Консультация «Оформление наглядной информации для родителей. Методические рекомендации к оформлению уголка для родителей

Светлана Пархоменко
Консультация «Оформление наглядной информации для родителей»

Консультация «Оформление наглядной информации для родителей »

Одной из форм пропаганды педагогических знаний является организация уголков для родителей . Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей . Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но при этом, в силу разных обстоятельств, пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Педагог, непосредственно наблюдающий ребенка и знающий его проблемы, обязан привлечь родителя к сотрудничеству или подвести его к пониманию необходимости педагогического просвещения.

Главная задача педагогической пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядно- информационных средств в целях ознакомления родителей с задачами , содержанием и методами воспитания детей, оказания практической помощи.

Наглядная информация в виде стендов и уголков, освещая педагогический процесс, не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей , поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован.

Местом для наглядной педагогической информации лучше всего служит раздевальная комната, так как здесь ежедневно бывают родители .

При оформлении наглядного материала необходимо придерживаться следующих правил :

- информация дана крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2 - 3 метра; тема выделена ярким цветом и увеличенным размером шрифта;

Стенды установлены прочно и безопасно.

Основные уголки по педагогическому просвещению :

Постоянный информационный стенд «Для вас, родители » ;

Визитная карточка группы;

Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы;

Расписание занятий обучающихся (воспитанников) ;

Режим группы;

Папки - передвижки;

Стенд «Времена года» ;

Выставка «Сделайте вместе с детьми» ;

Уголок творчества детей;

«Барометр настроения группы» ;

Картотека добрых дел родителей ;

Медицинский уголок «О здоровье всерьез» ;

Доска объявлений;

Фотоуголок;

Уголок забытых вещей.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей.

Публикации по теме:

Дошкольник и доступные средства получения информации Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе» Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше».

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Консультация для родителей младшей группы на тему: «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Когда ребёнок проснётся: -обязательно.

Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом.

Психологические рекомендации родителей правильного восприятия информации о своем ребенке Здравствуйте уважаемые родители! Я вновь хочу про рекомендовать вам, как правильно реагировать информации о вашем ребенке. Начнем с самого.

Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации Различия детей по типам восприятия, переработки и хранения информации Зрительно ориентированный ребенок (визуал) Он, как правило, тихий,.

ОБЩЕНИЕ С КНИГОЙ

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Предварительный просмотр:

Воспитатели и родители

Обычно, выбирая садик, родители обращают внимание на статус садика, на его внешнее и внутренне оформление, на программу занятий и на директора. Довольно часто родители забывают о наиболее важном или не придают этому большого значения – знакомство с воспитателем. Часто мамы и папы не задумываются, что именно этот человек может скрасить жизнь малыша в детском саду, дать ему полезные знания, воспитать усидчивость и самоконтроль.

Общайтесь с воспитателями

Ваша первостепенная задача как родителей – наладить отношения с воспитателем и прийти с ним к взаимопониманию.

Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель.

Интересуйтесь своим ребенком. Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель – воспитывать и влиять на своего ребенка – ваша прямая обязанность. Поэтому интересуйтесь у педагога, как себя ведет ребенок , есть ли у него трудности в общении или в выполнении заданий. Педагог не только расскажет вам о трудностях вашего ребенка, но и поможет советом, как это исправить. Такой ваш тандем принесет хорошие плоды, ведь на самом деле, успешность воспитания будет оставаться под сомнением до тех пор, пока в детском саду и дома к ребенку будут предъявлять разные требования.

Ведь вы понимаете, что если вы дома не приучаете ребенка следить за своими вещами, убирать игрушки на свои места и так далее, то ребенок не будет делать этого и в садике и никакой даже самый талантливый воспитатель не сможет этого изменить. Такие противоречия в воспитании не только запутают малыша, но и приведут к конфликту с воспитателем и испортит ваши отношения. Поэтому создайте с воспитателем некий союз и работайте сообща.

