Льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Сироты. Права детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

Государственная забота о детях-сиротах находит свое выражение в предоставлении пенсий, льгот и пособий. Их существует довольно значительное число. Статья поможет разобраться во всех видах помощи и условиях, при которых их можно получить.

Категории льготников – сироты и оставшиеся без попечения родителей

Перед перечислением льгот для детей, потерявших кормильца и оказавшихся в трудных жизненных условиях, следует определиться с понятиями. Сиротами считаются дети до совершеннолетия, оба родителя или единственный у которых умерли и ребенок остался без их попечения. К ним приравниваются дети, в силу различных жизненных обстоятельств тоже лишенные родительского попечительства. Льготы детям, оставшимся без попечения родителей, положены в следующих ситуациях:

  • при отсутствии родителей и невозможности их установить;
  • при лишении родительских прав или ограничении в них;
  • родители признаны судом безвестно отсутствующими после безуспешного розыска;
  • находятся на длительном стационарном лечении с диагнозом, не поддающимся лечению;
  • объявлены умершими;
  • признаны недееспособными или применяются ограничения дееспособности;
  • лишение свободы для отбывания наказания или пребывание под стражей для расследования преступления;
  • при отказе забрать домой из лечебных, воспитательных и других учреждений.

В любом перечисленном случае ребенок считается сиротой. До 14-летнего возраста родственники или другие лица могут установить над ним опеку. До достижения совершеннолетия оформляется попечительство. ФЗ-159 устанавливает привилегии и льготы для детей сирот, которые сохраняются за ними до 18-летнего возраста. Существуют обстоятельства, которые позволяют пользоваться помощью и дальше. Они касаются в основном лиц, обучающихся на стационаре в любом учебном заведении.

Социальная помощь сиротам – виды пенсий, пособий, льгот

Действующее законодательство предусматривает для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пенсий. Они существуют в двух формах: страховая и социальная. Страховые пенсионные средства положены детям, родители которых работали, из заработка проводились отчисления в Пенсионный фонд. В другом случае предоставляется социальная пенсия, имеющая строго фиксированную сумму, подлежащую индексации. Оба случая – это виды ежемесячной социальной помощи ребенку.

Другие льготы касаются образования. Они начинаются при поступлении в любое образовательное учреждение, в том числе ВУЗ. Чтобы быть зачисленным студентом высшего учебного заведения или среднего, достаточно набрать определенные балы. В дальнейшем, при обучении, сироты также пользуются льготами. Выплачиваются все ранее назначенные пособия, студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений обеспечиваются одеждой, обувью и всем необходимым для проживания и учебы, в том числе учебниками. Их стипендии минимум на 50 % выше обычных.

Приобретение специальности, к сожалению, не всегда гарантирует рабочее место. В поисках работодателя выпускники-сироты могут обратиться на биржу труда, при необходимости пройти бесплатные курсы для приобретения актуальной в регионе специальности. Сотрудники центра занятости помогут с профориентацией, поиском работы. Впервые зарегистрированному положено пособие в размере среднего регионального заработка.

Следующие льготы относятся к медицинским и оздоровительным услугам. Лечение, в том числе операции, сиротами не оплачивается. Они пользуются льготными путевками для оздоровления в санаториях, оплачивая только проезд. Что касается использования транспорта, то он бесплатный на городских и пригородных маршрутах.

Законодательством охраняются имущественные права сирот. Если родители имели жилплощадь, на которой ребенок был прописан, она полностью или ее часть сохраняется за ним в зависимости от обстоятельств. При отсутствии недвижимости, пригодной для проживания, существуют льготы, позволяющие сироте получить жилье в собственность.

Пути решения жилищной проблемы:

  • бесплатное проживание в образовательных учреждениях, где сирота пребывает на постоянной основе;
  • предоставление общежития при обучении на стационаре до 23-летнего возраста;
  • бесплатная аренда жилья до совершеннолетия;
  • встать в очередь на квартиру с 18 до 23-летнего возраста.

Права на жилье определяются ФЗ-159 , 1996 год, с изменениями 2017 г. До новой редакции Закона льготники не становились в очередь, им предоставлялось жилье, имеющееся в муниципалитете. Но выявились многочисленные нарушения, что привело к изменениям в Законе.

Возраст претендента на бесплатную жилплощадь – от 18 лет до 23. На протяжении этого 5-летнего периода он должен официально заявить о нужде в жилплощади и стать в очередь, ожидая реализации своего права. Оно остается даже после 23-летнего возраста.

Согласно новой редакции Закона, на госорган, в ведении которого находится решение этого вопроса, возложены обязательства проверки имущественных прав претендента на жилье:

  • наличие квартиры, переданной в аренду, у льготника или лиц, с которыми он проживает;
  • есть ли у него или членов его семьи жилое помещение или часть на правах собственности;
  • условия проживания.

Даже если у сироты есть жилье, оно должно соответствовать санитарно-техническим нормам. Проживание совместно с лицами, нуждающимися в постоянном уходе или с родителями, лишенными прав в отношении ребенка, не лишает сироту возможности претендовать на отдельную жилплощадь.

