Место, где обнимают стариков. Протоиерей Владислав Свешников: Отдавать родителей в Дом престарелых – безнравственно

К сожалению, многие пожилые люди в конце своей жизни остаются обделенными вниманием родных и близких, а некоторые просто не имеют родственников. Что делать старому человеку, если он не может жить один? Многие уходят жить в дома престарелых. Конечно же, наша Православная Церковь не могла пройти мимо проблемы одинокой старости. Для помощи престарелым людям в духе христианской любви к ближнему и создаются церковные богадельни.

Что такое богадельня?

По своей форме, богадельня мало чем отличается от обыкновенного дома престарелых. Это такое место, где могут найти приют и уход одинокие старики. Но вот отличий внутренних очень много.

Важно! Главное, чем отличается богадельня от любого другого пункта социальной помощи - это духом жизни во Христе.

Формально это выражается в том, что живут в богадельне насельники, как называют проживающих в монастыре. Комнаты принято называть келиями, а столовую - трапезной. Чаще всего богадельни располагаются недалеко от храмов, поскольку участие проживающих в богослужениях обязательно, а далеко ездить старым людям тяжело.

Церковные богадельни создаются для помощи престарелым людям

Но конечно же, главные различия не в формальных названиях, а во внутреннем устроении и организацией жизни стариков. Не стоит противопоставлять государственные учреждения и церковные - и там, и там может быть хорошо и комфортно человеку в возрасте. К сожалению, и там, и там могут попадаться не очень хорошие и добрые люди. Но в церковных приютах сама атмосфера такова, что вытесняет людей со злыми помыслами.

Главное отличие церковной богадельни от общественной или государственной организации - цель работы. Если обычный, даже самый хороший, дом престарелых ставит целью максимально комфортные условия проживания, то в богадельне упор делается на духовную жизнь.

Говоря о преклонных годах, часто используют фразу «пришло время думать о душе». На самом деле, верующий человек должен думать о своей душе ежедневно, вне зависимости от возраста. Но все же чем солиднее возраст, тем заботы о душе должны становиться важнее.

Вне церкви забота о стариках сводится к тому, чтобы обеспечить их всем необходимым для комфортной земной жизни. Это и жилье, и еда, и медицинский уход, и многое другое. Это, безусловно, очень важно в конце жизни, но это все земное, временное. Ничто из сегодняшней комфортной жизни человек не сможет унести с собой в Вечность, к Богу.

Поэтому очень важно, чтобы в конце своих дней у человека была возможность оставить все земные попечения и направить свой ум исключительно к Господу. Именно к этому стремятся все насельники богаделен. Поэтому и не имеет смысла «сдавать» пожилого человека в такое заведение насильно - если нет желания посвятить остаток жизни Богу, то заставить человека не удастся.

О жизни в богадельне

Человеку в возрасте, который имеет желание закончить свою жизнь в богоугодном месте, необходимо найти такую организацию в приходе своего храма или какого-либо монастыря. Как правило, в богадельне есть специальный человек, который занимается приемом новых жильцов, организацией переезда.

В богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается профессиональный уход

Конечно же, если человек находится в силах, ему будет дано какое-либо трудовое послушание. Праздная жизнь совершенно противоречит православной вере, и пока человек может - он должен трудиться на благо себя и своих ближних.

Организационно жизнь в церковном приюте похожа на жизнь большой семьи. Все насельники стараются по мере сил помогать друг другу как физически, так и духовно. Много времени уделяется молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов.

Важно! В каждой богадельне обязательно будет священник, который окормляет свою пожилую паству. Важнейшей частью жизни в таком заведении является участие в богослужениях, регулярная исповедь и причастие.

Среди насельников церковных приютов можно найти поистине удивительных людей. Многие из них еще помнят войну, годы гонений на Церковь, многие прошли тяжелый путь от неверия к познанию Бога. Живя бок о бок с такими людьми, можно почерпнуть много полезного для своей души.