Учите ребенка доброте

Если вы хотите, чтобы малыш как можно скорее адаптировался к детскому саду и ужился с другими детками, ни в коем случае не учите его негативным способам защиты . Он не должен быть отрицательным персонажем в группе детей, ведь на этом этапе у детей обострено чувство справедливости, добра и зла и ребенка-забияку никогда не примут в круг общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок привлекал к себе внимание, водите его в танцевальный кружок или школу рисования, учите его интересным и полезным занятиям. Тогда, продемонстрировав свои умения, ребенок заинтересует остальных детей и быстрее найдет друзей в детсадовском коллективе. В противном случае, вы рискуете сделать из своего ребенка изгоя.

Примером такого негативного отделения ребенка от всех остальных, может быть мама, которая категорически запрещала ребенку играть с остальными детьми на улице, чтобы он не запачкался . Когда все дети игрались в песочнице и катались на качелях, малыш стоял рядом с воспитательницей. Хоть ребенок и долгое время пребывал в детском коллективе и в остальном ничем не отличался от других детей, был сдержан, вежлив, делился игрушками, но все равно еще очень долго вливался в коллектив именно потому, что был так называемым «чистюлей». Помните, что воспитатель – взрослый, умный человек, он не позволит вашему ребенку вываляться в грязи. Но запретив ребенку играть с остальными, вы отберете у него возможность наладить контакт со сверстниками и найти друзей.

Говорите с ребенком

Очень полезно и познавательно обсуждать с ребенком его жизнь в детском саду . Каждый день по дороге из сада домой, спрашивайте у малыша, как прошел его день, с кем он играл, было ли что-нибудь забавное или наоборот, обижал ли его кто-нибудь. Хвалите его за успехи, пусть он расскажет вам тот же стишок, что рассказал воспитательнице или споет ту же песенку. В общем, вы должны получать информацию о жизни вашего ребенка не только от воспитателя, но и от самого ребенка. Проявляйте интерес к его жизни и творчеству: рисункам, аппликациям и так далее.

Из беседы с ребенком часто родители узнают не только хорошее, но и плохое. Прислушайтесь к рассказам малыша, возможно воспитатель неправильно повела себя или ребенок в чем-то провинился перед ней . Разумеется, что мнение ребенка субъективно, и он никогда не скажет, что он не прав. Однако если все-таки ребенок рассказывает вам о каком-либо акте несправедливости, стоит прислушаться к этому и уточнить ситуацию, а в отдельных случаях поговорить об этом с педагогом. Но прежде чем доходить до конфликта с воспитателем, выясните все подробности у ребенка. Возможно, он не правильно выразился или вы его не так поняли.

Например, девочка пожаловалась родителям на то, что воспитательница забрала у нее обед, не дав ей доесть. К счастью, мама не побежала сразу к воспитателю устраивать скандал, а решила узнать подробности ситуации. Дело в том, что девочка очень медленно ест, воспитатели знают это и обычно ждут ребенка и не убирают со стола. Но на сей раз трапеза слишком затянулась, поэтому остатки обеда вместе с остальной посудой убрали со стола. Как видим, проблемы особой не было, а конфликт мог возникнуть на пустом месте.

Кстати говоря, питание – еще один камень преткновения воспитателей и родителей. То, как вы кормите своего ребенка дома, может вам позволить время и отсутствие графика. В детском саду же все подчинено рабочему плану, и никто не будет его менять ради одного малыша. Поэтому, если ребенок отказывается кушать, возможно, вы договоритесь с воспитателем и он не будет заставлять его есть во время обеда.

Если вы до сих пор сомневаетесь в компетентности воспитателя, приходя в группу за своим ребёнком, обращайте внимание на отношение педагога к детям и на настроение остальных детей . Можете несколько раз прийти раньше обычного и если вы услышите за дверью крик воспитателя, это может стать основанием задуматься, подходит ли вам он.


