Мелкая моторика. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

4.Аппликация.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Вам может быть интересно:


  • Ольга Раевская

    Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.

    Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

    В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий . Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

    Игры на развитие мелкой моторики у детей

    с использованием подручных материалов.

    Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки» . Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы : игрушки из «киндер-сюрпризов» , детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

    Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.


    Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи".

    Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль - получится объемная аппликация.

    Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

    Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая :

    «У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Вас уколет можжевельник».

    Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

    «Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех».

    Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

    Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

    «В зоопарке мы бродили,

    К каждой клетке подходили

    И смотрели всех подряд :

    Медвежат, волчат, бобрят».

    Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами :

    «Пальцы, как пчелы, летают по сотам

    И в каждую входят с проверкою : что там?

    Хватит ли меда всем нам до весны,

    Чтобы не снились голодные сны?».

    Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

    Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи» . Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» , делая по шагу на каждый ударный слог :

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

    Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

    Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

    Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке :

    «Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку».

    Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.


    Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

    Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

    Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д. Интересное занятие для развития воображения , фантазии и мелкой моторики рук .

    Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами !

    Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

    Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев

    Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

    Достижения младенца к концу первого года

    • умеет захватывать предметы;
    • удерживает их в руках некоторое время;
    • активно манипулирует с игрушками (одно - два действия);
    • хлопает в ладошки;
    • повторяет движения ручками за взрослым.

    Наставления родителям

    1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
    2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
    3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
    4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
    5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

    Развиваем моторику у грудничков!

    Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

    «Солнышко ‒ колоколнышко»

    Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:

    Солнышко - солнышко,
    Красное колоколнышко,
    Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

    «Ладушки»

    Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

    Ладушки - ладушки,
    Где были? - У бабушки!
    ‒ Что ели? - Кашку,
    Разбили чашку, хлоп!

    «Тяни - тяни»

    В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

    Тяни холсты,
    Холсты просты!
    Тяни, тяни, потягивай,
    Поперек, поперек, перекладывай!

    Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".

    Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

    Игрушки для мелкой моторики

    Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

    • развивающие (сенсорные) коврики;
    • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
    • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
    • предметы со шнуровкой;
    • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
    • игрушки - сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

    Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

    Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

    Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

    Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

    • учатся играть с мелкими игрушками;
    • манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
    • пытаются застегивать пуговицы;
    • шнуровать ботиночки;
    • переливают воду из емкости в емкость;
    • самостоятельно едят ложкой;
    • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

    Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

    Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

    Игры для малышей

    «Волшебный мешочек»

    Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

    «Волшебная картинка»

    Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

    «Подарок кукле»

    В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

    Кухня - место для моторики!

    В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

    • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
    • лепка из теста;
    • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
    • мытье пластмассовой посуды;
    • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
    • раскладывание чайных ложек;
    • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

    Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

    Развитие моторики у дошколят

    В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

    • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
    • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

    Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

    Пальчиковая гимнастика

    Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

    Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

    Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

    «Колечко»

    • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
    • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
    • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

    «Игра на рояле»

    Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

    «Рисуем восьмерки»

    Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

    «Барабанщик»

    Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

    Штриховка и раскрашивание

    Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

    Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

    Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

    Конструкторы, пазлы, мозаика

    Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

    Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

    Занятия с бумагой

    Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

    Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

    Развиваем мелкую моторику при помощи театра

    Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

    Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

    К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

    • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
    • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
    • пользоваться всеми столовыми приборами;
    • самостоятельно массажировать пальцы;
    • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
    • штриховать изображения, не выходя за контур;
    • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

    Развитие мелкой моторики должно идти как можно раньше. С самых маленьких лет. Пока ваш малыш грудничок ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Пока ваш малыш раннего и младшего дошкольного возраста необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при изучении застегивания и расстегивания пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.

    Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.

    Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.

    Упражнения для развития мелкой моторики:

    1. Наполните глубокую тарелку водой и насыпьте в нее немного чистой крупы, либо песка.

    Малышу нужно опустить руки в тарелку и несколько минут пытаться мешать крупу в воде. Далее смените содержимое тарелки. И снова дайте ребенку помешать его содержимое. Через несколько минут снова смените содержимое на другую крупу. После того, как упражнение закончится, предложите ребенку закрыть глаза и на ощупь определить каждое содержимое.