С другой стороны, жизнь пожилого человека практически всегда сопряжена с болезнями, немощами, тяготами. Поэтому даже глубоко верующие люди в конце своих дней могут впадать в уныние, у них портится характер, могут появляться необоснованные претензии и требования к окружающим.

Персонал богадельни должен с особой деликатностью работать с такими сложностями стариков. Это требует огромного терпения, выдержки и любви к ближнему. Конечно же, больше всего этих качеств у людей верующих, церковных. В обычных государственных домах престарелых очень сложно ухаживать за большим количеством стариков, не имея в душе христианских ценностей.

Для многих верующих стариков уход в богадельню - это не вынужденная мера, а духовное стремление быть ближе к Богу. Замечательно, если удастся найти хорошее заведение с настоящим духом любви Христовой. В таком месте человеческая душа исцеляется, а телесные недуги облегчаются.

История становления

Первые богоугодные заведения появились с самым началом распространения христианской веры. Как правило, они организовывались при больницах, или даже в составе больниц. Например, в Польше издавна богадельни именовались «приходскими госпиталями», и лишь к середине ХІХ века сформировались как отдельные благотворительные организации. Примечательно, что до сих пор открыты и функционируют старинные польские дома престарелых, а ведь некоторым из них уже более V столетий.

Блохинская богадельня с домовой церковью в Суздале

Россия переняла опыт организации богаделен у Византии, и в церковном уставе было прописано попечение о немощных и стариках. Царская казна щедро одаривала такие заведения помощью, что привело к тому, что в богадельнях стали жить не только настоящие нищие, но и те, кто покупал там места за деньги.

Для наведения порядка и истребления мошенничества Стоглавый собор принял решение о переписи всех страждущих и реформировании всех столичных богаделен с разделением на мужские и женские.

Самое большое количество богаделен было в Петербурге и крупных городах России. Приходы, которые опекали эти заведения, получали значительные суммы как из государственной казны, так и от частных благотворителей и меценатов.

Богадельни современного мира

Сегодня, как и в былые времена, церковные приходы продолжают ухаживать за одинокими и немощными стариками. Рассмотрим деятельность таких организаций на конкретных примерах.

Это небольшой приют в Москве, который организован в обыкновенном жилом доме в 1999 году. Для размещения насельников имеется две квартиры по 4 комнаты каждая. Богадельня может вместить 10-12 человек, за которыми ухаживают сестры Свято-Димитриевского сестричества. Важно, что данное сестричество имеет разрешение проводить медицинские манипуляции, что позволяет выхаживать насельников с серьезными заболеваниями.

Очень большое значение сестры придают качеству ухода за больными. В богадельне нельзя работать механически и просто выполнять какие-либо действия по уходу за человеком. Необходимо помогать морально и духовно, разделять с человеком его боль и немощь. Это очень облегчает последние дни жизни пожилого человека.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Большим плюсом этого приюта является домашняя атмосфера, отсутствие больничных стен. Для проживающих тут все, как дома. К тому же такие домашние небольшие организации в меньшей степени подвергаются проверкам контролирующих органов. Духовное окормление совершает священник сестричетва, который постоянно приезжает и совершает Таинства исповеди и причастия.

Богадельня при приходе во имя святой княгини Елизаветы Федоровны

Данная организация работает в Екатеринбурге с 2007 года, занимая первый этаж двухэтажного жилого дома. Очень удобно, что в этом же помещении функционирует домовая церковь. Возраст насельников самый разный - от молодых студентов до стариков. В этом месте может найти приют любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Медицинской лицензией этот приют не обладает, может оказывать только лишь уход, без лечения. Но сестры наладили тесный контакт с местной поликлиникой, откуда по вызову приходят все необходимые специалисты. Кроме того, ухаживать за насельниками помогают несколько десятков волонтеров. Даже небольшая помощь или просто слова утешения для немощных стариков - это уже много.

Несмотря на то, что приют организован при храме, попасть в него может любой человек, вне зависимости от вероисповедания. Но атмосфера пребывания и общения ориентирована на христианское мировоззрение. Все насельники регулярно принимают участие в храмовых богослужениях, лежачих больных привозят прямо на кроватях.

