Личностные качества современного воспитателя. Воспитатель дошкольного образования, какой он

Педагог - это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа, который характеризуется следующими качествами:

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам. Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется, так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на занятиях такого воспитателя плохая, в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,

Современный воспитатель должен уметь прогнозировать развитие личности ребёнка и создавать условия для её формирования. Личность воспитателя УДО должна соответствовать следующим требованиям :

1. профессионально-педагогическая компетентность – предполагает не только глубокие знания в области психологии, педагогики, частных методик, но и умения творчески применять эти знания на практике;

2. высокая психологическая культура – система знаний и представлений воспитателя о закономерностях развития психических познавательных процессов, формирования личности дошкольника, особенностей общения детей в группе;

3. креативность – способность воспитателя к творчеству, что обеспечивает нестандартный подход к педагогической деятельности, использование передового опыта и новых педагогических технологий;

4. профессиональное самосовершенствование предполагает стремление воспитателя к повышению уровня профессиональной подготовки, самообразованию и личностному росту.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками педагога могут быть отнесены:

· сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;

· умеренная экстравертированность;

· стеничность эмоций (преимущественность положительных эмоций – радость, удовольствие и др.) и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);

· уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания;

· высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

На современном этапе развития системы образования требования к профессиональным и личностным качествам педагога усложняются. Личностно ориентированное воспитание − это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Вполне естественно, что такие задачи воспитания требуют перестройки личности самого педагога. По мнению психолога Карла Роджерса, эффективный педагог − это педагог с позитивной Я-концепцией.

К.Роджерс считал, что эффективного педагога характеризуют следующие признаки:

Стремление к максимальной гибкости;

Способность к эмпатии, сензитивность (чувствительность) к потребностям воспитанников;

Умение придать личную окраску процессу воспитания и обучения;

Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия детей;

Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;


Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

К профессионально значимым личностным качествам , которыми должен обладать педагог, можно отнести:

- любовь к детям. Воспитатель заменяет ребенку маму в ее отсутствие и ребенок ждет от нее теплоты, внимания, готовности помочь, утешить. Но любовь воспитателя должна быть не слепой и не избранной, а проявляться по отношению к каждому ребенку;

- гуманизм – качество, связанное с системой установок на других людей, способность сострадать, сорадоваться, готовность придти на помощь;

- эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживание другого человека. Только педагог с эмпатической способностью может понять состояние малыша, выбрать верный способ педагогического воздействия, обеспечивающего психологическую безопасность;

- тактичность – означает чувство меры, умение держать себя, соблюдение привил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка;

- любознательность – постоянное постижение секретов педагогического мастерства, стремление к самообразованию, расширение своего кругозора;

- педагогический оптимизм – вера в особую значимость своего труда, в счастливое будущее своих воспитанников;

- коммуникативность – способность грамотно строить общение в разных ситуациях. Педагог должен уметь находить общий язык с разными группами людей: со своими воспитанниками, с их родителями, с коллегами, с администрацией.

Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе, настойчивость, ответственность и др. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять прежде всего собой, не раздражаться, особенно в проблемных; ситуациях взаимодействия (непослушание ребенка, некорректное поведение родителей, критика руководства и т. д.). Работа воспитателя требует проявления сдержанности, терпения, великодушия.

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

Функциональные обязанности:

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества:

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

· творческое и абстрактно-логическое мышление;

· образная и оперативная память;

· эмоциональная устойчивость;

· выдержка;

· доброта;

· чуткость;

· наблюдательность распределение и переключение внимания;

· зрительное и слуховое восприятие;

· терпение;

· самоконтроль;

· искренность;

· внимательность;

· ответственность.

Профессиональные умения:

1. Конструктивная деятельность:

ü Аналитические умения:

· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

· Правильно диагностировать педагогическое явление

· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

· Рефлексия

ü Прогностические умения:

· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü Проективные умения:

· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

· Планировать индивидуальную работу с детьми

· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность:

ü Мобилизационные умения:

· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü Информационные умения:

· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü Развивающие умения:

· Определение ЗБР

· Ориентационные умения:

· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность:

ü Перцептивные умения:

· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü Умение общения:

· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü Педагогическая техника:

· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

Плюсы и минусы:

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.

