Краткая история менструальной гигиены. Гигиена в Средние века. История чистого тела

Век честных рыцарей прошел… Увы и ах! Никто больше не подъезжает поздним вечером под балкон незабвенной, дабы прогорланить серенаду, пугая соседей, в сверкающих доспехах более не сражаются дядьки с копьями наперевес, чтобы заслужить от прекрасных дам презенты в виде надушенных батистовых платочков, которыми, как известно, вовсе не вымощены улицы Парижа! Где славные дуэлянты и лихие гуляки мушкетеры? И широкополые шляпы a`la д`Артаньян, и роскошные пышные платья, и интриги, интриги, и тайные письма на надушенной чем-то благоуханным, бумаге, и… Эх! Терзает смутная, щемящая тоска, непонятная ностальгия по временам, которых мы никогда не знали, а лишь имеем о них неясное представление, начитавшись рыцарских романов и насмотревшись красивых экранизаций.

А вот что, если… Вот, что, если внезапно предположить, что современный человек каким-то чудом угодил в ? Что, в первую, очередь повергнет нашего с вами современника в шок, если не в ужас? Грязь! Дикая, безумная грязь и жуткая антисанитария, которую современный человек и вообразить-то не в состоянии. Русскому человеку, на которого веками не наводила ужас святая инквизиция, и который привык раз в недельку, а также перед всеми святыми праздниками (которых было несколько в ту самую недельку) париться в баньке, очень трудно было понять, вдолбленную в голову всех, без исключения, европейцев, истину – мыться не только вредно для здоровья, а и попросту опасно для жизни! Средневековые врачи предостерегали людей от мытья в ванных – мол, поры на коже от этой процедуры расширяются и через них в тело просачивается отравленный воздух, а ополаскивание водой лица по утрам ведет к слепоте. Им вторили католические священники: да, да, мыться – это великий грех, потому, как человек смывает с себя святую воду, которой его крестили в младенчестве, и ставили людям в пример святых подвижником, гордых тем, что их ног никогда не касалась вода, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить реку, аль ручей какой, вброд.

Вообще, распространению антисанитарии христианская церковь способствовала с истинно религиозным рвением, с не меньшим, чем истребляла свою паству. Темные римские язычники строили водопроводы и купальни. В одном только Риме было больше тысячи бань, к которых совершали омовения граждане, на каждой вилле в обязательном порядке имелся бассейн, да и общественных уборных по городу было превеликое множество. Христиане же, первым делом, придя к власти, закрыли в стране все общественные бани, мотивируя это тем, что сие есть грех великий, сверкать обнаженной плотью перед глазами других христиан, да и сама по себе забота о чистоте тела противоречила, а точнее противопоставлялась заботе о чистоте душевной. К тому же, мыться в холодной воде означало большую вероятность простудиться, а для того, чтобы натопить баню и согреть воду требовались дрова, которых святой инквизиции и самой мало было – еретиков-то жечь тоже на чем-то надо! Так и повелось.

Люди средневековья источали непомерную, совершенно немыслимую для современного человека, вонь. Для примера: величайшая королева Испании Изабелла Кастильская, жена Фердинанда Арагонского и мать первой жены Тюдора Катерины Арагонской, за всю свою жизнь мылась всего два раза: в день своего крещения и перед свадьбой! Более того, после принятия ванны она заявила, что привыкнуть к этому варварству совершенно невозможно! Богатые люди спасались тем, что протирали тело надушенными тряпками, полагая, что этого вполне достаточно для того, чтобы избавиться от грязи. в порыве всепоглощающей страсти пишет своей возлюбленной письмо, в котором говориться: «Любимая, я прибуду через три недели. Не мойся!» На что любимая ему ответила, что, мол, так уж ждет своего сокола ясного, что уже и так не моется пять недель! Никаких туалетов попросту не было.