Важно! Рассматривая каждую конкретную богадельню, можно найти множество отличий организационного и внешнего характера. Однако объединяет эти все организации единый дух христианской веры, милосердия и любви к ближнему.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Сегодня дом престарелых – это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно – это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно”.

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни – приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала “ об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, – коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, – крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто – как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). “Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе”, – сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

“Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, – рассказывает о. Артемий. – С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я”.

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

– История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, – говорит батюшка. – Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все – преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой – монахине Анании – уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после – Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате – другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни “в том пансионате” ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.

Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого – своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты – все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было – за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

– Как попасть в вашу богадельню? – спросила я у о. Артемия.

– Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия – новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название – дом-интернат для престарелых “Богадельня цесаревича Алексия”. Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова – “богадельня”, и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово “богадельня” – не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия – учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней – не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь – немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они – особенные, прежде всего потому, что все – верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

– А заботы здесь, – говорят сестры, – как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это – и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто – вот у нас и проблемы.

P.S. А во втором здании, которое раньше пустовало, теперь расположена церковно-приходская школа. На праздники со спектаклями к бабушкам приходят дети. И для них слово “богадельня” – вполне современное.

Как первая в Москве богадельня обживается в новом доме на берегу Черкизовского пруда April 14th, 2015

Недавно в краснокирпичное трёхэтажное здание на берегу Черкизовского пруда въехали необычные жильцы - пожилые люди, многие из которых уже не встают с постели в силу немощности. Здесь, в историческом здании, рядом с церковью Илии Пророка в Черкизове, справила новоселье Свято-Спиридонье вская богадельня, проект православной службы «Милосердие». Мне довелось побывать в гостях в этом удивительном месте, аналогов которому нет в Москве.




Днём рождения Богадельни считается 25 декабря 1999 года. Именно в этот день привезли первую «насельницу» - Веру Николаевну. Старушка несколько лет прожила в неврологическом отделении Первой градской больницы. За это время умерли её муж и сын, а дом снесли. Врачи выходили её после инсульта, - рассказывает мне Мария. - Вскоре больничный храм получил крупное пожертвование, на которое была куплена четырёхкомнатная квартира на Шаболовке. Через некоторое время удалось приобрести ещё одну большую квартиру этажом выше. Так начиналась Свято-Спиридонье вская богадельня.


Глава восточного викариатства Москвы и духовник православной службы помощи «Милосердие» владыка епископ Орехово-Зуевский Пантеле й и мон семь лет договаривался со столичными властями о том, чтобы богадельне было передано здание бывшего детского дома неподалёку от метро «Преображенская площадь» и добился своего. Здесь была проведена колоссальная работа: установлены специальные лифты, отремонтирована вентиляция, расширены дверные проёмы. Новый год «насельники» встречали уже на новом месте.

Идём по богадельне, заглядывая в помещения. Пахнет пирогами: на кухне готовится обед.



Раньше богадельня располагалась в большой квартире, теперь тут - множество комнат. Вот, например, отдельное помещение, отданное под прачечную.

Коллектив в богадельне - дружный. И немаленький. Если собрать всех охранников, поваров, прачек, и сестёр милосердия - более сорока человек наберётся. Работа тяжелая: почти все «насельники» в богадельне - лежачие больные, которые перенесли тяжёлые заболевания. Это -одна из сестер. В свободное время она помогает кроить занавеску:))


Насельники в богадельне живут по двое в комнате. Все комнаты - просторные, с очень светлыми обоями и широкими окнами. У каждого - своё окно и свой декоративный цветок.

В богадельню принимают только самых немощных, и многие тут не только не ходят, но и не разговаривают в силу тяжелых заболеваний. У каждого - своя история. Потихоньку знакомлюсь со всеми обитателями богадельни.
У постели Любови Николаевны - множество книг. Среди них - книги о воспитании детей. На полке - фотографии внуков. В телевизоре, установленном напротив кровати, улыбается молодой Караченцев.
- Давно вы здесь?
- Лет семь, наверное. Попала сюда после инсульта - некому было ухаживать. У меня есть родные, но они и сами - не очень здоровые.
- Как проводите время?
- Фильмы смотрю. «Следствие ведут знатоки» пересматриваю, «Ликвидацию»...


