Методы введения в гипноз. Как можно реально быстро научиться гипнозу самостоятельно в домашних условиях. Техники и методики погружения человека в транс с помощью применения гипноза и НЛП, которые можно освоить самостоятельно. Уроки НЛП и практического гип

«Большая часть нашей жизни определяется бессознательным». Милтон Эриксон.

Многие не знают, что кроме классического гипноза, когда гипнотерапевт авторитарно указывает Вам, что делать и чувствовать, сегодня существуют и другие, более современные и эффективные методы гипноза. Эриксоновский гипноз назван так по имени своего создателя, Милтона Эриксона (1901-1980гг), получившего мировое признание в качестве психотерапевта-практика. Его подход к изменённым состояниям сознания лёг в основу как эриксоновского гипноза, так и нейролингвистического программирования (НЛП). Оба эти метода относятся к суггестивной психотерапии, дающей быстрый стратегический результат.

Милтон Эриксон - доктор медицины, основатель и первый президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Являлся руководителем Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), Американской ассоциации психологии (American Psychological Association) и Американской ассоциации психопатологии (American Psychopathological Association), был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза.

В семнадцать лет Эриксон перенес полиомиелит. Болезнь протекала чрезвычайно тяжело, и доктора опасались, что он не выживет. В ночь, когда болезнь достигла своей критической точки, Милтон испытал то, что он называл «аутогипнотическим опытом».

Эриксон: В то время как я лежал в постели в ту ночь, я услышал, как три доктора сказали моим родителям в другой комнате, что их мальчик может быть уже мертв к утру. Я почувствовал сильный гнев из-за того, что кто-то говорит матери, что ее сын может оказаться мертывым следующим утром. Моя мать затем зашла ко мне с таким безмятежным лицом, какое только может быть. Я попросил ее переставить комод, подставить его к стороне кровати и развернуть под определенным углом. Она на самом деле не поняла, зачем мне это, она решила, что я бредил. Мне было трудно говорить. Но под тем углом с помощью зеркала на комоде я мог видеть через дверной проход западное окно в другой комнате. Я был бы проклят, если бы я умер, не увидев еще один закат. Если бы я хоть немного умел рисовать, я бы даже мог зарисовать тот закат.

Росси: Ваш гнев и ожидание еще одного рассвета — это было таким способом, с помощью которого Вы удерживали себя живым в тот критический день, несмотря на предсказания докторов. Но почему Вы называете это аутогипнотическим опытом?

Эриксон: Я увидел, что безбрежный закат окрасил целое небо. Но я знаю, что за окном было еще дерево, но я вычеркнул его.

Росси: Вы вычеркнули его? Это то самое выборочное восприятие, которое позволяет вам говорить, что вы были в состоянии измененного сознания?

Эриксон: Да, я делал это неосознанно. Я видел весь закат полностью, но я не видел изгородь и большой валун, которые были там. Я вычеркнул все, кроме заката. После того, как я увидел закат, я потерял сознание на три дня. Когда же я, наконец, очнулся, я спросил своего отца — почему они убрали изгородь, дерево и валун. Я не осознавал, что это я сам убрал их оттуда, когда сосредоточил все свое внимание так напряженно на закате. Потом, когда я стал выздоравливать и осознал утрату некоторых своих возможностей, я стал задумываться, как же я буду зарабатывать на жизнь. Я уже к тому времени опубликовал свою работу в одном национальном сельскохозяйственном журнале. «Почему молодежь уезжает с ферм». Я больше не обладал силой, чтобы быть фермером, но, может быть, я смог бы стать доктором.

Из-за перенесенного полиомиелита Эриксон оказался парализованным и прикованным к инвалидному креслу. В результате он разработал свой собственный метод, который помог ему справиться с последствиями этой тяжелой болезни и оставаться социально активным до конца своей жизни. Эриксон до глубокой старости принимал пациентов и занимался преподаванием, у него была большая дружная семья. Именно это личное преодоление болезни и помогло Милтону Эриксону создать новое направление психотерапии, основанное на использовании гипнотического транса в сочетании с особым языком гипноза, в котором внушение производится мягко, без насилия, минуя сознание пациента. Этот гипнотический язык образный, яркий, многоуровневый (слова используются таким образом, чтобы они могли иметь разные значения на сознательном и бессознательном уровне). Кроме того, эриксоновский гипноз отличает бережность и уважение желаний пациента — ему всегда предоставляется возможность выбора, он может как принять внушение, так и оставить его без внимания. То, что работа происходит в состоянии транса, во много раз усиливает эффективность психотерапии. В состоянии транса появляется возможность напрямую работать с бессознательными слоями психики пациента, минуя контроль сознания, тормозящий или даже блокирующий процесс изменения.

Природа терапевтического транса в эриксоновском гипнозе

Подход Эриксона к гипнозу был принципиально антитеоретичен, индивидуален и прагматичен. Милтон Эриксон в своей работе в первую очередь использовал знания, полученные на практике, а не теоретические размышления. Он даже никогда не формулировал единой теории гипноза, тем не менее, Эриксон оставил после себя множество книг, в которых он выражал свои взгляды на гипнотический транс.

