«Кто ж вам милей: отцы иль дети?». Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Минаев Д.Д. "Отцы или дети?"

Тема урока: «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

Эпиграф: «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело»

(Идейные споры в романе).

Тип урока: урок – дискуссия (2 часа)

1 урок – подготовительный этап к дискуссии: сбор необходимой информации, выявление позиции каждого учащегося, деление на 4 группы

1-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию П.П.Кирсанова.

2-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию Е.В.Базарова.

3-я – группа – учащиеся, понявшие самостоятельно и поддерживающие взгляд автора.

4-я группа – эксперты (анализируют дискуссию).- 3 учащихся.

Цели:


  1. Образовательные:
- продолжить изучение и анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения;

Развивать умение определять и сопоставлять идейные и нравственные

позиции героев;

Совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику

Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова;

Определить и обосновать свое отношение к Базарову.


  1. Развивающие:

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

саморазвитие

Развитие умения ставить цели и определять пути ее достижения

Сотрудничество в группе

Развитие личностной позиции

Развитие логического мышления

Поиск и сбор информации

Развитие личностных качеств (терпение, терпимость, вежливость, уважение к мнению другого)

Умение вести диалог и работать в группе
^ Умение вести дискуссию

Умение разрешать возникающие конфликты

Социальная компетентность (уважение к наследию прошлых поколений)

Формирование умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности


Формирование грамотной речи

Развитие речи, ее логики

Гражданская идентичность (гордость за величие русской литературы 19 века, в том числе – за творчество И.С.Тургенева)

Выявление признаков, умение сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать свои

мысли, выстраивать доказательный ряд

Умение находить главное, отбирать материал, работать с критическим материалом


Развитие монологической речи
^

Ход урока:


  1. Орг.момент.
Учитель:

Мы продолжаем изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Думаю, вам очень понравилось это произведение, авторские стиль и слог, мысли, образы.

Я надеюсь, все выполнили домашнее задание, материалы которого необходимы нам сегодня для очень интересного по типу урока – урока – дискуссии.

Тема нашего урока:

Слайд № 1.

(Учитель проверяет наличие домашнего задания – таблицы сравнительной характеристики Е.Базарова и П.П.Кирсанова - у всех учащихся. Тем учащимся, у которых домашнее задание не выполнено или выполнено, но оставлено дома, раздает заранее подготовленные и распечатанные таблицы). Пример таблицы. (Материал таблицы может варьироваться. См. Приложение 1 (после конспекта урока).

Слайд № 2. Что такое дискуссия?

Что может привести к дискуссии? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта. Если в ответах учащихся не звучит проблема поколений, то учитель задает вопрос: вы и ваши родители – представители разных поколений. Случаются ли между вами и родителями дискуссии? Как вы думаете, почему?

Дискуссия применялась нашими предками еще в 300-е годы до н.э., во времена философа и мыслителя Аристотеля.

Сообщение ученика, подготовленное заранее. Слайды № № 3, 4.
^

Слайд № 5.


Как вы думаете, какой вид дискуссии мы будем использовать, оценивая правоту и неправоту героев? (Учащиеся предлагают варианты)

Слайд № 6. Определения видов дискуссии по Аристотелю.

У нас – аподиктическая дискуссия.

Слайд № 7 . (Открывается после ответа учеников)

Приведите примеры синонимов к слову «дискуссия». Дайте определения этих слов.

Если ответы учащихся были неполными или неточными, то они исправляют сами свои ошибки на основании содержания слайда.
^

Определение проблемы урока. Слайд № 8.


Кто является победителем и почему в идейном споре между Евгением Васильевичем Базаровым, главным героем романа «Отцы и дети», и Павлом Петровичем Кирсановым?
^

Определение путей решения проблемы. Слайд № 9.


  • Определить смысл названия романа

  • Определить замысел автора

  • Проанализировать взгляды автора на общечеловеческие ценности и общество в конце 50-х годов, на Базарова

  • Определить особенность романа (ответить на вопрос: «Чем объясняется центральное положение Базарова?»)