Профессионально-личностные качества воспитателя

Профессиональные качества часто рассматриваются как проявление психических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, формирование умений и навыков, а также для достижения общественно признанной эффективности в профессиональном труде. Профессиональные качества специалиста основаны на знаниях фундаментальных, профессионально ориентированных и гуманитарных наук, умениях и навыках выполнять профессиональные обязанности. Кроме этого, специалист должен на высоком уровне владеть собственно профессиональной деятельностью в выбранной отрасли; уметь проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; владеть навыками нравственно-правовой ответственности за качество и результаты своего труда. Под профессиональными качествами в общем виде понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью .

Личностные качества по мнению В.Д. Шадрикова представляют собой закрепленную форму поведения, за которой стоит личностный мотив. Как указывает И.Н. Горбач, личностные качества - - обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент - сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции - возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля -самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.) .

В связи с этим под профессионально-личностными качествами понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для его реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) его основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. Содержание и сущность профессионально-личностных качеств различны в зависимости от специальности профессионала. В рамках данной работы мы обращаемся к профессионально-личностным качествам воспитателя.

Особенности развития и формирования готовности воспитателя ДОО в профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Воспитатель детского сада является главной фигурой. Именно от его профессионализма зависит интеллектуальное, духовное, социальное, эмоциональное становление личности детей дошкольного возраста .

Бесспорно, эффективность работы дошкольных образовательных организаций зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, его взаимоотношений с детьми и профессионализма. Каждый талантливый, высококвалифицированный, вдумчивый педагог сочетает в своей практике общетеоретические достижения педагогики, собственный опыт, личностные предпочтения и особенности детей, с которыми он работает. Ни одна самая лучшая теория не может дать исчерпывающего ответа, каким быть педагогу, но она является основой, на которую должен опираться даже самый одаренный специалист .

Профессионально-личностные качества педагога представляют собой совокупность социально-психологических образований, которые обладают факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога меняет требования к профессионально-личностным качествам воспитателя. Современный педагог является инициатором собственной активности - практической деятельности, общения, поведения, познания, а также способным к самосовершенствованию .

Проблеме формирования профессионально-личностных качеств педагога способствовали исследования Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, И. Беха, В.А. Богословского, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Ф.И. Гоноболина, Е.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, Е.А. Климова и др., в которых утверждается, что качества личности выражаются в органическом единстве ее потребностей, сознания, знаний, эмоционально-волевой сферы и практических действий, направленных на личностное и профессиональное становление. Профессионально-личностные качества как составляющую профессионализма, мастерства, культуры, творчества педагога рассматривают А.Е. Бондаревская, В.А. Гринева, И.С. Зязюн, Е.И. Исаев, А.Ю. Капская, А.К. Маркова, Л. Митина, Е.И. Рогов, С.А. Сысоева, В.А. Сластенин, И.М. Юсупов и др. Качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, называют профессиональными А. Гура, B.И. Ройлян; профессионально значимыми - Ю.К. Бабанский, А.С. Борисюк, В.А. Гринева, C.И. Гончаренко, И.К. Зязюн, Ю.М. Кулюткин, А.К. Маркова; профессионально-личностными - В.С. Витюк, Ф.Р. Гоноболин, Л.М. Митина; личностными – Е.А. Климов, А.Р. Пехота, И.П. Подласый.

Ряд публикаций отечественных исследователей ярко иллюстрирует, что подготовка педагога дошкольного специальности, прежде всего, должна отвечать требованиям современности, ведь это - первое образовательное звено, от которого зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения. Она имеет свою специфику, основывается на основных дидактических закономерностях построения процесса профессиональной подготовки в дошкольной образовательной организации .

Анализ научной литературы показал, что единственная точка зрения в понимании комплекса и сущности профессиональных-личностных качеств педагога - воспитателя на сегодня отсутствует.

