Курсовая работа: Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей. Гав! Придется кликнуть Кошку. Ухвачусь за кофту Бабы

Богданова Алеся
Опыт работы музыкального руководителя «Театрализованная деятельность»

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов :

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя , привлекла театрализованная деятельность . Природа театральной деятельности многообразна . Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой , ритмом и словом. В процессе театрализованных игр , происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру , литературе, живописи, музыке . Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности , одной из которых в детском саду является театрализация . Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя .

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский) .

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей» , а значит использование элементов театрализации , развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов : развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции : развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель , связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А . И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию , консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках .

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства , в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию , так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально- театрального искусства .

Цель и задачи опыта работы вы видите на экране .

Цель : формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами , определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Задачи :

1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

2. Использовать в данной деятельности : театрализованные игры , музыкальные спектакли и сказки , постановки кукольного театра ;

3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность , музыку ;

4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности , музыку .

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности , способностям проявлять музыкальное творчество .

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности . На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений , анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности . В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ . Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях , были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку , глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию : идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике : полил дождик, дует ветер, солнышко и туча. Я работала над тем , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый жук» - лица радостные). С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись , дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. Инсценировали сказки «Теремок» , «Репка» , «Муха-Цокотуха» , «Заюшкина избушка» и др.

В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова : «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!» . Старшие дошкольники в НОД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки» . В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты : цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах : балалайке, дудочке,барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах : треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки : зайке – барабан, мишке – бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания : зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

В процессе музыкально -ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов . Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как : «Антошка» , «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Опыт работы показывает , что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий . Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей : тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями . Участие родителей в театрализованных представлениях , праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе , объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя , воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр » , оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики , необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку , творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна , так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку , слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее :

У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным) .

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения) .

Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи) .

У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности .

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Диаграммы 2012г. 2014г. (на экране) .

Из диаграмм видно, что до начала эксперимента детей с высоким уровнем музыкально -творческого развития в театрализованной деятельности было 33 ,5 %, с низким уровнем – 26%, со средним – 40,5%. После завершения эксперимента значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 61%, со средним – 30%, а с низким уровнем стало всего 9%.Предполагаемая причина низкого уровня -отсутствие детей по болезни.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу , что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми . На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности , получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности .

Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных) : птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1) .

В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.

1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие - это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3) .

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2) .

В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки» , в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6) .

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей» ; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  5. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра» , 2008.

Приложение1

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками
Топал дедушка Егор. По коленям.
Очень он домой спешил - Показывают обратную сторону
Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка» .

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка» .

Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.

Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик» .
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки.
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать
Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок» .
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Приложение 2:

Речевые игры с музыкальными инструментами

Матрёшка и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки
Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук-тук!

Мы на ложках заиграли.
Туки-туки! Туки-тук!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш, Петрушка,
Трень-трень.
Он принёс ребятам погремушки,
Трень-трень.

Погремушки зазвенели –
Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!
Звонко песенку запели –
Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук,
Трень-трень-трен-ди-трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!

Шур-шур-песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поёт:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети играют на треугольниках.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур!

Весёлый оркестр.
«Бум-бум! Трам-там-там!» -
Застучал барабан.
«Туки-туки-тошки!» -

Заиграли ложки.
«Чётки-чётки» , -
Бряцают трещётки.
«Дин-дон, дин-дон!» -

Зазвенел металлофон.
«Бан-бан балалал!» -
Треугольник зазвучал!
«Бумба-бумба!» -

Загремела румба!
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом — это движения под музыку.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к музыкальному языку мыслей и чувств добавляется театральный язык мимики, жестов и пластики движений.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре — через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: -игра ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка — потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности через музыкально- ритмические движения.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат музыкальные сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец (см. приложения). Природная предрасположенность дошкольников к «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности., дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать те или иные движения, способы действий для передачи образа своего героя. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Создается необходимость использования в работе с детьми ритмопластики, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестсреотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Что бы уметь передавать театральный образ через музыкально-ритмические движения, ребенку надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за действиями взрослых, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т.д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, спектакли. Ребята используют характерные жесты и действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии и творчества. Такие движения называют образными, имитационными, сюжетными. Музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и является единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.