В комнате, где живет самый молодой насельник - 44-летний программист и выпускник физмата МГУ Владимир, установлен компьютер. Судьба Владимира сложилась трагично. Однажды он неудачно нырнул в Клязьму и сломал три шейных позвонка. Его парализовало, и родные от него отвернулись. В богадельню Владимир попал благодаря сестре милосердия, которая ухаживала за ним в больнице…


Мы в гостиной. В кресле у окна - хрупкая старушка. Внучка живет в Израиле, поэтому прошение о принятии Клавдии Васильевны в богадельню подала соседка, которая долгое время ее опекала. Рядом с бабушкой - стопка книг. Интересуюсь, как она проводит время. Улыбается: «Читать люблю и кроссворды разгадывать. Мне уже 96 лет - память надо тренировать».
Клавдия Васильевна - из новеньких. И одна из немногих, способная передвигаться самостоятельно.


По каждому подопечному у сестёр ведется журнал, в который записываются все их особенности. Дежурство - по 12 часов, три смены в неделю, зарплаты - около 25 тысяч рублей. Однако, присутствия духа сёстры не теряют. И спектакли для своих подопечных ставят, и праздники устраивают - сами сценарии пишут…


Сейчас в богадельне трудится около сорока человек: сестры, охранники, повара… Рабочий день начинается около восьми: в это время ночные сестры сдают вахту, рассказывая, как прошла ночь и какие лекарства необходимо дать насельникам утром. По каждому ведется отдельная тетрадь, куда записывают все назначения врачей. Далее - гигиенические процедуры, завтрак, влажная уборка в комнатах, смена подгузников… В общем, жизнь идет своим чередом, и сестры крутятся по двенадцать часов - именно столько длится смена. А средняя зарплата сестры - около 25 тысяч рублей.


Домовый храм...


Мария Мухтасипова - одна из сотрудниц богадельни, которая вызвалась стать для меня проводником. Мария - выпускница философского факультета, бывший преподаватель юридической академии. Когда тяжело заболела мама, уволилась с работы, чтобы за ней ухаживать, а после смерти матери пошла добровольцем в Первую градскую больницу и окончила патронажные курсы при Свято-Дмитриевском училище сестер милосердия.
- Это помещение мы создавали с Ольгой Геннадьевной - сестрой, которая работает в богадельне с 2004 года. Именно от нее изначально исходит эта позиция - создать настоящий дом для наших бабушек, причем, дом, в котором у них всё - самое лучшее. Когда наши гости отмечают, что таких красивых обоев или мебели нет даже у них дома, она всегда говорит: «И не должно быть. А вот у бабушек в конце жизни - должно быть. Потому что попадают в чужую обстановку, и им - сложнее, чем нам».


- На какие деньги существует богадельня? - поинтересовалась я на прощанье.

На пожертвования. Сейчас, во время кризиса, у многих, кто поддерживали нас долгие годы, возможности значительно снизились. Но будем надеяться, что Бог нас не оставит.
Поддержать Свято-Спиридоньевскую богадельню можно, сделав пожертвование на портале Милосердие.ру

Что делать, если родственники при всем желании не могут справиться с уходом за стариком? Почему мало умыть, накормить и вовремя поменять памперс? И почему некоторые старики отказываются, чтобы их обнимали? Об особенностях жизни с пожилым родственником мы беседуем со старшей сестрой Свято-Спиридоньевской богадельни службы «Милосердие» Ольгой Иорданской.

Ольга, в наше время появляется много как государственных, так и частных мини-отелей, пансионатов, социальных домов для пожилых людей. И периодически возникают дискуссии: где все-таки лучше и комфортнее жить пожилому человеку - со сверстниками и под присмотром профессионалов или дома, в семье, со своими детьми, которые, может быть, и не в состоянии обеспечить профессиональный уровень ухода, зато - родные. Где правда?

