Лечебная гимнастика для 9 месячного ребенка. Предлагаю Вам посмотреть все эти упражнения на видео. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение

Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста - как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными или маслом.

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.

Обратите внимание:

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра - во избежание проявления сексуальных рефлексов.

Полный курс массажа от 9 до 12 месяцев

Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения делаются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (игрушки), а также вводится четвертый элемент классического массажа - «поколачивание» (вибрация).

Массаж кистей рук

Исходное положение: ребенок сидит, если не сидит, то лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый распрямляет малышу ладошку и своим указательным пальцем «рисует» по ней круги в направлении от большого пальца к мизинцу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша и поглаживает (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза).

«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, указательным пальцем другой руки производит поколачивающие движения по ладонной поверхности кисти (2-3 раза).

Массаж рук

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз).

«Растирание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго - пятого пальцев разминает руку малыша от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует его предплечье и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). В конце упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и сгибает его руки в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание - разгибание рук малыша в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз).

«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз).

Массаж живота

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной или обеими ладонями гладит живот малыша по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

«Растирание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием ладони одной руки производит круговые растирающие движения по ходу часовой стрелки (2-3 раза).

«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук растирает малышу живот по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Разминание». Взрослыйподушечками второго - пятого пальцев разминает живот малыша по часовой стрелке (2-3 раза).

Массаж стоп

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу малыша по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка и, перебирая большим и указательным пальцами другой руки каждый палец стопы, поглаживает (4-5 раз), а затем растирает пальцы ребенка (2-3 раза).

«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз).

Массаж ног

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз).

«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне его голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго - пятого пальцев разминает ногу малыша от стопы к бедру (2-3 раза).

«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый пддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую ногу ребенка, указательным и большим пальцами другой совершает поколачивающие движения от стопы к бедру (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени руками и производит сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раз).

«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает обе прямые ноги ребенка и сгибает-разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).

Массаж спины и ягодиц

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев или тыльной стороной кистей обеих рук поглаживает его по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев рук или тыльной стороной кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго-пятого пальцев, умеренно нажимая, совершает спиралевидные движения от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза).

«Вибрация». Взрослый похлопывает ребенка по ягодицам (2-3 раза).

Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья)

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед ним яркую игрушку и фиксирует рукой стопы, сгибая ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам его продвигает (4-6 раз).

Массаж грудной клетки

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает грудь малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук растирает ему грудь по обе стороны от грудины в направлении подмышечных впадин (2-4 раза).

«Вибрация». Взрослый вторым - четвертым пальцами рук слегка поколачивает малыша по грудной клетке (2-3 раза).

Активное упражнение: присаживание и вставание

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый придерживает выше кисти его выпрямленные руки, отводит в стороны, слегка их потягивая, и побуждает ребенка сесть, а затем встать (2-3 раза).

Активное упражнение: наклон и выпрямление туловища в положении стоя

Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Под ноги ему кладут игрушку, которую удобно хватать. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Обращаясь к ребенку, взрослый побуждает его наклониться, взять игрушку и выпрямиться (2-3 раза).

Активное упражнение: доставание игрушки

Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Взрослый одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Тот должен достать игрушку (4-6 раз).

Активное упражнение: приседание

Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе согнутые в локтях руки и побуждает к приседанию словами «сели», «встали» (2-3 раза).

Активное упражнение: ходьба

Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе руки и побуждает его к ходьбе (4-8 шагов).

Противопоказания к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного а;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы а, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные , бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Важно знать!

Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
. Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.

Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 9-12 месяцев

Скользящие шаги

. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 6 раз каждой ногой.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.
Повтор 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки


Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку.
Приподнимите палочку на высоту прямых ног ребенка и предложите ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней (см. рис.). Повтор 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение: сидя или стоя.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с Вашей помощью поочередно сгибает и разгибает руки.
Повтор 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение: стоя спиной к Вам.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног.
Правой рукой придерживайте колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левой - под его животиком.
Положите любимую игрушку ребенка у его ног. Затем попросите ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук.
Следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми (см. рис.).
Повтор 3 раза.