Музыка в театральных постановках занимает ведущие место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение- основной побудитель выразительных движений ребенка. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.

Поддержка инициативы импровизирования в танцевально — театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Актуальность: Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Просмотр содержимого документа
«Проект по музыкально – театральной деятельности старших дошкольников «Сказка»»

МАОУ «Школа №201 города Белогорск»

Проект по музыкально –

театральной деятельности старших дошкольников

«Сказка»

Выполнили:

Воспитатели:

Панферова Людмила Борисовна,

музыкальные руководители:

Игнатенко Юлия Петровна,

Ветлугина Татьяна Ивановна.

Паспорт проекта «Сказка»

Вид проекта

информационно-творческий, групповой.

Состав участников

д ети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

По срокам реализации

долгосрочный

Планируемые результаты проектной деятельности

для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих и артистических способностей, повышение самооценки, уверенности в себе.

для педагогов: сценарий, атрибуты и декорации для оформления спектакля. Пополнение в группу новых видов театра. Постановка музыкальных сказок.

для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театральная деятельность способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС.


«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Цель проекта

  • Развитие творческой активности детей через театрализованную и музыкальную деятельность

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Пробудить интерес детей к театру.
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок;
  • формировать правильное звукопроизношение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
  • Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Советы родителям по организации театральной деятельности дома .

Анкета для родителей

«Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

«Поиграйте с ребятами в сказку!» (консультация для родителей)

Реализация проекта подготовительный этап

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Реализация проекта подготовительный этап

Основные направления работы над

проектом

  • Создание группы единомышленников: муз. руководители, воспитатели;
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы
  • Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности
  • Написание варианта сценария
  • Составить перспективный план мероприятий
  • Мотивирование детей на театрализованную деятельность

Театр

и театрализованная

деятельность


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СРЕДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Плосккостные,

пальчиковые, перчаточные театры

игрушки по сюжетам сказок

ТЕАТР В ГРУППЕ

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ, СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ И ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

музыкальные инструменты

маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕАТРА И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИЗО, ИЗО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ


Реализация проекта основной этап

  • Формирование представлений о театре,
  • Беседы с детьми по содержанию сказок.
  • Составление словесных портретов персонажей.
  • Рисование иллюстраций, лепка к произведению.
  • Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
  • Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
  • Индивидуальная работа по ролям.
  • Работа над отдельными эпизодами.
  • Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.

ТИПОВОЕ

ДОМИНАНТНОЕ

ТИПЫ

ТЕАТРАЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ

ФРАГМЕНТАРНОЕ

(НА ДРУГИХ

ЗАНЯТИЯХ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

РЕПЕТИЦИОННОЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ


Реализация проекта основной этап

«Играем сказку» творческие этюды


ИГРА

МУЗЫКА

ТЕАТР


Реализация проекта заключительный этап

  • Показ спектаклей воспитанникам детского сада;
  • родителям;
  • Проведение театрализованных праздников;
  • Показ спектакля в рамках ГМО

Реализация проекта заключительный этап


Динамика развития творческих способностей детей

Используемая литература.

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Маханева М.Д. ТЦ Сфера, 2009;

Театральная деятельность в детском саду.

Для занятий с детьми 5-6 лет Щеткин В.В. 2007;

Танцевальная ритмика для детей, Т. Суворова

С. Катонова. «Композитор. С-Петербург» 2008

Музыкально-игровой досуг, Н. Улашенко,

Корифей, 2010;

Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! Е. Горбина, М. Михайлова,

Академия развития, 2009;

Настроения, чувства в музыке. О. П. Радынова,

ТЦ «СФЕРА», 2009;

Интернет-ресурсы;

Спасибо за внимание!

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012