Лексические темы старшая группа. Конспект занятия развитию речи в подготовительной группе «Поговорим о маме

Уважаемые папы и мамы!

Вашему вниманию предлагается перечень лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе. Эти рекомендации носят практический характер, они написаны в виде игровых заданий, которые помогут Вам в подготовке ребенка к школе в соответствии с возрастом: расширить словарный запас ребёнка, сформировать грамматический строй речи, звуко-слоговую структуру слова, навыки языкового анализа, понимание логико-грамматических отношений, развить связную речь, внимание, память.
Материал адресован, прежде всего, Вам - родителям, чьи дети по каким-либо причинам не посещали детский сад и пропустили изучаемые темы.
Но также материал заданий будет полезен и детям, у которых нет проблем в речевом развитии.
При составлении заданий использовались, в большинстве, личные наработки из практической работы с детьми, имеющих нарушения речи. Использовался материал книг:
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.» Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». - М.: ГНОМ-Пресс, «Новая школа»,1998.
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа».
- Нищева Н.В. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР».
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР».
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Практическое пособие. – ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Учитель-логопед Е.В. Собко

Лексические темы (подготовительная к школе группа)

2016/2017 учебный год

СЕНТЯБРЬ

1 неделя - Диагностика
2 неделя - Диагностика
3 неделя - Урожай. Овощи, фрукты.
4 неделя - Ранняя осень. Деревья, кустарники.

НОЯБРЬ

1 неделя - Каникулы. День народного единства.

Мартыненко Ирина Сергеевна МБДОУ МО «Детский сад №168» Воспитатель Город Краснодар

Цели и задачи:

Раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней.

Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.

Развивать память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Провести индивидуальные беседы о семье с детьми, дать им задание понаблюдать, что делает их мама дома, узнать, где работает мама, какая у неё профессия. Рассматривать иллюстрации, читать, учить стихи. Пословицы, учить песни к празднику 8 марта.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.

Кто вас детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз,
Кто заботится о вас? – Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушка вам дарит? – Мама золотая!

Воспитатель: Ребята, поговорим мы сегодня, о ваших мамах, самых дорогих и любимых. (заранее дать одному из детей выучить дома стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме» ) . Дима, прочитай стихотворение «Разговор о маме» .

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
За то, что у нас с нею всё сообща…
За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

Воспитатель: А у вашей мамы есть мама? Кто же она? (ответы детей) . Правильно, это ваша бабушка. Давайте выучим стихотворение Е. Трутневой «Бабушка» .

Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.

Бабушка теплые варежки вяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

Воспитатель: Думаю, что самым лучшим подарком для мамы и бабушки будут стихи на празднике всех мам «8 Марта» . Недавно мы говорили с вами, как папа заботится о семье. А какие у мамы заботы? Расскажите. (Заслушивает 3-4 детей) .

Игра «Моя мама» .

Давайте поиграем в игру «Моя мама» , где каждый из вас, по очереди будет называть одно ласковое и доброе слово о маме. (Любимая, добрая, заботливая, красивая…) .

Воспитатель: А теперь расскажите, как вы заботитесь о маме, бабушке? Что вы делаете по дому? (Ответы 3-4 детей) .

Игра с мячом «Профессия моей мамы» .

Мама не только заботится о семье, но ещё и работает. Предлагаю вам поиграть. Сейчас я буду кидать мячик вам в руки, вы его ловите, у кого мяч, тот называет профессию своей мамы и рассказывает (кратко) что она делает на работе.

Воспитатель: Вот видите, как необходима людям мамина работа: она учит детей в школе, лечит людей, продаёт вещи, продукты и т.д.

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Пополощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети выполняют подражательные движения по тексту.

Воспитатель: После таких чудесных рассказов о профессиях ваших мам предлагаю всем нарисовать свою маму на работе и подарить ей как только вы придете домой.

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Лексическая тема: «День Матери. Беседа ».

Цель: Формирование связной речи.

Задачи:

Формировать навыки диалогической и монологической речи.

Формировать связную речь.

Закрепить понимание семейных родственных связей.

Воспитывать уважение и любовь к маме.

Развивать внимание, речевой слух, память, мышление.

Оборудование: мнемотаблицы пословиц, предметные картинки, мяч, ноутбук, микрофон, аудиозапись песни «Мамино сердце» Кима Александровича Брейтбурга, Эмилии Мельник, магнитная доска.

Ход занятия

Организационный этап.

Сегодня мы поговорим с вами о мамах. Все вы знаете, что приближается праздник День матери.

