых, как говорили, Ян менял как перчатки. Но с Алсу вышло иначе. Сейчас у пары растут две дочери.

...И ВРОЗЬ

Ренат Ибрагимов, Альбина Ибрагимова.

Певец счастливо жил с супругой Альбиной, пока не встретил 21-летнюю Светлану.

Он устроил её своим секретарём - и закрутился роман. Альбине Ренат предложил быть старшей женой, а Светлане - младшей. Альбина наотрез отказалась.

Марат Башаров и Лиза Круцко.

Союз Марата и Лизы был закреплён исламским обрядом, на котором мулла прочитал молитву. По настоянию Марата Лиза приняла ислам. Однако семью этот шаг не укрепил. Пара рассталась, по слухам, из-за измены Марата. Сейчас Лиза подумывает о возвращении в лоно православия.

Над материалами работали: Юлия ГАРМАТИНА, Индира КОДЗАСОВА, Валентина ОБЕРЕМКО, Дмитрий ПИСАРЕНКО, Мария ПОЗДНЯКОВА

Число новообращённых девушек-мусульманок растёт из года в год. После того, как девушка начинает соблюдать требования Ислама, основной проблемой для неё становится вопрос замужества.

За своего русского парня нельзя (только если он тоже принял Ислам), поэтому приходится приглядываться к потенциальным женихам других национальностей. Естественно, идеальным вариантом в такой ситуации будет выйти замуж за мусульманина своей национальности, поскольку общность менталитета будет служить дополнительным плюсом на пути к семейному счастью. Но что делать, если таковых нет или есть, но у них свои семьи.

Данной статьёй мы ни в коем случае не хотим затронуть национальные чувства читателей, речь касается узконаправленной проблемы: проблемы создания семьи. Среди русских парней, принадлежащих христианской религии, есть немало вполне достойных и порядочных, но Шариат запрещает девушке-мусульманке выходить за них замуж. Закономерно встаёт вопрос о том, за кого выходить замуж русским мусульманкам. Кавказские мужчины-мусульмане являются не только географически самыми близкими, но и в какой-то мере по менталитету подходящими для создания семей.

Замуж за Кавказ. Громко звучит, особенно для тех, кто слышит об этом удивительном крае исключительно негативную информацию. Ну, СМИ – это СМИ, это их дело, о чём говорить и как говорить, – но человек, познакомившийся с этой обобщённой нацией, знает, что кавказцы в большинстве своём – гордый, стойкий народ, народ, который держит своё слово, отстаивает честь своей женской половины семьи... Говорить можно много, но лучше один раз услышать, увидеть, а ещё лучше – побеседовать в непринуждённой обстановке.

Вот что пишут обыватели. В одной из бесед на радио «Эхо Москвы» было сказано: «Для кавказца обеспечить свою семью всем необходимым – образ жизни, само собой разумеющееся. Кавказец содержит семью, помогает братьям, сёстрам, родителям – и своим, и жены. Кавказец здоровается с соседями, держит связь с родственниками. Он почитает старших и уважает детей.

Думаете, перехвалил кавказцев?

Нет, ребята. Подумайте, спросите, почитайте о том, сколько русских, славянских девушек выходили, выходят и будут выходить замуж за кавказцев каждый день. Неважно – азербайджанец ли это, адыгеец, карачаевец, осетин, ингуш, выходец из Дагестана или представитель иной кавказской национальности».

На другом интернет-портале написано: «У арабов есть отличная поговорка: ”Женщина не должна быть уличной, а мужчина – кухонным…” ». Понимаете?

Я не могу представить, что на просьбу принести стакан воды отвечу своему мужу: «Встань и сам налей…». Я не могу представить, что на его недовольство и плохое настроение отвечу: «Да пошёл ты…». Я не могу представить, что на его просьбу помочь его матери отвечу: «Твоя мать – ты и помогай… я вам не нанималась…». Я не могу представить, что при ссоре соберу свои вещи и уеду к родителям или наряжусь и поеду с подружками напьюсь в баре… а может, ещё назло и изменю с первым встречным-поперечным. Я вообще не могу представить, что кто-то кроме моего мужа может до меня дотронуться… Что кто-то кроме моего мужа может посмотреть на меня с вожделением. От одной этой мысли тошнит. Я никогда не позволю себе вести себя вызывающе, перебивать его и привлекать нарочно внимание к себе. И я выходила замуж не с мыслями: «Ну, если будет что-то не так – разведусь…».