Требования к профессиональной деятельности воспитателя - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности. Ученые предлагают различные конструкции требований к профессиональной деятельности педагогов: педагогического (профессионального) мастерства, педагогического профессионализма, педагогических способностей, педагогической культуры, готовности к педагогической деятельности, педагогического творчества . Раскроем некоторые из них.

Педагогическое мастерство понимается как высокий уровень педагогической деятельности, как комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, понимают, как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога.

Специалисты выделяют следующие составляющие педагогического мастерства: гуманистическую направленность деятельности, профессиональную компетентность, профессионализм, педагогические способности, педагогическую технику. Критериями педагогического мастерства является гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество .

Научное толкование термина «педагогическое мастерство» мы находим у многих современных исследователей проблем педагогического образования, профессиональной деятельности, подготовки и переподготовки педагога.

Итак, педагогическое мастерство педагога - это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности и обеспечивают качественно новый, более высокий уровень решения сложных профессиональных задач .

Педагогическое мастерство предполагает набор профессиональных свойств и качеств личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности. Педагог должен обладать широким арсеналом интеллектуальных (сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей детей), моральных (любовь к детям, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику - все, что составляет основу профессиональной этики педагога) и духовных средств (основа его общей и педагогической культуры), обеспечивающих педагогическое воздействие на воспитанника.

Для профессионально-личностных качеств характерны интеллект, гуманизм, широкий кругозор, интеллигентность, толерантность, способность к творчеству. Профессионально-личностные качества позволяют воспитателю подняться к вершинам профессионального мастерства .

Вершиной развития профессионально-личностных качеств педагога является постоянная обращенность к педагогическому, методическому, нравственному и духовному самосовершенствованию. К составляющим профессионально-личностных качеств педагога относят: эрудицию (общую и научную), культуру общения, культуру речи, педагогическую этику, духовное богатство, стремление к самосовершенствованию .

А.С. Макаренко, известный отечественный педагог, одним из первых обратил внимание на то, что дети нуждаются в сложной тактике и технике, педагогу следует уметь управлять своим настроением, стилем и тоном общения, интонацией, улыбкой, взглядом, мимикой, движениями, походкой... Таким образом, иногда жест бывает красноречивее слов, а мимика в кратчайший миг доказывает то, на что потребовались бы монологи. Итак, хороший педагог - всегда яркая личность, которая имеет собственную технику воздействия, взаимодействия, общения, саморегуляции.

Обратимся к определению педагогической техники. Педагогическую технику определяют, как систему умений педагога, которая позволяет использовать культуру и технику речи, собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов, умение эмоциональной саморегуляции, общения.

К основным компонентам педагогической техники относятся следующие умения:

Общаться вербально (культура и техника речи)

Общаться невербально (мимика, пантомимика, внешний вид);

Управлять своим психофизическим состоянием (дыхание, напряжение мышц, эмоции, внимание, воображение, наблюдательность) .

Наиболее признанным интегрированным личностным качеством называют педагогические способности.

Педагогические способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые интегрировано выражаются в склонности к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними .

Основой профессионального мастерства воспитателя являются такие группы способностей:

    организаторские - проявляются в умении педагога сплотить воспитанников, распределить между ними обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанного и др.;

    дидактические - проявляются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, убедительно и последовательно изложить материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.;

    перцептивные - проявляются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;

    коммуникативные - проявляются в умении воспитателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками и их родителями, коллегами, руководством учебного заведения;

    суггестивные - проявляются в умении педагога осуществлять эмоционально - волевое влияние на воспитанников;

    исследовательские - проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;

    научно-познавательные - сводятся к способности усвоения научных знаний в выбранной области .

Н.Д. Левитов выделяет пять групп педагогических способностей: 1) способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать детей; 3) способность к самостоятельности и творческому складу мышления; 4) склонность к изобретательности, быстрого и точного ориентирования; 5) способность к организаторским способностям.

В свою очередь В.А. Крутецкий в состав педагогических способностей относит:

1) дидактические - передача учебной информации; 2) академические - владение глубинными знаниями; 3) перцептивные - способность проникать во внутренний мир воспитанника; 4) речевые - способность четко и ярко излагать свои мысли; 5) организационные - способность создавать атмосферу жизнеспособности коллектива; 6) коммуникативные и авторитарные - умение устанавливать контакт и влиять на детей; 7) педагогическое воображение и внимание .