Практически ежедневно есть некий объем информации, которую воспитатель должен передать родителям. Но уделить время и рассказать подробности каждому из них – это тяжело физически и затратно по времени. Да и велика вероятность что-то упустить из повествования. На помощь приходят информационные стенды для детского сада, которые могут содержать всю важную информацию о детях, их достижениях, планах, грядущих мероприятиях. Расскажем о том, что лучше всего включить в родительский уголок, какой выбрать материал для изготовления своими руками и как его оформить.

Для чего это нужно

Жизнь группы, которую посещают дети, для родителей во многом остается загадкой. В то время, пока они пополняют семейный бюджет, малыши находятся отдаленно, что-то кушают, во что-то играют, каким-то образом развиваются. Задача стенда – устранить все эти «что-то», «как-то» и дать достаточно подробную информацию о режиме питания, отдыха, занятий, об итогах внутренних соревнований и личных достижений детей.

Информация должна быть написана простым языком, красиво оформлена, чтобы привлекать внимание. В этом случае воспитателю не придется по несколько раз отвечать на одни и те же вопросы: «Что сегодня давали на завтрак?» или «А у кого сегодня был день рождения?». Все это станет достоянием «общественности». Кроме того, часто бывает так, что пришедшие за ребенком родители вынуждены некоторое время ожидать, пока он покушает или досмотрит театральное выступление. Родительский информационный уголок в данном случае станет чем-то вроде досуга, ведь там можно поместить общую информацию о здоровье, безопасности на дорогах, правильном питании, развитии речи.

Информационные стенды для детского сада — оптимальное содержание

Информационный стенд для ДОУ – это своеобразный посредник между педагогом и родителями. Его наполнение должно происходить регулярно, чтобы актуальность не потерялась. Рекомендуемое содержание уголка следующее:

Информация о возрастной группе В ней описываются нормативы веса, роста, навыков, уровня речи и прочих соответствующих данному возрасту характеристик. Обновление должно происходить 1 раз в году.
Режим дня Расписывается поэтапно с указанием общего времени (прогулка, сон, занятия, игры и прочее). Обновляется 1 раз в году.
График основных занятий и мероприятий на год Перечисляются предположительные даты всевозможных утренников, выставок, конкурсов, важных занятий с детьми.
Меню Ежедневно утром родители должны знать, что их ребенок в течение дня будет употреблять в пищу. Особенно это важно для аллергиков.
Контроль за здоровьем Не все детские сады отличаются регулярным измерением температуры детей, однако если в вашем это практикуется, родителям будет интересно следить за здоровьем своего малыша. Однако помните о том, что градусники должны быть индивидуальными и регулярно проходить обработку. Тут же можно дать статистические данные о заболеваемости в группе.
Памятка для родителей Здесь размещается информация о том, что необходимо принести в тот или иной день, повторить или выучить с ребенком дома. Обновляется по мере актуальности.
Список занятий на день Описываются темы предстоящих на очередной день занятий, их цель и предполагаемые результаты. Рисунки, фигурки, аппликации, сделанные детьми во время этих занятий, обычно потом выставляются на специальном горизонтальном стенде.
Важные объявления Пожалуй, это должен быть самый заметный элемент стенда. В нем можно указать, в какие дни детский сад не будет работать, или когда будет происходить родительское собрание, или проведутся плановые прививки.
Новости детского сада Информация об изменении тарифов на оплату, итоги проведенного мероприятия и прочее за месяц, неделю, год.
Телефоны детского сада и экстренных служб Социальная служба, пожарная часть, служба доверия, полиция, скорая помощь.

Если позволяет место, то будет здорово выделить окошко под поздравления для именинников, куда разместится фотография ребенка и припишется несколько теплых слов о нем. В зависимости от специфики ДОУ (с уклоном на зрение, развитие, малый возраст и т.д.), размещается информация от логопеда, психолога, окулиста и прочих специалистов узкого профиля.