Тема межнациональных браков сегодня остро стоит в нашей стране. В последнее время в заявлениях в ЗАГС всё чаще фигурируют пары с такими фамилиями, как Иванова и Магомедов, Петрова и Гаджиев, Сидорова и Ахмедов... Самыми ближайшими к русским девушкам, принявшим Ислам, оказываются наши соседи по районам, областям, регионам.

Однажды я услышала разговор двух женщин-мусульманок, одна из которых была этнической, а другая – новообращённой. Кавказская женщина спрашивает русскую: «Представь такую ситуацию: если у женщины пакеты с продуктами и ребёнок, ваш мужчина что понесёт?» Она ответила: «Наверное, муж понесёт пакеты, а жена – ребёнка». А та ей в ответ: «А наш мужчина понесёт и пакеты, и ребёнка». Конечно, муж-кавказец навряд ли будет помогать на кухне, звеня ложками и поварёшками, хотя и это, в случае необходимости он сделает, но стоять на страже интересов своей семьи, безусловно, будет.

Всё идёт от истоков. А истоки многих кавказских народов заключаются в религии, в частности в Исламе. Это религия красоты, а значит, человек, строго придерживающийся её канонов, осознаёт всю ответственность за себя и своих домочадцев. Отсюда проистекает галантность, вежливость, учтивость, утончённость.

Русская девушка, принявшая Ислам, сталкивается с проблемой замужества. Куда ей, бедной, деваться: за представителя своей национальности можно выходить, если он тоже мусульманин, но, увы, статистика даёт нам очень низкие цифры принятия Ислама русскими мужчинами. Подчас девушке всё-таки сложно расставаться с родиной, поэтому заморские браки тоже не всегда ей подходят. Остаются российские граждане: татары, башкиры, а большую часть составляют кавказские мусульмане: чеченцы, ингуши, представители дагестанских национальностей.

В таких браках много преимуществ, главным из которых остаётся то, что оба молодых человека – россияне, вместе с тем мусульмане, а значит, счастливую семейную жизнь можно построить на общей территории. Немаловажным остаётся и такой фактор, как язык. Русский язык объединяет многие нации.

Русской мусульманке проще строить жизнь, когда нет проблем, границ в общении. Единственное, что девушке нужно знать с самого начала, – у любой нации есть свои исконные корни, своя культура и традиции. Только здесь могут возникнуть камни преткновения. Например, смириться с тем, что он не помыл за собой посуду, можно и нужно. Как бы ни возрастала роль женщины в обществе, она прежде всего мать, хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик, он обязан обеспечивать семью.

Если с самого начала помнить великие слова «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», то проблем в таком межнациональном браке не будет. А уж если оба супруга – искренне верующие мусульмане и в решении всех неурядиц приоритетным станет иман (вера), то нет счастливей пары на земле.

Завершить хотелось бы следующими словами девушки, сказанные на одном из интернет-форумов: «Когда видишь обилие скинхедов, фашистов, пьяниц, наркоманов на наших улицах, то приходит осознание: выходить замуж и рожать детей становится не от кого! Большинство достойных русских мужчин уже женаты или находятся в отношениях с девушкой, с которой в будущем планируют создать семью. Озверелые скины в основном холостяки, но за таких выходить замуж что-то не хочется. Остаётся одно спасение – кавказцы! Я за то, чтобы наши девушки выходили за них замуж. Во-первых, они идеальные мужья и отцы, во-вторых, дети красивые, в-третьих, это способствует дружбе культур и народов».

Можно долго говорить о межнациональной дружбе, отношениях. Одно хочется сказать: где есть искренняя вера в Бога, там есть понимание, счастье, доверие.

Россия – наш общий дом, мы все – россияне вне зависимости от национальности и вероисповедания. Межнациональные браки – необратимый процесс, который с каждым годом будет набирать обороты. Главное – научиться слушать и слышать друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть на самом деле. А однажды поверив во Всевышнего – никогда от Него не отворачиваться.

