Мероприятия по культуре поведения этикету. «Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы. Вопросы для викторины

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 классов

Внеклассное мероприятие: «АЗБУКА КУЛЬТУРЫ»

учитель технологии МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2», Бурова Ольга Владимировна

Мероприятие для обучающихся 1-2 классов.

Время проведения 1 час.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова

Диагностика ситуации:

Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и в общественных местах.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, в детском саду. Более систематическим оно может быть в школе, где осуществляется определенная воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного формирования личности повышение уровня воспитанности, т.е. воспитание культуры поведения. Одновременно учитель формирует у детей бережное отношение к собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества в какой-то мере воспитываются и в процессе работы по культуре поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности избранной темы. Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Создать мотивацию правильного поведения.

1. Показать ребенку нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками;
2. Раскрыть понятие «культура поведения» для детей младшего школьного возраста;
3. Научить вежливому поведению в общественных местах, в быту;
4. Развивать у младших школьников духовно-нравственных качеств;
5. Развивать коммуникативные навыки, речь;
6. Формировать навыки культуры поведения младших школьников в повседневной жизни;
7. Побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию.
8. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ожидаемые результаты:

Формирование навыков культуры поведения;
уважение к окружающим людям;
умение отвечать за свои поступки.

Ход внеклассного мероприятия.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, это культура поведения. А наше занятие называется «Азбука культуры».
Обратите пожалуйста внимание на слова, написанные на доске.
(можно работать на интерактивной доске, можно подготовить распечатанные слова, а можно с заранее написать мелом: ВЕЖЛИВОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ)
Вам знакомы эти слова? Как Вы их понимаете???
(ответы детей)
Учитель. Я согласна с Вами. Все ваши определения сводятся к тому, что:
Вежливость - украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
Скромность - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, растущей в саду?


Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной - плоды хорошие.

Учитель. Вот так бывает и с людьми, они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Учитель. Ребята, а как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
(Дети отвечают)
Учитель. Молодцы! Конечно общаться с культурным человеком всегда приятно.
Если дикой яблоне сделать прививку, она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Учитель. А что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
– соблюдать правила культурного поведения.
– вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому.
– вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?
(Дети отвечают)
Учитель. Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю)

Если словом или делом Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Учитель. А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?
-здравствуй, привет, доброе утро.
А со взрослыми?
-Здравствуйте.
(На интерактивной доске разместить таблицу из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки)
Учитель. Ребята, у нас есть еще одна не простая задача, нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

Левый столбик:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,

Правый столбик:
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Учитель. У людей существуют Правила:
1. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
2. Вырабатывайте в себе такие качества.
3. Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
4. Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
5. Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
6. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Учитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?
(ответы детей)

Тема воспитательного мероприятия в 6 классе «Этикет и мы».

    Цель мероприятия: создание условий для усвоения и обобщения обучающимися основных этических требований к поведению и общению с людьми, овладения навыками культурного поведения.

    Задачи:

Познакомить обучающихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми;

Помочь обучающимся усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    Правила проведения викторины:

      1. Класс разделить на три команды.

        Команды придумывают название.

        Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой.

        Вопросы задают каждой команде по очереди.

        За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

        Остальные команды могут дополнять или исправлять неправильные ответы отвечающей команды.

        Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

    Вступление:

Приветствие участников мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы мероприятия.

Постановка цели и задач мероприятия обучающимися.

    Основная часть.

Проведение тестирования обучающихся на тему « «На высоте ли ваши манеры? »

Вопросы теста:

    Ваш гость случайно выливает себе на брюки сок. Вы …

      1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

        кидаетесь к нему на помощь

        никак не реагируете

    Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

    извинюсь перед ней;

    отдам ей деньги;

    куплю ей точно такую же;

    Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

    сразу же;

    в антракте;

    по окончании любой песни

    Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

    да, мало ли что делает хозяин;

    нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

    только в кабинет начальника;

    Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

    промолчите;

    скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

    будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

    Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

  1. извинюсь;

    сошлюсь на веские причины.

Если школьники по итогам опроса набрали от 10 до 24 баллов, то это означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

Учитель совместно с обучающимися обсуждают вопросы, находят правильные варианты ответов.

    Заключительная часть.

Сообщение правил проведения викторины.