Переворот со спины на живот

В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, пусть он выполнит это задание самостоятельно по Вашей просьбе.
Повтор 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.). Можно усложнить упражнение, используя кольца.
Повтор 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение: лежа на животе.
. Начните массаж с нескольких поглаживаний.
. Затем приступите к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев.
. Выполнив растирание, вернитесь к поглаживанию.
. Перейдите к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть.
. Опять погладьте.
. Пощипайте ягодицы и длинных мышцы спины.
. И снова погладьте.
Повтор по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение: лежа на спине.
. В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний.
. Затем перейдите к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота.
. Осторожно разотрите животик кончиками пальцев.
. И снова погладьте.
. Пощипайте вокруг пупка,
. Завершите массаж несколькими поглаживающими движениями.
Повтор по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук.
Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.
Исходное положение: лежа на животе.
. Положите ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками (как на рис.).
Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

. Затем переложите ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положите игрушку на пол и попросите малыша достать ее или дотронуться до нее руками.
Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение: стоя на твердой поверхности.
Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.
Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть.
Затем подержите ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помогите ему подняться.
Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять.
Повтор 2 раза.

Ползание

Просто позвольте ребенку побольше ползать, за игрушкой или просто так.

Ходьба с поддержкой за руки
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения возьмите ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

В возрасте от 9 до 12 месяцев малыш растет и развивается особенно быстро. У него уже сформирована опорно-двигательная и мышечная системы, поэтому сидеть, ползать, стоять и пытаться ходить - естественные явления (рекомендуем прочитать: ). Однако именно первые шаги - самые ответственные и опасные. Многие молодые родители совершают ошибку, излишне опекая и не давая ребенку самостоятельно ходить и падать, так как падения - неотъемлемая часть при попытках подняться на ноги. Важно в этот период не передать свои опасения и страхи крохе, не отбить желание делать первые шаги. Для спокойствия можно просто освободить комнату от лишних предметов, прикрыть острые углы столов и шкафов чем-нибудь мягким, постелить на пол ковер.

Первые шаги очень важны для ребенка, но опекать малыша не нужно, чтобы не мешать ему развивать самостоятельность и любопытство

В девятимесячном возрасте дети непоседливы и любопытны. В этом возрасте можно развивать мелкую моторику и тактильные ощущения с помощью игрушек из различных материалов (деревянные, бумажные, резиновые, пластмассовые, тряпочные). От стеклянных лучше отказаться, так как малыши любят все разбрасывать и ломать.

От массажа к этому времени можно постепенно отойти и уделить особое внимание гимнастике. Если встречи с массажистом можно сократить до 1-2 раз в год, то гимнастическими упражнениями стоит заниматься регулярно.

В 10 месяцев для ребенка важны разнообразие движений, максимальная подвижность, самостоятельность. Плавание будет отличным дополнением к основным занятиям.

Десятый месяц

Базовые упражнения

Теперь к основным обязательным занятиям можно отнести:

  • Упражнение «Бокс», 8-10 раз. Из названия понятно, что движения должны выполняться руками вперед-назад. При этом активно работают мышцы плечевого пояса.
  • Сгибание и разгибание ног, 8-11 раз. Сгибать можно как одновременно две ножки, так и поочередно.
  • «Кучерские движения», 7-8 раз. Все помнят волнообразные движения кучера сверху вниз или снизу вверх? Для веселья можно посадить ребенка на игрушечную лошадку.
  • Повороты таза с согнутыми в коленях ногами, 6-8 раз. Исходное положение: лежа на спине.
  • Приседание с прогибанием позвоночника, 4-6 раз. Из положения лежа аккуратно поднимаем ребенка в сидячее положение. Дополнительно можно поднять на ноги, после чего выполнить упражнение в обратном порядке: стоя, сидя, лежа.
  • Наклоны туловища, 4-5 раз. Положив на пол какой-либо предмет, попросите ребенка нагнуться и поднять его. Для предотвращения приседания, можно придержать руками коленки и спину.
  • Покачивание на мяче, 4-5 раз. Уложив ребенка животом на пляжный надувной мяч, медленно покачайте его вперед-назад. Позже можно попробовать перевернуть и на спину.

