Методическая разработка (старшая группа) на тему: Как приучить ребенка к труду. Нужно ли приучать ребенка к труду

Почему нужно прививать ребенку интерес к домашнему труду?

Как часто приходится слышать сетования родителей на то, что ребенок вырос лентяем, не хочет помогать, не помоет после себя грязную тарелку… А все ли вы сделали, чтобы привить малышу привычку к труду, понимание того, что труд может приносить радость?
Бывает, что родители вовремя не занимаются приучением малыша к домашнему труду. «Успеет еще везти этот воз», - думают мамы девочек. «Не мужское это дело», - уверены мамы мальчиков.

Свою ошибку они осознают гораздо позже. Домашний труд – это первый вид полезной деятельности, доступный маленькому человеку. Помогая родителям по дому, ребенок ощущает себя взрослым и полезным. Он понимает, что труд может приносить радость, удовлетворение. Кроме того, правильно организованный домашний труд в раннем возрасте становится одним из видов деятельности, который поможет разнообразить досуг ребенка, отвлечь его от экрана компьютера или телевизора.
Если труд ребенка дома стал для него привычным и не вызывает отвращения, ваш подросший малыш будет вам надежным помощником в саду, в гараже. Постепенно ему можно будет давать самостоятельные задания: убрать свою комнату, приготовить нехитрый ужин (попросите его найти в Интернете какой-нибудь несложный, но интересный рецепт). Это освободит вас от каких-то хлопот, появится время для совместного досуга. Кстати, обещание совместного похода в кино, в бассейн или парк – один из аргументов, который поможет сделать домашний труд в глазах ребенка важным и желанным.

Каким трудом ребенок может заниматься дома?

С самого раннего возраста ребенок наблюдает за тем, как мама моет посуду, готовит завтрак, вытирает пыль. Даже самый маленький не должен слышать от нее стенания по поводу того, как опротивела такая работа. Напротив, мама каждый раз должна говорить ребенку, что вот теперь посуда (пол, зеркало) будет чистой и красивой, а приготовленная еда доставит удовольствие всем домашним.
Труд ребенка дома должен начинаться с самых простых действий. Приучите его складывать свои игрушки в определенное место, поднимать с пола упавшую игрушку или книжку. Малышу по силам вытереть пыль – сначала со своих игрушек, потом с доступных его росту поверхностей домашней мебели.

Под вашим руководством ребенок двух с половиной – трех лет уже может мыть посуду, вырезать фигурки из теста, подметать мелкий сор маленьким веничком или щеткой. Можно попросить малыша загрузить белье в стиральную машину, а потом помочь развесить его на сушилке.
Есть сейчас много игрушек, имитирующих домашнюю утварь: холодильники, стиральные машины, гладильные доски. Игра в домашний труд, конечно, полезна, но она не может заменить реальной помощи маме в его заботах об уюте и комфорте в доме.
Не забывайте похвалить малыша за все, чем он вам попытался помочь. Ни в коем случае не переделывайте его работу. Плохо вымытую ребенком посуду перемойте тогда, когда он этого не видит. Или мойте ее вместе: «Ты помыл, теперь – моя очередь!». А вот укоры и насмешки могут навсегда отбить охоту к домашнему труду.

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества - плохие помощники в будущей жизни.


Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую . Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр. Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет. Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.



Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу . Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание , потом могут гордиться своими умелыми детьми. Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет. Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции. Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ . Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания. Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо. Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности. Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Забота о родителях

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах . Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше. Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим. Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами . Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно. Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте. Поверьте, эти затраты стоят того!


Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.

Ребёнок ленится? Отказывается помогать и выполнять простую работу по дому? С этими трудностями родители сталкиваются почти каждый день. Как приучить ребёнка к труду - об этом данная статья.

Приучаем к труду - когда?

Пожалуй, многие родители чаще всего ругают ребёнка именно за лень, но при этом большинство мам и пап не понимают, что трудолюбие надо взращивать в малыше как можно раньше. Порой взрослые сами препятствуют формированию у чада такого качества. И логично предположить, что если родители не любят трудиться, не уважают свой и чужой труд, то и ребёнок пойдёт по их стопам.

Специалисты рекомендуют вовлекать малыша в трудовой процесс уже в двухлетнем возрасте. В этот период дети начинают активно копировать поведение взрослых. Самое главное здесь - слышать и поддерживать ребёнка. Не запрещайте отпрыску помогать вам. Ведь иногда дети сами просятся помочь, но родители отказываются от такой помощи, считая, что уж они-то сделают всё быстрее и лучше ребёнка. Первое время можно просить малыша выполнять какие-то простые и привычные действия, например, убирать игрушки. Поначалу желательно это делать сообща. Ребёнок должен привыкать к порядку и знать, что всему - своё место.

Как именно воспитывать у ребёнка трудолюбие?

Наберитесь терпения и не ждите, что ребёнок будет сразу делать всё быстро и качественно. Не забывайте хвалить его даже за незначительные усилия. И если результат оказался совсем не таким, каким вы его ожидали, старайтесь не наказывать ребёнка и вообще не заставлять его криком что-либо делать или переделывать. Спокойно объясните чаду, в чём плюсы и минусы его труда. И в следующий раз ребёнок порадует вас уже больше.

Труд как игра.

Если трудовой процесс представить в виде игры, то малышу будет значительно проще и интереснее выполнять какую-либо работу. И к более старшему возрасту уже будет сформирована полезная привычка трудиться.

Составляйте список дел, и объясняйте ребёнку, какие конкретно у него обязанности. Так он научится принимать на себя ответственность и отвечать за результат своего труда. Обязанности должны быть под силу ребёнку, чтобы он мог совмещать их с учёбой, дополнительными занятиями, отдыхом и увлечениями.

Очень важно выработать у ребёнка положительное восприятие труда. Малыш должен понимать, что труд - пусть и нелёгкое, и не всегда интересное занятие, но, тем не менее, это благое и нужное дело.

Похвала и поддержка - наше всё.

Всегда хвалите своё чадо даже за маленькие успехи и крошечные усилия. Если часто говорить ребёнку, что он «неловкий и неумелый», то он потеряет веру в свои силы и желание вообще что-либо делать. Не стоит поощрять ребёнка деньгами и подарками за проделанный труд, иначе впоследствии он научится делать всё ради выгоды. Приучая малыша к труду, родители не только формируют у него такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, но и способствуют развитию у него положительной самооценки.