Проведение викторины.

Вопросы для викторины:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

5. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/ нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/

7. Как мужчины и женщины супруги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? / входит всегда первой дама /

2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

5. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

    Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/ первым следует здороваться мужчине/

10. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший

11. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/

12. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/.

13. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/

14. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/

    Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

    Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/

    Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

избегать/

    Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

19. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

20. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

21. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

22. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

23. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

24. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему? / стоит, так как нет бесполезной критики; необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

25. Как лучше реагировать на комплимент? / скромно поблагодарить /

Проведение беседы на тему «Мобильный этикет».

Учитель. В 2005 году «Билайн» поднял вопрос о мобильном этикете. В 2006 году было проведено национальное исследование «Правила мобильного этикета»

Было опрошено более 2000 пользователей мобильной связи, мужчины и женщины в 21 городе России. Область исследования: повседневные правила общения по мобильному телефону

В результате исследования было выявлено наличие проблем в использовании правил мобильного этикета в общественных местах, местах культуры и отдыха.

– незнание правил мобильного этикета.

– недостаточный уровень воспитания.

– нежелание знать правила мобильного этикета.

В 14 городах России был создан экспертный совет.

Цель – предложить базовые правила мобильного этикета.

После продолжительных дебатов участники экспертного совета договорились о том, что хартия (не имеющий обязательной силы акт, формулирующий общие принципы и цели каких-либо договоренностей) «мобильного этикета» должна носить рекомендательный характер и включать положения об использовании сотовых телефонов в общественных местах, в деловой среде, за рулем автомобиля и в авиаперелетах, а также давать рекомендации операторам сотовой связи. Согласовывая содержание каждого пункта хартии, эксперты пришли к следующему варианту:

Хартия мобильной вежливости

Мобильный телефон или смарт-устройство на его базе становятся, если уже не стали, элементарными предметами личного обихода. Однако зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остаётся зоной частной жизни. Этот факт диктует необходимость усвоения каждым пользователем сотовой связи морально-этических принципов, непременное соблюдение которых мы считаем одним из основных факторов благоприятного развития мобильной связи.

Любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей.

Исходя из этого, мы признаём и утверждаем:

1. Необходимо выключать личный мобильный телефон безусловно в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы и т.п.);

2. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов;

3. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом;

4. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договорённостей;

5. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т.п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим;

6. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки);

7. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев;

8. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов;

9. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи - предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями

Хартия была единогласно принята всеми участниками экспертного совета и подписана ими 19 июля 2006 года

Каждый из вас получит текст хартии, и дома ещё раз внимательно прочитаете и подумаете о мобильной вежливости.

Мобильный телефон в театре

Мы все обязаны выключать телефоны на время спектакля. Во многих театрах к зрителям специально обращаются с этой просьбой.

Если чувствуете себя незащищенным при выключенном телефоне, то выключите все звуки, а в антракте посмотрите, кто же вам звонил.

Мы приходим в театр, чтобы на время сбежать от нашей обычной жизни и неожиданный звонок сотового телефона резко вырвет всех зрителей из воображаемого мира.

Виброзвонок противно жужжит и кроме того он у всех одинаковый. И если у кого-то в центре зала зажужжит мобильник, остальные кинутся проверять - а не их ли это аппарат.

Текстовые сообщения сейчас очень распространены. Они не слышны, но какая яркая подсветка у дисплея. В полутьме зала она непременно отвлечет внимание ваших соседей.

Мобильный телефон на вечере

· Допустим, в один прекрасный вечер ужинаете в шикарном ресторане, и вдруг звонит ваш телефон. Допустимо, если вы ответите на звонок и пообщаетесь. Так же ситуация и на дружеской вечеринке.

· Другое дело - если вы пришли на торжественный юбилей кого-то очень уважаемого. Если мелодия телефона зазвучит не в самый лучший момент, это привлечет к вам всеобщее внимание и может вызвать конфуз.

· На официальных вечерах принято переводить телефоны в бесшумный режим, даже если вы очень важная персона. На таких мероприятиях обычно достаточно тихо.

Мобильный телефон на уроке

· Большинство наших друзей и родители знают, в какое время мы находимся на занятиях, но они могут забыть об этом и все-таки позвонить во время урока.