Придворные дамы и кавалеры справляли малую и большую нужду в уголках любого зала, это считалось нормой. Средневековые люди, поголовно все страдающие дизентерией, отнюдь не стеснялись наложить себе в штаны. Очень часто после того, как дама покидала свое место, из-под ее юбок вываливалась кучка, сами знаете чего. Средневековый рыцарь, закованный в латы, снять которые он мог только с посторонней помощью, неделями испражнялся прямо в них. Вши и блохи – были истинным проклятием всех и вся. К тому же, бедные средневековые люди, почти все страдали оспой и сифилисом, так что, долго не жили. Поскольку о чистке зубов тогда никто и слыхом не слыхивал, то жители средневековья блистали черными и гнилыми зубами, обнажающихся в томных, игривых и кокетливых улыбках. Содержимое ночных ваз выплескивалось прямо на улицу, так что и широкополые шляпы служили как раз защитой от таких внезапных обстоятельств, а реверанс, собственно, и был изобретен для того, чтобы успеть снять смердящий головной убор до того, как его амбрэ достигнет носа прекрасной дамы. Улицы средневековых городов были сплошь завалены отходами человеческой жизнедеятельности и смывались лишь дождем. Прибавьте сюда трупы животных, требуху рыбы, которую чистили прямо на улице и внутренности скота, которого забивали там же. Женщины во время менструаций подтирались нижними юбками, а стирка тогда была не в чести. Но это не было такой уж страшной проблемой, так как средневековая женщина за всю жизнь менструировала от силы раз десять. После прихода первых месячных, лет в одиннадцать, она тут же оказывалась замужем и мгновенно беременела. А в период беременности и лактации, как известно, менструации не происходят. Женщины рожали каждый год, если, конечно, не умирали после первых родов от заражений, и потому не больно-то придавали значения решению столь деликатной проблемы. Так что, поверьте, всем нам крупно повезло, что мы не родились в романтические времена рыцарей и прекрасных дам.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

В последнее время по интернету расползлась куча текстов и картинок на тему того, какими грязными, вонючими и бомжеобразными были люди в средневековой Европе. Некоторые еще и с «патриотическим» посылом, что-де а вот на Руси раз в неделю в баню ходили и были чистые. Ну и вдогонку про мракобесных церковников, которые запрещали людям мыться и про улицы городов, залитые по колено нечистотами.

Расскажу немного о том, как все было на самом деле.

Естественно, современные стандарты гигиены, типа душ два раза в день, тогда не применялись. Заметим, что и сейчас их соблюдают далеко не все, даже жители цивилизованных стран. В давние времена большинство простых людей, что в России, что в Европе мылись где-то раз в неделю.

Для начала, заметим, что здоровый человек, у которого нет привычки регулярно по пьяни валяться в собственной блевотине и мочиться в штаны, даже при режиме мытья 1 раз в неделю ничем особо ужасным и отвратительным не пахнет. Каждый, кто хоть раз ходил в более-менее длительные походы сам это прекрасно знает. Присутствует легкий запах застарелого пота, различимый только если принюхиваться, потому как он почти полностью забивается запахом дыма, въедающегося в одежду и волосы.

Вот примерно так же пахли простые люди в Европе на протяжении многих сотен лет. Открытый огонь в очаге был постоянным спутником жизни, над огнем сушили одежду, у огня собирались вечерами. Вытяжка была несовершенной, дома, отапливаемые «по черному» - т.е. без трубы, просто с дырой в потолке над очагом, были типичными ажно до 19 века, так что дым был основным «человеческим» запахом и дезодорантом заодно.

Что до собственно мытья - то простые люди мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось:)

Иллюстрации:
Средневековая миниатюра:

Гравюра:

И картина Эдгара Дега

Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить.

Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью. Эта процедура сохранила популярность и позже - до 18 века (да-да, те самые "напудренные маркизы" заботились о своей гигиене именно так.

Еще одна гигиеническая процедура, пришедшая из античности, и сохранившая популярность в некоторых регионах Европы века до 17-го - обмазывание тела маслом со специальными добавками и последующее счищание этой массы скребком. Такой древний аналог современных спа-процедур:)

вообще, изображений мытья и купания в миниатюрах, картинах и гравюрах того времени, а так же упоминаний о них в балладах и прочем фольклоре столько, что думать, что это было чем-то исключительным и "люди мылись раз в жизни" можно только по полному невежеству.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были э-мм.. рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» - отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Общественная баня. Немецкая гравюра 16-го века

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. - миква. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.
Именно с этим связаны часто цитируемые, (без указания источника и без понимания сути), отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.
Тем не менее, общественные купальни благополучно существовали на протяжении всей истории Европы.