Упражнение необходимо выполнять медленно и очень аккуратно, чтобы малыш не соскользнул и не ударился

Упражнения на время

  • Массаж ягодиц и спины. Прямолинейное или круговое растирание подушечками пальцев. Движение правой руки - по часовой стрелке, а левой - против. Занятие не должно длиться больше 10 минут. Массаж ребенку в 9 месяцев можно выполнять по видео урокам, чтобы точно все сделать правильно (см. также: ).
  • Ползание на четвереньках. В качестве мотивации можно предложить малышу доползти до игрушки или за конфетой. Также можно включить видео с обучающими мультфильмами, чтобы кроха пытался пародировать, например, собачку или кошку, ползая на четвереньках, гавкая или мяукая (рекомендуем прочитать: ).
  • Упражнение «Тачка» , 2-3 минуты. Своего рода, это хождение на руках, т.е родитель держит ребенка за ножки и помогает двигаться вперед.
  • Массаж живота. Круговое поглаживание, пощипывание вокруг пупка и растирание прямых мышц живота. Главное - сильно не надавливать.
  • Парение, 1-2 минуты. Упражнение похоже на игру в «Самолетик», когда малыша, придерживая за животик, поднимают в воздух. Рефлекторно мышцы напрягаются, а голова приподнимается. Также можно потренировать вестибулярный аппарат, если покружить кроху.

И, конечно же, не стоит забывать о ежедневных прогулках. Сначала можно держать ребенка за руку, а когда он начнет уже более или менее уверенно шагать - отпустите для самостоятельного познания мира и своего тела (опорно-двигательного аппарата).


Массаж спины и живота полезен для здоровья ребенка, а самому малышу очень нравится

Одиннадцатый месяц

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Чем старше ребенок, тем сложнее и интереснее становится гимнастика. Для 11-месячного подойдут и вышеуказанные упражнения, однако дополнительно специалисты рекомендуют:

  • «Мостик» (или покачивание на мяче). Вместо пляжного инвентаря можно использовать колени родителя, уложив ребенка так, чтобы грудь и плечи свисали. Если кроха на животе, то раскидайте перед ним игрушки, за которыми он будет тянуться. В положении на спине растяжка происходит сама собой.
  • «Рыбка», 2-3 раза. Исходное положение: лежа на животике. Тянем малыша за ручки чуть наверх, аккуратно прогибая туловище.
  • Приседания, 4-5 раз. Присев на корточки, кроха должен самостоятельно попытаться встать на ровные ножки. Если сделать это ему еще сложновато, то нужно помочь малышу, взяв его за вытянутые вверх руки.
  • «Угол», 3-4 раза. Из положения лежа на спине, ребенок должен одновременно поднять обе ножки под углом 90 или 45 градусов. Для мотивации можно приложить к ступням игрушку и попросить следовать за ней.
  • Упражнения с мячом, до 6 раз. Для развития мелкой моторики и координации поможет бросание и прокатывание мяча. Предложите, например, попасть в корзину или стену. Повороты из положения сидя станут интересными, если в руках будет находиться игрушка. Или при каждом повороте бросать мяч маме в руки.

Остальные упражнения «Бокс», «Парение», «Кучер», «Тачка» и, конечно же, массаж ребенку после 9 и 10 месяцев тоже никто не отменял. В комплексе все это является отличной тренировкой, благодаря которой малыш будет сильным, выносливым и здоровым.

Двенадцатый месяц

К году в режим дня включаются в основном развивающие занятия. Уход, массаж и гимнастика становятся более сложными. Если родители не способны уделить за раз много времени на упражнения, то весь комплекс можно выполнять в течение дня по мере появления свободной минутки.