День матери – важный праздник, он появился не так давно, но постепенно и уверенно входит в наши дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого не придумывали, лишними они не будут.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Вслушайтесь, как просто и ласково звучит это слово. Неудивительно, что каждый малыш запоминает и произносит его самым первым. Мама – это ласка, Мама – это покой, уют, забота, любовь, которая нас окружает с самого рождения. Лучше, чем спето в песне и не скажешь. (Звучит песня «Мамино сердце» автор К. Брейтбург, Э.Мельник ).

1.Развитие мелкой, артикуляционной моторики, мимических мышц лица.

1.1.Общее расслабление.

1.2.Развитие мелкой моторики

1.3.Массаж лица.

Выполняется по массажным линиям.

1.4.Развитие мимических мышц.

Таиса Евтушенко

Цель: повышение социальной значимости материнства; развитие лексико- грамматического строя речи и связной речи детей, развитие познавательных способностей.

Задачи: образовательные : формировать у детей представления об общественном празднике нашей страны-День Матери; расширять и активизировать словарь прилагательных; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; продолжать учить составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме.

воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь.

Предварительная работа: беседы о маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций; репродукций картин известных художников; слушание песен о маме; конкурс собирателей пословиц и поговорок о маме, совместное обсуждение смысла и заучивание их; рисование «Как я помогаю маме».

Материал: игрушка-сердечко, сюжетные картинки с изображением действий женщин, опорная схема для рассказывания.

Ход НОД: Организационный момент: -

Я рада всех вас видеть сегодня!

Как один мы дружно встанем,

Утра доброго всем пожелаем.

Все друг другу улыбнёмся,

И на стульчики вернёмся!

Ребята, послушайте стихотворение:

Сколько звёзд на небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только мама одна на свете!

Ребята, кто у нас одна на свете? (мама)

Правильно, мама у всех на свете одна. Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда поймёт, утешит и обнадёжит.

А какой праздник приближается? (День Матери)

Да, правильно День Мам. Сегодня мы будем говорить о наших любимых мамах.

Давайте вспомним имя и отчество наших мам. Мою маму зовут Любовь Петровна. (Ответы детей)

Игра «Передай сердечко».

Сделаем сердечко необычным, спрячем в него много добрых и нежных слов о маме. Передавайте сердечко друг другу, произнося волшебные слова, (умная, заботливая, добрая, ласковая, нежная, весёлая, любимая, ненаглядная красивая, единственная, родная, интересная, надёжная, трудолюбивая, чудесная, замечательная.)

Ребята, почему про мамины руки говорят золотые? (трудовые,умеющие делать всё).

Демонстрация сюжетных картинок.

Вспомните, что ваши мамы делают дома по хозяйству? (Моя мама готовит обед, стирает, моет посуду и т. д.)

А чем они любят заниматься в свободное время? (Моя мама любит вязать, шить, вышивать и т. д.)

У мамы много дел, помимо этого она ходит ещё на работу. Она очень устаёт. А вы ей помогаете?

Физкульт. минутка «Помощники».

Раз,2, 3,4,5,

Мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метём.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз,2 ,3,4 - потянулись,

Наклонились,

Хорошо мы потрудились! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Мама - это первое слово, которое говорит малыш. Мама - это защита, опора от разных невзгод. Мама - самая добрая на свете,

Без мамы не могут жить дети.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме:

Материнская забота и на дне моря спасает;

У ребёнка заболит пальчик, а у мамы сердце;

При солнышке тепло,а при матери - добро;

Лучше друга не найти, чем родная мама;

Для матери ребёнок до ста лет ребёнок;

Материнская ласка конца не знает;

Птица рада весне, а младенец матери.

Много пословиц и поговорок о маме знаете. Молодцы! Ребята, а как свою любовь и уважение к матери выражали поэты, художники, композиторы? (Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в своих песнях.)

Вот так умники. На все вопросы ответили правильно. Значит вас не затруднит составить рассказ о маме, опираясь на опорную схему.

Как зовут маму (имя, отчество?

Как выглядит (внешность мамы) ?

Что она делает по дому и как вы ей помогаете?

За что любишь маму? Какая она?

Что ты ей пожелаешь в праздник?

Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (о мамах)

Как вы думаете какой подарок для мам самый желанный? (наша любовь, забота, уважительное отношение)

Кого надо не забыть поздравить в этот день? (бабушек)

Вам понравилось занятие? Что больше всего? (Ответы детей.)