Вместо муниципальной жилплощади сироте могут предоставить целевой сертификат, потратить который можно только на покупку жилья.

Страховая пенсия для сирот – условия назначения и получения

Статьей 10 ФЗ-400 определяются условия, при которых назначается страховая пенсия сиротам, потерявшим родителей:

  • у страховика был трудовой стаж – достаточно одних суток;
  • он умер не в результате совершения противоправных действий;
  • лицо, претендующее на пенсию, нетрудоспособное, содержалось умершим.

Обычно пенсия выплачивается до совершеннолетия, но для студентов очной формы она сохраняется до 23-летнего возраста. Не играет роли, в чьей собственности находится учебное заведение – государственной, ведомственной, муниципальной или частной – льготы сохраняются. На получение дополнительного образования они не распространяются.

По достижении 23-летнего возраста выплата прекращается. Лицо считается трудоспособным, независимо от того, закончил человек обучение или продолжает учиться. Получать пенсию после 23 могут только сироты, являющиеся инвалидами. Заочники не могут претендовать на пенсию после совершеннолетия.

Сумма трудовой пенсионной помощи для льготников зависит от индивидуального персонального коэффициента и его стоимости. К нему добавляется фиксированная сумма, которая составляет для сирот в 2017 году 4558 рублей. Она индексируется в зависимости от реального размера инфляции.

В отношении пенсионных выплат сиротам возникает много вопросов после достижения совершеннолетия. В частности, это касается студентов, взявших академический отпуск. Они продолжают считаться студентами, поэтому для обучающихся на стационаре пенсию продолжают выплачивать. Но для лиц, одновременно обучающихся на стационаре и работающих, выплаты прекращаются. Вступает в силу положение законодательства, что пенсия выплачивается только нетрудоспособным.

Устроившись на работу, учащийся аннулирует это обстоятельство, возникают условия для прекращения пенсионных выплат.

Социальная пенсия – особенности начисления и выплат

Если ни у кого из родителей нет страховых отчислений в Пенсионный фонд, сироте выплачивается социальная пенсия из федерального бюджета. Она назначается на тех же основаниях, что и страховая или, по-другому, трудовая: несовершеннолетним до 18 и обучающимся на стационаре до 23-летнего возраста. На нее, как и на страховую, могут претендовать не только родные, но и усыновленные дети, а также умерших матерей-одиночек.

Пенсия назначается на основании ФЗ-166, 2001 г. детям, которые проживают в РФ, без доходов для жизнеобеспечения. Среди других специфических особенностей назначения пенсий:

  • срок выплат определяется на время нетрудоспособности или бессрочно;
  • если после совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста для студентов стационаров гражданин признается инвалидом, его пенсия, положенная сироте, не отменяется;
  • учащиеся очной формы обучения пользуются пенсионными выплатами независимо от принадлежности учебного заведения к любой организационно-правовой форме.

Сумму социальных пенсий устанавливает государство с учетом прожиточного минимума, региона проживания. Размер фиксированный, с ежегодной индексацией. С 01.04.2017 года она повышена на 1,5 % и составляет для сирот, потерявших одного из родителей, 5034 рубля. Если ребенок остался без обоих родителей или мать имела статус матери-одиночки, пенсия повышается до 10068 рублей. Для отдельных районов с трудными климатическими условиями определяется коэффициент надбавки. При переезде в другую местность он утрачивается.

Документы для оформления пенсии ребенку-сироте обычно подает опекун. Часто представителем выступает учреждение, в котором ребенок находится постоянно. В ПФ по месту пребывания сироты подаются, кроме заявления:

  • до 14-летнего возраста свидетельство о рождении, после – паспорт;
  • свидетельство, удостоверяющее смерть одного или двух родителей;
  • подтверждение родства: документы об усыновлении, постановления суда, справка из жилищной конторы и подобное;
  • справка из ЗАГСа о статусе матери-одиночки при таких обстоятельствах.

Дополнительно требуется справка об учебе и подтверждение постоянного проживания в РФ. При отсутствии некоторых бумаг предоставляется 3 месяца, чтобы их собрать. Если предъявить вовремя, пенсия назначается с первого числа месяца подачи заявления. Даже если обратились в последний день месяца, она начисляется с 1 числа.

Существуют обстоятельства, при которых сиротами утрачивается право на льготную пенсию – ст. 24 ФЗ-166 . Это касается лиц, постоянно проживающих за границей или имеющих два места проживания: в РФ и другой стране. Также прекращают выплачивать сиротам при официальном трудоустройстве с постоянным доходом или когда назначена страховая пенсия.

Получатель или его представитель обязан известить ПФ о наступлении одного из обстоятельств, иначе может возникнуть ситуация, когда ПФ через суд потребует вернуть незаконно выплаченные средства.

В целом сироты пользуются льготами, направленными на создание условий для проживания, получения образования и устройства жизни.