Консультации и беседы для приемных родителей. Консультация для родителей "приемный ребенок в семье" консультация на тему. Консультации для замещающих родителей тему

Консультации для замещающих родителей тему:

«Правильное воспитание хороших привычек»

Цель:

Оказание теоретической и практической помощи родителям.

Нельзя забывать о том, что успех воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребёнка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, - неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Семья для ребёнка – первая в его жизни общественная среда, эмоционально значимая, в которой формируется его личность; одновременно семья является и основным связующим звеном между ребёнком и более широкой социальной средой. Поэтому семье и принадлежит решающая роль в воспитании человека и гражданина.

Высоко ценится в этой связи воспитательное влияние на детей всей организации жизни

семьи, её уклада, традиций, благоприятного семейного климата.

Для детей от 2 до 3 лет:

Воспитывать навыки культурного поведения – аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Отвечать на вопросы взрослых, выполнять их указания, приучать вежливо здороваться, прощаться, благодарить. Соблюдать элементарные правила поведения: мыть руки, во время еды пользоваться ложкой, быть аккуратным не сорить, не разбрасывать игрушки.

Для детей от 3 до 4 лет:

Приходя в гости, здороваться, благодарить за услуги; прощаться, отправляясь домой;

Внимательно слушать взрослых, не перебивать; не кричать во время занятий и на прогулке; при выходе из комнаты спрашивать разрешения; обращаясь к взрослому, называть его по имени и отчеству;

Правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться ложкой и вилкой; чисто мыть руки;

Замечать непорядок в одежде, причёске и с помощью взрослого устранять его; раздеваясь перед сном и после прогулки, правильно складывать вещи (с помощью), одеваться в определённом порядке.

Для детей от 4 до 5 лет:

Здороваться с присутствующими, прощаться при уходе; благодарить за услуги (без напоминания); обращаясь с просьбой, добавлять «пожалуйста»; взрослых называть по имени и отчеству; разговаривать негромко, не перебивать друг друга;

За обеденным столом сидеть прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, класть их на место; выходить из-за стола с разрешения;

Следить за своим внешним видом; в одежде, обуви, причёске не допускать беспорядка; пользоваться носовым платком, убирать его в карман; аккуратно закатывать рукава перед мытьём рук, чисто мыть и вытирать руки;

Отправляясь на прогулку самостоятельно одеваться.

Для детей от 5 до 6 лет:

Здороваться со всеми; разговаривать негромко, внимательно выслушивать взрослых, товарищей; извиняться если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным; не толкаться, пропускать младших вперёд, соблюдать порядок в комнате, убирать игрушки;

На прогулке не ломать ветки деревьев, не сорить;

За столом сидеть спокойно, есть не спеша, уверенно пользоваться ложкой и вилкой;

Следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным, чтобы лицо и руки были чистыми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду; обращаться за помощью, если что-нибудь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывать одежду так, чтобы она не помялась.

Для детей от 6 до 7 лет:

Быть вежливым: без напоминания здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

Иметь навык вежливого, спокойного, негромкого разговора, не отворачиваться от говорящего, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих взрослых, предложить им сесть, уметь извиниться, если поступил неправильно; помогать малышам раздеться, одеться; уступать дорогу старшим; не шуметь, не разбрасывать вещи, убирать за собой игрушки;

Во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; правильно пользоваться столовым прибором;

Поддерживать опрятный и привлекательный внешний вид;

Знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.

1. Эмоциональный настрой ребёнка.

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет. Главное – воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду. Взрослые должны сформировать довольно устойчивые привычки к труду.

Важно, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую - либо работу. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя заинтересованность, что поможет ему осознать важность, необходимость этой работы. Стараться у ребёнка пробудить любознательность и самостоятельность.

Основные показатели трудолюбия:

Охотно выполняют поручения;

Проявляют желание помочь взрослым или другим детям;

Стремятся старательно и добросовестно работать;

Не боятся трудностей;

Инициативны, заботятся о хорошем результате;

Подходят к заданию творчески;

Умеют планировать процесс работы, осознают поставленную перед ним цель;

Любят работать не только на себя, но и в интересах других.

2.Роль семьи.

Основная функция семьи – воспитание детей. Стиль взаимоотношений основан на взаимном уважении и взаимопонимании , уважении к личности ребёнка. В процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребёнка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создаётся в семьях, для которых характерны чёткие нравственные установки и приемственность поколений.