· Советую перевести ваш телефон в бесшумный режим. Вообще-то вибрация на уроке вполне допустима - ведь в классе более шумно, чем в театре.

· В любом случае, не стоит давать учителю повод для претензий к вам

· То же можно сказать и об SMS-ках.

· Нередки случаи, когда особо ярые любители переписки заканчивали год с неудовлетворительными оценками или многократно были выставлены из класса.

· Если звонок, по вашему мнению, очень важен, спросите разрешения выйти.

Заключительная часть.

Мобильный телефон…Он есть у КАЖДОГО - у мужчин и женщин, у стариков и детей. Но - что, если однажды по чьей-то воле МОБИЛЬНЫЕ телефоны превратятся в источники воспитания и обучения жителей планеты мобильной вежливости. И каждый, кто берет трубку, подвергается некоему воздействию, с помощью которого происходит внушение правил использования сотового телефона.

Плюс

1. Прекратятся «хулиганские» звонки днём и ночью.

2. Твой номер не окажется у человека, которому ты его не давал.

3. На уроках улучшится дисциплина (нет звонков, никто под партой не играет в игры).

4. Учителя не будут отвлекаться на звонки своего телефона и телефонов учеников.

5. Не будет отвлекающих и раздражающих зрителей звонков на спектаклях, концертах и т.д.

6. Не будут расстраиваться из-за телефонных трелей артисты, певцы, музыканты.

7. Водители за рулём не станут говорить по телефону, уменьшится количество аварий на дорогах.

8. Уменьшится нервозность в автобусах, так как никто не кричит в телефонную трубку.

9. Никто не снимет тебя на камеру, если ты плохо выглядишь.

10. На остановке никто рядом с тобой не будет обсуждать вчерашний вечер.

Минус

1. Воздействие на подсознание (неизвестно какие последствия)

2. Возможность использования разными службами (МВД, ФСБ и т.д.)

3. Возможность использования не только с целью воспитания.

4. Возможность взлома и использование технологий:

5. Бывает, что исполнение правил опасно для жизни, а мы их не сможем нарушить.

6. Вероятность пропустить очень важный звонок.

7. Может произойти сбой в системе, и тогда последствия не предсказуемы.

8. Будут беспокоиться родители, не дозвонившись до детей.

Надеюсь, что мероприятие, в котором вы сегодня участвовали, помогло вам познакомиться, усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.


Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики – науки о морали. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личнос ти, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинс тва и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. Вот мы и начали выяснять, как надо себя вести в общественных местах, потому что школа - это тоже общественное место .

Цель:

Задачи:

1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.

Подготовительная работа:

Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)

1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

3-й ученик: «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета назначались штрафы».

5-й ученик: «Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»

6-й ученик: (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё, как у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

    Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)

    Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»

    Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение

    Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»

Ход мероприятия

Вступление.Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).

Основная часть. Слово учителя.

    «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.

    Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик

    Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки (или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).»

    Слово учителя.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»; в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия».

    Чтение стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»

    Слово учителя: «Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила этикета.

    «Конкурс знатоков этикета»:

    Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (ответ - младший)

    Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

    С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да)

    Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)

Слово учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик

Текст читает ученик (6-ой ученик).

Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).

Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти страшно, то юноша или девушка должен идти первым?

Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

    Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

    Навещая заболевшего друга, не задерживайтесь долго, потому что…..

    Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

Слово учителя:

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский врач Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

    В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

    не принимаю участия;

    лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

    активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

    Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

    нет;

    только, если имею для этого веские основания;

    критикую всегда и по любому поводу;

    Часто ли вы спорите с друзьями?

    только в шутку или если они люди необидчивые;

    лишь по принципиальным вопросам;

    споры – моя стихия.

    Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

    делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

    прохожу вперед и начинаю следить за порядком.

    Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

    не буду поднимать бучу из-за пустяка;

    молча возьму солонку;

    не удержусь от едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

    В транспорте вам наступили на ногу:

    с возмущением посмотрю на обидчика;

    сухо, без эмоций сделаю замечание;

    выскажусь, не стесняясь в выражениях.

    Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

    промолчу;

    ограничусь коротким тактичным замечанием;

    выскажу все, что я об этом думаю.

    Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

    постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

    не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

    проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

    22-32 очка: Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

    12- 20 очков: Вы слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы «не выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

    до 10 очков: Споры и конфликты – ваша стихия, ведь вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

Слово учителя:

«В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

ИГРА: (по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных и три своих отрицательных качества.

    листок передается педагогу

    затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества этого человека.

    учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.

«Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:

    Не грызете ли вы ногти

    Не хлюпаете ли вы носом

    Не разговариваете слишком громко

    Не размахиваете ли вы руками так сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым

    Не раскачиваетесь ли вы на стуле

    Не чистите ли зубы ногтем мизинца

    Не хлопаете ли вы дверью

    Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк

Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны. Давайте посмотрим следующее наше правило:

«Следите за собой всегда и везде. Помните: вы - среди людей!»

Следующее правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора и еще служит хорошей защитой!!!

ВЫВОД:

Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение доставлять неудобства окружающим людям!»

Список литературы:

    В. А. Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

    Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

Анализ внеклассного мероприятия.

Внеклассное мероприятие проводилось 13.02.2015г., в 8 «Б» классе.

Тема мероприятия: «Правила этикета».

Продолжительность мероприятия: 50 минут.

Форма проведения мероприятия - конкурс. При выборе формы мероприятия я учла пожелания учащихся (на основе опроса учеников), ориентировалась на возраст, поэтому задания были доступными. Тема мероприятия выбрана с учётом графика проведения воспитательных мероприятий, намеченного школой для данного класса.

Предварительно с ребятами были обсуждены некоторые организационные вопросы.

Целью данного мероприятия было :

Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Основные задачи данного мероприятия :

1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.

Поставленные цели мероприятия были достигнуты. Воспитательные задачи были решены полностью. Ребята узнали о том, как правильно вести себя в обществе, научились хорошим манерам, получили представление о том, как поддерживать светскую беседу, реагировать на шутки, давать советы, спорить. Учащиеся научились анализировать свое поведение и поведение товарищей.

Расширился кругозор учеников, так как они собирали предварительно информацию и самостоятельно придумывали вопросы для третьего тура.

Мероприятие проводилось в классном кабинете. Учителем использовались: карточки с вопросами, иллюстрации, цветные карточки, плакаты.

Ученики были внимательны, активны, задавали много вопросов, высказывали собственную точку зрения, грамотно отвечали на поставленные вопросы, стараясь ответить быстро, правильно, чтобы победить в конкурсе. Активность ребят на мероприятии связана, на мой взгляд, с формой мероприятия и актуальной для них темой.

Никаких противоречивых ситуаций не возникало.

Мероприятие проводилось уверенно и спокойно, чувствовался контакт с учениками, видно было, что ученики понимают учителя, с удовольствием выполняют все предложенные им задания.

После проведения мероприятия я провела рефлексию: спросила у учеников, довольны ли они проделанной ими работой и своим поведением во время мероприятия, все ли вели себя согласно этикету. Ответы ребят показали, что они задумались над своим поведением, некоторые даже признались, что вели себя плохо, не так как следовало бы.

Я думаю, что это мероприятие помогло учащимся стать воспитаннее, они получили знания о том, как вести себя в определенных обстоятельствах, расширили свой кругозор.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Познавательная, образовательная, развивающая и воспитывающая цели внеклассного мероприятия, его оборудование и правила игры "Виселица". Психологический анализ воспитательного мероприятия, формирование у учащихся ценностных отношений к истории и обществу.

    практическая работа , добавлен 19.01.2010

    Проведение игры "Меткий стрелок": правила, критерии оценивания. Виды Вооруженных сил. Эстафета: подтягивание команд, прыжки, отжимание, поднятие гири. Подведение итогов соревнования, награждение победителей. Оформление протокола спортивного мероприятия.

    конспект урока , добавлен 25.11.2014

    Исследование основ планирования воспитательной работы в классе с учетом индивидуальных особенностей личности современного школьника. Теоретическиое обоснование и мероприятия в рамках воспитательного процесса в классе - классный и информационный час.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2008

    План проведения и подготовительная работа мероприятия. План проведения Олимпийских игр. Подготовительная работа. Открытие Олимпиады: зажжение олимпийского огня, представление спортсменов. Проведение соревнований.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2007

    Особенности и специфика работы психолога в ВУЗе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Проведение уроков "Виды и механизмы памяти" и "Характер и темперамент человека". Анализ воспитательного мероприятия на тему "Будьте милосердными".