И я желаю, чтобы каждая семья была построена на вере в Единого Творца, у которого нет сотоварищей. Мы все одной нации – мусульмане, и перед Господом равны в равной степени, кроме как в богобоязненности.

Александре 28 лет. Два с половиной года назад она приняла мусульманство, вышла замуж и уехала в Дагестан.

Как живется бывшей минчанке в небольшом селе? Каково это вообще, сменить религию, страну, привычный образ жизни? Об этом и не только Ребенок BY спросил нашу героиню.

Свадьба

Я не могла приехать в дом жениха как невеста, поэтому поженились мы еще в Беларуси.

Случайно выяснила, что в Минске есть исламское общество. Мы встретились с имамом (духовное лицо), он нам рассказал об обязанностях жены и мужа в исламе, спросил согласия и поженил нас в присутствии свидетелей.

К нашему приезду в Дагестан семья мужа приготовила дома столы с угощениями для гостей: один стол для женщин, другой для мужчин.

Обычно на свадьбах бывает от 300-1000 человек. Целый день или 2 дня встречают и провожают гостей. Каждый приходит, когда может, с утра до вечера: выпить чаю, поесть, поздравить, подарить подарок.

Когда женят сына, то родители, если получается, строят ему дом, а родители невесты, по возможности, обеспечивают молодых мебелью и посудой. Это местные обычаи.

По исламу жених должен выплатить невесте махр (свадебный подарок) - оговоренная между женихом и родителями невесты денежная сумма. Эти деньги невеста расходует на свои личные нужды.

Есть традиция воровать невест, которую ислам осуждает и запрещает. То есть незамужнюю девушку ворует парень, а потом сообщает об этом ее родственникам. Так как неизвестно, где они и что делали, она вынуждена выйти за него замуж - другие парни уже не посватаются.

Замуж выдают, как и у нас, кого рано, кого поздно. Но чаще - рано.

Это исключает отношения до брака, внебрачных детей, аборты, болезни, неуважительное отношение к девушкам у парней и разочарование в парнях у девушек.


Мужчина и женщина

Жена работать не обязана, её долг ухаживать за детьми, заниматься домашними делами. А муж обязан полностью обеспечивать семью материально и решать любые внешние вопросы.

Муж не имеет право бить свою жену. Если жена недостойно (мерзко) себя ведет, то после трех предупреждений и объяснений и бойкота, если она не прекращает, он может ударить ее, максимум, зубной щеткой или развестись.

Никакой там тирании и домашнего насилия. Но так как муж обеспечивает и решает все семейные вопросы, то жена должна во всем советоваться с ним и стараться не создавать ему новые проблемы.

Жена обязана ставить мужа в известность о том, куда идет, и искать его согласия. Этот момент был для меня вначале очень странным и непривычным, но сейчас я не вижу в этом проблем.

По кафешкам и ресторанам не ходят ни женщины, ни мужчины. Вместо этого ходят в гости к родственникам, включая самых дальних, десятиюродных.

К сожалению, в Беларуси часто обязанности мужчины и женщины путают и из-за этого возникают проблемы.

Женщине приходится заниматься всем сразу: работа, дети, уборка, готовка, а иногда решать все проблемы семьи самостоятельно.

Обычаи семьи

По шариату (закон ислама) если верующие поссорились из-за бытового вопроса и не разговаривают - больше 3-х дней быть в ссоре запрещено. А кто первый пошел на примирение, тому на том свете записывается хорошее дело.

В стране огромное количество национальностей, а национальности разделяются на местности проживания и у каждой местности свой язык. Всего в Дагестане языков около 30, наверное, и большинство из них не имеет письменности, поэтому вне дома все общаются по-русски.

Также люди разделяются по религиозному показателю: те, кто изучают и следуют исламу, и те, кто только считают себя мусульманами, но не придерживаются ислама и ведут светский образ жизни.

Семья моего мужа стремится следовать исламу:

  • совершают намаз (молитву) 5 раз в день;
  • у женщины при посторонних открытыми могут быть только лицо и кисти рук;
  • мужчины носят бороду, ходят в мечеть;
  • все держат пост в месяц Рамадан;
  • дают обязательную милостыню и др.
  • женщины не разговаривают без нужды даже со знакомыми мужчинами.

