Круг из 12 цветов. Основы теории цвета: Цветовая схема и Цветовой круг

Правила сочетания цветов

Вот это цветовой круг. Все правила строятся по цветовому кругу. В круге основных цветов три: красный, синий и желтый. Все остальные получены путем их смешения: смешали красный с желтым – получили оранжевый; желтый с синим – получили зеленый; синий с красным – фиоЛетовый. Дальше смешиваются красный с оранжевым – получили красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д.

В центре круга чистый, яркий спектральный цвет ничем не разбавленный. Например, для красного это цифра 4. Дальше к нему постепенно начинает добавляться белый, все больше и больше. Чем больше белого добавляется, тем больше он размывается, и через цветочные оттенки уходит до бледно-розового. Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. И красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Так построен цветовой круг. Все правила строятся по этому кругу. Они одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для Зимы – к Зимним и т. д.

Монохромная гармония

Моно – это один. Это гармония внутри одного лучика. Например, розовый с ягодным, или розовый с шоколадным, или голубой с синим. Главное здесь, перешагнуть через несколько оттенков, не брать оба оттенка светлых, оба ярких или оба темных – они сольются. Как, например, шоколад и горький шоколад. Но если вы возьмете шоколад и цвет лепестка розы или шоколад и ягодный оттенок (малиновый, например), они будут сочетаться.

В монохромной гармонии, если у нас один оттенок относится к явно темным, то другой, чтобы не сливалось, нужно брать или светлый или яркий. Если один оттенок взяли шоколад, то другой нужно взять либо красный, либо ягодный, либо розовый оттенок. Монохромная гармония внутри одного лучика строится на контрасте светлого с темным, светлого с ярким.

Противоположная гармония

Противоположная гармония – это лучики, которые расположены напротив друг друга. Например, красный с зеленым, фиоЛетовый с желтым, синий с оранжевым. Как этонепарадоксально, но они сочетаются. А при смешении эти цвета убирают друг друга. Если смешать красный с зеленым, то получится серый. Это правило используется в корректорах для макияжа. Синяки под глазами закрашивают корректором лососевого цвета, красные пятнышки – корректором зеленого цвета.

Когда цвета из противоположных лучиков находятся рядом, то они усиливают друг друга. Например, красный с зеленым становятся еще ярче друг на фоне друга, и поэтому, когда они берутся в ярком их выражении, то одного должно быть много, а другого чуть-чуть. По-моему, это было в сериале «Секс в большом городе»: зеленое платье и красные туфли, одного много, другого – чуть-чуть.

На картине Клода Моне «Маковое поле, Живерни»: зеленый – фон, красные маки – акцент; у И.И. Левитана «Золотая Осень»: Осень – фон, голубое небо – акцент.

В одежде это может быть: блузка и рисунок на блузке, платье и ремешок, платье и украшение, платье и туфли, платье и сумка, т.е. одного намного больше, чем другого.

Например, синее платье, оранжевая сумка или оранжевые туфли. Но, если вы возьмете красную блузку и зеленые брюки – это будет клоунада. Но эта пропорция может быть в смягченном варианте, например, если красное затемнять, получится шоколад. Шоколадные брюки и зеленая, изумрудная блузка – одного и другого по площади много, но это смягченный контраст.

Еще пример: если оранжевый высветлить, то получится нежный пудровый оттенок (если хотите узнать , тогда читайте отдельную статью на эту тему). Синее платье с пудровыми туфельками и сумкой – одного много, другого чуть-чуть. Но можно взять и много пудрового, например, синее платье, пудровый пиджак – и одного и другого много, потому что это неконтрастное сочетание, а более смягченное, за счет того что один оттенок взят в выбеленном варианте.

Родственная гармония

Родственная гармония – это лучики рядом друг с другом, например, розовый с сиреневым, или синий с сиреневым, темно-синий и цвет фисташкового мороженого.

Здесь тоже важно двигаться по шкале, например, не брать 2 светлых – они сольются (нежно-розовый и нежно-сиреневый, например). Но, если вы возьмете нежно-сиреневый и ягодный или нежно-сиреневый и шоколадный – они не будут сливаться.

Правило треугольника

Цвета берутся через три лучика (красный-синий-желтый). Если брать более теплые оттенки, то сместите лучики на одну гамму. Но брать нужно не сразу три цвета, а только два из них. Например, синие платье и желтая сумка, или синий с красным. Но, не берем ярко синий или ярко красный, иначе, если еще и белый добавить, получится флаг Российской Федерации – очень патриотично, но это не самое лучшее сочетание. Поэтому, если мы синий взяли темный, то к нему берем цвет лепестка розы – более нежный; если мы взяли голубой, то к нему мы можем взять шоколад (к голубому платью, шоколадные босоножки).

Двигаемся всегда по шкале, и стараемся не брать два ярких, два светлых, дватемных оттенка.