Ситуаций множество, и очень разных. И я не осуждаю людей, которые отдают своих близких в богадельню, пансионат или дом престарелых.

Моя бабушка сломала шейку бедра. После того, как это случилось, она переехала к нам, и сначала мы ухаживали за ней сами. Слава Богу, моя мама к тому времени уже была на пенсии, она оставалась с ней днем, а вечером я приходила с работы, и мы выполняли уже какие-то более сложные манипуляции. Два года мы справлялись.

Но со временем бабушке становилось хуже, она стала тяжелой лежачей больной, которую не просто приходилось регулярно переворачивать, но трудно было даже накормить.

Мама справляться перестала. Я же днем была на работе и могла помочь ей только вечером. Мы не спали по ночам, так как каждые два часа бабулю надо было переворачивать. Но ее надо было переворачивать, кормить и выполнять прочие манипуляции и днем, когда мама оставалась одна. Мы взяли сиделку, которая приходила к нам три дня в неделю, и в эти дни я оставалась на работе по 14 часов. Мы тянули до последнего. Надо было либо мне уходить с работы и ухаживать самой, либо поместить бабулю в богадельню.

Мы привезли ее в тяжелейшем состоянии. С пневмонией. Там ее выходили, и она прожила еще два месяца.

- Но старики, наверное, могут обидеться, что родные их «сдают» в богадельню, в пансионат, в дом престарелых?

Да, могут обидеться. За время моей работы в богадельне у меня было несколько таких случаев. Но я хотела бы сразу предупредить, что говорю именно о нашей богадельне. У нас - особая атмосфера, и к этому я еще вернусь. Ни в какое другое учреждение я бы свою бабулю не отдала.

Но и она, когда ей стало лучше, очень обиделась, что «ее бросили», хотя и я, и мама были рядом. Правда, наши сестры окружили ее такой любовью, что со временем она все поняла и обижаться перестала.

Но некоторым со своей обидой справиться не получается. И тогда это может иметь самые печальные последствия. Была у нас Серафима Александровна. Случилось так, что она ослепла. Она жила со своим сыном, и сын поместил ее к нам в богадельню. Она очень подружилась с одной нашей насельницей - Раисой Ивановной. Раиса Ивановна рассказывала ей обо всем, что происходило вокруг, и бабушка Серафима даже говорила, что Раиса - это ее глаза. И всем бы она была довольна, но она так и не смогла смириться с тем, что сын отдал ее в богадельню. Сам он приезжал раз в месяц, привозил деньги, но постоянно маму не навещал. Она никак не могла понять, как он мог так поступить, и из-за этого очень тосковала. И в конце концов она умерла - от этой тоски. Это была основная причина.

Еще один случай. У нас жила бабуленька, многодетная мать. Внуков к тому времени, как она к нам попала, у нее было уже с десяток. Она была не такая адекватная, как Серафима Александровна, но тоже очень тосковала. Дело кончилось тем, что я попросила ее родственников ее забрать, так как она впала в страшную тоску и начала от нее буквально умирать. Эта ситуация разрешилась, слава Богу, благополучно. Бабушку отвезли назад в ее деревню, и, поскольку родственников было много, они стали по очереди у нее жить. И результаты оказались очень хорошими - мне рассказывали, что она даже поднялась и начала ходить.

А сейчас у нас есть одна насельница, которая тоже долго не могла принять эту ситуацию. Но со временем обида на родственников и тоска у нее ушли. Она сроднилась с нашими сестрами, у нас очень насыщенная жизнь, храм. И главное - родные ее не оставляют, они постоянно приезжают к ней, навещают. Так что сейчас никакой обиды на родственников у нее нет.

А бывает такое, что после того, как человек оказывается в богадельне, его отношения с родственниками улучшаются?