Педагогические способности по Н.В. Кузьминой - это проявление особой чувствительности к объекту, особый результат педагогической деятельности. Они представлены особой организацией этой чувствительности: 1) гностические - исследование объекта, процесса, результатов собственной деятельности; 2) проектировочные - подбор, распределение задач; 3) конструктивные - композиционное построение системы работы; 4) коммуникативные - установление отношений с детьми; 5) организаторские - включение детей в различные виды деятельности.

Отдельные педагогические способности, без которых невозможна педагогическая деятельность, стали ведущими качествами педагога. К ним относятся, например, коммуникативность (совокупность существенных, относительно устойчивых свойств личности, способствующих успешному приема, пониманию, усвоению, использованию и передаче информации) и педагогически направленное общение (профессиональное общение педагога со всеми участниками учебно - воспитательного процесса, которое направлено на создание оптимальных условий для осуществления целей, задач воспитания и обучения) .

Ряд специалистов придерживаются мнения, что отсутствие ярко выраженных способностей можно компенсировать развитием таких важных профессиональных качеств, как трудолюбие, систематическая работа над собой, добросовестное отношение к своим обязанностям.

Педагогические способности считаются важным требованием профессиональной деятельности воспитателя, однако не являются его решающим профессионально-личностным качеством.

Профессионально значимые качества личности педагога - это устойчивые общие и специфические черты, обеспечивающие педагогу полноценное выполнение своих профессиональных функций и обязанностей.

В целом, анализ литературы показывает, что важнейшими профессионально-личностными качествами педагога признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность стремление постоянно повышать качество своего труда .

В педагогике общепризнанно, что профессиональные требования к педагогу должны включать следующие основные комплексы: общегражданские черты (широкий кругозор, принципиальность и стойкость убеждений; общественная активность и целеустремленность; патриотизм и хорошее отношение к представителям других национальностей и стран; гуманизм, высокий уровень сознания, оптимизм; любовь к труду); черты, определяющие специфику профессии педагога (морально - педагогические, педагогические, социально-перцептивные) специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Кроме указанных требований обратим внимание на социальную компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации. Так, А.А. Кононко указывает на такие качества, удостоверяющих эту сформированность:

1) уважение дошкольника - к ребенку нужно относиться как к ценности, признавать за ним право на ошибку, видеть его достоинства и достижения, воспринимать таким, какой он есть, верить в его возможности, признавать его право иметь свою точку зрения, тайны, не унижать его достоинства;

2) понимание ребенка - ориентироваться в его слабых и сильных сторонах, чувствовать состояние, настроение, прогнозировать вероятную тактику поведения, проявлять проницательность, отзывчивость;

3) помощь и поддержка ребенка - способствовать полноценной жизнедеятельности ребенка, создавать атмосферу безопасности и доверия, опираться на ее сильные стороны; не подчеркивать слабых;

4) умение договариваться с ребенком, заключать с ним сделку - предотвращать конфликты и с наименьшими эмоциональными затратами решать их, избегать обострений отношений, активно слушать ребенка, способствовать равноправным партнерским отношениям;

5) перцептивность - наблюдательность, восприимчивость, умение чувствовать состояние другого и адекватно на него реагировать;

6) быть самим собой - сохранять свою индивидуальность, своеобразие, проявлять принципиальность в ситуациях давления, иметь свое личностное и профессиональное лицо .