  • Проанализировать П, Ш,1У,У, УП, Х1У, Х, Х11, ХУ11, ХУ, ХУ1, ХХШ, ХХ1, ХХ1У, ХХУ, ХХУ1, ХХУП, ХХУШ главы романа

  • Проанализировать мнения М.Н.Каткова (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме»), Ф.М.Достоевского, Д.Минаева (стихотворение «Отцы иль дети»), Д.И.Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»).
Самые объемные задания вы выполнили дома.

Мы можем начать нашу дискуссию. Но сначала мы ознакомимся с правилами ее ведения. Слайд № 10.

И с правилами завершения дискуссии. Слайд № 11.

Итак, я вас попрошу пересесть, в зависимости от того, какого из героев вы поддерживаете в его взглядах (каждая группа учащихся занимает один ряд парт, или столы переставляются, и каждая группа садится за 1 стол).


  1. я группа – «последователи» Базарова.
2-я группа – «последователи» Кирсанова

    1. –я – группа – «последователи» автора.

    2. –я группа экспертов, их 3 учащи хся, они сидят за отдельной партой.
Урок 2.

      1. Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание В.Г.Белинского.
^

Слайд №12,13.


      1. Объясните смысл заглавия романа. Слайды №№ 14, 15, 16, 17.
(На эти вопросы могут отвечать «последователи» автора или учащиеся из любой группы)

Учитель Слайд № 18 - представители разных идейных направлений в литературе.

Слайд 19 . Базаров и Кирсанов. К каким идейным лагерям принадлежат эти герои?

Слайд 20. Работа со словарем. Определение антитезы.

Слайд 21 . Что Тургенев хотел показать в романе?

Слайд 22. Вопросы для дискуссии. Работа с домашней таблицей.

(Работа организуется таким образом: по каждому вопросу высказывается один ученик из каждой группы, начинаем с «отцов». «Отцу» возражает или представитель группы «детей», или «последователь» автора. В качестве аргументации принимается не только текст романа, но и ученические мысли и другие, не зафиксированные в таблице материалы из текста романа, выдержки из критических статей). «Эксперты» наблюдают за ходом дискуссии, заполняют таблицы, анализирующие работу групп. Слайды №№ 23,24

(Перед выступлением учащегося из группы «детей»)

Что такое нигилизм?

Мультимедиа выключается.

После проведенной дискуссии включается для подведения итогов.

Слайд № 25 . В чем правы оба героя?

Слайд № 26. В чем неправы оба героя?
^

Слайд № 27.

Ф.И.Тютчев об отцах и детях.

Слайд № 28.


Итоги дискуссии. Выступление экспертов.

Насколько ясно и логично был представлен ответ каждой группы?

Приемы аргументации (цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)

Какая из групп представлена наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку?

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь?

Какие интересные вопросы и мысли прозвучали в процессе дискуссии?

Кто самый дипломатичный, самый творческий участник дискуссии?
^

Слайд № 29.

Выступление представителя автора.

Слайд № 30.


Что такое компромисс. Примеры исторических компромиссов.

Чему научил нас, читателей, роман И.С.Тургенева.

Чему научила нас проведенная дискуссия?
^

Домашнее задание (на 2 урока):


Перечитать главы 24, 28. Сделать вывод о том, кто является победителем в идейных спорах «отцов» и «детей», проанализировать идейный смысл, заключенный в философском пейзаже, завершающем роман.

Для работы с текстом романа по теме: «Одиночество Базарова» устно сопоставить отношение Аркадия и Базарова к отцу и дяде, к женщине, к искусству и природе, проанализировать сцену на сеновале, сцену прощания, сцену двух свадеб. Ответить на вопрос: является ли Аркадий последователем Базарова? Почему?

Проанализировать образы и художественные приемы создания образов (психологический портрет, интерьер, речевая характеристика) Ситникова и Кукшиной. Являются ли они последователями Базарова?

Проанализировать взаимоотношения Базарова с родителями в первый и второй приезд. Обратить внимание на отсутствие взаимопонимания (до заражения) между родителями и сыном.

Приложение № 1.

Материалы из критических статей.

^ М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Базаров: «…самоуверенный до дерзости, но глупый. Любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями…Сердца у него вовсе нет… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего;… это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол… асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце…».

« Он представляется каким- то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит».