Вы знаете, бывает. Как-то раз мы приехали смотреть одну бабулю и решили забрать ее к себе просто потому, что дома была очень тяжелая атмосфера. Ее дочка была в таких расстроенных чувствах, что она терроризировала и свою маму, и срывалась на детях. У человека было полное нервное расстройство. Поэтому, видя, что сама дочка не в состоянии адекватно ухаживать за своей матерью, хотя и уход-то был не такой сложный, мы приняли решение бабулю забрать.

Иногда больные могут быть достаточно капризны со своими близкими, а с посторонним человеком, с сестрой будут вести себя иначе. Например, у человека перелом шейки бедра. Его родные или даже давно ухаживающая за ним сестра не могут его повернуть, подвинуть - при малейшей попытке это сделать он начинает кричать от боли. Но вот приходит врач. И вдруг изумленные родственники видят, что, оказывается, ничего не болит и что можно, оказывается, и поворачиваться набок, и садиться. Просто когда-то было больно, и сознание зафиксировало, что в таких ситуациях надо жаловаться, капризничать. Но приходит другой человек, и начинается другая жизнь, более правильная и упорядоченная.

Вообще отношения сестер и пациентов вне дома становятся более конструктивными. У людей иногда срабатывает такой шаблон, что если человек пришел к нему домой, то должен выполнять его пожелания. И в таких условиях сформировать правильные отношения не всегда возможно.

- А что такое «правильные отношения»?

Отношения, в которых присутствует некая субординация. Человек, нуждающийся в уходе, должен соблюдать режим. Хочет он или не хочет, но утром он должен умыться; если может, переодеться в дневную одежду; позавтракать. И сделать это не через три часа, когда у него возникнет настроение, а сейчас, когда к нему пришла сестра, которая ему в этом поможет.

День даже лежачего больного должен быть по возможности наполнен. У нас пожилые живут довольно насыщенной жизнью

Человек утром встает, умывается, завтракает, выполняет какие-то действия. День должен быть по возможности наполнен делами. У нас пожилые люди живут довольно насыщенной жизнью. И это важно. И здесь я хотела бы вернуться к тому, о чем уже упоминала. Наша богадельня отличается от других учреждений, в которых ухаживают за немощными.

Наши сестры всегда отличались от сиделок, от медицинских сестер. У нас девочки вкладывают в наших насельников всю душу.

В основном сейчас в отделения паллиативной помощи, в другие организации, в те же дома престарелых ухаживать за больными приходят люди, не подготовленные к такой работе. Это простые женщины, которым никто не передал навыки внимательного тщательного ухода за больными. Они могут быть очень хорошими людьми, но…

Приходишь в такое отделение - светло, чисто, не пахнет. И в кроватках лежат - белые куклята. Все чистые, все накормленные. Но никого не сажают - это не входит в обязанности ухаживающих. Хотя, может быть, этот старый человек и сам бы поел, если бы его посадили.

Наши сестры знают, что важно и физическое состояние, и психическое, и духовное. И они буквально «тетешкают» таких больных, выхаживают их, возят к Причастию. Конечно, люди разные, кому-то сначала может и не понравиться, что его целуют, обнимают. Но и такие со временем оттаивают.

Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели рядом

У нас была в богадельне Мария Егоровна. Она всю жизнь работала «в людях», замужем не была, оставалась одинокой и приехала к нам таким «ежиком». Когда ее первый раз потянулись приобнять, она так возмутилась. А потом привыкла и была очень счастлива, когда ее начинали обнимать, целовать. Но на это понадобилось время. Человеку важно, чтобы с ним поговорили, приласкали его, почитали, просто посидели с ним.

И это особенность нашей богадельни. Нам рассказывали, что такое уход. У нас и коллектив особенный, наши сестры учатся этой любви друг у друга, мы стараемся это у себя сохранять. Когда к нам приходят новые сестры, их ставят к сестрам, которые уже имеют опыт работы, и их обучают столько, сколько нужно, чтобы они могли начать работать самостоятельно.

Вы наверняка бывали в домах престарелых, в пансионатах. Что же, везде такое формальное безучастное отношение?