Мне тоже. Вы просто молодцы! Я надеюсь, вы не забудете про нашу беседу и будете любить свою маму всегда-всегда. Не забывайте заботиться о ней, помогать и никогда не огорчать!

Публикации по теме:

Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы МКДОУ №424 д/с “Умка” города Новосибирска. Цели: Развивать навыки доказательной,.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

Ольга Золотых
Планирование работы по теме «День Матери» в старшей группе

Тема : «День матери » . Период :24 - 28 ноября. Итоговое мероприятие : Фото выставка «Наши мамы» .

Содержание работы : обобщить знания детей о международном празднике «День матери » , закреплять знания детей о своих мамах, их профессии, формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей , семьи, общества, воспитывать уважительное и бережное отношение к близким, желание помочь и делать приятное маме, воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись, побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку) .

Тема : «Моя мама самая красивая!» .

День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей

с учетом интеграции образовательных областей

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах Организация развивающей среды Взаимодействие с родителями

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Прием и осмотр детей в группе .

Дидактическая игра «Собери пары» - развивать логическое мышление, навыки классификации.

И. м. п. «Делай как я» - развивать мимическую выразительность, навыки подражания.

Игры с любимыми игрушками в зонах активности. Организация дежурства детей в уголке природы, по столовой.

Индивидуальная работа с Илюшей и Никитой Т. – закреплять навыки сервировки столов к завтраку. Работа с календарем погоды . Продолжать учить детей замечать изменения погоды и отмечать их условными знаками.

Беседа на тему «Как моя мама меня любит» -продолжать развивать связанную монологическую речь детей. Календарь природы с условными знаками, н/п игры, д/и «Собери пары» . Беседы с родителями по теме недели .

Консультация для родителей «День матери . История. Традиции» .

ООД Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое I. Продуктивная деятельность. Рисование «Портрет моей мамы» .

Программное содержание : подводить детей к созданию предметных композиций на темы окружающей жизни, учить располагать изображение по всему листу, совершенствовать умения передавать в рисунке образы предметов.

Ход ООД

1. Рассматривание иллюстрации портрета из сборника «Великие художники» . Обсуждение.

2. Обсуждение способов рисования, технических приемов, цветового решения. Показ воспитателя.

3. Выполнение работы .

4. Подведение итогов. Организация выставки.

II. Физкультура.

Программное содержание : по плану руководителя .

III. Музыкально – художественная деятельность.

Программное содержание : по плану руководителя .

Бумага, восковые мелки, иллюстрация портрета.

Прогулка Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Наблюдение за дорожным движением – закреплять знания детей о ПДД, формировать навыки безопасности.

Исследовательская деятельность «Вода на морозе» - выяснить, что случится с водой при минусовой температуре.

работа с Вовой З . и Надей – прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» .

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с выносным игровым и спортивным инвентарем.

Выносной игровой и спортивный инвентарь.

2я половина дня Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Постепенное пробуждение и подъем детей после дневного сна. Бодрящая гимнастика «Солнышко проснулось» . Дыхательные упражнения «Ква-ква» . Закаливающие процедуры : полоскание полости рта и горла, ходьба по массажным дорожкам, растирание сухим полотенцем, воздушные ванны.

Формирование КГН у детей во время одевания и приема пищи. Закрепление навыков самообслуживания. Воспитание желания всегда иметь опрятный внешний вид и аккуратную прическу.

Минутка вежливости. Массажные коврики, гигиенические принадлежности.

Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Чтение художественной литературы – рассказ Емельянова Б. «Мамины руки» . Обсуждение.

Д/и «Мамы и детки» - закреплять знания детей о животных и их детенышах.

Самостоятельная игровая деятельность в зонах активности в группе .

Индивидуальная работа с Сашей Ф . и Артемом Ф. – вырезание по контуру. Сюжетно-ролевая игра «Мама дома» . Продолжать учить детей распределять роли в игре, самостоятельно подбирать атрибуты, вступать в диалоги в соответствии с сюжетом. Учить играть дружно, не ссориться во время игры. Атрибуты для с/р игры «Мама дома» , Д/и «Мамы и детки» , ножницы, бумага, рассказ Емельянова Б. «Мамины руки» .

Прогулка

Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Наблюдение за облаками. Развивать наблюдательность, интерес к природным проявлениям.

Труд на участке. Индивидуальная работа с Владиком М . и Егором С. – бег с подскоками. Подвижная игра «Ловишки» .

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем. Выносной игровой материал и спортивный инвентарь. Беседы с родителями по итогам дня, выделение динамики развития детей.