Идея оформить родительский стенд не только в группе, но и в актовом зале, физкультурном помещении, рядом с музыкальными инструментами или живым уголком обязательно понравится родителям и детям. Могут создаваться отдельные информационные стенды по развивающим играм, путешествиям по родному городу, которые с удовольствием будут.

Оформление информационных стендов

Важным моментом в размещении родительского уголка в детсаду будет его удобное восприятие и заметность. То есть ориентиром выступает уровень глаз взрослого человека. Это может быть место над шкафчиками, напротив входной двери или даже на ней. Если имеется широкая открытая стена, оптимально разместить стенд там.

Шрифт текстов – не менее 14 кегелей. Не бледная печать, интересные иллюстрации, присутствие цветных слов для выделения – все это источники внимания для родителей. Чтобы листы с напечатанными статьями легко заменялись предусмотрите карманы из пластика или покупных файлов. Можно внедрить систему с перелистыванием страниц, чтобы разместить содержательные памятки или множество иллюстраций.

Информационные стенды для детского сада продаются в магазинах и интернете, хотя порой цена на такой товар весьма может кусаться, поэтому вы можете сделать их своими руками. Если позволяют финансы и инструменты, то вполне для основы подойдет обычная фанера (ее красят или обклеивают). Многие в качестве дешевого материала используют потолочную плитку, поскольку она хорошо режется, а, значит, может принимать разные формы. Окошки под информационные блоки можно сделать из потолочного плинтуса или обычных рамок для фотографий.

Декорировать дешевле и удобнее самоклеющейся бумагой. Скажем, можно взять обычный файл на формат А4, приложить к стенду, а по краям сделать из клейкой бумаги рамочку. И ярко, и просто, и красиво. Когда файл износится, его легко заменить на новый. Предложите родителям поучаствовать в оформлении – возможно, кто-то обладает художественным талантом, и тогда сама стена может превратиться в стенд.



И помните, что яркий современный привлекательный уголок с полезной информацией в садике – это своего рода лицо вашей группы. Дайте ему имя: «Для вас, родители!», «У нас в детском саду!» или что-то свое, понятное и доступное. Пусть стенд «говорит» с родителями и буде полезным проектом для вас. Аналогичными советами вполне можно воспользоваться при оформлении стенда для школы — в этом случае нужно сделать оформление более строгим, а содержание — соответствующим школьной программе.

Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает, возможно, подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

Девочка Л. пила только клюквенный морс и воду, отказываясь от любой другой жидкости. Однако, в какой-то момент родители обратили внимание на стремление Л. попробовать жидкость красного цвета. Оказалось возможным давать другие виды сока красного цвета, и таким образом немного расширить рацион.

В некоторых случаях аутичный ребенок распознает присутствие нежелаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание. Например, если ребенок не ест молочных продуктов и фруктов, но пьет фруктовый морс, то в первую очередь, желательно добавить в его рацион что-нибудь молочное, а на остальном временно не акцентировать внимание.
Сначала ребенка поощряют любимым лакомством всякий раз, когда он съедает совсем чуть-чуть новой пищи, даже просто оближет ложку. Одну девочку, которая очень любила картофельные чипсы, научили пить кефир следующим образом. При виде чипсов она открывала рот и в этот момент удавалось дать ей ложку кефира и почти одновременно - кусочек чипса.

Хотя во время первых попыток она сначала кричала и стремилась выплюнуть кефир, но уже через несколько ложек начала проглатывать. Постепенно стало возможным давать чипсы уже через 2-3 ложки, а затем обходиться уже без них.
Интересно, что та же девочка, невзирая на предлагаемые чипсы наотрез отказалась есть творог. Протест в этом случае выражался сильнее, при виде ложки с творогом она мгновенно стискивала зубы и даже лишение обещанных чипсов не влияла на ее решимость. Заставить ребенка есть в подобной ситуации бывает чаще всего невозможно. Поэтому, научив ребенка, как в вышеприведенном примере, есть кефир и йогурт, можно не настаивать еще на одном дополнительном молочном продукте.
Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес.