  • Транс как внутреннее направляемое состояние. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе — это состояние, когда внимание гипнотизируемого развернуто от внешнего мира внутрь себя, и голос гипнолога направляет это внутреннее внимание. При этом ограничиваются до сравнительно небольшого количества фокусы внимания, столь многочисленные в нашей обычной жизни. Получается, что пациент не отвлекается на не относящиеся к делу внешние стимулы, снимаются ограничения его обычных систем отсчета, и, благодаря этому, обучение новому в трансе происходит более интенсивно.
  • Транс как высоко мотивированное состояние. В эриксоновском гипнозе для наведения и развития переживания транса используют личную психодинамику и мотивацию пациента, избегая стандартизированных подходов, которые обычно пренебрегают индивидуальностью пациента. Именно мотивация пациента побуждает его направлять фокус внимания внутрь себя, и специалисты эриксоновского гипноза всегда учитывают индивидуальность пациента при наведении и утилизации транса.
  • Транс как активное бессознательное обучение. Эриксон считал, что проблемы пациентов связаны с приобретенными ограничениями. Цель транса в эриксоновском гипнозе — смягчить эти приобретенные ограничения обычных систем отсчета пациента, чтобы позволить ему осознать многообразие выбора из обширного количества неосознанных возможностей. После освобождения сознания от обычных установок, предрассудков и блоков обучение может происходить на автономном или бессознательном уровне. Таким образом, эриксоновский гипнотерапевт сначала снимает приобретенные пациентом ограничения и затем помогает пациенту использовать накопленный им жизненный опыт, знания и умения для того, чтобы создать и перестроить себя изнутри, на бессознательном уровне, избегая ограничений сознания. Получается, что в эриксоновском гипнозе транс — это активный процесс бессознательного обучения, что в корне отличается от грубого представления о гипнозе как пассивном и регрессивном состоянии, в котором пациент — это всего лишь робот под контролем гипнотизера.
  • Транс как измененное состояние сознания. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе рассматривается как измененное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном. При этом стоит только один раз создать это измененное состояние, и для того, чтобы его реиндуцировать, становится достаточно одних только «символических» ассоциаций (какого-то цвета, звука, воспоминания о том состоянии, когда транс возник в первый раз). Каждый человек, который хоть раз переживал глубокий терапевтический транс, может подтвердить, насколько сильно это состояние отличается от состояния бодрствования. В тот момент, когда субъект транса возвращается в состояние бодрствования, он может затрудняться ответить на такие простые вопросы, как: какой сегодня день, или сколько времени прошло, пока он был в трансе. Он может испытывать в состоянии транса ощущения, словно изменяются размеры и форма тела или каких-то его частей, руки или ноги могут стать невидимыми или перестать ощущаться. Для того, чтобы испытать глубокое и действительно удовлетворительное переживание транса, важно научиться подчинять и отбрасывать модели поведения, характерные для бодрствования, то есть отказаться от некоторых из приобретенных ограничений и обычных систем отсчета, характерных для сознательных установок.
  • Субъективное переживание транса. Каждый человек переживает транс по-своему, в зависимости от его личности и жизненной истории. Общей характеристикой переживания транса в эриксоновском гипнозе является то, что все словно бы происходит само по себе. Так, например, сама по себе может начать подниматься рука у субъекта транса (это называется «левитация руки»). Очень часто такие процессы вызывают удивление и осознание контраста между тем, что происходит само по себе, и тем, что, как нам кажется, мы контролируем и направляем. Наша внутренняя жизнь — это диалог между тем, что происходит с нами, и тем, что мы в связи с этим предпринимаем. Чувства, ощущения, эмоции, настроения, фантазии и ассоциации всегда возникают спонтанно на уровне подсознания и предъявляют себя на пороге сознания. То, как мы научаемся откликаться на эти спонтанные проявления, в значительной мере определяет наше чувство реальности, психического здоровья и благополучия. Например, мы можем откликнуться на то новое, что происходит в наших ощущениях или мечтах, с одной стороны, страхом, бегством или фобией, либо, с другой стороны, — любопытством и креативностью.
Бессознательное в эриксоновском гипнозе

В эриксоновском гипнозе используют понятия «сознание» и «бессознательное». Что же обозначают эти понятия? Представьте, что Ваш разум состоит из двух частей — сознательной и бессознательной. Сознательный разум — эта та часть, которая анализирует, критикует, мыслит логически и рационально, направляет и фокусирует внимание, отвечает за речь, абстрактное мышление и сознательные усилия. Сознание является характеристикой функционирования левого полушария мозга (для правшей, для левшей — всё наоборот). В трансе левое полушарие начинает работать менее активно, и все усилия терапевта направлены на то, чтобы сдвинуть сознание в сторону от жестких рамок и ограничений сознания. При этом переживание транса или глубокой задумчивости являются характеристикой функционирования правого полушария мозга человека, которое у большинства людей слабо задействовано в повседневной жизни.

Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческие способности, интуицию, пантомиму, кинестетические (телесные) ощущения, музыкальное и зрительно-пространственное восприятие, спонтанность, комфорт, экстрасенсорные способности; это область бессознательных процессов. Бессознательное или подсознание — это та часть, которая управляет телесными функциями, от сердцебиения до дыхания. В подсознании хранятся все Ваши воспоминания, желания и фантазии, весь опыт накопленный за жизнь, начиная от младенчества и далее, все знания и навыки. Здесь обитает мудрость, творческое начало. Здесь живет способность к решению проблем. Но это также и область, где содержатся источники всех наших проблем, страхов и болезней. Теперь Вам, наверное, становится понятно, почему погружение в транс и общение с подсознанием напрямую, которое становится возможным с помощью эриксоновского гипноза, помогает быстро и эффективно устранить причины проблем и болезней и стимулировать поиск новых творческих способов для решения своих задач.

В отличие от других способов психотерапии, суть подхода эриксоновского гипноза заключается именно в обращении к творческому подсознанию человека и к бессознательному научению в состоянии транса. «Большая часть нашей жизни определяется бессознательным», — эта фраза принадлежит Милтону Эриксону. Точно такую же мысль высказывал ранее и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который считал, что человеческим поведением в основном управляют неосознаваемые влечения и желания (по Фрейду, в основном, сексуальные), которые содержатся в подсознании. Принципиальное отличие подхода Эриксона к бессознательному заключается в том, что он одним из первых психотерапевтов стал рассматривать подсознание не как источник проблем, а как огромный резервуар потенциальных ресурсов и возможностей — здоровья, хорошего самочувствия, достижений, успехов, побед, радостных и счастливых моментов, когда-то пережитых Вами. К сожалению, этот мощный резервуар ресурсов оказывается недоступен для большинства людей в повседневной жизни, однако, доступ к нему можно получить с помощью гипноза и активизировать все эти ресурсы для пользы человека.

