Матриархат и патриархат в истории человечества. Что такое матриархат? Что такое патриархат? откуда они взяли свое начало

По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности

Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год Nürnberger Opernhaus, Foyer

1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро-странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен-щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи-тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо-роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче-ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По-чему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К истори-ческим реалиям они не имеют никакого отношения.

2. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть институт полиандрии (много-мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ-ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри-ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле-дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи-вания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от-гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не-му прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, кото-рую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

3. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле-делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро-брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Кос-вен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом ма-тери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на зем-ле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.

4. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка-честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един-ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по-нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло-жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.


Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года The Trustees of the British Museum

5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографиче-ские данные, доказывающие его существование

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материа-лах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно па-дало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируе-мых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находить-ся только в руках женщин.

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости вы-ровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам изби-рательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концеп-ция существования в глубокой древности матриархата (изначально называв-шегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это есте-ственное положение дел, и к нему необходимо вернуться.

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масш-табной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Морга-на, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не слу-чайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проб-лемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные поле-вые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоя-щем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы. 

Конечно. А все эти дрязги и споры, взаимные оскорбления и упрёки - это средство. Разрушение через это общества(и народов) изнутри- цель. Ведь даже в той библии сказано" Царство, разделившееся в себе самом, - не устоит..." ПОнятно, для чего это? Подмена понятий и ценностей, подмена религии.....

матриархат - это китч, желающий управлять искусством...
Патриархат - это желание управлять физическим совершенством...
патриархат: яйцо курицу учит...
Матриархат: курица яйцо не учит...
И так, про между прочим: эволюционирование головного мозга несомненно преимущество, но не дающее гарантии дальнейшего существования вида...
И про между прочим, так: у "звериной доли" организмов этап развития мужской особи является конечным...