Любовь к родственникам побуждает ребёнка подражать им, брать с них пример.

Цель родителей: они обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание; также должны предусмотреть и будущее ребёнка.

Воспитание должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих.

Родителям необходимо помнить: их отношение к работе – важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребёнка.

Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.

Дети – члены семьи, они должны быть причастны к её жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. От детей требуется определённая отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству. Их нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру, куда поехать вместе отдыхать.

Самостоятельная деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения за добросовестным трудом людей – обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатом, к тем, кто работает.

При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна.

Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого - либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах не стоит.

В семье ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность.

3.Самообслуживание.

Продолжая приучать детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, взрослые постепенно усложняют задания; учат застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесёмки.

С ростом ребёнка необходимо всё больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене. В старшем дошкольном возрасте ребёнка уже пора учить чистить зубы (сначала без пасты, затем с ней), мыть перед сном шею, уши, ноги, застилать постель. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребёнок, клалась на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги. Здесь ребёнку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.

Если в семье есть младшие, старший дошкольник может заботиться о них.

Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими, а иначе подрывается авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды.

Но, воспитывая ребёнка, родители не должны только требовать. В общении с ребёнком они воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чём состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупая труд. Приучая ребёнка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребёнку легче будет понять их необходимость.

Приучая ребёнка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего; с другим надо быть более строгим, решительным, выразить своё недовольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Если вы решили наказать ребёнка, нельзя ограничиваться только посулами.

4.«Обойдёмся без нотаций!»

Несколько «волшебных» способов, как, воспитывали своих детей, любящие родители могут обойтись без ругани и нотаций.

Попробуйте рассказать ребёнку про кого-то, кто сделал так же плохо, как он. Отлично, если удастся рассказать в форме сказки. Ведь сказка, кроме всего прочего – психотерапевтический приём. Можно с иронией похвалить детей, за то, что они сотворили.

Ни в коем случае нельзя наказывать и ругать детей:

Когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни (в этот период психика ребёнка очень уязвима, последствия не предсказуемы);

Когда ребёнок ест, во время игры или труда;

Сразу после того, как ребёнок получил физическую или душевную травму. Например, упал, подрался, потерпел неудачу, даже если сам виноват;

Когда ребёнок стремится, но не может преодолеть страх, невнимательность;

Когда он кажется вам неспособным, неповоротливым, бестолковым;

Когда малыш очень подвижен, что нервирует вас;

Когда вы в плохом настроении или очень сердиты; когда вы утомились, чем-то раздражены, гнев, который вы в таком случае обрушиваете на детей, всегда чрезмерен и несправедлив(согласитесь, что в подобных обстоятельствах мы просто срываемся на детях).

Наказывать нужно правильно, чтобы ребёнок не чувствовал себя униженным и нелюбимым, а просто понимал, что плох не он сам, а то, что он сделал.

Лишить ребёнка игрушек вместо наказания не самая лучшая идея. Таким образом, у ребёнка материальный интерес встанет на первый план.

Не стоит ребёнка наказывать в том случае, если он, попросившись вам помочь, разбил тарелку или же разлил суп.

Дошкольный возраст – самое время приучать малыша к труду. Поэтому не стоит ругать его за ошибки. Они вполне естественны.

Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции». Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей. Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу». Использование образов Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения. Целенаправленное представление ситуаций Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания. Способы отвлечения Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее. Управление дыханием Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 2030 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние. Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация. Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я". Упражнение "Марионетка". Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я". Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние. В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”: направленное внимание; мышечное расслабление; успокаивающее дыхание. Развитие навыков самонаблюдения. Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку. Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет коечто полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Упражнение “Знакомство с собой”. Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить. 1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса. 2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла. 3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти. 4. Потрясите пассивно “висящую” кисть. Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения: 1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти? 2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло? 3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто): Сухость и влажность; Пульсацию; Покалывание; Ощущение прохождения электрического тока; Чувство “мурашек”, “мороз по коже”; Онемение (обычно в кончиках пальцев); Вибрацию; Мышечную дрожь. Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем. Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Составитель:

Усманова Руфия Фаритовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»,

ЯНАО, г. Салехард

«Трудно привести к добру нравоучением, легко- примером».