Все очень по-разному. Я не так давно побывала в одном частном пансионате в Подмосковье - и он произвел на меня очень приятное впечатление. Своими больными там явно занимаются, ведь все видно по обстановке. Если вокруг все безжизненное, «замороженное» и сами бабуленьки все лежат аккуратно - значит, ничего не происходит. А там - сестры снуют, сами бабушки вполне активны, все чисто и живо.

А в другом частном пансионате я увидела чрезвычайно грустное зрелище. Представьте себе два хороших красивых дачных дома в Подмосковье. На втором этаже - помещение для лежачих. Просторная вытянутая комната. В торце - окно. Вдоль стен - кровати. Лежат люди, более десяти человек. За ними ухаживает одна сестра, работая без выходных в течение месяца или двух. Как она одна может обеспечить нормальный уход за 10 лежачими больными?! У нее попросту нет сил и возможности делать все, что нужно. То есть люди просто лежат и ждут смерти. Стоит этот «уход» 30 тысяч рублей в месяц.

Но вообще, как бы хорошо ни был организован уход в подобных учреждениях, я совершенно убеждена, что все-таки лучший вариант - когда человек остается дома. Понятно, что если складывается ситуация, когда за вашим близким некому присмотреть и нет возможности нанять сиделку, тогда можно думать о доме престарелых или частном пансионате. Но надо обязательно заранее узнать о качестве ухода и вообще об обстановке в учреждении.

Увы, но в какой момент жизни молодость заканчивается и приходится задумываться о том, что необходимо определить престарелого родственника в подходящее место.

Историческая справка

Упоминания института призрения найдены на Руси еще в дохристианский период. Но организованная система сформировалась только после крещения Руси, когда появились первые монастыри. Именно при них открылись больницы и богадельни, где принимали странствующих и страждущих лиц. Уже в 1551 году этот опыт переняло государство, тому доказательство решение Стоглавого церковного собора. Петр Первый частично отобрал эту функцию у церквей, оставив их без достаточно высокого дохода. Забота о бедных была передана старостам, губернским магистрам, финансовому ведомству.

Такие заведения были призваны не только заниматься благотворительностью, но и устранять маргинальную прослойку в обществе. В целом на государственные институции приходилось порядка 80% от всех заведений, остальные принадлежали частным лицам.

В 1917 году общественная благотворительность была упразднена и на смену пришла система социального обеспечения. Естественно, что денег не хватало, и упоминания о том, как жили старики, можно найти даже в художественной литературе, в частности у Ильфа и Петрова.

На сегодняшний день наблюдается возрождение многовековых традиций, повышается роль православной церкви, работают не только государственные учреждения, но и частные. Но всегда нужно помнить, что самая бескорыстная доброта и теплота может исходить только от родного человека.

Первые частные дома престарелых в Москве начали появляться, начиная с 2007 года. Данным видом деятельности занималась компания ООО «Сениор Групп», которая и по сей день считается самым крупным сетевым предприятием в области предоставления услуг по содержанию лиц преклонного возраста.

Государственные социальные учреждения

На сегодняшний день в каждом муниципалитете есть 1 или несколько домов престарелых. Условно их разделяют на 3 типа:

  • интернаты для инвалидов и пенсионеров;
  • пансионаты для ветеранов труда;
  • учреждения для инвалидов или лиц с психическими заболеваниями.

Как туда попасть?

Несмотря на немалое количество домов престарелых в Москве, попасть туда не так уж и просто. И проблема состоит не в том, что сложно собрать все требующиеся документы, а в том, что просто нет свободных мест. Понятное дело, что «адекватного» обеспечения таких заведений со стороны государства нет, поэтому они не развиваются и не увеличивают количество мест. В принципе, похожая ситуация наблюдается по всей стране, и, соответственно, такие учреждения не пользуются популярностью. Это подтверждают многочисленные отзывы людей, столкнувшихся с данной проблемой лицом к лицу.