Еще примеры правила треугольника: охра и фиолет (если у вас фиоЛетовое платье – оно яркое, а охра она более спокойная). К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно-фиоЛетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58).

Номер 28 по шкале – оранжевый, можно к нему взять номера 76, 75 (синие). Если у вас темно-синее (номер по шкале 75) платье а-ля сафари, с кнопочками, – к нему подойдет оранжевая сумка. А если это элегантное платье-футляр, то к нему сумку нужно взять высветленную до пудрового – это уже противоположная гармония.

Правило: через два цвета на третий

Отсчитывать можно от любого. Например, красный: раз – фиоЛетовый, два – сине-фиоЛетовый, третий – синий.

По этому правилу построен логотип «Мегафон» – сочетание интеллектуального синего-фиоЛетового, и зеленого, как цвет урожая, прибыли, денег и т. д. И слоган у них – «Будущее зависит от тебя» – для молодых успешных, целеустремленных людей. Т.е. цвет это большой источник для манипуляции, в том числе и в рекламе.

Вот, например, синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Меня часто спрашивают, стоит ли покупать цветовые карты? Отвечаю: нет, не стоит. Там представлено 40 ваших лучших оттенков. А, на самом деле, их миллион. Какой шанс что вы попадете в эти 40? И вы будете ходить и прикладывать: оно – не оно, чуть-чуть отличается – не оно, а на самом деле это ваш оттенок. Вам нужно просто научиться выбирать. Если вы Весна, то весенние оттенки; если Лето, то летние оттенки и т. д. Понимание законов цветотипа расширит ваши возможности. У меня есть такая карта я ее делала когда училась. Честно могу сказать, что ни разу не использовала. Я делаю примеры цветосочетаний для своих клиентов – вот это, на мой взгляд, более эффективно и не ограничивает человека 40 оттенками.

Знание этих правил дает вариативность. У меня синее платье, я могу для него что-то взять по монохрому (голубое: украшение, кардиган, сумку), или могу что-то противоположное (если платье спортивное, то я могу взять из оранжевой гаммы).

Например, если на джинсах оранжевая отстрочка, можно взять оранжевую обувь или охру с оранжевинкой. Это называется цветовая деталировка , когда один из цветов повторяется еще где-то. Один из цветов в рисунке повторяется в обуви, например, и т. д.

Если платье спортивное, могу прямо в оранжевой гамме взять, если платье более элегантное, могу в пудровый взять, а могу не по противоположной, а по родственной, в сиреневую гамму или в другую сторону пойти в цвет фисташкового мороженого; или по правилу треугольника желтую сумку или в красную сторону пойти.

По идее, должно быть не больше трех цветов, не считая ахромов.

Ахромы – это белый, серый, черный. У всех цветов есть оттенки. У ахромов нет оттенка, у них есть только уровень светлоты и темноты, поэтому их можно добавлять в любые сочетания.

Когда можно брать больше трех цветов? Когда у вас платье летнее с рисунком, и в рисунке изначально предусмотрено больше трех цветов. Платье с рисунком можно использовать для вдохновения. Вы вылепляете кусочек из рисунка и сочетаете его. Шоколадное платье, изумрудные туфли… Шоколад идет в большом количестве тем, у кого шоколадные волосы, карие глаза. Если это голубоглазая блондинка, то не надо шоколад брать в крупной вещи, в платье. Берите его в деталях – обуви, в сумке, в ремне.

Если вы, берете что-то к чему-то, то это что–то, вы берете с собой. Вы помните один оттенок – он немножко другой, вы помните одну посадку, она – другая. В итоге, вы получаете вещи, которые между собой не сочетаются. Поэтому, всегда на шоппинге, я советую брать какими-то комплектами. Не всегда в одном магазине, лучше в разных, но что бы это был комплект, не поштучно – одно я взяла, что-нибудь к нему я потом подберу.

Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.

Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.

Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.

Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.

Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.

Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.

Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.

Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония : она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.

Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.

Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.

Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.

Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — .

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.

Сегодня будет немного полезной теории. Если вы уже определились со своей палитрой, ее нужно уметь использовать. Да и в принципе, знания о том, как сочетать цвета , пригодятся в разных сферах жизни. Как-то я уже рассказывала, как сочетать цвета интуитивным способом. . Это мой любимый способ, которым я сама и пользуюсь. Однако, чаще говорят о сочетании цветов по цветовому кругу Иттена. Этот способ тоже может работать, особенно как своеобразные "костыли" для тех, кто только начинает работать с цветом и не уверен в своем чувстве гармонии.


Если мы используем оттенки одного цвета ("одноцветное сочетание", монохром ), получаются довольно однозначные образы без полутонов, настроение образа зависит от психологии цвета - ассоциаций, связанных с оттенком (они общечеловеческие - зеленый - гармония, оранжевый - активность итд). Про психологию цвета мы тут уже говорились, осталось только обсудить синие и сиреневые оттенки.