Профессиональная деятельность воспитателя имеет свою специфику, а, следовательно, и свою собственную структуру. В состав структуры педагогической деятельности, по А. И. Щербакову, входят следующие компоненты:

Информационный - базируется на глубоком и свободном владении учебным материалом, методами и приемами его преподавания и др.;

Развивающий - отражает единство обучения, воспитания и развития, обеспечивает управление основными компонентами деятельности воспитанника (мыслительных, эмоциональный, волевой компоненты)

Ориентационной - формирует у детей идеи и идеалы, мотивы поведения и социальные действия;

Мобилизационный - активизирует знания и жизненный опыт с целью формирования у них познавательной самостоятельности;

Исследовательский - воспитатель должен быть творцом, исследователем;

Конструктивный - в своей профессиональной деятельности воспитателю приходится выбирать и компоновать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями и возможностей воспитанников; планировать и строить педагогический процесс, структуру собственных действий и действий детей;

Организаторский - включение воспитанников к различному виду деятельности, организации детей;

Коммуникативный - сотрудничество и общение с другими людьми (воспитанниками, родителями, другими педагогами) .

Названные компоненты являются основой профессиональной деятельности педагога, а поэтому должны использоваться им в комплексе.

Также обращаем внимание на то, что для успешной педагогической деятельности воспитатель должен овладеть знаниями по дошкольной педагогике, детской психологии, возрастной физиологии, дошкольного педиатрии и гигиене, индивидуальными психологическими характеристиками, правилами охраны жизни и укрепления здоровья детей. Одновременно ему необходимы знания, на общетеоретическом уровне раскрывают цели, задачи, принципы, содержание воспитания и обучения детей, а также оптимальные условия, формы, методы и средства осуществления учебно - воспитательного процесса, организации игр, интеллектуальной и физической работы, художественного творчества, обустройство пространства жизнедеятельности детей .

Особое значение в работе воспитателя приобретает психологическое образование. Знание индивидуальных особенностей детей, понимание психолого-педагогических закономерностей становления личности ребенка и детского коллектива помогут лучше реализовать основное педагогическая задача - создание благоприятных условий для личностного становления своих воспитанников, обеспечение сбалансированного развития каждого ребенка, согласование в его жизни основных тенденций к самореализации, саморазвитию и самосохранению, формирование его жизненной компетенции.

Отдельно остановимся на вопросе педагогического такта как особом умении воспитателя строить свои отношения с воспитанниками.

Такт - это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. В свою очередь педагогический такт - это соблюдение чувства меры в отношениях с воспитанниками, понимание воспитанников, выбор оптимальных средств воздействия на них в конкретной ситуации .

Основными признаками педагогического такта В.В. Ягупов считает человечность без высокомерия; требовательность без грубости и придирчивости; педагогическое воздействие без унижения личного достоинства воспитанника, приказов, внушений, предупреждений; умение давать распоряжения, указания и просьбы без дерзости и высокомерия; умение слушать собеседника, не проявляя равнодушия; уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без раздражительности и сухости; простота в общении без фамильярности, панибратства, и показухи; принципиальность и настойчивость без упрямства; внимательность, чувствительность и эмпатийность без их подчеркивания; юмор без смехе; скромность без притворства. Таким образом, следует отметить, что труд педагога - одна из важнейших и самых сложных. Поэтому человек, который стремится стать воспитателем, должен не только приобретать профессиональные знания, но и воспитывать собственный характер, интеллектуально и эмоционально развиваться .

На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога действует наряду с документом «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС) , раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который «предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Министерство труда и социальной защиты РФ рассматривает профессиональные стандарты как дополнительные элементы социально-трудовой информации, а со временем планирует переход от ЕКС к профессиональным стандартам.

В связи с этим, мы убеждены в необходимости проведения сравнительного анализа данных документов. Анализ представлен с позиции изменений и преемственности структуры, содержания, компетенций педагога в профессиональном стандарте в сравнении с ЕКС.

Первоначально выделим ряд важных отличительных особенностей профессионального стандарта:

Выделена основная цель вида профессиональной деятельности (оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями);

Основной единицей описания является вид профессиональной деятельности путем описания обобщенных трудовых функций (в ЕКС – должность);

Трудовые функции раскрыты с позиций трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний (в ЕКС – должностные обязанности, должен знать);

Существенно расширен перечень необходимых знаний во всех трудовых функциях;

Значительное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, знаниям социально-психологических особенностей личности ребенка, закономерностей развития, законов периодизации и возрастных кризисов, основ психодиагностики.