Проживание в государственных домах престарелых в Москве можно назвать условно бесплатным. Если у пожилого человека нет возможности оплатить услуги, то из его пенсии будет высчитываться 75%. Это делается через пенсионный фонд, остаток, по идее, должен передаваться на руки пенсионеру. В тоже время, на практике это требование законодательства редко выполняется. По отзывам, в Москве заселить своего родственника бесплатно, то есть за 75% пенсии - достаточно тяжело. В большинстве случаев минимальная стоимость за услуги государственного учреждения - 100 тысяч рублей ежемесячно или передача своей жилой недвижимости на условиях пожизненной ренты пансионату.

Если удастся пристроить пожилого человека в муниципальное учреждение, нельзя категорически утверждать, что здесь ужасающие условия, в действительности обеспечено безопасное пребывание и питание каждому клиенту. Даже предоставляются пускай и минимальные, но все же медицинские услуги. Но если человеку требуется специальный уход, то придется задуматься о частном пансионате.

Адреса некоторых государственных домов престарелых в Москве за пенсию

Для того чтобы поселиться или определить своего родственника в учреждение, потребуется обратиться в службу социальной защиты и получить направление (путевку). При наличии инвалидности необходима подтверждающая справка из медицинского учреждения.

Частные заведения

На сегодняшний день появилось множество частных домов престарелых в Москве и Московской области. Естественно, если есть возможность, то лучше отдать предпочтение такому заведению. Но, подбирая себе или своему родственнику оптимальные условия проживания, необходимо обратить внимание на некоторые факторы:

Фактор

Как должно быть

Персонал

В идеальном варианте - наличие медицинского образования у работников. Круглосуточное медицинское обслуживание.

Документальное оформление

Максимально быстрое оформление всех необходимых документов, сдача анализов и заключение договора. Возможность забрать своего родственника в любой момент.

Проживание

Вместительность комнат - не более 3 человек, ремонт - не только красивый, но и выполненный из качественных материалов. В коридорах и других помещениях - специальные поручни, позволяющие без проблем перемещаться пожилым людям. Широкие дверные проемы для прохождения инвалидных колясок. Наличие в комнатах всей необходимой мебели, от кровати и шифоньера до обычного стола и книжного шкафа.

Придомовая территория

Желательно, чтобы дом располагался в парковой зоне, также неплохо, если на территории будут построены небольшие теплицы, где пенсионеры смогут удовлетворить свою страсть к

Месторасположение

Если говорить о доме престарелых в Москве, то лучше всего, чтобы он находился в парковой зоне и недалеко от станции метро. Таким образом, родственникам будет удобно добираться в учреждение для встреч.

Другие условия

Лучше всего, чтобы клиентам пансионата предоставлялась возможность заниматься своим хобби и любимым делом. Очень хорошо, когда в доме проводятся всевозможные мероприятия, организовываются походы в музеи и театры.

Рейтинг частных заведений

На сегодняшний день адресов домов престарелых в Москве и области огромное количество. По утверждению собственников этих заведений, именно у них самые лучшие условия проживания.

Пансионат «Монино». Расположен в Ногинском районе. По рейтингу интернет-издания www.pravda.ru, это флагман отечественной отрасли по оказанию услуг для пожилого населения. Здесь обеспечено круглосуточное медицинское обслуживание. Постоянно проводятся культурные мероприятия. Можно направить своего родственника на реабилитацию. Стоимость за сутки от 2,8 тысяч рублей.

Пансионат «Серебряный рассвет». По версии все того же интернет-издания находится на втором месте в списке лучших. Расположен в Новой Москве. В пансионате принимают престарелых людей сроком от 2 недель. В учреждении налажено качественное медицинское обслуживание, функционирует множество кружков по интересам, часто вывозят клиентов на экскурсии. Отзывы людей, доверивших своих пожилых родственников специалистам данного пансионата, это подтверждают. Стоимость проживания за 1 сутки - от 1,2 тысячи рублей.

Третий в списке домов престарелых в Москве с частной формой собственности - сетевое заведение «Забота». Юридическое лицо включает 12 заведений, самое ближайшее к столице расположено всего лишь в 4 км от ее границы. Минимальная стоимость проживания за 1 человека в сутки - 980 рублей.