Иногда успешной попытке ребенка попробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, «чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке», пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: «ах, какая клубника сладкая и сочная». Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане.

Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу. Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка удается расширить.
Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку.

Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Мальчик И., 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц - полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и няня), чтобы он ел сам: сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, - полная самостоятельность.

Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов. Перед ними стоит задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.
Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.
Умение аккуратно есть, сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию аутичного ребенка, его участие в жизни семьи и сверстников.

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК - ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

Навыки личной гигиены: чистка зубов .

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте.

Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.
В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка - купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Хорошо, если ребенок мог понаблюдать, как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту.

Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено.

Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

1. Включить воду
2. Открыть пасту
3. Взять зубную щетку и смочить ее
4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
5. Почистить зубы слева
6. Почистить зубы справа
7. Почистить зубы спереди
8. Положить щетку
9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
10. Поставить стакан на место
11. Вымыть щетку и поставить в стакан
12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
13. Умыться
14. Закрыть кран
15. Вытереть лицо и руки
16. Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу, несмотря на сохранившиеся трудности поведения».

Предварительный просмотр:

Большой" туалетный тренинг - как решить эту проблему при аутизме?

Многие дети в дошкольном и подростковом возрасте, испытывают трудности с испражнениями в туалете. Столь щекотливая тема часто становится серьезной проблемой для самого ребенка и его окружающих.
Некоторые родители пытаются использовать различные средства, чтобы решить эту проблему собственными силами, и могут не обращаться к специалистам. У ребенка могут развиться фобии и страхи туалета, или появиться сугубо нежелательные поведения, как размазывания кала, игра с калом, и т.д. Окружающие ребенка - сверстники, воспитатели и учителя не могут выстроить с ребенком социальных и приятных отношений, если он ходит "по-большому" в штаны", и данная проблема часто становится серьезным препятствием для социализации и инклюзии ребенка.

Как и при коррекции любой другой поведенческой проблемы, следует воспринимать ее не как симптом аутизма или умственной отсталости, а как проблематичное поведение. Отсюда, первым шагов в решении этой проблемы будет сбор и анализ данных.

На начальном этапе следует записывать данные в течение как минимум двух недель, на ежедневной основе. Следует записывать:
1. Дату и точное время всех испражнений (а также время всех приемов пищи).
2. Место, в котором ребенок испражнялся
3. Во что ребенок был одет.
4. Консистентность стула.

После того, как данные были собраны, следует провести анализ, и определить, по какой из причин возникает данная проблема:

  1. 1. Медицинские причины
  2. 2. Отсутствие навыка (либо отсутствие обобщения уже обученного навыка мочеиспускания в туалете)
  3. 3. Отказ от сотрудничества
  4. 4. Наличие ритуалов и стереотипий, связанных с дефекацией.

У детей, у которых проблемы с дефекацией в туалете связанны с медицинскими причинами , обычно присутствуют нетипичные признаки - слишком частый и жидкий стул, или наоборот, слишком редкий и твердый. В данном случае следует обратиться к педиатру, и если действительно существует проблема, то педиатр даст направление к соответствующему специалисту. В данном случае, следует последовательно выполнять те рекомендации, которые предоставит специалист в данной области.

Если ребенок "ходит "по-большому" в штаны" из- за того, что навык испражняться в туалете отсутствует , из анализа данных будет заметно, что нет каких-либо специфических характеристик или стереотипий, связанных с этим процессом. В данном случае следует применять процедуру коррекции, основанную на проактивных и реакцивных методах.

Прежде всего, следует удостовериться, что ребенок умеет сидеть продолжительное время на унитазе. Если ребенок не сидит на унитазе, или сидит очень напряженных, всего несколько секунд - в данном случае нет никакой возможности, чтобы ребенок смог испражняться в туалете. В данном случае следует выстроить обучение сидения на унитазе - как отдельное упражнение. Для обучения можно использовать физические подсказки и поощрения или жетоны.