Ввиду того, что особый интерес для нашего исследования представляет дошкольное образование, выделение трудовых действий проведено в рамках трудовой функции 3.2.1 «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» профессионального стандарта.

Сравнительный анализ, проведенный Е.С. Грязновой, С.Ф. Багаутдиновой, позволил установить, что существует ряд преемственных с должностными обязанностями воспитателя ЕКС трудовых действий профессионального стандарта (таблица1).

Таблица 1

Преемственность трудовых действий профессионального стандарта и должностных обязанностей и требований к знаниям ЕКС по должности «воспитатель»

Профессиональный стандарт педагога

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО

Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности

жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Создает благоприятную микросреду и

морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими)

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников

Наряду с этим, сравнительный анализ данных документов позволил выделить вновь введенные трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания профессионального стандарта педагога, что очень важно ввиду предъявления новых требований к квалификации педагога дошкольного образования:

1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

3. Формирование психологической готовности к школьному обучению.

4. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

5. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

6. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким образом, существующая преемственность трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний профессионального стандарта и должностных обязанностей ЕКС приобретает особое значение в условиях поэтапного перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Наличие вновь введенных трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний убеждает в том, что профессиональный стандарт педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Профессиональный стандарт предъявляет требования к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования .

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Таким образом, к профессионально-личностным качествам воспитателя относят знания в области дошкольной педагогики, знание возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста, организационные умения, владение методикой развития и воспитания детей, владение методами средства психолого-педагогического мониторинга, владение методами просвещения родителей, ИКТ компетенции.

Итак, представленный анализ научно-педагогической литературы позволил определить современные психолого-педагогические требования к профессиональной деятельности воспитателей. Специалистам, работающим в сфере дошкольного образования, прежде всего необходимо работать над развитием своих педагогических способностей, что является основой их профессионального мастерства. В соответствии с проведенным анализом, в профессиональном стандарте предъявляются новые требования к профессионально-личностным качествам воспитателя, в частности развитие профессионально-значимых компетенций, участие в разработке ООП ДОО, организация видов деятельности дошкольников, конструктивного взаимодействия детей, ИКТ компетентность. В целом внедрение профессионального стандарта педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Педагогика – это целая наука, изучающая методы воспитания человека. Особенный уклон при этом делается на развитие личностных качеств в детско-юношеский период. Предметом педагогики выступает процесс направленного развития и формирования личности. Объектом научного подхода выделяют воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Говоря о воспитании в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен привить навыки поведения в обществе и подготовить к более серьёзным задачам, которые ожидают ребёнка в начальной школе. Качества педагога ДОУ при этом играют важную роль в достижении намеченной цели.

Оценка ключевых факторов в работе педагога

К воспитателю всегда выдвигаются высокие требования. Ведь родители ожидают, что в образовательном учреждении их чадо получит полный набор знаний и навыков, способствующих беспрепятственно пройти начальную школу. Оценка профессиональных качеств воспитателя – это неотъемлемая процедура, которая должна выполняться не только при приёме на работу новых кадров, но и регулярно проводиться среди уже укомплектованного персонала. Понятие «качество профессиональной деятельности» подразумевает степень удовлетворённости потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса. Обычно сюда входят родители, преподаватели, дети и представители административной системы. Профессиональные качества воспитателя нашли своё отображение в популярной модели В.Д. Шадрикова, который в своих трудах выделяет шесть основных компетентностей:

  1. Наличие личных качеств, способствующих профессиональному росту.
  2. Умение грамотно распределять цели и задачи для их эффективного достижения и решения в максимально короткий период времени.
  3. Выбор мотивирующих факторов для участников образовательного процесса.
  4. Профессиональная компетентность в вопросе подбора информационных материалов, которые используются в педагогической сфере.
  5. Развитые навыки разработки обучающих программ, методических материалов и тематической литературы, способствующих развитию личных качеств у детей дошкольного возраста.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности на разных этапах педагогических процессов.