From Wikimedia Commons, the free media repository
мини Матриархат и Патриархат это до сегодня были теоретическими не преодоленными пониманиями в языковой конструкции феномены,ибо с производства первых творческих относительных метоналожении и исторического происхождения в иллюстративном,книжном образовании не были даны четкие конкретные разъяснения этих образовании и их влияний,то есть небыли даны знания по последовательной сборке френии(души),внутренней артикультуры безотносительного феномена и относительного.С возникновения процесса внутренней артикуляции языкового становления при членении продольных звуковых волн происходило творение феноментальных первых звуковых отношении как позывные,где приславливании этих звуков у славливающих происходило первичное условное обозначение,которое внутренне при восприятии появляло дивное состояние этого внутреннего содержания, где первичные возгласы конечно были без образа ибо эти возгласы были матом,не цензурным восприятием(не формальным),то первые мето наложения которые сегодня называют "КОРНЯМИ"(от сюда "корешки","корефаны").Славливающие звуки будут названы "славяне".По первым источникам метоопределении всего, на тот период,безобразного,конечно были такие метоформулы как "ухо"от сюда "ухоловники"то есть славливающие ухом.Как мы знаем по метоопределению ухо не одно а два от сюда происходит двоиственность "ДУШИ","ДУ-АЛИЧНОСТЬ ".Мат как звуковое отправление не имело понятии,и сопровождалось конечно жестикуляцией,мимикой и всеми первичными метоналожениями,которые обрисовывали и создавали постепенно картину мысленного понимания.Так начинался мир (начинать =наполнять)метоопредилениями языкового отношения(верно "АЗЫКОВОГО"ибо знак -Я- символизировал первого нарисованного гомосапиенса чертой мертвой статики и звуком не являлся,но предтечей этого рисунка сотворенного творцами искусственного мира(искусственный =фашисткий)конечно были эти два рисунка -О-и -V-.Так создавалась иллюстрация книжного мира черт мертвои статики,которая имела функции памятного начертания умерших,которые в своем мире мертвой статики содержали описательные картины былого,и которые по ходу прогресса искусства больше имели характер прославления мертвых, и в этом плане конечно происходило искажения в разных стилестических формах писменности и разговорной передачи. ,основанное на иллюстрации(от сюда иллюзия).Жизнь прогрессировала в искусственных продвижениях,где мат (начальная языковая материализация)языкового без образного взаимоотношения конечно приобрел путем артикуляции состояние АУРЫ форм образности,при том что появился литературный язык,или литераурный,от процесса влияния уже букв и знаков,метоопределении,где именно литературный (цензурный)язык форм и стал нам мат образным наложением от чего вознила мания величия (величие гомосапиенса существа искусства),так определились НЕСУЩИЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВ=ТВОРЕЦ и сущий=мертвый,формальный,или образный.То есть мы теперь подошли к раскрытию вопросов о простом происхождений мира форм как токового,где в нем главные определения тех кто этот мир формально формирует.Как мы выяснели есть БЕЗ ОБРАЗНЫЙ и ОБРАЗНЫЙ,есть НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ и ФОРМАЛЬНЫЙ,есть НЕ ТВАРНЫЕ и ТВАРНЫЕ,НЕ ТЛЕННЫЕ И ТЛЕННЫЕ,НЕ МЕРТВЫЕ И МЕРТВЫЕ.Разбираясь с тем как складывался язык чисел(слогов) мы конечно должны определить до языковое отправление сигнала в протяжных звуковых волнах где мы сразу узнаем какие голосовые отправления принодлежат женщинам а какие мыжчинам (хотя раньше этих метоопределении на было и раз мы говорим о начальном значит говорим о простом,о вульгарном(ЖАРГОНИЗМЫ=ШАРГОНИЗМЫ,ВУЛЬГАРИЗМЫ),к простому определению относится БОГИ и БОГИНИ,которые производили звуки,метоопределения,к метоопределению относятся такие формулы как "СЛАВАНЕ","УХОМСЛОВЫ"это первые детища культурного отношения (ДЕТИ БОГОВ).Кстати от "ЖАРГОНА" появилась "ЖАР ПТАХА"(ЖАР,ПТИЦА)первые можно сказать крылатая фраза формы....Искусство прогрессировало много создали филологических философий,которые образную появляли картину и в произношении крылатых фраз творцы этих фраз в своей ориентации (орнитология)при разборе и изучении фенометального состояния конечно не понимают сам предмет того что изучают,находясь в образном (информационном мире),предварительно проидя программу образования не имеют знании об образовании.От не знании они составляют разные теории о Матриархате и Патриархате(РТА ПАРХАТЬ= ПТА ХА РАТЬ)и фантазируют формах правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.Не понимая что доминирование происходит благодаря патриархату,ибо их ведут мысли процесс появления которых они,в ком это происходит не ощущают,а это конкретно процесс шизофрении,ибо акт творения и отношения форм образования речью есть процесс шизофрении или по другому одушивление живого в мертво-формально образное. Появление же гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей XVIII века, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофен и Л. Г. Морган. В советской исторической науке, археологии(эти науки должны заниматься совсем другим) этнографии и антропологии существование матриархата долгое время ставилось под сомнение, однако поздние исследования подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия на Древнем Востоке. Проф. В. Н. Дьяков доказывал существование матриархата у всех древних народов.Матрицентрированное развитие ведет к работе двух полушарий мозга благодаря чему происходит четкое адекватное понимание,ориентация в среде обитания.и появляются знания о происхожении время,жизни,смерти,бытия и небытия,в патриархальном состоянии этих знаний ни когда не будет ибо это состояние аутического выбывания в образный мир,книжный мир.От чего совсем другие ценности и другие взаимоотношения,всегда воина и распри,не уважение к друг другу,матери к отцу,в прочем об этом учит патриархальная библия.(начало было с лова "ЛОВИТЬ","С,ЛОВИТЬ УХОМ".Уральский философ фундаменалитета Барашев Фарит,основатель официальной системы ВСЕМИРНОГО МАТРИАРХАТА,автор книги ГЕНЕЗИС МАТРИАРХАТА,которая является синтезом всех областей наук.
Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества.
Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата». По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала.
Матрицентрические общества Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка.
Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, передается по женской линии. Мужчины живут в семье матери вместе со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Родственниками считаются только единоутробные братья и сестры, собственность семейная. Примечательно, что в матриархальных обществах мужчины, не имея никаких прав и привилегий, тем не менее имеют точно такие же обязательства перед обществом, что и в патриархальных: обеспечивают защиту, содержат свои семьи, решают прочие племенные вопросы, занимаются воспитанием детей (детей сестер). При этом семья формируется вокруг матери, а не вокруг отца.
Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина - матриарх, - иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с которым обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает во фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина живет автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует матрицентричная религия, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется мужским. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку.
В настоящее время матриархальные общества с относительным доминированием женщин-матерей в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, минангкабау, кхаси и гаро) и Африки (ашанти, йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги, где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужски

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Матриархат (Подопригора, 2013)

МАТРИАРХАТ [от лат. mater- мать и греч. …- начало, власть] - термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества, времени его расцвета. В этом значении Матриархат характеризуется ведущей ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при котором женщины приобретают господствующее положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства.

Матриархат (Фролов, 1991)

МАТРИАРХАТ (лат. mater - мать, греч. arche - власть) - форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). В области семейных отношений М. характеризовался матрилокальностью (приходом мужчин в семьи родовой общины) и матрилинейностью (счетом родства по матери).

Матриархат (НиРМ, 2000)

МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе. Представление о матриархате как об универсальном явлении, у всех народов исторически предшествовавшем , было введено в научный оборот во 2-й пол. 19 в. Й. Бахофеном, одобрительно воспринято классиками марксизма и до середины 50-х гг. 20 в. занимало господствующие позиции в советской теории первобытности. Однако уже на рубеже прошлого и нашего столетий рядом отечественных и зарубежных исследователей было убедительно показано, что наука не только не располагает данными для реконструкции подобной эпохи, но и не знает ни одного исторически или этнографически описанного общества, где бы властные функции систематически осуществлялись женщинами или нормативно закреплялось их социальное преобладание. Даже в обществах с доминирующими матрилинейными родственными институтами (см. ) управление находилось в руках мужчин...

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.

Определение

Итак, матриархат - что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти - гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин - "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы?

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях - ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены - во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма - культ древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания - выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат - более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

МАТРИАРХАТ - ма-те-рин-ское пра-во, власть жен-щин - ги-по-те-ти-че-ская эпо-ха (ста-дия, пе-ри-од, этап), пред-ше-ст-вую-щая пат-ри-ар-ха-ту в раз-ви-тии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва .

Пред-став-ле-ние о Матриархате рас-про-стра-ни-лось в свя-зи с мат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей, со-глас-но ко-то-рой в ис-то-рии че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва су-ще-ст-во-ва-ла все-об-щая ста-дия раз-ви-тия, ха-рак-те-ри-зую-щая-ся гос-под-ством жен-щин: ве-ду-щим по-ло-же-ни-ем жен-щин в со-ци-аль-ной и хо-зяйств. сфе-рах, мат-ри-ли-ней-ной (ма-те-рин-ской) ро-до-вой ор-га-ни-за-ци-ей, мат-ри-ли-ней-но-стью на-сле-до-ва-ния иму-ще-ст-ва и ста-ту-са, мат-ри-ло-каль-но-стью или дис-ло-каль-но-стью брач-но-го по-се-ле-ния.

Тео-рия матриархата обос-но-вы-ва-лась главным образом ги-по-те-зой об ис-то-рическом при-ори-те-те ма-те-рин-ско-го ро-да, а так-же от-но-си-тель-но вы-со-ким по-ло-же-ни-ем жен-щин в пер-во-быт-ном об-ще-ст-ве и его пе-ре-жит-ках в ря-де ар-ха-ических об-ществ (пре-сто-ло-нас-ле-дие по жен-ской ли-нии, осо-бая роль ко-ро-ле-вы-ма-те-ри, ле-ген-ды об ама-зон-ках и т. п.). Она вос-хо-дит к тру-дам Ж. Ф. Ла-фи-то, И. Я. Ба-хо-фе-на, Л. Г. Мор-га-на, Ф. Эн-гель-са и гос-под-ство-ва-ла в эво-лю-цио-низ-ме до начала XX века, в советской тео-рии пер-во-быт-но-сти - до 1960-х годов.