Сенека.

В настоящее время в России одной из приоритетных задач государственной социальной политики является передача детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,на воспитание в замещающие семьи.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей. Такая семья приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой и т.д. Воспитать ребёнка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего,кровного,а ребёнка из другой семьи. Замещающие родители, зачастую, оказываются, не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом.

Общение - это умение выслушать мнение ребёнка, понять его эмоциональное состояние. Если вы чем-то заняты и не сможете выслушать ребёнка, не делайте вид, что слушаете его. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей.В этот период семье особенно важна поддержка. Современные психологи считает, что наиболее эффективной помощью для опекунов (попечителей) и детей является коммуникативные образовательные программы т.н курсы общения с детьми. Другой помощью в воспитании ребёнка является семейные консультации, в котором принимают участие все члены семьи, включая детей. Любовь родителей друг к другу, распределение ролей в семье дают ребенку ясную картину мира, высокую самооценку и уверенность в своих силах. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Чаще всего к специалистам обращаются семьи, проходящие так называемый «адаптационный период», когда ребенок и родители узнают друг друга, осваиваются в новых для них условиях. После довольно благополучного и счастливого «медового месяца» в поведении ребенка наступают перемены, пугающие родителей, заставляющие их задуматься о правильности принятого решения. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом. Не секрет, что большинство отказов от детей происходит именно тогда, когда подопечные вступают в подростковый возраст. В этот сложный период жизни подростки стремятся найти свое место в этом мире, всеми силами стараются демонстрировать независимость, делают все наперекор взрослым. Родителям необходимо научиться уважать своих подросших, еще вчера послушных и покладистых ребят, дать им возможность принимать самостоятельные решения. Но самое главное – родители должны выстроить отношения с детьми таким образом, чтобы они всегда были уверены в том, что мама и папа всегда будут рядом, что бы ни было.

Взяв на себя ответственность о воспитании и заботе ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нужно помнить,что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства их к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка- уважайте их и их судьба такими,какие они есть (прежде всего речь идёт о людях, которые дали ему жизнь, о его маме и папе).Тогда и ребёнку, а затем и подростку и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Правильное общение опекунов(попечителей) с детьми помогает повысить уверенность ребёнка, его чувство собственного достоинства. Как достичь этого?

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приёмного ребёнка?

Нужно:

Принимать ребёнка, таким,каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверить в себя и будет работать.

Не пытайтесь «лепить» своего ребёнка,а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминайте, какими были вы в данном возрасте.

Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже он другой.

Относится к ребёнку, как к сбербанку родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его взяли в семью и заботились о нём,-он вас об этом не просил.

Рассчитывать на то что ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Воспитание детей в приёмной семье требует особой ответственности и знаний родителей. Считается, что нет какого-то единственно правильного пути воспитания и безупречных родителей. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он вырастет счастливым. Что же это за нужды?

Прежде всего:

Это любовь, уход, похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать.

Это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; - это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им трудно.

Семья, которая успешно разрешила свои конфликты, станет крепче. Будьте подготовлены к появлению в вашей семье новой жизни и тогда вы сможете воспитать полноценную и счастливую личность, которая будьте, уверены, не останется вам неблагодарной за это.

Литература:

Акимова М.Н. «Организация работы с приёмными семьями». -Самара: Самвен 1998г.

Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приёмной семье» .-М: Дом, 1993

«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004907

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Консультация для замещающих родителей «Адаптация ребенка в приемной семье»

Адаптация ребёнка в приёмной семье происходит примерно в течение года и условно делится на несколько периодов.
Этап первый - «Знакомство» или «Идеализированные ожидания». В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространенны в первые два - четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.
Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…
Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных родителей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол, интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применять немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.
Этап третий - «псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…
Часто спрашивают любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их особенность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребёнком.
Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, чёрт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставание в познавательной сфере.
Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.
Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, оно становиться более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.
Этап четвёртый - «привыкание». У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным родителям, доверяет им, обращается за помощью. Последний пятый этап - этап «уподобление». Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.
Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение приёмных родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, предпочтительней жить в семье.