Идеальный педагог – это человек, который регулярно развивается, повышает свои профессиональные знания и навыки. Например, проходит курсы повышения квалификации в Школе Менеджера образования (school.menobr.ru). Сейчас в Школе открыты 6 практических курсов для воспитателей и 8 – для заведующих ДОО. Учиться можно без отрыва от работы, в любое удобное время. По итогам обучения каждый слушатель получает удостоверение установленного образца.

Оценка навыков педагога по четырёхуровневой модели

Развитие информационных технологий и внедрение новых методов обучения требует от воспитателя навыков, способных помочь ему подстроиться под возможные изменения. Профессиональные качества воспитателя детского сада или его компетенцию можно разделить на несколько уровней:

  1. Слабо профессиональный уровень. Определяет недостаточный уровень компетенции для ведения педагогической деятельности. Поведение воспитателя мешает достижению конкретно заданных целей и вызывает значительные трудности в процессе ведения профессиональной деятельности. На данном этапе рекомендуется активно развивать личные навыки преподавателя и следить за успехами.
  2. Базовый уровень определяет наличие профессиональных навыков для успешного решения несложных задач. Рассматриваемый этап служит допуском для работы с детьми, однако требует продолжения обучения через невозможность достичь выдающихся результатов. Уровень часто рассматривается как базовый.
  3. Профессиональный уровень может говорить о том, что преподаватель обладает достаточными навыками для решения сложных задач в процессе воспитания, а также для разработки индивидуальных методик. Действия, направленные на реализацию педагогического процесса отличаются эффективностью не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Уровень служит ориентиром для большинства учителей и воспитателей.
  4. Высокопрофессиональный уровень говорит о том, что учитель смог достичь максимального уровня при развитии своих навыков. Может свободно применять профессиональные и личностные качества для решения сложных и нестандартных задач. Может смело заниматься педагогическими разработками для повышения квалификации педагогов, которые находятся на нижнем уровне.

От профессионального уровня воспитателя зависит развитие дошкольников. В Школе Менеджера образования на сайте school.menobr.ru есть обучающая программа “Компетенции воспитателя" . В ходе учебы педагоги узнают все особенности воспитания дошкольников и получат инструменты для работы с детьми. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Валидность различных методов оценки компетенций

Существование множества методов оценки личностных качеств говорит о том, что не существует единого механизма, который смог бы точно дать ответ на вопрос о профессиональной пригодности кандидата. Поэтому каждый из оценочных способов имеет свой показатель валидности. Валидность – эмпирический показатель, который отображает, настолько оптимально метод раскрывает весь потенциал кандидата. По этому показателю зачастую выбирается инструмент диагностики. Ниже в Таблице 1 приведены коэффициенты корреляции для некоторых оценочных процедур.

Таблица 1 - Валидность различных методов оценки компетенций.

Оценочная процедура

Примерный интервал

эмпирической валидности

(коэффициента корреляции)

Интервью (оценки интервьюера без специальной подготовки в области ассессмента)

Тест-опросники личностные (характерологические, мотивационные)

Проективные методики

Тесты способностей и интеллекта

Оценки включенных наблюдателей

(опрос «360 градусов»)

Тесты квалификационные

Ассессмент (деловые игры, экспертные оценки имитационных упражнений)

Валидность не сможет дать ответ на вопрос: Каким должен быть воспитатель детского сада? Но с помощью данного показателя вы можете легко выбрать необходимый инструмент для проведения оценки профессиональных способностей воспитателя.

Оценивайте личностные и профессиональные качества не только кандидатов на должность воспитателя, но и действующих педагогов. Для этого проводите аттестацию внутри ДОО. Чтобы на аттестации воспитатели показывали высокие результаты, регулярно отправляйте их на курсы повышения квалификации. Удобнее всего это делать дистанционно, без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два варианта.

Вариант 1. Обучение в Школе Менеджера образования на сайте . Этот вариант подойдет тем руководителям, которые хотят повысить квалификацию педагогов точечно. Например, отправить учиться одного-двух человек. Сам руководитель тоже может учиться в Школе: в ней много подходящих обучающих программ.

Вариант 2. Учеба через Академию Ресурсы образования . В Академии удобно обучать группу педагогов. Например, 10 человек. Платить за учебу каждого отдельного воспитателя не придется. Руководитель приобретает единый доступ к порталу, добавляет в него нужных педагогов и отправляет им приглашение на обучение.