Ко всему сказанному можно добавить, что сегодня ученые с помощью современных приборов для изучения деятельности мозга установили, что в состоянии транса происходит уравновешивание работы левого и правого полушарий головного мозга, и в результате этого наш мозг входит в режим работы в альфа-ритме, что уже само по себе оказывает целительный эффект на весь организм и психику человека. Кроме того, при работе с негативным опытом в состоянии гипнотического транса у Вас появляется возможность заново пережить эти ситуации в безопасной обстановке и, воспользовавшись подсказками и помощью терапевта, найти новые способы решения трудных ситуаций.

В результате этого новый опыт позитивных переживаний записывается в подсознание, для которого неважно, произошло ли решение проблемы в реальной жизни или в гипнотическом трансе. Это приводит к переструктурированию психики, и проблемы, болезни и трудности остаются в прошлом. Гипноз, таким образом — это помощь, которую оказывает терапевт для того, чтобы пациент вошел в состояние транса, развернув фокус своего внимания внутрь себя, и запустил бессознательные внутренние механизмы поиска решения своей задачи.

Бессознательное научение и обход ограничений сознания в эриксоновском гипнозе

Согласно Эриксону, гипноз облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. В эриксоновском гипнозе терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля, и ими не руководит воля другого человека. Фактически состояние транса, испытываемое при гипнозе — это естественное состояние, которое много раз переживал каждый, и вы тоже. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут проявляться во время медитации, молитвы или выполнения однообразных физических упражнений, которые иногда называют «медитацией в движении».

В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются ярче, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым придается меньше значения. Под воздействием гипноза пациент часто начинает интуитивно понимать смысл и значение сновидений, символов и других форм выражения подсознания. Внушения гипнотерапевта в состоянии гипнотического транса воспринимаются менее критично, но все же, если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентирами пациента, то, либо их усвоение будет частичным, либо они вовсе будут отвергнуты.

В случае, если внушения гипнотерапевта принимаются, происходят устойчивые изменения в поведении и системе отношений пациента. Устойчивость изменений можно объяснить тем, что под воздействием гипноза у пациента пробуждаются способности к неосознаваемому научению, и он начинает их использовать. То есть в трансе вы входите в соприкосновение со своими собственными неиспользованными знаниями, накопленными в течение всей жизни. Получается, что, вспомнив эти забытые навыки, вы можете включить их в структуру своего поведения, которое станет более конструктивным и укрепит вашу личность. Воздействие эриксоновского гипноза устойчиво и приводит к внутрипсихическим изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям. Такая устойчивость изменений при применении эриксоновского гипноза обусловлена тем, что работа направлена на внутренний рост, самораскрытие и принятие человеком себя.

Различия между классическим гипнозом и эриксоновским гипнозом:

Важно понимать, что когда мы сравниваем классический и эриксоновский гипноз, речь идет не о двух разных гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые сильно различаются между собой. В классическом гипнозе применяется авторитарный подход, гипнотизёр эксплуатирует такие средства воздействия, как «магнетический взгляд» и властный голос, при этом гипнотизёру и самому кажется, что он обладает особым магнетизмом и властью над другими людьми.

При эриксоновском гипнозе используется разрешающий подход — субъект транса (тот человек, которого гипнотизируют) чувствует и понимает, что ему «разрешается» практически всё. При этом гипнолог, работающий в эриксоновском гипнозе, считает себя проводником, гидом, который помогает субъекту транса ориентироваться в процессе гипноза, и особо подчеркиваются партнерские, равные отношения между гипнологом и пациентом. Если в традиционном гипнозе гипнотизёр стремится создать отношения подчинения, то в эриксоновском гипнозе, напротив, происходит высвобождение.

В традиционном гипнозе основной упор делается на то, чтобы с помощью прямых директивных внушений внедрить человеку в голову определенные мысли, идеи, чувства и ощущения. В эриксоновском гипнозе тоже используют внушения, однако основная работа направлена на то, чтобы высвободить и начать активно использовать то, что у человека уже есть внутри — его положительный опыт, накопленные знания и умения, навыки, воспоминания. Основная задача эриксоновского гипнотерапевта заключается в том, чтобы помочь вам максимально полно воспользоваться своими собственными возможностями и ресурсами для достижения ваших целей.

Внушения в эриксоновском гипнозе

По оценкам ученых, большинство людей использует не более 10% своего умственного потенциала. Наше сознание слишком узко, жестко и ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны. Наша система образования и воспитания научила нас определенным навыкам и вооружила некоторыми знаниями, но в то же время ограничила нас жесткими рамками предубеждений против наших способностей и субъективными представлениями о том, что мы можем, а что — нет. Много раз в прошлом у вас, наверняка, бывали такие моменты, когда вы могли настолько погрузиться в то, что вас интересует, что просто не замечали ничего вокруг. В такие моменты вы способны «не слышать» того, что говорят прямо рядом с вами, «не видеть» ничего, кроме того, чем вы заняты, «не чувствовать», например, что ваша поза неудобная, и нога затекла и онемела. Всё это вы делаете легко и автоматически, когда не задумываетесь об этом. Тем не менее, если вас попросят прямо сейчас «не слышать» или «не видеть» чего-либо, вашей реакцией, скорее всего, будет недоумение: вы можете подумать, что не знаете, как это сделать. Наше сознание не знает, как это «не слышать» и «не чувствовать» по прямому указанию, хотя в соответствующих обстоятельствах мы делаем это легко и не задумываясь.