Одежда

Здесь жаркий климат, летом 25-35 градусов в тени, а мы полностью закрыты с ног до головы. Мужчинам тоже запрещено ходить в шортах и без майки.

На самом деле исламская форма одежды - облегчение. Можно сказать, что вообще жизнь по исламу для женщины - это облегчение.

Никакого слоя макияжа, никаких затрат на дорогие краски. Это сохраняет деньги, уйму времени и здоровье кожи. Если желаешь, дома можешь краситься для мужа. Никаких каблуков - не болят ноги.

Никакой облегающей одежды - не переживаешь,что у тебя не фигура модели, нет загара и т.п.

Минимум потери времени на покупку одежды, можно вообще покупать любую понравившуюся одежду без примерки. Просто взять размер - все равно подойдет, так как свободная.

Не нужно мучить и портить волосы стрижками, плойками, лаками, красками и еще платить за это. Если хочешь, порти, конечно, но все равно волосы на людях закрываешь платком.


Быт и традиции

Люди не стремятся получить квартиру в центре города, строят дом сами на свой вкус, часто на окраине, сажают сад, короче, живут на природе.

Кухню обычно строят отдельно от основного дома, чтобы частые и многочисленные гости не мешали членам семьи.

На отдых, если есть желание, едут в горы (за ягодами и травами) или на море, и то и другое здесь недалеко. Но такие поездки случаются редко: нет дикого желания горожанина вырваться на природу.

Мужья и старшие сыновья работают. Муж обязан обеспечивать свою семью едой и одеждой. У женщин очень уважительное отношение к мужчинам и их мнению.

Дети относятся к старшим с большим почтением, не спорят, и не грубят. Скорее всего потому, что женщины воспитывают детей дома сами, не отдают в сад. Дети привыкают слушаться своих родных, а не какую-то тетю.

В семьях, в основном, много детей (3-5 и более). Жена занимается детьми и не волнуется, как ей устроиться на работу, уйти в декрет или на больничный.

Начиная с 5 лет детей могут отдать учиться писать и читать по-арабски (Коран на арабском), а иногда учить язык полностью. Преподают сами родители, которые знают арабский. Обучают не только детей, но и желающих взрослых.

Обычный день

Мой обычный день - это день женщины в отпуске, которая занимается домашними делами, собой, образованием, увлечениями. Нет никакого графика, кроме 5 обязательных ежедневных молитв.

С рассветом в мечети кричат азан (призыв на молитву), слышно в каждом доме. Там есть такие слова «молитва лучше, чем сон», это специальное напоминание для сонь.

Все встают, чтобы помолиться, а после уже кто спит, кто бодрствует.

Некоторые женщины дома занимаются шитьем, вязанием, готовят для себя и на заказ, ходят на уроки в мечеть - изучать религию, учатся читать по-арабски.

Многоженство

В законе РБ нет понятия многоженства, но в исламе есть. И в Дагестане неофициально встречается.

Конечно, это для белорусов дико, но не лучше ли иметь две жены, чем жену и любовницу?

По шариату можно жениться на 1-4 женщинах. Но у каждой должен быть отдельный дом, каждую муж должен обеспечивать с ее детьми, относиться ко всем одинаково хорошо и проводить одинаковое количество времени.

Это очень сложно для мужчины, поэтому многие вынуждены довольствоваться одной женой.

Первые жены, конечно, не рады, потому что привыкли, что муж принадлежит полностью им. Но вот вторые довольны: они тоже смогли выйти замуж и обрести семью.

В Беларуси часто такие женщины имеют статус любовниц и никаких прав. Обратите внимание, что вторые-четвертые жены сами соглашаются быть вторыми-четвертыми.

К тому же мусульманин может жениться даже на взрослой, пожилой одинокой женщине, без супружеских обязанностей. Просто для того, чтобы помогать и обеспечивать ее, быть ее кормильцем и защитником, ради хорошего дела.

Я ни о чем не жалею. Много времени уделяю изучению Корана: там можно найти ответы на все вопросы, не только религиозные, но и бытовые. По дому, конечно, скучаю. Но не по столичной жизни, а только по родным. Белорусский (европейский) уклад жизни теперь для меня неприемлем!