На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Для того чтобы все члены приемной семьи быстрей приспособились и привыкли к изменившимся условиям жизни и стали полноценной семьей, они посещают школы приемных родителей, консультации специалистов психолого-педагогической службы. Но иногда в семьях возникают проблемы воспитания, которые не каждый родитель может рассказать психологу на очной консультации, так как родитель чувствует себя ответственным и виноватым за то, что произошло. Таким образом, консультирование приемных родителей на Телефоне Доверия - одна из важных задач психологической службы. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка. Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения - детское воровство.

Чаще всего, опасения родителей, что воровство связано именно с тем, что ребенок - приемный, имеют под собой основания, так как моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «данного принципа развития» лежит боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Поэтому большинство детей дошкольного возраста уже различают что «хорошо», а что «плохо», что «можно, а что «нельзя». Однако, сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже - примерно к 10-11 годам. Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в «развитии совести»: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Поэтому детям с «неблагополучным стартом» дольше требуется внешний контроль.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много.

Приемный ребенок из детского дома рос в учреждении при общественном укладе жизни. То есть, он не понимает в данной ситуации, что значит иметь «свое» и не понимает, что такое брать «чужое». Поэтому, основной причиной того, что ребенок берет вещи, это его неосведомленность, что вещи кому-то принадлежат и имеют особую ценность.

Дети из детского дома, взятые в приемную семью, не сразу привыкают к новой обстановке. Большинство ребят испытывают неуверенность, тревогу в своем нынешнем положении, страх перед будущим (особенно дети с низкой самооценкой) . Поэтому им необходимо создать для себя такую ситуацию, которая бы коренным образом отличалась от их прежней и нынешней обстановки жизни. Примером такого выхода эмоций и негативных чувств становится невротическое воровство. Так как при воровстве у ребенка обостряется чувство риска, появляется азарт и проявляется инфантильное удовольствие в присвоении чужого. После такой, хоть и искусственно созданной, ситуации наступает желанное чувство спокойствия, уровень тревоги снижается.

Еще одной из причин воровства может быть проверка границ дозволенного для себя. Хотят ли отказаться от него приемные родители? А может быть ребенок пытается привлечь внимание взрослого. Наказание в данном случае его меньше пугает, чем безразличие. Данное поведение называется «демонстративное воровство» .

Поведение детей, отвергнутых собственными родителями, характеризуется завистью к вещам. Наличие каких-либо вещей эти ребята связывают с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Поэтому одна из причин воровства, особенно в подростковом возрасте, - попытка присвоения социального статуса через обладание определенными вещами. Таким образом, ребенок пытается «быть как все» и не выделяться из толпы, быть членом группы сверстников.

В процессе телефонного консультирования необходимо помочь родителю понять, что происходит с ребенком на самом деле и какова причина, решением которой стало детское воровство.

Не стоит забывать, что содержание консультации - психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Значимой составляющей является формирование позитивного отношения родителя к ребенку, принятие его проявлений, поддержка в желании преодолевать трудности взаимоотношений вместе с ребенком, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

Консультант может действовать разными способами.

Понятно, что при столкновении с трудным поведением ребенка родителей захватывает буря эмоций. Задачей консультанта является помощь клиенту в отражении своих чувств, мыслей и понимании, что будет результатом «разрядки» взрослого. То есть, родитель, прежде чем наказать ребенка, должен ясно осознавать цель своего поведения, что он хочет пресечь: то ли причину (что ребенок хочет добиться воровством), то ли проявление (само воровство)

Следующим вариантом консультации является помощь родителю в осознании того, что ребенок, совершивший проступок, это не преступник. В данном случае, консультант делает акцент на том, что сложившаяся ситуация – это шанс для ребенка освоить некоторые правила человеческой жизни. А вот усвоится ли это правило, во многом зависит от реакции взрослого на проступок. Необходимо уточнить, что навешивание «ярлыков», как часто бывает в обществе, это лишение человека возможности выбора в будущем.

При консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений очень важно затронуть влияние возраста и особенностей развития ребенка. Если речь идет о детском воровстве, то родителям можно рассказать, что часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Просто, возможно, сейчас ребенку, которому десять лет, в моральном отношении еще только шесть. И относиться к его поступкам, объяснять ему, что произошло, надо с учетом этого.

Детское воровство может произойти и вне дома. Тогда взрослому обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить и не бросать одного, помочь самому ребенку найти способ возместить нанесенный ущерб: вернуть украденное, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах .

Таким образом, проблема детского воровства – одна из актуальных в консультации приемных родителей по вопросам трудного поведения ребенка