    отчет по практике , добавлен 21.05.2012

    Разработка плана проведения конкурса "Эрудицион"; его цели и задачи. Объявление правил интеллектуальной игры. Структура мероприятия: вступительное слово преподавателя, ответы на перечень вопросов, решение кроссворда и задач по различным темам физики.

    разработка урока , добавлен 17.08.2013

    Рефлексия относительных профессионально–педагогических компетентностей и индивидуальный профиль. Шкала оценивания реальных компетентностей студента. Анализ воспитательного мероприятия, наблюдений за коллективом детей. Формирование спортивного коллектива.

    отчет по практике , добавлен 24.07.2009

    Художественно-педагогический потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент в инновационных программах педагогов. План воспитательного мероприятия: "Экскурсия в музей ИЗО". Конспект урока: "Узоры Арбабаша".

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

Приветствие.

– Для того чтобы узнать тему нашего мероприятия, я приготовила для вас загадки. На доску вы будете вешать первые буквы из отгадок.

1) Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало. (Эхо)

2) От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит … (тень)

3) Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

4) Не огонь, а жжется. (Крапива)

5) Зимой и летом –
Одним цветом. (Ель)

6) Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор) .

– Какое слово у нас получилось?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
– Сегодня мы с вами будем беседовать об этикете. Кто из вас знает, что такое этикет? Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.
– Как вы думаете, почему необходимо знать и соблюдать правила этикета?

Воспитатель говорит предложения, а дети хором дополняют его.

1) Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (“спасибо”)

2) Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (“Добрый день”)

3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, … (“пожалуйста”)

4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (“До свидания”) .

– В каждой области нашей жизни, как вы знаете, существуют какие-то определенные правила. В связи с этим выделяют разные виды этикета:

  • речевой этикет;
  • этикет телефонного разговора;
  • этикет в общественных местах;
  • столовый этикет;
  • гостевой этикет;
  • семейный этикет;
  • этикет в тяжелых жизненных ситуациях .

– Для начала, давайте вспомним вежливые слова.

Воспитатель кидает мячик учащимся, а они, в свою очередь называют вежливые слова и кидают его обратно.

– На ваш взгляд, от чего зависит сила “волшебных слов”? Поделюсь с вами одним секретом: сила “волшебных слов” зависит от того, как вы их скажите. Если вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.

– Сегодня мы с вами затронем лишь одну грань этикета – правила поведения в общественном транспорте. Как называется человек, передвигающийся в транспортном средстве, но не управляющий им? (Пассажир).

Воспитатель выбирает водителя, который сядет впереди.

– Ребята, пока мы едем, скажите, пожалуйста, как правильно и как не нужно себя вести пассажирам в общественном транспорте?

1. Во время движения транспорта руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель.
2. Разговаривать во время движения с водителем нельзя.
3. Нельзя высовываться из окна.
4. Нельзя вставать ногами на сиденье.
5. Нельзя ходить по автобусу во время движения.
6. В автобусе нельзя громко разговаривать.
7. Нельзя толкать локтями других пассажиров, стремясь войти первым.
8. Уступать место старшим, женщинам и детям, больным.

После каждого пункта воспитатель задает вопрос: почему необходимо соблюдать это правило?
– Давайте соберем из карточек наш девиз. Наш девиз: “В общественном транспорте, друзья,Буду самым внимательным пассажиром я!” .

– Какое качество нужно проявлять по отношению к другим пассажирам?
– Помимо внимания важно проявлять и другие качества. Какие? Давайте с вами продемонстрируем одну ситуацию. Для начала, послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа.

“Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
– Садитесь, пожалуйста!
– Ну что ты … Спасибо.… Не надо…
– Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет”
.

Проявила ли эта девочка вежливость? А тактичность, т.е. не задела ли она чувства этой женщины?

Вывод: вежливость и тактичность это не одно и то же.

Дети правильно инсценируют эту ситуацию

Сегодня мы с вами поговорили об этикете. Дайте определение этикету.

– Важно ли знать и соблюдать правила этикета? Почему? Кто помнит, от чего зависит сила “волшебных слов”?

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

– Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы!