Люди с невероятно феноменальной памятью. Примеры феноменальной памяти Люди с фотографической памятью

10 выдающихся личностей, повлиявших на ход истории, преобразивших наше понимание мира и восприятие значения человека в нем, его бесконечных возможностей и власти. 10 представителей разных эпох и поколений, различных профессий – от политиков и музыкантов до физиков и гениальных военных стратегов, от представителей шоубизнеса до духовных наставников. Их жизнь и биография всегда будут объектом исследований и научного интереса, но, несмотря на то, что загадка их уникальных способностей до сих пор полностью не раскрыта, есть одно качество, объединяющее их всех – феноменальная память.

10. Никола Тесла (1856 — 1943) – изобретатель, физик и инженер, широко известный благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе. Тесла обладал «фотографической памятью» и редко пользовался необходимостью записывать что-либо. Говорят, что в 1885 году, когда сгорела его лаборатория, он был в состоянии по памяти восстановить многие из своих изобретений.

9. Теодор Рузвельт (1858 — 1919) – 26-й президент США и лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г. (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира). Рузвельт оттачивал свои навыки памяти, ежедневно прочитывая по две-три книги, а затем восстанавливая по памяти все детали. Он также был наделен уникальной способностью заниматься несколькими вещами одновременно. По рассказам, он мог работать с двумя секретарями и, вместе с этим, читать книгу.

8. Сергей Рахманинов (1873 — 1943) – выдающийся русский композитор, дирижер и один из величайших пианистов всех времен. Фотографическая память позволяла ему запоминать ноты с невероятной скоростью. Говорят, он мог без труда запомнить несколько отрывков из сложных музыкальных произведений.

7. Ким Пик (1951 — 2009) – прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя» (1988, США), американец с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации. За всю свою жизнь Пик запомнил более 9000 книг и мог читать две страницы одновременно.

6. Папа Иоанн Павел II (1920 — 2005) – духовный наставник и глава католической церкви с 1978 – 2005гг. Иоанн Павел II также обладал фотографической памятью. Способность концентрировать внимание на деталях позволили ему выучить 21 язык и свободно говорить на более чем 100 различных диалектах.

5. Фердинанд Маркос (1917 — 1989) – спорный президент Филиппин с 1965 – 1986гг. Маркос имел феноменальную память. Без приложения особых усилий он запоминал сложные тексты, мог продекламировать любую главу Конституции Филиппин 1935г., и единожды прочитав длинную речь, был способен пересказать ее наизусть.

4. Мэрилу Хеннер (1952 — настоящее время) – актриса, продюсер и автор телешоу «Такси». Хеннер – одна из двенадцати людей на планете, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Исключительная память позволяет ей вспоминать мельчайшие детали из детства, вплоть до крещения в младенчестве.

3.Юлий Цезарь (100 до н.э. – 44 г. до н.э.) – римский полководец, по праву считающийся одним из величайших военачальников в истории становления римской империи. Легенда гласит, что Цезарь знал каждого из 25000 солдат своей армии в лицо.

2. Мэри Элизабет Боузер (1839 -?) – героиня гражданской войны, занималась шпионской деятельностью для армии Союза. Работая в качестве домашней прислуги в доме президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса, Боузер наизусть запоминала и передавала ценную информацию Союзу.

1.Бонапарт Наполеон (1769 — 1821) – первый император Франции, талантливый военачальник, который обрел известность во время французской революции. Наполеон обладал необычайной памятью. Он мог запоминать бесчисленное количество людей, карты и расположение войск. Его талант позволял ему действовать оперативно и разрабатывать беспроигрышные стратегии, предугадывая действия противника на несколько шагов вперед.

Для большинства из нас память - это своего рода блокнот или фотоальбом, в котором хранится информация и картины прошлого. Чаще всего это напоминает размытые и блеклые снимки из нашей жизни. Чем дальше, тем бледнее воспоминания, а что-то вообще исчезает из памяти. Это нормальное явление. Нормально и то, что мы часто помним дела давно минувших дней и не можем вспомнить, что видели или слышали месяц назад. Память избирательна.

Но есть и такой феномен - некоторые люди ничего и никогда не забывают. Хорошо это или плохо? Благословение или наказание? Ведь порой так хочется забыть какие-то события, людей, чувства… А человек помнит каждый день своей жизни и каждый шаг, имена, погоду в определенный день прошлого года, одежду, в которой он тогда был. Это скорее не память, а некая библиотека или видеокассета, куда записана вся жизнь.

Интерес с точки зрения науки

Безусловно, феноменальная память как явление - это предмет изучения для нейробиологов. Ученые проводили опыты для тщательного исследования уникальной способности мозга записывать жизнь. Они больше склоняются к тому, что все-таки мы имеем дело с неким отклонением от нормы. В некоторых случаях фантастические способности мозга сопутствуют такой серьезной проблеме, как аутизм. Известны случаи, когда человек, страдающий аутизмом, мог по памяти нарисовать целый город с домами, улицами, номерами и знаками, при этом город он видел на фото или в кино лишь однажды. В другом случае молодой человек мог с датами и именами ответить на вопросы о давних футбольных матчах или других событиях.

А может, это талант?

Действительно, феномен абсолютной памяти может быть формой знания или особого дара, такого как музыкальный, литературный или спортивный.

Ученые Калифорнийского университета провели тестирование двух групп людей - с обычной памятью и феноменальной. Их спрашивали о событиях и наблюдали за тем, как меняется восприятие. Сравнивали данные через день, неделю и месяц после событий. У обычных людей с каждым днем ослабевала яркость воспоминаний, тогда как у феноменов они оставались такими же свежими.

Как ни удивительно, сканирование мозга не выявило никаких анатомических различий у обеих групп испытуемых, которые могли бы объяснить, как это происходит. Никаких дополнительных отростков или третьего полушария не было обнаружено. Вполне возможно, что это был результат мастерства, а не причина: ведь занятие каким-либо творчеством, будь то музыка, спорт или язык, может стимулировать головной мозг для построения более эффективных нейронных сетей.

Виды памяти

Это тоже очень интересный момент. Каждый уникум имеет свои особенности запоминания. Кто-то запоминает все подряд, кто-то - цифры, кто-то - звуки, запахи, тактильные ощущения, а у кого-то гениальная память на визуальные детали. Но все они обладают большими способностями, чем среднестатистический человек.

Это очень трудно

Человеку дано забвение, как спасение. Если бы приходилось каждую минуту помнить о каких-то неприятных или трагических случаях, держать в памяти адреса, имена и телефоны давно не нужных людей и всякий подобный хлам - мозг обычного человека лопнул бы от напряжения. Нам удается избавиться от навязчивых мыслей, от лишней и даже нужной информации, записав ее в блокнот или на компьютер. И можно только гадать, как справляются с этим объемом мозгового материала те люди, которые не могут ничего забыть.

Можно ли тренировать память?

Разумеется, можно и нужно. Есть специальные методики и упражнения для улучшения памяти. Более того, есть информация, что ученые надеются запустить в скором времени приложение, которое будет постоянно стимулировать память и увеличивать способность к запоминанию. Один из секретов новой методики - детальное воспроизведение события сразу же после того, как оно произошло, что способствует его наилучшему запоминанию. Именно так мы пытаемся вспомнить ускользающий сон и закрепить его в памяти.

В любом случае идея развития супер-памяти витает в воздухе. А почему бы и нет? Ведь мы можем стимулировать и «подтягивать» любой орган в организме. Мозговая деятельность - не исключение.

Вернемся к нашим феноменам

Люди, обладающие феноменальной памятью, единогласно говорят, что для них такие способности - и благословение, и проклятие. С одной стороны, это помогает вновь и вновь переживать приятные моменты жизни - давнее свидание, день свадьбы, каждую картину, увиденную в галерее, каждую деталь путешествия. Уникальные способности помогают усваивать любой материал, помогают в учении, в работе.

Но, с другой стороны, помнить все свои разочарования, страдания, потери, неудачи, моменты неловкости, да так ясно, будто все это произошло только сегодня… Это непосильная ноша. Кроме того, пребывая постоянно в прошлом, в своих воспоминаниях, порой очень болезненных, человек может оставаться закрытым для новых ощущений и новых отношений.

Недаром говорят после каких-то трудных моментов в жизни: «Надо простить и забыть». Эта роскошь доступна не всем. Хорошо ли иметь феноменальную память, или проще оставаться обычным человеком, ведущим дневники и блокноты… Однозначного ответа нет.


Слесарь из Липецка А. В. Некрасов умеет в уме извлекать корни степени от двух до тысячи из чисел, состоящих из… нескольких сотен цифр. Перед проведением счета он готовится (сосредоточивается) в течение нескольких десятков минут. При этом он начинает раскачивать головой. Затем просит показать ленту с цифрами, пристально вглядывается в них и по прошествии 20 секунд, глядя в пространство, начинает диктовать ответ. Пять первых цифр он называет правильно, а шестая является результатом округления последующих цифр.
Некрасов пояснил: числа ответа являются мысленному взору «в виде цифр в шарах». Опыты подтверждают, что он владеет телепатией, телекинезом.

ЛИШЬ РАЗ УСЛЫШАВ…

Однажды к композитору С.И.Танееву (1856 - 1915) приехал А.К.Глазунов (1865 - 1936), чтобы сыграть ему только что написанную музыкальную пьесу. Любивший подшутить Танеев перед тем спрятал в другой комнате Сергея Рахманинова, тогда - студента консерватории. Когда Глазунов кончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению автора, повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: ноты произведения еще никто не видел. Все дело в том, что Рахманинов мог воспроизвести по памяти услышанную всего лишь раз мелодию.

БЕЗ СУФЛЕРА.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) при постановке оперы не ограничивался изучением только своей вокальной партии. Он держал в памяти всю партитуру оперы и знал все ее сольные, хоровые и оркестровые партии. Его партнеры по сцене утверждали, что он никогда не пользовался услугами суфлера. Например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» Шаляпин знал наизусть все мужские и женские партии: Годунова, Шуйского, Пимена, Самозванца, Варлаама, Марины Мнишек. Ему приходилось в разное время исполнять партии Бориса, Пимена и Варлаама.

ВСЛЕПУЮ НА 32 ДОСКАХ....

Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892 - 1946) обладал необыкновенной емкостью памяти. Он помнил и мог воспроизвести любую из сыгранных им прежде партий. В 1932 году Алехин дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 шахматных досках.

9 КНИГ В ДЕНЬ.

Николай Александрович Рубакин (1862 - 1946) - известный русский просветитель, библиограф, литератор и публицист - прожил 84 года. Он обладал талантом чрезвычайно быстрого чтения. Сам Рубакин утверждал, что за свою сознательную жизнь он прочитал около 200 тысяч книг. Если считать, что он начал читать с десятилетнего возраста, то получается, что в день он читал в среднем по 9 книг.

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИТ ВСЕ».

Так называли врачи репортера одной из московских газет Шерешевского, который легко запоминал таблицы с огромным количеством цифр, большие комбинации слов неизвестного ему языка, сложнейшие формулы (кстати, то, что он не понимал, запоминал гораздо легче, чем осмысленное).
За Шерешевским велись научные наблюдения около 30 лет, начиная с 1926 года. Опыты неизменно протоколировались. Шерешевский мог запоминать колоссальные объемы информации. Выяснилось также, что память у него - абсолютна по прочности запоминания: спустя 20 лет его попросили воспроизвести однажды услышанную таблицу цифр, Шерешевский закрыл глаза, медленно поводил пальцем по воздуху и назвал все цифры таблицы без единой ошибки. Это абсолютный рекорд «давности запоминания».
Шерешевский обладал эйдетизмом - своеобразной разновидностью зрительной памяти. Когда диктовались цифры, он видел их написанными своим четким почерком на доске или бумаге, причем они располагались столбцами по 4-6 в ряду. Запоминая слова, он обычно мысленно совершал прогулку от Пушкинской площади по улице Горького к центру и по пути «расставлял» все услышанное. При воспроизведении ряда он как бы повторял маршрут, «считывая образы».

В УМЕ… ТАБЛИЦА ЛОГАРИФМОВ.

Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Ф. Иоффе (1880 - 1960) по памяти пользовался таблицами логарифмов, в которых 30 миллионов цифр.

ЧИТАЛА КНИГУ ЗА МИНУТУ.

16-летняя киевлянка Ира Иванченко достигла скорости чтения в 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было зарегистрировано в январе 1990 года в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд Ира вышла благодаря специальной подготовке в киевском Центре развития мозга, обучающем методике быстрого чтения. По признанию слушателей школы, у многих возникает образное восприятие информации, когда тексты воспринимаются как бесконечная лента кино.
Неофициальный рекорд скорости чтения (416 250 слов в минуту) принадлежит другой 16-летней киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был зафиксирован 9 сентября 1989 года во время тестирования под руководством Центра в присутствии 20 слушателей курсов. Для того чтобы целиком прочитать, например, такой журнал, как «Новое время», Жене требовалось всего 30-40 секунд. Примерно минута уходила у нее на чтение книги среднего формата… Содержание прочитанного Женя пересказывала часами, не упуская малейших подробностей.

НА 38 ЯЗЫКАХ.

Редактор международного отдела газеты «Советский спорт» Ю. А. Соломахин свободно изъясняется на 38 языках, среди которых есть довольно редкие, такие, как фарерский и язык лужицких сербов, на котором говорят представители одной из народностей Германии.
Поддерживать языковую форму ему помогают ежедневные тренировки, слушание радиопередач на языках и переводческая работа. Соломахин считает, что его возможности - не предел, и даже человек со средними способностями может освоить 50 и более языков.