В эриксоновском гипнозе используются особые формы внушений — косвенные внушения. Эта форма гипнотического внушения направлена на то, чтобы человек мог выполнять определенные действия, которые он затрудняется делать сознательно, хотя автоматически и бессознательно они вполне доступны этому же самому человеку в определенных жизненных ситуациях. С помощью таких косвенных форм внушения, характерных для эриксоновского гипноза, у пациента появляется возможность контролировать и направлять такие реакции, которые обычно регулирует подсознание.

Эриксон разработал и оставил в наследство множество уникальных форм косвенного гипнотического внушения, которые позволяют на мгновение изменить связывающие пациента ограничения сознания и открыться внутреннему потенциалу. Хорошо обученный специалист в эриксоновском гипнозе прежде всего — это хороший наблюдатель, умело распознающий то, что тормозит развитие каждого конкретного пациента. Эриксоновский гипнотерапевт стремится предоставить средства для освобождения и активизации человеческого развития, воспользоваться которыми — это уже задача самого пациента.

Использование обучающих историй в методе эриксоновского гипноза

Сам Милтон Эриксон в свою работу с трансовыми состояниеми часто искусно вплетал обучающие рассказы — истории из своей жизни и жизни своих родственников и другие истории, рассказанные в форме притчи, которые представляют собой блестящие примеры искусства убеждения. Именно такие обучающие истории являются «фирменным знаком» эриксоновского гипноза, они придают терапии особое очарование и, безусловно, повышают её эффективность. Такие истории, рассказанные в трансе, также называются терапевтическими метафорами, и они способны повлиять на бессознательное и дать толчок к устойчивым позитивным изменениям в поведении человека. Причем, воздействие эриксоновского гипноза приводит именно к таким изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям.

Рассказывая обучающие истории, гипнолог дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Общение происходит на разных уровнях, включая бессознательные. Новые, жизнеутверждающие взгляды могут быть переданы пациенту как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом состоянии. И тогда вы можете обнаружить, что вам необязательно целиком полагаться на стандартный образ мыслей и оставаться в плену у своих собственных ограничивающих психологических установок.

Часто пациенты отождествляют себя с персонажами терапевтических метафор, тем самым впитывая в себя те качества, знания и умения, которые им необходимы для успешного решения своих проблем, и этот новый опыт затем переходит и в реальную жизнь. Это можно проиллюстрировать на примере решения сексуальных проблем, таких как преждевременная эякуляция. Если пациент, находясь в гипнотическом трансе, смог испытать такие же ощущения, которые возникают при наслаждении удачным половым актом, то это означает, что психотерапевту удалось прибавить к его воспоминаниям чувство успеха и ожидание дальнейшего успеха.

В качестве примера обучающих историй Милтона Эриксона, приведу рассказ из его книги «Мой голос останется с вами…», который называется «Как пройти из комнаты в комнату».

Я спросил студента: «Как пройти из этой комнаты в другую?»

Он ответил: «Сперва нужно встать. Затем сделать шаг…».

Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую».

Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно…».

Я сказал: «Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьёзнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если бы мне нужно было попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком».

Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении!

Вконтакте

Основанный на ограниченности возможности обработки им информации. Метод достаточно сложен, и его рекомендуется изучать тогда, когда остальные, более простые приемы уже освоены. В этой технике главное – чтобы ваши фразы оставляли впечатление, что они непрерывно и постоянно связаны между собой, и представляют единое целое, в котором каждая часть логически связана с последующей и предыдущей. Самое простое связывание – союз «и». Более обязательные – «потому что», «по мере того, как», «поэтому», «в связи с тем, что», «ввиду того, что», «в то время, как».

Перегрузка может производиться по времени, по ориентации в пространстве, по другим элементам

Перегрузка по времени

Производится с помощью использования временных категорий. К примеру, возьмем дни недели. Вы позвонили и договариваетесь с собеседником о встрече:

«Петр Иванович, мы могли бы с Вами встретиться на следующей неделе. Я думаю, когда Вам будет удобно, вполне возможно, что это будет четверг, хотя, может быть, это могла бы быть и пятница, так как она после четверга и это – конец недели, хотя мы могли бы договориться и на среду, все-таки пятница – это конец рабочей недели, а среда – середина, и перед ней кстати есть вторник, и, может быть, нам нет необходимости встречаться в среду, если мы можем встретиться во вторник, и это будет раньше пятницы и четверга, то есть вторник вместо среды – это тоже решение… Поэтому я пока не знаю, когда мы можем встретиться, но я точно знаю, что наша встреча будет очень успешной для нас обоих».

Данный текст, достаточно бессвязный, если его читать, может великолепно использоваться при оказании психологического воздействия путем создания перегрузки.

Другой пример внушающей фразы: «И поэтому, Петр Иванович, Вы можете подписать этот контракт завтра или через неделю, но Вы, может быть, захотите вернуться сюда, воспользоваться моментом и подписать его сейчас».

Вот пример использования техники речевого забалтывания для наведения транса.

Перегрузка по ориентации в пространстве

При ее использовании можно сыграть на категориях «здесь» и «там».

«Вот, Петр Петрович, теперь мы здесь, в моем кабинете, а там мы были в зале для презентаций, но здесь нас никто не будет беспокоить, и мы сможем великолепно поговорить обо всех нюансах и деталях нашего сотрудничества, и к тому же и Вы, наверное заметили, что когда мы были там, и я показывал некоторые образцы того, чем мы занимаемся, я не говорил о самом главном, о наших партнерах, об этом мы сможем поговорить здесь, из-за того, что все-таки там шумно, а здесь нам никто не мешает, и я еще не хотел говорить с Вами об этом там, потому что здесь я смогу показать Вам наглядно, как мы работаем, и если Вы внимательно слушали меня там, то Вы сможете увидеть здесь тот материал, который я хочу, чтобы Вы увидели, и тогда все, что Вы видели здесь, и все, что я показывал Вам там, поможет Вам хорошо почувствовать позитивность этого момента для решения наших задач».

