Мальчик сангвиник что надо знать. Характеристика детей разных типов темперамента. Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

Чем чувство собственного достоинства отличается от высокомерия?

    Чтобы увидеть отличие этих понятий, достаточно посмотреть на их значения:

    Чувство собственного достоинства - почтительное, уважительное отношение к самому себе. В то время как

    высокомерие -пренебрежительное отношение к другим людям.

    Это разные понятия. Человек с чувством собственного достоинства ведет себя ДОСТОЙНО по отношению к себе и к окружающим, это самоуважение и уважение к другим людям. В то же время высокомерие- это гордыня- ощущение СЕБЯ большим, а окружающих- меньшими.

    Чувство собственного достоинства - это самоуважение и уважение к другим, понимание в себе и в других Человека с большой буквы, признание в каждом Души, божественного начала. Высокомерие - слово, говорящее само за себя. Высокомерный имеет грех гордыни, считая себя выше остальных и не уважая в другом Личность. Уже даны прекрасные ответы. А вот мнение великого барда Булата Окуджавы:

    Чувство собственного достоинства...

    Чувство собственного достоинства -- вот загадочный инструмент:

    Созидается он столетьями, а утрачивается в момент

    Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

    Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

    Чувство собственного достоинства -- вот загадочная стезя,

    На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

    Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

    Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

    Чувство собственного достоинства -- это просто портрет любви.

    Я люблю вас, мои товарищи -- боль и нежность в моей крови.

    Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

    Не придумало человечество для спасения своего.

    Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету --

    Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

    Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

    Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.

    Высокомерие - это разновидность нарциссизма, самолюбование и установка на недосягаемый пьедестал, сравнивание других через призму ничтожности окружающих, поучительный тон общения и то только с теми кто удостаивается в круг приближенных благодаря копированию, соглашательству или лести...

    Чувство собственного достоинства(ЧСД) - это принятие себя таким как есть(с учетом всех недостатков) и принятие слабостей других, а также отношение к другим так как они относятся к тебе (и/или лучше) - когда уважение не выпрашивается и не навязывается - а приходит от других в ответ на собственные поведение, слова и поступки, которые иногда могут идти в разрез с общепринятыми ожиданиями, но не переходят грань от добра ко злу, от справедливости к эгоизму, от честности ко лжи - именно знание и уверенность человека в том что он не оступится ни при каких обстоятельствах и не станет по головам или за счет других лучше, краше, богаче, известнее и т.п. - и является тем стержнем, той чертой характера, что именуют ЧСД или ещ проще самоуважение...

    Все очень просто, так как дело лишь в одном факторе - границе.

    Человек с чувством собственного достоинства не позволяет ни другим перейти некую важную для него границу, ни себе нарушить эту границу у других.

    Высокомерный человек не разрешает перейти собственную границу, но активно атакует границу других людей.

    Второй показатель: чувству собственного достоинства присуща гордость, высокомерию - гордыня.

    Чувство собственного достоинства - явление гибкое, и податливое. А высокомерие не лечится, никак. Это клинический случай человеческого характера.

    Высокомерный человек не может переступить через свои амбиции, ни ради ближнего, ни ради самого себя.

    А человек с высоким достоинством вполне способен ассимилировать под ситуацию.

    Высокомерный инженер не пойдет мыть полы.

    Инженер, с чувством собственного достоинства, будет натирать паркет и усовершенствовать способы полировки пола.

    Это для меня одно и то же. Разница лишь в восприятии общества. Когда они видят наглого человека, они отдают ему предпочтение перед скромным, принимая за слабого. А когда напорятся на последствия, то уже уверенность трактуют в негативном ключе.

    Например дамочка оценит наглого хамоватого брутала, который плюет на всех. только она надеется, что на не он не наплюет. А когда все же сделает это, тогда он станет высокомерным и плохим для не.

    Достоинство и высокомерие отличаются друг от друга как небо и земля. Имеющий собственное достоинство человек самодостаточен. Ему нет необходимости постоянно доказывать свою исключительность. Он не видит в этом никакой необходимости.

    Высокомерный же человек, в силу подсознательного ощущения собственной неполноценности, постоянно вынужден доказывать как себе, так и окружающим свою исключительность. Используемые при этом способы и методы - завышенная самооценка, конфликтность, оскорбления и подавление окружающих.

    Чувство собственного достоинства это именно те темы, которые являются неприкосновенностью, те поступки, которые могут подвергнуть личность унижению или представлению в худшем свете. Это то, за что каждый из нас готов отойти от устоев морали и прибегнуть к насилию во блага уважения своих личных индивидуальных ценностей. Высокомерие или завышенная самооценка как правило идет от заниженной самооценки, вместо того чтобы уступить или пойти на компромисс многие просто отвергают или подвергают критике ту или иную тему, тем самым не давая возможности самому себе признать свою слабость, неумение, и т.д.

    Высокомерный человек не обладает чувством собственного достоинства, у него скорее всего ложное чувство собственного превосходства. А человек, имеющий чувство чувство собственного достоинства никогда не будет вести себя высокомерно.

    То есть таких людей путать невозможно.

    Вот простой тест для различения этих людей. Высокомерный человек никогда не подаст руку своему сопернику ни в случае победы, ни в случае поражения (кто ты такой). А человек уважающий себя, будет уважать и соперника, поэтому первым протянет руку для того, чтобы выразить свое уважение.

    То же самое реакция на приветствие. Высокомерный человек может и не отвечать, а если ответить, то только с минимальной реакцией. Чувство собственного достоинства не позволит человеку игнорировать другого человека, он искренне поинтересуется и здоровьем, и делами собеседника.

    Высокомерные люди ведут себя заносчиво, считают себя лучше других и постоянно это демонстрируют.

    Они могут запросто обидеть человека или унизить его.

    А сохранение чувства собственного достоинства подразумевает достойное поведение,не терять лицо в любой ситуации, сохранение личного пространства.

    Ничем не отличается и даже если тут доказывать и находить различные параметры одного и другого, сущность двух значений не измениться. А кто будет доказывать что это разные понятия с одной целью но с разными границами, то просто это лицемеры. Просто мы люди перед одними унижаемся для чего либо когда нам необходимо или выгодно и перед другими держимся высокомерно, показывая свою значимость или имея желание унизить другого.

    Есть такой физиологическо-социальный процесс как плевок. Вектор плевка и сам процесс определяет то или иное понятие. Если на себя не плевать, то собственное достоинство, а если просто плевать, да и ещ на окружающих, то высокомерие.

    Чувство собственного достоинства не нест в себе корыстных целей и не старается выпячиваться на показ, высокомерие же наоборот не скрывается и таким образом пытается показывать сво превосходства над окружающими.

    Прежде всего тем, что чувство собственного достоинства одного, никогда не унизит то же чувство другого человека. Тогда как высокомерие, не способно замечать других достоинств, нежели свои собственные.

Любить других, любить себя

Многие женщины пытаются обрести чувство собственного достоинства и поверить в то, что они ценны в глазах Бога. Возможно, приведенные цитаты, как и цитаты в других частях книги, предназначались не только женщинам. Однако они применимы к тем женщинам, которые стремятся понять, как Бог, сотворивший их, относится к ним, и как им самим следует относиться к себе и к окружающим.

Развивать чувство собственного достоинства. — Если мы хотим людям добра, то наш успех в работе с ними будет зависеть от их веры в то, что мы ценим и уважаем их. Проявлять уважение к человеку, борющемуся с грехом, — это верный способ с помощью Христа Иисуса помочь этому человеку восстановить утраченное чувство собственного достоинства. Трудно полностью представить себе, как важно дать человеку шанс, поверив в него (Принципы христианского воспитания, с. 281).

Необходимо уважать самого себя. — Господь наделил каждого из нас чувством собственного достоинства, и этим нельзя пренебрегать. Бог хочет, чтобы мы уважали себя. В наших семьях и в церкви мы слишком часто принижаем чувство собственного достоинства. Не делайте этого. Не делайте этого в наших учебных заведениях и офисах. Господь сказал, что каждое из этих учреждений должно образовывать и воспитывать людей. Учащиеся и сотрудники следуют примеру своих наставников и руководителей. Учитель должен быть образцом для учащегося. Если он хочет, чтобы молодые люди его уважали, он должен уважать их (Бюллетень Генеральной Конференции, 1901, 25 апреля).