Мат-ри-ар-халь-ная тео-рия сыг-ра-ла по-ло-жи-тель-ную роль в борь-бе с пат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей; с её по-мо-щью уда-лось до-ка-зать оши-боч-ность пред-став-ле-ния об из-на-чаль-но-сти пат-ри-ар-ха-та и по-ка-зать, что ему пред-ше-ст-во-ва-ла иная, т. н. до-пат-ри-ар-халь-ная, ста-дия. Тео-рия матриархата спо-соб-ст-во-ва-ла раз-ра-бот-ке про-блем ис-то-рического со-от-но-ше-ния био-ло-ги-че-ско-го и со-ци-аль-но-го на ран-них ста-ди-ях раз-вития че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва, а так-же ста-нов-ле-нию дви-же-ния за рав-но-пра-вие жен-щин и по-яв-ле-нию фе-ми-низ-ма. Но све-де-ние ею эво-лю-ции об-ще-ст-ва к сме-не ие-рар-хии со-ци-аль-ных ро-лей по при-зна-ку по-ла не от-ра-жа-ет все-го мно-го-об-ра-зия про-цес-сов раз-ви-тия че-ло-ве-че-ст-ва.

К на-стоя-ще-му вре-ме-ни мат-ри-ар-халь-ная тео-рия поч-ти не име-ет при-вер-жен-цев: эт-но-гра-фические дан-ные не под-твер-жда-ют су-ще-ст-во-ва-ния матриархата ни как со-во-куп-но-сти об-щественных по-ряд-ков, ни как эта-па в раз-ви-тии пер-во-быт-но-сти. Бо-лее то-го, на всех ста-ди-ях пер-во-быт-но-сти на-блю-да-лось срав-ни-тель-ное ра-вен-ст-во со-ци-аль-ных ро-лей жен-щин и муж-чин.

К середине XX века про-бле-ма матриархата су-зи-лась до во-про-са об ис-то-рической по-сле-до-ва-тель-но-сти ма-те-рин-ской и от-цов-ской фи-лиа-ции (мат-ри-ли-ней-но-го и пат-ри-ли-ней-но-го ва-ри-ан-тов счё-та род-ст-ва) и пер-вич-но-сти/вто-рич-но-сти или од-но-по-ряд-ко-во-сти мат-ри-ли-ней-ной и пат-ри-ли-ней-ной форм ро-до-вой ор-га-ни-за-ции, в свя-зи с чем матриархат ино-гда ото-жде-ст-в-ля-ли с т. н. позд-не-мат-ри-ли-ней-ны-ми об-ще-ст-ва-ми (ашан-ти, бау-ле, яо и др. в Аф-ри-ке, на-яры и др. касты у ма-лая-ли, кха-си в Ин-дии, на-си в Ки-тае, ми-нан-гка-бау в Ин-до-не-зии, нат-чи, тлин-ки-ты, иро-ке-зы в Северной Аме-ри-ке, троб-ри-ан-цы и др.).

В современной со-ци-аль-ной ан-тро-по-ло-ги и и ис-то-рии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва тер-мин «матриархат» не ис-поль-зу-ет-ся и фи-гу-ри-ру-ет толь-ко в ис-то-рио-гра-фическом кон-тек-сте. В ши-ро-ком зна-че-нии матриархатом на-зы-ва-ют вся-кое до-ми-ни-рую-щее по-ло-же-ние (гос-под-ство) жен-щин в хо-зяйственной, об-ще-ст-вен-ной и се-мей-ной жиз-ни, а так-же его от-ра-же-ние в ду-хов-ной куль-ту-ре и ми-ро-воз-зре-нии.

Дополнительная литература:

Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;

Кос-вен М. О. Мат-ри-ар-хат. Ис-то-рия про-бле-мы. М.; Л., 1948;

Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;

Се-ме-нов Ю. И. Про-ис-хо-ж-де-ние бра-ка и се-мьи. М., 1974;

Towards a science of man. Essays in the history of anthro-pology. The Hague; P., 1975.