Кроме обучения сидеть на унитазе, следует выстроить график посещений туалета. Исходя из начальных данных, следует выбрать время, которое наиболее близко к тому времени, когда ребенок обычно испражняется. Следует отвести ребенка в это время в туалет и помочь ему сидеть на унитазе в течение 5 минут. Если ничего не произошло - ребенок может выйти из туалета, но после этого вы будете отводить ребенка в туалет каждые 10 минут.


Если у ребенка получится сходить "по-большому" в туалете - вам необходимо предоставить ему самый желанный и мотивационный приз.

Если ребенок все же умудрился испачкать штаны - здесь рекомендуется применение реактивной процедуры - либо "Сверх-коррекция" (например, почистить и постирать свою одежду), либо "Стоимость реакции" (лишение каких-либо привилегий, например, запрет на просмотр мультфильмов в течение вечера).

Иногда достаточно одного лишь мотивационного поощрения, но ввиду того, что испражнения не происходят так часто как мочеиспускания, то для того, чтобы привести обучающий процесс к продвижению, иногда требуются дополнительные реактивные процедуры.

Если инциденты происходят, потому что ребенок отказывается сотрудничать - это станет заметно, когда ребенок начнет зажиматься и активно удерживать «стул» при вашей просьбе пойти в туалет. Подобное поведение обычно характеризует ребенка не только в том, что связано с туалетом, но и в других областях повседневных требований тоже.
В таких случаях эффективным средством часто оказывается использование медицинских средств, как глицериновые свечи или клизмы. Но к ним желательно прибегнуть
как вспомогательным методам , в то время как процедура поведенческой коррекции будет основной . В данном случае, поощрение за успешную дефекацию в туалете должно быть очень значительным. Иногда можно использовать следующую технику - предотвратить доступ ко всем значительным поощрениям в течение двух недель перед введением этой программы. Это позволит повысить мотивационную ценность поощрения, и обусловить получение этого поощрения испражнением в туалете.

Когда избегание дефекаций в туалете связанно с рутинами и стереотипиями (например, ребенок испражняется только дома, и только в подгузник, и только стоя за диваном) - данную рутину очень сложно прекратить или прервать. В данном случае более эффективным методом будет постепенное и медленное формирование новой рутины , которая будет приближенной к поведению дефекации в туалете. При формировании данной рутины требуется поощрение каждой новой приближенной формы реакции. Важно не торопиться и не продвигаться слишком быстро, иначе это может привести к запорам и дополнительным затруднениям.
При условии, что ребенок всегда испражняется в подгузник, стоя за диваном можно выстроить следующие этапы:

  1. 1. Помочь ребенку стоять перед диваном, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но перед диваном - он получает поощрение.
  2. 2. Помочь ребенку стоять в коридоре перед туалетом, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в коридоре перед туалетом - он получает поощрение.
  3. 3. Помочь ребенку стоять в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в туалете - он получает поощрение.
  4. 4. Помочь ребенку сходить "по-большому" в подгузник сидя на унитазе в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но сидя на унитазе в туалете - он получает поощрение.
  5. 5. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете с приспущенным подгузником до колен, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но с приспущенным подгузником до колен - он получает поощрение.
  6. 6. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, держа подгузник в руках, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но держа подгузник в руках - он получает поощрение.
  7. 7. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, без подгузника, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но без подгузника - он получает поощрение.


Следует помнить, что выбирать этапы и шаги для обучения ребенка дефекации в туалете следует на основе его индивидуальных способностей и нужд . Для некоторых детей будет необходим более постепенный процесс, или другой способ прекращения использования подгузника (например, не приспускать подгузник, а оставлять подгузник на ребенке, но прорезать в нем заранее дырку, и постепенно ее увеличивать, пока в подгузнике отпадет надобность).