Богу неугодно, чтобы мы недооценивали себя. — Каждый может жить так, чтобы получать одобрение и благословение Бога. Вы можете каждый час пребывать в общении с Небом; Отец Небесный вовсе не хочет, чтобы вы осуждали себя и оставались во тьме. Богу неугодно, чтобы вы недооценивали себя. Вам надо развивать чувство собственного достоинства, живя в гармонии со своей совестью и перед людьми, и перед ангелами. Истинное смирение выражается не в том, чтобы ходить с опущенной головой и все время думать только о себе и своих грехах. Вы можете прийти к Иисусу и очиститься, чтобы стоять перед Его законом без стыда и угрызений совести. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Хотя мы не должны думать о себе больше, чем положено, Слово Божье не порицает законного чувства собственного достоинства. Будучи сыновьями и дочерьми Бога, нам надо обладать внутренним достоинством, которому чужды гордыня и самопревозношение (Ревью энд Геральд, 1888, 27 марта).

Совет человеку, утратившему чувство собственного достоинства. — Иисус любит тебя, и Он послал мне весть для тебя. Его бесконечно чуткое и большое сердце тоскует по тебе. Он шлет тебе весть, чтобы ты освободился из вражеских сетей. Ты можешь вернуть себе чувство собственного достоинства и считать себя не побежденным, а победителем благодаря облагораживающему влиянию Духа Божьего. Возьми Христа за руку и не отпускай ее (Медицинское служение, с. 43).

Гневные слова приводят к потере чувства собственного достоинства. — Какой урон семье наносят вспышки гнева! Вспыльчивые слова порождают такой же ответ. Они провоцируют человека на ответный гнев и самооправдание, но тем самым человек надевает себе на шею тяжелое, ненужное ярмо, ибо все злобные слова вернутся к нему в виде зловещей жатвы. Люди, произносящие такие слова, будут испытывать стыд, потеряют уверенность в себе и лишатся чувства собственного достоинства. Они будут терзать себя угрызениями совести за несдержанность. Насколько лучше никогда не произносить подобных слов! Насколько лучше иметь в сердце елей благодати, не обращать внимания на провокации и все переносить с христианской кротостью и великодушием (Ревью энд Геральд, 1891,19 мая).

Чувство собственного достоинства, смирение и успех в Божьем деле. — Мой брат, трудясь на ниве Божьей, ты будешь оказываться в самых разных обстоятельствах, требующих хладнокровия и самообладания, но они будут развивать у тебя способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Тогда ты не попадешь в затруднительные положения. Тебе не следует слишком принижать способность делать все от тебя зависящее в различных ситуациях повседневной жизни. Как только ты обнаружишь недостатки в своей работе, немедленно принимайся за их исправление. Не надейся, что другие будут исправлять твои промахи, и не относись к этому равнодушно, как будто от тебя здесь ничего не зависит Не думай, что себя нельзя изменить. Приложи силы для исправления этих недостатков, чтобы стать совершенным во Христе Иисусе, не испытывая недостатка ни в чем (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 505).

Уважайте и любите друг друга. — Если мы будем постоянно думать о недобрых или несправедливых поступках других людей, то не сможем любить их так, как Христос возлюбил нас. Но когда наши мысли сосредоточатся на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сумеем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. Мы должны любить и уважать друг друга независимо от ошибок и недостатков, которые не можем не замечать. Необходимо развивать смирение и скромность, воспитывая в себе терпеливое и снисходительное отношение к ошибкам других. Это истребит мелочное себялюбие и сделает нас великодушными и благожелательными (Путь ко Христу, с. 121).