«…не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечною головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом. И притом карикатура злостная…»

^ Д.И.Писарев. «Базаров». «Базаров, человек. Сильный по уму и по характеру…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Личность Базарова замыкается в себе самой, потому что вне ее и вокруг нее почти нет родственных ей элементов…. Он молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность… он принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомы приходятся ему по колено…Не прикидываться же ребенком, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?»

«… в его личности сгруппированы те свойства. Которые мелкими долями рассыпаны в массах…».

^ Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев . «Отцы и дети». «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна. Базаров – теоретик; он6 человек странный, односторонне-резкий,…он школьник., в котором вместе с глубокою искренностью сочетается самое глубокое ломанье;… он человек, чуждый жизни… Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно».

«Все эти лица (Павел Петрович, Аркадий, Одинцова) ничтожны рядом с Базаровым…».«…есть…, что в целом стоит выше Базарова… это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».

^ Мнение И.С.Тургенева о Базарове.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…»

«Да, я действительно не знал, что сним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

^ Позиция М.Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

Рассказ П.В.Анненкова о реакции Каткова. «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином»

Письмо Каткова Тургеневу. «… он (Базаров) как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь. Или слабо и зелено…»

Приложение 2.

Таблица к уроку.

Предмет спора

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм


^ В силу чего вы действуете?

Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить.

Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

Сперва гордость сатанинская, потом глумление – вот чем увлекается молодежь.

^ Прежде молодым людям не хотелось прослыть за невежд, они трудились, а теперь вдруг стали нигилисты. (Считает нигилистов бездельниками и невеждами).

Вы идете против своего народа.

^ Вы презираете народ.


Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее все отрицать – мы отрицаем… Все…

Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие.

^ Мы решили ни за что не браться и только отрицать…

Важно то, что дважды два – четыре, а остальное пустяки.

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества

^ Исправьте общество - и болезней не будет.

Мы ломаем, потому что мы – сила… Сила – так и не дает отчета.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Всякий человек сам себя воспитать должен. Называет себя «самоломанным».

^ А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Презирает окружающих. Изменит свое мнение о людях, если встретит человека выше себя по развитию.

^ Признает только то, что можно пощупать, понюхать, непосредственно увидеть глазами.

Аристократия


Нам дорога цивилизация.

Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

Аристократизм – принцип, а без принципов могут жить одни безнравственные или пустые люди. Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы.

^ Все меня знают за человека либерального и любящего прогресс

Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию (т.е., аристократы – основа общества)

^ Личность – вот главное.


Вы уважаете себя и сидите сложа руки, какая от этого польза общественному благу?... Аристократизм, либерализм, принцип – сколько бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…

^ Аристократы не способны к действию, от них нет пользы.

Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни.

Принсипов вообще нет, а есть ощущения.

Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть.

^ Дрянь, аристократишко.

Искусство


Николай Петрович читает романтическую поэму А.С.Пушкина «Цыганы», играет на виолончели.

Павел Петрович положительно относится к немецким поэтам-романтикам Шиллеру и Гете.

^ Наши художники Рафаэля считают чуть ли не дураком, а у самих фантазии не хватает


По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит

Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

Я нахожу. Что говорить красиво неприлично.

Природа


Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.
^

Русский народ


Русский народ свято чтит предания

Он – патриархальный и не может жить без веры…

всегда заступается за крестьян, правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон.

После отъезда за границу на письменном столе Павла Петровича стоит пепельница в виде лаптя – символ его «любви» к народу.


^ Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним?

Что ж, коли он заслуживает презрения.

«Мой дед землю пахал, с надменной гордостью отвечал Базаров. (Гордится крестьянским происхождением).

Считает, что в жизнь народа следует внести коренные изменения:

- просветить;

- досыта накормить;

- уравнять в правах с остальными социальными группами.

^

Наука и деятельность


После военной службы никогда никакой практической или общественно полезной деятельностью не занимался. Не интересуется наукой.

Материалист, атеист.

^ Люди – это такие же лягушки.

Встает рано, проводит опыты, через год «хочет держать на доктора»

Жизненная цель – продвижение отечественной науки

Сын небогатого полкового лекаря, с детских лет приученный к труду.

У родителей не взял ни копейки, на образование зарабатывал сам.

^

Отношение к женщине, к любви между мужчиной и женщиной


Однолюб. Всю жизнь любил княгиню Р. по-рыцарски, из-за неразделенной любви загубил карьеру.