Примерно 60-120 секунд займут:

  • традиционные упражнения «Бокс», «Тачка», «Мостик», «Парение»;
  • ползание на четвереньках или «по-собачьи»;
  • приседания как с поддержкой за руки, так и без;
  • упражнение «Велосипед» (крутить можно как ножки, так и ручки);
  • бросание или прокатывание мяча;
  • ходьба с поддержкой и без;
  • лазание и ползание по лестнице или с дивана на диван.

Каждое упражнение выполняется не более 6-10 раз. По мере необходимости возможен курс общеукрепляющего массажа (обычно это 10-15 сеансов) (рекомендуем прочитать: ). Массаж ребенку в 1 год делают уже не просто в виде поглаживаний и пощипываний; теперь это упрощенные приемы, применяемые на взрослых.

Ребенок быстро растет и развивается. К 9 месяцам он уже может самостоятельно сесть из положения стоя, встать у опоры и уверенно ползает на четвереньках. Теперь уже необязательно стелить на пол толстый ковер: малыш научился ползать так быстро и легко, что его не смущает никакая поверхность. Рядом с креслом, диваном или столом малыш может подняться на ноги. И очень скоро наступит день, когда он встанет без опоры и выпрямится во весь рост. Период ползания скоро закончится, и тогда ничто не сможет удержать его внизу.

Наконец, ребенок сделал свой первый шаг. Помогите ему освоить непривычное для него занятие. Пусть, сделав несколько самостоятельных шагов, он окажется в ваших объятиях. Однако от падений на первых порах ребенка оградить не удастся, потому что они являются неотъемлемой частью процесса ходьбы. Тем не менее многие мамы (в особенности бабушки) при любом неловком движении ребенка выражают свою озабоченность тревожными криками типа «Не упади!» или «Осторожно!». Это сильно вредит малышу, так как хорошо чувствуя страх взрослого, он тоже начинает опасаться самостоятельно ходить и становится менее инициативным. В связи с этим, если вы боитесь за своего ребенка, просто уберите из комнаты все потенциально опасные вещи и освободите ему место для ходьбы.

Расставьте мебель таким образом, чтобы те предметы, которые могут послужить малышу опорой при ходьбе, находились недалеко друг от друга. Тогда ребенок, переходя от одной опоры к другой, сможет учиться ходить самостоятельно. Со временем, когда он будет передвигаться более уверенно, мебель можно будет поставить на место. И еще: ходить удобнее по ровному, но не скользкому полу или плотному ковру. Ковры с длинным ворсом для этого не годятся.

До тех пор, пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, обувь ему надевать не нужно. Дома лучше ходить босиком: это важно для профилактики плоскостопия и правильного формирования стопы. Обеспечьте ребенку свободу движений, поощряйте его желание лазать, пусть он падает, самостоятельно встает и преодолевает различные препятствия. Детскому организму необходимы разнообразные движения намного больше, чем взрослому, поэтому, если есть такая возможность, купите малышу спортивный детский комплекс или смастерите сами горку (скат) с лесенкой.

Игрушки для детей 9–12 месяцев должны быть самыми разнообразными по цвету, форме и материалу. Детские психологи рекомендуют для этого возраста предметы мягкие и жесткие, нежные и грубые, легкие и тяжелые. Малыш интересуется буквально всем, что его окружает. Он прикасается и ощупывает предметы, изредка опрокидывает их или пытается порвать. Любые действия ребенка в этом возрасте идут ему на пользу: они развивают интеллект и возможные творческие задатки. В возрасте 9–12 месяцев ребенок еще не произносит ни слова, хотя многие слова уже понимает, поэтому продолжайте сопровождать любые упражнения краткими и точными «инструкциями». Если название действия многократно повторяется и сопровождается самим действием, малыш запомнит ваши просьбы и даже названия упражнений: в дальнейшем он сможет выполнять их только по словесной просьбе взрослого. Некоторые знакомые вам упражнения в следующем комплексе претерпевают изменения. Они выполняются из других положений, что в значительной степени разнообразит и усложнит занятия. Массаж же проводится по прежнему плану.