ЧУДО-СЧЕТЧИК.

В Ванском районе Грузии живет Арон Чиквашвили. Он свободно манипулирует в уме многозначными числами. Как-то друзья решили проверить возможности чудо-счетчика. Задание было суровым: сколько слов и букв скажет диктор, комментирующий второй тайм футбольного матча «Спартак» (Москва) - «Динамо» (Тбилиси). Одновременно был включен магнитофон. Ответ последовал, как только диктор сказал последнее слово: 17 427 букв, 1835 слов. На проверку ушло пять часов. Ответ оказался правильным.

ЧЕЛОВЕК-КАЛЕНДАРЬ.

За считанные секунды, проведя в уме сотни операций, Владимир Кутюков способен сообщить, что 1 января 180 года было пятницей. Он тут же ответит на вопрос, сколько секунд прошло со времени смерти Нерона до падения Константинополя или каким днем будет 13 октября 28448723 года… И все это с учетом високосных лет, смены календаря в 1582 году и т.п. трудностей, в том числе и недесятичных соотношений (неделя в семь дней, сутки в 24 часа, час в 60 минут).
Уникальные способности устного календарного исчисления, которые проявил инженер из Йошкар-Олы, подтверждены протоколом проверки, проведенной 18 мая 1992 года в опытно-конструкторском бюро приборов контроля и автоматики марийской столицы.

МИСТЕР ПАМЯТЬ.

Так прозвали журналисты ереванского юриста Самвела Гарибяна. Во время эксперимента в июне 1990 года он запомнил и почти безошибочно воспроизвел 1000 предложенных ему незнакомых иностранных слов. Не зная языков, Самвел сумел с одного раза запомнить и воспроизвести по памяти слова на арабском, урду, кхмерском, бенгали, английском, дари, немецком, эсперанто, итальянском.
Добившись поразительных успехов в мнемотехнике (искусстве запоминания), Гарибян помог развить память тысячам людей самых разных профессий. Почти все наши воспоминания из раннего детства связаны с эмоциями, но по мере взросления они притупляются. Самвел с помощью специальных психологических приемов помогает воскресить эмоции и поставить их на службу человеку при работе с информацией.
Большая роль в методике отводится и дыхательным упражнениям, способствующим концентрации памяти. С. Гарибян много ездит по приглашениям из разных стран, демонстрируя свои возможности и методику. Он создал заочную «Школу памяти», в которой может учиться любой человек, стремящийся развить свои способности запоминания.

Умение прощать - добродетель, но с умением забывать не у многих из нас все в порядке. «Мы вас простили, но не можем забыть», - звучит парадоксально, но порой воспоминания так глубоко селятся в глубинах и , что превращают жизнь в мучения. Героиня фильма про 50 первых свиданий видится человеку со слишком хорошей памятью счастливой.

Разум человека с нарушенным процессом забывания похож на жесткий диск компьютера, который активно заполняли, но никогда не чистили. В таком хранилище информации задерживается все - даты, отчества, номера случайно увиденных машин, подробности дневного рациона своего и чужого. Мы сегодня располагаем историями четверых граждан США, которые в 21-м веке официально признаны людьми с феноменальной памятью. Это не дар, это - отягощающее дни жизни расстройство, как правило развивающееся на фоне приобретенного синдрома навязчивых состояний или врожденного аутизма.

Нейробиологический центр при Университете Калифорнии спешит познакомить вас с четверкой лучших накопителей данных системы «человек разумный».

  1. Боб Петрелла

Способность к запоминанию цифр и дат дала Бобу Петреллу ту карьеру, к которой он был морально готов. Сегодня он руководит телеканалом, показывающим теннис, и при этом, разумеется, помнит результаты всех мало мальски важных теннисных состязаний. Бобу можно показать любой «замороженный» фрагмент матча с участием его любимой бейсбольной или футбольной команды, и он скажет, что это был за матч, когда, и как сыграли.

Петрелла говорит, что с 5-летнего возраста запоминает всё. В отдельной копилке воспоминаний остаются все пин-коды и телефонные номера. Боб, например, помнит, что потерял мобильный телефон 24 сентября 2006 года, но в памяти аппарата не было ни одного номера, так как Петрелла хранит их все в голове.