Сразу, как вы заметите наступившие признаки транса, следует давать четкую и простую команду. К примеру: «Разумеется, для Вас выгоднее…»

Обратите внимание, вы должны выделить голосом три компонента этого сообщения для введения в замешательство вашего собеседника: пару, на которую вы опираетесь (в данном случае это «здесь» и «там») и формулу внушения («сможете увидеть то, что я хочу» и «поможет Вам почувствовать позитивность этого момента»).

Вариация техники: Цыганские методы скрытого гипноза

Забалтывают два человека, которые находятся с разных сторон от объекта, говорят одновременно, много, постоянно жестикулируя и касаясь человека. Даже самый стойкий не сможет выдержать и 5 минут. При этом, осуществляется активная перегрузка по всем модальностям, что максимизирует эффект психологического воздействия:

Речь перегружает аyдиальнyю модальность

Движения и жесты - зpительнyю модальность

Касания - кинестетику

Через пару минут обычный человек входит в глубокий транс и готов воспринять ваше внушение.

Другие примеры

«Я о непонятном много знаю; если говорить об этом внятно, мне понятно – я не понимаю, что из непонятного понятно». Данная фраза имеет смысл, но сознание до него может дойти не сразу. Пока оно ищет ответ, нужно делать внушение.

Психологическое воздействие становится сильнее, когда задействуются все каналы восприятия. «И, видимо, слушая меня, Вы, легко понимаете то, о чем я говорю, так как говорю я Вам, видимо, о том, что Вам легко понять». Информации в этой фразе – ноль, но скажите это многозначительно – и ваш партнер уже в легком трансе. И, что самое интересное, он действительно посчитает, что понял то, что услышал от вас.

«Я не уверен, выйдет что-нибудь полезное из этой затеи, или не выйдет, а собственно говоря, какая разница. Ведь ясно – или выйдет или не выйдет, но тем не менее, что-то обязательно получится, даже если и не совсем то, на что мы рассчитывали. И Вы, видимо, легко понимаете это, и именно поэтому готовы мне помочь».

«Да, я понимаю, что Вы очень заняты, именно поэтому я приглашаю Вас на нашу презентацию, поскольку на ней Вы узнаете, как...»

«Итак, мы здесь собрались для решения важной проблемы, которая позволит каждому из нас проявить предельную активность и внимание. Если Вы будете серьезными и настроитесь на деловой лад, то, я думаю, мы сможем интенсивно и эффективно проработать содержание нашей задачи».



Первый метод, который следует рассмотреть – это гипноз посредством фиксации предмета. Гипнотизирующий просит пациента сконцентрировать взгляд на каком-то предмете – монете, ключе или карандаше, подвешенном на веревке.

Предметы могут быть какими угодно, главное, чтобы они находились на расстоянии не менее чем в 25 см от глаз гипнотизируемого.

Когда пациент сосредоточится на предмете, гипнотизер начинает производить ряд внушений. Обязательное условие: слова должны произноситься монотонным голосом, повторяться и иметь образный характер. Сначала пациенту внушается ощущение расслабления, сонливости, тяжести, тепла, а затем сна.

Раньше гипнотизировали без словесных внушений (например, метод Бреда – Льебо), однако в настоящее время более распространено воздействие, сопровождаемое словами. Словесные формулировки помогают описать ощущения, благодаря чему гипнотизируемый чувствует их полнее.

Слова повторяют для того, чтобы пациент закрыл глаза. Если последний не хочет закрывать их, психотерапевт прибегает к счету. При этом внушение возобновляется при счете от 1 до 10.

Однако счет тоже не всегда помогает. В этом случае используют метод Бернгейма. Согласно ему, на расстоянии нескольких сантиметров от лица пациента следует держать руку и часто двигать ею сверху вниз и наоборот. Во время этих действий повторяют внушение: «Следите за моей рукой – вверх, вниз, вверх, вниз, – и вы захотите спать. Вас клонит в сон все сильнее и сильнее». После гипнотизируемому говорят: «Теперь вы можете закрыть глаза». Затем гипнотизер закрывает пальцами веки пациента.

Существует метод простого словесного внушения, которое осуществляется без использования предмета, на котором надо концентрировать взгляд. Такой метод применяют в том случае, когда пациенту трудно сосредоточиться на каком-либо предмете.

Гипноз проводится следующим образом: больной ложится на диван, гипнотизер просит его закрыть глаза и делает словесное внушение.

Аббат Фариа предложил в 1813 году метод, названный впоследствии его именем. Гипноз посредством зачаровывания особенно был распространен в Индии среди факиров и фокусников. Однако сейчас данная методика применяется очень редко. Вместо того чтобы фиксировать взгляд на предмете, пациент должен смотреть в глаза гипнотизеру. В медицине этот метод используется в основном при лечении алкоголизма, наркомании, а также при неуравновешенности больного.

Пример внушения, которое произносит гипнотизер: «Смотрите мне в глаза. Ваш взгляд тяжелеет, тяжелеет, руки становятся тяжелыми, тяжелыми становятся ноги, все тело тяжелеет. Ваши глаза закрываются, но держите открытыми их до тех пор, пока можете смотреть мне в глаза. Ваши веки тяжелеют, они становятся тяжелыми, как свинец. Вы засыпаете, засыпаете».

Когда пациент закрывает глаза, психотерапевт произносит: «Ваши веки склеились, вы не сможете их открыть до тех пор, пока я не прикажу вам». После этого пациента усаживают в кресло.

Главная сложность данного метода заключается в том, что гипнотизер должен смотреть в глаза пациенту, не отрываясь и не моргая. Для того чтобы научиться этому, врач должен ежедневно тренироваться. Кроме того, при таком методе гипнотизер сам рискует быть загипнотизированным.

Также в гипнозе используется довольно сложный метод поднятия руки. Он был предложен Эриксоном в 1923 году и называется американским. Для того чтобы успешно применять данную методику, требуется специальная тренировка. Главное преимущество ее заключается в том, что в процессе гипнотерапии участвует и сам пациент.