Христиане обязаны развивать у себя чувство собственного достоинства. — Молодежи надо ставить перед собой самые высокие цели в жизни. Ей следует во всем руководствоваться тем мерилом, которое предложено в Слове Божьем. Это несомненный долг христианина, и это должно быть ему радостно. Развивайте у себя чувство собственного достоинства, потому что Христос выкупил вас как Свое достояние. Успешное формирование правильных привычек, продвижение во всяком добром и благородном деле поможет вам оказывать полезное влияние, которым все будут дорожить. Не живите для себя. Если ваши побуждения чисты и бескорыстны, если вы все время хотите найти для себя какую-то работу, если вы не упускаете случая проявить знаки внима- ния и совершить доброе дело, то тем самым вы бессознательно ставите себе памятник. Это то, к чему Бог призывает всех детей и подростков. Делайте добро, если хотите, чтобы другие вспоминали о вас с благодарностью. Будьте благословением для всех, с кем общаетесь, какие бы неожиданности вам ни приготовила судьба. Детям и подросткам надо понять, какие возможности есть у них. Пусть они своей любовью и добротой, самоотверженными поступками вписывают свои имена в сердца тех, с кем оказываются рядом (Молодежный руководитель, 1901, 7 февраля).

Все должны обладать чувством собственного достоин-ства. — Наши взгляды должны формироваться не людьми. В глубине души надо иметь твердую убежденность в том, что форма и обряды — ничто без Христа. Он есть Альфа и Омега. Истина — это единственная защита души. Нам надо ежедневно подкреплять свои убеждения смиренной, искренней молитвой и чтением Слова. Хотя у каждого из нас есть своя индивидуальность и нам всем надо твердо придерживаться своих убеждений, мы должны считать эти убеждения Божьей истиной и надеяться на то, что нам удастся сохранить их с Божьей помощью. Если мы не будем тверды, то очень быстро потеряем их.

Надо быть уверенными в себе; все должны иметь чувство собственного достоинства; но необходимо также пом-нить, что мы — Божья собственность, что наше тело, душа и дух куплены дорогой ценой. Мы должны оберегать свой организм и поддерживать его в наилучшем состоянии, чтобы прославлять Бога. Каждый день надо смазывать свой организм елеем благодати, чтобы он работал при легком прикосновении Бога, без трения. Уповать на себя, хвалиться, словно мы сами себя сотворили и искупили, — значит бесчестить Бога. Человеческая мудрость вне связи с Богом окажется безумием и приведет к замешательству и недоумению. Нам надо облечься во все Божьи доспехи. Нашей надежной защитой является святое влияние Спасителя, Который любит и оберегает нас. Только Он может служить надежным щитом против сатанинских козней (Материалы 1888 г., с. 1626).

Уважайте себя, потому что вы куплены дорогой ценой. — Ощущение вины надо оставить у подножия Гол-гофского креста. Постоянное сознание своей греховности отравляет источники жизни и истинного счастья. Иисус говорит нам: возложи все это на Меня; Я забираю твои грехи и дарую тебе мир. Не отказывайся впредь от чувства собственного достоинства, потому что Я выкупил тебя ценой собственной крови. Ты Мой. Я укреплю твою слабую волю и освобожу тебя от угрызений совести за совершенные грехи (Рукописи, т. 9, с. 305).

Ободряющее письмо

Написано Марте Бордье, которая страдала от недоверия к себе, отчаяния, уныния и сознания собственной бесполезности.

Дорогая сестра Марта! Мы приехали сюда (Трамелен, Швейцария) в прошлую пятницу, и Господь дал мне несколько добрых предзнаменований. Я непринужденно проповедовала перед нашими братьями и сестрами на Мал. 4:6. Господь обращался моими устами к сердцам присутствовавших в зале. Авель Генин, который долгое время пребывал в унынии и не принимал участия в собраниях, не выдержал и исповедал свою неправоту, свое безразличие и разочарование. Он сказал, что больше не намерен оставаться в таком состоянии, но восстановит согласие с Церковью и будет исполнять свой долг в страхе Божьем. Когда он говорил, слезы бежали по его лицу. Его мать, которая не была членом Церкви и имела сильные предубеждения против американцев, впервые заговорила на этом собрании и возвестила доброе свидетельство.