Что за фигура такая, на остальных баб не похожа. Тело, хоть сейчас в анатомический театр.

Если считаешь, что будет толк (имеет в виду физическую близость), то добивайся, если нет, отойди в сторону, свет клином не сошелся.

^

Отношение к родителям


Считает своих родителей людьми недалекими, отставшими от жизни, отстраняется от них, запрещает «надоедать» себе.

На вопрос Аркадия о чувствах к родителям Базаров отвечает:»Люблю, Аркадий».

^

Отношение к окружающим и отношения с окружающими


Отказался стать предводителем дворянства.

Из-за принципов брата Николай Петрович не венчается с Фенечкой даже после рождения сына, несмотря на свое желание узаконить отношения.

^ Однако после дуэли П.П.Кирсанов сам просит брата сделать Фенечку своей женой.


Любят и уважают.

Крестьянские мальчишки бегали толпой.

Фенечка доверяет Митеньку.

Однако для крестьян он не понятен.


Приложение № 3

Таблица для заполнения экспертами.

(в 10-балльной системе)




Наименование критерия

«Отцы»

«Дети»

«Автор»

1

Логичность

2

Аргументированность

3

Адекватность оценок

4

Грамотная речь

5

Выразительность и эмоциональность

6

Неординарность мышления

7

Дипломатичность

Итого

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Отцы или дети?
Параллель
стихотворение

Читает Георгий Менглет

Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)

Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.
http://russkay-literatura.ru/zhurnalistika

Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 - 1 мая 2001) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и . Заключительный по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.

I Группа Представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать

Нарождающийся новый тип , но не встал на его сторону.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом Нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку - за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный репёаШ; Пугачеву“».

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

II группа Рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский

Вестник» (статьи « Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу

Романа Тургенева)»).

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)

«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)

Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

III группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров - «теоретик», находящийся

В разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий

К Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая

Отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается

О жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.

IV Группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость

И художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».

V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель

С романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей».

VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос»,

«Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает

Наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.

«Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.

Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов.

е Малевановой Ю.А.


Технический слайд: Роман «Отцы и дети» изучается в рамках монографической темы. Тематика предыдущего урока: «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе И.С. Тургенев а «Отцы и дети»; Далее: Классное сочинение по роману И.С. Тургенев а «Отцы и дети». В качестве домашнего задания было задано: класс был разбит на три группы, и каждая группа должна была выполнить определенный вид работы: 1 группа – ознакомиться со статьей М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика; 2 группа – ознакомиться со статьей И. Писарева «Базаров» + 1 ученику подготовить краткие сведения биографии известного критика; 3 группа – найти материал, сообщающий о личном отношении И.С. Тургенев а к своему герою.


Цели урока: образовательная: познакомиться с полемикой вокруг романа «Отцы и дети»; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения; обобщение знаний, полученных при изучении произведения; Развивающая: формировать умение анализировать текст критической статьи; развивать умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжать работу по развитию культуры речи школьников; воспитательная: формирование навыков работы в группе; воспитание общечеловеческих ценностей, а также интереса к искусству слова.


Методы: Объяснительно-иллюстративный метод; Эвристический (беседа, анализ эпизода и др.).


Оборудование: текст романа И.С. Тургенев а «Отцы и дети», а также тексты критических статей (М.А. Антонович «Асмодей нашего времени»; И.Писарев «Базаров»), мультимедийная презентация.


Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм. Ф.М. Достоевский


М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». Журнал «Современник».«Вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета…Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…».


Слово учителя: М.А. Антонович – радикальный русский литературный критик, философ, публицист. Был сотрудником журнала «Современник». Выступал за демократическую, разночинскую литературу. Полемизировал с журналом Д.И. Писарева «Русское слово». Стоить отметь, что с самого выхода в свет романа «Отцы и дети» начинается его оживленное обсуждение в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории. «Современник» откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Обстоятельства, связанные с уходом Тургенев а из «Современника», заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик «отцам» и клевету на молодое поколение. Давайте же поподробнее рассмотрим данную статью и ознакомимся с позицией самого М.А. Антоновича.