Если мы используем оттенки, близкие друг к другу (соседние или через один, в круге - в пределах прямого угла, так называемое аналогичное или родственное сочетание ), получается более многогранный образ, но той же направленности, без особой динамики. (например, от сине-сиреневого до бирюзового - расслабленность, располагающий образ, спокойствие, вода. От сине- сиреневого до красно - фиолетового - мистика, творчество, загадка итд)

Если использовать в этом "прямом угле" края, без середины (например в выделенном примере сине-сиреневый и бирюзовый), будет "родственный контраст ". Чуть более творческий и динамичный образ.

Если мы используем противоположные цвета (комплементарные, дополнительные), получается сталкивание противоположностей, довольно драматический посыл. Всегда яркий и заметный. Можно использовать,чтобы привлечь внимание или подчеркнуть активность. Чаще всего более светлый и яркий цвет занимает меньшую площадь, чем более темный и мягкий, но не всегда, это можно варьировать в своих целях.

Расщепленный контраст ("разбитое дополнение" Несет примерно тот же посыл, но "накал" меньше. Тоже яркий и запоминающийся образ, но без явного вызова.

И еще один вариант - это триадические сочетания , которые получаются, если брать три равноудаленных цвета. В случае с первичными цветами (красный - желтый - синий) сочетание получается довольно активное и "в лоб", без полутонов. В случае со всеми остальными цветами получается необычное творческое активное сочетание.

И с интуитивным способом и с цветовым кругом отдельный человек применительно к себе всегда тяготеет к определенному способу сочетаний, а не ко всем. Именно способы сочетания цветов создают разные образы внутри одной палитры.

Предалагаю обсудить, кому как нравится сочетать цвета. Мне самой нравится родственный контраст, нередко использую родственное сочетание и контраст по Манселлу. Сочетаю интуитивным способом, с цветовым кругом мне скучно сочетать.

И самое главное - примеры цветовых кругов для всех 12 цветотипов

В некоторых цветотипах нет оранжевого или его оттенков, вместо оранжевого там серо-бежевый или коричневый (это тоже варианты оранжевого). Внизу под кругами варианты черного, белого и серого для цветотипа.

Яркая весна и яркая зима

Холодное лето и холодная зима

Светлая весна и светлое лето

Мягкая осень и мягкое лето

Темная осень и темная зима

Теплая осень и теплая весна

  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Двенадцатичастный цветовой круг

    Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - желтый, красный и синий (рис. 3).

    Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; желтый - не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.

    Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью.

    Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный - справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:

    • желтый + красный = оранжевый;
    • желтый + синий = зеленый;
    • красный + синий = фиолетовый.

    Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не легкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим.

    Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор.

    В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:

    • желтый + оранжевый = желто-оранжевый;
    • красный + оранжевый = красно-оранжевый;
    • красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;
    • синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;
    • синий + зеленый = сине-зеленый;
    • желтый + зеленый = желто-зеленый.

    Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис. 3).

    Исаак Ньютон в свое время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

    В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.

    Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

    Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчетливо представить себе, например, 83-ю градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

    Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определенностью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

    Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сёра и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.

    Цветовой круг - способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness - оттенок, насыщенность, яркость). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

    Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели. ()

    "Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг , составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

    Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.

    По окружности цветового круга расположены непрерывно изменяющиеся но цветовому тону насыщенные цвета - спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного - сине-зеленый, против оранжевого - синий и против желтого - фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета по светлоте в цветовом круге не учитывается.

    На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше".

    Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг . Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете - не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. ()

    "Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд . В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
    Гармония = Порядок.

    Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".

    Когда Оствальд утверждает, что "... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными", то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: "Гармония = Порядок", предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

    Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет . Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

    Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
    жёлтый: красный: синий =3:6:8."

    Несмотря на то, что Иттен раскритиковал цветовой круг Оствальда, он широко применяется в наши дни.

    В конце XIX в. В. Оствальд создал свой цветовой круг, который содержит двадцать четыре цвета. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.

    Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).

    Любые 3-4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).

    Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады - три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге. ()

    Большой цветовой круг Оствальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
    Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

    Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне. ()

    В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг :

    Вот как он сам поясняет принципы, на которых он создал свой круг:
    "Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - жёлтый, красный и синий . Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
    Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов , и получаем, так разом, цвета второго порядка :

    жёлтый + красный = оранжевый
    жёлтый + синий = зелёный
    красный + синий = фиолетовый.

    Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка , каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка , и получаем:

    жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
    красный + оранжевый = красно-оранжевый
    красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
    синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
    синий + зелёный = сине-зелёный
    жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.

    Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

    Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

    В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными .

    Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

    Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

    Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды." (