Гипнотизер произносит следующие слова: «Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Сядьте, положите руки на бедра. Да, так. Смотрите на свои руки. Внимательно наблюдайте за ними, но при этом расслабьтесь, не напрягайтесь. Следите за тем, что происходит во время релаксации. Явления, которые вы наблюдаете, происходят все время, когда вы расслабляетесь, только раньше вы их не замечали. Я сообщу вам, когда они произойдут. Сосредоточьтесь на всех своих ощущениях, зафиксируйте их. Какими бы ни были эти явления, запомните их. Возможно, вы почувствуете зуд или легкое покалывание, может быть, ощутите тяжесть в руке. Совершенно неважно, что именно вы испытываете, главное, наблюдайте за этим. Не отрывайте взгляда от своей руки. Она неподвижна и спокойна. Пока она остается на своем месте, но в ней уже есть едва ощутимые движения. Вы не чувствуете их, но смотрите на руку не отрываясь. Постарайтесь уловить момент, когда движения станут более ощутимыми».

Гипнотизируемый сосредотачивает все внимание на собственной руке. Он хочет узнать, что будет дальше, так как уверен, что ощущения его вполне естественны, что он испытывает их все время в соответствующих условиях. Врач не навязывает ему своей воли, поэтому пациент не рассматривает слова психотерапевта как внушение. Этого, собственно, и должен добиться гипнотизер.

Пациент соотносит возникающие явления со словами психотерапевта, и у него появляются соответствующие реакции. Например, вполне естественное движение пальцев, на которое врач указывает сразу же, едва заметив. Психотерапевт должен внимательно наблюдать за поведением пациента, замечать малейшие изменения и движения гипнотизируемого.

Далее врач продолжает внушение. Он может произносить следующее: «Увидим, какой из ваших пальцев зашевелится первым. Быть может, это будет мизинец, или указательный, или безымянный… а может, большой или средний… Вы заметите, когда один из них вздрогнет и шевельнется. Вы не можете знать, какой именно, поэтому внимательно следите за рукой. Смотрите, ваш мизинец шевельнулся. Видите, ваши пальцы раздвигаются, промежутки между ними все увеличиваются… Пальцы раздвигаются все сильнее и сильнее, пространство между ними увеличивается».

Врач незаметно для пациента делает ему внушение. Гипнотизируемый думает, что пальцы у него раздвигаются сами, то есть без какого-либо влияния, однако это происходит за счет внушения гипнотизера. Таким образом, если пациент разводит пальцы, значит, внушение работает. Гипнотизер как будто констатирует факт, однако на самом деле он управляет действиями пациента.

Между тем врач продолжает: «Ваши пальцы раздвигаются, после чего начинают сгибаться сами собой. Посмотрите: сгибается и приподнимается средний палец, сгибается указательный. (одновременно начинают сгибаться пальцы пациента). Вы чувствуете легкость, ваша рука становится все легче и легче. Она поднимается. медленно, легко, ваша рука поднимается. Смотрите на руку, вы видите, как она становится все легче и легче. Одновременно с этим вы чувствуете усталость в глазах, вас клонит в сон. Вам хочется спать все больше и больше. Ваши веки становятся тяжелыми, как свинец. Вы хотите закрыть глаза. Ваша рука поднимается все выше и выше. Чем выше поднимается рука, тем сильнее вы хотите спать. Вам все больше хочется почувствовать расслабление, закрыть глаза и уснуть».

Здесь следует отметить: поднятие руки и засыпание усиливают друг друга. То есть чем выше пациент поднимает руку, тем сильнее его клонит в сон. Психотерапевт говорит следующее:»Кисть вашей руки поднимается по направлению к вашему лицу. Ваши веки все больше тяжелеют, вам все сильнее хочется уснуть. Вы чувствуете все большую сонливость. кисть руки поднимается к лицу. Когда рука коснется вашего лица, вы уснете (здесь пациент прикасается рукой к лицу и засыпает)».

Наравне с прочими методами успешно используется так называемый метод метронома. Он основан на том, что под ритмичный стук метронома гипнотизер внушает пациенту, что тот засыпает. Удары метронома помогают гипнотизируемому сосредоточиться и отвлечься от посторонних раздражителей. На этом приеме основаны многие техники, в частности методика И. Платонова, И. Вельвовского и многие другие. Метроном можно заменить часами, монотонными шорохами, стуком.

Одновременно с монотонными звуками следует говорить: «Вы находитесь в состоянии душевного покоя, вас одолевает дремота. Вы чувствуете приятную негу, по вашему телу разливается тепло, вы ощущаете сонливость. Ваши руки и ноги становятся тяжелыми, веки наливаются тяжестью, вы засыпаете. Вы слышите мой голос.

Следует отметить, что все фразы психотерапевта сообщают об уже произошедших событиях. Гипнотизер не говорит о том, что должно произойти, он констатирует факт:»вы уже заснули», а не «вы заснете».

Практически незаменимым атрибутом гипнотизера является какой-либо блестящий предмет, например металлический шарик. Так, В. Рожнов предлагает следующий метод, основанный на использовании блестящего предмета. Пациент должен фиксировать взгляд на металлическом предмете (шарике или кончике молотка). Психотерапевт произносит: «Расслабьтесь. Спокойно лягте и внимательно слушайте мои слова. Не думайте ни о чем постороннем. Вы хотите спать, ваши веки становятся тяжелыми. Вы чувствуете приятную теплоту, разливающуюся по всему телу. Расслабляются мышцы ног и рук, лица, шеи, головы. Вы хотите спать. Я буду считать до десяти, и когда я назову цифру десять, вы заснете».

Вызывает интерес методика Д. Когана и В. Файбушевича. Она довольно проста. Психотерапевт говорит следующие слова: «Лежите ни о чем не думая, устройтесь поудобнее. Я буду читать вам отрывок из стихотворения.