Примерный круг вопросов к 1 группе: Ваше первое впечатление о статье М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени»? Обратимся к понятию «асмодей». Каково лексическое значение этого слова? Согласны ли вы с таким определением? Каково отношение Антоновича к роману И.С. Тургенев а? Каково отношение автора романа к своим героям, по мнению автора статьи? С какой целью написан роман, по мнению критика? Какие из суждений оказались для вас неожиданными? Выскажите свое отношение к роману Тургенев а. Нужны ли Базаровы России? И проч.


И. Писарев «Базаров». Журнал «Русское слово».«На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо…».


Слово учителя: Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.


Примерный круг вопросов для 2 группы: Ваше первое впечатление о статье И. Писарева «Базаров»? В чем критик видит достоинства романа Тургенев а? Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями? Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургенев ского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"? Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова? Что общего во взглядах Писарева и Тургенев а? Нужны ли Базаровы России? И проч.


«… если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели…» И.С. Тургенев


Примерный круг вопросов к 3 группе: В чем проявилось отношение Тургенев а к Базарову? Какие из суждений для вас оказались неожиданными? Что такое «базаровщина»? Существует ли она в наше время? Нужны ли Базаровы России? И проч.


Итоги урока: какой взгляд на героя романа вам ближе? Почему?


Домашнее задание: Подготовиться к классному сочинению. Примерный круг тем (на выбор учащихся): Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенев а «Отцы и дети»; «Значит, вы отрицаете всё?» (Базаров и П. П. Кирсанов в романе); Дружба и любовь в жизни Базарова; Автор и его позиция в романе; «Страстное, грешное, бунтующее сердце…»; В чём я вижу современность романа И. С. Тургенев а «Отцы и дети»?; «Я с вами не согласен, Евгений Базаров…».

Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных. — Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, — доложил дворецкий. — Не будет ли от вас покамест никаких приказаний? — Никаких приказаний не будет, почтеннейший, — ответил Базаров, — разве рюмку водочки соблаговолите поднести. — Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами. — Какой гранжанр! — заметил Базаров, — кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно. — Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. — А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть? Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение. Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам , — шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: — Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. — Благодарствуйте, что сдержали слово, — начала она, — погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем. Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», — думал он про себя. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. — Вот вам и моя Катя, — проговорила Одинцова, указав на нее движением головы. Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку. — Это ты все сама нарвала? — спросила Одинцова. — Сама, — отвечала Катя. — А тетушка придет к чаю? — Придет. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Одинцова обратилась к Базарову. — Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь. Базаров приблизился. — О чем прикажете-с? — промолвил он. — О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица. — Вы? — Я. Вас это как будто удивляет. Почему? — Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение. — Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь. Базаров поглядел на Анну Сергеевну. — Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например. — Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку. — Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах. Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши. Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х...я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты. — Как вы почивали, тетушка? — спросила Одинцова, возвысив голос. — Опять эта собака здесь, — проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: — Брысь, брысь! Катя позвала Фифи и отворила ей дверь. Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти... — Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что) и вдруг спросила хриплым голосом: — А что пишет кнесь Иван? Ей никто не отвечал. Базаров и Аркадий скоро догадались, что на нее не обращали внимания, хотя обходились с нею почтительно. «Для ради важности держат, потому что княжеское отродье», — подумал Базаров... После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную. Приехал сосед, любитель карточной игры, по имени Порфирий Платоныч, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый. Анна Сергеевна, которая разговаривала все больше с Базаровым, спросила его — не хочет ли он сразиться с ними по-старомодному в преферанс. Базаров согласился, говоря, что ему надобно заранее приготовиться к предстоящей ему должности уездного лекаря. — Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса: — Что же вам сыграть? — Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий. — Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения. — Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий. — Моцарта любите? — Моцарта люблю. Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь. Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась , ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы. А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. — Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. — На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она. — Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. — Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. — В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? — В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо — не она, а ее сестра. — Как? эта смугленькая? — Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию. «Странный человек этот лекарь?» — думала она, лежа в своей великолепной постеле, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила. «Странный этот лекарь!» — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку — и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом; Аркадий никуда не отлучался и провел около часа с Катей. Ему не было скучно с нею, она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату; но когда Одинцова возвратилась наконец, когда он увидал ее — сердце в нем мгновенно сжалось... Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?»