  1. Джилл Прайс

Чаще, чем остальные трое « », попадала на экраны и страницы СМИ госпожа Джилл Прайс из Калифорнии, которая с 14-летия помнит в деталях всю свою жизнь. Это началось после физической травмы и психического истощения в ходе переезда с Востока на Запад США. Самой Джилл её мучительный дар напоминает какую-то опостылевшую видеокамеру, которую круглые сутки надо носить с собой включенной. В процессе воспоминания чего-то нужного или нет включается перемотка на требуемый фрагмент. В годы суровой войны в условиях отключенного интернета г-жа Прайс могла бы стать легендарной шпионкой и спасительницей мира.

Джилл Прайс живет вдалеке от Голливуда, ведет непубличный образ жизни, работая в еврейской религиозной школе. Вечеринки в ее жизни случаются нечасто, поэтому г-же Прайс всегда приятно удивить гостей своими феноменальными знаниями. Вместе с тем, по признанию Джилл, жить с грузом неприятных воспоминаний (а у кого их нет?) - это мучительная судьба.

  1. Ким Пик

Прототип Человека Дождя, покойный Ким Пик жил с поврежденным мозжечком, посему считался чокнутым. Еще несколько врожденных аномалий мозга отняли у Пика способность к забыванию. Из того, что прочитывал (за 8 секунд разворот книги), Ким Пик запоминал до 98% информации, словесной и цифровой. К 7 годам он знал наизусть Библию, к 20-ти - полное собрание Шекспира.

Повреждение мозжечка у ходячей энциклопедии, видимо, было обусловлено мутацией генов. Как бывает в таким случаях, хранитель феноменальной памяти плохо ходил (походка его была весьма странной), не мог завязать шнурки или застегнуть . Все «драйвера» этого ходячего компьютера были нацелены на сканирование и запоминание того, что видят глаза и слышат уши. Со временем, правда, на склоне лет Пику удалось научиться и застегиваться, и играть на фортепиано.

Прообраз Человека Дождя Ким Пик не был болен «модным» аутизмом, как не страдал им еще один киногерой без прототипа - математик Макс Коэн из фильма «Пи», за которым охотились ортодоксальные евреи с пейсами и автоматами. В конце фильма уставший от своего дара Коэн высверливает в голове дырку и становится свободным человеком, так как его перестают мучить не только фанатики, но и головные боли.

И еще двое из ныне живущих людей живут с официально зарегистрированным диагнозом «гипертимезия» (т.е. «избыточная память»). Это Брэд Уильямс и Рик Бэрон, оба из США.

Американцы говорят, что на каждую Джилл Прайс найдется свой Брэд Уильямс. Американцы имеют в виду радиоведущего из штата Висконсин, которому, в отличие от Джилл, суперпамять не в тягость. Мистер Уильямс ею хвастается при каждом удобном случае. Если его спросить, что было 31 августа 1986 года, Брэд вспомнит, что в этот день утонул «Адмирал Нахимов» и умер скульптор Генри Мур.

Господин Уильямс прекрасно помнит, в какой день шел снег, а в какой была гроза, что и когда он ел на завтрак или ужин. В телепередаче «Доброе утро, Америка!» Брэда Уильямса обозвали «человеком-гуглом».

Однажды благодаря своему непрактичному таланту Брэд чуть не выиграл в американской версии телешоу «Своя Игра». Говорят, что сразился на спортивных вопросах. В отличие от Боба Петрелла, Уильямс спорт не любит, и его глубочайшие познания наполнены, например, историей поп-культуры. Докторам «человек-гугл» говорит, что ничего сверхъестественного в своих способностях не усматривает.

В отличие от собратьев по гипертимезии, житель Кливленда Рик Бэрон использует свои гениальные способности для зарабатывания денег. Будучи официально безработным, Бэрон принимает участие во всевозможных телевизионных чемпионатах по эрудиции.

Постоянно выигрывая, Рик Бэрон получает в качестве наград скидочные карточки, билеты на спортивные мероприятия, 14 раз он ездил по выигранным путевкам в отпуск в дальние края. Бэрон утверждает, что запоминает всё с 11-летнего возраста. Причем ретроспективно помнит ежедневные хроники всего, что произошло с ним с семи лет.

Сестра хронического победителя конкурсов считает, что у Рика серьезный невроз навязчивых состояний. Это заключается в том, что все вокруг себя г-н Бэрон старается упорядочить и каталогизировать. Кроме того, обладатель суперпамяти не позволяет ничего выбрасывать и аккуратно хранит все оплаченные счета и погашенные билеты на спортивные матчи.

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память - признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память - это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность - длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность - способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Степени


Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель - развить фотографическую память на тексты.


Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача - как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика - гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель - Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой - тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.


И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память - патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека - Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат - многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.


Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) - мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) - наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) - наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) - за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) - помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) - после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета - воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) - наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память - уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.