По мере чтения вы будете успокаиваться, вы почувствуете в вашем теле ощущение тепла. Ваши мысли перестанут беспокоить вас, вы будете погружаться в дремоту. Вы будете засыпать все сильнее и сильнее, крепче и крепче. Когда я окончу чтение, вы заснете. Вас ничто не будет беспокоить, все посторонние звуки и мысли уйдут».

Шоковые методы

Как уже говорилось, помимо методов воздействия на анализаторы монотонными раздражителями, существуют так называемые шоковые методы. Ж. Шарко использовал именно такой метод, названный впоследствии его именем.

Согласно данной методике, пациенту велят стать спиной к креслу. Гипнотизер стоит по правую сторону от него и говорит: «Вы уснете сейчас глубоким сном. Встаньте прямо, ровно, не наклоняйтесь. Закройте глаза». После внушения врач кладет на лоб больного правую руку, а на затылок – левую. Отклонив голову пациента назад, психотерапевт внушает: «Вы свободно раскачиваетесь» – и одновременно надавливает на голову гипнотизируемого. Последний начинает раскачиваться, врач подталкивает его, с каждым разом увеличивая амплитуду. При этом он повторяет: «Вы наклоняетесь назад, однако вы не боитесь упасть. Я вас держу».

Врач раскачивает пациента все сильнее и сильнее. Резко надавив на лоб больного, гипнотизер опускает его на диван и громко приказывает: «Спать! Глубже, крепче, спать!»

Внушение сопровождается резким звуком, например хлопком или ударом, или вспышкой света. Больной после этого сразу погружается в гипнотический сон. Этот метод эффективнее всего действует на истеричных пациентов.

Фракционный метод

Данная методика была разработана совместно Фоггом и Кречмером.

Главная особенность ее в том, что она позволяет вводить в гипнотическое состояние людей, недоверчиво относящихся к внушению или не уверенных в эффективности данной терапии. Врач погружает больного в неглубокий транс, после чего говорит: «Я буду считать до трех. На счет три вы проснетесь, после чего я снова погружу вас в гипноз, но уже более длительный и глубокий». Когда пациент просыпается, его просят рассказать об испытанных им ощущениях, о том, что ему мешало заснуть. Врач должен проанализировать слова пациента и следующее введение в гипноз осуществлять уже с учетом предыдущих ошибок. При необходимости (если больной взволнован) второй сеанс также прерывают на несколько минут, в течение которых пациента успокаивают.

В дальнейшем данный метод был несколько усовершенствован. Так, вопросы о самочувствии пациента задавались не во время пауз, а в период пребывания его в гипнотическом сне.

Метод «Путаница»

Если предыдущий метод рекомендуется применять в случае, когда больной боится входить в гипнотический сон, то эта методика предназначена для пациентов, относящихся к гипнотической терапии скептически, с пренебрежением. Суть этого метода в том, что больному делается несколько разных внушений, противоположных по смыслу и требующих быстрого переключения внимания.

К примеру, врач велит пошевелить левой рукой, а правую держать неподвижно. Однако пациент еще не успевает выполнить требование, когда психотерапевт повторяет команду, однако теперь просит пошевелить правой рукой. Обычно больной думает, что в первый раз врач ошибся и выполняет другую команду, то есть путается. Потом гипнотизер просит поднять обе руки вверх, но при этом одну опустить вниз. Пациент не понимает, что именно от него требуется и какую команду нужно выполнять, поэтому надеется услышать хотя бы одно нормальное предложение. Врач же не дает больному опомниться и повторяет новые команды, такие же противоречивые. Когда пациент окончательно сбит с толку, ему дают команду закрыть глаза и заснуть.

Усложненные методы

Приведем несколько методик, которые требуют от психотерапевта большего мастерства и опыта, чем предыдущие.

Метод «5-4-3-2-1»

Суть этого метода заключается в следующем: врач не просто внушает пациенту определенную установку, а маскирует ее. То есть сначала он высказывает несколько утверждений, с которыми гипнотизируемый последовательно соглашается, а уже потом добавляет непосредственно ту команду, которую необходимо внушить. Данная методика включает пять этапов.

Первый этап

Гипнотизер делает четыре утверждения, описывающие то, что гипнотизируемый видит в настоящий момент. Пятое же, то, с которым пациент должен согласиться, врач добавляет после. Аналогичным образом психотерапевт высказывает четыре утверждения, описывающие то, что пациент слышит. Пятое содержит внушение, которое добавляется в общий ряд последним. Затем следуют предложения, содержащие информацию о том, что чувствует пациент, и точно также добавляется внушение.

Второй этап

Он отличается от первого количеством утверждений, констатирующих факты, и количеством внушений. То есть врач дает три «верных» высказывания по поводу того, что видит, слышит и чувствует пациент, и добавляет два внушения.

Третий этап

Здесь число утверждений равно двум, а количество внушений, напротив, возрастает до трех. Так, врач двумя высказываниями описывает то, что пациент действительно воспринимает зрительными, слуховыми и тактильными анализаторами, а тремя утверждениями высказывает внушение.

Четвертый этап

Количество внушений достигает четырех, высказывание же только одно – о том, что пациент видит, слышит и чувствует.

Пятый этап

На этом этапе психотерапевт только внушает, не констатируя факты.

Выход из гипнотического состояния должен проходить медленно, постепенно, чтобы не травмировать психику пациента. В ходе гипноза психотерапевт должен описывать не только ощутимые раздражители, например удары метронома, но и такие образы или звуки, на которые в обычном состоянии человек не обращает внимания (дыхание, едва слышимое тиканье секундной стрелки часов и так далее). Внушение добавляют так, чтобы у гипнотизируемого создалась иллюзия, будто он сам это чувствует, видит и слышит, но на уровне подсознания (внутренним зрением, слухом).