В обоих случаях педагоги получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Учиться можно в любое время и из любой точки мира. Нужны только компьютер, планшет или телефон и доступ к интернету.

Разбор принимаемых резюме воспитателей

Кандидаты на получение должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке предоставляют резюме, где указывают информацию о себе и о профессиональных качествах. Правильно оформленный документ предоставляет работодателю необходимые данные при отборочном этапе. Таблица 2 содержит обязательные пункты, которые должны быть высветлены в резюме.

Таблица 2 – Блоки для резюме.

Характеристика

Личная информация

Ф.И.О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.

Назначение документа

указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме - соискание должности воспитателя детского сада»).

Образование кандидата

перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.

Опыт работы соискателя

основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.

Профессиональные навыки и познания соискателя

краткая информация о наличии профессиональной базы для ведения деятельности

Личные качества

перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.

Дополнительные сведения

навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования - владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).

характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Информация в документе должна быть представлена в виде структурированных блоков, построенных по логической цепи. Представленный в Таблице 2 способ является классическим и часто используется при приёме на работу.

Обязанности воспитателя в ДОУ

Пройдя квалификационный этап, воспитатель начинает свою профессиональную деятельность в ДОУ. Федеральные государственные образовательные стандарты строго регламентируют обязанности воспитателя. Проект «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет сферы занятий педагога и требования к уровню его профессиональной компетенции. Профессиональные навыки воспитателя должны помочь ему справляться с поставленными задачами:

  1. Обеспечения беспрерывного проведения педагогического процесса на высшем уровне в соответствии со стандартами, принятыми на территории дошкольного учебного заведения.
  2. Написание информативной базы и создание перспективных проектов для эффективного достижения целей по развитию группы детей.
  3. Поддержание навыков компетентности и принятие участие в деятельности дошкольной группы (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой).
  4. Обеспечение индивидуальной работы с ребёнком в случае возникновения у него каких-либо неудач в личностной и развивающейся сфере. Заключение об успехах или неудачах следует делать на основании личных наблюдений за детьми, их достижений в образовательной и культурной среде.
  5. Обеспечение моральной и физической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.
  6. Поиск и оказания содействия узким специалистам при выявлении индивидуальных особенностей развития у ребёнка.
  7. Обеспечение социализации детей в группе, развитие навыков социализации с окружающим миром. Подготовка к переходу в другую группу перед выпуском.
  8. Оказание всесторонней помощи в защите прав детей.

Существует ряд медицинских рекомендаций, согласно которым работа воспитателем запрещается. К ним относятся нарушение зрения, речевого аппарата и слуха. Постоянные судороги, потери сознания. Наличие серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы. Проблемы с алкоголем, табакокурением или приёмом наркотиков.

Особенности нормативно-правовых отношений в детском саду

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и педагогом регулируются перечнем законов и норм. Ниже приведены некоторые особенности по организации рабочих отношений.

  1. Профессиональные качества педагога воспитателя оцениваются во время собеседования. При этом в случае отказа, в соответствии со ст. 64 ТК РФ кандидат может потребовать составить в письменной форме причину отказа. В этом случае работодатель обязан ответить на запрос. Поэтому при формировании вакансии, работодатель обязан указать все требования к будущему сотруднику. Иначе ситуация может обернуться незаконным отказом в получении вакантной должности и, в следствии, судебным разбирательством.
  2. Заключение трудового договора требует наличия ряда документов. В обязательном порядке предоставляются паспорт, страховое свидетельство, документы о тематическом образовании и уровне квалификации, справка о несудимости. При первом приёме на работу может отсутствовать трудовая книжка (первую запись в новой делает новый работодатель). Для военнообязанных лиц необходимо наличие военного билета.
  3. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требует от педагога наличие образовательного ценза.

Профессиональная подготовка воспитателя детского сада требует систематизации знаний и последовательного подхода в вопросах образования. Они должны успешно сочетаться с личными чертами характера для достижения высокого профессионализма.