    1. Следующее упражнение касается опознания различных предметов, больших и маленьких, букв и если ваш ребенок уже знаком с цифрами, то можно использовать цифры. Крупные фигуры положите перед ребенком и дайте ему время тщательно прощупать фигуры. Затем ребенок должен повторить контур фигуры при помощи пальцев. Пальцами левой руки нарисовать на представляемую фигуру на ладони правой руки и затем сменить руки. Предметы должны ощупываться и левой и правой рукой.
    2. Лепите с ребенком из пластилина. Буквы, цифры, фигурки. Рассказывайте во время процесса то, что вы делаете.
    3. Дайте малышу один карандаш, другой возьмите себе. Перекатывайте карандаш в руках, сверху вниз, чтобы карандаш коснулся каждого пальчика.
    1. Упражнения во время рисования. Нарисуйте ребенку лабиринт и предложите карандашом чертить линию к выходу их лабиринта. Сделайте контурные очертания фигур (круги, квадраты и прочее) и предложите малышу как можно аккуратнее и прямо обвести их.
    1. Особенно полезными упражнениями для развития мелкой моторики пальцев детей являются упражнения с мелкими предметами. Такими как бусины, пуговички, прищепки. Очень любят дети играть с крупой. Пересыпать ее из одной посуды в другую. Рисовать пальчиками по рассыпанной крупе. Но помните, что такие упражнения требуют четкого внимания со стороны родителей. Следите за тем, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот.
    2. Следующее упражнение для развития мелкой моторики. Дайте ребенку несколько видов расчесок. Гребень, массажную, круглую расческу. Пусть малыш проводит по ним пальчиками, почувствует разницу между зубчиками (крупные/мелкие, круглые/плоские, острые/закругленные). И в конце упражнения обязательно сам расчешет себе волосы.

    Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.

    Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.

    К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.

    Развиваем общую моторику

    Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.

    1. Делаем массаж ушей. Пусть ребенок зажмет мочку своего уха двумя пальцами и постепенно массирует ее. Двигаться при этом нужно снизу вверх и в обратном направлении.
    2. Массаж своих пальчиков. Пальцами одной руки делать массаж каждого пальчика и ладошки.
    3. Делаем массаж головы. Пальцы рук слегка согнуть и поглаживать себя по головке нежными массажными движениями. Начинать от макушки до ушей.
    4. Положите ребенка на спину и вытяните руки вверх. Теперь по очередности называйте часть тела (рука, нога, голова), а ребенок должен поднимать вверх то, что вы называете. Лучше будет, если эти шаги вы будете проходить вместе.
    5. Сжать ручки в кулачки и разжать. Затем, согнуть ручки в локтях, разомкнуть. Повторять упражнение постоянно повторяя темп.


    Развитие крупной моторики

    Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.

    1. Лечь на спину. Ноги сомкнуть вместе, руки вытянуть вверх. Сделать перекат в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и перекатиться в правую сторону.
    2. Остаться в положении лежа на спине. Поднять ноги и обхватить их руками. Отпустить. Сделать несколько повторений. Следите за тем, чтобы у ребенка не было резких движений и не было сильных ударов при возврате в исходное положение.
    3. Также лежа на спине поднять сначала левую руку и попробовать написать в воздухе небольшое предложение. Затем тоже другой рукой.
    4. Для следующего упражнения нам понадобится доска и мел. Если у вас нет их под рукой, то можно использовать лист бумаги и карандаши. Дайте ребенку мел или карандаши в обе руки. Малыш должен пробовать написать что-то одновременно обеими руками.
    5. Возьмите несколько мелких и разных предметов. Ребенок должен закрыть глаза. Положите один или несколько предметов в руку вашего малыша. Малыш должен сжать руку и угадать количество и форму предметов. Затем смените предметы и их количество. Чередуйте руки.
    6. Принять положение сидя на полу. Начинать сгибать и разгибать колени. Затем делать это нужно чередуя ноги и снова вместе. Отводить каждую ножку по очереди назад.

    Развитие как мелкой так и крупной моторики является очень важным для всех детей. У многих возникает вопрос – А как же развивали моторику в другие времена?. Благодаря подручным средствам. Сейчас очень многие родители стараются покупать детскую обувь на липучках, чтобы не тратить время на шнурование. Хотя это очень полезно. Как вы могли уже убедиться из упражнений выше. Девочки должны пробовать делать то, что делает мама. Если мама стирает, можно дать небольшой платочек, чтобы малышка развивала данный навык, если она проявляет к этому интерес. Перебирать разные виды круп. Мальчикам очень интересно делать то, что делают отцы. Разбираться в мелких деталях, собирать и разбирать конструкторы. Изучать содержимое того или иного предмета. Как можно раньше давайте детям столовые приборы, чтобы они пробовали кушать сами и учились правильно держать приборы.