Еще один миф касается ужасающей антисанитарии средневековых городов. Типа, улицы по колено в нечистотах, ночные горшки выливаются прямо из окна на головы похожих и т.п.
Это тоже сильное преувеличение. Действительно в средневековых городах дренажная система была открытой - по краям улиц шли сточные канавы, предназначенные для оттока дождевой воды. Часто в них плавал и всякий мусор. Ну и понятно, что отдельные граждане в них иногда мочились.

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами, вывозившими по ночам из города это самое. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Так что рассказы о заросших грязью европейцах, живущих посреди моря нечистот все же мифы. Интересно, почему эти мифы так популярны.

PS: Большинство иллюстраций позаимствовано из дневника

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погибает от дизентерии.

А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки…

Как и король Филипп II.

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге „Новое природное лечение“, — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

То же творилось и в Версале…

А глядя в фильмах на эту роскошь и красоту прямо с трудом верится, как было на самом деле (

Комментарии:

В принципе, грешная нагота и дороговизна дров могут объяснить отсуствие привычки к гигиене. Но вот неужели у тех людей не было естественного отвращения к запахам тела, желания сбросить с себя хотя бы часть грязи? Ведь можно было просто протереться мокрыми простынями, и то лучше бы стало.

Да еще нужно было бы добавить, что влюбленные носили на груди кулоны, внутри которых находились вши снятые с любимой особы.Считалось, что это прекрасное напоминание дрег одруге, особенно в момент укуса. В средние века не жила, но читала об этом.

Да уж, удивила статья. Знала, что с гигиеной было туго, но вот чтоб прям в дворце гадить… ((Кстати, еще учительница русской литературы нам рассказывала, что в то время у них были специальные приспособления, чтоб вшей давить. И они на баллах разговаривая друг с другом стояли и вшей своих давили! Ужас, меня тогда чуть тошнить не начало(((((

Хахахахааха)))) я зачитывала статью вслух, а в это время моя соседка ела что-то вкусненькое)))

Я про духи конечно знала, про вонючие горшки тоже, но про шляпы, это новая информация)))

Все это немного показывается в фильме комедии -Черный рыцарь!!! И неправда, в некоторых фильмах ведь показывают, какие все грязные…

Вы еще не написали, про те огромные прически, которые носили кучу времени и в которых жили мыши, может это было позднее, не знаю!!!

Главное, что мы русские были чистоплотными и русская баня - это хорошее изобретение!!! Одежда простая, кожа чистая, уффф…

Я тут Гриппом сильно заболела и 2 недели лежала, в душ не могла сходить, было так противно!!! бррр

Хорошо, что существует спирт и антибактериальный гель))))

Сегодня индустрия средств гигиены, зубной пасты, стиральных порошков, косметики и т.п. одна из самых прибыльных. Для каждого зуба предлагается своя зубная паста, для каждого сантиметра кожи - свой крем, волосы необходимо мыть каждый день с ополаскивателем, маской и бальзамом, прокладки - вообще отдельная тема. По внешнему виду и запаху легко определяется социиальный статус и доход граждан. Одинаково неприятно общество человека, пренебрегающего ежедневным душем, и человека, выливающего на себя флаконы парфюма. Чувство меры и здравый рассудок - вот главные друзья гигиены во веки веков. Аминь!

Я в шоке просто… Много нового для себя открыла. Раньше знала только то, что содержимое ночных горшков из окон выливали и поэтому стояла ужасная вонь на улицах… Но чтобы так (ходить в туалет где попало или мыться раз в жизни) - это жесть… Интересно, и как из всего этого удалось людей отучить?

Замечательная статья! Всю жизнь говорил и буду говорить: русские - самые чистоплотные в мире! Поэтому у нас не было чумы, не было проказы и тому подобных «прелестей»! Поэтому православие лучше католицизма, как бы со мной не спорили насчет равенства религий! Только в нашем ответвлении христианства был завет: «Держи разум свой и тело свое в чистоте!»