Таким образом, основные задачи при занятиях с ребенком 9–12-месячного возраста можно сформулировать следующим образом: максимально разнообразить движения и способствовать развитию самостоятельности малыша.
Для этого используйте комплекс приведенных ниже упражнений, а также плавание и массаж.

Комплекс 5

1. Упражнение «бокс» (по 5–6 раз каждой рукой).
2. Попеременное разгибание и сгибание и ног (по 5–6 раз каждой ногой).
3. Поворот на живот (по 1 разу в каждую сторону).
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Подъем тела из положения лежа на животе (1–2 раза).
6. Массаж живота.
7. Подъем прямых ног до палочки (3–4 раза).
8. Самостоятельные наклоны.
9. Приседания (4–6 раз).
10. Массаж груди.
11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку (1–2 раза).
12. Круговые движения руками (4–6 раз).
13. Упражнение «тачка».
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение лазанию.

1. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок сидит или стоит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки.

2. Попеременное разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Попеременное разгибание и сгибание ног выполняйте в различных темпах, имитируя бег или ходьбу (см. комплекс 4, упражнение 2). Малыш может выполнять это упражнение как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

3. Поворот на живот в разные стороны

9–10-месячный малыш должен поворачиваться со спины на живот только по словесной просьбе взрослого в ту сторону, где находится интересная для него игрушка.

4. Массаж спины

Его проводят, строго следуя описанным ниже рекомендациям:
– поглаживание всей спины (2–3 раза);
– пиление по ягодицам и спине;
– поглаживание (2–3 раза);
– разминание длинных мышц спины (можно использовать щипцеобразное разминание);
– поочередное разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);
– поглаживание (2–3 раза);
– пощипывание или поколачивание ягодиц.

5. Подъем из положения лежа на животе

Вложите в руки ребенка кольца, разведите их в стороны и поднимите вверх к голове на уровень ушей (см. комплекс 4, упражнение 11). Малыш сначала должен поднять голову, затем встать на колени и, согнув одну руку для упора, встать в полный рост.

6. Массаж живота

Он выполняется следующим образом:
– поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота – по 2–3 раза);
– растирание кончиками пальцев;
– пощипывания вокруг пупка;
– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

7. Самостоятельный подъем прямых ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите в руки игрушку или палочку и держите ее на высоте, до которой малыш должен будет поднять ноги. Предложите ему достать до игрушки поднятыми ногами. Сначала движения ребенка будут несовершенными: стопа распластана, ноги согнуты в коленях, живот не втянут. В этом случае нужно прикоснуться игрушкой к ступням малыша, побуждая его удержать ее пальцами ног и «дотянуть» таким образом ноги до положения, перпендикулярного туловищу. Это активное упражнение нужно повторить 3–4 раза в медленном темпе.

8. Самостоятельные наклоны


Исходное положение: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите к себе его спину: левой ладонью придержите его колени, предупреждая их сгибание, а ладонь правой поместите на живот, чтобы поддержать туловище в нужном положении. На пол или невысокий стульчик положите его любимую игрушку и попросите ее достать. При этом нужно побуждать малыша наклониться за предметом, не присаживаясь, после чего взять его и выпрямиться. Это упражнение – активная тренировка мышц спины. Если ребенок хорошо стоит без опоры, его нужно повторить 2–3 раза.

9. Приседания

В том случае, если малыш прочно стоит без опоры, можно взять его за руки и попросить присесть на корточки, после чего встать. Колени при этом должны быть разведены в стороны. Упражнение можно проводить на столе или полу. В тот момент, когда ребенок встанет, поднимите его руки вверх и попросите приподняться на носки. Количество повторов – 4–6.

10. Массаж груди

Сначала следует 2–3 раза выполнить поглаживание верхней половины груди, а затем столько же раз – между ребрами.