    4 9 576 0

    Познавая окружающий мир, малыш пытается выполнять пальчиками многочисленные движения: он хватает предметы, перебирает мелкие детали, одевает и раздевает кукол, лепит или делает аппликации, пытается застегивать молнии, кнопки, пуговицы… Сначала пальчики крохи совсем его не слушаются, но со временем мастерство владения ими оттачивается до такой степени, чтобы конкурировать даже со взрослыми. Чтобы ваш малютка интенсивнее продвигался в своем познании окружения, предлагаем несколько отличных идей, как развивать мелкую моторику у ребенка до трех лет.

    Развитие мелкой моторики у детей ставит перед собой три основные задачи:

    • совершенствование хватательных действий (захват предметов ладонью, щепотью, «пинцетом»);
    • развитие соотносящих движений (умение соотносить несколько предметов между собой);
    • тренировка пальчиков для выполнения бытовых, игровых, творческих и прочих действий.

    Посмотрим на конкретных примерах, какие развивающие игры для мелкой моторики можно использовать в домашних условиях.

    Вам понадобятся:

    Упражнения с бумагой

    Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

    • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
    • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
    • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
    • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.

    Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев.

    Даже если у вас остались ненужные книги или журналы, не давайте их на растерзание маленького исследователя: неуважительное к ним отношение он перенесет на любые другие книги.

    Кроме того, нередко кусочки книг могут оказаться во рту у малыша, а типографская краска отнюдь для него не полезна. Лучше покажите, как перелистывать страницы книг. Это также отличное развивающее упражнение, которое учит малыша захватывать тонкие и непослушные страницы. Начните с картонных страниц и постепенно уменьшайте их плотность.

    Развитие силы пальчиков

    Пальчики маленького ребенка не только непослушны, но и слабы, что уменьшает арсенал его движений и часто бывает причиной досады крохи. Чтобы развить их силу, воспользуйтесь несколькими упражнениями.

    Дайте малышу резиновую грушу и покажите, как она «стреляет» воздухом. Выдуваемой струей воздуха можно играть «в футбол», загоняя в ворота небольшой кусочек ваты. Можно поэкспериментировать с грушей и в ванной, играя с водой.

    Среди игр, также, вдавливание предметов в тесто или пластилин. Отличным занятием является игра с изюмом. Покажите карапузу, как украсить будущий пирог изюминками. С пластилином работать сложнее.

    Предоставьте малышу материал для аппликаций: мелкие камушки, ракушки, бусинки, пуговицы – а дайте волю его неуемной фантазии.

    Мелкая моторика отлично развивается разминанием пластилина . Этот подготовительный этап перед лепкой очень важен. Крохе тяжело начинать работать с непослушным застывшим пластилином, поэтому такая работа полезна для тренировки физической силы.

    Игры с заводными игрушками, музыкальными шкатулками также способствуют развитию. Дайте малышу возможность самому их заводить.

    Тренировка хватательных движений

    Одна из самых сложных задач для ребенка до трех лет – научиться уверенно брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» – большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы щепотью, то есть тремя пальцами. Но со временем у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя которые, он будет тренировать это умение. Можете взять на заметку следующие упражнения:

    Сортировка мелких предметов. Здесь вашей фантазии нет предела: сортируйте по цвету, по форме, по размеру и т.д.

    Сначала перемешайте два вида достаточно крупных предметов (например, горох и фасоль), затем можно усложнять задание, добавляя их новые виды.

    Возможно использование разноцветных бусинок, мелких камушков, ракушек, пуговиц, макарон разных сортов, мелких игрушек.

    Проталкивание пуговиц разного размера в соответствующие отверстия. Этот несложный сортер вы вполне можете сделать сами из ненужной коробки с мягкой пластиковой или картонной крышкой. В нашей статье про разнообразие найдете еще массу увлекательных занятий для чада.

    Опускание мелких предметов в бутылку (можно использовать фасоль, горох, макароны). В конце этой игры малыш ждет интересный сюрприз: он может поиграть получившейся самодельной погремушкой.

    Развиваем соотносящие действия

    Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.