Ну вот… Теперь всегда, когда смотрю голливудский фильм про времена средневековья или позже, я всегда думаю, что эти чистые и нагримированные актеры в реальности были грязными и вонючими религиозными фанатиками…

Ну вы сильно не обольщайтесь насчет проказы, чумы и прочих болезней, связанных с нечистотой тела. Откройте учебник истории и прочитайте, как целовали икону Божьей Матери в Москве во время чумы(!), как боролась с людским (русским)невежеством Екатерина II, про графа Орлова в это время, его команду, какие бунты в это время проходили.Это было в 18 веке(!!!) ;-)))) Были эпидемии.Да еще какие!!! Ну та же трахома была «побеждена» только в середине (50-60 гг)ХХ века.

Девчонки! не занимайтесь русофобией! прочитала я указанную статью- вредная. Тем, что там всего понамешано, перепутано. Все, причем достоверные, факты так поданы вне контекста времени, и тем самым извращены. Ну сами посудите. Ибн-Фадлан-секретарь, путешественник, мусульманин с группой таких же мусульман-паломников, мессионеров (архитекторов, ученых) отправляется из Багдада в Поволжье и на Урал в Волжскую Булгарию по приглашению Булгарского правителя распространять ислам. Сейчас это территория называется Татарстан и булгары- это казанские татары. Обратите внимание середина России, см карту РФ. А теперь подумайте: 1- как мусульманин Ибн-Фадлан будет порочить мусульман.Башкиры, о которых отрывок (впрочем, и как булгары) ЯЗЫЧНИКИ (1).2-Ибн-Фадлан пишет и о русских, а правильнее назвать славянах. И описание тех же нечистот, как живут князья, как совокупляются, не сползая с широкого деревянного ложа, со множеством любовниц. И те же умывания из одной бадьи после сморкания первоумывшихся. Короче, та же грязь. Дает описание славян, как высоких красивых людей, но с телом, «обезображенным» татуировкой. А описание обряда похорон вождя славян. Когда все мужчины-родственники покойника входят в шалаш к девице, пожелавшей сопровождать умершего в загробный мир, и «возлежат» (то бишь совокупляются с ней). А потом ее под шум барабанов закалывают ножом. Все это было! Но есть одно НО. Славяне тогда тоже были ЯЗЫЧНИКИ.Это происходит в 10 веке. Намного позже князь Владимир будет крестить Русь. 3- Таких примеров в этой книге, записках путешественника множество о ВСЕХ ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ, которые встречались на пути. Досталось и огузам. Поверьте-такие непристойности! Я не хочу ни смеяться ни над кем, не опускаться до фразы «сам дурак!». Но будьте мудрее, что ли. Можно собрать МНОЖЕСТВО примеров, отрывков из книг, обо всех… и Европе, и в Азии… и по всему миру, во все времена и века. Русские были не лучше и не хуже тех же итальянцев, немцев, азиатов. Да что говорить об истории. Современность порой шокирует необычностью быта, любимых национальных блюд, предпочтений. Это и называют нынче ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ. Терпимостью к другим обычаям, миропониманию, менталитету.Уважением к культуре и Истории других людей, стран. Ну было и было. И кстати, не так уж и давно. И в той же России грязи и нечистот хватало! И болезней хватало! И религиозной тупости и фанатизма тоже хватало. Насчет нечистот и помоев почитайте Достоевского, как того же Раскольникова не однократно чуть не облили то из окна, то под ноги помоями. Этот грязный, пыльный больной Петербург! Северная наша столица, шедевр архитектуры! Воистину-БЛЕСК И НИЩЕТА! всегда рядом. Безобразие, уродство- и высокие духовные идеалы, Прекрасное-Недостижимое Божественное, Эталоны.

Ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html Извините. что -то видать глюконуло.Глаза зашорило, признаю. ;-))) я по поводу статьи. Внимательно прочитала еще раз. Грешна!!! Вот уж действительно, человек может с «чистыми глазами» ошибаться, то есть видеть то, что он ХОЧЕТ ВИДЕТЬ; слышать то, что он хочет слышать.В данном случае- читать то, что хочет прочитать. а по поводу Средневековья- исторический анекдот: одной Знатной Даме за обедом в замке сказали:«Какие у Вас грязные руки!» На что она с достоинством и хвастовством ответила: «Вы посмотрели бы на мои ноги!». Да и про рыцарей, хохотали в студенчестве, когда читали, как их в доспехах, ходящих под себя по нужде и по малой, и по большой (снимать и одевать -то долго, не один час)слуги окатывали из ведер водой, когда уже и им (слугам), привычным к запахам, было невмоготу от смрада.