Метод «Тройная спираль»

Эта методика была предложена М. Эриксоном. Ее сложность в том, что она требует от психотерапевта максимальной собранности и сосредоточенности. Вначале врач рассказывает пациенту какую-либо историю. Однако, не закончив ее, он прерывается на середине и начинает другой рассказ, тоже обрывает его на середине. Третью историю гипнотизер рассказывает целиком, после чего заканчивает первую. В результате пациент запоминает не все три истории, а только первую и вторую. Третий же рассказ очень быстро стирается из памяти, поэтому именно в третью историю врач включает команду для пациента. В этой главе мы привели лишь наиболее часто используемые методики введения в особые состояния сознания. На самом же деле их существует огромное количество. Более того, каждый психотерапевт сам выбирает наиболее приемлемый для него метод введения пациента в гипнотический сон, дополняя уже созданную методику своими собственными приемами. Поэтому невозможно совершенно точно определить шаблон, по которому следует вводить людей в состояние гипноза.

Гипноз — это известный с древних времен способ воздействия на подсознание человека при помощи внушения. Это эффективный и результативный метод, который позволяет проникнуть во внутренний мир индивидуума с целью коррекции его поведения в реальной жизни. Гипноз также может применяться для лечения болезней, а также как самостоятельная практика для самосовершенствования и развития. Существуют и специальные техники гипноза и внушения для достижения быстрых целей.

Разнообразие методик объясняется необходимостью достижения различных конечных результатов. Учитываются также индивидуальные особенности психики каждого конкретного человека и сложность ситуации, а также способность индивидуума воспринимать указания под внушением. О самых распространенных техниках гипноза, их особенностях и отличиях, можно прочитать ниже.

Техники медицинского гипноза

В медицинской лечебной практике используют классический вариант гипноза. Его техники подразумевают личное согласие пациента на проведение процедуры, создание определенной расслабляющей обстановки, постепенное погружение в транс при помощи голоса или предмета.

Выход из гипноза осуществляется по команде гипнотерапевта. Внушения проводятся при частичном отключении сознания.

Чаще всего под медицинским гипнозом подразумевают 2 вида воздействия:

  • Классический директивный гипноз. Его используют, когда необходимо дать пациенту конкретное указание к действию. Особенностью этой техники гипноза является то, что после достижения человеком нужной степени транса, работа с подсознанием осуществляется при помощи простых, четких, не терпящих возражений установок. Такой вид гипноза эффективен, например, при лечении алкоголизма, лечение курения гипнозом , наркотической зависимости.
  • Эриксоновский гипноз. Отличительной особенностью этой техники воздействия на подсознание служит то, что он проводится в более мягкой форме. С помощью эриксоновского гипноза проводят лечение фобий, тревожных расстройств, психозов и других патологических состояний.

Для работы с очень нервными, мнительными, впечатлительными и проблемными пациентами применяют элмановский гипноз. Такая специальная техника позволяет ввести в транс внутренне сопротивляющихся внушению личностей. В остальном этот вариант лечебного воздействия ничем не отличается от предыдущих.

Мгновенный гипноз

Еще одной техникой введения человека в транс является быстрый гипноз. Особенностью этого вида гипноза является очень высокая скорость достижения транса, а также специфический способ, при помощи которого происходит погружение в него.

Подготовительным этапом мгновенного гипноза является простое расположение к себе человека и завладение его вниманием. Далее происходит грубая атака на эмоциональную сферу, которая вызывает шок, стресс и яркое проявление чувств. Это также открывает путь к подсознанию и дает возможность гипнотизеру проводить любые внушения.

Быстрый гипноз редко используются в медицинских целях. Дерзкое проникновение во внутренний мир накладывает свои ограничения. При таком гипнозе можно добиться только 2 стадии транса, что исключает постановку постгипнотических внушений. Следовательно, результаты работы могут быть направлены только на достижение краткосрочных целей.

Существует мнение, что быстрому гипнозу невозможно сопротивляться. Но это не совсем так. Техника гипноза может быть различна. Но на уровне подсознания человек без сопротивления воспринимает только те установки, которые не расходятся с его фундаментальными жизненными ценностями и моралью, а также не несут угрозы его существованию. Поэтому использовать быстрый гипноз для достижения абсолютно любых целей не получится. По большому счету, все внушения, которые будет воспринимать разум человека, могут быть направлены на коррекцию его поведения, а не мировоззрения.

Чаше всего быстрый гипноз практикуют люди, обязанные в силу своей деятельности контактировать с разнообразной по социальному положению публикой (управленцы, политики, юристы, работники социальной сферы).

Техники самогипноза


Для индивидуальной проработки проблемных ситуаций существует техника самогипноза . Она достаточно проста в исполнении, поэтому ее может освоить любой желающий человек.

Однако для достижения серьезных результатов необходима продолжительная практика и сильная вера в действенность подобного внушения.

Самостоятельная техника гипноза также подразумевает момент релаксации или расслабления, моральную подготовку к сеансу и погружение в транс при помощи звука или визуальных образов. Однако ее отличие заключается в том, что для достижения измененного состояния нет необходимости в присутствии постороннего лица. Контакт с подсознанием осуществляется посредством прослушивания аудио или просмотра видеозаписей. В состоянии гипноза такие установки воспринимаются точно так же, как если бы их произносил человек.

Сеанс гипноза длится непродолжительное время и может быть повторен в любое удобное для человека время

Такая техника воздействия на собственный внутренний мир имеет много общего с медитацией. Самостоятельные внушения позволяют:

  • следить за общим состоянием здоровья;
  • оставлять в прошлом зависимости, фобии (например, );
  • регулировать настроение;
  • задавать новые цели в жизни;
  • корректировать поведение;
  • держать под контролем пристрастия и привычки.

Практика самостоятельного гипноза абсолютно неопасна и даже полезна для психики. Все проводимые внушения при использовании этой техники идут лишь на благо человеку, совершенствуют и развивают его личность.