Молодой человек, пекарь, работавший у Оскара Рота, смиренно исповедовался. Дух Господень и Его умиляющее влияние в самом деле ощущались на нашем собрании. После его окончания мы совершили молитву в доме брата Рота о сыне брата Генина. Когда я молилась, меня переводил брат Йохан Виллюмьер. Благословение Господне сошло на нас, и молодой человек со слезами пожал руки своим сестрам и исповедал свои прегрешения. Это было прекрасное время…

Я мысленно переношусь к тебе, Марта, в Торре Пеллиция (Италия). Я считаю, что вам с мужем надо посетить собрание конференции. Мы хотим видеть вас, хотим чтобы вы полностью доверяли дорогому Спасителю. Он любит вас. Он отдал за вас Свою жизнь, потому что ценит ваши души. Недавно мне приснился сон. Я шла по саду, и вы были рядом. Ты то и дело говорила: «Смотри, какой некрасивый куст, какое уродливое дерево, какая жалкая, чахлая роза! Это огорчает меня, потому что мне кажется, что они символизируют мою жизнь и мое положение перед Богом». Мне показалось, что чья-то величественная фигура прошествовала перед нами, и этот незнакомец сказал: «Собирай розы, лилии и гвоздики; не обращай внимания на колючки и некрасивые кусты и не уязвляй душу, которую Христу угодно сохранять».

Я проснулась, потом заснула опять, и мне снова приснился этот сон. Я проснулась и снова заснула, и тот же сон приснился мне в третий раз. Поэтому я хочу, чтобы ты вняла этому предостережению и освободилась от своего недоверия, беспокойства и страхов. Не смотри на себя и на своего мужа — смотри на Иисуса. Бог говорит тебе ободряющие слова: прими их близко к сердцу и ходи не верою, а видением. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Иисус поддерживает тебя Своей рукой. Он не допустит, чтобы враг одолел тебя. Иисус дарует тебе победу. Он обладает добродетелями и праведностью. Ты можешь искать эти качества в себе и отчаиваться из-за того, что их нет. Но они есть у Иисуса, и Он даст их тебе по вере, потому что ты любишь Бога и соблюдаешь Его заповеди.

Не слушай сатанинской лжи, но вспоминай Божьи обетования. Собирай розы, лилии и гвоздики. Говори о Божьих обетованиях с верой. Уповай на Бога, потому что Он — твоя единственная надежда. Он — и моя единственная надежда. Я изо всех сил борюсь с искушениями сатаны, который пытается вогнать меня в уныние, и не хочу уступать ему ни дюйма. Я не хочу давать сатане преимущество над своим разумом или телом.

Если ты будешь смотреть на себя, то увидишь только слабость. Там нет Спасителя. Ты обретешь Иисуса, когда перестанешь смотреть на себя. Ты должна взирать на Него и жить; смотри на Того, Кто стал грехом за нас, чтобы мы очистились от греха и приняли Его праведность.

Марта, не смотри на себя, но взирай на Иисуса. Говори о Его любви, о Его благости, о Его силе, потому что Он не попустит тебе быть искушаемой сверх сил. Во Христе наша праведность. Иисус восполняет наши недостатки, потому что понимает, что мы не можем сделать это сами. Молясь о тебе, я вижу мягкий свет, исходящий от протянутой руки, чтобы спасти тебя. Наша уверенность основана на словах Бога. Мы твердо опираемся на них. Мы любим истину. Мы любим Иисуса. Чувства не могут служить доказательством Божественного неодобрения.

Твоя жизнь драгоценна в глазах Бога. У Него есть для тебя служение. Пока ты не знаешь, какое именно, но постарайся довериться Богу без ропота и сомнения, чтобы не огорчать дорогого Иисуса своим недоверием. Возьми Его за руку, которую Он протягивает тебе с небес, чтобы вселить в тебя уверенность. Какую нежную любовь проявляет к нам Иисус! Библейские обетования — это гвоздики, розы и лилии в саду Господа.