11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку

С поддержкой за руку ребенок уже присаживается очень легко. После того как малышу исполнится 10 месяцев, это
упражнение нужно выполнять самостоятельно. Для этого руками фиксируйте колени ребенка, не давая им согнуться, и попросите его сесть и взять игрушку.
Если ребенок делает это свободно, упражнение выполните 1 раз. Если малыш садится, опираясь на локоть, попросите его повторить движение, опираясь на другую руку.

12. Круговые движения руками

Исходное положение: ребенок сидит лицом к вам. Это упражнение вам хорошо знакомо из предыдущих комплексов, его нужно выполнять с игрушками, ритмично считая вслух и соблюдая медленный темп. После того как вы выполните движение вместе, попросите ребенка повторить упражнение самостоятельно.

13. Упражнение «тачка»

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Возьмите их в правую руку, а левой поддерживайте его под живот так, чтобы в горизонтальном положении малыш опирался на руки. Предварительно положите впереди игрушку и попросите ребенка приблизиться к ней, переставляя руки.
Упражнение повторите 2–3 раза. Во время движений тренируются не только мышцы рук, но и мускулатура всего тела.

14. Обучение ходьбе

Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его ноги опирались на ваши ступни. Поддерживая малыша под мышки или за плечи, предложите ему походить вместе и пройдите таким образом небольшое расстояние.

15. Обучение лазанию

Если ваш малыш передвигается на четвереньках, можно усложнить ему задачу, поставив на его пути препятствия – стул, невысокий стол и пр. Для того чтобы ребенок преодолел все «барьеры», его нужно заинтересовать игрушкой. Кроме того, поощряйте попытки малыша забираться на кресло, диван и спускаться с них, перелезая через подушки или подлокотники.
Обучать лазанию и ходьбе лучше вне занятий, в удобное для вас и ребенка время, так как для малыша это увлекательная и веселая игра. Вам тоже следует принять в ней участие и активно придумывать для ребенка новые задания.

Массаж для ребенка 9, 10, 11, 12 месяцев-полезные советы родителям по детскому массажу на сайте Твой ребенок.ру, которые пригодятся каждому родителю, думающему о здоровье ребенка!

Краткая характеристика умений и возможностей.

Малыш быстро растет и развивается. В 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встает с опорой. К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность.

Итак, ребенок пошел, и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помоглт ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему. Пусть, сделав 1 -2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие объятия. Но первое время ребенок часто падает. Падение - неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и особенно бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: "Осторожно! Не упади!" Дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Уберите все опасные вещи из комнаты и освободите достаточное пространство для ходьбы. Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалеку друг от друга так, чтобы ребенок мог переходить от одного к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию. Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер лучше, чем ковер с длинным ворсом, До тех пор пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность, поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой.

Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь. Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все, что малыш делает руками - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т. п., - развивает его интеллект и творческие задатки.

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложнит и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка. Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Пятый комплекс упражнений для занятий ребенком массажем в возрасте 9, 10, 11, 12 месяцев
План занятий

1. "Бокс", 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз. 13- "Тачка" (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Методические замечания

1. "Бокс" в положении сидя или стоя. Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки. Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс, упражнение 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот в обе стороны. В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: "Повернись на живот", и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

4. Массаж спины. Напомним план массажа спины и ягодичной области:

  • поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи);
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание;
  • разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую;
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение. Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс, упражнение 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

6. Массаж живота. Напоминаем план массажа:

  • поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием;
  • растирание подушечками пальцев;
  • стимулирующее пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: "Подними ноги". Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

8. Наклоны. И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите - "Наклонись, достань игрушку", побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, затем выпрямиться. Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.

9. Приседания. Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: "Присядь, встань". Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.

10. Массаж груди. Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза. Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку. После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: "Сядь, возьми игрушку". Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.

12. Круговые движения руками. И. п.: ребенок сидит. Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.

13. "Тачка" (ходьба на руках). И. п.: ребенок лежит на животе. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра так, чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза, Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует спорность рук.

14. Обучение ходьбе. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите:"Давай походим" - и пройдите короткое расстояние.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т.д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше прово-дить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная, Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!