Для успешного проведения процедуры "большого" туалетного тренинга требуется:

1. Закрепление навыков "малого" туалетного тренинга - т.е. ребенок должен уже уметь мочиться в туалете.

2. Запись данныx на постоянной основе . Не прекращать ведение записей пока ребенок полностью не освоит данный навык.

3. Последовательное применение процедур для обучения - требуется как минимум 3 недели последовательного применения процедуры для оценки ее эффективности. Дети, которые годами ходят "по-большому" в штаны не могут отучиться от этого в течение двух-трех дней.

Следовательно, и процесс обучения и закрепления альтернативного навыка, т.е. испражнения в туалете может происходить продолжительное время. Поэтому, очень важно применять процедуру последовательно и вести записи, для того, чтобы можно было отследить динамику процесса.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
  4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  6. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  7. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  8. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  9. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  11. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  12. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  13. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  14. Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.

Лиля Савчук

Театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. Как сделать так, чтобы вся нужная информация для родителей смотрелась гармонично и доступно? Какая информация интересна для родителей, какая не очень? Какая информация постоянная, какая обновляется? Как правильно расположить, куда повесить и поставить? Эти вопросы мучают каждого воспитателя. Предлагаю вашему вниманию свой вариант наглядно-информационного материала для родителей. Мы задействовали не только приемную, но и холл.

стенд "Для вас родители"

Здесь вся информация о графике работы медицинского кабинета, часы приема заведующего, контактные телефоны, сведения о педагогах. Эта информация постоянная.

Стенд "Информация родителям"

Здесь информация о режиме группы и сменная по знаменательным датам, праздникам, и т. д.

Стенд "Наши достижения"


Здесь размещены грамоты, дипломы, благодарности как воспитателям, так и детям группы.

Стенд "Знают все давно вокруг, непоседа-лучший друг"

Здесь мы выставляем фотографии детей с праздников, с экскурсий, с интересных открытых занятий и т. д.

Фотоальбомы:


1. "Мы пришли в детский сад".

2."Малыши, малыши, на прогулку мы пошли".

3."Жизнь замечательных детей".

4. "Наши праздники"

Папки передвижки


Информация по сезону (осень, зима, весна, лето)

Ширмы- раскладушки, презентации


Здесь информация меняется в зависимости от знаменательных дней, праздников,информация о здоровье, ПДД, ОБЖ ит. д.

Кармашки - потеряшки

сюда мы складываем потерявшиеся на время вещи.

"Одеваемся правильно"

Схема в какой последовательности надо одеваться на прогулку.

Теперь плавно переходим в холл.

Стенд " Мама, папа, я творческая семья"

Здесь мы выставляем совместные работы родителей и детей. Конкурсы лучшего рисунка, стенгазеты, и т. д.

Стенд "Непоседливые ручки"


Здесь выставляем детские работы по лепке и конструированию из бумаги.

Выставка детских работ"Радость своими руками"


Здесь родители и дети могут увидать рисунки детей, работы по аппликации.

Уголок благодарности "Родителей за все благодарим


Подробно о нем я писала в прошлом году. В шариках кармашки, в них мы вписываем самых активных родителей.

Смайлики с благодарностями


Их мы приклеиваем на дверцу шкафчика,вписываем имена родителей, и за что их благодарим. Многие против этого, но мы используем этот метод не первый год. И многих родителей это стимулирует. В конце года награждаем самых активных родителей грамотами и медалями.

Раздевалки у нас не большие



Конечно не забываем про списки на шкафчики, на чешки. Используем даже двери для объявлений, приглашений, сведений о том, чем мы занимались сегодня


На шкафчиках стоят подставки с папками где все работы детей, каждый родитель может посмотреть, чем занимался их ребенок.

Для родителей предлагаем консультации, буклеты, памятки в распечатанном виде. Стихи и песни в распечатанном варианте.

Буду рада, если кому- то это пригодится.