О, как много людей идет темной тропой и смотрит на все самое неприглядное и некрасивое, тогда как стоит им сделать всего один шаг — и они окажутся среди прекрасных цветов. Им кажется, что у них нет права называть себя детьми Божьими и претендовать на евангельские обетования, потому что они не имеют доказательств того, что приняты Богом. Они испытывают мучительную борьбу, как Мартин Лютер, который долго казнил себя, прежде чем принял праведность Христа.

Многим кажется, что они могут прийти к Иисусу только так, как тот мальчик, одержимый бесом, который бросал его на землю и терзал, пока его вели к Спасителю. Такие испытания и столкновения не являются необходимыми. Ричард Бакстер огорчался из-за того, что не шел путем борения и самоуничижения, который ему казался неизбежным. В конце концов ему удалось разрешить эти внутренние противоречия и обрести мир в сердце.

Тебе не нужно самой нести бремя, потому что ты — собственность Христа. Он крепко держит тебя в Своих вечных объятиях. Твоя жизнь не была грешной в общепринятом смысле этого слова. По совести ты избегаешь неправедных поступков, следуешь внутреннему принципу всегда избирать правду, и теперь тебе надо отвернуться от шипов и колючек и посмотреть на цветы.

Пусть твой взор будет устремлен на Солнце праведности. Не представляй себе своего дорогого, любящего, небесного Отца тираном, но любуйся Его нежностью, сочувствием, безмерной любовью и великим состраданием. Его любовь сильнее материнской любви. Мать может забыть дитя свое, но Я не забуду тебя, говорит Господь. Дорогая моя, Иисус хочет, чтобы ты доверяла Ему. Я искренно молюсь о том, чтобы Он даровал тебе Свое благословение.

Ты унаследовала склонность впадать в уныние, но тебе надо все время развивать у себя надежду. Ты унаследовала от отца и матери необычайную скрупулезность, а от матери также склонность скорее недооценивать, чем переоценивать свои успехи. Одно слово может лишить тебя душевного покоя, тогда как человека другого склада может вывести из равновесия только суровое порицание. Будь ты уверена, что помогаешь людям, ты с радостью несла бы это бремя, каким бы тяжелым оно ни было, но при этом все равно бы мучилась из-за того, что ничего не делаешь или делаешь очень мало.

Самуил, служивший Богу с детских лет, нуждался в совершенно другом воспитании, нежели человек упрямый и своевольный. В детстве у тебя не было вопиющих пороков, хотя ты и допускала ошибки, свойственные всем людям. Господь открыл всю суть проблемы. Я знаю тебя гораздо лучше, чем ты сама. Бог поможет тебе победить сатану, если ты просто доверишь Иисусу вести эти суровые сражения, которые сама никогда не сможешь вести из-за ограниченности сил и возможностей.

Ты любишь Иисуса, и Иисус любит тебя. Тебе надо просто терпеливо уповать на Него и все время говорить: Господи, я твоя. Всем сердцем положись на Иисуса. Внутренняя радость не является доказательством твоей принадлежности Христу. Твоим свидетельством могут быть только слова: так говорит Господь. Верой я возлагаю тебя, моя дорогая сестра, на грудь Иисуса Христа.

Прочти следующие строки (из гимна «Иисус любит меня») и применяй эти принципы к своей жизни:

«Нет прибежища другого,

Ты — единственный оплот;

Не бросай меня в сей жизни!

Утешай и ободряй;

На Тебя лишь уповаю,

Только Ты помощник мой;

Обрести хочу защиту

Я под сенью Твоих крыл.

Благодать Твоя обильна —

Все грехи мои простит;

Пусть целительные реки

Очищают изнутри.

Ты — источник жизни всей,

Дай насытиться Тобой;

В моем сердце поселись

И введи в Свой вечный край».

Я написала это письмо в двух экземплярах, чтобы один послать тебе, но подумала, что тебе будет трудно его читать. Поэтому я отложила его и не послала к Новому году, как хотела. Думаю, ты сможешь прочесть его, поднеся к свету (Письмо 35,1887 г.).

Марта Бордье была младшей сестрой Джорджа И. Батлера, видного деятеля Церкви адвентистов седьмого дня. Сначала она вышла замуж за Уильяма Анд-рюса, брата Дж. Н. Андрюса. У них родилось трое детей, среди которых была Эдит Андрюс, умершая от туберкулеза в раннем детстве. В 1884 г. А. К. Бордье отправился в Европу, и Марта, овдовевшая к тому времени, вышла за него замуж. Они вместе трудились в Италии.

Когда я работаю как психолог с зависимостью и созависимостью в отношениях, я часто задаю вопрос: где Вы совершили сделку с самой собой? Знаете, есть такое выражение "продать первородство за чечевичную похлёбку" (из Ветхого Завета история). В жизни должны быть такие вещи, которыми нельзя пренебрегать ни при каких условиях. Например, своим чувством собственного достоинства. Нельзя строить отношения с тем, кто хоть немного покусился на это чувство. Но проблема в том, что для того, чтобы защитить это чувство собственного достоинства, нужно его иметь. А очень часто с этим проблемы: с самого детства этим чувством пренебрегали (родители, бабушки, братья, сёстры). Поэтому и получается, что мы совершаем недопустимые сделки с самими собой, что приводит к разрушению отношений и самих себя.

На консультациях, мы исследуем это опытно. Но если попробовать дать некое определение чувству собственного достоинства, то я бы так сказал - это адекватная оценка самого себя, своей жизни, своего труда, времени, своих границ и т.д. Адекватность в данном случае - это соответствие внутренних и внешних обстоятельств. Проявляется это в жизни повсеместно. Начиная с того, какое место в помещении мы занимаем, и заканчивая нашими самыми близкими отношениями. Пример: девушка только что рассталась с парнем, не прошло и месяца, как она начинает новые отношения. Внутри ещё не пережиты чувства этого разрыва, а она уже "впутана" в новый жизненный контекст другого человека. Внутреннее (чувства) не соответствуют внешнему (новый человек).

Или пример из своей жизни: Недавно сажусь с маленьким сыном в такси. Избыточно вежливый водитель, прежде чем поехать, неожиданно поворачивается к моему сыну и даёт что-то похожее на игрушку. Я чувствую внутреннее недовольство в этой ситуации и, возвращая игрушку, вежливо говорю: "Спасибо Вам, но у нас так не принято". Водитель стал более смирным и не мешал нам всю дорогу. Что произошло? Произошла моментальная оценка ситуации из "чувства собственного достоинства". Я мог бы проигнорировать своё внутреннее "недовольство", прикрывшись ложными желаниями быть "хорошим для всех", "вежливым", "удобным" и т.д. И повёл бы себя безответственно. И на душе у меня было бы гадко (нечистая совесть). Моя оценка произошла мгновенно, но как это выглядит, если развернуть ситуацию: Водитель - это нанятый человек, задача которого заниматься вождением автомобиля и комфортом пассажиров с этой точки зрения. Я его не нанимал, как человека, который развлекает моего сына. Кроме того, есть мои отношения с сыном, где я отвечаю за его жизнь и психологическую безопасность. Это определённая иерархия, если кто-то что-то и хочет дать моему ребёнку, то в первую очередь он должен посоветоваться со мной. Водитель полностью проигнорировал меня как отца.

Моя же ответственность заключается в том, чтобы оберегать сына от "вторжений", пока он не может делать этого сам. Во-первых, чисто из безопасности - мало ли кто, что даёт (это может быть случайное нанесение вреда - конфеты, на которую у него аллергия - до умышленного причинения вреда). Во-вторых, сохранение его собственных психологических границ. И если бы я позволил состояться этому акту: я бы признал себя как "отсутствующего отца", нарушил бы ощущение безопасности своего сына, и подал "плохой" пример сыну, что его границы могут нарушать. А если бы я делал это систематически, то никакого доверия с сыном не было бы: и странно потом удивляться, почему он не слушается и мешает мне работать (нарушает мои границы). Вот такая иллюстрация про "достоинство". То есть "чувство достоинства" - это способность достаточно стойко отвечать на вызовы жизни, что невозможно без понимания адекватного "положения вещей".